Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Топ:
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Дисциплины:
2022-10-29 | 44 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
В российской высшей школе выделяют три основных принципа контроля.
Воспитывающий принцип проявляется в том, что активизирует творческое и сознательное отношение студентов к учебе, стимулирует рост познавательных потребностей, интересов, организует учебную деятельность и воспитательную работу. Всякий контроль, принижающий личность студента, не может применяться в вузе.
Систематичность. Систематический контроль упорядочивает процесс обучения, стимулирует мотивацию, дает возможность получить достаточное количество оценок, по которым можно более объективно судить об итогах учебы.
Всесторонность. Круг вопросов, подлежащих контролю и оцениванию, должен быть широк настолько, чтобы охватить все основные темы и разделы предмета.
При оценке личности следует учитывать деловые, моральные качества, ценностные ориентации, общественную работу, учебные достижения. Всесторонность контроля - одна из составляющих комплексного подхода к воспитанию.
7. Методы воспитания в вузе
Метод (от греч. путь исследования, теория, учение) – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности. В философии метод – способ построения и обоснования системы философского знания.
Под методом воспитания мы будем понимать систему регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и воспитанника, применяемую для достижения воспитательной цели.
Прием это отдельное действие, движение, относительно законченный способ осуществления воспитательной деятельности в определенных условиях, не привязанный к какой-либо педагогической задаче или слабо с ней связанный.
|
Рефлексивные методы воспитания направлены на стимулирование смысла поисковой деятельности студентов, формирование личностного отношения к профессиональной деятельности. Среди таких методов многие авторы выделяют понимание не только как способ бытия, ко и как метод воспитания, со-бытия.
Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Понимание человека, в частности воспитанника воспитателем имеет целью оказать ему помощь, поддержку в смысло поисковой активности, направленной на овладение своим бытием в состоянии духовного кризиса, разочарования, неудачи или сообщить энергию успеха. Понять воспитанникака значит лишить его автономии бытия, разоблачить, «вывести на чистую воду». Самое большее, на что может рассчитывать воспитатель, стремящийся понять воспитанника, – это вызвать доверие, помочь ему самораскрыться до тех пределов, которые установит сам воспитанник.
Задача субъекта понимания (воспитателя) сводится к обнаружению, извлечению, раскрытию, прочтению, этого смысла, или истолкованию, интерпретации его. Интерпретация выступает в качестве средства раскрытия смысла или придание смысла. Раскрытие, обнаружение смысла имеет место тогда, когда воспитатель исходит из признания наличия смысла в тех или иных проявления жизни воспитанника и пытается этот смысл обнаружить. Это означает, что понять эти жизненные проявления он пытается, исходя из них самих, а также помещая предмет понимания в контекст теоретических представлений, профессиональных проблем, задач воспитания.
Метод драматизации имеет назначением предъявить для восприятия воспитаннику смысл данного элемента культуры в личной жизни человека и общественной жизни людей. Он осуществляется путем постановки воспитанника в ситуацию выбора в ходе разворачивающихся игровых ситуаций, участником, зрителем или автором которых он является'. Драматизация осуществляется в форме дидактического театра, драматизированных и ролевых игр, сочинения сказок и т.д.
|
Метод убеждения предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание студентов влияют не столько понятия и суждения, сколько их личностная значимость. Студенты, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.
Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности сегодня используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни, афоризмы, даже анекдоты. Для реализации метода убеждения педагогу важно знать мнение студентов по обсуждаемому вопросу, а также факты и явления, которые их волнуют. Применяя метод убеждения, педагог должен быть уверен, что у студенток достаточно информации для логических рассуждений о предмете убеждения.
Метод внушения как правило сочетается с методом убеждения, но отличается от него эмоциональной окрашенностью воздействия на воспитанника с целью создания у него определенного состояния или побуждения к определенным действиям. Студент, особенно в начальный период обучения в вузе, далеко не всегда может понять и осознать закономерности, из которых вытекают правила и нормы профессионального поведения. В этих случаях метод внушения, оказывается просто незаменимым.
При использовании метода внушения большое значение имеет личность внушающего: его вера, компетентность, привлекательность, авторитетность. Учитывая, что во многих случаях в системе профессионального образования преподают люди, сами являющиеся признанными мастерами данной профессии их высказывания студенты воспринимают как истину и без доказательств. Это во многом зависит от эмоциональности педагога, наличия у него способности вызвать эмоциональное переживание студентов. Внушение может осуществляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так к неречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.). Эффективной реализации метода способствует использование, художественных образов, музыки.
Метод, примера является близким по целевым установкам и: технике выполнения к методу внушения. Отличие состоит в его наглядности. Примером может служить реальный или вымышленный персонаж. В профессиональном воспитании, конечно же, предпочтительны люди, добившиеся успеха и социального признания в соответствующем виде деятельности. Обнаружение того, что это «живые люди» с их недостатками и реальными жизненными проблемами побуждает студента к саморазмышлению, построению собственных жизненных перспектив.
|
Ценностные методы воспитания. К ним, прежде всего, относится диалог как особый способ взаимодействия, при котором достигается известная свобода от стереотипов при оценке «другого», для которого характерно отношение к «другому» как к равнодостойному человеку и стремление к достижению взаимопонимания.
По М. М. Бахтину, диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность их точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимную дополнительность позиций участников общения, соотнесение которых и является целью диалога.
Можно выделить ряд требований к диалогу как методу воспитания. Это:
• равенство позиций педагога и воспитанника, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность встать на позицию другого;
• отсутствие оценок, полное принятие воспитанника таким, какой он есть, уважение и доверие к нему;
• наличие у педагога и воспитанника сходных установок относительно одной и той же ситуации, позволяющих развивать механизм идентификации;
• особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга;
• способность участников общения видеть, понимать и активно использовать широкий спектр коммуникативных средств, включая невербальные.
Результатом такого общения-диалога является возникновение субъектных позиций участников педагогического взаимодействия.
|
Метод стимулирования направлен на формирование педагогически целесообразного поведения и в практике воспитания чаще всего, реализуется как поощрение и наказание. В обоих случаях стимулирование должно осуществляться как выражение не личного пристрастного отношения педагога, а оценки с позиций требований вуза, профессии, общественного мнения. При этомподобные оценки должны, если не разделяться, то признаваться правомерными со стороны самого студента.
Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспитанников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощрения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на кажущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Поощрение должно быть естественным следствием поступка студента, а не следствием его стремления получить поощрение или особого расположения к нему со стороны преподавателя. Важно, чтобы поощрение не противопоставляло одного студента остальным членам группы, курса. Оно должно быть справедливым и, как правило, согласованным с общественным мнением. При использовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества поощряемого.
Наказание призвано предупреждать нежелательные поступки воспитанников, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Известны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порицания, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные наказания. В любом случае наказание должно быть справедливым, тщательно продуманным и ни в коем случае не должно унижать достоинство воспитанника. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить значительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться наказывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение и взгляды студента. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в решении вопроса о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких обстоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным.
Метод требования также направлен на то, чтобы нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывали, стимулировали или тормозили определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных свойств и качеств. По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования.
|
Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Нередко прямое требование выражается в форме поручения.
Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение к т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования можно выделить следующие:
-Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его р. целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.
- Требование в игровом оформлении (требование-игра) осуществляется опосредованно через правила игры, ролевые ситуации и отношения.
-Требование-просьба оказывается эффективным как форма проявления сотрудничества, взаимного доверия и уважения, когда между воспитанниками и педагогами складываются партнерские отношения.
- Требование-намек, очень близкая к предыдущей форма, успешно применяется опытными педагогами и в ряде случаев почти всегда превосходи по эффективности прямое требование,
- Требование-одобрение, вовремя высказанное педагогом, действует как сильный стимул.
По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого педагог сам добивается от студента нужного поведения, называется непосредственным. Требования студентов друг к другу, «организованные» воспитателем, – опосредованные требования. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий – последующие требования к товарищам.
Проективные методы воспитания предполагают самореализацию и самоутверждение студентов в учебной, учебно-производственной, профессиональной и социально-полезной деятельности.
Метод упражнения (или тренинг) направлен на отработку устойчивых качеств во всех противоречивых ситуациях профессиональной и жизнедеятельности. Он предполагает многократные выполнения требуемых действий доведение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые профессионально-личностные свойства – навыки и привычки. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают: выполнять определенные обязанности, контролирует свои действия, адекватно оценивает их с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.
Метод социальных проб (или социальных практик) осуществляется через создание и использование проблемных ситуаций. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти сферы у студентов формируется определенная социальная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную и профессиональную среду, в реальную жизнь.
Метод соревнования способствует формированию конкурентоспособности и опирается на естественные потребности субъекта к лидерству, соперничеству. В процессе соревнования человек достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование может быть организовано специально и может возникнуть стихийно. И в том и в другом случае педагог осуществляет регулятивные действия. В первом случае – сам или совместно со студентами определяет цели и задачи соревнования, составляет программу, разрабатывает критерии простые и понятные для участников оценок, создает условия для проведения соревнования, награждения победителей.
Эмоциональное переживание воспитанником победы и поражения может стать элементом его социального закаливания. Соревнование побуждает не только актуальную активность субъекта, вызванную сиюминутными переживаниями, но н формирует у него способность к самоактивизации, которую можно рассматривать как элемент самовоспитания. Студент стремится стать лидером не только в определенной ситуации, при этом он сам выступает в качестве субъекта стимулирования своей активности, реализуя свою готовность к различным видам деятельности.
Метод проектов был впервые разработан в 20-е годы XX в. в США американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. X. Килпатриком. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Комплексные методы воспитания. В практике воспитания выделяются методы, которые трудно отнести к одной из трех выделенных выше групп, поскольку они носят комплексный характер.
Методом воспитывающих ситуаций еще называют методом организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях. Для успешного применения воспитывающих ситуаций они должны быть не надуманными и фрагментарными, а отражать жизнь со всеми се противоречиями и сложностями. Прежде всего это те ситуации, в процессе которых студент сам решает какую-либо проблему нравственного выбора, способа организации деятельности, выбора социальной роли и др. При этом педагог умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной.
Этот метод, наилучшим образом в системе профессионального образования реализуется в форме ролевых, деловых и организационно-деятельностных игр, таких, как разработанная Р. Юнгом «Мастерская будущего». Воспитательным влиянием такие методы обладают благодаря стимулированию творческой активности студентов, возможности проявления и утверждения творческой индивидуальности, признания со стороны студентов, преподавателей и профессионалов (которые часто приглашаются в качестве экспертов).
Способы проведения различных игр отличаются, но в качестве основных элементов можно выделить следующие: 1) предъявление ситуации в виде вводной информации; 2) распределение ролей и связанных с ними социальных и профессиональных позиций; 3) определение целей и индивидуальный инструктаж действующих лиц; 4) обеспечение правил и ограничений, корректирующие действия ведущего по ходу игры.
Воспитывающей ситуацией может стать и групповая работа в форме «мозгового штурма» (или «мозговой атаки») с присущими им запретами на особую роль или привилегии, на взаимную критику или оценку, на длинные высказывания и т.д. Подобные правила формируют атмосферу безопасности и творчества, когда каждый участник чувствует себя равноправным и равноценным членом команды.
Метод анализа производственных ситуаций также можно отнести к комплексным. Например, студенту предлагается проанализировать ситуацию производственной деятельности по следующему плану:
• Покажите профессиональный аспект описанной ситуации, т.е. опишите ситуацию с точки зрения вашей профессии.
• Вычлените и обоснуйте профессиональную проблему: реально существующее или назревающее противоречие в процессах, которые являются предметом деятельности по вашей профессии. В чем проявляется эта проблема (критерии и показатели)?
• Почему вы считаете эту проблему актуальной (к каким негативным последствиям в производственных процессах ведет эта проблема)?
• В чем, на ваш взгляд, истоки этой проблемы?
• Определите цель деятельности специалиста вашей профессии в разрешении данной проблемы (планируемые изменения, которых хотелось бы достичь в результате воспитательной деятельности).
• Сформулируйте несколько (пять-шесть) вариантов решения проблемы, эффективного поведения специалиста вашей профессии в этом случае.
• Выберите и обоснуйте оптимальную логику профессиональной деятельности в данной ситуации.
• Подберите и обоснуйте способы включения других специалистов, от которых зависит разрешение данной проблемы.
• Определите критерии достижения и методы оценки планируемого результата.
Здесь не только анализируется ситуация, но также оценивается ее производственная и социальная значимость, отбираются пути разрешения выделенных противоречий (проект).
Метод консультирования также относится к комплексным, поскольку он применяется с различными целями: для оказания помощи в обнаружении смысла, ориентации студента в условиях и профессиональных ценностях, в их проектной деятельности. В любом случае следует во время консультации предоставить максимальную инициативу и самостоятельность самому студенту, не превращать консультацию в поучение или инструктаж.
Реализация воспитательного потенциала различных форм организации профессиональной подготовки
Форма – внешнее по отношению к принципу; если принцип задает содержание воспитательной деятельности, то форма – конкретный способ его (этого содержания) организации
Наиболее распространенными формами работы со студенческой молодежью сегодня являются: общественно-трудовая практика, клубная работа, краеведческая работа, спортивно-массовый туризм, творческая самодеятельность, культурно-досуговая деятельность, участие в различных формах хозяйствования, предпринимательства, благотворительной деятельности.
На 1 курсе особенно важно знакомить студентов с историей, традициями, перспективами развития ВУЗа, с правовым и социальным статусом студента, основами культуры умственного труда, этикета, здорового образа жизни, бережною отношения к институтской собственности.
Особенно важное значение приобретает интенсивная, педагогически осмысленная работа со студентами-первокурсниками в первые дни, недели после их поступления в институт: именно в это время у них наиболее сильно проявляются ожидания положительных установок, целенаправленной мотивации со стороны педагогического коллектива на новый для них, институтский стиль отношений, на высокую культуру учебного труда.
Важнейшая роль в решении данных и других задач, в непосредственной организации воспитательной работы в институте принадлежит институту кураторства. Одним из примеров новой, имеющей интегративный характер формы внеучебной деятельности, сохраняющей и развивающей традиции института, может служить проведение конкурсов «Самый умный студент».
Педагогическая ценность этой формы заключается в том, что она позволяет вовлечь в процесс самовоспитания значительное количество студентов разных курсов, ориентирует их на систематическую подготовку в течение года, на развитие, прежде всего, социально значимых и профессионально важных качеств, необходимых для участие в конкурсе.
Ниже перечисленные формы работы классифицированы с учетом основных областей жизнедеятельности субъектов воспитательной системы:
1. ТРУД (учеба):
• день знаний;
• предметные олимпиады;
• смотр-конкурс студенческих курсовых, научных работ;
• научные конференции и семинары;
• конкурс по благоустройству окружающей среды.
2. ОБРАЗ ЖИЗНИ.
2.1. Коллектив института:
• обогащение традиций, разработка и внедрение символики, ритуалов;
• обобщение и распространение опыта кураторов.
2.2. Студенческий коллектив:
• знакомство с историей института, его традициями, перспективами развития и материальной базы;
• посвящение в студенты;
• последний звонок;
• Татьянин день;
• День Валентина;
• День молодежи;
• Дни открытых дверей.
3. СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ:
• дискуссионный профессиональный клуб;
• встречи с ректором, представителями органов власти, общественно-политических организаций;
• вечера вопросов и ответов; проведение "Круглых столов";
• проведение тематических экскурсий;
• встречи с воинами, посещение воинских частей и других военных формирований;
• укрепление связей с правоохранительными органами;
• участие в мероприятиях по плану гражданской обороны;
• консультации по законодательству и правовому обеспечению жизнедеятельности института, трудоустройства студентов;
• чтение лекций руководителями научных школ и направлений по проблемам современной юридической и экономической науки;
• участие в милосердных и благотворительных мероприятиях;
• создание отрядов по охране правопорядка в учебных корпусах и прилегающих территориях;
• проведение праздников, участие в мероприятиях, имеющих международное, федеральное и региональное значение (День России, День Конституции, День защитника Отечества, День защиты детей, День города и края и др.);
• Дни национальных культур.
4. КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА:
• проведение праздников (новогодний бал, день смеха, день Валентина и др.), вечеров отдыха;
• КВН;
• конкурсы «Самый умный студент», «Куратор года»;
• участие в мероприятиях городских культурных центров (библиотеки, музеи, дворцы культуры, творческие объединения).
5. СПОРТИВНО-МАССОВАЯ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
• спортивные соревнования между курсами;
• туристские походы;
• спортивные и оздоровительно-профилактические секции, группы здоровья.
• (Борытко НМ Профессиональное воспитание студентов вуза).
Формы воспитательной работы
(с учетом основных областей жизнедеятельности субъектов воспитательной системы)
|
|
|
|
| ||||||||||
|
1. Педагогические технологии в современном образовательном процессе
2. Современные технологии организации педагогического процесса в вузе.
2.1. Игровые технологии
2.2. Портфолио
2.3. Технологии групповой дискуссии
2.4. Технологии интерактивного обучения
2.5. Технология контекстного обучения
2.6. Технология модульного обучения
2.7. Проектная технология
2.8. Кейс-технологии
2.9. Технология развития критического мышления
2.10. Технология интеллект-карт
1. Педагогические технологии в современном образовательном процессе.
(См. Презентацию «Теоретические основы педтехнологий»)
Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца XIX – середины ХХ века гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Для создания новой парадигмы образования необходимо найти то звено, которое поможет осуществить цели образования в новых социальных и экономических условиях. Таким звеном могут стать новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. То есть речь идет о применении понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам, о технологическом подходе к образованию.
Исследования авторов-теоретиков сущности понятия «технология» наиболее широко и подробно определяют этот феномен, что позволяет сделать следующий вывод: технология – это та часть культуры, которая связана с социально-экономической стороной человеческой жизнедеятельности, преобразованиями или движением материалов, информации и людей, в результате чего достигается поставленная цель и образуется что-то новое на новом качественном уровне[6].
В.А. Кальней формулирует наиболее общее понятие технологии на системном уровне, определяя ее как «сложную систему, в основе которой лежит применение орудий, инструментов, аппаратов, использующую наработанные человечеством навыки (а это говорит о том, что технология - это часть культуры), знания и умения, а также адекватная информация, система управления необходимыми ресурсами (кадровыми, транспортными, физическими, энергетическими, сырьевыми и т.д.), и, наконец, подсистема различных социальных, экономических, экологических и других последствий, связанных с внедрением данной технологии»[7].
При технологическом подходе к образованию необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства, материальных или духовных ценностей. Технологический подход к образованию предусматривает точное инструментальное управление образовательным процессом и гарантированный успех поставленных педагогических целей. Технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.
Массовую разработку и внедрение педагогических технологий исследователи этой проблемы относят к середине 50-х годов ХХ века и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение.
Технологическому подходу посвящены работы В.П.Беспалько, В.И.Боголюбова, В.В.Гузеева, Т.А.Ильиной, М.В.Кларина, Е.С. Полат и др. Каждый автор дает свое определение понятия педагогическая технология.
Педагогическая технология может рассматриваться на разных уровнях методологии: философском, конкретно-научном и технологическом. Представляя педагогическую технологию как категорию, необходимо проследить взаимосвязь понятий: технология – педагогическая технология – образовательная технология – технология воспитания – технология обучения – технология развития.
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:
1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств[8].
Г.К. Селевко подтверждает возможность ее рассмотрения на разных уровнях: «Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения»[9].
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
1. Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
2. Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса.
3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Современные педагогические технологии характеризуются следующими качествами: системность, научность, структурированность, упавляемость, эффективность, воспроизводимость и др.
Концептуальность: педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.
Системность: п едагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
- логикой процесса;
- взаимосвязью всех его частей;
- целостностью.
Управляемость п редполагает возможность:
- целеполагания;
- планирования;
- проектирования процесса обучения;
- поэтапной диагностики;
- варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность: Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!