Торжественная хоровая мелика: Пиндар, Вакхилид — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Торжественная хоровая мелика: Пиндар, Вакхилид

2022-10-28 28
Торжественная хоровая мелика: Пиндар, Вакхилид 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Самым знаменитым автором хоровых песен в античности был Пиндар (518—442 гг. до н. э.). Он писал гимны, пеаны, эпиникии, дифирамбы, энкомии, френы и т. д. Всего им было создано около четырех тысяч песен, из которых до наших дней дошло только сорок пять эпиникиев. Во времена Пиндара было четыре общегреческих спортивных состязания: Олимпийские, Пифийские, Немейские и Истмийские. Олимпиады проходили в честь Зевса в городе Олимпе в Элиде, Пифийские игры — в честь Аполлона в Дельфах, Немейские — в честь Зевса в городе Немее и Истмийские — в честь Посейдона на Коринфском перешейке, называемом Истмом. По мнению греков, их победители выигрывали не только потому, что у них были самые быстрые ноги, самые крепкие руки или самые резвые кони, но и потому, что им помогали боги. Победителя торжественно встречали в родном городе, одаряли и всю жизнь почитали как избранника бога. Во время встречи в его честь хоры пели песни (оды), которые по заказу сочиняли поэты.

Сохранившиеся песни Пиндара посвящены победителям всех четырех состязаний, поэтому они сгруппированы в четыре книги по названиям соревнований: первая — Олимпийские оды, вторая — Пифийские, третья — Немейские и четвертая — Истмийские.

Автор античной песни был и поэт, и композитор: он сочинял не только слова, но и музыку.

Воспевая победителя, одаренного милостью богов, поэт изображает его как единое целое физических и духовных качеств. Красивое, атлетичное тело героев его од слито с благородной душой. Поэт верит в гармоничные отношения между индивидами, между отдельной личностью и обществом, между человеком и божеством. Смертные должны мудро осознавать свое место в мире:

Есть племя людей,

Есть племя богов,

Дыхание в нас — от единой матери,

Но сила нам отпущена разная:

Человек — ничто,

А медное небо — незыблемая обитель

Во веки веков.

Но нечто есть

Возносящее и нас до небожителей, —

Будь то мощный дух,

Будь то сила естества, —

Хоть и неведомо нам, до какой межи

Начертан путь наш дневной и ночной

Роком.

Провозглашая мировую гармонию, Пиндар прославляет идеал калокагатии, ставший в V в. до н. э. основой греческой культуры.

У Пиндара можно найти и больше связей с идеями философов. Во II олимпийской оде поэт впервые в греческой литературе подчеркивает мысль, что непорядочных людей после смерти ждет наказание, а души добрых и честных людей живут на залитых солнцем полях блаженных. Идея метемпсихоза (переселения душ) в лирике Пиндара появилась, видимо, под влиянием философии пифагореизма.

Большинство сохранившихся од Пиндара написано симметрическими триадами, складывающимися из строфы, антистрофы и эпода, а общая схема всей оды также имеет три части: сначала прославляется победитель состязаний, его город, затем следуют рассуждения более общего характера, переплетенные с мифами, и в конце поэт опять возврашается к воспеваемой личности. Пиндар не анализирует и не описывает, он рисует крупными мазками, и образам его лирики, основанным на ассоциациях, становится тесно: поскольку поэт часто пропускает союзы, звучные фразы как бы обрушиваются друг на друга. Его язык красноречив, а метафоры и сравнения — смелы: дожди — дети облаков, Этна — лоб плодородной земли, Асклепий — плотник и т. д.

2. Вакхилида (505—450 гг. до н. э.) часто считали тенью Пиндара. До нас дошли только крупицы его наследия. Структура эпиникиев этого поэта похожа на пиндаровскую, но он не был безликим эпигоном. Он отличался от Пиндара стремлением к украшениям, талантом рассказчика. Иногда Вакхилид старался избавиться от строгого следования образцам, заменяя мифологический рассказ историческим: например, в эпиникий, посвященный правителю Сиракуз Гиерону, он вплетает рассказ о Крезе. Кроме эпиникиев, поэт сочинял пеаны, гимны, парфении, энкомии, танцевальные песни, дифирамбы. Один из них написан как разговор Тесея с народом. Такое сочинение уже не чистый дифирамб, это драматическое произведение. На его примере можно предполагать, как развивалась греческая драма. Этот жанр стремительно вошел в греческую культуру, и оттесненная им хоровая лирика постепенно исчезла.

Родился на острове Кеос, поблизости от Аттики. Его дядя, известный поэт Симонид, вероятно, научил его правилам составления хоровых песен и помогал получать заказы. В. писал для представителей могущественных фессалийских родов, для Александра I царя Македонии, для Гиерона I, тирана Сиракуз, для жителей Эгины, Афин и родного Кеоса. Быть может, он совершил несколько путешествий. Наиболее вероятно путешествие на Сицилию ко двору Гиерона. За получение заказов В. соперничал с Пиндаром. Оба создавали песни в честь членов одних родов, а трижды прославляли в одах одну и ту же победу на играх. В конце жизни В., приговоренный к изгнанию, перебрался на Пелопоннес. Последняя из известных нам его песен датируется 452 г. В. работал во многих жанрах хоровой лирики, но сохранившиеся под его именем эпиграммы не являются подлинными. В эллинистический период творчество В. было разделено на 9 книг в соответствии с жанрами: I. Гимны (фр. II. Пеаны (фр.) III. Дифирамбы (сохранились 6 из них, некоторые сильно попорченные) IV. Просодии (песни для процессий фр.) V. Парфении (песни для хоров девушек) VI. Гипорхематы (танцевальные песни фр.)

Волны грудью синей рассекая,

 Море Критское триера {а} пробегала,

 А на ней к угрозам равнодушный

 Плыл Тесей, и светлые красою

 Семь юниц, семь юных ионийцев...

Лирическая триада Стесихора

Древнегреческий лирический поэт, представитель хоровой мелики. Был включен в канонический список Девяти лириков.

Сведений о происхождении и жизни Стесихора почти не сохранилось. По одним данным, Стесихор — уроженец г. Гимера в Сицилии, по другим — г. Матавр в Локриде. Суда сообщает, что Стесихор жил в период между 37-й и 56-й Олимпиадами, имел двух братьев, Мамертина и Гелионакта.

Сообщается, что когда агригентский тиран Фаларид стал угрожать независимости Гимеры, Стесихор предостерегал жителей города против планов тирана. К его предостережениям не прислушались; после того как Фаларид, наконец, занял Гимеру, Стесихор бежал в Катану, где прожил до конца жизни.

О происхождении поэта существует легенда, связанная со смертью Гесиода. По этой легенде, Гесиод, выиграв треножник на поэтических состязаниях в Халкиде, отправился к дельфийскому оракулу, где получил предупреждение: «смерть настигнет тебя в прекрасной роще Зевса Немейского». Гесиод посчитал, что оракул имел в виду Немейский лес на Коринфском перешейке, и возвратился в Локриду, где остановился у неких Амфифана и Ганиктора в г. Ойноэ (место, также посвященное Зевсу Немейскому). Там поэта заподозрили в соблазнении сестры Амфифана и Ганиктора и убили; легенда, таким образом, утверждает, что Стесихор был сыном Гесиода.

По традиции, первоначальным именем поэта было Тисий (Τισίας или Τεισίας), и только впоследствии, за его заслуги в хоровой мелике, он был назван Стесихором, то есть (в переводе с греческого буквально) «устроителем хоров».

Как у прочих поэтов из числа Девяти лириков, почти все работы Стесихора были утеряны, и его творчество представлено только в отрывках из поздних текстов. Самый большой фрагмент, который составляет основу корпуса сохранившихся текстов Стесихора, был найден в Лилле в 1960 г. Суда приписывает Стесихору 26 книг (больше, чем все остальные греческие лирики вместе взятые), в которых главное место занимали лиро-эпические поэмы (по содержанию примыкавшие к эпосу Гомера и кикликов; в них Стесихор даёт обработку старых сюжетов в новых формах и новой интерпретации).

Как эпический поэт, Стесихор имел в древности большое значение и влияние. Так, Антипатр Сидонский утверждал, что «в Стесихоре живет душа Гомера»; Псевдо-Лонгин называл Стесихора «самым гомерическим» из поэтов; Квинтилиан говорил, что Стесихор «поднял на свою лиру тяжесть эпического стиха»;. Квинтилиан также писал, что «если бы Стесихор под избытком таланта не переступал меры, его можно было бы считать достойным соперником Гомера».

К троянскому циклу Стесихора относятся: «Елена» (Ἑλένη), «Разрушение Илиона» (Ἰλίου Πέρσις), «Возвращения» (Νόστοι) и «Орестея» (Ὀρέστεια). К фиванскому циклу относятся «Эрифила» (Ἐριφύλη, название по имени жены участника похода Семи против Фив, Амфиарая), «Европея» (Εὐρωπεία). Из других эпических поэм известны «Охотники на вепря» (Συοθήραι, об охоте на калидонского вепря), «Герионеида» (Γηρυονηίς, о походе Геракла на дальний запад, откуда он увел Герионовы стада быков), «Скилла» (Σκύλλα, о Скилле, которую убил Геракл по возвращении от Гериона), «Кербер» (Κέρβερος, о подвиге Геракла с Кербером), «Кикн» (Κύκνος, о поединке Геракла с сыном Ареса Кикном, который был обращен в лебедя — κύκνος).

При обработке сюжетов, встречающихся в поэмах Гомера, Стесихор иногда дает новые версии, заимствуя материал отчасти из живых народных преданий, отчасти из утраченных литературных текстов. Так, миф об Оресте разработан Стесихором отлично от той версии, которая представлена в Одиссее: у Гомера Орест, убив мать, только исполняет долг мести, у Стесихора терзается мучениями совести как матереубийца (это представление вместе с мифом легло в основу нескольких пьес позднейших греческих трагиков).

Большую популярность во все времена имела легенда о знаменитой палинодии Стесихора (палинодия — отказ от своих слов, отречение). Стесихор опозорил Елену, отозвавшись о ней как об изменнице мужу и виновнице гибельной войны. В ту же ночь он ослеп. Он взмолился богам; тогда во сне ему явилась Елена и сказала, что ее братья Кастор и Поллукс за такие стихи наказали его слепотой. Стесихор написал палинодию, в которой утверждал, что Парис увез в Трою не Елену, но только ее призрак, наведенный ее отцом Зевсом. Настоящую же Елену боги перенесли в Египет, где она пребывала, верная Менелаю, до самого конца войны. Этот странный миф умилостивил Елену, и зрение поэту было возвращено.

Стесихор известен работами любовного содержания, которое заимствовал непосредственно из народных сказаний. К таким относятся «Ка́лика» (Κάλυκη), «Радина́» (Ῥαδινή). В первой рассказывается о том, как скромная целомудренная девушка, отвергнутая любимым, лишает себя жизни. Во второй Радина, которую страстно любит ее двоюродный брат, выдается против воли замуж за коринфского тирана; ее прежний возлюбленный вместе с ее родным братом приезжают в Коринф для свидания; тиран убивает обоих, однако, затем раскаивается и торжественно хоронит трупы убитых.

У Стесихора впервые встречается обработка народных песен о мифическом сицилийском пастухе Дафнисе (который изменяет нимфе ради царевны и за это наказывается слепотой); т. о. Стесихора некоторые считают основателем буколической поэзии.

Ритмическое строение песен Стесихора сложно (в сравнении, например, с хоровыми одами Алкмана). Стихи имеют большую длину, строфы — большой объём (преобладает трехчастное устройство, строфа-антистрофа-эпод). Из метров преобладает дактиль, анапест, эпитрит в соединении с дактилями (то есть логаэды).

Стесихор писал на ионическом диалекте с включением доризмов, которые придавали его поэзии характер особого лирического подъёма.

Кроме того, Стесихор ввел в лирику триаду (строфа, антистрофа, эпод), чем необычайно обогатил лирику и сделал ее весьма разнообразной, но сохраняющей единство своей структуры. Эта триада стала потом вообще принадлежностью торжественной лирики.

Энкомии Ивика

Уже в античности была окутана легендами жизнь поэта Ивика, происходившего из Регия в Южной Италии. Теперь очень известен ставший знаменитым благодаря Ф. Шиллеру рассказ о том, что Ивик был убит разбойниками, но этого никто не видел, кроме пролетавших журавлей. Умирающий поэт попросил журавлей отомстить злодеям. Через некоторое время убийцы сидели в театре, и над зрителями пролетела стая журавлей. Один из убийц толкнул другого: "Смотри, мстители за Ивика!" Оба весело рассмеялись, но у людей, знавших, что поэт был убит, такое поведение вызвало подозрение, и убийцы были наказаны. Достоверно известно, что Ивик написал семь книг. Сохранились только фрагменты. Они показывают, что поэт писал и на любовную тему, которая была не характерна для его предшественников.

Его разновидность лирики была определена бытием греческого полиса, государства-города с его развитой общественностью, и выражала чувства коллектива на общегосударственных празднествах в честь богов и героев. Родившись в г. Региуме (на юге Италии), И. подобно Анакреонту (см.) — странствующий поэт, отщепенец от своего класса. Подобно тому же Анакреонту он пристроился на о. Самосе при дворе тирана Поликрата, покровителя искусств. Изнеженное и развращенное на восточный манер придворное общество тирана повлияло на характер стиля его поэзии. От И. сохранилось лишь 40 стихов из 7 книг его лирики, но мы знаем, что, идя навстречу вкусу придворных кругов, он создал особый жанр хоровой лирики — энкомий — хвалебную любовную песнь в честь определенного лица. По преданию, поэт был убит недалеко от г. Коринфа, когда шел на общегреческий праздник ("Истмийские игры"), но убийцы "любимца муз" не остались безнаказанными: они выдали себя своей болтливостью. Эта легенда дала сюжет Шиллеру для его баллады "Ивиковы журавли", мастерски переведенной Жуковским.

Творчество Анакреонта

 


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.