Саша Черный. Детский остров. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Саша Черный. Детский остров.

2022-10-29 38
Саша Черный. Детский остров. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С рисунками Бориса Григорьева.

Изд. «Слово», Берлин, 1921

Мы все знаем вот уже лет пятнадцать сатирика Сашу Черного – по журналам первой революции, по «Сатирикону» и, наконец, по двум книгам лирических сатир (одна с прекрасными рисунками Добужинского), знаем его как переводчика Гейне и Сафира, даже как рассказчика, но, вероятно, немногое помнят его стихи и сказки для детей («Живая азбука», стихотворения, с рисунками Фалилеева, выдержала, кажется, несколько изданий; отдельные вещи были напечатаны в «Голубой книге», изд. О.Н. Поповой, в детских альманахах «Шиповнике», Сытина, «Радуге» и др.).

В «Детском острове» поэт собрал стихотворения последних лет. Это, действительно, остров – и не только для детей, поэт сам отдохнул здесь на простых темах от тех общих и страшных мыслей, для которых не подыщешь нужного слова, потому что трудно соперничать в силе и выразительности с войной, голодом и мором. Когда-то Микеланджело желал «молчать и не слышать». Но С. Черного, если он даже сознательно и нарочно оставил сатиру и лирику, спасла любовь к детям, их радости и смеху, хотя чувствуется, что он и тут говорит меньше, чем ожидаешь от его знания детской жизни. Может быть, он боялся остаться непонятым: ведь прежних, памятных нам по недавним еще воспоминаниям подробностей детского быта больше нет: они исчезли с общим бытом. 

Т а м, в России, и з д е с ь, в бесчисленных беженских колониях дети забыли не только об игрушках и гостинцах, но и насущном. Многое пропало для детской поэзии, многое должно было останавливать автора, но книга вышла все же бодрой.

Это не «Фейныя сказки», не Парнас для детей, куда водят гулять в хорошую погоду; нет Бальмонтовской красивости – золота и самоцветных камней; на вас просто веет теплом и уютом. Вы попадаете, правда, и на задний двор («Хрюшка») и в хлев («В хлеву»), но это не беда, и детям, ведь, не закажешь туда дороги, а с настоящим поэтом побывать там не страшно. С. Черный умеет подойти к детской теме и разработать ее неожиданно и интересно. Таковы, например, смешные стихи: «Бобина лошадка», «Храбрецы», «Снежная баба», «Как кот сметаны поел». Прямо чудесные стихотворения: «В раю», «Перед ужином», «Летом», «Иммортели», «Зимою всего веселей», «Скрут», «Зеленые стихи» и «Ах, сколько на свете детей». Некоторые ин них войдут, вероятно в детские антологии. Речь С. Черного очень проста, кое-где встречаются слова, сочиненные им по образцу детских: нырялка, царапка (царапина), болталки (ноги). Жалко, что у автора, у которого есть несомненное чутье языка, дает их сравнительно мало.

Из рисунков Григорьева очень хороши на стр. 109, 123 и 131. Досадно только, что по своей (сравнительно) высокой цене она не попадет в широкие детские круги. Хотелось бы видеть ее, пусть без иллюстраций и даже на половину уменьшенной, но изданной дешевле.

                                                              

А. Дроздов [109]

Сашин остров

 

Жизнь была так хлопотлива, так переполнена доверху вопросами хлеба насущного, труда и наслаждений, что уже в четырнадцать лет росли под носом усы, а в двадцать лет – горб за спиною. Весь день вы мыкались на службе; вы читали урывками газеты – одну, другую, третью, спорили о думском запросе и о судьбе великосветского хлыща, убившего актрисенку какую-нибудь с опереточных подмостков. По двадцатым числам вы получали деньги, и их расхватывали у вас зеленщики и бакалейщики, женины портнихи и приятели, которым вы были должны. У вас голова лопалась от забот и занятий, и в детскую вы заходили мимоходом, говоря:

– Ну, карапузы, а? Что? Дашенька, что? Васенька, ты опять вымазал штаны.

За обедом вы говорили раздраженно:

– Если ты, крикун, будешь шуметь как давеча, то я тебя поставлю в угол.

Но звонил телефон, и из трубки в ухо вам кричала жизнь, полная забот, неприятностей и деловитости. Знали ли вы, милостивый государь мой, развязывая на ночь галстук и позевывая от усталости, что за стеною в комнате, освещенной жиденьким пламенем ночника, спит особый, цельный, белоснежный мир, которому имя – детская? Знали ли вы, что он загадочен и сложен, что в нем живут свои беды и свои утешения, что как-то там по-особому работаю мысли – крошки, мысли – неоперенные птички, что голубые, карие, перламутровые глаза смотрят в нем по-особому, по-свойски, по-детски?

И когда, спасая вашу жизнь или ваши сейфы, вы бросились за рубеж, вы взяли с собою и детскую, разворошенную криком взрослой осатаневшей жизни. А хлеб достается трудный. Часто ли слышите вы беспокойный вопрос:

– Папа, почему?

Что можно ответить на это почему, когда сам не знаешь, и зачем, и почему, и как! И снова детские двери на запоре, а над крышей плывут облака, и солнце глядит в кровавых лужах, усмехаючись криво.

Пришел человек странный. И как будто серьезный был этот человек, и ядовитый изрядно. В старом «Сатириконе» писал он вирши, хлещущия больно и, черт их возьми, приманчивые нутряной какою-то свежестью. Выпустил книги своих взрослых сатир. Пришел злой этот человек и постучал пальцем в дверь детской: тук-тук.

– Кто там?

– «Может быть, слыхали все вы – и не раз, что на свете есть поэты?»

Он пришел и стал как свой – как будто бы и взрослый, а свой, детский; каких сказок наговорил этот чудодей! Историй всяких, смешных, печальных и радостных, у него целые коробы. Поглядите, он и смеется совсем как ребенок, улыбка у него ребячья, и плачет как ребенок, крупными блестящими слезами, похожими на стеклянные бусы. И вот, заварил кашу: всю детскую поставил вверх дном, перевернул комоды, стулья, столы, взял да и выстроил из ничего Детский Остров, многоцветный Остров детей.

Вы тоже, милостивый государь мой, прочтете эту чудесную книгу, она – как сон, под него расправляет крылья даже побитая душа, она откроет вам двери в детскую, которую вы сами досадливо заперли на ключ. «Как ужасен был бы мир, – сказал Рескин, если бы не рождались постоянно дети, несущие с собой невинность и возможность всякого совершенства». Эту книгу так и зовут «Детский остров». О ком она? О детях. Как? Только по-детски. Ибо, по слову Канта, «ничего не может быть извращеннее, чем то, когда детям, едва вступившим в этот мир, начинают сейчас же говорить о другом мире» – или о крови, добавлю я.

Имя поэта, написавшего книгу – Саша Черный.

А. Белокопытова [110]

Детский остров

 

Давно уже не появлялось столь превосходной книги для детей, как «Детский Остров» Саши Черного с рисунками Бориса Григорьева.

И книга хороша, но не только как детская книга, – взрослых она порадует не меньше, чем малых, ибо все в этой книге хорошо. Прекрасно изданная, (берлинское книгоиздательство «Слово»), на превосходной бумаге большого, красивого формата, с замечательными рисунками, являющими пример настоящей и редкой маэстрии – карандашные наброски зверей поразительной техники, которую можно сравнить разве только с техникой старых японцев – эта книга для каждого библиофила является настоящим праздником.

Уже первые стихи, обращенные к детям, вводят нас в чудесный мир Саши Черного, каким он всегда предстает перед детьми:

 

«Он хоть взрослый, но совсем такой, как вы:

Любит сказки, солнце, елки. –

То прилежнее он пчелки,

То ленивее совы…»

 

И чем дальше, тем больше вы пленены особой чарующей атмосферой, где царят одни лишь «ясные глазки», где на мир дано смотреть призму неповторяемой наивности, где все радость, все веселье.

Удивительно любовное отношение поэта к детям, к зверям и природе, их окружающим, выливается в целом ряде чудесных стихов, интересных особенностями языка и образов.

 

В поле я у ручья забирался под мостик,

Рыбок горстью ловил, сразу штук по семи.

Ангелята спросили: – За хвостик? «За хвостик.»

Ангелята вздохнули: – хорошо быть детьми…»

Во всем и повсюду звучит веселый смех и юмор.

 

Отчего нам так сегодня все смешно?

Червячок ли влезет к Симе на ладонь,

Иль напротив у забора фыркнет конь,

Иль за выгоном заблеет вдруг овца, -

Все хохочем, все хохочем без конца…

 

Или из «песенок»:

 

Луч вбил в ставню через щелку

Золотистую иголку

И запрыгал на полу.

– Эй, проснись, лентяй-мальчишка…

Встали утки, встала мышка.

Кошка моется в углу.

Спит! Храпуша… Нос распухнет…

Самовар ворчит на кухне,

Ждет парное молоко…

Встань – вставай… Вода в кадушке

Холодней брюшка лягушки, –

Брызни горсточкой в глаза.

День сияет, сад сверкает,

Перед дверью Жучка лает –

Ну, вставай же егоза!»

 

Очень хороши в отделе «Зверюшки» тихие жалобы зверей:

 

Слоник – слоник, настоящий слон живой,

Отчего ты все качаешь головой?

– Оттого что, потому-то, потому –

Все я думаю, дружок, и не пойму…

– Не пойму, что человек, такой малыш…

Посадил меня в клетушку словно мышь…

 

Или:

 

Я угрюмый крокодил

Я живу в зверинце.

У меня от сквозняка

Ревматизм в мизинце.

 

И так много, много чудесных стихов, и никак не удержаться, чтобы их не цитировать.

Описания природы действуют по своему убаюкивающее:

 

За селом на полной воле

Веет ветер-самолет.

Там картофельное поле

Все лиловеньким цветет.

А за полем, где рябинки

Вечно с ветром не в ладу,

Сквозь дубняк бежит тропинка

Вниз к студеному пруду.

Дружно выплыли утята.

Впереди тостуха-мать,

Облака плывут куда-то,

Пахнет мятой. Благодать…

 

Становится тихо, тихо на душе. Воскресают воспоминания родных полей, прежних милых деревень и усадеб.

От всей книги веет чисто русским духом природы. Этому способствую и деревенские рисунки Григорьева характерных мужицких силуэтов, сборов, сенокоса.

«Детский Остров» среди тяжелой действительности вливает бодрость и надежду.

Остается лишь пожалеть, что очень высокая цена этой книги делает ее привилегией имущих.

А. Даманская [111]

Волшебный остров

 

Так много в мире зла, и так много о нем говорят. Так много несправедливостей, и люди забыли уже слова, какими рассказывают о ласке, о жалости нежной, о сострадании, о радости. Как будто так уже и надо: злоба вне, злоба в недрах души человеческой и в тусклой мгле, окрашенной цветом родной русской действительности, цветом крови – бродят люди, уныло, безнадежно, без огня в сердце, без красоты в теле, вершая свое повседневное, нужное дело.

И вдруг: солнце, смех, лазурь моря, и счастье.

И все забыли обо всем. Одно лишь настойчиво, упорно копошится в душе: если бы всем эта радость, если бы всем глазам, там в России, это солнце, эта музыка, и голубое небо! Если бы всех оставшихся там, за кругом жизни, перенести на этот Волшебный остров.

«Детским островом» назвал его Саша Черный, большой поэт с душой ребенка и написал о нем книгу стихов, книгу очарований…

 

Связал в букет он, как цветы

Все стихи при свете свечки.

 

Ангелята а раю грустно вздыхающие: «хорошо быть детьми».

Еще бы! Их так любит Саша Черный!

 

«Ах, сколько на свете детей. Как звезд на небесном челе».

 

И знаете вы, шалуны, озорники, пачкуны, грязнушки, лентяи, сластены, плаксы – какое у Саши Черного желание, заветное желание?

 

«Ах, когда б собрать всех вместе:

Верст на двести.

– Растянулся б хоровод…

Завертеться б, закружиться,

Всем остановиться.

Отдышаться всем на миг

– И поднять веселый крик!

 

Чего-чего только не рассказывал Саша Черный про жителей своего Волшебного острова. Проказничают и веселее всякой комедии в театре.

Плачут, и все отдаешь – только бы плакать перестали.

Смеются, и никакому оркестру, никаким певцам и певицам этой музыки не перещеголять. Чтобы ни натворили, все у них выходит хорошо.

Кукле голову, лошадке нос оторвали, штаны изодрали, – все у туземцев этого «Детского острова» – все восхитительно, все – песня.

И кому придет в голову усомниться хотя бы на миг в том, что рассказывает «играя звонким словом» – этот поэт, великий Детовед?

Можете важничать теперь, ходить на голове, ногами в воздухе, все вы, неугомонны, полунощники, приставалки, всем мешалки, ревуны, драчуны, – верный, надежный рыцарь оказался у вас. Поэт «беззаботный и беспечный…»

Саша Черный, за ним вам, как за каменной стеной. – Хорошо тем, кого любит Саша Черный.

Хорошо быть детьми! – Какая радость, какая ласка наболевшим, усталым, озлобленным, натерпевшимся сердцем уйти за Сашей Черным – на «Детский остров».

Пустите нас!

- в. [112]


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.068 с.