Разделение общественного знания — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Разделение общественного знания

2023-01-02 35
Разделение общественного знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Ну что с того, что райский плод запретен?

Ну что здесь нового? Сей мудростью горды,

Они всё знали наперед. Конечно, не заметив

Того, ктo их журил из облачной гряды.

 

У. Х. Оден, Сонеты из Китая, II [494]

 

I. Декларации Google

 

Четвертого декабря 1492 года Колумб сумел ускользнуть от береговых ветров, не дававших ему покинуть остров, который мы теперь называем Кубой. На следующий день он бросил якорь у побережья большого острова, известного его жителям как Кискея или Богио, и запустил то, что историки называют «моделью завоевания». Это последовательность событий, которая разворачивается в три этапа: изобретение законнических мер для прикрытия вторжения видимостью оправдания, заявление о территориальных притязаниях и основание города для легитимации и институционализации завоевания[495]. Моряки не могли предположить, что их действия в тот день станут первым наброском схемы, мощь и гениальность которой отзовется эхом через пространство и время в цифровом XXI веке.

На Богио Колумб наконец нашел процветающую материальную культуру, достойную его мечтаний и аппетитов испанских монархов. Он видел золото, искусные изделия из камня и дерева, «церемониальные постройки <…> выложенные камнем бальные залы <…> каменные украшения в виде ошейников и подвесок и стилизованные статуи <…> богато украшенные резьбой деревянные троны <…> утонченные личные украшения из драгоценных камней…». Убежденный, что остров был его «до сих пор лучшей находкой, с самой многообещающей природой и самыми изобретательными жителями», он заявил королеве Изабелле:

 

остается только установить испанское присутствие и приказать им исполнить вашу волю. Ибо <…> они ваши, чтобы повелевать ими и заставлять трудиться, сеять семена и делать все остальное, что нужно, и построить город, и научить их носить одежду и помочь принять наши обычаи[496].

 

Согласно философу языка Джону Сёрлю, декларация – это особый способ говорить и действовать, который создает факты из воздуха, вызывая к жизни новую реальность там, где ничего не было. Вот как это работает: иногда мы говорим, чтобы просто описать мир – «у тебя карие глаза» – или изменить его – «закрой дверь». Декларация сочетает в себе и то и другое, утверждая новую реальность, описывая мир так, словно желаемые изменения уже произошли: «Все люди созданы равными». «Они ваши, чтобы повелевать ими». Как пишет Сёрль, «мы создаем некое положение вещей, представляя его как уже имеющее место»[497].

Не каждая декларация представляет собой сказанное вслух отдельное законченное предложение. Иногда мы просто характеризуем, ссылаемся, упоминаем, думаем или даже действуем в отношении ситуации таким образом, что «создаем реальность, представляя эту реальность как уже созданную». Допустим, например, что официант приносит мне и моему другу две одинаковые тарелки супа, ставя по одной перед каждым из нас. Ничего не сказав, он продекларировал, что тарелки не одинаковые – одна принадлежит моему другу, другая – моя. Мы закрепляем факты его декларации, когда я беру суп только из «моей» тарелки, а мой друг – из его. Когда «его» тарелка пуста, мой друг все еще голоден и он просит разрешения взять ложку супа из тарелки, стоящей передо мной, еще раз подтверждая факт, что это моя тарелка супа. Таким образом, декларации срабатывают или нет в зависимости от принятия новых фактов другими. Как заключает Сёрль, «вся институциональная реальность и, следовательно, <…> вся человеческая цивилизация созданы <…> декларациями»[498].

Декларации по сути своей инвазивны, поскольку они навязывают новые факты социальному миру, а те, кто их декларирует, ищут способ заставить других согласиться с этими фактами. Как пишет историк Мэтью Рестолл, декларация Колумба отражает «модель завоевания»:

 

Испанцы XVI века последовательно представляли свои поступки и поступки своих соотечественников в терминах, которые предвосхищали завершение Конкисты и вселяли в хроники Конкисты дух неизбежности. Фраза «Испанское завоевание» и все, что она подразумевает, вошла в историю потому, что испанцам так важно было изобразить свои усилия как завоевания и усмирения, как выполнение обязательств, как намерения провидения, как свершившийся факт [499].

 

Испанские завоеватели и их монархи очень стремились оправдать свое вторжение как способ прийти к соглашению, особенно среди европейской аудитории. Они разработали меры, призванные придать делу «обличие законности, ссылаясь на одобренные прецеденты и следуя им»[500]. С этой целью перед солдатами была поставлена задача зачитывать местным жителям, прежде чем напасть на них, монархический эдикт 1513 года, известный как «Требования» (Requirimiento)[501]. Эдикт декларировал, что конкистадоры воплощают в себе власть Бога, папы и короля, а затем объявлял коренные народы вассалами, подчиненными этой власти:

 

Вы, касики и индейцы этого континента <…> Мы заявляем, и да будет вам всем известно, что есть только один Бог, один папа и один король Кастилии, владыка этих земель; явитесь без промедления и принесите клятву верности испанскому королю как его вассалы[502].

 

Затем в указе перечислялись страдания, которые выпадут на долю тех, кто ослушается. В этом сокрушившем миры противостоянии с беспрецедентным, местных жителей призывали, увещевали и приказывали, на языке, который они не могли постичь, сдаться без сопротивления в знак признания властей, существование которых они не могли себе вообразить. Процедура была настолько циничной и жестокой, что приближающиеся захватчики часто выполняли свои обязательства, бормоча длинные абзацы эдикта себе в бороду, глубокой ночью, прячась среди густой растительности в ожидании момента атаки: «Как только европейцы выполняли эту обязанность проинформировать своих жертв, путь для разграбления и порабощения был свободен». Монах Бартоломе де лас Касас, труды которого донесли до нас свидетельства истории испанских зверств, писал, что «Требования» обещали туземцам справедливое обращение после сдачи, но также разъясняли последствия неповиновения. Любой акт сопротивления со стороны коренного населения считался «восстанием», тем самым узаконивая жестокое «возмездие», выходящее за пределы принятого в военное время, включая невиданные пытки, сожжение посреди ночи целых деревень и публичное повешение женщин:

 

Я причиню вам все то зло и весь ущерб, которые господин может причинить вассалам, которые не подчиняются и не принимают его. И я торжественно заявляю, что пролитая вследствие этого кровь и нанесенный ущерб будут вашей виной, а не виной Его величества, моей или тех господ, которые пришли со мной[503].

 

Завоевание посредством деклараций должно звучать знакомо, поскольку факты надзорного капитализма прокрались в мир в силу шести критических деклараций, совершенно безосновательных на момент, когда Google впервые их сделал. То, что провозглашенным в них фактам было позволено остаться в силе, очевидно из стратегий изъятия, примененных Verizon и другими новыми звездами на небосводе надзорного капитализма. В восторге от достижений молодой фирмы, основатели Google, поклонники и восхищенная пресса молча проводили глазами поразительные картины вторжения и завоевания, скрытые в этих утверждениях[504].

Шесть деклараций заложили основу большого проекта надзорного капитализма и совершённого им «первородного греха» изъятия. Их нужно отстоять любой ценой, потому что каждая следующая декларация основывается на предыдущей. Если рухнет одна, рухнут все:

 

• Мы заявляем, что человеческий опыт есть сырье, которое волен присвоить себе каждый. Исходя из этого, мы можем игнорировать соображения личных прав, интересов, осведомленности или понимания.

• Исходя из этого, мы утверждаем, что имеем право собирать личный опыт для перевода в поведенческие данные.

• Наше право собирать сырье, основанное на наших притязаниях на его общедоступность, дает нам право собственности на поведенческие данные, полученные из человеческого опыта.

• Наши права собирать и владеть дают нам право знать то, что раскрывают эти данные.

• Наши права собирать, владеть и знать дают нам право решать, как использовать это знание.

• Наши права собирать, владеть, знать и решать дают нам право на условия, обеспечивающие осуществление наших прав собирать, владеть, знать и решать.

 

Итак, эпоха надзорного капитализма открылась этими шестью декларациями, которые определили ее как эпоху завоеваний. Надзорный капитализм добился успеха посредством агрессивных деклараций, и этот успех служит яркой иллюстрацией захватнического характера декларативных слов и поступков, которые стремятся к победе путем навязывания новой реальности. Завоеватели XXI века не спрашивают разрешения; они прокладывают путь, устилая выжженную землю практиками фальшивой легитимации. Вместо циничных монархических эдиктов они предлагают циничные пользовательские соглашения, положения которых столь же туманны и невнятны. Они строят свои линии укреплений, яростно защищая уже присвоенные территории и набирая сил для следующих вылазок. В конце концов они выстраивают в сложных экосистемах торговли, политики и культуры целые города, декларирующие законность и неизбежность всего, чего они достигли.

Эрик Шмидт рассуждал о важности доверия, но своими «декларациями» Google позаботился о том, чтобы его успех не зависел от нашего доверия. Его декларативные победы стали средством концентрации знания и власти всемирно‑исторического масштаба. Это те бастионы, которые обеспечивают его дальнейший рост. Шмидт иногда проговаривал нечто подобное. Описывая «современные технологические платформы», он говорит, что «почти ничто не может сравниться со скоростью, эффективностью и агрессивностью распространения этих платформ – разве что биологические вирусы, и это наделяет соответствующей властью тех, кто их строит, контролирует и использует»[505].

В силу беспрецедентной концентрации знания и власти надзорный капитализм подминает под себя разделение общественного знания – осевой принцип социального порядка в информационной цивилизации. Эта тенденция тем более опасна, что она беспрецедентна. Она не сводится к известному вреду и, значит, не будет легко поддаваться известным формам борьбы. В чем состоит этот новый принцип общественного порядка и как надзорные капиталисты поставили его под свой контроль? Вот вопросы, которые мы разбираем в следующих параграфах. Ответы на них помогут нам задуматься о том, что мы уже знаем, и подготовиться к тому, что ждет впереди.

 

II. Кто знает?

 

Эта книга началась с воспоминания об одном насущном вопросе, заданном мне молодым менеджером целлюлозной фабрики в небольшом южном городке: «Мы все будем работать на умную машину или за машиной будут присматривать умные люди?» В годы, прошедшие с того дождливого вечера, я внимательно наблюдала за цифровизацией работы на целлюлозной фабрике. Как я описала в «Эпохе умных машин», переход к информационным технологиям превратил фабрику в «электронный текст», который завладел вниманием каждого рабочего. Вместо практических задач, связанных с сырьем и оборудованием, «справляться с обязанностями» стало теперь означать мониторить данные на экранах и владеть навыками понимания этого электронного текста, умением учиться у него и действовать с его помощью. То, что сегодня кажется обычным, было тогда необычайным.

Все эти бросающиеся в глаза перемены, утверждала я, сигнализируют о глубоком и важном преобразовании. Организация работы определяется теперь не разделением труда, а разделением знания. Я писала о многих женщинах и мужчинах, которые, на удивление самим себе и своим менеджерам, овладевали новыми интеллектуальными навыками и учились процветать в информационно насыщенной среде, но я также задокументировала горькие конфликты, которые сопровождали эти достижения, назвав их обобщенно дилеммами знания, полномочий и власти.

Любой анализ разделения знания должен разрешить эти дилеммы, выраженные тремя главными вопросами. Первый вопрос – «Кто знает?» Это вопрос о распределении знания и о том, существуют ли возможности его приобретения. Второй вопрос – «Кто принимает решения?» Это вопрос полномочий: кто, какие люди, институции или процессы определяют, кто получает доступ к знанию, что именно эти люди могут узнать и как именно они могут действовать в соответствии с полученными знаниями. Какова законная основа этих полномочий? Третий вопрос – «Кто определяет, кому принимать решения?» Это вопрос о власти. Каков источник власти, которая стоит за полномочиями поделиться знаниями или удержать их?

Молодой менеджер в конце концов найдет ответы на свои вопросы, но они окажутся не теми, на которые надеялись мы оба. Хотя работники целлюлозной фабрики боролись и часто побеждали, хайековское мировоззрение постепенно укреплялось на самых высоких уровнях политики, а операционные требования Дженсена находили горячее одобрение на Уолл‑стрит, которая быстро научилась навязывать их каждой публичной компании. Результатом стала бизнес‑модель, построенная на сокращении издержек и ориентированная на аудиторию Уолл‑стрит, которая настаивала на автоматизации и экспорте рабочих мест, а не на инвестировании в развитие навыков и способностей американского работника, связанных с цифровыми технологиями. Ответ на вопрос «кто знает?» состоял в том, что знает машина, вместе с элитным персоналом, способным использовать аналитические инструменты для устранения неполадок и извлечения стоимости из информации. Ответом на вопрос «кто принимает решения?» была узкая рыночная форма и связанные с ней бизнес‑модели. Наконец, в отсутствие значимого «двойного процесса», ответом на вопрос «кто определяет, кому принимать решения?» по умолчанию оказывается лишь финансовый капитал, озабоченный требованиями максимизации акционерной стоимости.

Неудивительно, что почти сорок лет спустя отчет Института Брукингса сетует на то, что миллионы американских работников «не имеют достойных возможностей среднеквалифицированной работы» перед лицом «стремительной цифровизации». В отчете содержится призыв к компаниям «срочно инвестировать в стратегии повышения квалификации в области ИТ для действующих работников, в понимании, что цифровые навыки представляют собой ключевой канал повышения производительности»[506]. Насколько иным могло бы быть наше общество, если бы американские предприятия решили инвестировать не только в машины, но и в людей?

Большинство компаний предпочли умным людям умные машины, создав хорошо задокументированную тенденцию заменять людей на машины и их алгоритмы на самых разнообразных рабочих местах. К настоящему времени эта тенденция затронула множество занятий, далеких от заводских корпусов[507]. Это привело к тому, что экономисты называют «поляризацией рабочих мест», для которой характерны, с одной стороны, высококвалифицированные рабочие места, с другой – низкоквалифицированные, притом что автоматизация вытесняет большинство рабочих мест, которые когда‑то были «посередине»[508]. И хотя некоторые лидеры бизнеса, экономисты и технологи называют эти явления необходимыми и неизбежными последствиями распространения компьютерных технологий, исследования показывают, что разделение знания в экономической сфере отражает силу неолиберальной идеологии, политики, культуры и институционального устройства. Например, в континентальной и Cеверной Европе, где ключевые элементы «двойного процесса» в той или иной форме сохранились, поляризация рабочих мест сдерживается значительными инвестициями в обучение рабочей силы, которые обеспечивают более инклюзивное разделение знания, а также производство высококачественных инновационных продуктов и услуг[509].

Для нашего повествования важнее всего то, что сегодня мы находимся во второй исторической фазе этого конфликта. Разделение знания в экономической сфере производства и занятости имеет решающее значение, но это только начало новой борьбы в еще более остром вопросе об общественном разделении знания. Дилеммы знания, полномочий и власти вырвались из стен предприятий и заполонили нашу повседневную жизнь. По мере того как люди, процессы и вещи получают второе рождение в качестве информации, общественное разделение знания становится господствующим принципом социального порядка нашего времени.

Совершенно новый электронный текст теперь выходит далеко за пределы фабрики или офиса. Благодаря нашим компьютерам, кредитным картам и телефонам, а также камерам и датчикам, которые множатся в общественных и частных пространствах, почти все, что мы сейчас делаем, опосредуется компьютерами, которые фиксируют и кодифицируют детали нашей повседневной жизни в таких масштабах, какие невозможно было представить себе всего несколько лет назад. Мы достигли точки, в которой мало что остается вне этого нового непрерывно растущего электронного текста. В последующих главах мы рассмотрим множество примеров этого нового электронного текста, который бесшумно, но неуклонно разрастается, подобно колоссальному нефтяному пятну, поглощающему все на своем пути – ваш разговор за завтраком, улицы в вашем районе, размеры вашей гостиной, вашу пробежку в парке.

В результате и мир, и наши жизни без остатка перерабатываются в информацию. Жалуетесь ли вы на прыщи или участвуете в политических спорах в Facebook, ищете в Google рецепт или деликатную медицинскую информацию, заказываете хозяйственное мыло или фотографируете своего девятилетнего ребенка, улыбаетесь или полны возмущения, смотрите телевизор или разучиваете на парковке велосипедные трюки, – все это сырье для этого раздувающегося текста. Исследователь информации Мартин Хилберт и его коллеги отмечают, что даже основополагающие элементы цивилизации, в том числе «язык, культурные ценности, традиции, институты, нормы и законы <…> сегодня оцифровываются и впервые явно превращаются в видимый код», а затем возвращаются обществу, пройдя сквозь фильтр «интеллектуальных алгоритмов», задействованных в решении быстро растущего спектра коммерческих, правительственных и социальных задач[510]. На каждом шагу перед нами встают главные вопросы: Кто знает? Кто принимает решения? Кто определяет, кому принимать решения?

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.