Глава 2. Задачи, методы и организация исследования — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Глава 2. Задачи, методы и организация исследования

2022-11-14 23
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе работы проводилась диагностика психофизиологического статуса и уровня физической подготовленности детей с задержкой психического развития, учащихся интегрированного класса ГУО средней школы № 7 г. Пинска. Обследование проводилось на базе общеобразовательной школы в период с сентября 2017 по апрель 2018 года.

Задачи исследования

Задачи исследования:

1. Оценить функциональное состояние вегетативной нервной системы детей с ЗПР на основе анализа показателей зрительно–моторных реакций: «Помехоустойчивость», «Оценка внимания».

2. Оценить уровень физического развития и особенности внимания у детей с ЗПР при помощи нормативных физических упражнений и психофизических тестов.

3. Предложить рекомендации по коррекции и индивидуализации учебного процесса детей с задержкой психического развития при помощи средств адаптивной физической культуры в зависимости от выявленных изменений состояния центральной нервной системы и функциональных возможностей организма.

4. Оценить эффективность использования средств адаптивной физической культуры у детей с ЗПР, при помощи психофизиологических методик и тестирования уровня физической подготовленности.

Методы исследования

В нашемисследовании были использованы следующие методы:

1. Изучение и анализ научно –методической литературы;

2. Наблюдение.

3. Психофизиологические методики:

– «Оценка внимания»;

– «Помехоустойчивость»;

1. Педагогическое тестирование и эксперимент;

2. Математические методы обработки результатов.

Анализ специальной научно-методической литературы

Анализиобобщениепроводилисьсогласнотемы магистерской диссертации политературнымисточникам, которыевключалиучебныепособия, сборникинаучныхтрудов, статьижурналов. Былиизученывопросы, освещающиеметодики учебного процесса детей с задержкой психического развития. Изучениелитературных источников проводилось с целью анализа теоретико–методических вопросов, определяемых задачами исследования.

В ходе работы был проведен анализ материала по 75источником литературы. Использовался общенаучный метод исследования. Содержательно-аналитические (обобщение, восхождение от абстрактного к конкретному, дедукция, абстрагирование, анализ, индукция, синтез, аналогия, объяснение, мысленное моделирование).

В то же время, анализ специальной научно – методической литературы свидетельствует о том, что существует объективная необходимость более углубленного изучения, уточнения, корректировки и совершенствования использования средств адаптивной физической культуры для детей с задержкой психического развития.

Наблюдение

Наблюдение – это один из основных эмпирических методов, состоящий в преднамеренном, целенаправленном восприятии и фиксации свойств изучаемого объекта. Наблюдение позволяет фиксировать реакцию детей на зрительно – моторные пробы, психологические тесты в динамике учебного процесса, а также предоставляет возможность «прямо» либо «косвенно» наблюдать за действиями детей на занятиях физической культурой.

 

 

Психофизиологические методики

Помехоустойчивость

Вариант зрительно-моторной реакции. Отличие состоит в том, что предъявление сигнала происходит в условиях динамической помехи. Сигнал предъявляется не в тубусе, а на мониторе компьютера на фоне быстроменяющейся картинки. Помехой является как сама картинка, так и внешние световые раздражители (осветители в помещении, стены и т. п.). Сравнения показателей помехоустойчивости и простой ЗМР позволяет делать выводы о концентрации возбуждения в нервной системе [38].

Анализ статистических показателей времени реакции позволяет оценить абсолютное время реакции и уравновешенность процессов возбуждения и торможения в ЦНС, их устойчивость (стабильность). Характеристики распределения времени реакции позволяют оценить степень напряжения, готовности человека к работе, степень его утомления, а в ряде случаев – и наличие патологических функциональных нарушений или органических расстройств деятельности центральной нервной системы.

Оценка внимания

Теоретической основой психофизиологического измерения свойств внимания является ихзависимость от свойств нервных процессов.

Методика "Оценка внимания" предназначена для диагностики концентрации и устойчивости внимания. Обследуемому последовательно предъявляются световые сигналы различногоцвета в центре экрана монитора (цвет фона – темно-серый). Необходимо как можно быстрее отреагировать на появление сигнала нажатием на кнопку на зрительно-моторном анализаторе.При нажатии на кнопку сигнал исчезает. Продолжительность интервалов между сигналами различна и составляет от 0.5 до 2.5 секунд. Первые 5-7 сигналов являются пробными и не регистрируются. Рекомендуемое число предъявляемых сигналов в одном обследовании: для взрослых– 70 или 100, для детей – 30. Выбор цвета сигнала определяется задачами обследования. Дляпервичной экспресс-диагностики, как правило, используется световой сигнал красного цвета.

По результатам диагностики определяются показатели концентрации и устойчивости внимания. Применяя данную методику, необходимо учитывать, что на результаты обследований оказывают значительное влияние функциональное состояние обследуемого и условия проведения диагностики. Для получения наиболее достоверного результата желательно проводить обследование по данной методике не менее трех раз, при этом каждое из обследований должно быть выполнено в различные дни и часы: диагностика концентрации и устойчивости внимания производится в соответствии со средним значением по проведенным обследованиям.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.