Характеристика конституционного строя Норвегии. Основные органы государственной власти. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Характеристика конституционного строя Норвегии. Основные органы государственной власти.

2022-10-29 35
Характеристика конституционного строя Норвегии. Основные органы государственной власти. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ø Основы государственного строя. Первые статьи конституции государства.

Норвегия является конституционной монархией с парламентской демократией, религия — лютеранская. Глава страны — король. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (стортинг), а исполнительная принадлежит правительству, возглавляемому премьер-министром. Правительство во главе с королем образует особый орган — Государственный совет, в функции которого входит обсуждение важнейших законопроектов и вопросов управления. В административном отношении Норвегия разделена на 19 провинций (фюльке). Кроме провинций, в составе Норвегии есть зависимые территории: остров Буве, Ян-Майен, Шпицберген и др.

Первые статьи конституции:

А. Форма правления и религия

Статья 1

Королевство Норвегия - свободное, независимое, неделимое королевство. Формой его правления является ограниченная наследственная монархия

Статья 2

Все жители Королевства имеют право на свободу вероисповедания.

Евангелическо-Лютеранская религия - официальная религия Государства. Жители, исповедующие ее, обязаны воспитывать своих детей подобающим образом.

В. Исполнительная власть, Король и Королевская Семья

Статья 3

Исполнительная власть облечена в Короле или в Королеве, если она унаследовала Корону в соответствии с пунктами Статьи 6 или Статьи 7 или Статьи 48 настоящей Конституции. В том случае, если Исполнительная Власть облечена в Королеве, она имеет все права и обязанности, которыми в соответствии с настоящей Конституцией и Законами Государства обладает Король.

Статья 4

Король должен всегда исповедовать Евангелическо-Лютеранскую религию, и поддерживать и защищать ее.

Статья 5

Особа Короля священна; он не может быть осужден или обвинен. Король ответственен перед Советом.

Статья 6

Порядок престолонаследования - прямой, при котором только законный ребенок Королевы и Короля, или один из тех, кому дано на это право может унаследовать престол. При этом предпочтение должно отдаваться старшим родственникам по ближайшей линии.

Нерожденный ребенок должен быть также среди тех, кому дано право на престол. Он или она занимает положенное место в наследственной линии сразу после появления на свет.

Право престолонаследия не принадлежит лицу, которое не состоит в прямом родстве по отношению к лицам происходящим от последних правящих Короля или Королевы, или их брата или сестры, или если он сам или сама является их сестрой или братом.

Статья 7

В случае отсутствия Принцессы или Принца, обладающих правом престолонаследия, Король может предложить Стортингу своего наследника. Стортинг вправе не согласиться с выбором Короля.

Ø Понятие «конституционный консерватизм». Глава государства. Власть монарха де-юре и де-факто; права и обязанности.

Конституционный консерватизм — это основанные на признании эволюционного характера развития общества и государства умеренные взгляды, характеризующие ход и характер конституционных реформ.

Сторонники опоры на действующее законодательство излишне упорно уповали на неторопливую подготовку — не Конституции! а новой редакции Конституции (Основного Закона) РФ 1978 года.

Права Короля Норвегии (15 основных):

Исполнительная власть принадлежит Королю или Королеве, если она получила в наследство корону в соответствии с постановлениями Основного закона (ст.3,6,7,48).

Особа Короля священна; он не может подвергаться осуждению или обвинению. Ответственность возлагается на его Совет (ст.5).

Норвежская монархия в своей основе является выборной, династия выбиралась трижды: сначала принц-наместник Карл Фредерик, второй раз под давлением Швеции была выбрана династия Бернадотов. После расторжения унии со Швецией, 12-13 ноября 1905 года в Норвегии состоялся всенародный референдум, на котором население высказалось за избрание королём Карла, сына короля Дании Фредерика VIII. Через 5 дней после референдума стортинг официально избрал его королем Норвегии под именем Хокона VII. Далее престол стал передаваться по наследству.

Престол наследуется по прямой линии детьми, родившимися в законном браке от Королевы или Короля, или тем, кто сам имеет право наследования; при этом ближайшей линии отдаётся предпочтение перед отдалённой или старшей линии перед младшей.

К числу наследников престола относится также ещё неродившийся ребенок, который занимает принадлежащее ему место по линии наследства, как только она или он появились на свет (ст.6). Как только наследнику престола исполнится 18 лет, она или он получают право занять место в Государственном совете, но без права голоса и без ответственности (ст.35).

Если королевская династия иссякнет, а престолонаследник не будет назначен, новые Королева или Король избираются Стортингом (ст.48).

Если Король находится вне пределов государства, не будучи в походе, или он настолько болен, что не в состоянии править, то ближайший к трону престолонаследник (если ему есть 18 лет) принимает на себя правление в качестве лица, временно носящего королевскую власть, для чего приносит присягу. В ином случае управление государством возлагается на Государственный совет (ст.41). Выбор регентов, которые будут осуществлять правление за несовершеннолетнего Короля, производится Стортингом.

Король является главой Норвежской государственной церкви, имеет полную свободу отречься от престола, самостоятельно выбирает Совет из имеющих право голоса норвежских граждан. Этот Совет должен состоять из премьер-министра и не менее чем семи других членов (ст.12).

Король по своему усмотрению распределяет дела между членами Государственного совета.

Во время своих поездок в пределах государства Король может передавать управление государством Государственному совету.

Король решает вопросы обо всех официальных, церковных и иных богослужениях, обо всех мероприятиях и собраниях по религиозным вопросам и наблюдает за тем, чтобы преподаватели официальной религии соблюдали установленные для них правила.

Король может издавать и отменять постановления, касающиеся торговли, таможен, экономики, а также полиции, разрешает в общем порядке взимание налогов и осуществление повинностей.

Король в Государственном совете имеет право помиловать преступников после вынесения приговора.

Он назначает и увольняет всех гражданских, духовных и военных служащих, которыми не могут быть принцы королевского дома. Премьер-министр и другие члены Государственного совета, глава канцелярии премьер-министра, государственные секретари могут увольняться со службы Королем по заслушиванию мнения об этом Государственного совета. То же самое относится к должностным лицам, состоящим на службе в учреждениях Государственного совета или на дипломатической и консульской службе, высшим гражданским и духовным должностным лицам, командирам полков и других воинских частей, комендантам крепостей и командирам военных судов. Другие должностные лица могут лишь временно отстраняться Королем.

Король является верховным главнокомандующим сухопутными и морскими силами государства, имеет право мобилизовать войска, начинать войну для обороны страны и заключать мир, вступать в союзы и выходить из них, посылать и принимать дипломатических представителей.

Каждый участвующий в заседании Государственного совета обязан высказать свое мнение откровенно, и Король должен выслушать его. Однако Королю предоставляется право принимать решение по своему усмотрению.

Право определять структуру и численность департаментов (министерств) и других государственных органов принадлежит Королю (17 министерств сегодня).

Обязанности Короля Норвегии (4 основные):

Король должен всегда исповедовать евангелическо-лютеранскую религию, оказывать ей поддержку и покровительство (ст.4).

Принцесса или Принц не вправе выйти замуж или жениться без согласия Короля, в противном случае они, их дети и потомки лишаются права на престол. При отсутствии наследных Принцессы или Принца Король должен предложить Стортингу своего преемника.

Как только Король по достижении совершеннолетия (18 лет) вступит в правление, он произносит перед Стортингом присягу: «Я обещаю и клянусь, что буду править Норвежским Королевством в соответствии с ее Конституцией и законами; да поможет мне в этом Бог Всемогущий и Всеведущий» (ст.9).

Король обязан проживать в государстве и не может без согласия Стортинга более шести месяцев подряд находиться за пределами государства; в противном случае он теряет право на Корону. Король не может принять никакую Корону или правление без согласия Стортинга (ст.11).

Власть монарха де-юре и де-факто

Старейшая действующая конституция Европы отличается "конституционным консерватизмом" и по-прежнему содержит положения, закрепляющие значительную власть за монархом, что уже давно не соответствует действительности: король выполняет лишь представительские функции, а приписанные ему полномочия осуществляет правительство. В тексте также сохранился ряд анахронизмов. Например, королю запрещено без разрешения парламента покидать территорию страны на срок более шести месяцев под угрозой потери короны. Король лишен полномочий, «царствует, но не правит», но по-прежнему сильно его неформальное влияние на внутренние и внешнеполитические дела.

Ø Демократические и правовые принципы государства (парламентаризм, гласность, разграничение государственных функций и др.)

Дух норвежской конституции выражается посредством ее принципов, главным из которых является принцип народного суверенитета. В Норвегии эта идея с самого начала и вплоть до 1905 г. имела ту особенность, что не полагала освобождение народного представительства из-под власти абсолютного монарха, здесь она служила лозунгом борьбы за независимость. В межвоенный период она была основой нейтралитета Норвегии, а в послевоенный период служит основой конституционного режима, законного статуса органов государственной власти.

Датский Юрист Альф Росс - учение о функциях государства. В соответствии с ним: «В парламентарно-демократическом государстве принцип разделения властей является выражением того положения, что существует техническая связь между органом и его функцией. Функцию при этом следует рассматривать по возможности как выполнение органом государства своего предназначения в зависимости от организации и процедуры деятельности самого органа». Поэтому уже на терминологическом уровне власть может быть не разделена, а распределена между органами государства. В связи с чем скандинавская конституционная доктрина употребляет выражение «распределение власти», а не «разделение власти».

В настоящее время принцип распределения власти находит свое отражение в практике скандинавского парламентаризма, одной из форм которого является норвежский парламентаризм. Отцы-основатели Эйдсволльской конституции были проникнуты духом своей эпохи. Идеи Локка о соотношении прав индивида и государства, основные положения Декларации прав человека и гражданина 1789 г., без сомнения, были им хорошо известны, но идеи эти были пропущены через лютеранское сито, оценены с позиций протестантской этики,. С 1962 г. в Норвегии действует рецепированный из Швеции институт представителя по правам человека – омбудсмана. Таким образом, демократическая идея как общая составляющая духа норвежской конституции находит свое реальное воплощение в ее принципах, изменяющихся вслед за временем, но остающихся неизменными по сути в рамках демократии. Демократия сама по себе тоже довольно сложный феномен. Западный тип государства, к которому принадлежит Норвегия, являет собой довольно эклектичную модель либеральной формы политической системы одновременно с существованием жестких интервенционистских институтов государственного вмешательства в абсолютно все сферы жизни своих граждан.

Поэтому под духом норвежской конституции -- тем, что не может быть изменено ни под каким предлогом в полном соответствии с §112 основного закона, -- можно понимать общую демократическую идею, являющуюся ядром всей политической системы Запада. Скандинавская форма этого ядра, ее отличительные черты заключаются в особой комбинации материального и формального моментов демократии. С общей точки зрения, демократия -- это форма государственного правления, т.е. способ, которым формируется государственная воля. Формальный момент скандинавской демократии, таким образом, совпадает с общей формой демократии на Западе, но вот материальное наполнение этой формы значительно отличается от других западных демократий. Главное отличие заключается в качественном состоянии социальной демократии в этих странах. Для скандинавов в этой области проблема состоит в углублении разнообразных экономических и социальных гарантий, предоставляемых государством, тогда как для остальных стран Западной Европы пока еще стоит задача их дифференциации. Социализация власти - весьма прочно устоявшееся явление; власть приближена к индивиду и давно уже стала механизмом правового распределения благ в обществе среди его членов. В этом существенное экономическое содержание демократии в Норвегии, как, впрочем, в Дании, Швеции, Исландии и Финляндии, и главное отличие их от остальных развитых стран. Наконец, что касается политического содержания демократии в Норвегии, то это отсутствие здесь пока института прямой демократии -- обязательного народного референдума (при фактическом наличии только его консультативной формы), что отличает Норвегию от Дании и Швеции, основные законы которых зафиксировали конституционный статус этого института. Таким образом, основополагающая форма демократии в Норвегии характеризуется нами как чисто представительная. Немаловажную проблему для конституционализма любой страны представляют источники ее конституции, по которым судят о ее характере и содержании.

Сама конституция современной Норвегии полностью превратилась в национальный символ. Самый популярный праздник норвежцев-- День конституции (17 мая). Это позволяет современной норвежской доктрине также рассматривать конституцию как символический образец, которому должна соответствовать практика органов государственной власти и управления. Норвежские конституционалисты выработали достаточно непротиворечивое учение о первенствующем значении толкования конституции, что, в конце концов, позволяет им, не меняя старой нормы, вкладывать в нее совершенно новый смысл. Наиболее яркий пример -- парламентаризм, о котором нет ни слова в тексте основного закона, но вместе с тем -- это конституционно-правовой обычай. Норвежцы в этом случае составляют исключение, так как в датской конституции 1953 г, и шведской форме правления 1974 г. содержится прямое упоминание о парламентаризме. Другой яркий пример -- право не только Верховного суда, но вообще всех общих судов снизу доверху проверять закон или акт администрации на предмет соответствия их конституции. Такое право постепенно закрепилось за судами вследствие нескольких прецедентов, первый из которых пришелся на 1844 г., в основном эта практика устоялась уже к 90-м годам XIX в. Сейчас это тоже конституционно-правовой обычай, о котором нет ни одного слова в тексте основного закона.

Самостоятельным источником конституционного права в Скандинавии (в Норвегии в частности) считают подготовительные работы к законопроекту - мотивы, которым руководствуется законодатель. Немаловажную роль как вспомогательное средство при конституционном толковании играет принцип легалитета. Этот принцип не без основания расценивается конституционалистами Норвегии как выражение известного принципа Rule of Law. Правовое государство, таким образом, в Скандинавии обеспечивается именно через принцип легалитета, т.е. формальной законности, легальности -- именно так следует переводить этот термин. Легалитет, таким образом, служит внешним выражением понятия правомерной компетенции государственного органа, а правомерность -- понятия правомерного статуса. Итак, под «легалитетом» в Скандинавии понимают такое действие органа государственной власти и администрации, которое гарантируется санкцией закона.

На практике принцип легалитета осуществляется таким чисто скандинавским институтом, как омбудсман. Сам институт представляет собой избранного парламентом специального чиновника, наделенного особыми полномочиями по расследованию дел, вызванных нарушением государством прав и свобод гражданина. Единственное средство осуществления его власти -- возбуждение уголовного обвинения против одного или нескольких государственных служащих.

ГЛАСНОСТЬ ПО-НОРВЕЖСКИ

Жители Норвегии имеют уникальную возможность доступа к самой интимной информации своих сограждан. Речь идет о данных налоговых деклараций, которые по норвежским законам размещаются в сети Интернет на свободном доступе. Эта информация широко используется авторами “жареных” публикаций в СМИ, а также, по мнению аналитиков, может представлять интерес для преступников.

Журналисты норвежской газеты Aftenposten “специализируются” на лидерах местной деловой элиты: в этом издании регулярно публикуются списки самых “дорогих” менеджеров Норвегии. “Хит парад” зарплат руководителей норвежских компаний печатается рядом со списками наиболее преуспевающих адвокатов и зеленщиков, издателей и авторов, юмористов и артистов.

Финансовый ежедневник DN – еще одна норвежская газета, уделяющая особое внимание вопросам размеров вознаграждения представителей местной деловой элиты. На ее страницах ведущие норвежские фондовые брокеры, экономисты и медиа-магнаты оказываются буквально под увеличительным стеклом.

При этом, читатели норвежских газет могут наглядно убедиться и в том, что местные политики зарабатывают не так уж и много, по крайней мере – для такой богатой страны. Те самые политики, которые до сих пор не могут определиться с тем, должны ли цифры по величине налогов, уплаченных частными лицами, быть доступными общественности, или нет.

В Норвегии цифры по суммам налогов, уплаченных физическими лицами, являются открытой информацией еще с 1863 года. Однако, до недавнего времени вы могли получить доступ к таким данным на интересующее вас лицо только путем личного визита в налоговую службы и заполнения соответствующего запроса.

Все изменилось в 2002 году, когда данные налоговых деклараций норвежцев были размещены в Сети. При этом, доступ к указанным данным осуществлялся через весьма эффективную поисковую машину, позволявшую желающим с легкостью определить размеры благосостояния и заработка своих коллег, начальников, родственников, соседей, да и просто любых интересующих их людей. Подобная информация в сочетании с размещенными в Интернет данными по номерам сотовых, рабочих и домашних телефонов, а также по местам работы конкретных физических лиц, предоставляли злоумышленникам просто гигантские возможности.

От всевидящего ока Интернет не защищены даже такие “секретные люди” как члены “Общества вольных каменщиков”, т.е. норвежские масоны. В 2003 году норвежская христианская газета Magazinet разместила в Сети список местного отделения Общества с возможностью поиска информации по его членам.

В 2003 году, спустя год после того, как данные налоговых деклараций норвежцев были размещены в Интернет, правоцентристское правительство премьер-министра Кйелла Магна Бондевика приняло решение ограничить доступ к этой информации тремя неделями после ее публикации. Таким образом, данные за последний год, попавшие в Интернет 7 октября, можно будет прочитать только до конца текущего месяца.

Введенные властями ограничения на доступ к налоговой информации вызвали неприятие местных СМИ, и, после того, как в прошлом месяце прежнее правительство ушло в отставку, можно предположить, что эти ограничения будут сняты. Так, представители левоцентристского правительства премьер-министра Йенса Столтенберга уже дали понять избирателям, что в будущем году они смогут изучать подноготную друг друга в Сети столько, сколько пожелают. /Би-Би-Си, 7 октября /

 

Ø Законодательная власть. Парламент. Функции. Финансы.

Законодательную власть в Норвегии осуществляет однопалатный представительный орган – Стортинг, состоящий из двух отделений – Лагтинга и Одельстинга, избираемых сроком на 4 года и состоящих из 165 представителей. Лагтинг состоит из 41 депутата, Одельстинг – 124.

Для обеих частей норвежского парламента установлен один руководящий орган – президиум Стортинга, а наиболее важные решения принимаются на совместном заседании (пленуме). Таким образом, Стортинг является однопалатным парламентом с некоторыми чертами двухпалатности – постоянный состав частей, отдельные руководящие органы, особая компетенция, - разделение же на части было произведено для рационализации законотворческого процесса.

Согласно статье 57 Основного закона Норвегии каждая область (фюльке) составляет один избирательный округ. 157 представителей являются окружными представителями, а остальные 8 – уравнивающими представителями.

Каждая коммуна составляет особый избирательный участок. Избирательные собрания проводятся отдельно в каждом избирательном участке. Депутаты Стортинга и их заместители выбираются на избирательных собраниях во всем избирательном округе. Местом проведения избирательных собраний чаще всего бывают церкви, школы и т.п.

Выборы окружных представителей осуществляются по пропорциональной избирательной системе и распределяются между партиями по методу Лагу.

Партии, которая получила наибольшую квоту, предоставляется первый мандат, затем следующий мандат получает партия, которая имеет следующую наибольшую квоту, и так далее, пока не будут распределены все мандаты.

Уравнивающие мандаты распределяются между партиями, участвующими в этом, на основе соотношения между общим чистом голосов, поданных за каждую партию во всем государстве, чтобы достичь наибольшей пропорциональности между партиями. Для достижения пропорциональности во всем государстве для участвующих в уравнивании партий, получивших места по правилам распределения окружных мандатов, надо определить, сколько всего мандатов в Стортинге должно принадлежать каждой партии. Партии предоставляется столько уравнивающих мандатов, чтобы вместе со всеми полученными ею окружными мандатами она обладала таким числом мест в Стортинге, которое ей полагается после указанного выше распределения. Если по этому правилу имеется две или несколько партий, которые имеют право получить дополнительное представительство, то преимущество должна иметь та партия, которая получила наибольшее число голосов или, в случае равенства голосов, та, которая выиграет по жеребьевке. Если партии уже при распределении окружных мандатов досталось больше мест, чем она должна иметь согласно вышеуказанному требованию, то новое деление уравнивающих мандатов осуществляется исключительно среди других партий, ее число голосов не принимается во внимание, и эти окружные мандаты присоединяются к первой ближайшей партии. Никакой партии не могут предоставляться уравнивающие мандаты, если она получила менее 4% всех голосов в целом по стране. Уравнивающие мандаты, которые предоставляются партии, распределяются по ее спискам в округах таким образом, чтобы первый мандат передавался в список с наибольшей величиной остатка при распределении окружных мандатов, следующий мандат передавался в список, который имеет следующий наибольшей остаток, и так до тех пор, пока не будут распределены все уравнивающие мандаты (ст.59).

Что касается порядка подсчета голосов, то сначала подсчитываются предварительно поданные голоса, а затем поданные в обычном порядке. По результатам такого подсчета составляется протокол, который пересылается в Стортинг и одна копия – в вышестоящую избирательную комиссию.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.