Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Топ:
Устройство и оснащение процедурного кабинета: Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2022-11-14 | 32 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Детерминанты фактуры многочисленны. Но наиболее важные из них это, во-первых, коммуникационные особенности жанра, во-вторых, естественные и художественные внутренние законы фактуры, и наконец, содержательный творческий замысел, лежащий в основе конкретного музыкального произведения.
Коммуникационная система по-разному отражается в обиходной музыке и в профессиональной композиторской. В бытовых жанрах в звуковой ткани непосредственно отпечатываются возможности музыкальных инструментов, исполнительский состав и собственно пространственные условия. Под воздействием этих детерминант естественным образом и складывается структура звуковой ткани, которую мы условно называем фактурой, сравнивая ее с фактурой профессиональной музыки. В композиторском творчестве фактура, как и другие стороны художественного целого, демонстрирует стремление достичь свободы, легкости, всемогущества профессионального мастерства. В частности, это сказывается в приемах, направленных на то, чтобы замаскировать ограниченность средств, в данном случае — звукового материала фактуры. Если в прикладных жанрах обычно сразу и неприкрыто обнаруживает себя бедность или известная ограниченность инструментального состава, то в профессиональных — как раз особую ценность представляют случаи, где малыми средствами достигается максимальный художественный эффект. Таковы многочисленные примеры фактурной изобретательности и удивительного богатства в скрипичных сонатах и партитах И. С. Баха. Такова получившая большое историческое развитие техника скрытого многоголосия, обеспечивающая реальному одноголосию незнакомые бытовым жанрам фактурные возможности.
|
Артистичность искусства аранжировки проявляется и в имитации исполнительских свойств одних инструментов средствами других, и в изобретении фактурных эквивалентов внемузыкального коммуникативного фона, и иногда в подчеркнутой жанровой изобразительности. Рассчитанная на реальные условия одного жанра — преподносимой концертной музыки, — фактура вместе с тем иллюзорно воспроизводит атмосферу других условий — условий вторичных, изображаемых жанров.
84
В этом ей помогают богатые характеристические возможности фонического уровня музыки. В одной из своих научно-методических работ В. Н. Холопова предложила для обозначения сложно фигурированных фоновых компонентов фактуры термин «характеристический пласт» [67, с. 38, 46 — 52]. Это яркое выражение, на наш взгляд, не случайно связано с фактурой. Дело в том, что из трех сторон содержания (характер — эмоции — логика) характеристическая является наиболее доступной фактуре и наиболее успешно в ней воплощаемой, причем не только сложные, но даже и самые простые ее фигуры и формы прежде всего характеристичны.
Характеристичность фактуры обеспечивается многоголосием, позволяющим за более короткое время, чем, например, в условиях одноголосия, дать звуковой комплекс, значительно более насыщенный разнообразными звуковыми отношениями. Помогает здесь как раз трехмерность, объемность фактурных образований. В профессиональной композиторской музыке фактурная характеристичность опирается на жанровую изобразительность, причем предметами отображения могут быть не только звуковые проявления, но и моторика, например танцевальные движения, связанные с яркими ритмическими формулами, и многое другое.
Вторая группа факторов, определяющих конфигурацию музыкальной ткани, связана с естественными и художественными закономерностями самой фактуры, как сложной системы, и с лежащими в их основе акустическими и психологическими предпосылками.
|
Таков закон маскировки, в соответствии с которым звуки низкого регистра при достаточной громкости способны «заслонять» находящиеся поблизости вышележащие компоненты, что требует от композиторов, оркестраторов и исполнителей особого внимания к распределению звучности. Асимметрия маскирующего эффекта, его восходящая направленность позволяет более низким голосам при равной громкости доминировать над более высокими.
Таков закон пограничного контраста, который обусловливает выделенность компонентов, находящихся в крайних участках занятой звучанием высотной зоны. В соответствии с ним в гомофонно-гармоническом складе мелодия заняла свое кажущееся теперь само собой разумеющимся положение верхнего рельефного голоса. Этим, конечно, не исчерпывается комплекс причин, определивших такой «исход» эволюции гомофонной фактуры, но в противоборстве разнонаправленных тенденций, связанных с высоким регистром и мелодическим голосом, условия пограничного контраста сыграли не последнюю роль.
К естественным предпосылкам фактуры относится также двухкомпонентность звуковысотного слуха, суть которой сводится к одновременному действию двух разных звуковысотных шкал: первой — равномерной, обеспечивающей тождество оди-
85
наковых интервальных отношений во всех регистрах, и, следовательно, константность мелодий, тем, фигур, перенесенных из одного участка диапазона в другой; а второй — неравномерной, постепенно уплотняющейся при движении вверх. Эта закономерность изучалась в психологии и теории музыки и подробно охарактеризована в литературе [см. 15 и 38]. Отметим, что ее влияние на фактуру выражается в предпочтении более широких интервалов в низком регистре и узких — в среднем и высоком. Мы не можем привести здесь множества изученных музыкальной акустикой закономерностей взаимодействия музыкальных звуков и укажем лишь на естественные фонические свойства гармонии, связанные, в частности, с влиянием низких звуков на расположенные в зоне их обертонового шлейфа звуковые компоненты.
Самое общее, но фундаментальное значение имеет согласующийся с монистичностью внимания и законами системности, иерархичности принцип фактурной централизации. В гомофонно-гармоническом складе это обычно мелодическая централизация, иногда подчинение гармоническому принципу генерал-баса. В полифоническом имитационном многоголосии действует тематическая централизация. Монистичность внимания приводит к тому, что сложная фактурная конфигурация часто строится с максимальным приближением к комплементарному ритму, обеспечивающему оперативное переключение слуха с одного, в данный момент наиболее важного и заявляющего о себе компонента, на другой, третий, четвертый и обратно, в последовательности, диктуемой распределением во времени моментов активизации различных голосов.
|
Таким образом, восприятие получает возможность проделывать своего рода одноголосное переложение многоголосного целого, не теряя, впрочем, из поля зрения всей картины, поскольку полученная таким способом линия ведет себя как магистральная и не только выделяется на фоне всего остального материала, но и отражает его в себе. Нужно сказать, что как в. сложном рисунке одноголосия скрывается часто многолинейная и многоплановая конфигурация, так и в многоголосии может быть запрятан (но не для слуха) мелос одной линии, и это взаимоотражение отнюдь не случайно, ибо восходит к единому принципу централизованности, избирательности восприятия.
От характера музыки и типа фактуры зависит, ведет ли себя такая линия как собственно мелодическая, но тогда на первом плане оказывается уже не развертывание фактуры, а интонационно-синтаксическое движение смысла. В других же случаях линия эта есть линия как бы произвольного поведения самого слушателя, а не мелодия, которую он переживает со стороны. И как таковая она гораздо свободнее от смысловых сопряжений мелодического синтаксиса. В этом и проявляется специфика фактуры как развертываемого пространства звуков и звуковых фигур — слушатель сопоставляет их друг с другом,
86
сравнивает, соотносит, осматриваясь в открывшемся ему музыкальном пространстве. Отношения же в пространстве есть, отношения сосуществования, сходства, различия, удаленности и близости, а не причинно-следственные связи и отражающие их явления тяготения, отталкивания, родства. Такие связи в фактуре, воспринимаемой как музыкальное целое, обеспечиваются уже не самой фактурой, а ладом, интонацией, гармонией, ритмом, синтаксисом, хотя и выслушиваются в ней и через нее. Здесь мы перешли, однако, уже к художественным детерминантам фактуры, среди которых едва ли не самой существенной является детерминанта стиля. Количество голосов, тип их взаимодействия и характер функциональной дифференциации компонентов фактуры — все это теснейшим образом связано со стилем. Не случайно основная типология принципов, систем и форм фактуры выделяет именно стилевые, точнее историко-стилевые, типы, фиксируя их терминами «монодия», «органум», «фобурдон», «гетерофония», «подголосочный склад», «полифония», «хоральный склад», «гомофония» и т. п. Стилевая типология охватывает границы значительно более широкие, нежели культура автономного музыкального произведения, а это значит, что и термин «фактура» при этом трактуется более широко, хотя иногда он и вовсе не употребляется, поскольку речь идет не столько о конкретной фигурации музыкальной ткани, сколько о системе закономерностей, управляющих сложением голосов в целое — о складе и письме, причем оба последние слова касаются не только фактуры, но и принципов гармонии, мелодики, ритма и других сторон музыки. Детальный анализ стилевых типов фактуры дает С. С. Скребков в исследовании исторических этапов развития музыки [49], Историко-стилевая типология, конечно, не исчерпывает всех разновидностей фактурной организации, и задача дальнейших разработок — изучение особенностей фактуры в сферах меньшего объема, вплоть до стилей отдельных композиторов [см., например, 3, 50, 51].
|
Среди художественных детерминант фактуры можно назвать также и многие из обнаруженных теорией общих принципов организации музыки.
Таковы, в частности и в особенности, принципы единовременного контраста, совмещения функций и репрезентации музыкального целого его частью. Первый из них, будучи универсальным, получает непосредственное воплощение прежде всего в фактуре, ибо единовременность как раз и предполагает пространственное, как в самом широком смысле, так и в отношении звуковой вертикали и глубины, сопряжение контрастных элементов. Единовременностью в известной мере характеризуются и два других принципа. В самом деле, совмещение функций — это ведь и есть одновременная реализация нескольких функций, а репрезентация целого частью есть вневременное отражение в одном компоненте всего развернутого во времени
87
музыкального построения. Мы видим отсюда, таким образом, что и эти оба художественных принципа легко специфизируются в фактуре музыкальных произведений, так как близки ее пространственной природе.
|
Определяя контуры типологии фактуры и свойства ее внутренней организации в целом, факторы стиля, а также общие эстетические и художественные принципы все же часто отступают перед натиском творческой изобретательности и уникальности индивидуального композиторского решения. Мастерство композитора, его выдумка, богатство его звукоживописной, орнаментальной, колористической фантазии, воспламененные единственной в своем роде идеей, неповторимым художественным замыслом — это и есть третье определяющее фактурную организацию музыкального произведения условие.
Совершенно справедливо распространенное среди музыкантов мнение, что качество создаваемой композитором музыки, ее художественный уровень во многом зависят именно от изящества, оригинальности аранжировки, отточенности и красоты в отделке звуковой ткани.
Но выступает ли здесь музыкант как композитор?
Конечно! И как композитор тоже, если звуковые картины во всем богатстве их деталей работают на будущее, на развертывание композиционного процесса. Однако так бывает далеко не всегда. Нередко роскошная звукопись фактуры оказывается самодовлеющей ценностью для мастера и для слушателя. И тогда композитор уже в большей мере оказывается живописцем. Две разные области мастерства музыканта-сочинителя хорошо отражают употребляемые в немецкой терминологии слова — Komponist и Tonmaler. А если к ним добавить еще и амплуа поэтической импровизации, которому отвечает словоTondichter, то мы получим как раз три органично дополняющих друг друга сферы, соответственно связанные с композицией, фактурой и синтаксисом. Сказанное вовсе не означает, конечно, что отсутствие акцента на композиционной стороне в таких случаях непременно вредит произведению, его содержательности, действенности, эстетической ценности. Все дело тут в том, каков характер музыки и ее художественного мира. Один и тот же автор может выступать и как мастер динамичной композиции, аналогичной бетховенской «Леоноре № 3», и о ней судят в соответствии с законами драматургии, и как создатель живописного звукового полотна, подобного «Послеполуденному отдыху фавна» Дебюсси или «Волшебному озеру» Лядова и оцениваемого преимущественно с позиций требований техники изложения, и как вдохновенный мечтатель, высказывающийся в формах, напоминающих гениальную до-мажорную фантазию Шумана или его же миниатюру «Dichter spricht», замыкающую цикл «Детские сцены». В каждом из таких шедевров всегда действует тройственный союз композитора, живописца и поэта, однако виден он под разными углами зрения.
88
Акценты и углы зрения могут меняться и в процессе развертывания одного произведения. Вступительные разделы готовят композицию, как бы сберегая ее на будущее. Фронтальная сторона — фактура, изложение — берет на себя в первых фазах произведения целый комплекс важнейших функций, одни из которых потом, в следующих фазах, перейдут к синтаксису и композиции, а другие сохранят свое значение до конца как специфически фактурные.
Вопрос о функциях — это второй из намеченных нами для завершения теоретического эскиза фактуры. Ограничимся в его конкретизации перечислением функций и краткими комментариями.
Функции фактуры многообразны. В каждом конкретном произведении они переплетены, взаимодействуют, что и создает неповторимость, своеобразие того или иного фактурного решения. К важнейшим из них относятся конструктивно-координирующая, композиционно-процессуальная, жанрово-стилистическая и тематическая.
Координация всех компонентов музыкальной ткани в единое целое, обеспечивающая требуемое художественным замыслом выявление определенных для данного конкретного случая музыкальных художественных свойств мелодии, гармонии, звукового колорита, ритма и других элементов, сторон и характеристик музыкальной речи, является одной из самых важных тектонических, конструктивных функций.
Другой конструктивной функцией фактуры является функция композиционно-процессуальная, реализующаяся в масштабах произведения в целом или его крупной части. Она подчиняется общим композиционным закономерностям и принципам, которые получают специфическое воплощение и в самой фактуре. Так, своеобразные модуляционные процессы, выражающиеся в постепенном изменении фактурной конфигурации, наложения одного типа узора на другой при появлении нового раздела, сопоставления напоминают аналогичные явления и в других сторонах целого, обусловливаемые композиционным планом произведения. Очень важное композиционное значение имеет выполняемая в большой мере именно фактурой функция прояснения композиционной фазы развития. Не случайно в обозначениях понятий, связанных с композицией — экспозиционный тип изложения, развивающий тип изложения и т. п., — фигурирует слово «изложение», являющееся синонимичным термину «фактура», хотя и захватывающее более широкий объем характеристик. Прояснение композиционных функций раздела действительно опирается в очень большой мере именно на фактурные средства. На композиционный процесс «работают» также динамические возможности фактуры, связанные со свойствами плотности, насыщенности, разреженности, прозрачности изложения. Эти понятия отражают не только образную сторону, но и динамическую, принимающую непосредственное участие
89
в образовании кульминационных нарастаний и спадов, динамических контрастов в музыкальном развитии.
Еще более тесно примыкают к содержательной сфере музыки жанровые и стилистические функции фактуры.
Жанрово-опознавательная функция — это функция образно-характеристическая. Она нередко опирается на принципы жанровой изобразительности, звукоподражания (волыночные басы, фанфарные ходы, гитарные формулы аккомпанемента и т. д.). Функция выявления стиля также в огромной мере опирается на применение тех или иных свойственных данному стилю типов фактуры. Альбертиевы басы ранней классической инструментальной фактуры или широкие фигурации романтиков — пример стилистически различительной функции гармонической фигурации.
Существенна тематическая функция фактуры. Здесь можно выделить два важных момента. С одной стороны, фактура принимает самое непосредственное участие в оформлении музыкальной темы, хотя основная нагрузка приходится обычно на ее мелодический компонент и все фактурные, ладогармонические и прочие особенности воспринимаются сквозь призму мелодии. С другой же стороны, фактура и без выделения мелодического компонента при определенных условиях может брать на себя тематическую нагрузку. Возможны, в частности, типы репризности, при которых ощущение возврата к прежнему этапу развития создается посредством воспроизведения экспозиционного типа изложения, но без буквальных повторов мелодико-тематического материала экспозиции.
Первая тематическая функция фактуры очень точно охарактеризована М. И. Глинкой в известном выражении: «Дело гармонии (сколько можно реже четырехголосной — всегда несколько тяжелой, запутанной) и дело оркестровки (сколько можно более прозрачной) дорисовать для слушателей те черты, которых нет и не может быть в вокальной мелодии (всегда несколько неопределенной — un peu vague — в отношении драматического смысла): оркестр (вместе с гармонизацией) должен придать музыкальной мысли определенное значение и колорит — одним словом, придать ей характер, жизнь». И там же: «Инструментовка, точно так же, как контрапункт и вообще гармоническая обделка, должна дополнять, дорисовывать мелодическую мысль» [16, с. 350].
Композитор имел в виду здесь один из возможных случаев соотношения мелодии и сопровождения — соотношение вокальной мелодии с оркестровым сопровождением. Однако в его высказывании заключен и более общий смысл. Кроме того, здесь дается косвенная характеристика одного из фундаментальных законов фактуры: элемент фактуры, находящийся для слуха на первом плане, вбирает в свои владения, «присваивает» себе эффект целого комплекса стоящих за ним и часто неприметных для восприятия сторон, приемов, средств, элементов.
90
Жанрово-стилистические и тематические функции более подробно будут рассмотрены в связи с экспозиционной фактурой в следующей главе.
Общие функции фактуры как стороны музыкального произведения в целом не следует путать с фактурными функциями отдельных компонентов звуковой ткани, о которых речь уже шла ранее (бас, мелодия, пропоста, педаль и т. п.).
|
|
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!