Взлёт и падение Виртуального халифата — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Взлёт и падение Виртуального халифата

2023-01-02 53
Взлёт и падение Виртуального халифата 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Они были всего в нескольких сотнях метров от него. Оперативники Delta Force поднялись по скалистым кручам в афганские горы Тора-Бора всего через три месяца после терактов 11 сентября. Лидер “Аль-Каиды” Усама бен Ладен сидел в окружении в пещерном комплексе недалеко от того места, где он сражался в знаменитой битве в Джаджи против советских войск более десяти лет назад, а позже построил тренировочный лагерь террористов, известный как аль-Масада — "Логово Льва". Теперь, забаррикадировавшись на этом каменном насесте, оставшаяся когорта бен Ладена попала под непрерывные воздушные удары

Бен Ладен обратился с последним призывом к своим последователям 13 декабря 2001 года:

“Наши молитвы не были услышаны. Времена сейчас тяжёлые, и улучшений не предвидится. Мы не получили поддержки от народов-отступников, называвших себя нашими братьями-мусульманами”.

Но отчаяние бен Ладена оказалось преждевременным. Спецназ Дельта и оперативники ЦРУ окружили его скалистый бастион, но им требовалось подкрепление, чтобы перекрыть горные перевалы. Запрошенная поддержка из штаба Центрального командования США (CENTCOM) не поступила. Генерал Томми Фрэнкс, командующий CENTCOM боялся увеличивать военное присутствие США в регионе, а потому решил использовать местных доверенных лиц — афганских ополченцев — для упреждения отступления талибов из Тора-Бора. Это решение дало бен Ладену спасательный круг 1.

Боевики "Аль-Каиды", запертые в пещерном комплексе, договорились о прекращении огня с силами афганского ополчения, окружившими Тора-Бора. Некоторые из этих афганских ополченцев обратили своё оружие против американских оперативников, когда они пытались продвинуться к убежищу бен Ладена. Временное прекращение боевых действий позволило бен Ладену проскользнуть через пакистанскую границу. У "Аль-Каиды" больше не оставалось физической базы в Афганистане, но вскоре она создаст виртуальную базу, которая существует и по сей день.

Бен Ладен знал, что из Пакистана он никогда не сможет дублировать "Аль-Каиду", которую он основал более десяти лет назад. Преследуемый всем международным сообществом, со своими помощниками и заместителями, постоянно находящимися в бегах, он не мог осуществлять должный оперативный контроль, необходимый для управления глобальной террористической группой. Он также не мог вдохновлять, обучать и вербовать новых оперативников, используя традиционные методы, на которые он привык полагаться.

По иронии судьбы, в те месяцы, последовавшие за 11 сентября, "Аль-Каида", казалось, пришла в упадок, но совпадение двух случайных событий оживило террористическую группу. США, не чуя беды, вторглись в Ирак, расколов и дестабилизировав нацию в самом сердце мусульманского мира. Образ американского военного сапога, марширующего по мусульманской территории, вдохнул новую жизнь в идеологию "Аль-Каиды". У честолюбивых джихадистов, воодушевленных посланием "Аль-Каиды", появился ориентир для сплочённого возмущения и цель для практического проявления недовольства. Они вполне готовы были отправиться в Ирак, чтобы освободить мусульман от западного гнёта.

Интернет же стал вторым подарком оперативникам "Аль-Каиды", ведь они сейчас находятся в бегах и рассеяны по нескольким континентам. Если бы бен Ладен ломанулся в федерально управляемые племенные районы Пакистана всего несколькими годами ранее, только пешие курьеры могли бы поддерживать их сеть объединённой. Этот куцый способ связи быстро вышел бы из строя под сильным давлением контртеррористов. Но в то время как физические двери в Афганистан закрывались в 2002 году, интернет-порталы, связывающие экстремистов, их филиалы и тех, кто их поддерживал, просто спасли аль-Каиду.

Переход "Аль-Каиды" в Интернет был вызван не каким-то грандиозным стратегическим замыслом, а необходимостью выжить. Террористическая организация была сформирована из оставшихся иностранных боевиков, которые откликнулись на призыв к джихаду против советских захватчиков в 1980-х годах. Стратегия "Аль-Каиды" с самого начала была направлена на создание не террористической мощи, а скорее сети идеологически преданных и обученных бойцов джихада, действующих в качестве революционного авангарда в конфликтах в странах с мусульманским большинством по всему миру. Вначале центральное руководство "Аль-Каиды" направляло оперативников в качестве инструкторов и пропагандистов по всему земному шару, но предлагало мало вдохновляющих материалов, кроме обучающих видео и аудиотрансляций от идеологических лидеров. Пропаганда Аль-Каиды исходила не из центра, а из сети. Главный джихадистский контент той эпохи исходил от тех, кто был на передовой; видеозаписи из Боснии, Чечни и Алжира приводили в действие маховики пропагандистской машины.

Первые организованные вылазки "Аль-Каиды" в качестве террористической группы прошли не очень хорошо. Инструкторы, отправленные в Сомали в надежде мобилизовать кланы для борьбы с международными силами, потерпели неудачу. Пехотинцы бен Ладена мало чего добились, но стратегически они научились многому. После этих ошибок "Аль-Каида" активизировала свою информационную войну в качестве основного метода распространения идей джихада и вдохновения новобранцев.

“Джихадистские радиостанции, развёрнутые в Йемене и Сомали, окажут на новобранцев более сильное воздействие, чем ядерные бомбы”, - утверждал один оперативник "Аль-Каиды" в меморандуме 1994 года, в котором предполагалось, что региональные правительства, которые они стремились свергнуть, рухнут изнутри, дестабилизированные речами имамов, а не благодаря военной мощи, направленной извне2. Молодые сомалийцы, в частности, оказались более восприимчивы к рассказам о завоеваниях джихадистов, и потому аль-Каида стремилась "создать координационный и коммуникационный центр для связи молодёжи в различных районах страны и за её пределами"3.

После этого изменения в стратегии "Аль-Каида" быстро перешла на телевидение, чтобы распространять свои послания. В 1997 году бен Ладен, как известно, дал своё первое международное телевизионное интервью трём Питерам CNN: Питеру Арнетту, Питеру Бергену и фотографу Питеру Жувеналю4. Но всего два года спустя талибы исключили интервью бен Ладена из основных афганских новостных сетей. Ведь чем больше внимания привлекал бен Ладен, тем больше мир изучал жестокое правление талибов. Чтобы обойти это ограничение, бен Ладен поручил комитету по средствам массовой информации распространить свои записи в арабском мире. Комитет по СМИ снимал интервью, готовил разоблачения и использовал надёжную сеть курьеров для передачи сообщений "Аль-Каиды" внешней среде — важнейшая система, которая помогла сохранить присутствие бен Ладена в СМИ после падения Башен-Близнецов.

Еще в 1995 году бен Ладен также создавал сеть онлайн-коммуникаций, используя электронную почту и доски объявлений. Эти первые централизованные усилия по созданию цифровой инфраструктуры предпринимались наряду с усилиями низовых групп, студентов и религиозных традиционалистов, создающих веб-сайты, пропагандирующие джихадизм, начиная с середины 1990-х годов. Azzam Publications, лондонское издательство, занимающееся продвижением идей Абдуллы Аззама (часто называемого отцом глобального джихада), открылось в 1996 году и разместило на своём веб-сайте видеоролики и статьи в поддержку священной войны мусульман.

На протяжении середины-конца девяностых годов веб-сайты и связанные электронные адреса обеспечивали террористам (и всему остальному миру) прорыв в области коммуникаций, но у них было серьёзное ограничение: это были односторонние способы обмена информацией. Бен Ладен и его духовенство могли вещать только перед аудиторией. Они не могли вычленять и обрабатывать лично тех, кто склонен вступить в их ряды. Однако всё изменилось с наступлением нового тысячелетия. С появлением vBulletin, коммерчески доступного программного обеспечения, позволяющего проводить групповые обсуждения, и Yahoo Groups, у аудитории теперь появилась возможность самим начинать общение с исламистскими веб-мастерами, священнослужителями и лидерами. В 2001 году Глобальный исламский медиа-фронт (Global Islamic Media Front) появился в Yahoo и создал одноимённый веб-сайт. Они требовали, чтобы пользователи получили пароль для доступа к странице обсуждения. Многие другие форумы, чаты и блоги, посвящённые общим исламистским дискуссиям с примесью разговоров о джихаде, появлялись и исчезали до конца десятилетия. Ни один из них не продержался долго, так как слухи о проникновении в них агентов разведки мешали диалогу, как и аресты их администраторов, кстати5. Двусторонняя связь между лидерами "Аль-Каиды" и джихадистами, полными надежд, расширялась, но для поддержания интерактива с аудиторией требовалось больше контента.

Чтобы заполнить эту пустоту и получить больший контроль над религиозными спорами, "Аль-Каида" создала официальную медиа-группу "ас-Сахаб", которая выпустила своё первое видео в 2001 году, демонстрирующее успешную атаку "Аль-Каиды" на корабль США "Коул" в Йемене в 2000 году6. Бен Ладен признал ценность сайтов для джихада и начал отправлять аудио и письменные заявления от ведущих лидеров "Аль-Каиды" непосредственно лидеру "аль-Каиды на Аравийском полуострове" Юсуфу аль-Уяйри и его сайту Al Neda7. Веб-сайты и форумы служили основными точками связи для тех, кто по всему миру вдохновлялся невероятным успехом атак 11 сентября и стремился присоединиться к рядам бен Ладена.

Форум "Аль-Ансар" появился в 2003 году как первый сайт, действительно посвященный обсуждению деятельности моджахедов в Ираке. Аль-Ансар просуществовал только до конца 2004 или начала 2005 года, но он обозначил две важные тенденции: рост защищенных паролем форумов и магнетизм контента об аль-Каиде при операциях в Ираке. Форумы объединяли разрозненных сторонников в единый канал и создавали сообщества единомышленников, где двусторонние беседы приводили к реальному общению между людьми и в некоторых случаях содействовали вступлению в террористические организации. Так преодолевался разрыв между радикализацией онлайн-пропаганды и физической вербовкой в ряды террористов.

Исламисты и их более жестокие братья-джихадисты быстро поняли, что было бы важно создать как можно больше веб-сайтов и форумов. Наличие только одного веб-сайта делает сеть слишком уязвимой - в конце концов, один сайт может быть легко забанен навсегда. Мудрые пользователи и администраторы стремились воспроизвести и объединить в сеть своё присутствие в Интернете. Публикации Azzam разместили предупреждение на своем сайте:

«Благодаря достижениям современных технологий, легко распространять новости, информацию, статьи и другую информацию через Интернет. Мы настоятельно призываем мусульманских интернет-профессионалов копировать и распространять новости и информацию о джихаде через списки электронной почты, дискуссионные группы и свои собственные веб-сайты. Если вы не сделаете этого, и наш сайт закроется до того, как вы скачаете материалы, мы призовём вас к ответу перед Аллахом в Судный день8»

Копирование сайтов и дублирование контента стали ключевыми особенностями выживания в Интернете для сторонников "Аль-Каиды". Открытое программное обеспечение и услуги хостинга означали, что веб-сайты и форумы могли быть созданы кем угодно за считанные минуты и доступны любому человеку по всему миру с доступом к Сети. Эта пониженная для обычных пользователей Интернета техническая планка означала, что относительно начинающие джихадисты теперь имели возможность создавать свои собственные безопасные кибер-убежища.

По мере распространения веб-сайтов и участия новичков в дискуссиях быстро возникла вторая постоянная проблема: как глобальная террористическая группа обеспечивает безопасность и контроль над перемещением неизвестных людей по всему миру? Форумы, защищенные паролем, были временной мерой, и они росли и процветали. Финансовая пирамида быстро диктовала иерархию среди админов пропагандистских каналов. Администраторы форума, рукоположенные на то аль-Каидой, предоставляли эксклюзивную внутреннюю информацию и, естественно, росли в популярности, собирая всё больше участников и всё больше сторонников. Конкуренция между форумами ускорила создание и распространение пропаганды, поскольку каждый сторонник джихада стремился повысить свой собственный статус в сообществе джихадистов. Форумы также создавали каталоги, в которых можно было бы находить конкретные обсуждения по дисциплинам джихада, а также загружать и публиковать нишевый контент — текст, аудио, видео и файлы.

"Аль-Каида" осознала растущую ценность форумов и перенесла распространение видеопродукции бен Ладена с телевидения "Аль-Джазира" на онлайн-каналы, что позволило контенту стать вирусным, быстро распространяться и становиться более доступным для сторонников джихада9. В начале 2006 года медиа-центр "Аль-Фаджр" стал официальным дистрибьютором всего, что связано с джихадом: Аль-Каиды, её филиалов и даже неприсоединившихся джихадистов10.

В те же годы, когда "Аль-Каида" обратилась к Интернету, то же самое сделали и эксперты по борьбе с терроризмом. Любители политологии теперь могли изучать террористов по компьютеру, не выходя из дома, не заходя в зоны конфликтов. Ключом к открытию этих террористических исследовательских хранилищ был простой пароль. Арабоязычные профессоры добились наилучших результатов в получении доступа к форумам Аль-Каиды, но любому начинающему эксперту по борьбе с терроризмом нужно было только включить онлайн-переводчик и выдать себя за сторонника джихада, чтобы получить пароль к интернет-форуму, и они могли быть почти так же информированы о замыслах и планах Аль-Каиды, как и любое разведывательное агентство.

Бросив свою недолго продлившуюся работу в качестве специального агента ФБР всего пару лет назад, я со скептицизмом и удивлением наблюдал за новой эрой электронных исследований из Центра по борьбе с терроризмом в Вест-Пойнте. В ответ на теракты 11 сентября два выпускника военной академии из конкурирующих служб — выпускник Вест-Пойнта 1977 года Винсент Виола и выпускник Военно-морской академии 1953 года Х. Росс Перо - предоставили финансирование для запуска наполовину военного, наполовину академического аналитического центра, расположенного в Департаменте социальных наук Военной академии США. До появления Интернета опытные ученые тратили месяцы и годы, проводя полевые исследования и опасные личные интервью, чтобы собрать информацию о террористах. К 2005 году новые ученые вместо этого тратили дни или в худшем случае недели на сбор данных в Интернете, создавая короткие аналитические статьи, почти столь же богатые идеями.

В то время как «бен Ладен и ко» постоянно совершенствовали свой электронный джихад, появились две новые силы, ослабившие их контроль. Первым был Абу Мусаб аз-Заркави, яркий генерал-джихадист в Ираке. Сторонникам джихада в Интернете не нравились речи бен Ладена, но им нравилось хаотичное насилие реальных войск Заркави. Заркави был человеком действия, постоянно нападавшим на Соединенные Штаты, ООН, иракское правительство и даже мусульман-шиитов. В то время как бен Ладен и его заместитель Айман аль-Завахири плакались в Сети, что они находятся в безопасных убежищах в Южной Азии, иракские кампании Заркави вели прямую непрерывную борьбу против сил США в Ираке.

Пропаганда аль-Каиды выиграла от новой платформы социальных сетей, новых технологий и нового средства массовой информации: видео. Нападения с использованием самодельных взрывных устройств на войска коалиции, обезглавливание захваченных западных пленников, таких как американец Николас Берг, операции террористов-смертников и снайперские выстрелы по американским войскам были запечатлены на портативные камеры и быстро разлетались по Интернету. Ссылки, размещенные на форумах, могут передавать большие и малые успехи моджахедов по всей экосистеме сторонников джихада. В Интернете видеозаписи насильственных действий быстро затмили благовест высших руководителей "Аль-Каиды". Молодые парни-джихадисты хотели действий, они хотели крови, они хотели становиться Заркави. К 2006 году иностранные боевики, вдохновленные публикациями в Интернете, хлынули в Ирак, стремясь присоединиться к его легионам.    

А потом появился YouTube, который взлетел на сцену в феврале 2005 года. Ранее для обмена видео требовалось загружать контент на серверы, а затем распространять ссылки на форумах. Серверы могут быть отслежены и отключены правоохранительными органами. Цифровые подписи компрометировали администраторов форумов и их онлайн-поклонников, и преследование со стороны контртеррористов останавливало создание новых джихадистских порталов. YouTube же предоставил вездесущую среду, к коей любой сторонник терроризма мог получить доступ или загрузить на неё контент. Нет необходимости иметь свой собственный сервер или услугу хостинга. YouTube был одновременно местом для загрузки контента и местом для его обсуждения — разделы комментариев быстро взрывались как самые посещаемые форумы до них. Любой сторонник мог получить к видео доступ, и администраторы не могли блокировать им вход, вводя, например, пароли, или модерировать их высказывания. Кроме того, как только контент был загружен на YouTube, по ссылке на него мог пройти каждый, а не только пользователь определённого сайта. Теперь джихадисты могли быстро просматривать, делиться ссылками или сами загружать контент.

Но бен Ладен не смог идти в ногу с ростом популярности соцсетей. Объявления о предстоящей речи бен Ладена по "Аль-Джазире" стали обычным делом. Исследователи изучили видеозапись в поисках ключей к мышлению бен Ладена и направлению деятельности "Аль-Каиды". Даже будучи энтузиастом борьбы с терроризмом, я не смог разобраться с краткими переводами. Его заявления продолжались тридцать или сорок пять минут. Он мало что предлагал, чтобы взволновать молодых новобранцев. Он всегда сидел в одной и той же комнате, одетый в мантию, с АК-47 у стены. Его речь была тяжёлой, отягощенной традиционными алаверды прошлым лидерам, и он снова и снова повторял одни и те же рассказы. Америка - дьявол, мусульмане должны объединиться и восстать против иностранных захватчиков в (заполните пробел), это ваш долг как мусульманина, и еще одно: Смерть Израилю и евреям... Кто смотрел эти видео с бен Ладеном? Конечно, здесь и там всегда есть преданные фанатики, поглощавшие любые речи своего пророка. Но я не мог представить, чтобы сторонники "Аль-Каиды" тратили своё время на то, чтобы вникать в каждое его обращение. Помимо взрывов на транспорте в Лондоне в 2005 году, бен Ладен и его высокопоставленные руководители годами не совершали успешных впечатляющих атак, и успехи, о которых они заявляли в Интернете, были получены почти исключительно от филиалов, а именно их филиала в Ираке.

Однако моджахеды смотрели YouTube. Это было легко понять, наблюдая за растущим числом просмотров видеороликов, демонстрирующих жестокость легиона Заркави в Ираке. Следующее поколение джихадистов уже отошло от бен Ладена, вдохновленное новой террористической группой, использующей совершенно новые средства. А "аль-Каида в Ираке" начала свой собственный ребрендинг в октябре 2006 года, сменив название на "Исламское государство Ирак" и запустив собственную медиа-группу "аль-Фуркан". Операции по ребрендингу и разделению медиа не представляли собой перелом, по крайней мере, пока. Аль-Фаджр "Аль-Каиды" продолжал распространять контент "аль-Фуркан" нового бренда "Исламского государства"; это было необходимо. Без иракских легионов джихада и их безжалостных атак центральному пропагандистскому подразделению "Аль-Каиды" было нечем радовать зрителя.

Форумы по-прежнему оставались предпочтительным методом первоначального распространения контента от реальных террористических групп и местом обсуждения стратегии на высоком уровне, но YouTube открыл путь для простых людей, чтобы ускорить обмен контентом и его обсуждение. Контент продолжал перетекать с форумов в основные приложения социальных сетей, поскольку Facebook и Twitter начали обгонять первоначальный Интернет.

Администраторы форумов, отчасти из чувства самосохранения, предупреждали в 2009 году о рисках для безопасности распространения джихада в социальных сетях. Но их предупреждения не имели большого значения. Форумы джихада тоже не были безопасными и надежными. "Ансар аль-Моджахеды" закрылись в августе 2010 года, когда испанские власти арестовали ключевого админа11. Иногда многие форумы одновременно отключались от Сети, подвергаясь, как представляется, распределённым кибер-атакам типа "отказ в обслуживании" (DDoS), инициированным контртеррором. Каждый из форумов, несомненно, был пронизан спецслужбами. Мы с коллегами шутили, что на некоторых форумах может быть уже общаются друг с другом, не зная того, одни товарищи майоры.

Даже когда форумы объединили сообщества джихадистов, создав диалог, обмен контентом и взаимодействие между основными сторонниками "Аль-Каиды", интенсивность радикализации и вербовки новых членов оставалась ограниченной и, в основном, происходящей тет-а-тет. Социальные сети же всё изменили в одночасье. Видеоконтент, демонстрирующий смертоносные буйства "Аль-Каиды" в Ираке, стал вирусным, а открытый диалог на YouTube, Facebook и Twitter расширил охват террористических группировок мусульманской диаспоры по всему миру12. Террористы не только могли загружать свои кровавые операции в социальные сети, но и новобранцы, фанаты и террористы-смертники могли увеличить свою известность, публикуя видео-манифесты или записи актов мученичества. На некоторых форумах участники призывали сторонников присоединиться к Facebook, стремясь открыть дискуссии за пределами элиты джихада. Последствия миграции интернет-джихадистов в основные соцсети быстро стали очевидны даже в Америке.

В 2008 году пятеро американцев из Александрии, штат Вирджиния, таинственным образом исчезли, а затем объявились в Пакистане, где их задержали по обвинению в терроризме. Видеоролики YouTube вдохновили пятерых друзей: именно на платформе соцсетей они познакомились с оперативником "Аль-Каиды" по имени Сайфулла, который помог им отправиться в Пакистан13. Всего год спустя стремительный рост сомалийской террористической группировки "Аш-Шабаб", подпитываемый вербовкой иностранных боевиков в диаспорах, указал на вербовку в Facebook, происходящую в Миннеаполисе, штат Миннесота14.

Соцсети позволили растущим группам моджахедов и их сторонникам обойти центральное руководство "Аль-Каиды". Теперь любая террористическая группа, большая или маленькая, могла распространять свою пропаганду, общаться со своими соратниками и поставлять новых рекрутов. Филиалы "Аль-Каиды" даже с низкими техническими возможностями и ограниченным доступом в Интернет могли создавать основные страницы в социальных сетях, так как те и рассчитывались на усреднённого не оснащённого мощными компьютерами пользователя.

После 2001 года борьба с терроризмом на Западе продолжала улучшаться с каждым годом, что усложняло поездки террористов на фронт в Ирак или Афганистан. Бен Ладен и центральное руководство "Аль-Каиды" несли потери от бесконечных ударов беспилотников. Смерть Заркави в 2006 году, за которой последовали два года рейдов спецопераций США в Ираке, резко ослабила недавно вспыхнувшее «Исламское государство Ирак», постепенно затмевая его сияние. По мере того как некоторые группировки "Аль-Каиды" рушились под натиском спецопераций, "Аль-Каида на Аравийском полуострове», погруженная в перипетии войны, раздирающей Йемен, поднялась в иерархии джихадистов. АКАП (аль-Каида Аравийского полуострова) совершала нападения на США с помощью скрытых бомб, перевозимых через океан по коммерческим авиалиниям, или вдохновляя доморощенных новобранцев в Америке взрывать собственные дома. Послание стратегов "Аль-Каиды" в Йемене изменилось: если вы не можете присоединиться к нам на поле боя, тогда оставайтесь там, где вы находитесь, и ведите джихад дома. Страх американских чиновников по борьбе с терроризмом перед интернет-джихадом, возможно, изначально был наигран, но новая стратегия АКАП, достижения социальных сетей и появление новой звезды джихада, американо-йеменского священнослужителя Анвара аль-Авлаки, подтвердили их худшие опасения.

Связи Авлаки с террористами 11 сентября и противоречивый период его пребывания в качестве имама в северной Вирджинии привели к его перелёту в Йемен в 2004 году. Правительство Йемена арестовало его в 2006 году в связи с заговором по похищению людей. Когда он был освобождён через год, проповеди Авлаки на английском языке в YouTube распространились как лесной пожар. Одна популярная проповедь предлагала “44 способа поддержать джихад”, поощряя сторонников совершать самоубийственные операции на Западе, а отдельное послание призывало к джихаду против Америки. Он вёл блог и веб-страницы на MySpace и Facebook, напрямую общаясь с радикальными фанатиками по всему миру, предоставляя религиозные рекомендации и оперативное руководство15. К 2010 году образ Авлаки в социальных сетях превратился из священника в борца за свободу. На фотографиях он был одет в разгрузки и ремни с боеприпасами и вооружен гранатометом РПГ. Другой американский онлайн-пропагандист джихада, Самир Хан, закончил свой популярный джихадистский блог InshallahShaheed, автором которого он был в подвале своих родителей в Северной Каролине, и переехал в Йемен, где он объединился с Авлаки в 2010 году16. Вместе они выпустили новый английский онлайн-журнал AQAP Inspire, в котором давались указания сторонникам по всему миру совершать насильственные действия на местном уровне.

Пропаганда распространялась по Твиттеру, Facebook и форумам джихада со скоростью света. Виртуальное вдохновение Авлаки вскоре соединилось с повсеместными локальными атаками. Майор армии США Нидал Хасан отправил Авлаки электронное письмо с просьбой дать указания, а после расстрелял своих сослуживцев на военной базе Форт-Худ. Умар Фарук Абдулмуталлаб, онлайн-рекрут из Нигерии, которого привлёк магнетизм Авлаки, отправился в Йемен, где позже надел шахидский пояс под нижнее бельё перед посадкой на рождественский самолёт, направлявшийся в Соединенные Штаты. Бомба не сработала, но последствия были ужасными.

Авлаки радикализировал сторонников посредством массового распространения в соцсетях инструкций и курировал их в личных сообщениях. "Аль-Каида" наконец-то синхронизировала все свои онлайн-операции. Радикализировать, вербовать, управлять, финансировать, обучать, направлять — всё это можно было делать издалека по YouTube, Facebook и Twitter. Контент и воззвания перемещались по всему миру в бешеном темпе, привлекая сочувствующих сторонников, заражая яростью угнетаемые диаспоры, ускоряя вербовку и маскируя террористические операции. Интернет спас "Аль-Каиду" от гибели, и социальные сети, казалось, восстанавливали её смертоносность. По крайней мере, поначалу так казалось, но эра социальных медиа вскоре приведёт терроризм в неожиданное русло.

* * *

Разведка с открытым исходным кодом стала процветающим бизнесом, когда террористы перешли в социальные сети. Джихадисты любили выпендриваться, подпитывая свое эго с помощью постов в Twitter и Facebook, которые репостили их соратники-боевики. Видео на YouTube быстро радикализировали некоторые новые перспективы джихада, но они также просверлили глазок на внутреннюю кухню террора всем тем, кто стремился понять и проанализировать операции "Аль-Каиды", особенно в Ираке. Подобно голливудским режиссерам, у постановщиков видео для террористов были присущие лично им стиль, ракурсы, сюжеты, реплики, актёры, и локации, на которых им нравилось снимать. Загрузка видеопотока джихадистов позволила понять размеры террористической ячейки, их акценты показали арабские диалекты, выдающие их родину, а случайные маркеры иногда даже раскрывали их убежища в Ираке. На основе видеороликов в YouTube раскрываются задачи и приоритетные цели боевиков, распознаётся положение их в иерархии группировки, а их имена на экране привязаны к конкретным адресам электронной почты.

К 2006 и 2007 годам курсанты, обучавшиеся на базах антитеррора в Вест-Пойнте, где я преподавал, собирали видео и создавали свои собственные реальные разведывательные проекты прямо из казарм. Правительство США поначалу медленно реагировало на эту новую исследовательскую возможность. Во время несекретных учебных занятий сотрудники правительства США часто кричали аналитикам во время презентаций: “Эй, вы не можете говорить об этом. Это секретная информация.” Во время перерывов докладчики из академии часто проводили поспешный поиск в Google и показывали этим аналоговым контртеррористам, что их драгоценные секретные разведданные размещены во Всемирной Паутине на всеобщее обозрение. Преимущества, которыми когда-то пользовалось разведывательное сообщество США, терялись в мире с открытым исходным кодом.

За несколько лет до этого, в 2004 году, американский журналист Джеймс Суровецки опубликовал книгу под названием "Мудрость толпы", в которой описывалось, как Интернет предоставляет толпе возможность принимать более разумные решения, чем мог бы принять даже самый умный человек из толпы, работающий в одиночку. Коллективный интеллект, скомплектованный в Интернете с помощью краудсорсинга, оказался эффективным в трёх типах решений: проблемах координации, когда группы работают вместе, чтобы определить оптимальное решение, например, лучший способ добраться до работы или выехать за границу; когнитивных вычислениях, когда люди, участвующие в рыночной гонке, соревнуются, чтобы дать правильный ответ, например, угадать победителя на выборах; и организации опосредованных сетей сотрудничества, где центральная система собирает информацию, а затем толпа контролирует поведение исполнителей и обеспечивает соблюдение правил — рассмотрите Википедию в качестве примера.

Интернет убрал барьеры, препятствующие пользователям предоставлять свои данные и мнения в каждой из этих ситуаций, и значительно снизил затраты на сбор такой информации. Появление iPhone продвинуло это явление еще дальше, поскольку приложения для социальных сетей быстро вычленяют пользовательский опыт. Amazon предоставил миллионы обзоров продуктов и товаров, приложение Yelp создало рекомендации ресторанов для любого района, а Rotten Tomatoes позволило людям избегать некачественных фильмов, прокатываемых в кинотеатрах. Когда я начал развивать свой блог selectwisdom.com в 2010 году я подумал, что краудсорсинг продвинет контртеррор в Интернете также, как продвигались до этого сами террористы.

Я вёл свой блог неторопливо. Я то выкладывал короткий пост о том, какой филиал "Аль-Каиды" совершил нападение на той неделе, то описывал те группы, которые я знал лучше других. Я демонстрировал замечательные исследования тех, кто не привлёк достаточного внимания к своей работе, - в основном, тех, кто находится за пределами пузыря предпочтений Вашингтона, округ Колумбия, территориально очерченного Большой Кольцевой дорогой. Я надеялся привлечь значительную аудиторию, чтобы собрать статистическую выборку мнений, ориентируясь, по крайней мере, на тридцать участников, но часто получая немного больше. Когда мне бросали вызов в моём анализе, я публиковал опрос в Твиттере, собирая ответы от нескольких десятков новых мировых суперзвёзд по борьбе с терроризмом, а иногда и от одного-двух настоящих террористов, нескольких сочувствующих, участвующих в террористических форумах, или террориста, сидящего за кордоном, обсуждающего поездку на далёкое поле битвы. Они также предоставляли немного свежего взгляда, добавляя альтернативный подход из-за океана. На следующей неделе я публиковал результаты опроса в своём блоге и начинал новый раунд. Моя читательская аудитория была небольшой, но постепенно росла.

Я начал 2011 год с нового прогноза по терроризму. Прогнозы экспертов заполняют новостные выпуски каждый Новый год, и поскольку я работал над новой теорией, я сделал ставку 2 января 2011 года.

“Усама бен Ладен будет убит в этом году!” - предложил я с некоторым подкрепляющим анализом.

В предыдущие недели я использовал методику прогнозирования, которую я ранее преподавал на курсах анализа правительственной разведки, чтобы оценить, когда лидер "Аль-Каиды" может быть убит. По Пакистану ходили слухи, что бен Ладен получил свободу передвижения, так как президенту Обаме не терпелось покинуть Афганистан, и я проверил некоторые актуарные таблицы расчёта перспектив, чтобы узнать, какой процент людей в возрасте бен Ладена (ему было пятьдесят три года) умирает естественной смертью. Я также предположил, что бен Ладен, если его убьёт беспилотник или рейд, встретит свою кончину в тёплые месяцы, когда террористы разгуливают более свободно, а силы специальных операций набирают темп. Ставка была рискованной, но я не считал её лишённой аргументов. Американцы охотились за бен Ладеном в течение десяти лет; он не мог вечно прятаться и при этом сохранять контроль над своей сетью.

Прогноз, однако, на самом деле был разработан как средство для краудсорсинга важного вопроса. Чем была бы аль-Каида и мире терроризма, если бы бен Ладена вдруг не стало? Я использовал своё новогоднее предсказание о бен Ладене, чтобы спровоцировать аудиторию ответить на мой опрос “Кто, если не Ладен?". Но ответы комментаторов, независимо от их погружённости в вопрос и развёрнутости текста, оказались однозначно никакими. “Ничего не изменится” и “Это не имеет значения” стали очевидными мыслями даже лучших исследователей в этой области.

Моя толпа не снизошла до коллективного интеллекта; она показалась мне глуповатой и ленивой. Более того, в Твиттере они были гиперкритичны. Рецензентам моего анализа не терпелось сообщить мне, что моё предсказание было неверным или что мои вопросы были лишёнными смысла. Краудсорсинг программирования будущего работал не так, как планировалось.

Я с самого начала предполагал, что толпа, которую я создавал, отвечала необходимым условиям для того, чтобы быть разнородной, независимой и децентрализованной. Связанные, в основном, с Твиттером, расположенные в совершенно разных географических регионах, иногда даже в зонах конфликтов, мои читатели не захотели отличаться разнообразием мнений и независимостью мышления. В то время как физически толпа была сильно децентрализована, социальные сети каким-то образом объединяли их мышления в единый вычислительный механизм, обгоняя любые местные аналитические центры или разнообразные исследования простым усреднённым мнением. Я вернулся к исследованиям, чтобы выяснить, почему это продолжало происходить.

Политолог из Пенсильванского университета Филип Тетлок провёл самое обширное на сегодняшний день исследование коллективных суждений в своей книге 2005 года "Экспертное политическое суждение". Тетлок опросил сотни экспертов в области политической мысли за два десятилетия. После тысяч вопросов он пришёл к выводу, что эксперты в массе своей не более успешны в предсказании будущих событий, чем простое подбрасывание монеты. Тетлок наблюдал за двумя типами прогнозистов. Заимствуя из греческой поговорки: “Лиса знает множество мелочей, но ёж знает истину”, он классифицировал тех, кто активно предсказывает, как “лисиц”, а более скудных пророков - как “ежей”. Успех двух групп отличался тем, как они думали, а не тем, что они думали. Лисы Тетлока были самокритичны, не использовали шаблонов и признавали свои промахи. Ежи, напротив, стремились свести каждую проблему к одной теории, не ощущали себя комфортно в сложных конструкциях, были слишком уверены в своих оценках и верили в одну большую идею, отвергая альтернативные объяснения. Я видел много ежей в своих онлайн-опросах и иногда лис. Мне нужно было найти лис, чтобы получить полн


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.