Сущность педагогического эксперимента и комплекс экспериментальных средств адаптивной физической культуры для детей с задержкой психического развития — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Сущность педагогического эксперимента и комплекс экспериментальных средств адаптивной физической культуры для детей с задержкой психического развития

2022-11-14 26
Сущность педагогического эксперимента и комплекс экспериментальных средств адаптивной физической культуры для детей с задержкой психического развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эксперимент проводился в естественных условиях уроков по физической культуре и других общеобразовательных предметов.                                                                                                 Три раза в неделю группа детей с ЗПР занималась по основной программе физической культуры с включением в подготовительную и основную часть занятий предложенного нами комплекса из специальных упражнений, способствующих развитию основных физических качеств (гибкость, быстрота, сила, выносливость, координационные способности).

Дополнительно при проведении ежедневной утренней гимнастики в основной комплекс добавлены упражнения на равновесие, а на физкультминутках было предложено использовать упражнения на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика) и упражнения для развития межполушарных связей.

Разработанный нами комплекс средств оздоровительной физической культуры, включал в себя:

1.Упражнения для развития динамического равновесия:–различные виды ходьбы по горизонтальной и наклонной скамейке: приставным шагом, поднимая высоко колени, переша­гивая через предметы;–ходьба по шнуру, по горизонтальной и наклонной скамей­ке с различными движениями: с перекладыванием предметов из одной руки в другую, хлопками, поворотами, приседанием и др.;

–ходьба по горизонтальной или наклонной (под углом 30°) скамейке, ходьба по шнуру спиной вперед, с закрытыми глазами; по шнуру, лежащему змейкой;

–прыжки на одной ноге по шнуру;

–ходьба на различной высоте (обычная, спиной вперед, боком); –ходьба по шнуру с подбрасыванием (отбиванием о пол) мяча;

– ходьба по набивным мячам.

   2. Упражнения для развития статического равновесия:

–различные упражнения с поднятием на носки, поворотами, наклонами, приседанием;

–упражнения из и. п. стоя на носках, одной ноге;

– упражнения на возвышенной площади опоры.

3. Упражнения для развития способности к балансированию:

–стоя на месте, удержать предметы (палку, мяч) на раскрытой ладони;–перенести предмет (палку, мяч, кеглю) на руке, на голове или ракетке;–упражнения на балансировочной доске или подушке: ловля мячей различного диаметра брошенных под разными углами;

–подбрасывание вверх и ловля мячей; 

–отбивание мячей летящих с разной скоростью попеременно левой рукой, правой и двумя руками;

–приседания на балансировочной доске.                                                         

4. Упражнения для развития общей моторики и мелкой моторики рук:

–лазание по гимнастической и веревочной лестнице; раскачивание на канате; вис и раскачивание на перекладине и кольцах; передвижение погоризонтальной лестнице с помощью перехвата руками (обычное, спиной вперед, боком, с поворотом);                                                    

5. Упражнения для улучшения межполушарных связей (улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма):

- Колечко. Поочередное быстрое перебирание пальцев рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. - Кулак – ребро - ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости.                                                                                                                                    - Ухо – нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнув в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».                                                            - Перекрестные движения. Выполнять перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделать то же левой рукой и правой ногой.                                                                  

Исходные показатели физического развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

 

 

Таблица 3.2 –Генотипы генов серотониновой и дофаминовой систем спортсменок-волейболисток СДЮШОР «Жемчужины Полесья»

ФИО

КОД

ГЕНЫ

5НТТ 5НТ2А СОМТ DAT1

 

 

ВОЛЕЙБОЛ

 

 

 

1

Ба. Дарья

ЯАН 21

LL

CT

GG

AA

2

А. Елизавета

Связующий

ЯАН 22

SS

CC

GG

AG

3

В. Дарья

Доигровщик

ЯАН 23

SS

CC

GG

GG

4

Б. Дарья

ЦБ

ЯАН 24

SS

CT

GG

AG

5

П. Любовь

ЦБ

ЯАН 25

SS

CT

GG

AG

6

Т. Виктория

ЦБ

ЯАН 26

SS

CT

AA

AG

7

Л. Анна

диагональный

ЯАН 27

SS

CC

GG

GG

8

С.  Анастасия

доигровщик

ЯАН 28

SS

CC

AG

AG

9

Е. Юлия

доигровщик

ЯАН 29

SS

CC

AA

GG

10

Ш. Анна

доигровщик

ЯАН 30

SS

CT

AA

GG

11

Л. Екатерина

ЯАН 31

SS

CT

GG

AG

12

С. Ангелина

Либеро

ЯАН 32

LL

CT

AG

GG

13

К. Татьяна

связующий

ЯАН 33

SS

CT

GG

GG

14

Х. Сабина

ЯАН 34

SS

CT

AG

GG

15

И. Милена

ЯАН 35

SS

CT

AG

GG

16

К. Анна

ЯАН 36

SS

CC

GG

AG

17

З. Анастасия

ЯАН 37

SS

CC

GG

AG

18

Р. Виктория

ЯАН 38

SS

CT

AA

GG

19

С. Екатерина

ЯАН 39

SS

CT

AG

GG

20

Ш. Ангелина

ЯАН 40

SS

CT

GG

AG

21

Г. Янина

ЯАН 41

SS

CT

AA

GG

22

Н. Дарья

ЯАН 42

SS

CT

GG

AG

23

Д. Екатерина

ЯАН 43

LL

TT

GG

AG

24

Я. Ирина

ЯАН 44

SS

TT

GG

GG

25

К.  Виктория

ЯАН 45

SS

CT

AG

GG

26

З. Александра

ЯАН 46

SS

CT

GG

GG


 

Продолжение таблицы 3.2.

27

А. Дарья

ЯАН 47

SS

CT

AG

GG

28

П. Карина

ЯАН 48

SS

CT

AG

AG

29

С. Яна

ЯАН 49

SS

CT

AG

GG

30

Б. Ангелина

ЯАН 50

SS

TT

AG

AA

31

М. Алина

ЯАН 51

SS

TT

GG

AG

32

К. Александра

ЯАН 52

SS

CT

GG

AG

33

У. Виктория

доигровщик

ЯАН 53

SS

CC

AG

GG

34

Д. Дарья

ЯАН 54

LL

CT

AG

AG

35

П. Алина

ЯАН 55

SS

CT

AG

GG

36

В. Диана

ЯАН 56

SS

CT

GG

AA

37

М. Богдана

ЯАН 57

SS

TT

GG

GG

38

С. Дарья

ЯАН 58

LS

CT

GG

GG

39

К. Юлия

ЯАН 59

LL

CT

AG

GG

40

М. Юлия

ЯАН 60

SS

CC

AA

GG

               

 

В настоящее время известно, что функциональная активность серотониновой и дофаминовой систем тесно связана с индивидуальными генетическими вариациями, которые являются маркерами особенностей функционирования физиологических систем.Комплексно анализируя данные генотипов серотониновой и дофаминовой систем, с целью отбора 12 – ти волейболисток для формирования основного состава команды для участия в Высшей Лиге Дивизиона Б, учитывались максимально благоприятные генотипы для каждого игрового амплуа. Приоритет отдавался предрасположенности к таким качествам, как: развитие скоростно – силовых качеств, низкая предрасположенность к депрессии, высокая психологическая устойчивость к развитию центрального утомления в условиях интенсивных физических и психических нагрузок, предрасположенность к повышению скорости реакций под воздействием физической нагрузки, предрасположенность к низкой вероятности возникновения агрессии, высокая психологическая адаптация, высокая стрессоустойчивость и др.[22,45].

На основании анализа генотипов генов серотониновой и дофаминовой систем волейболисток СДЮШОР «Жемчужины Полесья», нами были предварительно отобраны 12 спортсменок – волейболисток, с целью отслеживания их соревновательной деятельности, соответствию игровому амплуа в команде и анализ уровня физической подготовленности волейболисток (рисунок 3.1).

 

Рисунок 3.1 – Процентное соотношение распределения полиморфизмов генов серотониновой и дофаминовой систем

 

При анализе полиморфизмов гена 5HTT серотониновой системы, являющегося маркером устойчивости к физическим и психическим нагрузкам (рис.3.1), установлено, что обследованные юные спортсмены являлись в больше степени гомозиготными (SS) – 92 % носителями мутантной аллели S. При данном генотипе снижена концентрация переносчика серотонина. У носителей может быть выражена косвенная агрессия, низкие значения негативизма и раздражительности; в условиях интенсивных физических и психических нагрузок спортсмены, как правило, характеризуютсяболее высокими скоростями простой и сложной реакции, но меньшей психической устойчивостью. Возможны высокие результаты в тренировке скоростно–силовых способностей при условии коррекции монотонии в тренировочном процессе.

Носителями гомозиготной аллели (LL) явилось 8 % волейболисток.При данном генотипе повышается концентрация переносчика серотонина, что обеспечивает большую интенсивность метаболизма и снижение активности серотонина, что ведет к возникновению тревожных и депрессивных состояний, предрасполагает к быстрому формированию синдрома перетренированности. Носители L аллеля проявляют более устойчивые нейродинамические реакции в условиях интенсивных физических и психических нагрузок. Носительство LL аллеля в основном необходимо волейболистам игрового амплуа либеро и нападающие второго темпа, где на первом месте тренируется общая и специальная выносливость.

Как следует из представленных выше данных, большинство обследованных спортсменов имеют достаточную предрасположенность по показателям быстроты/силы и выносливости при реализации спортивной специализации в игровых видах спорта. Коррекция монотонии и текущая психофизиологическая диагностика гомозиготных носителей SS позволяет вовремя скорректировать развивающееся центральное утомление и предотвратить вовлечение дефицита серотонина в лимитирование спортивной работоспособности.

При анализе полиморфизма гена 5HT2A серотониновой системы(рис.3.1), который кодирует один из наиболее чувствительных рецепторов серотонина, и эта чувствительность повышается при различных психических расстройствах. 5HT2A рецепторы принимают участие в деятельности сердечно-сосудистой системы и мышечном сокращении. В частности, рецепторы участвуют в сокращении эндотелия сосудов, мышц трахеи и бронхоспазме. Мутации в гене 5HT2A связаны с повышенной склонностью к депрессии [7], и обсессивно – компульсивному расстройству [29,37]. Полиморфизм C102T является одним из наиболее значимых для исследования: Т-аллель ассоциируют в повышенной экспрессией гена и, соответственно, с повышенной агрессией, импульсивностью, высокой скоростью развития усталости при физических нагрузках, а также сниженной психологической адаптацией к нагрузкам.

Носителями гомозиготной аллели (CC) явилось 50% обследуемых, что характеризуются неизменной устойчивостью и повышением скорости реакций под воздействием физической нагрузки. Физические упражнения стимулируют связывающую активность рецептора, а регулярные тренировки приводят к противоположной картине – связывание лигандов этим рецептором понижается. Так как С102 аллель полиморфизма C102Т гена 5НТ2А связывают с меньшими концентрациями мРНК и пониженной экспрессией белка 5HT2A, чем Т102 аллель, то данный генетический вариант может играть роль фактора облегчающего адаптационные перестройки организма при регулярной спортивной деятельности [47,57].

Нисители гетерозиготного аллеля (CT) 50 % от общей выборки в большей мере представлены группой таких игровых амплуа как: центральные блокирующие, где основной объем тренировочных действий направлен на развитие скоростных качеств, характеризуются умеренной психологической адаптацией к физическим нагрузкам.

При анализе полиморфизма гена переносчика дофамина (DAT1) (рис.3.1), ассоциированным у спортсменов ссиндром дефицита внимания и гиперактивности, формированиемтаких личностных черт, как «поиск новизны», было выявлено,что гетерозиготный вариант полиморфизма (AG) представлен 48 % обследуемых спортсменов, носителями явились представители групп игровых амплуа связующих и центральных – блокирующих, полученные данные позволяют предполагать, что аллель DAT1 и гетерозиготный генотип гена переносчика дофамина могут являться генетическими маркерами, ассоциированными с высокими спортивными результатами[56].

Представители гомозиготного (GG) варианта полиморфизма составили 52% спортсменов, это доигровщики и либеро, что характеризует их устойчивостью в стрессовых ситуациях, агрессивной и эффективной игрой.

При анализе гена дофаминергической системы (COMT) (рис.3.1), который описывает степень стрессоустойчивости спортсменов, развитие агрессивности у спортсменов, наблюдалось следующее распределение: представители гомозиготной аллели (GG) составили 50 % от общей выборки и представлены в основном группой нападающих первого темпа и связующих игроков, что характеризует их высокой степенью стрессоустойчивости, однако высоким риском развития агрессивности в неудачно слаживающихся обстоятельствах на площадке. Представители этого полиморфизма расчетливо и эффективно действуют в условиях быстрой смены игровых ситуаций.

Обладатели гомозиготной аллели (AA) составили 25% от общей выборки, в основном это доигровщики. Являются хорошими исполнителями и лидерами команды, однако более подвержены стрессу в случае постоянно повышающихся физических нагрузок.

Представители гетерозиготной формы (АG) также составили 25%, идеальный вариант либеро и связующих амплуа. Для них характерны высокие показатели памяти, внимания, координации движений, скорости двигательных реакций. Надежно действуют в психологически – напряженных ситуациях, интуативны, со средним уровнем стрессоустойчивости.

Полученные в ходе исследований результаты свидетельствуют о достаточном участии в процессе спортивной деятельности множества полиморфных генов, каждый из которых в отдельности вносит лишь небольшой вклад в общее развитие физических качеств человека.

На этом основании, молекулярно–генетическая диагностика в спорте должна безусловно применяться в исследованиях с использованием определенных маркеров, как дополнение к уже существующим фенотипическим тестам, используемым в рамках медико–биологического обеспечения спорта.

 

1.1. Результаты диагностики функционального состояния ЦНС у волейболисток в подготовительный и предсоревновательный периоды подготовки

 

За время исследования мы дважды (в подготовительный период до и после нагрузки и в предсоревновательный период до, после и во время нагрузки) определяли скорость простой зрительно- моторной реакции (ПЗМР), скорость сложной реакции, силу и подвижность нервной системы, и внимание с помощью прибора НС-Психотест (Нейрософт, Россия), а также показатели устойчивости реакций – величины обратно пропорциональной среднему рассеиванию времени реакции. Устойчивость реакции интерпретируется как устойчивость состояния центральной нервной системы.

Скорости простой и сложной зрительно-моторной реакции являются информативными показателями функционального состояния нервной системы человека. Во время спортивной деятельности спортсмену необходимо быстро и точно принимать поступающую информацию; он должен обладать высоким уровнем интегральной деятельности нервных связей, который обеспечивает переработку принятой информации и, как результат, своевременный и адекватный ответ на внешние раздражители. Скорость простой реакции зависит от быстроты реагирования органов чувств на раздражители. На нее влияет функциональное состояние коры больших полушарий головного мозга и общее состояние исследуемого: степень его утомления, тренированности и т. д. Сложная реакция включает элементы мышления, так как помимо реагирования на стимул содержит в себе процесс обработки информации и принятия решения о способе реакции на предъявляемый стимул. Сложная реакция определяется скоростьюмышления спортсмена, она зависит от быстроты принятия решения и скорости его реализации.

Для оценки изменения функционального состояния организма под воздействием нагрузки использовали показатели скоростей зрительно- моторных реакций, которые отражают состояния организма и изменяются под влиянием внешних воздействий. Стрессы, нагрузки, усталость, меняют функциональное состояние организма и отражаются в изменении скорости реагирования на внешние стимулы. Так в популяционном исследовании нейродинамических параметров было обнаружено, что лица с синдромом хронической усталости показывают значительно меньшие скорости простой зрительно-моторной реакции, реакции различения, а также чаще ошибаются.

Простая зрительно–моторная реакция (ПЗМР). Для максимально точной диагностики использовался средний показатель времени реакции на несколько десятков предъявлений стимула. Число ошибок свидетельствовало об устойчивости внимания обследуемого. При высокой устойчивости обследуемый удерживал внимание требуемой концентрации в течение всего обследования и не совершал ошибок при прохождении методики. ПЗМР позволила сделать вывод о свойствах и текущем функциональном состоянии центральной нервной системы, работоспособности. Реакция выбора – сложная сенсомоторная реакции, отражающая процесс обработки сенсорной информации центральной нервной системой по принципу отбора сигналов определенного цвета и формирования реакции на заданный вид, оценивала подвижность нервных процессов в ЦНС. Показатель среднего значения времени сложной сенсомоторной реакции выбора отражает инертность или подвижность нервных процессов. При этом оценивается их уравновешенность и сила. Реакция различения» – измерение подвижности нервных процессов в ЦНС, относится к разряду сложной зрительно –моторной реакции» (СЗМР): в отличие от простой реакции, реакция различения осуществляется на один определенный стимул из нескольких разнообразных стимулов. Поэтому процесс обработки сенсорной информации центральной нервной системой происходит не только по принципу наличия либо отсутствия сигнала, но и по принципу различения сигналов, отбора сигналов определенного цвета из общего их числа и формирования реакции на заданный вид сигнала. Методика «Реакция различения» предназначена для измерения подвижности нервных процессов в центральной нервной системе (ЦНС). Поскольку результат по данной методике отражает общую подвижность нервных процессов, на которую оказывают влияние физиологические особенности зрительного анализатора и периферической нервной системы, то для диагностики подвижности нервных процессов в ЦНС рекомендуется проводить обследования по данной методике в сочетании с обследованиями по методике ПЗМР. Разность между средним временем реакции различения и средним временем ПЗМР отражает скорость протекания нервных и психических процессов в центральной нервной системе, а именно время переработки сигнала корковым отделом анализатора. «Помехоустойчивость» – психофизиологическая диагностика способности сопротивляться воздействию фоновых признаков (помех) при восприятии какого-либо объекта, «Реакция на движущийся объект» – выявление уравновешенности нервных процессов и работоспособности. Теппинг – тест основан на определении динамики максимального темпа движения рук. Сила нервных процессов явилась показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Полученные в результате варианты динамики максимального темпа были условно разделены на пять типов, на основании которых и давалось описание и строился общий протокол диагностики по психофизиологическим методикам.

Также каждому тестируемому было предложено ответить на вопросы в опросникеAVEM, который состоит из 66 утверждений, объединенных в 11 шкал, отражающих реакции человека на требования профессиональной среды и способы поведения, формируемые на основе этих реакций. На основе анализа показателей отдельных шкал опросника и их взаимосвязей были выделены четыре типа поведения и переживания в профессиональной среде, анализируя их, нами было дано индивидуальное заключение по каждому тестируемому.

Анализ результатов тестирования группы испытуемых женского пола одного возрастного состава показал, что показатели скоростей ПЗМР, реакции различения, устойчивость реакций, а также время обработки сигналов корковым отделом анализатора (время протекания нервных процессов –ВПНП) в предсоревновательный период после нагрузки отличаются от показателей в подготовительный период подготовки до нагрузки. Время ПЗМР, реакции различения и устойчивость реакций приведены в таблице 3.4., приложение А,Г.

Таблица 3.4 –  Время и устойчивость ПЗМР и реакции различения испытуемых в разные периоды подготовки

Период подготовки n Среднее Средняя Среднее Среднее Достоверность различий
    Время Устойчивость время ВПНП  
    ПЗМР ПЗМР ± α реакции ± α, мс  
    ±α, мс   различения    
        ± α, мс    
Подготовительный период 12 216.98± 65,81 2,02±0.09 301,06± 109,38 84,08± 4,61

 

 

р<0.05

(до нагрузки)          
Предсоревновательный период (после нагрузки) 12 230,57± 149,9 1,73±0.07 334,46± 87,72 103,89± 3,91

 

Функциональное состояние ЦНС оценивалась по величине устойчивости простой зрительно-моторной реакции, которая является величиной обратной значению рассеивания времени реагирования. Самые высокие показатели устойчивости ПЗМР наблюдаются в предсоревновательный период подготовки, что свидетельствует о стабильности нервной системы и функциональной готовности организма к физическим нагрузкам высокой интенсивности.

Время, затрачиваемое на выполнение сложных реакций, значительно больше, чем на выполнение простых. Это связано с необходимостью переработки поступившей информации. По разнице между временем сложной и простой реакции можно судить о скорости переработки воспринятой информации. Среднее время обработки сигналов в коре головного мозга среди спортсменов меньше всего в подготовительный период подготовки до нагрузки, что свидетельствует о неусталости и начальной стадии врабатывания организма в тренировочный процесс.

Анализ результатов тестирования до и после физической нагрузки выявил, что исследуемые параметры изменяются под воздействием нагрузки. Среднее время ПЗМР, реакции различения, а так же время обработки сигналов корковым отделом анализатора сразу после интенсивной нагрузки в среднем по исследуемой группе имеют тенденцию к уменьшению, устойчивость реакций в среднем также понижается (таблица 3.4). Эти эффекты находятся в полном согласии с исследованиями, показавшими, что острые и умеренные физические нагрузки стимулируют скорость обработки информации нервной системой, что сопровождается повышением скорости реагирования.

При исследовании «простой зрительно–моторной реакции» у юных волейболисток в подготовительный период подготовки отмечено следующее распределение: доминирование средних и низкихскоростей, высокая скорость ПЗМР не превысила 17 % обследованных. Количество ошибок при проведении ПЗМР не достигало критических значений, что свидетельствует о замедлении передачи сигналов в ЦНС в результате переутомления. Однако при оценке устойчивости внимания и итоговой работоспособности у 54 % волейболисток отмечается снижение данных параметров книжней границе нормы. При этом у 35 % обследованных спортсменок отмечалось значительноеснижение работоспособности, что характеризует вариабельную емкость разрешающей способности метода оценки зрительных реакций.

При оценке общего числа ошибок в подготовительный период при проведении методикиПЗМР, «реакция выбора» установлено, что у 17 % обследованных количество ошибок не превышало 5, при этом 3–4 неправильных нажатий регистрировалось также у 17 %, более 1 – 2 – у 41 %, у четверти спортсменов ошибок не наблюдалось.

У спортсменок – юниорок оценивался преобладающий тип высшей нервной деятельности: 33 % юных спортсменок–волейболисток имели подвижный тип, 67 % обследованных промежуточный между инертным и подвижным типом вышей нервной деятельности.

Среди обследованных спортсменок в подготовительном периоде регистрировалась оптимальная мобилизация их физических и психических ресурсов (приложение А).

Приисследовании «простой зрительно–моторной реакции» у волейболисток в предсоревновательный период подготовки, непосредственно во время и после нагрузки, отмечено следующее распределение: средних и низкихскоростей не наблюдалось, высокая скорость ПЗМР составила 100 % обследованных, что свидетельствует об уравновешенности нервных процессов спортсменок под влиянием физической нагрузки в данном периоде, и говорит об абсолютной готовности ВНС спортсмена к соревновательной деятельности и позволяет повышать уровень физической нагрузки в тренировочном процессе. Количество ошибок в данном периоде имело следующее распределение: у четверти спортсменов количество ошибок варьировалась в диапозоне 5 – 7, 42 % обследуемых имели 1 – 2 ошибки, а у 33 % ошибок не наблюдалось. Достаточно низкий показатель количества ошибок в предсоревновательный период свидетельствует о степени свойства устойчивости внимания, обусловленного в свою очередь силой и уравновешенностью нервных процессов (приложение Г).

При исследовании ПЗМР и реакции выбора в предсоревновательный и подготовительный периоды установлено достоверное различие в скоростях простой зрительно–моторной реакции (p<0,05), времени принятиярешения, функциональном уровне ЦНС.

Анализируя результаты волейболисток по методике «Теппинг – тест» до нагрузки в подготовительном периоде, наблюдается следующее: ровный тип силы нервной системы наблюдался у 17% обследуемых, такой вариант кривой свидетельствует о наличии у обследуемого средней силы нервной системы; промежуточнымтипом (между ровным и нисходящим) обладают 33% волейболисток, данный тип кривой свидетельствует о наличии у обследуемых нервной системы на границе между слабой и средней (средне-слабая нервная система); 50% спортсменок обладают нисходящим типом силы нервной системы, этот тип свидетельствует о слабости нервной системы. Обладателям данного типа были внесены изменения в программу тренировочного процесса, включающие в себя методы организации тренировочного процесса, направленные на понижение и устранение монотонии.

По результатам методики «Полиспектр» оценивались следующие показатели: ритмограмма вариабельности ритма сердца, общая мощность спектра нейрогуморальной модуляции, состояние нейро – гуморальной регуляции, баланс отделов вегетативной нервной системы, эти интегральные показатели представляю возможность определить уровень текущее функционального состояния спортсмена. В предсоревновательном периоде волейболистки имели следующее распределение: четверть спортсменок имела хорошее текущее состояние, у четверти функциональное состояние было незначительно снижено, 50% имели удовлетворительное состояние (приложение Г). 

Анализируя данные опросника поведения и переживания, связанного с работой, авторами которого являются У. Шааршмидт и А. Фишер, мы работали по варианту адаптированному Т. Ронгинской, прослеживается следующие распределение: 92 % спортсменок имели «Тип S», что характеризует их экономными, бережливыми, со средним уровнем мотивации, энергетических затрат и профессиональных притязаний, выраженной склонностью к сохранению дистанции по отношению к профессиональной деятельности, удовлетворенностью своего труда. Характерной чертой этого типа является общая жизненная удовлетворенность, источником которой могут быть ситуации, не связанные с работой.

«Тип G» имели 8 % спортсменок, обладатели этого типа являются активными, способными к решению трудных проблем, они придают работе высокое (но не экстремальное) значение, контролируют собственные энергетические затраты, отмечаются конструктивным способом преодоления ситуации неудач и поражений, которые рассматриваются субъектом деятельности не как источник фрустрации и негативных эмоций, а как стимул для поиска активных стратегий их преодоления. Т.е. это образец положительной установки на выполнение деятельности, усиленной мобилизирующим воздействием положительных эмоций (приложение А).

Кроме вышеперечисленных показателей простой и сложной зрительно-моторной реакции в подготовительный и предсоревновательный периоды подготовки оценивались и другие интегральные показатели по всем остальным методикам (приложение А,Г). Особое внимание уделялось таким показателям как, устойчивость и концентрация внимания по методике «Оценка внимания», по методике «Помехоустойчивость» оценивался тип высшей нервной деятельности, методика «РДО» позволяет производить измерения уравновешенности нервных процессов, т.е. степени сбалансированности процессов возбуждения и торможения по силе, следует отметить, что результаты по данной методике в предсоревновательный период имели, в большинстве своем, сбалансированный вариант и свидетельствовали об уравновешенности нервных процессов волейболисток (приложение Г), в то время как в подготовительном периоде (приложение А) диагностировалась неуравновешенность с преобладанием торможения, однако следует учитывать, что перцептивная экстраполяция относится к числу тренируемых качеств.

1.2. Ассоциации генетических вариантов серотонинергической и дофаминергической систем с изменениями нейродинамических показателей под влиянием физической нагрузки

Физические нагрузки в первую очередь приводят к мышечному утомлению, которое сопровождается центральным и умственным утомлением, а усиленная или монотонная умственная нагрузка вызывает преимущественно утомление центрального типа.

Так как в развитие центрального утомления важный вклад вносит 5НТ система, то логичным представляется предположить, что вариации в генах серотонинергической системы могут оказаться связанными с реакциями организма на различные нагрузки, а также с устойчивостью к развитию усталости.

Так как на скорости простой и сложных зрительно –моторных реакций в значительной мере влияет подвижность нервных процессов в коре головного мозга, мы решили проверить существуют ли ассоциации между вариациями в генах рецепторного аппарата и изменениями психомоторных реакций под воздействием нагрузок.

Был проведен анализ ассоциаций полиморфных маркеров генов транспортера серотонина, рецептора серотонина 1А и 2А с показателями, изменяющимися под влиянием нагрузки, а также со степенью изменения этих параметров.

Среднее время простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) до нагрузки в группе носителей генотипа LL полиморфизма гена 5HTTбыло выше, чем у носителей S аллеля (генотип SS). После нагрузки у носителей LL генотипа время реакции практически не изменилось, а у носителей S аллеля значимо увеличилось (таблица 3.5).

Таблица 3.5 – Изменение среднего времени реакций под воздействием физической нагрузки у носителей аллелей полимо


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.