Упражнения по обучению детей выразительному чтению: — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Упражнения по обучению детей выразительному чтению:

2022-12-20 23
Упражнения по обучению детей выразительному чтению: 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Словесное действие

Упражнения дыхательной гимнастики:

1. «Вдох-выдох». Поднимая руки вверх над головой, делаем вдох, опуская

вниз, – выдох. Дышим ровно и глубоко.

2. В положении стоя руки сплести на затылке. На медленном вдохе носом

напрячь руки, плечи, шею. Резко расслабиться.

3. Закрыть правую ноздрю, вдохнуть левой. Закрыть левую, выдохнуть правой и

т.д.

4. Положить ладони на нижнюю часть грудной клетки и сделать несколько

спокойных выдохов и вдохов. Почувствовать движение ребер.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

1. Вытянуть губы трубочкой («хоботком») вперед, затем растянуть в улыбку.

Делать на вдох и выдох.

2. Губы «хоботком» тянуть наверх, затем – вернуться на исходное положение.

Вниз - на исходное положение. Вправо - на исходное положение. Влево – на исходное

положение.

3. Губами, вытянутыми в трубочку («хоботком») рисуем круги вправо и влево.

4. Кончиком языка массируем твердое небо.

5. Пощелкать языком, издавая более высокие и низкие щелчки.

  Упражнения на гласные и согласные:

1. Произносим на дыхании несколько раз

И-Э-А-О-У-Ы; Е-Я-Е

2. Произносим парные глухие, звонкие и отдельные звуки:

 П-Б; Ф-В; Т-Д; К-Г; С-З; Ш-Ж, М, Н, Р, Л, Ц, Ч, Щ

3.Произносим слоги и сочетания слогов:

ПИ-БИ; ПЭ-БЭ; ПА-БА; ПО-БО; ПУ-БУ; ПЫ-БЫ; ПЕ-БЕ; ПЯ-БЯ; ПЕ-БЕ;

ПЮ-БЮ; БИП, БЭП, БАП, БОП, БУП; БИППИ, БЭППЭ, БАППА, БУППУ…

БИ-БИТЬ, ПИ-ПИТЬ;

БЭ-БЭТТИ, ПЭ-ПЭР;

БА-БАР, ПА-ПАР;

БО-БОРТ;

ПО-ПОРТ;

БУ-БУХ, ПУ-ПУХ;

БЫ-БЫЛЬ, ПЫ-ПЫЛЬ;

ВЗРВИ-ВЗРВЭ-ВЗРВА-ВЗРВО-ВЗРВУ-ВЗРВЫ;

ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;

ЛНЭ-ЛНА-ЛНО-ЛНУ-ЛНЫ…

Скороговорки:

От топота копыт пыль по полю летит.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не

выболтала.

 

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру, Лавру на Фрола

наврет.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Отрабатывать на скороговорках дикционную четкость сначала в среднем

темпе, потом в ускоренном и замедленном.

 Словесное действие. Скороговорки в действии. Диалог.

Действовать словом – активно хотеть, добиваться чего-либо от партнера или

партнеров. Словесные действия, направленные на партнера, бывают самыми разными

и могут иметь массу смысловых оттенков.  

  Добиваемся чего-либо разными способами:

- просим, приказываем, требуем, угрожаем.

Общаясь, мы, как правило:

- спорим, соглашаемся, оцениваем, упрекаем, намекаем, объясняем,

удивляем.

Осваивать действие словом надо с самых простых действий с минимумом

слов, например:

- позвать (подругу, которая находится далеко);

- попросить (дать почитать книгу или переписать задание на дом);

- приказать (собаке не лаять на гостя);

- упрекать (приятеля, который скрыл от тебя важную информацию).

Общаясь, люди вступают в диалог. В качестве тренирующих диалогов

используем скороговорки. Например:

Давай скороговорочки перескороговорим, перевыскороговорим.

Но все скороговорки не перескороговорить, не перевыскороговорить.

Надо все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить.

Но все скороговорки не перескороговорить, перевыскороговорить. 

Каждый участник в игре-диалоге должен отстаивать свою точку зрения, убеждать,

настаивать, требовать и т.д. 

  Этюды на словесное действие. Характер персонажа в общении.

Продолжаем изучать поведение людей в различных предлагаемых

обстоятельствах. Обращаем внимание на то, что на поведение человека оказывают    

влияние не только обстоятельства. Особенности личности, влияющие на 

поведение человека, называются характером. У каждого человека свой особенный 

характер. Можно быть общительным или замкнутым, ласковым или колючим,

обидчивым, смешливым, гордым или неуверенным в себе и т.д. 

«Какой я?», «Что я знаю про себя»? «Каким  меня видят друзья и

знакомые?». Эти вопросы каждый человек может задавать себе на протяжении

всей жизни… 

Продолжаем работу над этюдами на новом этапе, формируя навык действия

словом и проявляя характер персонажа в общении. 

 Элементы пластического тренинга. Координация действия и слова.

Умение владеть своим телом – необходимое качество каждого актера.

Конкретность и точность движения, правильность распределения мышечных усилий,

ритмичность и музыкальность развивает и тренирует комплекс различных

упражнений, который является основой пластического тренинга. 

«Ветряная мельница». Дети встают в линию в шахматном порядке или в полукруг

на ширине вытянутой руки друг от друга. Ноги на ширине плеч, прямые руки подняты

вверх, кулаки сжаты. Делать круговые вращения руками, постепенно увеличивая

скорость. 

«Пружина». Прямые руки вытянуты в стороны – наверх, ладонями выше плеч.

Резкими пружинящими движениями выбрасывать руки назад.  

«Миксер». Прямые руки со сжатыми кулаками вытянуты вперед. Делаем

круговые вращения на себя только кулаками, затем подключаем вращение локтями,

затем – плечевые суставы. Упражнение можно делать в противоположную сторону. 

 «Броуновское движение». Учащиеся равномерно распределяются по залу. По

команде все двигаются в спокойном темпе, не сталкиваясь друг с другом.

Следующая команда преподавателя меняет скорость движения детей. 

«Различные виды падений». При падении особенно надо беречь голову, крестец,

колени и локти. Падать следует только на мягкие части тела. 

Отрабатывая сценические падения необходимо при помощи матов.

«Кенгуру». Ноги на ширине плеч, корпус прямой, руки сложены на груди.

Присесть, оттолкнуться двумя ногами и прыгнуть как можно дальше, не меняя положения

рук. 

«Лягушка». Согнув колени, наклонить туловище вперед таким образом, чтобы

колени достали до плеч, голову наклонить, руки вытянуть вперед. 

Оттолкнувшись двумя ногами, прыгнуть на руки таким образом, чтобы ноги

опустились позже рук, затем - перейти в исходное положение. 

Координация движения и слова.

Простейшие попевки, речевки, потешки и поговорки ритмично произносим, 

делая четкие ритмичные движения,  постепенно увеличивая скорость.

Например: «Баба сеяла горох, прыг-скок».

Слоги «ба-ба» отбиваем ладонями хлопками перед собой.

Слоги «се» и «я» ладонями по бедрам поочередно.

Слоги «ла» и «го» - опять хлопками.

Слог «рох» - обеими ладонями по бедрам.

«Прыг» - присесть, готовясь к прыжку.

«Скок» - прыгнуть.        

Этюды на характер

И характерность.

Если характер - совокупность черт человека, которая отражается на его поведении

и проявляется в общении, то характерность – какая-то одна яркая, внешняя  

особенность. Например, человек сильно сутулится или слегка прихрамывает; может 

быть, он плохо слышит, и поэтому как-то по-особенному дергает головой, 

когда прислушивается к собеседнику или говорит на том диалекте, где родился, –

«окает» или «гэкает». Если мы представим себе портреты сказочных персонажей, то

вспомним, что у Буратино был длинный-предлинный нос, потому что деревянный

мальчик был очень любопытным, а у Бабы-Яги нос тоже большой, но страшный, и она им

все время принюхивается, а у гоблинов - огромные уши… Иногда люди бывают

похожими на животных из-за какой-то внешней характерности, например, про

человека говорят, что он надулся, как индюк, если этот человек большой и важный

или ходит, как гусыня, если при походке тянется и подергивается шея. 

Перевоплощаемся в сказочных персонажей и в животных в

пластических этюдах под музыку. 

 Этюды на сказочный сюжет.

«Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обыденным и

необычайным». (А.Блок)

Жанр сказки наиболее близок и понятен детям. Приступая к этюдам на сказочный  

сюжет или к работе над инсценировкой небольшой сказки, интересуемся:

 Какие сказочные истории и сказочные персонажи интересны учащимся и почему?

Каких сказочных героев им хотелось бы сыграть? 

В каких предлагаемых обстоятельствах оказались эти герои?

Каковы основные черты характера героя?

Какая главная мысль этой сказки? Про что она?

В работе над сказочной историей используем и развиваем и навыки действия 

словом, взаимодействия с партнером, развиваем образность и характерность в

пластике, проявляем и тренируем фантазию. 

Каждое занятие по выразительному чтению начинаем с упражнений по технике речи. Выдающийся методист М. А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделять время для специальных упражнений техникой произношения.

В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия.

Правильное дыхание – это дыхание свободное (лишённое всякого напряжения), глубокое, незаметное, автоматически подчинённое воле чтеца. Хорошее дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:

1) Вдыхать глубоко носом и ртом; 2)вдыхать бесшумно; 3)пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и незаметно!); 4) не задерживать дыхания в паузах; 5) не расходовать весь запас воздуха.

Упражнения для развития диафрагмального – рёберного дыхания:

И. п. то же. Насчёт 1-2 (про себя) – глубокий вдох, на счёт «раз» задержка дыхания и на выдохе плавный счёт вслух от 1 до 10. Затем добрать воздух и продолжать счёт до 15, ещё добрать и считать до 20. Затем до 25 и 30. Считать надо стараться ровно, спокойно, не снижая голоса, так, чтобы в лёгких всегда оставался запас воздуха.

И.п. то же. Глубокий вдох на счёт от 1 до3 (про себя)), задержка воздуха на счёт «раз» (про себя), медленный, плавный выдох на звук «ф», «с», «ш» (звуки надо произносить сначала каждый в отдельности, затем все вместе).

Полностью выдохнуть воздух. Не дышать в течение нескольких секунд. Затем наполнить лёгкие воздухом, но не за один вдох. А за несколько коротких активных вдохов. После каждого из таких коротких вдохов делать небольшую остановку, не вдыхая и не выдыхая. Когда лёгкие будут наполнены, задержать воздух, проследив, чтобы грудная клетка была полностью расширена. После этого сделать спокойный выдох.

Дождливое лето хуже осени.

Баюшки – баю.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Баюшки – баю.

Прочитайте стихотворение. Мысленно представляя. Что вы сидите в самолёте, который стремительно поднимается вверх: вы смотрите из иллюминатора на землю и вас охватывает радостное чувство полёта. Голос ваш постепенно повышается, но не усиливается, а становится звонче, легче, мелодичнее.

Белокрылый мощный «ТУ»

Набирает высоту.

Он летит всё выше, выше…

Превратились в точки крыши…

Вот уже он выше туч…

А теперь – меж облаками…

Вдруг ударит солнца луч!

Голубой простор над нами.

Выше, выше мчится «ТУ»,

Покоряя высоту…

Колокола.

В грудном регистре

Что за гром?

Бум! Бом!

Бум! Бом!

А в среднем – гул

На целый дом:

Бим – бом! Бим – бом!

Вот в головном

Чистейший звон:

Динь-дон! Динь- дон!

И всё звенит,

Гудит им в тон.

Бум-бом! Динь- дон!

Бум-бом! Динь-дон!

(З Савкова)

И. п. – зубы сомкнуты, губы в обычном состоянии. На счёт «один» губы вытягиваются вперёд. Как бы принимая форму «пятачка»; на счёт «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов. Упражнение повторяется3 -4 раза. Вариантом этого упражнения являются круговые движения «пятачка» вправо, влево, вверх.

Гласные звуки

А- о – у – ы – и – э

Е – я – ё – ю

Прямые слоги.

К каждому гласному звуку присоединяется согласный, например:

Ба – бо – бу –бы – би – бэ

Да – до – ду – ды – ди – дэ

Бэ – бэ – бэп

Ба – ба – бап

Бо – бо – боп и т. д.

б) бим – бнем – БАМ – бом – бум – БАМ

Скороговорки

«Скороговорку, - учил Станиславский, - надо вырабатывать через очень медленную, преувеличенно чёткую речь. От долгого и многократного повторения одних и тех же слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе».

Сначала скороговорка внимательно прочитывается про себя, затем произносится беззвучно с подчёркнуто чёткой артикуляцией. Потом медленно шёпотом. Потом громче и, наконец, громко и быстро. При этом необходимо следить за правильностью дыхания и за своевременным добором воздуха.

Скороговорки:

Щетина у чушки,

Чешуя у щучки.

Купи кипу пик!

Купи кипу пик!

Купи кипу пик!

Ткёт ткач ткань.

Осип охрип, Архип осип.

Вы слыхали про покупку?

- Про какую про покупку?

- Про покупку, про покупку, про покупочку мою.

Чтобы текст скороговорок проговаривался не механически, а осмысленно, его нужно читать с каким-либо намерением. Например, удивить, порадовать, пошутить, осудить, предостеречь и т. д.

Шутки – чистоговорки

Ря – ря – ря синие моря;

Рю – рю – рю- репу я варю;

Ра – ра – ра –высокая гора;

Ро – ро – ро – новое перо;

Ры – ры- ры- летят комары;

Ар – ар – ар – летит комар;

Ло – ло – ло – у меня перо;

Ал – ал –ар – в бане пар;

Произноси правильно:

Щёткой чищу я щенка.

Ого, его: у синего моря

Р: грохот грома

Родимая сторонка

Режу, резеда

Карл у Клары украл кораллы.

Небольшие тексты

Рубанок

в руки –

Работа другая:

Сучки, закорючки

Рубанком стругаем.

Хороши стружки, -

Жёлтые игрушки!

А если нужен шар нам

Круглый очень,

На станке токарном

Круглое точим.

(В.В. Маяковский)

ПОТЕШКИ.

Заяц.

Заяц белый куда бегал?

- В лес дубовый!

- Что там делал?

- Лыки драл!

- Куда клал?

- Под колоду!

- Кто забрал?

- Родион!

- Выйди вон!

Синичка, синичка,

Воробью сестричка,

Воробей - воришка,

Залез в амбаришко,-

Клевать просо

Своим носом.

Кукушка.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети

И кричали:

«Кук! Мак!»

Убирай один кулак!

Повстречались.

Повстречались два котёнка: «Мяу – мяу!»

Два щенка: «Ав – ав!»

Два жеребёнка: «Иго – го!»

Два тигрёнка: «Р –р –р!»,

Два быка: «Му- у!»

Смотри, какие рога.

Четыре братца

Для пальчиковой гимнастики

Замок

На дверях висит замок.

Кто его повесить мог?

Мы замочком постучали,

Мы замочек повертели,

Мы замочек покрутили

И открыли!

Чтение в лицах.

Один и тот же ученик читает и за автора, и за героя. Отрабатывается умение перевоплощаться, владеть своим голосом. Развивается артистизм на основе осознания произведения и его эмоционального воздействия.

Был бы друг,

Будет и ….(досуг)

Кран открой – пойдёт вода.

Как она пришла сюда?

-В дом, сад, огород

Провели….(водопровод).

(М. Лапыгин)

Хоть я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла,

Сладка на вкус,

Узнали вы? Я….(свёкла)

(Н. Френкель)

Цапля важная, носатая,

Целый день стоит, как ….(статуя)

(С. Маршак)

Плачет кукла Алёнка:

Почти три недели,

Как шпионка,

Сидит она в тесном …(портфеле)

(Л.Фадеева)

Мы вернулись из кино –

Дома пусто и …(темно).

(С. Михалков)

И под горкой снег, снег.

И на ёлке – снег, снег.

И под ёлкой снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише…Не шуметь! (И. Токмакова)

Упражнения на развитие интонационной выразительности (силы голоса, логического ударения, темпоритма)

Гром и тишина.

Гром грохочет – бух! Трах! –

Словно горы рушит,

Тишина в испуге – ах! –

Затыкает уши….

(А. Шлыгин)

А чему ты, заяц рад?

- Рад, что зубы не болят.

Железный конь, /

В животе – огонь, /

Сена не просит, /

Пашет, / сеет, / косит.

Что это за девица? /

Не швея, / не мастерица, /

Ничего сама не шьёт, /

И в иголках круглый год?

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный…

(И. А. Бунин)

Мы пойдём сегодня в цирк?

Исправь ошибку:

Бригада строителей, обычно перевыполнявшая план, сегодня почему – то работала хуже. Один лишь Петров, как всегда, перевыполнил норму. В конце дня радиоузел стройки сообщил: «сегодня только Петров перевыполнил план». Через несколько минут Петров зашёл к диктору и обиженно заявил, что он всегда перевыполняет план.

Как он должен сказать?

Правильно поставьте паузы.

Подходит. На поля и горы

Уже мороз бросает по утрам

Свои сребристые узоры.

(Е.А. Баратынский)

Читай правильно диалог:

- Собака, / что ты делаешь?

-Волков пугаю.

- А что хвост поджала?

- Волков боюсь.

Наряду с логической паузой существует психологическая пауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли.

Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, т. к. в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Станиславский писал: «Красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения».

…Смотрит храбрый князь –

И чудо видит пред собою.

Найду ли краски и слова?

Пред ним // живая голова.

(А.С. Пушкин)

Идёт – по деревьям шагает.

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

(Н.А. Некрасов)

Кискино горе

Плачет киска в коридоре.

У неё

Большое горе:

Злые люди

Бедной киске

Не дают

Украсть

Сосиски!

(Б. Заходер)

Как на пишущей машинке

Две хорошенькие свинки:

Туки- туки- туки- тук!

Туки – туки – туки - тук!

И посту – кивают,

И похрю – кивают:

Хрюки – хрюки – хрюки – хрюк!

(К.И. Чуковский)

Тата -, тата-

Татата -,татата -.

Мама ушла. А Маша?

(Мама ушла. – голос идёт вниз, понижается, а на слове Маша - повышается, идёт вверх.) На вопросительном знаке голос тоже повышается.

Как на горке, на горе.

Как на горке, на горе,

Как на горке, на горе,

На широком на дворе,

Кто на санках,

Кто на лыжах.

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбегу,

Кто по льду,

А кто по снегу.

Быстро лето пролетело,

Наступил учебный год,

Но и осень нам немало

Дней хороших принесёт.

(В.И. Лебедев – Кумач)

Словесное действие

Упражнения дыхательной гимнастики:

1. «Вдох-выдох». Поднимая руки вверх над головой, делаем вдох, опуская

вниз, – выдох. Дышим ровно и глубоко.

2. В положении стоя руки сплести на затылке. На медленном вдохе носом

напрячь руки, плечи, шею. Резко расслабиться.

3. Закрыть правую ноздрю, вдохнуть левой. Закрыть левую, выдохнуть правой и

т.д.

4. Положить ладони на нижнюю часть грудной клетки и сделать несколько

спокойных выдохов и вдохов. Почувствовать движение ребер.

Упражнения артикуляционной гимнастики:

1. Вытянуть губы трубочкой («хоботком») вперед, затем растянуть в улыбку.

Делать на вдох и выдох.

2. Губы «хоботком» тянуть наверх, затем – вернуться на исходное положение.

Вниз - на исходное положение. Вправо - на исходное положение. Влево – на исходное

положение.

3. Губами, вытянутыми в трубочку («хоботком») рисуем круги вправо и влево.

4. Кончиком языка массируем твердое небо.

5. Пощелкать языком, издавая более высокие и низкие щелчки.

  Упражнения на гласные и согласные:

1. Произносим на дыхании несколько раз

И-Э-А-О-У-Ы; Е-Я-Е

2. Произносим парные глухие, звонкие и отдельные звуки:

 П-Б; Ф-В; Т-Д; К-Г; С-З; Ш-Ж, М, Н, Р, Л, Ц, Ч, Щ

3.Произносим слоги и сочетания слогов:

ПИ-БИ; ПЭ-БЭ; ПА-БА; ПО-БО; ПУ-БУ; ПЫ-БЫ; ПЕ-БЕ; ПЯ-БЯ; ПЕ-БЕ;

ПЮ-БЮ; БИП, БЭП, БАП, БОП, БУП; БИППИ, БЭППЭ, БАППА, БУППУ…

БИ-БИТЬ, ПИ-ПИТЬ;

БЭ-БЭТТИ, ПЭ-ПЭР;

БА-БАР, ПА-ПАР;

БО-БОРТ;

ПО-ПОРТ;

БУ-БУХ, ПУ-ПУХ;

БЫ-БЫЛЬ, ПЫ-ПЫЛЬ;

ВЗРВИ-ВЗРВЭ-ВЗРВА-ВЗРВО-ВЗРВУ-ВЗРВЫ;

ПТЭ-ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ;

ЛНЭ-ЛНА-ЛНО-ЛНУ-ЛНЫ…

Скороговорки:

От топота копыт пыль по полю летит.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Маланья-болтунья молоко болтала-выбалтывала, болтала-выбалтывала, да не

выболтала.

 

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру, Лавру на Фрола

наврет.

У нас на дворе-подворье погода размокропогодилась.

Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Отрабатывать на скороговорках дикционную четкость сначала в среднем

темпе, потом в ускоренном и замедленном.

 Словесное действие. Скороговорки в действии. Диалог.

Действовать словом – активно хотеть, добиваться чего-либо от партнера или

партнеров. Словесные действия, направленные на партнера, бывают самыми разными

и могут иметь массу смысловых оттенков.  

  Добиваемся чего-либо разными способами:

- просим, приказываем, требуем, угрожаем.

Общаясь, мы, как правило:

- спорим, соглашаемся, оцениваем, упрекаем, намекаем, объясняем,

удивляем.

Осваивать действие словом надо с самых простых действий с минимумом

слов, например:

- позвать (подругу, которая находится далеко);

- попросить (дать почитать книгу или переписать задание на дом);

- приказать (собаке не лаять на гостя);

- упрекать (приятеля, который скрыл от тебя важную информацию).

Общаясь, люди вступают в диалог. В качестве тренирующих диалогов

используем скороговорки. Например:

Давай скороговорочки перескороговорим, перевыскороговорим.

Но все скороговорки не перескороговорить, не перевыскороговорить.

Надо все скороговорки перескороговорить, перевыскороговорить.

Но все скороговорки не перескороговорить, перевыскороговорить. 

Каждый участник в игре-диалоге должен отстаивать свою точку зрения, убеждать,

настаивать, требовать и т.д. 

  Этюды на словесное действие. Характер персонажа в общении.

Продолжаем изучать поведение людей в различных предлагаемых

обстоятельствах. Обращаем внимание на то, что на поведение человека оказывают    

влияние не только обстоятельства. Особенности личности, влияющие на 

поведение человека, называются характером. У каждого человека свой особенный 

характер. Можно быть общительным или замкнутым, ласковым или колючим,

обидчивым, смешливым, гордым или неуверенным в себе и т.д. 

«Какой я?», «Что я знаю про себя»? «Каким  меня видят друзья и

знакомые?». Эти вопросы каждый человек может задавать себе на протяжении

всей жизни… 

Продолжаем работу над этюдами на новом этапе, формируя навык действия

словом и проявляя характер персонажа в общении. 

 Элементы пластического тренинга. Координация действия и слова.

Умение владеть своим телом – необходимое качество каждого актера.

Конкретность и точность движения, правильность распределения мышечных усилий,

ритмичность и музыкальность развивает и тренирует комплекс различных

упражнений, который является основой пластического тренинга. 

«Ветряная мельница». Дети встают в линию в шахматном порядке или в полукруг

на ширине вытянутой руки друг от друга. Ноги на ширине плеч, прямые руки подняты

вверх, кулаки сжаты. Делать круговые вращения руками, постепенно увеличивая

скорость. 

«Пружина». Прямые руки вытянуты в стороны – наверх, ладонями выше плеч.

Резкими пружинящими движениями выбрасывать руки назад.  

«Миксер». Прямые руки со сжатыми кулаками вытянуты вперед. Делаем

круговые вращения на себя только кулаками, затем подключаем вращение локтями,

затем – плечевые суставы. Упражнение можно делать в противоположную сторону. 

 «Броуновское движение». Учащиеся равномерно распределяются по залу. По

команде все двигаются в спокойном темпе, не сталкиваясь друг с другом.

Следующая команда преподавателя меняет скорость движения детей. 

«Различные виды падений». При падении особенно надо беречь голову, крестец,

колени и локти. Падать следует только на мягкие части тела. 

Отрабатывая сценические падения необходимо при помощи матов.

«Кенгуру». Ноги на ширине плеч, корпус прямой, руки сложены на груди.

Присесть, оттолкнуться двумя ногами и прыгнуть как можно дальше, не меняя положения

рук. 

«Лягушка». Согнув колени, наклонить туловище вперед таким образом, чтобы

колени достали до плеч, голову наклонить, руки вытянуть вперед. 

Оттолкнувшись двумя ногами, прыгнуть на руки таким образом, чтобы ноги

опустились позже рук, затем - перейти в исходное положение. 

Координация движения и слова.

Простейшие попевки, речевки, потешки и поговорки ритмично произносим, 

делая четкие ритмичные движения,  постепенно увеличивая скорость.

Например: «Баба сеяла горох, прыг-скок».

Слоги «ба-ба» отбиваем ладонями хлопками перед собой.

Слоги «се» и «я» ладонями по бедрам поочередно.

Слоги «ла» и «го» - опять хлопками.

Слог «рох» - обеими ладонями по бедрам.

«Прыг» - присесть, готовясь к прыжку.

«Скок» - прыгнуть.        

Этюды на характер

И характерность.

Если характер - совокупность черт человека, которая отражается на его поведении

и проявляется в общении, то характерность – какая-то одна яркая, внешняя  

особенность. Например, человек сильно сутулится или слегка прихрамывает; может 

быть, он плохо слышит, и поэтому как-то по-особенному дергает головой, 

когда прислушивается к собеседнику или говорит на том диалекте, где родился, –

«окает» или «гэкает». Если мы представим себе портреты сказочных персонажей, то

вспомним, что у Буратино был длинный-предлинный нос, потому что деревянный

мальчик был очень любопытным, а у Бабы-Яги нос тоже большой, но страшный, и она им

все время принюхивается, а у гоблинов - огромные уши… Иногда люди бывают

похожими на животных из-за какой-то внешней характерности, например, про

человека говорят, что он надулся, как индюк, если этот человек большой и важный

или ходит, как гусыня, если при походке тянется и подергивается шея. 

Перевоплощаемся в сказочных персонажей и в животных в

пластических этюдах под музыку. 

 Этюды на сказочный сюжет.

«Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обыденным и

необычайным». (А.Блок)

Жанр сказки наиболее близок и понятен детям. Приступая к этюдам на сказочный  

сюжет или к работе над инсценировкой небольшой сказки, интересуемся:

 Какие сказочные истории и сказочные персонажи интересны учащимся и почему?

Каких сказочных героев им хотелось бы сыграть? 

В каких предлагаемых обстоятельствах оказались эти герои?

Каковы основные черты характера героя?

Какая главная мысль этой сказки? Про что она?

В работе над сказочной историей используем и развиваем и навыки действия 

словом, взаимодействия с партнером, развиваем образность и характерность в

пластике, проявляем и тренируем фантазию. 

Упражнения по обучению детей выразительному чтению:

Каждое занятие по выразительному чтению начинаем с упражнений по технике речи. Выдающийся методист М. А. Рыбникова писала, что в системе работы над выразительным чтением необходимо выделять время для специальных упражнений техникой произношения.

В технику речи входят дыхание, голос, дикция, орфоэпия.

Правильное дыхание – это дыхание свободное (лишённое всякого напряжения), глубокое, незаметное, автоматически подчинённое воле чтеца. Хорошее дыхание обеспечивается при соблюдении следующих требований:

1) Вдыхать глубоко носом и ртом; 2)вдыхать бесшумно; 3)пополнять запас воздуха при малейшей возможности (и незаметно!); 4) не задерживать дыхания в паузах; 5) не расходовать весь запас воздуха.

Упражнения для развития диафрагмального – рёберного дыхания:


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.296 с.