Ямб: Архилох, Симонид Аморгсий, Гиппонакт — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Ямб: Архилох, Симонид Аморгсий, Гиппонакт

2022-10-28 21
Ямб: Архилох, Симонид Аморгсий, Гиппонакт 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Среди величайших греческих поэтов, пожалуй, выделяется Архилох (7 век), которого греки ставили в один ряд с Гомером и Эсхилом. Он родился на острове Парос, что в Эгейском море. Остров представлял собой огромную мраморную глыбу, омываемую волнами, поросшую скудной растительностью. Архилох был сыном аристократа и рабыни, и клеймо низкого происхождения его тяготило. Он считался гражданином, но, как полураб, был лишен права наследовать имущество отца. Архилох прожил жизнь бурную» драматическую, был солдатом, наемником, «слугой Ареса». Говорил, что копьем замешен его хлеб, что копьем добыто его вино и что он пьет, опершись на копье. Он был первым греческим поэтом, в стихах которого любовное чувство окрашено горечью. Архилох был влюблен в девушку Необулу, однако отец невесты, старик Ликамб, отказал Архилоху, сватавшемуся к дочери, что больно уязвило поэта. Он отозвался стихами, в которых зло высмеял отца невесты:

«Что в голову забрал ты, батюшка Ликамб? / Кто разума лишил тебя? / Умен ты был когда-то. Нынче ж в городе / Ты служишь всем посмешищем».

Согласно легенде, не выдержав насмешек, Ликамб повесился. Что касается Необулы, то, еще недавно восхищаясь ею, гибким станом, «миррой пахнущими волосами», отвергнутый Архилох готов представить девушку увядшей и постаревшей:

«Нежной кожей ты не цветешь уже: / Вся она в морщинах. / И злая старость борозды проводит».

Но при всей своей неприязни он не может скрыть тоски и любви:

«Если бы все же Необулы мог коснуться рукой».

Другая тема Архилоха, поэта, соединившего лиру с ремеслом воина-наемника, — тема стойкости, мужества. Его жизненное кредо выражено такими строками:

«Сердце, сердце! Грозным строем / стали беды пред тобой. <...> Ободрись и встреть их грудью / и ударим на врагов. /, Пусть везде кругом засады — /твердо стой, не трепещи! / Победишь — своей победы / напоказ не выставляй. / Победят — не огорчайся, / запершись в дому, не плачь! / В меру радуйся удаче, / в меру в бедствиях горюй; / Смену волн познай, что в жизни / человеческой царит».

 Архилох является основоположником литературного ямба, сохраняющего язвительность и грубую откровенность фольклорной обличительной песни. К своим противникам, личным и политическим, Архилох беспощаден; его оружие – сатирическая басня, личная издёвка, проклятия. Басня «Лисица и обезьяна» Направлена против «выскочек» незнатного происхождения, мнящих себя аристократами.

От него сохранились только обрывки, но даже они дают представление о яркой индивидуальности. В ямбах Архилоха мы находим мораль, лишенную всякой скуки, ясное, спокойное доверие потоку жизни, начиная от Ареса, бога войны, и заканчивая музами, богинями искусства, начиная с юмора по поводу собственной измены и кончая грозным проклятием другу-изменнику. Архилох— воин, любитель вина, женолюб и женоненавистник, поэт, «гуляка праздный», морально неустойчивый и страстный жизнелюбец, даже философ, напоминающий о быстротечности жизни, но и утешающий нас учением о ее вечном возвращении.

2. К Архилоху примыкает его младший современник Симонид из Аморга, сын Кринета, написавший 2 книги элегий и 2 книги ямбов. Будучи уроженцем Самоса, он вывел колонию в Аморг; это все, что мы знаем о его жизни. От его ямбов остались отрывки, из которых два длиннее других, в 24 и 118 стихов.

Последний содержит общее изображение мелких характеров, причем разные дурные качества женщин производятся от характеристических особенностей разных зверей, от которых якобы произошли женщины. Ямбы Симонида вообще содержат более общие взгляды на жизнь, нападки на целые классы людей, а не на отдельные личности, как стихи Архилоха.

"Различно женщин нрав сложил вначале Зевс" - сатирическое стихотворение,объясняющее характеры и привычки женщин их происхождением от разных животных.

Неопрятных и грязных женщин Зевс слепил из свиньи

Сметливых и хитрых,с частыми перепадами настроения-из лисы

Любопытных и сварливых - из собаки

Ленивых и глупых - из комьев земляных

Переменчивых - из волны морской

Ленивых,бссовестных,изменяющих мужам - из осла

Похотливых - из ласки

Красивых,избалованных и бесполезных - из "пышного коня"

Уродливых,неуклюжих и пакостлвых - из обезьяны (худшая участь для мужа)

Покладистых,трудолюбивых,плодородных - из пчелы (лучшая участь для мужа)

3. Ямбами писал также Гиппонакт (VI в. до н. э.). Тон его стихотворений грубоват, а язык часто вульгарен. В творчестве Гиппонакта впервые в европейской поэзии мы встречаем нищего бродягу как лирического героя. Поэт изобрел хорошо соответствующий содержанию его поэзии размер — "хромой ямб", в котором шестой ямб триметра он заменил на хорей. Тогда довольно подвижная строка со сменой кратких и долгих слогов надломилась и стала как бы спотыкаться в конце, на стыке двух долгих слогов. Вот как Гиппонакт насмехается над каким-то своим знакомцем:

Привольно жил когда-то он, тучнел в неге,

Из тонких рыб ел разносолы день целый;

Как евнух откормился, как каплун жирный,

Да все наследство и проел. Гляди, нынче

В каменоломне камни тешет, жрет смоквы

Да корку черную жует он — корм рабий.

 Кроме ямбических стихотворений, Гиппонакт писал пародии; многие считают его изобретателем этого рода поэзии.

Эолийская: Алкей и Сапфо

1. Монодическая лирика подразделяется на: 1) слово 2) музыку и 3) танец. Сапфо, Алкей и Анакреонт - три главных представителя монодической, индивидуализированной лирики.

Остров Лесбос, где главным образом развивалась эолийская лирика (лирика субъективная, в отличие от дорийской, религиозной), не представлял единого целого: враждовало много партий, и был ряд слабо связанных между собой общин. В связи с этим и лирика здесь монодическая а не хорическая. Эолийский мелос вырастает часто из непосредственной простоты чувства и сельской наивности мировоззрения, хотя заканчивается он колоссальным напряжением личных чувств, включая обрисовку даже физиологических состояний. Метрика здесь тоже проста. Строфа присутствует, но проста. Язык - местный, лесбосский.

 2. Алкей - уроженец острова Лесбоса. Происходивший из знатного рода Алкей (VII—VI вв. до н. э.) активно участвовал в политике, борясь против тирании. Борьба была долгой и шла с переменным успехом: после долгих усилий тирана удалось свергнуть, но Алкею казалось, что нужно бороться и против нового народного лидера Питтака. Поэт и его сторонники потерпели поражение и были вынуждены бежать с Лесбоса, на который вернулись только через несколько лет.

Алкей написал десять поэтических книг. Остались только фрагменты. В них мы находим строки гимнов богам, застольных песен, а также стихотворений на политические темы. Поэт создал строфу, позднее названную по его имени, в которой восходящий ритм, сталкивающийся с нисходящим.

  Борьба составляет основное содержание поэзии Алкея. Во всех произведениях Алкея государство фигурировало как корабль, раздираемый морем. Он был борцом, и всегда отстаивал и утверждал свои политические идеи. Любил оружие и часто описывал его. В его произведениях оружие - это тема борьбы. Т.к., он считал, что песня должна пробудить дух у борцов. Эта песнь танцевальная, ритм песни - танцевальный. Ему не чужда и внешнеполитическая тематика, он защищает права эолийцев на захваченную ими около 700 г. Трою, ряд его стихотворений связан с «Ахилловой Землёй» и с мифами о героях Троянской войны. Политическими темами перемешиваются застольные. Традиционная для мужского содружества застольная песня становится для поэта средством выражения своих чувств и эмоций. Заключительный призыв: «Будем пить!», «Где вино, там и истина». Но он воспевает так же и любовь. Темы: защита интересов родовой знати, любовь, вино, оружие.

  Признаки творчества: элементарность чувства и мысли; сила эмоции сочетается с прямотой и ясностью выражения; величие, сжатость и благозвучие; музыкальность стихов и многообразие стихотворных размеров. Алкей: хорей + дактиль (алкеевская строка). Алкей-мыслитель.

Пойми, кто может, буйную дурь ветров!

Валы катятся — этот отсюда, тот

Оттуда... В их мятежной свалке

Носимся мы с кораблем смоленым,

Едва противясь натиску злобных волн.

Уж захлестнула палубу сплошь вода; 

Уже просвечивает парус,

Весь продырявлен. Ослабли скрепы.

3. Сапфо - уроженка Лесбоса, создательница любовной лирики, современница Алкея. Она принадлежала к знатному аристократическому роду, в период развернувшейся на острове борьбы между демократами и аристократами находилась в изгнании, потом вернулась в родной город Митилена. Сафо руководила кружком девушек, поклонявшихся богине любви Афродите. Вокруг этого женского содружества возникло немало домыслов; отсюда и понятие «лесбийская любовь». В существовании такого общества не было ничего нового; люди в Греции вообще часто входили в разного рода кружки, где занимались поэзией, красноречием, философией, спортом и т. д. Сафо обучала митиленских девушек трудному искусству быть женщиной, готовила их к семейной жизни. Девушкам прививали любовь к музыке, танцам, поэзии. Сафо хотела, чтобы мир прекрасного облагородил их молодые души.

Она умела изображать бурные моменты страсти (пылкость, ревность). Она умеет передать внутреннее состояние человека и внутреннее состояние влюблённой женщины. В основном она писала про неразделённую любовь. На Лесбосе она создала школу для девушек, учиться в которую приезжали девушки со всей Греции. Это был первый женский пансион, в нём обучали литературе, пению и танцам. Целая серия произведений Сапфо посвящена выпускницам её школы. Сапфо слагает свадебные песни - эпиталамы в обычной фольклорной манере. Иногда в песни подобного рода вторгается миф, о чем свидетельствует фрагмент, в котором описывается свадьба Гектора и Андромахи. Миф позволял сопоставить события реальной, земной действительности с аналогичными событиями жизни богов и героев, миф утверждал смысл и значимость происходящего ныне в среде людей, позволяя возвеличивать конкретное событие. Сапфо вкладывала личное содержание в традиционные формы. Так же присутствует дидактический элемент. По ритмико-мелодическому типу поэзия Сапфо близка к алкеевой и тоже отличается большим разнообразием. Тематики поэзи: женские культы с их празднествами; свадьбы; соперничество, ревность разлука; любовь.

О явись опять — по молитве тайной

Вызволить из новой напасти сердце!

Стань, вооружась, в ратоборстве нежном

Мне на подмогу!

Главные жанры поэзии Сафо — гимны, свадебные песни (эпиталамии), обрядовые песнопения. В ее стихах — мир женских переживаний, много света, солнца. Широко известен ее гимн «К Афродите», вдохновенное прославление той, кто посылает людям любовь. Для Сафо любовь не только физическое влечение, радость, но и страдание, порой близкое к болезни:

«По мне — тот не смертный, а бог безмятежный, / Кто может спокойно сидеть пред тобой / И слушать твой голос пленительно нежный / И смех восхитительный твой».

Любовное переживание у Сафо обычно перекликается с явлениями природы, с картинами ее потрясающей красоты, например с блеском моря, запахом цветов, сиянием луны. Сафо жила в особом мире, населенном богами, светозарными и радостными.

Древние называли Сафо «лесбосским соловьем», считали ее «равной богам». Солон, услышав одно из ее стихотворений, сказал, что не хочет умереть прежде, чем не выучит его наизусть. Платону приписывают такое стихотворение:

«Девять на свете есть муз, утверждают иные. / Вот и десятая к ним, — Лесбоса дочерь, Сапфо!»


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.