Личностно-профессиональные качества и умения педагога важные для общения — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Личностно-профессиональные качества и умения педагога важные для общения

2022-10-29 30
Личностно-профессиональные качества и умения педагога важные для общения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В психолого-педагогической литературе указывается ряд и других качеств личности педагога, важных для общения. Среди них можно назвать следующие:

    • фасцинация (основа обаяния);
    • прямой и лучистый взгляд, голос, богатый в тембровом отношении;
    • импровизационный ум;
    • эмпатия (способность поставить себя на место другого);
    • доброжелательность;
    • аутентичность (умение быть собой);
    • инициативность в общении;
    • непосредственность;
    • принятие своих и чужих без страха;
    • стремление к самопознанию.

 

P.S. Специфика общения в виртуальном пространстве

Сегодня 2/3 обитателей русскоязычного киберпространства составляет молодежь, и потому важно изучать и представлять специфику ее социальной идентификации в сетевых сообществах.

В настоящее время посредством интернета и в его пространстве выращивается информационное общество, которое отличают конкретные черты, принципы и ориентиры:

а) аксиологический плюрализм, смешение разных традиций и норм, сознательное изменение и трансформация предельных полюсов, задающих привычные ориентиры в жизни человека,

б) клиповость (фрагментарность и принцип монтажа),

в) интертекстуальность и цитатность,

г) стилевой синкретизм, смешение жанров – высокого и низкого,

д) неопределенность, культ неясностей, ошибок, пропусков, пародийность,

е) языковая игра и т.д.

С точки зрения пользователя коммуникация в виртуальном пространстве имеет несколько педагогически важных аспектов:

- получение информации; (какой именно: о системе образовательных учреждений РБ, доступ к электронным библиотекам и т.д.)

- самообразование (обучение) – возможность изучение интересующей области знаний путем использования специализированных учебно-методических комплексов, видеоуроков, тестирования знаний полученных после изучения курса и др.

- самоорганизация – создание специализированного модуля для конструирования индивидуальных электронных обучающих оболочек.

- саммоаттестация (мониторинг качества образования школьников, студентов, педагогов, учреждений в целом)

Способы коммуникации в виртуальном пространстве:

Чат

Веб-конференции

Форумы

Электронная почта

ICQ

Персональные веб-сайты

Тематические порталы

Электронная почта (e-mail) – это асинхронная коммуникаци­онная среда, что означает: для получения сообщения не требует­ся согласовывать время и место получения с отправителем, и на­оборот.

Форум – асинхронная коммуникацион­ная среда, которая подобно электронной почте может использо­ваться для плодотворного сотрудничества обучаемых и педагогов, являясь пользователям неким структурированным форумом, на котором можно в письменном виде изложить свое мнение, задать вопрос и прочитать реплики других участников.

ICQ (англ. I seek you – я ищу тебя, можно записать тремя ука­занными буквами) –технология ведения переговоров один на один в синхронном режиме.

 


ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

(ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ).

1. Классификация форм обучения.

2. Роль и место лекции в вузе.

3. Семинарские и практические занятия в высшей школе.

4. Самостоятельная работа студентов. Основные направления организации самостоятельной работы студентов.

5. Научно-исследовательская работа студентов.

6. Основы педагогического контроля в высшей школе

7. Методы и формы воспитания в вузе.

 

1. Классификация форм обучения (актуализация знаний).

Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени. Поскольку большинство дидактических научных работ посвящено средней школе, в них учебный процесс рассматривается с позиции учителя («как обучать»), то набор форм обучения в них как правило, весьма ограничен: урок, экскурсия и т.п. Причем самостоятельная работа учащихся рассматривается не как форма, а как метод обучения. В других работах (например, по дидактике высшей школы) рассматриваются специфические только для этой образовательной подсистемы формы: лекция, семинар, практические занятия т.д.

1. Классификация форм по способу получения образования: очная, заочная, вечерне-сменная и т.д., в том числе самообразование.

В современных условиях для свободного продвижения в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм образования.       

2. Классификация форм обучения по количеству образовательных учреждений, в которых учится обучающийся, проходя одну образовательную программу. Обычный вариант (наиболее распространенный): одна образовательная программа – одно образовательное учреждение (школа, профессиональное училище, колледж, университет и т.д.)

Друге варианты – обучающийся посещает несколько образовательных учреждений, проходя одну образовательную программу (межшкольные учебно-производственные комплексы)

3. Классификация форм по системам обучения – механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы – начального образования, общего среднего образования, высшего образования и т.д.

3.1. Классификация по участию или неучастию педагога в процессе учения

3.1.1. Самоучение (самообразование);

3.1.2. Самостоятельная учебная работа;

3.1.3. Учение с помощью педагога.

3.2. Индивидуализированные формы (системы)

3.2.1. Индивидуальная форма обучения;

3.2.2. Индивидуально-групповая форма;

3.2.3. Собственно индивидуализированные системы (формы) обучения.

4. Классификация систем (форм) обучения по механизму декомпозиции содержания обучения: дисциплинарный механизм; комплексный механизм.

5. Классификация форм обучения по основанию непосредственного или опосредованного общения с педагогом и/или учебным материалами.

6. Классификация форм обучения по числу педагогов, одновременно проводящих занятие.

7. Классификация форм обучения по постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся.

8. Классификация форм учения-обучения по основанию «монолог-диалог».

9. Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий.

10. Классификация форм занятий по их целевой направленности.

11. Классификация форм учения-обучения по видам учебных занятий.

 

2. Роль и место лекции в вузе.

В настоящее время лекция как метод преподавания трансформируется: она принимает черты аргументативного дискурса, становится средством научной коммуникации, выполняет ориентирующую функцию, помогая студенту осуществить селекцию информации.

Развитие лекции как способа преподавания, изучение истории этого способа приводит к выводам о постепенной модификации лекции, о ее преобразовании. Возникла потребность подтвердить истинность веры, истинность текста аргументами разума. Поэтому лекция стала дополнятся диспутами. Но диспут – это уже сомнение, разногласие, противоречие, которые постепенно привели к разрушению схоластического дискурса. Лекция стала обретать новые черты – черты аргументативного дискурса, основанного на системе базовых утверждений, на воздействии посредством рационального убеждения, на научном, нравственном и эстетическом влиянии одновременно.

Сейчас все чаще говорят о новых способах обучения, и встает вопрос о судьбе старых классических методов, в частности, о том, не доживает ли свой век лекция.

В лекциях отражается вечный вопрос – о соотношении традиций инноваций. Один может работать «на границе человеческого знания», заглядывая в его дали, а другой лишь передаёт традицию, воплощая лишь следование авторитету.

Университетский преподаватель являет на лекциях пример научной убеждённости, движения, научной мысли, он явно впереди печатных пособий. И лекция в современном образовательном контексте, несомненно, осуществляет ориентирующую функцию. Преподаватель-учёный, обладая и большим интеллектуальным потенциалом, и солидным фондом знаний, критическим мышлением может профессионально выполнять эту задачу в своих лекциях.

И, наверное, лекция сегодня важна и для поддержания авторитета науки, динамики и преемственности научных традиций.

Историко-научные факты позволяют сделать вывод о неоспоримой ценности лекций в развит наук, в распространении научных взглядов, новых теорий. Университетская лекция может быть оценена как замечательное событие жизни, научной биографии многих людей, истории самих университетов. Она (история) важна для понимания генезиса лекции как способа взаимодействия преподавателя и студента в науке, исследовании, образовании, как форма организации обучения в университете.

Лекцию как научное выступление можно характеризовать с разных позиций:

- как пример аргументативного дискурса, образец единения знаний и убеждений;

- как источник вопросов, проблем, дающий возможность слушателям активизировать собственный ход мысли, обнаружить собственное отношение к провозглашаемым положениям;

- как воплощение автореферата преподавателя-учёного в единстве его научных, профессионально-педагогических языковых характеристик.

- как живой, непосредственный способ общения и взаимодействия преподавателя и студентов;

- как воплощения языка в его живом выражении – устной речи.

Каждая лекция, предназначенная для последовательного изложения дисциплины или её отдельных разделов, может быть представлена как система научная, педагогическая и семантическая.

Лекция – традиционная наиболее распространенная единица процесса обучения. Лекция имеет свои требования:

- научность и информативность(современный научный уровень);

- доказательность и аргументированность (наличие достаточного количества ярких, убедительных фактов, цифр, обоснований, документов, научных подтверждений, примеров);

- дидактическая обработка материала (четкая структура и логика мыслей и положений; выведение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов; изложение доступным и ясным языком, разъяснение вновь вводимых терминов и названий).

- активизация мышления слушателей, постановка вопросов для размышления;

- эмоциональность формы изложения.

Структура лекции

Сообщение плана лекции и строгое ему следование.

В план включаются наименования основных узловых вопросов лекции, которые могут послужить для составления экзаменационных билетов.

Изложение основного материала.

Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук. При раскрытии темы можно применять индуктивный метод: примеры, факты, подводящие к научным выводам; можно также использовать метод дедукции: разъяснение общих положений с последующим показом возможности их приложения на конкретных примерах. По каждому из анализируемых положений следует делать вывод, выделяя его повторением и интонацией.

Подведение итога.

Излагая лекционный материал, преподаватель должен ориентироваться на то, что студенты пишут конспект.

Средства, помогающие конспектированию:

акцентированное изложение материала лекции, т.е. выделение темпом, голосом, интонацией, повторением наиболее важной, существенной информации, использование пауз, записи на доске, демонстрации иллюстративного материала, строгое соблюдение регламента занятий.

Полезно обучить студентов методике конспектирования, правильному графическому расположению и оформлению записи: выделению абзацев, подчеркиванию главных мыслей, ключевых слов, заключению выводов в рамки, знаку NB – "nota bene", использованию разноцветных ручек или фломастеров.

Вузовская лекция содержит огромный педагогический потенциал, который педагогический потенциал, который, тем не менее, проявляется только в том случае, если преподаватель достиг определенного уровня профессионализма, а не просто «пересказывает учебник». К сожалению, среднестатистическая лекция отличается некоторыми издержками, несовершенствами, которые снижают ее эффективность. Учебная информация передается, как правило, вербально, без достаточного использования средств наглядности, и самое главное – при минимальной интеллектуальной активности студентов. Актуальным остается вопрос, можно ли оптимизировать преподавание, то есть найти дополнительные резервы, чтобы в процессе лекции формировать компетенции студентов, прежде всего – развивать их мышление?

Ответ на это вопрос был найден в разработках американских коллег, которые еще в 90-е гг. ХХ в. в рамках проекта «Критическое мышление» предложил эффективную технологию проведения лекции, «продвигающей» учащихся в развитии.

Рассмотрим технологию «продвинутой» лекции – вначале в «авторском» варианте, а затем ее модификацию, предложенную уже с учетом специфики обучения студентов в вузе. В структуре лекционного занятия авторы технологии (Джонсон, Джонсон, Смит) выделяют три стадии:

1) стадию «вызова», на который преподаватель актуализирует имеющиеся у учащихся знания, фокусирует их внимание на рассматриваемой проблеме, стимулирует интерес к ее изучению;

2) стадию осмысления, на которой излагается новая учебная информация используется комплекс интеллектуальных заданий по ее критической переработке;

3) стадию рефлексии, на которой учащиеся осуществляют анализ не столько содержания, сколько самого процесса усвоения нового.

Новизна заключалась в том, что преподаватель по каждой теме лекционного занятия продумывает систему интеллектуальных заданий, которые способствую развитию всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования.

На стадии «вызова» после ознакомления студентов с темой лекции и ее основными вопросами преподаватель дает письменное задание, не требующее многого времени (не более 10 мнут), которое выполняется студентам индивидуально или парах, а потом обсуждается с одновременной фиксацией результатов коллективного поиска на доске. В качестве таких заданий можно использовать следующие:

- составление простого кластера на ключевое понятие; (от англ. Cluster – гроздь, кисть); это способ графического представления содержательных характеристик понятия, которые раскрываются через возникающие слова-ассоциации и подводят к самостоятельной формулировке определения, трактовке нового термина;

- заполнение таблицы «ПМИ» («Плюс, минус, интересно»), автор – американский психолог Эдвард де Боно; используется для оценки студентами положительных и отрицательных сторон какой-либо информации (плюс, минус), для формулировки вопросов, которые возникают в связи с анализируемой проблемой (интересно);

- составление списка ответов на проблемный вопрос с помощью письменного «мозгового штурма», позволяющего генерировать идеи.

На второй (стадии осмысления) преподаватель раскрывает содержание темы, используя при этом разнообразные средства наглядности. В лекцию включается еще одно задание, активизирующее самостоятельное мышление.

Технология проведения «инновационной» лекции имеет ограничения. Трудно реализовать данный ход в условиях работы с большой аудиторией (80-100 человек); в то же время чтение групповой лекции (20-30 студентов) с включением заданий, активизирующих мышление, не вызывает особых затруднений.

Конечно, приходится учитывать и специфику преподаваемых дисциплин. Использование технологии инновационной лекции обычно не вызывает затруднений в процессе преподавания социально-гуманитарных, экономических, ряда естественно-научных дисциплин.

Изменение привычной структуры лекции использование комплекса специально продуманных интеллектуальных заданий значительно повышает эффективность данной формы обучения. Проведение инновационной лекции целесообразно при обучении магистрантов, аспирантов, слушателей системы повышения квалификации. Технология инновационной лекции стимулирует педагогическое творчество самих преподавателей, которые с учетом специфики преподаваемой дисциплины могут подобрать, модифицировать и активно включать разнообразные интеллектуальные задания, развивающие критическое и творческое мышление студентов.

Кроме «продвинутой» лекции возможны другие варианты подачи лекционного материала, направленные как на интенсификацию учебного процесса, так и на развитие личностных качеств студентов.

Проблемная лекция.

О проблемной лекции мы будем говорить в связи с активными методами обучения. А сейчас лишь приведем ее содержательные и процессуальные характеристики. В отличие от информационной лекции, на которой преподносится и объясняется готовая информация, подлежащая запоминанию, на проблемной лекции новое знание вводится как неизвестное, которое необходимо "открыть". Задача преподавателя - создав проблемную ситуацию, побудить студентов к поискам решения проблемы, шаг за шагом подводя их к искомой цели. Для этого новый теоретический материал представляется в форме проблемной задачи. В ее условии имеются противоречия, которые необходимо обнаружить и разрешить.

В ходе их разрешения и в итоге - как результат – студенты приобретают в сотрудничестве с преподавателем новое нужное знание. Таким образом, процесс познания студентов при данной форме изложения информации приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Главное условие – реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, содержания и при его развертывании непосредственно на лекции в форме диалогического общения. С помощью проблемной лекции обеспечиваются развитие теоретического мышления, познавательного интереса к содержанию предмета, профессиональная мотивация, корпоративность.

Лекция-визуализация возникла как результат поиска новых возможностей реализации принципа наглядности. Психолого-педагогические исследования показывают, что наглядность не только способствует более успешному восприятию и запоминанию учебного материала, но и позволяет проникнуть глубже в существо познаваемых явлений. Это происходит за счет работы обоих полушарий, а не одного левого, логического, привычно работающего при освоении точных наук. Правое полушарие, отвечающее за образно-эмоциональное восприятие предъявляемой информации, начинает активно работать именно при ее визуализации.

Визуализованная лекция представляет собой устную информацию, преобразованную в визуальную форму. Видеоряд, будучи воспринятым и осознанным, сможет служить опорой адекватных мыслей и практических действий. Преподаватель должен выполнить такие демонстрационные материалы, такие формы наглядности, которые не только дополняют словесную информацию, но сами выступают носителями содержательной информации. Подготовка такой лекции состоит в реконструировании, перекодировании содержания лекции или ее части в визуальную форму для предъявления студентам через ТСО или вручную (слайды, пленки, планшеты, чертежи, рисунки, схемы и т.д.). Чтение такой лекции сводится к сводному, развернутому комментированию подготовленных визуальных материалов, которые должны:

• обеспечить систематизацию имеющихся знаний;

• обеспечить усвоение новой информации;

• обеспечить создание и разрешение проблемных ситуаций;

• демонстрировать разные способы визуализации.

В зависимости от учебного материала используются различные формы наглядности:

• натуральные (минералы, реактивы, детали машин);

• изобразительные (слайды, рисунки, фото);

• символические (схемы, таблицы).

В визуализированной лекции важны: определенная визуальная логика и ритм подачи материала, его дозировка, мастерство и стиль общения преподавателя с аудиторией. Основные трудности подготовки такой лекции – в разработке визуальных средств и режиссуре процесса чтения лекции. Необходимо учитывать:

• уровень подготовленности и образованности аудитории;

• профессиональную направленность;

• особенности конкретной темы.

Не всякий материал подходит для такой формы лекции, равно как и не всякая дисциплина. Однако элементы такой лекции возможны для любого предмета. В этом плане частичной иллюстрацией такого метода могут служить лекции по культурологии, сопровождаемые слайдами, комментарии к которым систематизируют и углубляют текст информационной лекции (показ слайдов осуществляется после лекции), и лекции по эргономике и дизайну с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом.

Лекция вдвоем – эта разновидность лекции является продолжением и развитием проблемного изложения материала в диалоге двух преподавателей. Здесь моделируются реальные ситуации обсуждения теоретических и практических вопросов двумя специалистами. Например, представителями двух различных научных школ, теоретиком и практиком, сторонником и противником того или иного технического решения и т.д. Необходимо, чтобы:

• диалог преподавателей демонстрировал культуру дискуссии, совместного решения проблемы;

• втягивал в обсуждение студентов, побуждал их задавать вопросы, высказывать свою точку зрения, демонстрировать отклик на происходящее.

Преимущества такой лекции:

• актуализация имеющихся у студентов знаний, необходимых для понимания диалога и участия в нем;

• создается проблемная ситуация, развертываются системы доказательств и т.д.;

• наличие двух источников заставляет сравнивать разные точки зрения, делать выбор, присоединяться к той или иной из них, вырабатывать свою;

• вырабатывается наглядное представление о культуре дискуссии, способах ведения диалога совместного поиска и принятия решений;

• выявляется профессионализм педагога, раскрывая ярче и глубже его личность.

Подготовка к лекции такого типа предполагает предварительное обсуждение теоретических вопросов плана лекции ведущими, к которым предъявляются определенные требования:

• у них должна быть интеллектуальная и личностная совместимость;

• они должны владеть развитыми коммуникативными умениями;

• они должны иметь быструю реакцию и способность к импровизации.

Лекция с заранее запланированными ошибками призвана:

• активизировать внимание студентов;

• развивать их мыслительную деятельность;

• формировать умения выступать в роли экспертов, рецензентов и т.д.

Подготовка к лекции с заранее запланированными ошибками состоит в том, чтобы заложить в нее определенное количество ошибок содержательного, методического, поведенческого характера, их список преподаватель приносит на лекцию и предъявляет студентам в конце. Подбираются наиболее типичные ошибки, которые обычно не выпячиваются, а как бы затушевываются. Задача студентов состоит в том, чтобы по ходу лекции отмечать ошибки, фиксировать их на полях и называть в конце. На разбор ошибок отводится 10-15 минут. При этом правильные ответы называют и студенты, и преподаватель. Такая лекция одновременно выполняет стимулирующую, контрольную и диагностическую функцию, помогая диагностировать трудности усвоения предыдущего материала.

Лекция - пресс-конференция.

Назвав тему лекции, преподаватель просит студентов задавать ему письменно вопросы по данной теме. В течении двух-трех минут, студенты формулируют наиболее интересующие их вопросы и передают преподавателю, который в течение трех- пяти минут сортирует вопросы по их содержанию и начинает лекцию. Лекция излагается не как ответы на вопросы, а как связный текст, в процессе изложения которого формулируются ответы. В конце лекции преподаватель проводит анализ ответов как отражение интересов и знаний учащихся.

Такую лекцию можно проводить:

• в начале темы с целью выявить потребности, круг интересов группы или потока, его (ее) модель: установки, возможности;

• в середине, когда она направлена на привлечение студентов к узловым моментам курса и систематизацию знаний;

• в конце - для определения перспектив развития усвоенного содержания.

Классификация лекций

«Вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует студента в системе работы по данному курсу. Лектор знакомит студентов с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Дается краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. На этой лекции высказываются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентами, уточняются сроки и формы отчетности.

Лекция-информация. Ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

Обзорная лекция — это систематизация научных знаний на высоком уровне, допускающая большое число ассоциативных связей в процессе осмысления информации, излагаемой при раскрытии внутрипредметной и межпредметной связи, исключая детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.

Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами ТСО или аудиовидеотехники (видео-лекция). Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (натуральных объектов — людей в их действиях и поступках, в общении и в разговоре; минералов, реактивов, деталей машин; картин, рисунков, фотографий, слайдов; символических, в виде схем, таблиц, графов, графиков, моделей).

Бинарная лекция — это разновидность чтения лекции в форме диалога двух преподавателей (либо как представителей двух научных школ, либо как ученого и практика, преподавателя и студента).

Лекция с заранее запланированными ошибками рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической). В конце лекции проводится диагностика слушателей и разбор сделанных ошибок.

Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов, длительностью 5-10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных текстов позволит всесторонне осветить проблему. В конце лекции преподаватель подводит итоги самостоятельной работы и выступлений студентов, дополняя или уточняя предложенную информацию, и формулирует основные выводы.

Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант осуществляется по типу «вопросы—ответы». Лектор отвечает в течение лекционного времени на вопросы студентов по всем разделу или всему курсу. Второй вариант такой лекции, представляемой по типу «вопросы—ответы— дискуссия», является трояким сочетанием: изложение новой учебной информации лектором, постановка вопросов и организация дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы».

Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика, СПб, «Питер», 2006 г., с. 103-104.

 

Оценка лекции

Цели лекции:

1. Формирование теоретических системных знаний.

2. Развитие теоретического мышления в данной области науки.

3. Формирование профессиональной мотивации и познавательного интереса к изучаемому учебному курсу.

Требования к лекции:

– научность,

– доступность,

– единство формы и содержания;

– эмоциональность изложения.

Схема наблюдения занятия

Преподаватель:

Предмет:

Тема:

Дата:

 

Критерии оценивания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1
1. Содержание занятия                    
1.1. Соответствие теме                    
1.2. Полнота раскрытия темы                    
1.3. Понятность, доступность изложения                    
1.4. Выделение главного                    
1.5. Наличие связи с практикой                    
2. Форма изложения                    
2.1. Четкость формулировки задачи                    
2.2. Соответствие плану занятия                    
2.3. Четкость в подведении итогов                    
2.4.Оптимальность распределения времени                    
3.Коммуникация преподавателя со студентами                    
3.1. Создание эмоционального настроя на работу                    
3.2. Владение невербальными средствами общения                    
3.3. Корректный, уважительный стиль общения                    
3.4. Наличие обратной связи                    
4. Общая речевая культура преподавателя                    
5. Создание условий для развития личности студентов                    
5.1.Интеллектуальной сферы                    
5.2.Эмоциональной сферы                    
5.3. Нравственной сферы                    
6.Стимулирование процесса самопознания                    
7. Другое                    

Подпись______________________________________________________________________

Примечание: каждый критерий оценивается по 10-балльной шкале, все суммируется. Если количество баллов выше 75% от максимального кол-ва баллов, то уровень проведения занятия /лекции или семинара/ высокий.

3.Семинарские и практические занятия в высшей школе

Семинар организационная форма, в процессе которой учащиеся самостоятельно изучают учебный материал по различным источникам знаний и коллективно обсуждают результаты своей работы.

Семинар – форма коллективной самостоятельной работы, которая способствует усугубленному изучению материала и формированию мировоззренческих идей, проявлению наибольшей степени индивидуальных способностей, коллективного творчества.

Существует три подхода к организации проведению семинарских занятий:

1. При первом подходе материал сначала излагается учителем лекционно, а затем самостоятельно прорабатывается и обсуждается. Цель такого семинара – обобщение и систематизация знаний.

2. Во втором случае в ходе семинара обобщение сочетается с изучением нового материала.

3. Проведение семинара с целью изучения нового материала – это самостоятельная форма обучения, т.е. в процессе подготовки к нему школьник самостоятельно изучают материал, ранее им не знакомый.

Подготовка к семинару предполагает следующие этапы:

1. Выбор темы, определение задач.

2. Подбор дополнительной литературы.

3. Распределение заданий тем для сообщений.

4. Организация предварительной работы, консультации.

5. Выбор методов и приемов проведения.

6. Подбор средств наглядности.

7. Составление плана проведения семинара.

Структура семинарских занятий может быть различной. Она зависит от сложности обсуждаемых вопросов, дидактических задач, степени подготовленности учащихся к самостоятельной работе.

Практика использования различных форм обучения свидетельствует, что наиболее эффективным организационным методом проведения семинара является метод «малых групп». Он позволяет оптимально сочетать все другие формы и методы самостоятельной работы студентов в учебное время. Данный метод нашел применение в некоторых вузах страны.

Организация семинара по методу «малых групп» осуществляется следующим образом. Учебная академическая группа делится на 4-5 человек. Малая группа становится первичным звеном при проведении практических занятий и других организационных форм работы преподавателя со студентами.

Особое значение в данной системе имеют критерии оценок работы каждого коллектива и студента в отдельности, метолы, стимулирующие активность студентов. С этой целью введена десятибалльная система оценок.

Подведение итогов работы студентов по бальной системе из семинара создает благоприятную и объективную основу для текущей аттестации, для официального проставления зачета по темам, для проведения экзамена без экзамена.

Проведение семинара по методу «малых групп» требует от преподавателя напряженной работы по руководству деятельности группы в целом, по обеспечению функционирования всей системы.

Семинар-дискуссия – диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины. Каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.12 с.