ГЛАВА 3. Анализ картин Серова — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

ГЛАВА 3. Анализ картин Серова

2022-12-20 32
ГЛАВА 3. Анализ картин Серова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

3.1. Саврасов А. «Грачи прилетели» [15]

На окраине маленького селения возвышается небольшая шатровая колоколенка. К светло-голубому с высокими облаками небу тянутся еще голые, но уже забродившие соками ветки берез. На них с шумом и граем опускается стая грачей. Лед на пруду растаял, да и снег потерял уже свою зимнюю чистоту и пышность. На глазах у зрителей происходило величайшее чудо рождения весны. "Грачи прилетели" назвал свою картину Алексей Кондратьевич Саврасов, и уже в названии содержится определенное отношение художника к природе. Знакомая всем с детства картина представляется сейчас одним из символов русского пейзажа, постоянно любимых народом верной и преданной любовью. В ней, такой простой и внешне безыскусной, было пронзительно воплощено свойственное русскому человеку лирическое чувство, поэтому картину сразу и восприняли как олицетворение русской природы, всей деревенской России. Пруд и березы, деревенские дома и церковка, потемневшие весенние поля - все обжито и согрето сердечным теплом.

Исаак Левитан так отзывался о картине "Грачи прилетели": "Окраина захолустного городка, старая церковь, покосившийся забор, тающий снег и на первом плане несколько березок, на которых уселись прилетевшие грачи, - и только... Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу".

Первоначальные этюды к картине "Грачи прилетели" А. Саврасов писал в селе Молвитино, находившемся близ Костромы. Это было довольно большое село со старинной церковью на окраине. Церковь была построена в конце XVIII века. Колокольня с кокошниками у основания остроконечного шатра, белый храм с пятью небольшими куполами. Потемневшие от времени избы, крестовые дворы, деревья с мокрыми стволами, свисающие с крыш длинные сосульки... Сколько было таких сел в России! Правда, рассказывают, что из этих мест происходил родом Иван Сусанин.

А.К. Саврасов приехал в Молвитино в марте 1871 года, здесь

много и плодотворно работал над этюдами с натуры, так что ни одна мелочь не ускользала от его пристального взгляда. Уже в первых этюдах тонкие, трепетные стволы берез потянулись к солнцу, просыпалась от зимней спячки земля. Все оживало с наступлением весны - любимой поры художника. Эти первоначальные этюды были решены А. Саврасовым в едином цветовом ключе. Природа на них живет своей внутренней жизнью, подчиняется своим законам. Тайны ее жизни и хочет разгадать художник. Однажды он пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на эту старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, здесь - у околицы обычного русского села - приобрело' особую силу и очарование. Он увидел то, что желал увидеть и на что смутно надеялся. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете.[16]

Сначала А. Саврасов отвергает вариант за вариантом, пока наконец не находит тот характерный пейзажный мотив, который и лег в основу полотна. Правда, история создания этой известной картины еще и до сих пор осталась не до конца выясненной, даже подготовительные материалы к ней (эскизы, рисунки, этюды) полностью не выявлены. А. Соломонов, биограф художника, еще при жизни А. Саврасова, утверждал, что картина была исполнена в один день: "Начав картину рано утром, художник кончил ее к вечеру. Писал он ее не отрываясь, как бы в экстазе... пораженный с утра ярким впечатлением весны, вчера словно еще не наступившей, а сегодня уже спустившейся на землю и охватившей своими оживляющими объятиями всю природу". Правда, советский художник Игорь Грабарь утверждал, что этот маленький пейзаж был написан А. Саврасовым позже, уже в Москве. Сравнивая два дошедших до нас этюда с самой картиной, он предположил, что последний этюд к картине был сделан художником по памяти: "С натуры нельзя так написать. Береза всегда имеет свой рисунок... По такому этюду не сделаешь картину. Это скорее эскиз по памяти".[17]

Вот такова краткая история написания картины "Грачи прилетели", которая впервые была показана в Москве на выставке Общества любителей художеств в 1871 году. А известность картины началась немного позже, когда она была выставлена в Петербурге на выставке Товарищества передвижников. Несмотря на то, что полотно А. Саврасова было показано в окружении других пейзажей, оно сразу же привлекло всеобщее внимание. Небольшой пейзаж вызвал в душах зрителей волнующие чувства, по-новому раскрыв красоту и поэзию скромной русской природы - той самой, о которой писатель К. Паустовский говорил: "Все прелести Неаполя я не отдал бы за мокрый от дождя ивовый куст на берегу Вятки".

Вместе с этим полотном в русскую живопись входил сюжет издавна знакомый жителям русских сел и деревень, напоминавший им о близком приходе весны. Одно это уже ставило содержание картины в круг близких А. Саврасову народных тем. И все же при появлении "Грачей" перед современниками неожиданно раскрывалось что-то новое, уже совсем по-иному говорящее о знакомом явлении. Как будто по-прежнему идет жизнь вокруг, и среди этой жизни - на пустыре, огороженном забором, - совершается великое чудо тихого пробуждения природы от зимнего сна. Удивительный весенний свет, наполнивший всю картину и по-разному осветивший ее, чуть позолотил снежный бугор у забора и самый забор. Лужи растаявшего снега открыли землю, отразили силуэты деревьев, на потемневший снег упали тени от молодых березок, озарилось розовато-золотистым светом плотное облако, а на обозримых далях обнажились проталины.

В таком скромном, но пленяющем взор облике предстала перед А. Саврасовым весна, такой она навеки и запечатлена в его картине - со своей вечной темой обновления жизни. Все казалось таким обыденным, проще простого, и тем не менее волновало зрителя красотой живописи и гармонией светового строя. Это было единственное произведение на выставке, в котором И. Крамскому (с его исключительной чуткостью к такого рода живописи) открылось что-то новое. Недаром в письме к Ф. Васильеву он отмечал, что были на выставке пейзажи и с природой, и с воздухом, и с деревьями, "а душа есть только в "Грачах". [18]

3.2. А.К. Саврасов картины «Вид на Московский Кремль» [19] и «Весна» [20]

В пейзаже «Вид на Московский Кремль» все так просто, непритязательно и красиво. Разливающаяся Москва-река с плывущими льдинками подступила к пригорку с чуть поступающей на нем свежей зеленью. Пригорок с сараем, старая изгородь, деревце с чуть краснеющими, набирающими сок почками, даны на первом плане. Это задворки Москвы, где художник уловил черты сельской жизни. А в глубине за каменным мостом белеют Кремлевские постройки. Ансамбль Московского Кремля «возвышает» пейзаж своей красотой, позволяет не замечать обыденности переднего плана. Голубеющее небо, светлая, зеленоватая, словно медленно текущая река, в которой отражается все вокруг, придают тонкий лиризм и трепетность созданному образу.

Повествовательность и в то же время эмоциональная насыщенность цветового строя создают сложный образ города – по-столичному величественного и одновременно провинциально-патриархального.

Знаменитый ученик художника Левитан нашел очень точные слова, чтобы выразить суть саврасовского творчества: «Саврасов избирал не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а наоборот, старался отыскать в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».

Сочетание объективно-конкретного изображения с каким-то особо нежным, даже восторженным отношением к природе – одна из важнейших особенностей творчества мастера Саврасова.

«Пейзаж не имеет цены, если он только красив, – говорил художник. – В нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам».

Тема весны пронизывает все творчество Саврасова, найдя свое яркое воплощение в знаменитой картине «Грачи прилетели»[21] (1871, ГТГ). С этим произведением удивительно перекликается «Ранняя весна»[22]. В ней предстает исполненная чуть грустного очарования дышащая, трепетная, пробуждающаяся от зимнего сна природа, волнующая своей неизъяснимой красотой и лиричностью. Нежная и прозрачная озаренность весенних дней выражена мастером простым и ясным художественным языком, живописью сильной и тонкой. Благодаря легким тоновым модуляциям картина кажется насыщенной свежим воздухом и светом. В обычном повседневном мотиве художник открыл высокую красоту и передал ее с подлинной лирической взволнованностью.

Одной из жемчужин в творчестве Саврасова стала «Радуга». Художник раскрывает трогательную прелесть близкой русскому сердцу природы.

Бедная деревенька на пригорке над рекой является неотъемлемой, органичной частью всего пейзажа. А живая душа образа, прежде всего, в омытости и чистоте зелени, в прозрачности воздуха после прошедшего дождя, в передаче того состояния природы, которое так освежающе действует на душу человека. Картина лишена прозаичности. Ненавязчивый рассказ о деревенских буднях затмевается здесь одухотворенной красотой летней травы, омытой дождем, и словно тающей в небе радуги. Радуга небольшим краешком засветилась на серо-свинцовой туче, но она соткана из воздуха и света и сияет чистыми тонами спектра, абсолютно лишенная материальных красок.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Выполнив анализ предложенных источников по выбранной теме, изучив и обобщив необходимый материал, в заключении можно сформулировать основные выводы теоретического и практического характера, сделанные мной по результатам данного исследования.

Алексей Саврасов - художник большого дарования и трагической судьбы. В историю русской живописи он вошел как создатель русского лирического пейзажа, полного грусти и любви к России. Конечно, и до Саврасова в России были пейзажисты. Но их произведения более походили на копии итальянских и французских пейзажей, и не имели ничего общего с родиной, русским духом. Именно Саврасов первым показал, как прекрасен серый весенний день, грязные русские дороги и мокрые поля. В 1871 году он выставил на Передвижной выставке небольшую картину "Грачи прилетели"[23]. Теперь эта картина вошла в нашу жизнь наравне со стихами Пушкина и музыкой Чайковского. Иван Крамской писал тогда: "Грачи прилетели" есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но всё это деревья, вода, и даже воздух, а душа есть только в "Грачах"... К сожалению, в массовом сознании Алексей Саврасов так и остался "автором одной картины". Хотя, и до, и после написания этого великого произведения художником было создано еще множество прекрасных работ - Проселок, Радуга, Зима, Распутица, Оттепель, Рожь, Закат над болотом, Дворик. Однако личная драма художника, случившаяся с ним в последние десятилетия 19-го века, отодвинула на второй план и имя мастера, и его произведения. Бедность, семейные неурядицы, ранняя смерть нескольких детей и охлаждение со стороны публики, привели художника к глубокому духовному кризису, отчуждению от людей и пагубному увлечению вином. Долгие годы Саврасов жил в абсолютной нищете, и умер одиноким, тяжело больным человеком. После этого имя этого выдающегося мастера русского пейзажа было практически забыто, а, если и упоминалось, то в критических тонах. В частности, знаменитый русский критик и основатель общества "Мир искусства" Александр Бенуа в своей известной "Истории русской живописи" упоминает о Саврасове, как о художнике-неумехе, который каким-то чудом умудрился написать одну порядочную картину "Грачи прилетели". К счастью, время расставило все на свои места. Истинные мастера не умирают. И прав был Исаак Левитан, любимый ученик Саврасова, который в память о своем учителе написал в 1897 году: "Не стало одного из самых глубоких русских художников... С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле... и эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта". Можно сказать, что после Саврасова русский пейзаж стал другим, и теперь каждый пейзажист, любящий свою Родину, должен с благодарностью и искренним уважением вспоминать имя Алексея Кондратьевича Саврасова - первооткрывателя русского лирического пейзажа.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Ойстрах, О.Г. Мировая художественная культура: материалы для учителя МХК /О.Г. Ойстрах, Т.Л. Демидова. – М., 2001

2. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.: Галактика,1992. с.173-179.

3. Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2004. с. 280-283.

4. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. М.: Издательство Государственной Третьяковской Галереи,1953. 178 с.

5. Островский Г. Рассказы о русской живописи. М.: Изобразительное искусство,1971. с.243- 258.

6. Пейзаж в русской живописи: Альбом / Под ред. Д. Сарабьянова. М.: Гознак,1972. 93 с.

7. Саврасов А. Из собрания Государственной Третьяковской Галереи: Альбом / Авт.-сост. В.А. Петров. М.: Изобразительное искусство,1986. 48 с.

8. Стасевич В.Н. «Пейзаж. Картина и действительность». М.: Просвящение,1978. с.77-82.

9. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. М.: Искусство,1968. с.5-41.

10. Федоров-Давыдов А.А. «Русский пейзаж 18 – начала 20 века». М.: Советский художник, 1986. с.151-153.

11. Федоров-Давыдов А.А. А.К. Саврасов 1830-1897. М.: Академия художеств СССР,1950. 78 с.

12. Энциклопедия пейзажа/ Под ред. Ткач М. И. М.: ОЛМА ПРЕСС Образование,2002. с.300-301, 338-341.

13. Ягодовская А.Т. «О пейзаже». М.: Советский художник,1963. с.36-41.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. «Грачи прилетели»

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Радуга

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ №3 Вид на Московский кремль

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ№4. Ранняя весна

 

 

 


[1] Ягодовская А.Т. «О пейзаже». М.: Советский художник,1963. с.36

[2] Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. М.: Искусство,1968. с.5

 

[3] Энциклопедия пейзажа/ Под ред. Ткач М. И. М.: ОЛМА ПРЕСС Образование,2002. с.300

 

[4] Ягодовская А.Т. «О пейзаже». М.: Советский художник,1963. с.41.

 

[5] Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. М.: Искусство,1968. с.41.

 

[6] Энциклопедия пейзажа/ Под ред. Ткач М. И. М.: ОЛМА ПРЕСС Образование,2002. с.301

 

[7] Стасевич В.Н. «Пейзаж. Картина и действительность». М.: Просвящение,1978. с.77

[8] См. приложение №1

[9] См. приложение №2

[10] Энциклопедия пейзажа/ Под ред. Ткач М. И. М.: ОЛМА ПРЕСС Образование,2002. с.341.

 

[11] См. приложение №2

[12] Стасевич В.Н. «Пейзаж. Картина и действительность». М.: Просвящение,1978. с.82

[13] Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.: Галактика,1992. с.173.

 

[14] Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.: Галактика,1992. с.179.

 

[15] См. приложение №1

[16] Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2004. с. 280

[17] Островский Г. Рассказы о русской живописи. М.: Изобразительное искусство,1971. с.243.

 

[18] Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2004. с. 283.

[19] См. приложение №3

[20] См. приложение №4

[21] См. приложение №1

[22] См. приложение№4

[23] См. Приложение №1


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.063 с.