Самолюбие не дает любить Бога — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Самолюбие не дает любить Бога

2022-11-14 37
Самолюбие не дает любить Бога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

А теперь скажем несколько слов о том, что самолюбие не дает любить не только другого человека, но и Бога.

Христианское учение однозначно говорит:

Бл. Диадох (Подвижническое слово, гл.12): «Кто себя любит, тот Бога любить не может; а кто себя не любит по причине преизобильного богатства любви Божией, тот только воистину и Бога любит».

Максим Исповедник (Главы о любви, 4-я сот., 37):     «Не будь самоугодник; не будешь и братоненавистником. Не будь самолюбив; и будешь Боголюбив».

Иоанн Кронштадтский (Моя жизнь во Христе, ст.805): «…с любовью к Богу и к ближнему несовместно самолюбие…».

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.2, §200): «Когда человек любовь, которую должно воздавать одному Богу, обращает к себе, то это называется самолюбием, которое есть не что иное, как неумеренная любовь к самому себе. И где самолюбие имеется, там нет любви Божией».

Василий Кинешемский (Беседы на Евангелие от Марка, гл.8, 11-21): «…эгоизм, личное себялюбие, которыми… проникнуты… натура и жизнь, непреодолимо отталкивали их от Христа».

Т.к. самолюбец может быть неверующим человеком, то в этом случае, его самолюбие с плотоугодием, удовольстволюбием, миролюбием и гордостью не желает любить Бога, потому что он не любит каких-либо самоотвержений и усилий ради кого-то. Он желает постоянно получать плотские удовольствия, например: кушать и пить без ограничений, заниматься сексом когда угодно и с кем угодно. Или стремится иметь все больше и больше денег, или желает сознавать себя значимым, сильным, свободным и т.д. Но от всего этого отвращается Бог и православная христианская вера. И именно поэтому некоторые ненавидят Бога или отвергают Его.

Василий Кинешемский (Беседы на Евангелие от Марка, гл.8, 11-21): «Что могло им дать учение Христа и чем могло привлечь к себе? Страдания, лишения, добровольная нищета и теснота жизни, постоянный крест терпения, служение другим, доходящее до полного забвения собственных интересов, все, с чем неразрывно связывалась христианская жизнь, — все это было как раз противоположно тому, чего они желали и чего добивались».

Схииг. Савва (Семена сатаны и любовь Христова, гл. Гордость): «Когда гордый, тщеславный, самолюбивый, славолюбивый, властолюбивый, жестокий, гневливый, завистливый, высокомерный, надменный, непослушный и другие удовлетворяют своей страсти и ради своего "Я" унижают других, то этим они как бы меч поднимают на Бога и как бы говорят Христу: "Не хотим мы следовать Твоему примеру, не хотим быть кроткими и незлобивыми! Не нравится нам Твой закон! Пускай они нам покоряются и служат, а не мы им!"».

К тому же, чем больше самолюбия и гордости, тем сильнее нелюбовь к Богу.

Феофан Затворник (Толкование на 2 посл. Тимоф.3,2): «…естественно, что, «когда зло из самолюбия разрастается прогрессивно, то доходит и до восстания против Бога» (бл. Феофилакт)».

Но самолюбцем может быть и христианин, и тогда получается, что, несмотря на то, что мы, христиане, и верим в Бога, но будучи самолюбивыми, не можем истинно любить Его. И дух в нас не боголюбивый, а самолюбивый и миролюбивый.

Феофан Затворник (Что есть духовная жизнь.., 35): «Кто для Бога живет, того дух богобоязненный, Единому Богу угодить старающийся. Кто для себя только живет, у того дух жизни самоугодливый, эгоистический, своекорыстный, или плотской. Кто для мира живет, у того дух миролюбивый, или суетный. По сим чертам смотрите, какой дух в Вас дышит».

И таких христиан свт. Феофан Затворник назвал «неполными христианами» (его поучение о них приводилось в разделе «Естественная сила любви поражена грехом, или о понятии «плотская» любовь»).

Так, христианин, который только посещает храм, иногда читает молитвы и Св. Писание (т.е. имеет внешнее богопочтение и некие труды телесные), но не занимается своим внутренним очищением (т.е. не имеет внутреннего богопочтения и труды духовные для очищения себя), любит себя и считает, что его любит Бог, но он противен Богу за только внешнее выражение веры.

Никон Воробьев (Слово на Обрезание Господне): «Считают так, что если она побывает иногда в церкви, если дома еще акафист почитает и псалтирь, да домашние дела выполняет, то она уже все сделала и лучше ее и нет, а если еще поклончики когда-нибудь сделает, или полунощницу прочитает, то уж выше ее и нет никого. Она всех осуждает и не видит того, что сама полна всех грехов, что за всю жизнь никогда не боролась, никогда не следила за собой, не очищала себя, не трудилась над этим. А поэтому и остается полна всех грехов: и чревоугодия, и пьянства, и блуда, нечистоты всяческой, и зависти, гордости, осуждения, празднословия, ненависти, вражды, злопомнения. Так часто человек, будучи весь исполнен всех грехов, всякой мерзости, будучи отвратителен для Господа, считает себя праведником, потому что он в церковь ходит, иногда псалтирь читает, акафисты. Но разве в этом дело? И акафисты, и богослужения, и молитвы, и посты - все дано для того, чтобы помочь человеку выкинуть из себя всякую мерзость, помочь ему обрезать себя, взять на себя крест борьбы с грехом».

Такие христиане относятся к типу фарисеев, а это значит:

Игнатий Брянчанинов (Аскетические опыты 1, Фарисей): «(Фарисейский нрав) устами, краем языка он исповедует Бога, а сердцем он отвергается Его. Никогда он не ощущает присутствуя Божия, не зрит промысла Божия, не знает опытом, что значит страх Божий. Для сердца его нет Бога, нет и ближних. Он — весь земной, весь плотский, весь во власти страстей душевных, движется ими, управляется ими, влечется ко всякому беззаконию, живет и действует единственно для самолюбия. В этой душе воздвигнут идол я. Идолу курится непрестанный фимиам, закалаются непрестанные жертвы. Как может в этой душе соединиться служение всесвятому Богу с служением мерзостному кумиру?».

Будучи такими христианами, мы, грешные, в обольщении считаем, что мы любим Бога.

Феофан Затворник (Толков. на посл. Галатам, 5,14): «Любовь же к Богу может иной ошибочно предполагать в себе, не имея ее».

Тихон Задонский (Сокровище духовное, ст. 123): «Многие мечтают, что они любят Бога и ближнего, но поскольку в сердце любви не имеют, обманываются в том. Дела их показывают, что они прихоти свои и самих себя любят, а не Бога и ближнего своего».

Дмитрий Ростовский (Поучение в неделю пятнадцатую по Святом Духе и в день отдания праздника воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня): «Ведь в нас, грешных, часто бывает такая любовь, что мы только кажемся любящими Бога, на самом же деле мы опечаливаем Его, как ненавидимого. Вот как много собралось нас здесь в этом святом храме, и если бы кто каждого в отдельности спросил: «Любишь ли Бога», то всякий бы ответил: «Да, люблю». Но если бы каждый посмотрел на свою жизнь, на дела, то не оказалось бы и тени любви к Богу. Мы тщеславимся, что любим Бога, но нисколько не заботимся истинно любить Его: любим словами, делами же ненавидим. Если бы кто принял в свой дом достойного гостя и сказал ему: «Люблю тебя, рад тебе», но, сказавши это, он тотчас изгнал бы его с позором из своего дома, то истинная ли будет любовь того человека к гостю? Никак: это не любовь, но надругательство. Так же делаем и мы, грешные. Едва принявши, когда Христа Господа, хотящего обитать в душах наших, мы тотчас с позором изгоняем Его от себя своими греховными нравами и больше смеемся над Ним, нежели любим».

Феофан Затворник (Сборник слов, посвященных Богоугодной жизни вообще, ст. О любви к Богу: какие признаки ее): ««Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всею мыслию твоею» (Матф.22, 37). Кажется, для чего бы нам и давать заповедь о любви к Богу.—Спросите кого угодно, всякий скажет, что он любит Бога,—и ни у кого не повернется язык сказать, что он не любит Его. …Несмотря однако ж на сие, заповедь о любви к Богу прописывается нам Господом и святыми Апостолами не раз и не два, а почти на каждой странице Св. Писания и притом с такою настойчивостью, что «кто не любит Господа—да будет отлучен» - «маран афа» (1Кор.16,22)... Значит, не смотря на всю естественность любви к Богу, можно не любить Бога, когда Он Сам заботится и внедрить в нас ее заповедью и оградить угрозами... Значит, можно, и, говоря, что любим Бога, не иметь сей любви, и таким образом обманывать и себя и других. Так, братья, можно.—Но вот что,—и себя обольщать и других обмануть мы можем, но Самого Бога никогда не обманем. Он видит самые сокровенности сердца, и потому, что видит, некогда воздаст каждому... Кому это Он скажет в Час Суда: «отойдите... не вем вас» (Лк.13,27)? Тем, кои не имели любви к Нему, хотя думали, что имеют ее, и от других почитались имеющими ее... Какая горькая ошибка!—и тем более горькая, что уже ее и поправить не будет тогда возможности. Так, видите, братие, стоит труда дойти до уверенности, есть ли в нас любовь к Богу или нет. И если окажется, что ее нет, позаботимся стяжать ее, или оживить, если начинает погасать, и усилить, если слабеет».

Назовем только несколько признаков, по которым уже можно отчетливо понять, что мы, христиане, не любим Бога, потому что очень любим и бережем себя.

Во-первых, если не исполняем заповеди, то не любим Бога.

В Евангелии Иисус Христос говорит, что любовь к Богу заключается в исполнении Его заповедей.

Никодим Святогорец (Поучения. Жизнь Христа. Его любовь): «Испытай себя, хранишь ли ты заповеди Божии, потому что кто любит Бога, тот исполняет и заповеди Его, как Сам Он сказал: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14, 15). И наоборот, если кто не любит Бога, тот и заповедей Его не исполняет: «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» (Ин. 14, 24)».

Если мы не исполняем заповеди Христовы о прощении, о милосердии, о самоотвержении и т.д., то мы обязательно действуем по самолюбию. И именно этот факт говорит о том, что у нас нет любви к Богу.

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.2, §200): «Признак самолюбия — когда кто, оставив волю Божию, свою исполняет, и не делает того, что воля Божия хочет, и делает то, чего воля Божия не хочет, отчего следует разорение всего закона Божиего. Самолюбием же это называется потому, что человек любит себя, а не Бога, и угождает себе, а не Богу. А любовь должна угождать любимому, а не себе».

Любить – это и помнить того, кого любишь, и поступать по его воле, отвергая свою волю, и стремиться всегда быть рядом с любимым и мн. мн. другое. Как мы увидели выше, самолюбец все свои силы направляет на себя и на исполнение своей воли, а значит, он осознанно или неосознанно не желает исполнять волю Бога. Мы не помним о заповедях и не исполняем их, потому что они противны нашему самолюбию. Для нас тяжело слышать – отдай последнее, не осуждай, отрекись от своей воли, смирись пред обижающим тебя, будь терпелив, всегда прощай и т.п. - и именно поэтому душа христианина, знающего всё это, лукаво забывает заповеди.

Вот пару примеров, что мы думаем, когда не хотим исполнять заповеди Божии, руководствуясь своими выгодами и чувством собственного достоинства.

Воскресное чтение (Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов. М., 1903): «Например, бедный просит посильной помощи... Закон Божий говорит прямо: "просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся" (Мф.5, 42). Но нам, прежде исполнения заповеди Христовой, приходит на мысль многое, что, по-видимому, может сделать самое безусловное повеление Христово не обязательным для нас. "Могу ли я для других жертвовать тем, что самому мне стоит таких трудов и попечений, да и достоин ли помощи просящий, не употребит ли он во зло самого благодеяния, не располагают ли его подаяния к жизни праздной за счет ближних своих?" и прочее. Другой пример: мы обижены и потерпели нечто от ближнего... Закон Божий говорит: "любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас" (Мф.5, 44). Но мы, не отвергая высоты Евангельской заповеди, стараемся так обсудить наше положение, чтобы именно к нам одним не имела она безусловного приложения; «если стерплю обиду, говорим, то признаю себя как бы достойным ее, а мои отношения к другим таковы, что показаться достойно униженным - значит отвратить от себя всех и ввести других в заблуждение о моей чести, а себя самого поставить в положение самое трудное и невыносимое в обществе»... Никакого сомнения нет, что они (такие рассуждения) ложны, как произведения нашего своекорыстия и самолюбия».

Если мы не делаем плохого по страху, корысти или от стыда перед другими, то это знак самолюбия, и здесь нет любви к Богу.

Тихон Задонский (Об истинном христианстве, кн.2, §200): «Признак самолюбия — когда кто уклоняется от зла не ради воли Божией, не желающей зла, но или ради страха человеческого, или ради похвалы, или ради иной какой корысти своей; или когда кто перед людьми не грешит, но грешит тайно, что лицемерию свойственно».

Если мы благодарим Бога только когда нам хорошо, то мы опять-таки Его не любим.

Иоанн Максимович (Илиотропион, кн.4, гл.3): «…неразумные самолюбивые люди… хвалят Бога тогда, когда им только хорошо, и ропщут, когда им не удается что-либо по их воле».

Любящий себя живет не по духу Евангелия.

Паисий Святогорец (Страсти и добродетели, разд.1, ч.1): «Но любящий себя живёт не по духу Евангелия. Если бы Христос думал о Себе, то сидел бы на Небе, не приходил бы на землю, не страдал, не распинался бы ради нашего спасения».

(О том, по каким еще признакам можно увидеть, что мы не любим Бога, будем подробно разбирать в последующем материале)

Также отметим, что самолюбивый внутри часто чувствует тревогу, беспокойство, страх и другие отрицательные эмоции, потому что не предает себя в волю Божию и не надеется на Него.

Нравственное Богословие Е. Попова (Грехи против 2-ой заповеди, грех: недостаток преданности воле Божией): «…должен предавать себя воле Божией верующий христианин…, (но) между тем человек смущается, беспокоится, приходит в досаду (хотя, положим, еще и не доходит ни до уныния, ни до ропота, ни до отчаяния). Почему же так смущается? Потому что в нем не подавлено самолюбие: ему досадно, что делается не по его желанию, и он хотел бы поставить на своем, только ничего не может предпринять. Он в самой душе своей не покоряется воле Божией, уже совершившейся; хочет вместо воли Божией жить больше собственною волею. Он излишне заботлив о самом себе и как бы не дает совершиться над собой воле Божией, которая есть премудрая и милостивая. Втайне не совсем покорный Богу, он лишает себя вместе с тем покоя душевного. Вместо того чтоб так умно поставить себя пред каждым приключением в жизни, пред каждою неприятною встречей: «не иду против обстоятельств, покоряюсь воле Божией» - вместо этого успокоения он столько же раз смущается и беспокоится (хоть и на короткое время), сколько в день встречает неудач и неприятностей».

На этом закончим краткий ознакомительный обзор о самолюбии, которое практически всегда и во всем руководит грешным человеком. (Но будем о нем говорить еще не раз)


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.