Организационные принципы педагогического контроля — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организационные принципы педагогического контроля

2022-10-29 44
Организационные принципы педагогического контроля 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В российской высшей школе выделяют три основных принципа контроля.

Воспитывающий принцип проявляется в том, что активизирует творческое и сознательное отношение студентов к учебе, стимулирует рост познавательных потребностей, интересов, организует учебную деятельность и воспитательную работу. Всякий контроль, принижающий личность студента, не может применяться в вузе.

Систематичность. Систематический контроль упорядочивает процесс обучения, стимулирует мотивацию, дает возможность получить достаточное количество оценок, по которым можно более объективно судить об итогах учебы.

Всесторонность. Круг вопросов, подлежащих контролю и оцениванию, должен быть широк настолько, чтобы охватить все основные темы и разделы предмета.

При оценке личности следует учитывать деловые, моральные качества, ценностные ориентации, общественную работу, учебные достижения. Всесторонность контроля - одна из составляющих комплексного подхода к воспитанию.

 

7. Методы воспитания в вузе

Метод (от греч. путь исследования, теория, учение) – способ дос­тижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действи­тельности. В философии метод – способ построения и обоснования системы философского знания.

Под методом воспитания мы будем понимать систему регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и воспитанника, применяемую для достижения воспитатель­ной цели.

Прием это отдельное действие, движение, относительно законченный способ осуществления воспитательной деятельности в определенных условиях, не привязанный к какой-либо педагогической задаче или слабо с ней связанный.

Рефлексивные методы воспитания направлены на стимулиро­вание смысла поисковой деятельности студентов, формирование личностного отношения к профессиональной деятельности. Среди таких методов многие ав­торы выделяют понимание не только как способ бытия, ко и как метод вос­питания, со-бытия.

Понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонима­нии. Понимание человека, в частности воспитанника воспитателем имеет це­лью оказать ему помощь, поддержку в смысло поисковой активности, направ­ленной на овладение своим бытием в состоянии духовного кризиса, разо­чарования, неудачи или сообщить энергию успеха. Понять воспитанникака значит лишить его автономии бытия, разоблачить, «вывести на чистую во­ду». Самое большее, на что может рассчитывать воспитатель, стремящийся по­нять воспитанника, – это вызвать доверие, помочь ему самораскрыться до тех пределов, которые установит сам воспитанник.

Задача субъекта понимания (воспитателя) сводится к обнаружению, извле­чению, раскрытию, прочтению, этого смысла, или истолкованию, интерпрета­ции его. Интерпретация выступает в качестве средства раскрытия смысла или придание смысла. Раскрытие, обнаружение смысла имеет место тогда, когда воспитатель исходит из признания наличия смысла в тех или иных проявления жизни воспитанника и пытается этот смысл обнаружить. Это означает, что по­нять эти жизненные проявления он пытается, исходя из них самих, а также помещая предмет понимания в контекст теоретических представлений, профес­сиональных проблем, задач воспитания.

Метод драматизации имеет назначением предъявить для восприятия воспитаннику смысл данного элемента культуры в личной жизни человека и общественной жизни людей. Он осуществляется путем постановки воспитан­ника в ситуацию выбора в ходе разворачивающихся игровых ситуаций, участ­ником, зрителем или автором которых он является'. Драматизация осуществля­ется в форме дидактического театра, драматизированных и ролевых игр, сочи­нения сказок и т.д.

Метод убеждения предполагает логическое доказательство какого-то понятия, нравственной позиции, оценки происходящего. При этом на сознание студентов влияют не столько понятия и суждения, сколько их личностная зна­чимость. Студенты, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их.

Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различ­ные формы, в частности сегодня используются отрывки из различных литера­турных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни, афо­ризмы, даже анекдоты. Для реализации метода убеждения педагогу важно знать мнение студентов по обсуждаемому вопросу, а также факты и явления, которые их волнуют. Применяя метод убеждения, педагог должен быть уверен, что у студенток достаточно информации для логических рассуждений о предмете убеждения.

Метод внушения как правило сочетается с методом убеждения, но от­личается от него эмоциональной окрашенностью воздействия на воспитанника с целью создания у него определенного состояния или побуждения к опреде­ленным действиям. Студент, особенно в начальный период обучения в вузе, да­леко не всегда может понять и осознать закономерности, из которых вытекают правила и нормы профессионального поведения. В этих случаях метод внуше­ния, оказывается просто незаменимым.

При использовании метода внушения большое значение имеет личность внушающего: его вера, компетентность, привлекательность, авторитетность. Учитывая, что во многих случаях в системе профессионального образования преподают люди, сами являющиеся признанными мастерами данной профес­сии их высказывания студенты воспринимают как истину и без доказательств. Это во многом зависит от эмоциональности педагога, наличия у него способно­сти вызвать эмоциональное переживание студентов. Внушение может осущест­вляться как речевыми средствами (слово, интонация, пауза), так к неречевыми (мимика, пантомимика, жесты, окружающая обстановка и т.п.). Эффективной реализации метода способствует использование, художественных образов, му­зыки.

Метод, примера является близким по целевым установкам и: технике вы­полнения к методу внушения. Отличие состоит в его наглядности. Примером может служить реальный или вымышленный персонаж. В профессиональном воспитании, конечно же, предпочтительны люди, добившиеся успеха и соци­ального признания в соответствующем виде деятельности. Обнаружение того, что это «живые люди» с их недостатками и реальными жизненными проблема­ми побуждает студента к саморазмышлению, построению собственных жиз­ненных перспектив.

Ценностные методы воспитания. К ним, прежде всего, относится диалог как особый способ взаимодействия, при котором достигается известная свобода от стереотипов при оценке «другого», для которого характерно отношение к «другому» как к равнодостойному человеку и стремление к достижению взаи­мопонимания.

По М. М. Бахтину, диалог предполагает уникальность каждого партнера и их принципиальное равенство друг другу, различие и оригинальность их точек зрения, ориентацию каждого на понимание и на активную интерпретацию его точки зрения партнером, ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимную дополнительность позиций участников общения, со­отнесение которых и является целью диалога.

Можно выделить ряд требований к диалогу как методу воспитания. Это:

• равенство позиций педагога и воспитанника, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность встать на пози­цию другого;

• отсутствие оценок, полное принятие воспитанника таким, какой он есть, уважение и доверие к нему;

• наличие у педагога и воспитанника сходных установок относительно од­ной и той же ситуации, позволяющих развивать механизм идентификации;

• особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств и переживаний друг друга;

• способность участников общения видеть, понимать и активно использо­вать широкий спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Результатом такого общения-диалога является возникновение субъектных позиций участников педагогического взаимодействия.

Метод стимулирования направлен на формирование педагогически целесообразного поведения и в практике воспитания чаще всего, реализуется как поощрение и наказание. В обоих случаях стимулирование должно осущест­вляться как выражение не личного пристрастного отношения педагога, а оцен­ки с позиций требований вуза, профессии, общественного мнения. При этомподобные оценки должны, если не разделяться, то признаваться правомерными со стороны самого студента.

Поощрением называют выражение положительной оценки действий воспи­танников. Оно закрепляет положительные навыки и привычки. Действие поощ­рения предполагает возбуждение позитивных эмоций, вселяет уверенность. Поощрение может проявляться в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Несмотря на ка­жущуюся простоту, поощрение требует тщательной дозировки и осторожности, так как неумение использовать этот метод может принести вред воспитанию. Поощрение должно быть естественным следствием поступка студента, а не следствием его стремления получить поощрение или особого расположения к нему со стороны преподавателя. Важно, чтобы поощрение не противопоставля­ло одного студента остальным членам группы, курса. Оно должно быть спра­ведливым и, как правило, согласованным с общественным мнением. При ис­пользовании поощрения необходимо учитывать индивидуальные качества по­ощряемого.

Наказание призвано предупреждать нежелательные поступки воспитанни­ков, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. Из­вестны следующие виды наказания: наложение дополнительных обязанностей; лишение или ограничение определенных прав; выражение морального порица­ния, осуждения. Перечисленное может реализоваться в различных формах: по логике естественных последствий, наказания-экспромты, традиционные нака­зания. В любом случае наказание должно быть справедливым, тщательно про­думанным и ни в коем случае не должно унижать достоинство воспитанника. Это сильнодействующий метод. Ошибку педагога в наказании исправить зна­чительно труднее, чем в любом другом случае, поэтому нельзя торопиться на­казывать до тех пор, пока нет полной уверенности в справедливости наказания и его позитивном влиянии на поведение и взгляды студента. Нельзя дать каких-либо общих рецептов в решении вопроса о наказании, так как каждый поступок всегда индивидуален. В зависимости от того, кем он совершен, при каких об­стоятельствах, каковы причины, побудившие его совершить, наказание может быть очень различным.

Метод требования также направлен на то, чтобы нормы поведения, вы­ражаясь в личных отношениях, вызывали, стимулировали или тормозили опре­деленную деятельность воспитанника и проявление у него определенных свойств и качеств. По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования.

Для прямого требования характерны императивность, определен­ность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не до­пускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в реши­тельном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой. Нередко прямое требование выражается в форме поручения.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение к т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: пе­реживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употреби­тельных форм косвенного требования можно выделить следующие:

-Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его р. целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

- Требование в игровом оформлении (требование-игра) осуществляется опосредованно через правила игры, ролевые ситуации и отношения.

-Требование-просьба оказывается эффективным как форма проявления со­трудничества, взаимного доверия и уважения, когда между воспитанниками и педагогами складываются партнерские отношения.

- Требование-намек, очень близкая к предыдущей форма, успешно приме­няется опытными педагогами и в ряде случаев почти всегда превосходи по эффективности прямое требование,

- Требование-одобрение, вовремя высказанное педагогом, действует как сильный стимул.

По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого педагог сам добивается от сту­дента нужного поведения, называется непосредственным. Требования студен­тов друг к другу, «организованные» воспитателем, – опосредованные требова­ния. Они вызывают не простое действие отдельного воспитанника, а цепочку действий – последующие требования к товарищам.

Проективные методы воспитания предполагают самореализацию и само­утверждение студентов в учебной, учебно-производственной, профессиональ­ной и социально-полезной деятельности.

Метод упражнения (или тренинг) направлен на отработку устойчивых качеств во всех противоречивых ситуациях профессиональной и жизнедеятель­ности. Он предполагает многократные выполнения требуемых действий дове­дение их до автоматизма. Результат упражнений – устойчивые профессио­нально-личностные свойства – навыки и привычки. Привыкнув, человек умело управляет своими чувствами, тормозит свои желания, если они мешают: выпол­нять определенные обязанности, контролирует свои действия, адекватно оце­нивает их с позиций интересов других людей. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения – качества, которые осно­вываются на сформированных воспитанием привычках.

Метод социальных проб (или социальных практик) осуществляется через создание и использование проблемных ситуаций. Социальные пробы ох­ватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти сферы у студентов формируется определенная соци­альная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную и профессиональную среду, в реальную жизнь.

Метод соревнования способствует формированию конкурентоспособ­ности и опирается на естественные потребности субъекта к лидерству, сопер­ничеству. В процессе соревнования человек достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнова­ние может быть организовано специально и может возникнуть стихийно. И в том и в другом случае педагог осуществляет регулятивные действия. В первом случае – сам или совместно со студентами определяет цели и задачи соревно­вания, составляет программу, разрабатывает критерии простые и понятные для участников оценок, создает условия для проведения соревнования, награжде­ния победителей.

Эмоциональное переживание воспитанником победы и поражения может стать элементом его социального закаливания. Соревнование побуждает не только актуальную активность субъекта, вызванную сиюминутными пережива­ниями, но н формирует у него способность к самоактивизации, которую можно рассматривать как элемент самовоспитания. Студент стремится стать лидером не только в определенной ситуации, при этом он сам выступает в качестве субъекта стимулирования своей активности, реализуя свою готовность к раз­личным видам деятельности.

Метод проектов был впервые разработан в 20-е годы XX в. в США аме­риканским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. X. Килпатриком. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы, пре­дусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств, а с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретиче­ская проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный ре­зультат, готовый к внедрению.

Комплексные методы воспитания. В практике воспитания выделяются ме­тоды, которые трудно отнести к одной из трех выделенных выше групп, по­скольку они носят комплексный характер.

Методом воспитывающих ситуаций еще называют методом орга­низации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных ус­ловиях. Для успешного применения воспитывающих ситуаций они должны быть не надуманными и фрагментарными, а отражать жизнь со всеми се проти­воречиями и сложностями. Прежде всего это те ситуации, в процессе которых студент сам решает какую-либо проблему нравственного выбора, способа орга­низации деятельности, выбора социальной роли и др. При этом педагог умыш­ленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной.

Этот метод, наилучшим образом в системе профессионального образования реализуется в форме ролевых, деловых и организационно-деятельностных игр, таких, как разработанная Р. Юнгом «Мастерская будущего». Воспитательным влиянием такие методы обладают благодаря стимулированию творческой ак­тивности студентов, возможности проявления и утверждения творческой инди­видуальности, признания со стороны студентов, преподавателей и профессио­налов (которые часто приглашаются в качестве экспертов).

Способы проведения различных игр отличаются, но в качестве основных элементов можно выделить следующие: 1) предъявление ситуации в виде ввод­ной информации; 2) распределение ролей и связанных с ними социальных и профессиональных позиций; 3) определение целей и индивидуальный инструк­таж действующих лиц; 4) обеспечение правил и ограничений, корректирующие действия ведущего по ходу игры.

Воспитывающей ситуацией может стать и групповая работа в форме «мозго­вого штурма» (или «мозговой атаки») с присущими им запретами на особую роль или привилегии, на взаимную критику или оценку, на длинные высказы­вания и т.д. Подобные правила формируют атмосферу безопасности и творче­ства, когда каждый участник чувствует себя равноправным и равноценным членом команды.

Метод анализа производственных ситуаций также можно отне­сти к комплексным. Например, студенту предлагается проанализировать ситуа­цию производственной деятельности по следующему плану:

• Покажите профессиональный аспект описанной ситуации, т.е. опишите ситуацию с точки зрения вашей профессии.

• Вычлените и обоснуйте профессиональную проблему: реально сущест­вующее или назревающее противоречие в процессах, которые являются пред­метом деятельности по вашей профессии. В чем проявляется эта проблема (критерии и показатели)?

• Почему вы считаете эту проблему актуальной (к каким негативным по­следствиям в производственных процессах ведет эта проблема)?

• В чем, на ваш взгляд, истоки этой проблемы?

• Определите цель деятельности специалиста вашей профессии в разреше­нии данной проблемы (планируемые изменения, которых хотелось бы достичь в результате воспитательной деятельности).

• Сформулируйте несколько (пять-шесть) вариантов решения проблемы, эффективного поведения специалиста вашей профессии в этом случае.

• Выберите и обоснуйте оптимальную логику профессиональной деятель­ности в данной ситуации.

• Подберите и обоснуйте способы включения других специалистов, от ко­торых зависит разрешение данной проблемы.

• Определите критерии достижения и методы оценки планируемого ре­зультата.

Здесь не только анализируется ситуация, но также оценивается ее производ­ственная и социальная значимость, отбираются пути разрешения выделенных противоречий (проект).

Метод консультирования также относится к комплексным, поскольку он применяется с различными целями: для оказания помощи в обнаружении смысла, ориентации студента в условиях и профессиональных ценностях, в их проектной деятельности. В любом случае следует во время консультации пре­доставить максимальную инициативу и самостоятельность самому студенту, не превращать консультацию в поучение или инструктаж.

 

 


Реализация воспитательного потенциала различных форм организации профессиональной подготовки

Форма – внешнее по отношению к принципу; если принцип задает содержание воспитательной деятельности, то форма – конкретный способ его (этого содержания) организации

Наиболее распространенными формами работы со студенческой молодежью сегодня являются: общественно-трудовая практика, клубная работа, краеведческая работа, спортивно-массовый туризм, творческая самодеятельность, культурно-досуговая деятельность, участие в различных формах хозяйствования, предпринимательства, благотворительной деятельности.

На 1 курсе особенно важно знакомить студентов с историей, традициями, перспективами развития ВУЗа, с правовым и социальным статусом студента, основами культуры умственного труда, этикета, здорового образа жизни, бережною отношения к институтской собственности.

Особенно важное значение приобретает интенсивная, педагогически осмысленная работа со студентами-первокурсниками в первые дни, недели после их поступления в институт: именно в это время у них наиболее сильно проявляются ожидания положительных установок, целенаправленной мотивации со стороны педагогического коллектива на новый для них, институтский стиль отношений, на высокую культуру учебного труда.

Важнейшая роль в решении данных и других задач, в непосредственной организации воспитательной работы в институте принадлежит институту кураторства. Одним из примеров новой, имеющей интегративный характер формы внеучебной деятельности, сохраняющей и развивающей традиции института, может служить проведение конкурсов «Самый умный студент».

Педагогическая ценность этой формы заключается в том, что она позволяет вовлечь в процесс самовоспитания значительное количество студентов разных курсов, ориентирует их на систематическую подготовку в течение года, на развитие, прежде всего, социально значимых и профессионально важных качеств, необходимых для участие в конкурсе.

Ниже перечисленные формы работы классифицированы с учетом основных областей жизнедеятельности субъектов воспитательной системы:

1. ТРУД (учеба):

• день знаний;

• предметные олимпиады;

• смотр-конкурс студенческих курсовых, научных работ;

• научные конференции и семинары;

• конкурс по благоустройству окружающей среды.

2. ОБРАЗ ЖИЗНИ.

2.1. Коллектив института:

• обогащение традиций, разработка и внедрение символики, ритуалов;

• обобщение и распространение опыта кураторов.

2.2. Студенческий коллектив:

• знакомство с историей института, его традициями, перспективами развития и материальной базы;

• посвящение в студенты;

• последний звонок;

• Татьянин день;

• День Валентина;

• День молодежи;

• Дни открытых дверей.

3. СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ:

• дискуссионный профессиональный клуб;

• встречи с ректором, представителями органов власти, общественно-политических организаций;

• вечера вопросов и ответов; проведение "Круглых столов";

• проведение тематических экскурсий;

• встречи с воинами, посещение воинских частей и других военных формирований;

• укрепление связей с правоохранительными органами;

• участие в мероприятиях по плану гражданской обороны;

• консультации по законодательству и правовому обеспечению жизнедеятельности института, трудоустройства студентов;

• чтение лекций руководителями научных школ и направлений по проблемам современной юридической и экономической науки;

• участие в милосердных и благотворительных мероприятиях;

• создание отрядов по охране правопорядка в учебных корпусах и прилегающих территориях;

• проведение праздников, участие в мероприятиях, имеющих международное, федеральное и региональное значение (День России, День Конституции, День защитника Отечества, День защиты детей, День города и края и др.);

• Дни национальных культур.

4. КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА:

• проведение праздников (новогодний бал, день смеха, день Валентина и др.), вечеров отдыха;

• КВН;

• конкурсы «Самый умный студент», «Куратор года»;

• участие в мероприятиях городских культурных центров (библиотеки, музеи, дворцы культуры, творческие объединения).

5. СПОРТИВНО-МАССОВАЯ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

• спортивные соревнования между курсами;

• туристские походы;

• спортивные и оздоровительно-профилактические секции, группы здоровья.

• (Борытко НМ Профессиональное воспитание студентов вуза).


Формы воспитательной работы

(с учетом основных областей жизнедеятельности субъектов воспитательной системы)

 

                 
ТРУД (учеба): · день знаний; ·предметные олимпиады; ·смотр-конкурс студенческих курсовых, научных работ; · научные конференции и семинары; · конкурс по благоустройству окружающей среды
 
ОБРАЗ ЖИЗНИ. Коллектив УЗ: ·обогащение традиций, разработка и внедрение символики, ритуалов; · обобщение и распространение опыта кураторов. Студенческий коллектив: · знакомство с историей института, его традициями, перспективами развития и материальной базы; ·  посвящение в студенты; ·  последний звонок; · Татьянин день; · День Валентина; · День молодежи; · Дни открытых дверей  
 
СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ: ·дискуссионный профессиональный клуб; ·    встречи с ректором, представителями органов власти, общественно-политических организаций; ·    вечера вопросов и ответов; проведение "Круглых столов"; · проведение тематических экскурсий; · участие в мероприятиях по плану гражданской обороны; · участие в милосердных и благотворительных мероприятиях; · создание отрядов по охране правопорядка в учебных корпусах и прилегающих территориях; ·проведение праздников, участие в мероприятиях, имеющих международное, федеральное и региональное значение (День России, День Конституции, День защитника Отечества, День защиты детей, День города и края и др.); · Дни национальных культур.
 
КУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ РАБОТА: · проведение праздников (новогодний бал, день смеха, день Валентина и др.), вечеров отдыха; · КВН; · конкурсы «Самый умный студент СКГИ», «Куратор года»; · участие в мероприятиях городских культурных центров (библиотеки, музеи, дворцы культуры, творческие объединения).  
 
СПОРТИВНО-МАССОВАЯ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ·спортивные соревнования между курсами; ·туристские походы; ·спортивные и оздоровительно-профилактические секции, группы здоровья.  

 


                                                                                                        

                       

                     

 

 

 

 


СПОРТИВНО-МАССОВАЯ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: ·спортивные соревнования между курсами; ·туристские походы; ·спортивные и оздоровительно-профилактические секции, группы здоровья.  
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

1. Педагогические технологии в современном образовательном процессе

2. Современные технологии организации педагогического процесса в вузе.

2.1. Игровые технологии

2.2. Портфолио

2.3. Технологии групповой дискуссии

2.4. Технологии интерактивного обучения

2.5. Технология контекстного обучения

2.6. Технология модульного обучения

2.7. Проектная технология

2.8. Кейс-технологии

2.9. Технология развития критического мышления

2.10. Технология интеллект-карт

 

1. Педагогические технологии в современном образовательном процессе.

(См. Презентацию «Теоретические основы педтехнологий»)

Общество информационных технологий, или, как его называют, постиндустриальное общество, в отличие от индустриального общества конца XIX – середины ХХ века гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Для создания новой парадигмы образования необходимо найти то звено, которое поможет осуществить цели образования в новых социальных и экономических условиях. Таким звеном могут стать новые педагогические и информационные технологии. Отделить одно от другого невозможно, поскольку только широкое внедрение новых педагогических технологий позволит изменить саму парадигму образования и только новые информационные технологии позволят наиболее эффективно реализовать возможности, заложенные в новых педагогических технологиях. То есть речь идет о применении понятия «технология» к сфере образования, к педагогическим процессам, о технологическом подходе к образованию.

Исследования авторов-теоретиков сущности понятия «технология» наиболее широко и подробно определяют этот феномен, что позволяет сделать следующий вывод: технология – это та часть культуры, которая связана с социально-экономической стороной человеческой жизнедеятельности, преобразованиями или движением материалов, информации и людей, в результате чего достигается поставленная цель и образуется что-то новое на новом качественном уровне[6].

В.А. Кальней формулирует наиболее общее понятие технологии на системном уровне, определяя ее как «сложную систему, в основе которой лежит применение орудий, инструментов, аппаратов, использующую наработанные человечеством навыки (а это говорит о том, что технология - это часть культуры), знания и умения, а также адекватная информация, система управления необходимыми ресурсами (кадровыми, транспортными, физическими, энергетическими, сырьевыми и т.д.), и, наконец, подсистема различных социальных, экономических, экологических и других последствий, связанных с внедрением данной технологии»[7].

При технологическом подходе к образованию необходимо исходить из наиболее общего, метапредметного понимания технологии как научно и/или практически обоснованной системы деятельности, применяемой человеком в целях преобразования окружающей среды, производства, материальных или духовных ценностей. Технологический подход к образованию предусматривает точное инструментальное управление образовательным процессом и гарантированный успех поставленных педагогических целей. Технологический подход представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления.

Массовую разработку и внедрение педагогических технологий исследователи этой проблемы относят к середине 50-х годов ХХ века и связывают с возникновением технологического подхода к построению обучения вначале в американской, а затем и в европейской школе. Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технизации учебного процесса; первым детищем этого направления и одновременно фундаментом, на котором выстраивались последующие этажи педагогической технологии, было программированное обучение.

Технологическому подходу посвящены работы В.П.Беспалько, В.И.Боголюбова, В.В.Гузеева, Т.А.Ильиной, М.В.Кларина, Е.С. Полат и др. Каждый автор дает свое определение понятия педагогическая технология.

Педагогическая технология может рассматриваться на разных уровнях методологии: философском, конкретно-научном и технологическом. Представляя педагогическую технологию как категорию, необходимо проследить взаимосвязь понятий: технология – педагогическая технология – образовательная технология – технология воспитания – технология обучения – технология развития.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами:

1) научным: педагогические технологии – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств[8].

Г.К. Селевко подтверждает возможность ее рассмотрения на разных уровнях: «Педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения»[9].

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

1. Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

2. Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса.

3. Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

Современные педагогические технологии характеризуются следующими качествами: системность, научность, структурированность, упавляемость, эффективность, воспроизводимость и др.

Концептуальность: педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию усвоения опыта, научное обоснование процесса достижения образовательных целей.

Системность: п едагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:

- логикой процесса;

- взаимосвязью всех его частей;

- целостностью.

Управляемость п редполагает возможность:

- целеполагания;

- планирования;

- проектирования процесса обучения;

- поэтапной диагностики;

- варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность: Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны гарантировать достижение определенного стандарта обучения, являться эффективными по результатам и оптимальными по затратам.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.125 с.