Цели конституции Норвегии. Основные принципы государственной политики. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Цели конституции Норвегии. Основные принципы государственной политики.

2022-10-29 47
Цели конституции Норвегии. Основные принципы государственной политики. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

5) Общая характеристика конституции Норвегии: Форма конституции (основные документы), основные разделы (преамбула, основная часть, заключение, дополнительные положения, приложения). Поправки к конституции.

В преамбуле излагаются цели конституции, указываются исторические условия ее создания, провозглашаются права и свободы, руководящие начала государственной политики. Положения преамбул правовыми нормами не являются, но имеют нормативное значение для толкования и применения остальных положений конституции. В ряде кодифицированных Конституций преамбула отсутствует, например, в Норвежской.

В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей - о парламенте, главе государства и правительстве, судебной власти, об организации власти на местах.

Заключительные положения содержат различные нормы. Обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу. Если это не урегулировано в основной части, помещают нормы в порядке изменения конституции или государственных символах.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми. Нередко, нормы, содержащиеся в переходных положениях обозначаются не в виде статей, а в виде параграфов, чтобы показать их специфический характер. В то же время они важны для правоприменителя, так как указывают с какого времени подлежит применению та или иная норма.

Устанавливаются сроки для издания законов, к которым отсылает конституция, либо вообще для приведения законодательства в соответствие с конституцией. Дополнительные положения также оформляются иначе, содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частей вопросов. Приложение содержит распределение компетенции - имеют важное юридическое значение.

КОНСТИТУЦИЯ КОРОЛЕВСТВА НОРВЕГИЯ

Разработана учредительным собранием в городе Эйдсволле. Принята им же 17 мая 1814 года. Первая и единственная конституция Норвегии была вдохновлена идеями Французской революции и связана с провозглашением независимости от Дании. В ноябре того же 1814 года после короткой шведско-норвежской войны Норвегия была вынуждена на 91 год вступить в унию со Швецией, однако действие конституции не было прекращено, шведский король лишь потребовал внести в нее положение о создании унии.

Функции конституционного контроля осуществляет Верховный суд. Поправки вносятся в стортинг (парламент) в первые три сессии после выборов и принимаются после выборов следующим стортингом 2/3 голосов. За время существования изменения вносились в 2/3 статей конституции. Одно из наиболее примечательных - исключение из текста положения, запрещающего евреям въезжать на территорию королевства (1851).

Структура Конституции - это логическая связанность различных институтов независимо от места расположения норм в тексте Конституции.

По своему содержанию Эйдсволльский акт представляет единый документ, достаточно краткий - всего 112 параграфов, из которых 11 на настоящий момент отменены.  Параграфы организованны в 5 частей. Структурно конституция разделена на несколько частей. Часть «А» (§ 1--2) носит название «О форме правления и религии» и содержит определение формы правления Норвегии как конституционно-монархической, а также определяет статус государственной религии и церкви. Часть «В» (§ 3--48) посвящена регулированию положения короля и исполнительной власти. Тут находятся подробные положения о статусе монарха, условиях его дееспособности, порядке престолонаследия. Здесь же помещены правила назначения государственных советников - членов правительства, являющихся одновременно главами соответствующих департаментов. В общем, этот раздел полностью оправдывает свое название: «Положение короля и исполнительной власти». Часть «С» (§ 49--85) носит название «О правах граждан и о законодательной власти». Здесь определены избирательная система, структура и порядок работы Стортинга - парламента Норвегии. Подробно урегулирован вопрос о компетенции парламента (§75). Порядок работы Стортинга закреплен в его Регламенте, также помещенном в качестве приложения к настоящей работе. Правила утверждения государственного бюджета, выдача ассигнований на государственные нужды определены в особом регламенте Стортинга - Финансовом регламенте. Часть «D» (§ 86--91) -- «О судебной власти» - регулирует статус Верховного и Государственного судов. В одну часть соединены статьи, регулирующие конституционную ответственность, положения об отрешении от должности высших государственных чиновников и положения о Верховном суде как высшей судебной инстанции страны. Сама система общих и специальных судов, а равно положения прокурорской власти урегулированы отдельными общими законами. В части «Е» (§ 92--112) -- «Общие положения» - рассматриваются различные вопросы от регулирования отдельных прав и свобод граждан, включая их обязанность защищать отечество (§109), и до положения о порядке внесения изменений и поправок к конституции (§112).

Особенностью конституции является отсутствие в ней положений, регулирующих форму государственного герба, хотя § 111 устанавливает форму и цвет норвежского государственного флага.

Первоначально и довольно долго конституция гарантировала норвежцам только минимум гражданских прав и свобод: (1) свободу слова и печати, (2) осуществление правосудия только судом, (3) полное возмещение при экспроприации собственности, (4) запрет на придание закону обратной силы. В середине XIX в. практика конституции добавила сюда право граждан на объединение в политические союзы. Однако развитие шло дальше, и 15 июля 1994 г. в конституцию была внесена поправка (§ 110с), которая гласит: «Забота о защите и уважении прав человека возлагается на государство».

С изменениями и дополнениями (в 1905, 1936, 1946 и др.) Эйдсволльская конституция действует в Норвегии поныне. 17 мая в Норвегии отмечается как день независимости. Идея народного суверенитета, выраженная в § 1 и 49, претерпела изменение благодаря редакции § 93, а принцип (идея) государственной религии и государственной церкви, выраженный в § 2, также изменился в редакции 1956 и 1964 гг., в соответствии с которыми наряду с обязанностью граждан воспитывать своих детей в лютеранском духе существует и принцип свободы совести.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.