Разрешительная система доступа персонала к конфиденциальной И. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Разрешительная система доступа персонала к конфиденциальной И.

2022-11-24 33
Разрешительная система доступа персонала к конфиденциальной И. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Разрешительная система доступа лежит в основе организаци­онно-правового регулирования вопросов допуска и непосредствен­ного доступа персонала к конфиденциальной И и ее носителям независимо от степени ее важности и конфиденциаль­ности. В соответствии с ФЗ «О коммерческой тай­не» под доступом к И, составляющей коммерческую тайну, понимается ознакомление определенных лиц с этой И с согласия ее обладателя или на ином законном осно­вании при условии сохранения конфиденциальности этой И. В целях сохранения конфиденциальности И ее обладатель в порядке, определенном указанным ФЗ, устанавливает режим коммерческой тайны. Режим ком­ мерческой тайны — правовые, организационные, технические и иные меры по охране конфиденциальности И, состав­ляющей коммерческую тайну, принимаемые ее обладателем.

К обязательным мерам по защите охраняемой И в со­ответствии с положениями ст. 10 ФЗ «О ком­мерческой тайне» относятся:

- ограничение доступа к И, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой И и контроля за соблюдением такого порядка;

- учет лиц, получивших доступ к И, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая Ибыла предоставлена или передана.

Эти меры реализуются в рамках разрешительной системы доступа персонала к И.

Разрешительная система доступа персонала предприятия предуcматривает установление на предприятии единого порядка обра­щения с носителями сведений, составляющих коммерческую тай­ну, определение ограничений на доступ к ним различных катего­рий персонала (управленческого, административного и испол­нительского уровней) и степени ответственности за сохранность указанных носителей сведений.

Создание разрешительной системы до­ступа персонала предприятия к И направлены на решение стоящих перед предприятием задач и достижение основных целей его деятельности.

Основополагающим принципом нормативно-правового регу­лирования процесса ознакомления конкретного работника пред­приятия со сведениями, составляющими коммерческую тайну, является правомерность доступа этого работника к конкретным сведениям или их носителям.

Основные условия правомерного доступа персонала к коммер­ческой И включают:

   - подписание работником обязательства о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, а также трудового договора, который может содержать эти обязательства;

   - наличие у работника оформленного в установленном порядке допуска к сведениям, составляющим коммерческую тайну;

   - наличие утвержденных руководителем предприятия должностных обязанностей работника, определяющих круг его задач и объем необходимой для их решения И;

   - оформление разрешения руководителя предприятия на ознакомление работника с конкретной И, являющейся коммерческой тайной, и ее носителями.

Процесс регулирования доступа работников к коммерческой тайне направлен на исключение необоснованного расширения круга лиц, допускаемых к И различ­ной степени конфиденциальности, и утечки этой И.

Основная цель разрешительной системы доступа персонала к коммерческой тайне — исключение нанесения ущерба предприя­тию посредством несанкционированного распространения сведе­ний, составляющих коммерческую тайну.

В структуре управления процессом доступа особое место зани­мают руководитель предприятия и его заместители. Однако наи­более важная роль в этой структуре отводится руководителям струк­турных подразделений предприятия, сотрудники которых непо­средственно допускаются к коммерческой тайне. Эти ру­ководители наделяются правом определять степень доступа непо­средственно подчиненных им сотрудников к конкретным сведе­ниям.

Права сотрудников на доступ к коммерческой тайне и работу с ее носителями регулируются разрешениями полномочных долж­ностных лиц, оформленными в письменном виде. Оформление таких разрешений осуществляется руководителем предприятия, его заместителями и руководителями структур­ных подразделений в отношении непосредственно подчиненных им сотрудников. На практике наиболее распространены следую­щие способы документального оформления разрешений (формы раз­решительных документов):

   - составление именных (должностных) списков сотрудников, допускаемых к той или иной И, составляющей ком­мерческую тайну предприятия, в обязательном порядке содержа­щих должности и фамилии сотрудников и категории сведений (документов), к которым они допускаются;

   - оформление разрешения непосредственно на документе (носителе И) в виде резолюции (поручения), адресованного конкретному сотруднику;

   - указание (перечисление) в организационно-плановых и иных документах предприятия сотрудников (их фамилий), которые при решении конкретных производственных и иных задач должны быть допущены к определенной И, составляющей коммерческую тайну предприятия.

Основным внутренним организационно-распорядительным документом предприятия, регулирующим вопросы доступа всех категорий работников и иных лиц к коммерческой тайне, являет­ся положение о разрешительной системе доступа к И, со­ ставляющей коммерческую тайну.

Разработку данного положения осуществляет, как правило, специально создаваемая комиссия предприятия, которая состоит из представителей его структурных подразделений. В состав комиссии в обязательном порядке входят сотрудники СБП. Мето­дическое руководство деятельностью комиссии (подкомиссий) осуществляет СБП.

   Разработке положения предшествует всесторонний анализ раз­личных документов, проводимый в целях выявле­ния и классификации всех информационных потоков, существу­ющих на предприятии.

После получения результатов анализа формируется структура по­ложения (готовится его проект). Основными разделами положения являются:

   - общие требования по доступу работников к коммерческой тайне;

   - порядок доступа к носителям И, имеющим раз­личные категории (степени) конфиденциальности;

   - порядок доступа к делам и документам архивного хранения;

   - порядок копирования документов и рассыл­ки их нескольким адресатам;

   - порядок доступа к носителям И командирован­ных лиц, представителей органов местного самоуправления, раз­личных территориальных и надзорных органов;

   - порядок доступа к И (ее носителям) в ходе прове­дения совещаний, конференций, семинаров и других мероприя­тий.

   После разработки положение утверждается руководителем пред­приятия и доводится до сведения непосредственных исполните­лей указанных в нем мероприятий (работ), а также до сведения каждого сотрудника предприятия.

В вопросах разработки положения, реализации его требований и контроля за выполнением предусмотренных мероприятий осо­бая роль отводится службе безопасности, в задачи которой вхо­дит:

   - проведение мероприятий, направленных на ограничение круга лиц, допускаемых к конкретной И (ее носителям);

   - выявление фактов неправомерного доступа лиц к коммер­ческой тайне;

   - оценка эффективности принимаемых руководителями струк­турных подразделений предприятия мер по исключению утечки И;

    - подготовка предложений о внесении изменений в должност­ные инструкции и иные документы, определяющие задачи и фун­кции подразделений (отдельных должностных лиц) предприятия;

    - разработка и представление на утверждение руководителю предприятия проектов внутренних организационно-распорядитель­ных документов по вопросам защиты коммерческой тайны, в том числе определяющих порядок функционирования разрешитель­ной системы доступа;

    - методическое руководство деятельностью должностных лиц и структурных подразделений по реализации положения о разре­шительной системе доступа к коммерческой тайне предприятия.

    Наиболее важная функция СБП — контроль за соблюдением его сотрудниками положений организационно-плановых и распорядительных документов, рег­ламентирующих вопросы создания и функционирования разре­шительной системы доступа.

Служба безопасности контролирует:

    - наличие оформленного в установленном порядке допуска сотрудников к коммерческой тайне;

   - соответствие выданного руководителем структурного подраз­деления предприятия разрешения требованиям разрешительной системы;

   - правомерность передачи носителей сведений, содержащих коммерческую тайну, на другие предприятия;

   - соблюдение работниками предприятия установленных тре­бований по работе с носителями сведений, составляющих ком­мерческую тайну, на рабочих местах;

   - правомочность и целесообразность использования материа­лов, содержащих коммерческую тайну, на конференциях, сове­щаниях и других мероприятиях, проводимых с привлечением пред­ставителей других организаций.

Результаты контроля используются при анализе состояния дел в сфере защиты коммерческой тайны служат основой для доработки отдельных положений орга­низационно-распорядительных документов, регулирующих во­просы функционирования разрешительной системы на предприя­тии.
38. Порядок оформления и переоформления допуска к государственной тайне.

Допуск к государственной тайне — процедура оформления пра­ва граждан на доступ к сведениям, составляющим государствен­ную тайну.

При оформлении допуска к ГТ для лиц, принимаемых на работу на должности, вклю­ченные в номенклатуру должностей, кадровый орган предприя­тия готовит необходимые мате­риалы. Перечень таких материалов и соответствующие формы до­кументов приведены в Инструкции о порядке допуска должност­ных лиц и граждан РФ к ГТ. Основным документом, отражающим анкетные, автобиографи­ческие и другие данные оформляемого лица, является анкета, собственноручно им заполняемая.

Карточка о допуске — документ, подтверждающий наличие до­пуска к ГТ, содержащий отметки о согласо­вании допуска лица с органом безопасности и решении руково­дителя предприятия о допуске лица к носителям сведений, составляющих ГТ, а также отражающий трудо­вую деятельность оформляемого лица, его семейное положение и другую И. Форма карточки определяется формой до­пуска к государственной тайне для данного лица.

Необходимые документы на­правляют в орган безопасности с мотивированным письмом, со­держащим обоснование необходимости допуска лица к сведени­ям соответствующей степени секретности. Карточка о допуске после внесения в нее отметки о согласова­нии допуска лица к ГТ с органом безопасно­сти возвращается на предприятие.

Правовую основу взаимоотношений руководителя предприя­тия и допущенного к государственной тайне лица составляет до­говор об оформлении допуска к ГТ, являющийся приложением к трудовому договору.

Переоформление допуска лиц по первой и второй формам про­изводится соответственно через 10 или 15 лет только в случае пе­рехода указанных граждан на другое место работы. Переоформле­ние допуска лиц, постоянно работающих на предприятии, офор­мившем им допуск, не производится. Независимо от сроков действия переоформление допуска по первой или второй форме произ­водится в случаях:

    - перевода или приема гражданина на работу (назначения на должность) в подразделения по защите государственной тайны;

    - вступления гражданина в брак за исключением особо огово­ренных в нормативных документах случаев;

    - возвращения из длительных (сроком свыше 6 месяцев) за­граничных командировок;

    - выезда близких родственников допущенного к государствен­ной тайне лица за границу на постоянное место жительства;

    - возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с Законом РФ «О ГТ» основаниями для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

При несоот­ветствии формы допуска лица степени секретности сведений, к которым оно фактически имеет доступ, форма допуска должна быть изменена. Снижение формы допуска с первой на вторую (тре­тью) или со второй на третью оформляется распоряжением руко­водителя предприятия с соответствующей отметкой в карточке о допуске к государственной тайне. В случае производственной не­обходимости руководитель, ранее снизивший форму допуска ра­ботнику, может принять решение о ее восстановлении.

Предприятие в установленном порядке обязано письменно информировать орган безопасности о состоянии работы по до­пуску лиц к государственной тайне (изменение формы допуска, прекращение допуска) и предоставлять отчетные докумен­ты и материалы.


39. Формы допуска. Основания для отказа лицу в допуске и условия прекращения допуска к государственной тайне.

Допуск и доступ должностных лиц и граж­дан к сведениям, составляющим ГТ, и их носителям осуществляется руководителями органов гос.власти (предприятий) в соответствии с положениями Закона РФ «О государственной тайне» на основании Инструкции о по­рядке допуска должностных лиц и граждан РФ к ГТ.

Допуск к государственной тайне — процедура оформления пра­ва граждан на доступ к сведениям, составляющим государствен­ную тайну.

В соответствии со степенями секретности сведений, составля­ющих государственную тайну, и грифами секретности их носите­лей, установлены следующие формы допуска:

первая форма — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма — для граждан, допускаемых к совершенно сек­ретным сведениям;

третья форма — для граждан, допускаемых к секретным сведе­ниям.

Уровень необходимого допуска определяется степенью секретности сведений (грифом секретности их носите­лей), с которыми они работают в рамках исполнения должностных обязанностей. Уровень до­пуска для каждого должностного лица, работающего на предприя­тии, отражается в номенклатуре должностей.

При оформлении допуска к государственной тайне в отноше­нии оформляемого лица и его близких родственников в порядке, установленном законодательством РФ, упол­номоченные органы проводят проверочные мероприятия. Провероч­ные мероприятия, связанные с допуском граждан к ГТ, проводятся органами безопасности во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятель­ность.

Цель проведения проверочных мероприятий — выявление осно­ваний для отказа гражданину в допуске к государственной тайне.

В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О ГТ» такими основаниями могут быть:

   - признание гражданина судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти пре­ступления;

   - наличие у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих ГТ, согласно перечню, утверждаемому в установленном порядке;

   - постоянное проживание его самого и (или) его близких род­ственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

   - выявление в результате проведения проверочных мероприя­тий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасно­сти РФ;

   - уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем предприятия в индивидуаль­ном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.

В соответствии со ст. 23 Закона РФ «О ГТ» допуск гражданина к ГТ может быть прекращен в случае:

    - расторжения с ним трудового договора в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

    - однократного нарушения им предусмотренных трудовым до­говором (контрактом) обязательств, связанных с сохранением ГТ;

    - возникновения обстоятельств, являющихся в соответствии с Законом РФ «О ГТ» основанием для отказа гражданину в допуске к ГТ.

Прекращение допуска гражданина к государственной тайне производится по решению руководителя предприятия, на кото­ром он работает. Это решение оформляется в виде письменного мотивированного заключения. В случае, когда заключение о неце­лесообразности дальнейшего допуска гражданина к ГТ, вынесено органом безо­пасности, оно является обязательным основанием для отстране­ния этого гражданина от работы со сведениями ГТ.

Решения руководителя предприятия об отказе гражданину в допуске к ГТ могут быть обжалованы в суд.

К сведениям, составляющим ГТ, без про­ведения проверочных мероприятий допускаются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвую­щие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по де­лам, связанным со сведениями, составляющими ГТ.


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.