Оценка результатов учебной деятельности по учебным предметам «Литературное чтение» и «Літаратурнае чытанне» — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Оценка результатов учебной деятельности по учебным предметам «Литературное чтение» и «Літаратурнае чытанне»

2022-11-14 40
Оценка результатов учебной деятельности по учебным предметам «Литературное чтение» и «Літаратурнае чытанне» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оценка результатов учебной деятельности по учебным предметам «Литературное чтение» и «Літаратурнае чытанне»

В соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебной программы к уровню подготовки учащихся по учебным предметам «Литературное чтение» и «Літаратурнае чытанне» контролю и оценке подлежат:

— уровень овладения навыком чтения;

— уровень овладения умением выразительно читать;

— уровень сформированности читательских умений;

— уровень развития литературных представлений и знаний учащихся.

Поурочный контроль результатов учебной деятельности осуществляется учителем с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения. Основной формой поурочного контроля на уроках литературного чтения является фронтальный и индивидуальный устные опросы с использованием заданий, содержащихся в учебниках, учебно-методических пособиях, дидактических материалах. При организации поурочной оценочной деятельности на уроках литературного чтения может применяться письменный контроль, осуществляемый во фронтальной и индивидуальной форме посредством самостоятельной письменной работы с использованием набора заданий, сгруппированных в тесты.

При поурочном контроле оцениванию подлежат: навык чтения (способ чтения, правильность чтения, темп, элементарная выразительность и осознанность чтения); умение выразительно читать произведения разных жанров; выразительное чтение наизусть, литературные представления и знания учащихся, читательские умения работы с текстом, в том числе подробный и краткий пересказ.

Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется после изучения разделов (тем) учебника с целью обобщения и систематизации читательских представлений и знаний учащихся по изученной теме (разделу) и диагностики уровня развития читательских умений учащихся. Тематический контроль может проводиться посредством проведения фронтального устного опроса либо в форме письменного контроля с использованием дидактических тестов. На эту работу в зависимости от подготовки класса может отводиться лишь часть урока.

Контроль и оценка уровня овладения навыком чтения

В начальной школе проверяются овладение навыком чтения вслух незнакомого текста по следующим показателям:

способ чтения — умение читать по буквам, отрывисто или плавно по слогам, слогами и словами, словами с прочтением по слогам трудных слов, целыми словами;

темп чтения — быстрота прочтения текста, которая соотносится с индивидуальным темпом разговорной речи (темп может быть чрезмерно замедленный, замедленный, в соответствии с естественным темпом разговорной речи, торопливый — искусственно завышенный, т.е. «чтение скороговоркой»);

правильность чтения — наличие или отсутствие ошибок, их общее количество и характер (искажения слов при чтении, пропуски слов, ошибки ударения);

осознанность — понимание слов, предложений, смысловой связи между ними и общего смысла прочитанного текста или его части.

Скорость чтения не учитывается. Имеется в виду естественный темп чтения для данного психологического типа.

Уровень овладения навыком чтения на родном языке изучается 2 раза в год: в середине и конце учебного года. Контролю подлежит навык чтения незнакомого текста. Такой контроль осуществляется в I–IV классах в форме индивидуального устного опроса. В I классе навык чтения контролируется в конце учебного года.

При изучении второго языка уровень овладения навыком чтения изучается 1 раз в год в конце учебного года.

Показатели оценки уровня овладения навыком чтения незнакомого текста отражены в сводной таблице (см. сводную таблицу показателей оценки учебной деятельности учащихся по литературному чтению).

Шкалы оценки теста

Таблица 1

Задан ия Проценты
1 10
2 15
3 20
4 25
5 30

Таблица 2

Проценты Баллы
1-14 1
15-24 2
25-34 3
35-44 4
45-54 5
55-64 6
65-74 7
75-84 8
85-94 9
95-100 10

 

Каждое задание оценивается по таблице 1.

Все проценты суммируются. Суммарный процент переводится в балл по таблице 2.

Пример.

Ученик выполнил верно задания 1, 3 и 4, что составляет 10 + 20 + 25 = 55 %.

По таблице 2 переводим проценты в баллы: 55 % соотносится с 6 баллами, значит, ученик получает за выполнение теста 6 баллов.

Если задание выполнено частично, то процент правильно выполненного задания вычисляется по отношению к максимальному проценту данного задания.

Пример.

Ученик выполнил верно 2/3 второго задания. Максимальный процент второго задания равен 15 %. Находим 2/3 от 15 % и получаем 10 % (15: 3 ´ 2). Таким образом, ученику за выполнение второго задания начисляется 10 %.

Подобным образом вычисляются проценты за правильное выполнение каждого задания. Все проценты суммируются. Суммарный процент переводится в балл по таблице 2.

Если уровень сформированности читательских умений проверяется устным методом, то балл выставлятся по показателям оценки, отражённым в таблице 3.

Показатели оценки уровня сформированности читательских умений

 

Таблица 3

Баллы

Показатели оценки

 
1

Присутствовал на занятии, слушал, читал. На поставленные вопросы не отвечает

 

2

Демонстрирует непонимание произведения. Поставленные вопросы осмысливаются неверно

3

Фрагментарное понимание произведения. Не способен выполнить простейшие задания по тексту

4

Фрагментарное понимание произведения. Ориентируется в тексте только с помощью учителя. Нуждается в помощи учителя при выполнении практических заданий с текстом

5

Понимает фактическое содержание прочитанного, но не осознаёт причинную связь событий, не умеет выразить своего отношения к герою, поступку. Ориентируется в тексте только с помощью учителя. Нуждается в помощи учителя при выполнении практических заданий с текстом

6

Понимает фактическое содержание прочитанного. Основную мысль произведения определяет неточно. Высказывает отношение к поступку, герою, событию с помощью наводящих вопросов учителя. Не может обосновать свои суждения. Ориентируется в тексте с помощью учителя. Демонстрирует читательские умения, определённые программой, но допускает неточности при выполнении практических заданий с текстом

7

Достаточно полное понимание и осмысление текста. Высказывает отношение к поступку, герою, событию с помощью наводящих вопросов учителя. Ориентируется в тексте с помощью учителя. Демонстрирует читательские умения, определённые учебной программой, но допускает неточности при выполнении практических заданий с текстом

8

Полноценно воспринимает художественное произведение. Умеет выразить своё отношение к герою, его поступку, мотивируя свои суждения. Ориентируется в тексте самостоятельно. Демонстрирует читательские умения, определённые программой, но допускает отдельные неточности, которые сам и исправляет

9

Полноценно воспринимает художественное произведение. Свободно ориентируется в тексте для подтверждения своих ответов. Демонстрирует читательские умения, определённые программой, но допускает единичную неточность, которую сам исправляет

10

Полноценно воспринимает художественное произведение. Легко ориентируется в тексте. Выполняет любые практические задания с текстом произведения в пределах программных требований, демонстрируя высокий уровень овладения читательскими умениями

       

 

Балл

Показатели оценки

Соблюдение

Произносительных

Норм

Точность воспроизведения Выразительность 1 Воспроизведение первых строк стихотворения Монотонное чтение Делает много ошибок 2 Фрагментарное воспроизведение Монотонное чтение Делает много ошибок 3 Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов, пропуск строк Монотонное чтение Делает много ошибок 4 Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов, пропуск строк Элементы выразительности Делает много ошибок 5 Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов, пропуск строк Элементы выразительности Допускает незначительное количество ошибок 6 Неоднократная помощь при воспроизведении, перестановка, замена слов Элементы выразительности Допускает 2 ошибки 7 Полное соответствие тексту произведения (допускается однократная помощь учителя) Выразительное чтение Допускает 1-2 ошибки 8 Полное соответствие тексту произведения (ученик самостоятельно устраняет ошибку в замене слов) Выразительное чтение Допускает 1 ошибку 9 Полное соответствие тексту произведения Выразительное чтение Нет ошибок 10 Полное соответствие тексту произведения Выразительное эмоциональное чтение Нет ошибок

Оценка подробного пересказа

Таблица 5

Баллы Показатели оценки
1 Неосознанное запоминание текста. Фрагментарное (отрывочное, неполное), несвязное воспроизведение содержания. Пересказ только с помощью вопросов учителя. Речь развита плохо. Допускает многочисленные речевые недочёты, затяжные паузы
2 Неосознанное запоминание текста. Фрагментарное воспроизведение содержания. Нарушение логики изложения. С трудом передаёт содержание прочитанного. Нуждается в помощи учителя. Речь монотонная, бедная. Допускает многочисленные речевые недочёты, длительные паузы
3 Неосознанное воспроизведение событий. Многократное нарушение последовательных связей. Неполная передача содержания. Не высказывает оценочных суждений. Нуждается в помощи учителя. Речь монотонная, бедная. Допускает многочисленные речевые недочёты
4 Неосознанное воспроизведение событий. Неполная передача содержания. Есть нарушения в логике изложения. Не высказывает оценочных суждений даже после наводящих вопросов учителя. Речь маловыразительная, бедная. Допускает многочисленные речевые недочёты
5 Пропуск некоторых деталей фактического и эмоционального содержания произведения. Есть некоторые нарушения в логике изложения. Высказывает оценочные суждения после наводящих вопросов учителя. Речь маловыразительная, бедная. Допускает незначительное количество речевых недочётов
6 Пропуск некоторых деталей эмоционального содержания произведения (не называет чувства, состояние героя). Дополняет пересказ после наводящих вопросов учителя. Связная и последовательная передача событий. Высказывает оценочные суждения после напоминания учителя. Речь достаточно выразительная. Допускает отдельные речевые недочёты
7 Пропуск некоторых деталей фактического содержания произведения. Сам дополняет пропущенные факты. Связная и последовательная передача событий. Высказывает оценочные суждения после напоминания учителя. Речь достаточно выразительная. Допускает отдельные речевые недочёты
8 Полная и точная, связная и последовательная передача содержания произведения. Пользуется только дословной передачей текста (почти наизусть). Высказывает личное отношение к поступку, герою (предмету описания) после напоминания учителя. Речь выразительная, эмоциональная. Допускает единичные речевые недочёты
9 Полная и точная, связная и последовательная передача содержания произведения. Пользуется только дословной передачей текста. Высказывает личное отношение к поступку, герою, предмету описания. Речь выразительная, эмоциональная. Допускает единичные речевые недочёты, которые самостоятельно исправляет
10 Учебные достижения соответствуют показателям отметки 9 баллов. Кроме того, учащийся употребляет в пересказе авторские образные слова и выражения. Не пользуется дословной передачей текста, а применяет и другую лексику. Речь эмоциональная, выразительная, лёгкая. Не допускает речевых недочётов

 

Оценка пересказа на втором государственном языке (русском в школах с белорусским языком обучения или белорусском в школах с русским языком обучения) осуществляется по нормативам «Ацэнка вынікаў вучэбнай дзейнасці па вучэбных предметах «Беларуская мова» ў школах з рускай мовай навучання і «Руская мова» ў школах з беларускай мовай навучання. Ацэнка навучальных вусных работ (пераказы, сачыненні)».

Оценка краткого пересказа

Таблица 6

Баллы Показатели оценки
1 Дословное воспроизведение первых заученных предложений текста
2 Дословное воспроизведение первой части текста
3 Подробный несвязный пересказ смысловых частей текста
4 Подробный пересказ смысловых частей текста с попыткой передать кратко (2-3 предложениями) одну из частей текста
5 Краткий несвязный пересказ основного содержания смысловых частей текста с включением деталей, прямой речи персонажей как следствие механического сокращения текста
6 Краткий последовательный пересказ основного содержания смысловых частей текста, но с включением деталей, дословной передачей диалога
7 Краткий последовательный пересказ основного содержания смысловых частей текста, но с включением некоторых деталей; обобщённая передача диалога косвенной речью, но с переходом на прямую речь
8 Краткий последовательный пересказ основного содержания каждой части текста своими словами (3-4 предложениями), но с включением единичных деталей
9 Краткий последовательный пересказ основного содержания каждой части теста своими словами (2-3 предложениями)
10 Краткий последовательный пересказ основного содержания каждой части текста своими словами (1-2 предложениями)

Сводная таблица показателей оценки результатов учебной деятельности учащихся по литературному чтению

Таблица 7

Баллы

Навык чтения

Выразитель-

Ность

Осознанность

Правильность

Речи

Способ чтения

Правильность

Темп чтения

Интонация

Тон и темп чте-

Ния

Количество ошибок

1

Слоговое чтение

Допускает много технических

ошибок**

Чрезмерно замедленный

Читает монотонно*

Присутствовал на занятии, слушал, читал. На поставленные вопросы не отве-

чает

Делает многочисленные речевые ошибки

2

Слоговое чтение

Допускает много технических

ошибок

Чрезмерно замедленный

Читает монотонно

Демонстрирует непонимание произведения. Поставленные вопросы

осмысливаются неверно

Делает многочисленные речевые ошибки

3

Читает с

элементами

слогового чтения. Способ чтения комбини-

рованный

(слог — слово)

Допускает много технических ошибок***

Чрезмерно замедленный

Читает монотонно, не соблюдает паузы на авторских знаках препинания. Нечётко

произносит звуки

Фрагментарное понимание произведения. Не способен выполнить простейшие задания по

тексту

Делает многочисленные речевые ошибки

4

Читает с элементами слогового чтения

Допускает 5-6 технических ошибок

Замедленный

Читает монотон-

но. Не соблюдает паузы на авторских знаках препинания. Нечётко произносит звуки

Фрагментарное понимание

произведения. Ориентируется в тексте только с помощью учителя. Нуждается в помощи учителя при выполнении практических заданий с текстом

Делает речевые ошибки, которые исправляет при помощи учителя

5

Читает

целыми словами, допускает послоговое чтение многосложных слов и слов,

непонятных

по смыслу

Допускает до 4 технических ошибок

Замедленный

Слабо осознаёт

задачу выразительного чтения. Частично соблюдает логические паузы, ударения. Допускает интонационные не-

точности

Понимает фактическое со-

держание прочитанного,

но не осознаёт причинную связь событий, не умеет выразить своего отношения к герою, поступку. Ориентируется в тексте только с помощью учителя. Нуждается в помощи учителя при выполнении практических заданий с текстом

Делает речевые ошибки, которые исправляет при помощи учителя

6

Читает це-

лыми словами (4-й год обучения). Читает с элементами слогового чтения (3-й год обуче-

ния)

Допускает 3 технические ошибки

Чуть замедленный

Осознаёт задачу

выразительного чтения с помощью учителя. Не всегда соблюдает интонацию предложений, длину паузы, логические уда-

рения

Понимает фактическое со-

держание прочитанного.

Основную мысль произве

дения определяет неточно. Высказывает отношение к

поступку, герою, событию с помощью наводящих вопросов учителя. Не может обосновать свои суждения. Ориентируется в тексте с помощью учителя. Демонстрирует читательские умения, определённые

программой, но допускает

неточности при выполне-

нии практических заданий с

текстом

Допускает отдельные речевые ошибки

7 Читает целыми словами

Допускает 2-3 технические ошибки

Беглый

(соот-

ветствует

скорости разговорной речи (IV кл.), чуть замедленный (III кл.)

Осознаёт задачу

выразительного

чтения с помо-

щью учителя.

Допускает 1-2 интонационные неточности. Не всегда соблю-

дает логические

ударения. Вы-

держивает длину

пауз

Достаточно полное понима-

ние и осмысление текста.

Высказывает отношение к поступку, герою, событию

с помощью наводящих во

просов учителя. Ориентируется в тексте с помощью учителя. Демонстрирует читатель-

ские умения, определённые

учебной программой, но

допускает неточности при

выполнении практических

заданий с текстом

Допускает отдельные речевые недочёты

 
8 Читает целыми словами

Допускает 2(III кл.) и 1 (IV

кл.) технические ошибки, но самостоятельно исправляет их

Беглый (соот-

ветствует естественной скорости разговорной речи)

Самостоятельно осознаёт задачу выразительного чтения. Допуска-

ет по 1 ошибке в постановке логического ударения и выдерживании пауз. Допускает 1 интонационную неточность

Полноценно воспринимает

художественное произведение. Умеет выразить своё отношение к герою, его по-

ступку, мотивируя свои суждения. Ориентируется в тексте самостоятельно. Демонстрирует читательские умения, определённые программой, но допускает

отдельные неточности, ко

торые сам и исправляет

Допускает отдельные речевые недочёты

 
9 Читает це- лыми словами

Не допускает технических ошибок

Беглый

(соответствует естествен-

ной скорости разговорной речи)

Самостоятельно осознаёт задачу

выразительного

чтения. Правильно находит тон и темп чтения.

Выдерживает при чтении различную длину пауз. Допускает 1 ошибку в поста-

новке ударения

Полноценно воспринимает

художественное произве-

дение.

Свободно ориентируется в тексте для подтверждения

своих ответов. Демонстрирует читательские умения, определённые программой, но допускает единичную неточность, которую сам исправляет

Допускает единичные и незначительные речевые недочёты

 
10 Читает целыми словами

Не допу-

скает технических

ошибок

Беглый

(соот-

ветствует

естественной ско-

рости раз-

говорной

речи)

Самостоятельно

осознаёт задачу

выразительного

чтения. Соблю-

дает интонацию

предложения

(повествова-

тельную, вопро-

сительную, вос-

клицательную). Верно определя

ет в тексте место

пауз, логические

ударения. Пра-

вильно находит

тон и темп чтения

(они соответству-

ют настроению

произведения,

героя)

Полноценно воспринимает

художественное произве-

дение.

Легко ориентируется в тексте.

Выполняет любые практические задания с текстом

произведения в пределах

программных требований,

демонстрируя высокий уровень овладения читательскими умениями

Нет ошибок

 
                         

* Монотонным чтением считается чтение без соблюдения интонации предложения (повествовательной, вопросительной, восклицательной), пауз на авторских знаках препинания, логического ударения, тона и темпа чтения, соответствующих эмоциональному содержанию произведения.

** Технические ошибки при чтении: замена окончаний слов, повторение слога или слова при чтении, пропуски слов, добавления, искажения слов, ошибки ударения.

*** При изучении второго языка допускается увеличение количества ошибок на 2.

 

 

Оценка результатов учебной деятельности по учебным предметам «Литературное чтение» и «Літаратурнае чытанне»

В соответствии с требованиями образовательного стандарта и учебной программы к уровню подготовки учащихся по учебным предметам «Литературное чтение» и «Літаратурнае чытанне» контролю и оценке подлежат:

— уровень овладения навыком чтения;

— уровень овладения умением выразительно читать;

— уровень сформированности читательских умений;

— уровень развития литературных представлений и знаний учащихся.

Поурочный контроль результатов учебной деятельности осуществляется учителем с помощью систематического наблюдения учителя за работой класса в целом и каждого ученика в отдельности на всех этапах обучения. Основной формой поурочного контроля на уроках литературного чтения является фронтальный и индивидуальный устные опросы с использованием заданий, содержащихся в учебниках, учебно-методических пособиях, дидактических материалах. При организации поурочной оценочной деятельности на уроках литературного чтения может применяться письменный контроль, осуществляемый во фронтальной и индивидуальной форме посредством самостоятельной письменной работы с использованием набора заданий, сгруппированных в тесты.

При поурочном контроле оцениванию подлежат: навык чтения (способ чтения, правильность чтения, темп, элементарная выразительность и осознанность чтения); умение выразительно читать произведения разных жанров; выразительное чтение наизусть, литературные представления и знания учащихся, читательские умения работы с текстом, в том числе подробный и краткий пересказ.

Тематический контроль результатов учебной деятельности учащихся осуществляется после изучения разделов (тем) учебника с целью обобщения и систематизации читательских представлений и знаний учащихся по изученной теме (разделу) и диагностики уровня развития читательских умений учащихся. Тематический контроль может проводиться посредством проведения фронтального устного опроса либо в форме письменного контроля с использованием дидактических тестов. На эту работу в зависимости от подготовки класса может отводиться лишь часть урока.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.