Условия возникновения греческой лирики, основные формы — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Условия возникновения греческой лирики, основные формы

2022-10-28 70
Условия возникновения греческой лирики, основные формы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коллоквиум

Элегия 7 века до н. э.: происхождение, размер, тематика

1. Элегией в Малой Азии называлось причитание. Оно исполнялось в сопровождении малоазийского инструмента, фригийской флейты. Древнеионийская элегия между тем не имеет скорбного характера. Элегия – это лирическое стихтворение наставительного содержания, заключающее в себе побуждение и призывы к важному и серьёзному действию. Пелись элегии на пирах.

2. Создана в Ионии. Важнейший лирический жанр. Связана с фольклорными обрядовыми песнями. Споры, что означает слово 'элегия' и откуда оно появилась, как говорит Гораций, продолжались в течение всей античности до его времени. Теперь наиболее приемлемым ученые считают мнение, что некогда это слово означало "тростник" или дудочку, сделанную из стебля тростника. Греки этим термином определяли не содержание поэзии, а форму: все, что написано элегическим дистихом, называлось элегиями.

3. Стиховая форма. Образование элегического двустишия (элегического дистиха): регулярное чередование гекзаметра с пентаметром (пятимерником – на стыке полустиший обязательный словораздел).

4. В древней поэзии элегия проникнута оптимистическим, даже воинственным настроением. Военная, патриотическая лирика. В элегиях звучит новый, неизвестный эпосу мотив - ответственность каждого человека за своё поведение народе. Впервые в греческой литературе появляется тема гражданской морали.

Элегии Солона и Феогнида

1. Солон. Афинский Законодатель. Для него стихи были, прежде всего, средством воздействия на граждан. У него преобладают политические и нравоучительные темы, но трактовка их не имеет безличного характера, как у Тиртея, певца спартанских порядков.

Славившийся мудростью Солон был знаменитым государственным деятелем Афин, который провел радикальные социальные реформы полиса и подготовил конституцию.

Солон славился мудростью и честностью. Богатые его почитали как состоятельного, а бедняки — как справедливого человека. Поэтому афиняне и обратились к нему с просьбой помочь полису, сотрясаемому социальными бурями. Однако ни мольбы соотечественников, ни советы друзей, ни благоприятное пророчество дельфийского оракула не убедили Солона принять на себя власть тирана. Он отказывался, потому что тирания — прекрасное местечко, но выхода оттуда — нет. Мудрец согласился только написать законы.

Подготовленные Солоном законы уничтожили рабство за долги, реформировали календарь, суды, должности, охраняли афинскую экономику, ограничивая возможности импорта и экспорта некоторых товаров, систематизировали обычное право и определили множество других вещей. По законам Солона могли быть привлечены к суду тунеядцы и лентяи, было запрещено дурно говорить об умерших, ругаться в храмах и государственных учреждениях и т. д.

К сожалению, от наследия Солона сохранилось только около трехсот строчек, цитируемых другими авторами. Будучи типичным греческим мудрецом, поэт верит в гармонию мира и стремится к ней. Он уверяет, что не имеющее законов государство хаотично, а принявшее конституцию — упорядочено и гармонично:

Благозаконье же всюду являет порядок и стройность,

В силах оно наложить цепь на неправых людей...

Солон в практической деятельности стремился к умеренности. Его любимое выражение, ставшее его девизом, гласило: "Ничего слишком!"

Солон — автор элегий, носивших в основном пропагандистский характер, в которых он разъяснял согражданам суть и задачи проводимой им политики. Особую известность получила его элегия «Саламин», созданная в связи со следующими обстоятельствами. Афины долгое время вели бесплодную войну с Мегарой с целью отвоевать захваченный у них остров Саламин, но попытки его вернуть всякий раз кончались неудачами, вели к жертвам. В конце концов был принят закон, запрещавший под страхом смертной казни вести агитацию за возвращение Саламина. Тогда Солон, с этим не согласный, переодевшись стариком, явился на главную площадь Афин и, собрав вокруг себя толпу, стал декламировать элегию «Саламин». В ней он упрекал сограждан в трусости, пассивности, антипатриотизме, в том, что они покрыли себя позором, смирившись с тем, что часть их земли отнята врагами. Завершалась элегия призывом:

«На Саламин мы пойдем, / сразимся за остров желанный. / Прежний же стыд и позор / с плеч своих снимем долой!»

Рассказывают, что элегия произвела столь сильное впечатление, что вскоре была снаряжена экспедиция, и остров был возвращен.

2. Феогнид. 6 век. Феогнид из Меагр. Под его именем сохранился небольшой сборник элегических стихотворений, предназначенных для исполнения на пирах (около 1400 стихотворений). Поэт-аристократ, изгнанный революцией из родного города и скитавшийся по различным частям Греции. Цельнаставлений Феогнида – укрепление аристократической солидарности.

В стихах Феогнида есть призыв к скромности и благоразумию (благоразумие – дар богов, так что счастлив тот, кто обладает этим даром), призыв к почитанию богов, советы избегать общества дурных людей, разумно выбирать друзей, не доверять людям, даже родственникам, хранить дружбу, помогать в беде и сохранять старые порядки.

 Особенностью Феогнида является его необычайно страстный и в то же время мрачный аристократический образ мыслей. Это – проповедник насилия и жестокости, даже ненависти ко всем этим «грузчикам» и «корабельной черни». Он хочет «крепкой пятой придавить неразумную чернь, пригнуть ее под ярмо». Но и к «благородным» он относится не лучше, «благородные» погрязли в жадности и денежном фетишизме. Феогнид осуждает браки аристократов с «низшими» людьми ради денег, считает, что рабство существует от природы.

В Феогниде бурлят ярость и злоба, отчаяние, месть и наслаждение от мести, презрение к рабу за бесчестие и предательство, презрение к аристократам за их неблагородную страсть к деньгам, мрачное упоение злобой. Таким образом, в лирике Феогнида общественная идеология соединяется с глубоким личным волнением.

  Четкая антидемократическая идеология, неумолимая последовательность в политических выводах, продуманность и прочувствованность всех последствий гибели аристократии – все это присуще Феогниду.

Смело ногами топчи, стрекалом коли, не жалея

Тяжким ярмом придави эту пустую толпу!

Эолийская: Алкей и Сапфо

1. Монодическая лирика подразделяется на: 1) слово 2) музыку и 3) танец. Сапфо, Алкей и Анакреонт - три главных представителя монодической, индивидуализированной лирики.

Остров Лесбос, где главным образом развивалась эолийская лирика (лирика субъективная, в отличие от дорийской, религиозной), не представлял единого целого: враждовало много партий, и был ряд слабо связанных между собой общин. В связи с этим и лирика здесь монодическая а не хорическая. Эолийский мелос вырастает часто из непосредственной простоты чувства и сельской наивности мировоззрения, хотя заканчивается он колоссальным напряжением личных чувств, включая обрисовку даже физиологических состояний. Метрика здесь тоже проста. Строфа присутствует, но проста. Язык - местный, лесбосский.

 2. Алкей - уроженец острова Лесбоса. Происходивший из знатного рода Алкей (VII—VI вв. до н. э.) активно участвовал в политике, борясь против тирании. Борьба была долгой и шла с переменным успехом: после долгих усилий тирана удалось свергнуть, но Алкею казалось, что нужно бороться и против нового народного лидера Питтака. Поэт и его сторонники потерпели поражение и были вынуждены бежать с Лесбоса, на который вернулись только через несколько лет.

Алкей написал десять поэтических книг. Остались только фрагменты. В них мы находим строки гимнов богам, застольных песен, а также стихотворений на политические темы. Поэт создал строфу, позднее названную по его имени, в которой восходящий ритм, сталкивающийся с нисходящим.

  Борьба составляет основное содержание поэзии Алкея. Во всех произведениях Алкея государство фигурировало как корабль, раздираемый морем. Он был борцом, и всегда отстаивал и утверждал свои политические идеи. Любил оружие и часто описывал его. В его произведениях оружие - это тема борьбы. Т.к., он считал, что песня должна пробудить дух у борцов. Эта песнь танцевальная, ритм песни - танцевальный. Ему не чужда и внешнеполитическая тематика, он защищает права эолийцев на захваченную ими около 700 г. Трою, ряд его стихотворений связан с «Ахилловой Землёй» и с мифами о героях Троянской войны. Политическими темами перемешиваются застольные. Традиционная для мужского содружества застольная песня становится для поэта средством выражения своих чувств и эмоций. Заключительный призыв: «Будем пить!», «Где вино, там и истина». Но он воспевает так же и любовь. Темы: защита интересов родовой знати, любовь, вино, оружие.

  Признаки творчества: элементарность чувства и мысли; сила эмоции сочетается с прямотой и ясностью выражения; величие, сжатость и благозвучие; музыкальность стихов и многообразие стихотворных размеров. Алкей: хорей + дактиль (алкеевская строка). Алкей-мыслитель.

Пойми, кто может, буйную дурь ветров!

Валы катятся — этот отсюда, тот

Оттуда... В их мятежной свалке

Носимся мы с кораблем смоленым,

Едва противясь натиску злобных волн.

Уж захлестнула палубу сплошь вода; 

Уже просвечивает парус,

Весь продырявлен. Ослабли скрепы.

3. Сапфо - уроженка Лесбоса, создательница любовной лирики, современница Алкея. Она принадлежала к знатному аристократическому роду, в период развернувшейся на острове борьбы между демократами и аристократами находилась в изгнании, потом вернулась в родной город Митилена. Сафо руководила кружком девушек, поклонявшихся богине любви Афродите. Вокруг этого женского содружества возникло немало домыслов; отсюда и понятие «лесбийская любовь». В существовании такого общества не было ничего нового; люди в Греции вообще часто входили в разного рода кружки, где занимались поэзией, красноречием, философией, спортом и т. д. Сафо обучала митиленских девушек трудному искусству быть женщиной, готовила их к семейной жизни. Девушкам прививали любовь к музыке, танцам, поэзии. Сафо хотела, чтобы мир прекрасного облагородил их молодые души.

Она умела изображать бурные моменты страсти (пылкость, ревность). Она умеет передать внутреннее состояние человека и внутреннее состояние влюблённой женщины. В основном она писала про неразделённую любовь. На Лесбосе она создала школу для девушек, учиться в которую приезжали девушки со всей Греции. Это был первый женский пансион, в нём обучали литературе, пению и танцам. Целая серия произведений Сапфо посвящена выпускницам её школы. Сапфо слагает свадебные песни - эпиталамы в обычной фольклорной манере. Иногда в песни подобного рода вторгается миф, о чем свидетельствует фрагмент, в котором описывается свадьба Гектора и Андромахи. Миф позволял сопоставить события реальной, земной действительности с аналогичными событиями жизни богов и героев, миф утверждал смысл и значимость происходящего ныне в среде людей, позволяя возвеличивать конкретное событие. Сапфо вкладывала личное содержание в традиционные формы. Так же присутствует дидактический элемент. По ритмико-мелодическому типу поэзия Сапфо близка к алкеевой и тоже отличается большим разнообразием. Тематики поэзи: женские культы с их празднествами; свадьбы; соперничество, ревность разлука; любовь.

О явись опять — по молитве тайной

Вызволить из новой напасти сердце!

Стань, вооружась, в ратоборстве нежном

Мне на подмогу!

Главные жанры поэзии Сафо — гимны, свадебные песни (эпиталамии), обрядовые песнопения. В ее стихах — мир женских переживаний, много света, солнца. Широко известен ее гимн «К Афродите», вдохновенное прославление той, кто посылает людям любовь. Для Сафо любовь не только физическое влечение, радость, но и страдание, порой близкое к болезни:

«По мне — тот не смертный, а бог безмятежный, / Кто может спокойно сидеть пред тобой / И слушать твой голос пленительно нежный / И смех восхитительный твой».

Любовное переживание у Сафо обычно перекликается с явлениями природы, с картинами ее потрясающей красоты, например с блеском моря, запахом цветов, сиянием луны. Сафо жила в особом мире, населенном богами, светозарными и радостными.

Древние называли Сафо «лесбосским соловьем», считали ее «равной богам». Солон, услышав одно из ее стихотворений, сказал, что не хочет умереть прежде, чем не выучит его наизусть. Платону приписывают такое стихотворение:

«Девять на свете есть муз, утверждают иные. / Вот и десятая к ним, — Лесбоса дочерь, Сапфо!»

Лирическая триада Стесихора

Древнегреческий лирический поэт, представитель хоровой мелики. Был включен в канонический список Девяти лириков.

Сведений о происхождении и жизни Стесихора почти не сохранилось. По одним данным, Стесихор — уроженец г. Гимера в Сицилии, по другим — г. Матавр в Локриде. Суда сообщает, что Стесихор жил в период между 37-й и 56-й Олимпиадами, имел двух братьев, Мамертина и Гелионакта.

Сообщается, что когда агригентский тиран Фаларид стал угрожать независимости Гимеры, Стесихор предостерегал жителей города против планов тирана. К его предостережениям не прислушались; после того как Фаларид, наконец, занял Гимеру, Стесихор бежал в Катану, где прожил до конца жизни.

О происхождении поэта существует легенда, связанная со смертью Гесиода. По этой легенде, Гесиод, выиграв треножник на поэтических состязаниях в Халкиде, отправился к дельфийскому оракулу, где получил предупреждение: «смерть настигнет тебя в прекрасной роще Зевса Немейского». Гесиод посчитал, что оракул имел в виду Немейский лес на Коринфском перешейке, и возвратился в Локриду, где остановился у неких Амфифана и Ганиктора в г. Ойноэ (место, также посвященное Зевсу Немейскому). Там поэта заподозрили в соблазнении сестры Амфифана и Ганиктора и убили; легенда, таким образом, утверждает, что Стесихор был сыном Гесиода.

По традиции, первоначальным именем поэта было Тисий (Τισίας или Τεισίας), и только впоследствии, за его заслуги в хоровой мелике, он был назван Стесихором, то есть (в переводе с греческого буквально) «устроителем хоров».

Как у прочих поэтов из числа Девяти лириков, почти все работы Стесихора были утеряны, и его творчество представлено только в отрывках из поздних текстов. Самый большой фрагмент, который составляет основу корпуса сохранившихся текстов Стесихора, был найден в Лилле в 1960 г. Суда приписывает Стесихору 26 книг (больше, чем все остальные греческие лирики вместе взятые), в которых главное место занимали лиро-эпические поэмы (по содержанию примыкавшие к эпосу Гомера и кикликов; в них Стесихор даёт обработку старых сюжетов в новых формах и новой интерпретации).

Как эпический поэт, Стесихор имел в древности большое значение и влияние. Так, Антипатр Сидонский утверждал, что «в Стесихоре живет душа Гомера»; Псевдо-Лонгин называл Стесихора «самым гомерическим» из поэтов; Квинтилиан говорил, что Стесихор «поднял на свою лиру тяжесть эпического стиха»;. Квинтилиан также писал, что «если бы Стесихор под избытком таланта не переступал меры, его можно было бы считать достойным соперником Гомера».

К троянскому циклу Стесихора относятся: «Елена» (Ἑλένη), «Разрушение Илиона» (Ἰλίου Πέρσις), «Возвращения» (Νόστοι) и «Орестея» (Ὀρέστεια). К фиванскому циклу относятся «Эрифила» (Ἐριφύλη, название по имени жены участника похода Семи против Фив, Амфиарая), «Европея» (Εὐρωπεία). Из других эпических поэм известны «Охотники на вепря» (Συοθήραι, об охоте на калидонского вепря), «Герионеида» (Γηρυονηίς, о походе Геракла на дальний запад, откуда он увел Герионовы стада быков), «Скилла» (Σκύλλα, о Скилле, которую убил Геракл по возвращении от Гериона), «Кербер» (Κέρβερος, о подвиге Геракла с Кербером), «Кикн» (Κύκνος, о поединке Геракла с сыном Ареса Кикном, который был обращен в лебедя — κύκνος).

При обработке сюжетов, встречающихся в поэмах Гомера, Стесихор иногда дает новые версии, заимствуя материал отчасти из живых народных преданий, отчасти из утраченных литературных текстов. Так, миф об Оресте разработан Стесихором отлично от той версии, которая представлена в Одиссее: у Гомера Орест, убив мать, только исполняет долг мести, у Стесихора терзается мучениями совести как матереубийца (это представление вместе с мифом легло в основу нескольких пьес позднейших греческих трагиков).

Большую популярность во все времена имела легенда о знаменитой палинодии Стесихора (палинодия — отказ от своих слов, отречение). Стесихор опозорил Елену, отозвавшись о ней как об изменнице мужу и виновнице гибельной войны. В ту же ночь он ослеп. Он взмолился богам; тогда во сне ему явилась Елена и сказала, что ее братья Кастор и Поллукс за такие стихи наказали его слепотой. Стесихор написал палинодию, в которой утверждал, что Парис увез в Трою не Елену, но только ее призрак, наведенный ее отцом Зевсом. Настоящую же Елену боги перенесли в Египет, где она пребывала, верная Менелаю, до самого конца войны. Этот странный миф умилостивил Елену, и зрение поэту было возвращено.

Стесихор известен работами любовного содержания, которое заимствовал непосредственно из народных сказаний. К таким относятся «Ка́лика» (Κάλυκη), «Радина́» (Ῥαδινή). В первой рассказывается о том, как скромная целомудренная девушка, отвергнутая любимым, лишает себя жизни. Во второй Радина, которую страстно любит ее двоюродный брат, выдается против воли замуж за коринфского тирана; ее прежний возлюбленный вместе с ее родным братом приезжают в Коринф для свидания; тиран убивает обоих, однако, затем раскаивается и торжественно хоронит трупы убитых.

У Стесихора впервые встречается обработка народных песен о мифическом сицилийском пастухе Дафнисе (который изменяет нимфе ради царевны и за это наказывается слепотой); т. о. Стесихора некоторые считают основателем буколической поэзии.

Ритмическое строение песен Стесихора сложно (в сравнении, например, с хоровыми одами Алкмана). Стихи имеют большую длину, строфы — большой объём (преобладает трехчастное устройство, строфа-антистрофа-эпод). Из метров преобладает дактиль, анапест, эпитрит в соединении с дактилями (то есть логаэды).

Стесихор писал на ионическом диалекте с включением доризмов, которые придавали его поэзии характер особого лирического подъёма.

Кроме того, Стесихор ввел в лирику триаду (строфа, антистрофа, эпод), чем необычайно обогатил лирику и сделал ее весьма разнообразной, но сохраняющей единство своей структуры. Эта триада стала потом вообще принадлежностью торжественной лирики.

Энкомии Ивика

Уже в античности была окутана легендами жизнь поэта Ивика, происходившего из Регия в Южной Италии. Теперь очень известен ставший знаменитым благодаря Ф. Шиллеру рассказ о том, что Ивик был убит разбойниками, но этого никто не видел, кроме пролетавших журавлей. Умирающий поэт попросил журавлей отомстить злодеям. Через некоторое время убийцы сидели в театре, и над зрителями пролетела стая журавлей. Один из убийц толкнул другого: "Смотри, мстители за Ивика!" Оба весело рассмеялись, но у людей, знавших, что поэт был убит, такое поведение вызвало подозрение, и убийцы были наказаны. Достоверно известно, что Ивик написал семь книг. Сохранились только фрагменты. Они показывают, что поэт писал и на любовную тему, которая была не характерна для его предшественников.

Его разновидность лирики была определена бытием греческого полиса, государства-города с его развитой общественностью, и выражала чувства коллектива на общегосударственных празднествах в честь богов и героев. Родившись в г. Региуме (на юге Италии), И. подобно Анакреонту (см.) — странствующий поэт, отщепенец от своего класса. Подобно тому же Анакреонту он пристроился на о. Самосе при дворе тирана Поликрата, покровителя искусств. Изнеженное и развращенное на восточный манер придворное общество тирана повлияло на характер стиля его поэзии. От И. сохранилось лишь 40 стихов из 7 книг его лирики, но мы знаем, что, идя навстречу вкусу придворных кругов, он создал особый жанр хоровой лирики — энкомий — хвалебную любовную песнь в честь определенного лица. По преданию, поэт был убит недалеко от г. Коринфа, когда шел на общегреческий праздник ("Истмийские игры"), но убийцы "любимца муз" не остались безнаказанными: они выдали себя своей болтливостью. Эта легенда дала сюжет Шиллеру для его баллады "Ивиковы журавли", мастерски переведенной Жуковским.

Творчество Анакреонта

 

Коллоквиум

Условия возникновения греческой лирики, основные формы

1. Существует закономерность в развитии греческой литературы; определенные исторические периоды отмечены господством определенных жанров. Древнейший период «гомеровская Греция», - время героического эпоса. Следующий этап — VII-VI вв. до н.э.время лирической поэзии. В эту эпоху общий характер литературы изменился, внимание переместилось с изображения широких полотен жизни, коллективного мироощущения на чувства, переживания отдельной личности. С чем же это связано? Шло дальнейшее разложение родовых отношений. Возвышалась знать, происходило имущественное расслоение общества, начался процесс становления различных классов и социальных групп. Возникли рабовладельческие государства, которые представляли собой небольшие укрепленные города, называвшиеся полисами. Отсюда и, такое слово, как «политика». Для граждан этих Государств-полисов было характерно особое «полисное» мироощущение. Если раньше грек осознавал себя частью гражданского общества, то теперь все больше — личностью, индивидуальностью, со своим внутренним миром, переживаниями. На смену поэзии эпической пришла поэзия лирическая. Слово «лирика» произошло от слова «лира», струнного музыкального инструмента. Игрой на нем, а также на другом аккомпанирующем инструменте, кифаре, сопровождалось исполнение стихотворных произведений — обычно небольшого объема.

2. Древнегреческую лирику делят на два вида:

декламационную лирику, уже отошедшую от музыки (ямб, элегия, эпиграмма, гнома);

мелическую лирику, которая пелась под звуки различных инструментов (сольная и хоровая).

· Ямб - дрвнейшая форма эллинской поэзии. Согласно преданию свое название ямб берет от имени Ямбы - служанки при дворе мифологического царя. Богиня Деметра, скорбящая об утрате дочери Персефоны, и будучи оскорблена безучастными к ее горю богами, под видом простой старушки пришла в гоород Элевсин, где поступила служить няней в дом царя Келея. Ямба смогла развеселить Деметру непристойной шуткой, и неутешная богиня впервые с похищения Персефоны улыбнулась. С той поры язвительные, насмешливые или непристойные стихи стали называть ямбами. Ямбическая поэзия издревле была связана с культом плодородия, богиней которого была Деметра. Согласно другому преданию, первым ямбическим поэтом был Архилох Паросский - самый ядовитый и насмешливый поэт древней Эллады. Ямбические стихотворения писались размером, который состоял из одного короткого и одного долгого слога (в русском языке ему соответствует стопа из безударного и ударного слогов). Ямбическая поэзия прочно cвязана земледельческой культовой поэзией. Она отличается обличительным характером и грубо личностным отношением к изображаемому.

·   Элегия. Жанр древней элегии определяется ее формой. Вне зависимости от содержания, элегия составлялась из так называемых "дистихов" (изобретенных или Каллином Эфесским, или Архилохом Паросским). Первая строка дистиха писалась дактилическим гексаметром - стихотворным размером эпической поэзии, вторая строка пятистопным стихом - пентаметром.  В древней поэзии элегия проникнута оптимистическим, даже воинственным настроением. Такой мы ее знаем по творчеству Каллина, Архилоха, Тиртея. Формой элегии часто пользовались философы VI-V вв. до Р.Х. (Ксенофан, Парменид, Эмпедокл), полагая ее наиболее удобной для доступного донесения своих мыслей. В элегиях (особенно у Солона, жившего в VII—VI вв. до н.э.) звучит новый, неизвестный эпосу мотив - ответственность каждого человека за своё поведение народе. Впервые в греческой литературе появляется тема гражданской морали, которая станет ведущей в трагедии. Еще одна тема, появляющаяся в элегиях,— это тема любви. В дошедших до нашего времени в oтpывках из элегий Мимнерма, поэта, жившего в Малой Азии в VII в. н. э., общественная тема не затронута. Его стихи, прославляющие радость любви, пронизаны трагическим ощущением быстротечности человеческой жизни, страхом перед надвигающейся старостью и смертью.

·   Эпиграмма произошла из элегии. В античной поэзии эпиграмма - это короткое лирическое стихотворение произвольного содержания, написанное элегическим дистихом. Постепенно в пределах жанра эпиграммы появились "вотивные" (посвятительные) эпиграммы -надписи на дарах богам в храмах. Из эпиграммы происходит эпитафия - надгробная надпись. Различают так же любовные, сатирические, застольные, дидактические, описательные эпиграммы античности.

· Гнома – это краткое стихотворное изречение поучительно-философского содержания. Гномы формулируют общепризнанные положения и близки к афоризмам. Гному также отличали краткость и точность. Мысль гномы касается основных вопросов человеческой жизни. Этот вид поэзии был весьма популярен у древних греков.

· Сольный (монодийный) мелос преимущественно развивался эолийских областях, в частности на острове Лесбос. На рубеже V-и VI вв. до н. э. там жили два поэта, имена которых прославились по всей Греции,— Алкей и Сапфо (Сафо). Поэзия Алкея неотрывно от политической борьбы. Его стихи — это прежде всего политическая лирика. Но встречаются у него и картины природы, прославление радостей жизни. Современницу Алкея Сапфо философ Платон назвал десятой музой. В её стихах не слышно откликов бурных событий эпохи. Её поэзия ограничена миром личных чувств, а основная тема ее стихов — любовь.

· Хоровая мелика ведет свое происхождение от культовой поэзии, от гимнов в честь богов — покровителей племени или города. Существовало много видов хоровой мелики:

 - Пеан - Название этой торжественной песни происходит от прозвища бога Аполлона-Пеана ("помощник в беде"). Традиция приписывала изобретение пеана критскому поэту Фалету (VII в. до Р.Х.). Чаще всего пеан исполнялся мужским голосом, но иногда и женским хором в сопровождении кифары или лиры. Пеаны исполнялись перед битвой, в ознаменование победы, на праздниках.

 - Дифирамб. Этот жанр античной лирики; возник, по-видимому, как хоровая песнь, гимн в честь бога виноделия Диониса, или Вакха (позднее исполнялся также других богов и героев). Дифирамб сопровождался оргиастическим (исступлённым) танцем; имел зачатки диалога (между запевалой и хором), способствовал возникновению греческой драмы. Пелся при алтаре Диониса во время праздников. В классическую эпоху хор дифирамба состоял из 50 человек. Создателем дифирамба считается лесбосский поэт Арион. Расцвет дифирамба - 6-5 вв. до н. э.: поэзия Симонида Кеосского, Пиндара, Вакхилида (ему принадлежит единственный дошедший до нас образец дифирамба - "Тесей").

 - Просодий - хоровая песня во время процессий. Из нее впоследствии развился парод трагедии (торжественная песнь хора при первом выходе на орхестру). Автором первых просодиев был фиванский поэт Клон.

 - Ном (номос). Применительно к музыке и поэзии "ном" - это музыкальное произведение строгой формы. Первоначально ном был чисто музыкальным произведением, лишенным вокального компонента. Видоизменил его, соединив музыку с поэзией, поэт Терпандр.

 - Парфений - "девичья" песнь для культовых состязаний девичьих хоров. Создателем парфения считается Алкман. Жанр парфения был распространен в дорийских и эолийских полисах (у ионян девушки воспитывались с усиленной строгостью).

- Гипорхема и пиррихий - плясовые песни, первая - в честь Аполлона, вторая была посвящена Аресу. Создателем пиррихия и гипорхемы греки считали критского поэта Фалета.

 - Энкомий. Создание особого типа похвальной оды - "энкомии" приписывается Ивику.

 - Эпиникий - хоровые песнопения по случаю победы, сочинявшиеся по заказу частных лиц. По-видимому, развитию эпиникия способствовал Симонид. Наиболее яркие образцы этого жанра принадлежат Пиндару.

 - Эмбатерий - маршевая песня, писавшаяся анапестами. Анапест - трехсложный размер, стопа которого состоит из двух кратких и одного долгого слога (в русском языке - два безударных и ударный). Впоследствии с песней, подобной эмбатерию, на орхестру греческого театра выходил хор в комедии.

 - Гименей, эпиталама - свадебные песни.

- Сколий - застольная песнь. Греки считали сколии изобретением Терпандра, хотя, видимо, ошибались.

- Френ  - похоронная заплачка. Литературно оформился в творчестве Симонида Кеосского.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.