Выгоды, полученные орденом Госпиталя из дела Храма — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Выгоды, полученные орденом Госпиталя из дела Храма

2022-10-28 33
Выгоды, полученные орденом Госпиталя из дела Храма 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Сразу же после падения Акры орден Госпиталя пережил тяжелый конституциональный кризис, вызванный авторитаризмом магистра Эда де Пена (1293–1295): монастырь ордена попытался ввести коллегиальное управление, поставив рядом с магистром группу из семи diffinitores, одного на каждый язык. Это не имело последствий, а Эд де Пен умер по дороге в Рим, куда отправился, чтобы оправдаться перед папой. Магистром был избран Гильом де Вилларе, один из его противников на Западе. Приор Сен‑Жиля от имени ордена и регент Конта‑Венессен, принадлежащего папе, он сделал всю карьеру на Западе и имел мало желания отправляться на Кипр. Он созвал генеральный капитул ордена в Авиньоне, а затем в Марселе. Монастырь восстал и пригрозил начать против него процедуру esgart des frères, то есть обвинения по суду орденского капитула. Гильом покорился, прибыл на Кипр и в 1300 г. собрал там капитул. Свободу его действий не ограничили, но он должен был дать обязательство следовать обычаям ордена и соблюдать права монастыря[753]. Его преемник – его племянник Фульк – тоже навлек на себя гнев монастыря. Как мы увидим, завоевание Родоса стало для него средством смягчить (на время) этот конституциональный кризис.

Это завоевание (1306–1310) произошло, когда началось дело тамплиеров, по отношению к которому госпитальеры заняли осторожную позицию. У процесса тамплиеров, естественно, было свое продолжение на Кипре. Папская комиссия по королевству Кипр, учрежденная в мае‑июне 1311 г. для суда над орденом, в качестве свидетелей допросила приора тевтонцев и приора госпитальеров. Их показания в целом благоприятны для Храма, но слова приора госпитальеров, Симона де Сарезарииса, выглядят довольно двусмысленно: по поводу обвинений, вынесенных тамплиерам, ему особо нечего сказать (на Кипре он ничего такого не заметил), но он полагает эти обвинения обоснованными[754]. Его позиция в достаточной мере выявляет позицию его ордена и иерархии последнего: удовлетворение, осторожность, сдержанность. Госпиталь не расстроился из‑за того, что случилось с братьями‑врагами из Храма, но не хотел радоваться слишком откровенно. Фульк де Вилларе давно знал, что слияние орденов должно пойти во благо его ордену. Уже в начале процесса ордена Храма он знал, что папа хочет передать имущество последнего Госпиталю. Так что не стоило проявлять излишнее нетерпение, поскольку – и госпитальеры это тоже знали – то, что происходит с тамплиерами, вполне может произойти и с ними. В самом деле, хулители не щадили орден Госпиталя. Филипп Красивый открыто выражал желание, чтобы в ордене были проведены коренные реформы, и в конечном счете согласился на передачу тамплиерских имуществ Госпиталю только под влиянием Ангеррана де Мариньи, ставшего в 1310 г. его ближайшим советником, и при условии, что «апостолический престол исправит и реформирует сей орден госпитальеров и в голове, и в членах оного»[755]. Папа, в согласии с Вьеннским собором, принял конкретные меры в этом направлении: сокращение злоупотреблений и привилегий, следствие о доходах ордена. Но после смерти Климента V речь об этом больше не заходила; его преемник Иоанн XXII (1316–1334), напротив, открыто благоволил к госпитальерам.

Буллой «Ad providam» от 12 мая 1312 г. папа передал ордену Госпиталя имущества ордена Храма. Нужно было еще вступить во владение ими. Фульк де Вилларе 17 октября 1314 г. назначил генеральным визитером на Западе Альберта фон Шварцбурга и возложил эту миссию на него; 3 ноября 1314 г. последний был заменен одним из семи его заместителей, Леонардо де Тибертисом, приором Венеции, который до того действовал во Франции.

Проблем, вставших перед Тибертисом, оказалось много. Секвестрованные имущества повсюду были помещены на хранение, то есть поставлены под прямое управление в пользу монарха. Во Франции эти управители, получавшие жалованье, были набраны в основном из городских бюргеров. Например, в Сосе‑Осере командорством заведовали два агента; им платил управляющий имуществами Храма по бальяжу Санс и графству Осерскому Жан Менье, бюргер из Вильнёв‑ле‑Руа[756] Он в свою очередь отвечал перед двумя генеральными управляющими по землям языка «ойль» (еще один был по землям языка «ок»). В течение 1309 г. королевское правительство отказалось от прямого управления в пользу аренды, то есть такой системы, при которой управление брал в аренду арендатор, или фермер. Аренда давала королю двойную выгоду: с одной стороны, он уже не должен был платить жалованье, а с другой – мог продать «движимость» (скот, сельскохозяйственный инвентарь), поскольку арендатор использовал собственный инвентарь. Так что наследие тамплиеров, которое, не приходится сомневаться, эксплуатировали нещадно, из рук королевских управителей не могло выйти невредимым. За пределами Франции, в Англии и Кастилии, многие владения захватила светская аристократия, чему способствовало попустительство королевской администрации. Для Госпиталя это означало многочисленные суды и денежные затраты, чтобы вернуть то, что ему принадлежало по праву.

На пути к получению имуществ оказалось множество препятствий. Во Франции Филипп Красивый, в конечном счете согласившийся с решением папы от 24 августа 1312 г., потребовал от Госпиталя, прежде чем снять секвестр, чтобы тот выплатил ему сумму в 200 тысяч турских ливров в качестве компенсации расходов по управлению. Когда это было сделано, король 28 марта 1313 г. отдал приказ своим бальи и сенешалям. В Пуату (документ сохранился) сенешаль вручил королевский приказ сержанту, который произвел передачу шести домов Храма в сенешальстве прокурору, представляющему Леонардо де Тибертиса. Это произошло в течение недели с 20 по 27 мая 1313 г., и был составлен протокол[757].

Не всегда дела шли так быстро: в Осере передача завершилась не ранее 1316–1317 гг., в других местах – еще позже. Сыновья Филиппа Красивого, Людовик X, а потом Филипп V, выдвинули новые финансовые требования, которые орден Госпиталя был вынужден принять соответственно 14 февраля 1316 г. и 6 марта 1318 г. Тем временем папа Иоанн XXII в нетерпении 5 декабря 1317 г. пригрозил санкциями виновникам задержек.

Общее представление об этих проблемах можно составить, исходя из сведений, которые собрал Ж. Делавиль Ле Ру[758]. Во Франции, Дофине, Северной Италии и Чехии основную часть имуществ передали с 1313 по 1317 г. В Неаполе и Провансе (Роберт был одновременно графом Прованским и королем Неаполитанским) процесс затянулся до 1334 г. В Англии понадобилось два вмешательства папы, в 1317 и 1322 гг., и визит Тибертиса в 1327 г., чтобы дело чуть‑чуть сдвинулось, и то не урегулированное до конца; в Шотландии же это произошло только в 1354 г. В Германии, где у ордена Храма было немного владений, но где он располагал сильной поддержкой со стороны аристократии, имущества захватили родственники тамплиеров, рассматривая их как составные части своих вотчин. (Положение в Испании рассматривается в отдельной главе.) Орден Госпиталя приобрел далеко не все, чем владели тамплиеры. Не будем слишком о нем сожалеть – ведь он удвоил и даже утроил свой патримоний. Например, в приорате Франция (Иль‑де‑Франс, Пикардия, Бельгия, Нормандия) 68 из 106 командорств Госпиталя прежде были командорствами Храма[759].

Добавим в завершение главы, что папы не забыли и о себе: 21 июня 1317 г. все имущества орденов Храма и Госпиталя в Конта‑Венессен были переданы папству. Папа Иоанн XXII подумал также о своих интересах и интересах своей семьи: в 1320 г. госпитальеры Каора, его родного города, передали ему имущества тамплиеров этого города[760].

Это внезапное расширение побудило Госпиталь модифицировать свою административную структуру. Ему пришлось укрупнять подразделения, продавать, менять, чтобы постройки или часовни не дублировали друг друга. От великого приората Сен‑Жиль (Прованс) в 1315 г. отделили приорат Тулузу, а великий приорат Франция разделили на три: Франция, Аквитания и Шампань.

Трудности ордена Госпиталя с получением тамплиерского патримония можно объяснить «национализмом» государств. Климент V объяснял свое решение передать имущества ордена Храма ордену Госпиталя тем, что последний – единственный «всеобщий» орден, имеющий владения повсюду. В этом‑то и упрекали Госпиталь, более или менее открыто, монархи. Филипп Красивый в начале 1309 г. жаловался, что орден Госпиталя и папа не привлекают его к приготовлениям к задуманному крестовому походу и не держат в курсе; он видел в этом унижение достоинства его королевства. Он протестовал и против слишком малого числа французов, мобилизуемых в этот крестовый поход[761]. Короли Арагона или Англии отказывались передавать responsiones командорств своих королевств на Родос; это стало одной из причин того, что Леонардо де Тибертис отправился в 1327 г. с миссией в Англию. Этот национализм проявлялся и внутри ордена, вызывая более или менее длительные расколы: в Чехии в пику приору‑немцу Бертольду IX фон Хеннебергу был назначен антиприор‑чех; в Венгрии пост приора, на который официально назначили итальянца, самовольно занял венгр[762].

Родос завоевали даже не столько затем, чтобы спасти Госпиталь от участи Храма, сколько чтобы избежать «национализации», если я осмелюсь использовать подобный анахронизм.

 

Трудности тевтонцев

 

На рубеже XIII и XIV вв. корабль Тевтонского ордена двигался среди многочисленных рифов.

Травму от падения Акры испытали и тевтонцы. Создание резиденции ордена в Венеции стало результатом непрочного компромисса между теми, кто хотел сохранить приоритет за Святой землей, и теми, кто желал переноса центра тяжести в Пруссию[763]. Братья в Пруссии, недовольные этим «неверным выбором», спровоцировали раскол и вынудили магистра Готфрида фон Гогенлоэ в 1303 г. отречься. Конфликт с Польшей в результате завоевания Восточной Померании (Померелии) в 1307–1309 гг., равно как и участь ордена Храма, заставили братьев отбросить последние колебания относительно переезда в Пруссию – в надежное убежище и вместе с тем на единственную «границу» этого ордена. В 1309 г. магистр Зигфрид фон Фойхтванген принял решение о переводе ордена в Пруссию. Его преемник Карл Трирский управлял орденом из своего города Трира, а в Мариенбурге монастырь‑крепость ордена появился только в 1323 г.[764] Тевтонцев далеко не обошла вниманием критика военно‑монашеских орденов в 1270–1280 гг. Но в последующие десятилетия им пришлось бороться с кризисом, вызванным обвинениями со стороны ливонцев и архиепископа Рижского.

Их упрекали за методы, используемые ими в Пруссии.

 

Когда христиане обсуждают вопросы веры с пруссами и прочими соседними народами, те легко поддаются убеждению и осознают свои заблуждения… Они желают стать христианами и очень счастливы, если церковь позволяет им сохранить свободу и пользоваться в мире их имуществом. Но христианские князья, пекущиеся об их обращении, и особенно братья Тевтонского ордена желают ввергнуть их в рабство… ‑

 

писал в 1268 г. францисканец Роджер Бэкон. Доминиканец Гумберт Римский различал мусульман, против которых надо продолжать войну, и идолопоклонников, в том числе пруссов, в отношении которых «по‑прежнему есть надежда обратить их таким же манером, как их соседей поляков, датчан, саксов, богемцев»[765]. Роджер Бэкон и Гумберт Римский несомненно были оптимистами, поскольку пруссы и литовцы в отношении миссионеров далеко не вели себя как кроткие агнцы. Тем не менее были поставлены реальные проблемы: соотношение между миссионерством и крестовым походом, а также методы и цели ордена в этой сфере[766].

Однако не эти упреки со стороны духовенства, энергично прозвучавшие на Втором Лионском соборе в 1274 г., яростнее всего клеймили действия тевтонцев. Самые опасные нападки начались в самой Ливонии, их инициаторами стали мирские церковные иерархи, объединившиеся вокруг архиепископа Рижского, и бюргеры Риги. Ссылаясь на грамоту о вольностях, которая гарантировала им привилегии и свободы ведения торговых операций в регионе, бюргеры выступили против ордена в вопросе навигации по Западной Двине. Архиепископ их поддержал, и при помощи литовцев они разрушили один тевтонский замок. В ответ тевтонцы перебили население соседнего Штрасбурга (Бродницы). По‑прежнему опираясь на архиепископа, жители Риги и прочие воззвали к папе Бонифацию VIII. Упреки, адресованные ордену, если поместить их в контекст, непосредственно предшествующий процессу тамплиеров, небезынтересны: братья равнодушны к миссионерству, угнетают горожан и обращенных, думают только о накоплении богатств; их обвиняли также, что они добивают своих раненых и сжигают своих мертвых![767]

Орден в 1306 г. представил папе текст в свою защиту. Климент V, поглощенный делом Храма, только в 1310 г. начал следствие по этим обвинениям, поручив его архиепископу Бременскому и канонику Альберту Равеннскому (булла «In vinea Domini» за июнь 1310 г.). Тон папы был недвусмысленным:

 

Дошло до нас, что командоры и братья госпиталя святой Марии Тевтонской в Ливонии и Пруссии… предавая поруганию – увы! – нашего Искупителя, оскорбляя всех верующих и понося их веру, стали врагами верующих и друзьями врагов. Они поднимаются более не затем, чтобы отстаивать имя Христово против врагов веры, но скорее в пользу оных, что поразительно слышать…[768]

 

Протокол следствия, составленный в 1311 г., включает показания свидетелей, допрошенных не менее чем по 230 статьям, причем папа воспользовался случаем, чтобы провести углубленное расследование всей деятельности тевтонцев. В этом отношении процесс был иным (и не столь опасным), чем проходивший в то же время процесс против ордена Храма[769]. Тем не менее в 1312 г. папский легат отлучил братьев из Риги. Преемник Фойхтвангена Карл Трирский, тонкий дипломат, сумел успокоить Климента V.

Наконец, как мы видели, аннексия Померании вызвала протесты поляков, обратившихся опять‑таки к папе[770]. Тот снова принял решения в ущерб ордену, особенно в 1339 г.

Орден сумел выпутаться из этого положения благодаря своему военному превосходству и своей пропаганде. В 1343 г. он вынудил Польшу подписать Калишский мир и, главное, смог привлечь на свою сторону европейскую знать, которая каждую зиму участвовала в крестовых походах, или «путешествиях в Пруссию», – чешский король Иоанн Люксембургский совершил такое путешествие зимой 1328–1329 гг. и вернулся в восторге от тевтонских рыцарей, которые «понесли тяжкие и невыносимые страдания и расходы, дабы распространять праведную веру, и сами возвели стену, дабы оборонять веру от литовцев и их сторонников, кем бы они ни были, зловредных врагов Христовых, каковых мы видели сами»[771]. Его сопровождал Гильом де Машо и тоже рассказал об этом путешествии в своей книге «Дружеская помощь»[772].

 

 

Глава 14

Госпитальеры на Родосе

 

Завоевание Родоса

 

Родос был греческим, и благодаря его положению на большом торговом пути с севера на юг, соединяющем Черное море и Египет, многие на него зарились. В 1282 г. его получили под непосредственную охрану генуэзцы, союзники Византийской империи. В 1302–1303 гг. его грабили турки из эмиратов побережья и пытались закрепиться на нем. Чтобы обезопасить расположенный недалеко Крит, в 1302 г. его захватила Венеция, а в 1306 г. она заняла ближний остров Нисирос.

В том же году магистр Госпиталя Фульк де Вилларе заключил соглашение с генуэзским пиратом Виньоло ди Виньоло с целью завоевания Родоса и островов Додеканес (27 мая 1306 г.)[773]: Родос, Кос и Лерос должны были отойти госпитальерам, Виньоло получал два казаля (деревни) на Родосе и часть доходов, если же будут завоеваны другие острова, их разделят – две трети госпитальерам, треть Виньоло. Последний должен был предоставить два корабля, а Госпиталь четыре[774]. 23 июня флотилия покинула Лимасол и вскоре произвела высадку на острове Родос. Завоевание оказалось трудным. Госпитальеры и генуэзцы, похоже, довольно быстро овладели большей частью острова, но наткнулись на сопротивление города Родос. Если папа Климент V 5 сентября 1307 г. подтвердил принадлежность госпитальерам владений на Родосе, это не значит, что завоевание было к тому времени завершено[775].

Город взяли 15 августа. Известно, что Вилларе в октябре 1306 г. покинул свои войска, чтобы провести 3 ноября на Кипре генеральный капитул; потом он отплыл в Западную Европу, где оставался три года. Поэтому некоторые историки думают, что город Родос взяли до его отъезда, то есть в период с 15 августа 1306 г.[776] Это маловероятно, потому что в апреле 1307 г. византийский император направил подкрепление защитникам острова, а в июне госпитальеры предложили ему соглашение. Он отказался, и продолжилась долгая осада города, которую разнообразило иногда прибытие византийского отряда. Завоевание завершилось только с приходом подкреплений в виде «частной переправы», организованной папой Климентом V и Фульком де Вилларе. План Вилларе, восходящий к 1307 или 1308 г.[777], начал осуществляться с появлением 11 августа 1308 г. папской буллы «Exsurgat Deus». Вилларе прибыл на Родос весной 1310 г. с 26 галерами, 200–300 рыцарями и 3000 пехотинцев, и город Родос пал 15 августа 1310 г.[778] Впоследствии были завоеваны остальные острова Додеканеса, за исключением острова Патмос. Господство над Леросом, однако, стало реальным только после подавления восстания 1319 г., а Кос, потерянный в том же году, был возвращен только в 1337 г. Госпитальеры взяли также Карпатос, остров между Родосом и Критом, но в 1316 г. были вынуждены уступить его Венеции (которая обосновалась там с 1309 г.). Наконец, в 1306 г. был завоеван остров Кастеллорицо, расположенный по пути на Кипр. Это был полезный перевалочный пункт между Родосом и Кипром.

В 1344 г. морская лига, которую сформировал папа и в которой приняли участие госпитальеры, захватила порт Смирну; папа отдал его под защиту госпитальеров, а в 1374 г. – им в собственность, но в 1402 г. они лишились этого города в результате нападения Тамерлана. Вновь они закрепились на побережье Малой Азии, взяв Бодрум (бывший Галикарнас), расположенный напротив острова Кос. С 1408 г. они построили там замок Святого Петра, который сохранили до 1552 г.

 

Госпитальерское Ordensstaat

 

Тем самым госпитальеры создали независимое церковное государство, сравнимое с прусским Ordensstaat тевтонцев. «Тирский Тамплиер» (который был секретарем Гильома де Божё, магистра ордена Храма с 1273 по 1291 г.), внимательно наблюдавший за событиями на Востоке, тогда писал: «Сим манером Бог ниспослал Свою милость благородному магистру Госпиталя и достойным людям сего дома, сделав так, чтобы оные имели в сем месте великую свободу и великую вольность и были бы сами себе сеньорами, не подчиняясь иному господину»[779]. Но это завоевание повергло орден в глубокий финансовый и политический кризис – Вилларе стали упрекать за его причуды, авторитаризм и за долги ордена. Возник заговор, едва не завершившийся в 1317 г. его убийством. В конечном счете в 1319 г. он был смещен и заменен Элионом де Вильнёвом.

Родос был промежуточным портом для паломников, направлявшихся в Иерусалим. В своих дорожных посланиях они описали «зеленый остров» и его окружение. Так поступил флорентиец Кристофоро Буондельмонте, проведший там восемь лет и описавший по возвращении, в 1420 г., остров Нисирос, где «в центре находится весьма высокая гора, вершина которой день и ночь изрыгает серу», добавив: «Поскольку этот остров, как полагают, полый, он часто подвержен весьма сильным землетрясениям»[780]. В самом деле, землетрясения 1354 и 1481 гг. опустошили регион. На этих островах было много природных богатств: мрамор Лероса и сера Нисироса, злаковые Родоса, вина Сими, вина и зерно Коса, финики и плоды Нисироса и т. д. Эти продукты давали возможность для экспорта. Однако хлеб Родос был вынужден ввозить из турецкой Малой Азии или из Западной Европы.

Госпитальеры устроили командорства на Косе, а потом, в 1382 г., на Нисиросе. Сеть замков на самом Родосе требовала административного разделения на шателении – действительно, замок города Родос прикрывал только часть города, называемую Бург. Доходы острова составляли долю магистра и не попадали в казну и к казначею ордена. Магистр управлял островом как владетельный князь, а не как религиозный владыка. Наряду с ним в «монастырь» входило семь, потом восемь монастырских бальи, по одному на язык, список которых с соответствующими полномочиями приведен в таблице ниже. Напоминаем, что язык Испании в 1462 г. разделили на Кастилию и Португалию, с одной стороны, и Арагон и Наварру – с другой.

 

 Язык Функция «столпа»
Германия Великий бальи (замок Св. Петра)
Англия Туркопольер
Франция Великий госпитальер
Овернь Маршал (командующий армией)
Прованс Великий командор
Арагон Гардеробмейстер
Кастилия Канцлер
Италия Адмирал

Монастырь на острове находился постоянно; как хранитель добрых обычаев ордена, он в качестве противовеса сдерживал поползновения магистров на самодержавную власть (например, в случаях с Гильомом и Фульком де Вилларе). Генеральный капитул ордена, собравшись в феврале 1379 г., твердо напомнил о своих прерогативах по отношению к магистру Хуану Фернандесу де Эредиа, находившемуся в то время в плену в Эпире[781].

Госпитальеры создали свою организацию, калькировав урбанистическую организацию города. Они разделили его на два ансамбля – Коллакий (collachio) и Бург. Бург населяли родосские греческие, латинские, еврейские бюргеры и купцы, в то время как Коллакий (от colligere – собирать) предназначался для братьев ордена; стена, отделявшая его от Бурга, отныне выглядела скорей монастырской оградой, чем крепостной стеной. Над Коллакием доминировал магистерский дворец, также обнесенный оградой. Он был заложен при Элионе де Вильнёве. Именно этот магистр начал укреплять и Бург. В середине XIV в. возвели городскую стену Бурга и со стороны моря и построили портовые молы, на которых Филибер де Найяк (1396–1421) велел поставить защитные башни, особенно приметные (и изображавшиеся на миниатюрах) благодаря ветряным мельницам, работавшим там в мирное время[782]. Вследствие землетрясения 1481 г. Пьер д’Обюссон распорядился приспособить стены для артиллерии. Родос выписывал огнестрельное оружие с Запада, хотя в городе была литейня для пушек[783]. За каждым языком был закреплен сектор «вала» для обороны.

Итак, и дворец, и Коллакий, и Бург были опоясаны стенами. Эта тройная ограда олицетворяла церковь: Бург, где собраны верующие, Коллакий, где находятся апостолы, и дворец, где на престоле восседает Христос[784]. Тройную функцию ордена на Родосе – религиозную, милосердную и военную – символизировало три здания:

– монастырская церковь Святого Иоанна Крестителя была предназначена для братьев, живущих в Коллакии; после разрушения ее отстроили на портовой набережной;

– госпиталь: решение о его строительстве было принято в 1314 г, а завершили его к концу XIV в. Магистр Антонио Флувиан распорядился о постройке другого, большего и более красивого, который открыли для больных к 1483 г. Это здание существует и поныне;

– наконец, дворец магистра, возносившийся выше, чем теперь, пока его не приспособили для установки артиллерии.

У каждого языка в Коллакии была гостиница (auberge). Большинство из них выходило на нынешнюю улицу Рыцарей, упирающуюся в госпиталь. Гостиницы были местами собраний, трапез для братьев, принадлежащих к соответствующему языку, но не местами размещения, разве что некоторых именитых гостей; братья, находясь на Родосе, должны были селиться в другом месте, но обязательно в Коллакии. Действительно, рыцари ордена были обязаны отслужить год на Родосе или на острове Кос. Эту систему тогда называли «караваном»[785].

Обосновавшись на Родосе, госпитальеры застали остров обескровленным; его население составляло не более десяти тысяч. Через век, хотя он не избежал ни турецких набегов, ни чумы, один только город Родос насчитывал 10 тысяч человек[786]. Госпитальеры проводили прагматичную политику развития завоеванной территории, политику, которая была основана на «успокоении» местного населения и на заселении земель. Буондельмонте описал островок Лерос и его замок, «где по ночам из соображений безопасности укрываются все жители острова»[787]; Нисирос защищало пять замков. Замки объединяла система оптической сигнализации (днем сигнал подавали дымом, ночью – огнем), предупреждавшая население о каждом нападении турок. Это не исключило некоторых неприятных сюрпризов, как в 1454 г., когда берега Родоса разграбили, но в целом защита была эффективной. В сельской местности была настоящая жандармерия: в каждой деревне, или «казале», охрану порядка обеспечивал туркопол на жалованье.

Сразу же после завоевания, 14 марта 1313 г., Фульк де Вилларе издал грамоты о заселении, согласно которым земли отдавались в лен в обмен на военную службу. Известны только фьефы, переданные Виньоло, которыми его наследники пользовались лет сто, да фьеф острова Нисирос, пожалованный в 1316 г. двум братьям – Джованни и Буонавите Ассанти с острова Искья за службу на боевой галере[788]. У Лигорио, сына Буонавиты Ассанти, «занимающегося ремеслом пирата» в ущерб ордену и Кипрскому королевству, орден был вынужден конфисковать его часть Нисироса[789]. По сути орден не хотел поощрять эту феодальную систему, чтобы не способствовать формированию аристократии, которая стала бы с ним соперничать.

Кроме того, после отставки Фулька де Вилларе с поста магистра госпитальеры стали поддерживать эмфитевтическое держание, передаваемое пожизненно за выплату чинша и при условии использования земли. Такой режим способствовал развитию мелких независимых хозяйств и был выгоден как родосским грекам, так и латинским иммигрантам. 1 августа 1347 г. Джорджо Козина взял за выплату чинша пятнадцать модье (modiée) земли, в том числе девять невозделанных, при условии, помимо чинша, «что означенный Джорджо в течение двух лет засадит их виноградом». Ставилась задача колонизации, развития и окультуривания[790].

Итак, Родос не знал восстаний знати, тем более что греческой аристократии архонтов на острове не было. Местное греческое население сохранило свои права, особенно религиозные: греческие церкви, за немногими исключениями, не были конфискованы, и греческая иерархия сохранилась, хотя были назначены латинские архиепископ и епископы. В 1474 г. греческие епископы стали коадъюторами латинских[791]. Религиозные меньшинства – сирийцы (иаковиты), армяне, евреи – могли свободно отправлять свои культы. После осады 1480 г. и последующего землетрясения синагога была восстановлена за счет ордена. В честь победы над турками в Бурге были построены две церкви: латинская – Богоматери Победы и греческая – Святого Пантелеймона[792]. Тем не менее Родос не обошла стороной волна антисемитизма, прокатившаяся по Западной Европе в конце XV в. В 1502 г. магистр Пьер д’Обюссон издал декрет об изгнании евреев с острова; эта меру осуществили в очень несовершенном виде, но угроза возникла.

Греки, латиняне и прочие могли свободно жить вместе в родосском Бурге – активной и оживленной части города. Итальянцы и провансальцы покупали здесь дома. Жители пользовались статусом горожан и подчинялись законам и правилам «Capitula Rhodi» – статутов, кодифицированных в начале поселения госпитальеров, исправленных и дополненных 24 февраля 1510 г.[793] Тем не менее отсутствие дискриминации не означало равенства. Греческое население оставалось в подчиненном положении. Греческие крестьяне делились на свободных и пареков – статус последних походил на статус сервов на Западе. Госпитальеры использовали многочисленных рабов. Один статут 1332 г. предусматривал, что, когда брат – владелец казаля умирает, рабы должны, как скот, оставаться на месте, пока не будет принято решение о будущем казаля[794]. Приблизительно до 1380 г. эти рабы были по преимуществу греками. Сами госпитальеры прямо или косвенно участвовали в набегах на византийские земли Морей. Однако после 1380 г. – ив этом надо видеть также результат тогдашнего сближения между Западом и Византией – греческие рабы стали исчезать, сменяясь славянами, турками и азиатами либо африканцами.

Сколь бы мощным ни было развитие, которое сообщили острову госпитальеры, в плане снабжения пищевыми продуктами он оставался зависимым от внешнего мира. Много раз приходилось прибегать к ввозу зерна из Турции. Оборона острова требовала крупных капиталовложений, для которых ему недоставало одних только responsiones от его домов на Западе. Родос не зависел от какой‑либо западной «метрополии», даже если считать таковой христианский мир. Он не был колонией. Напротив, он сам эксплуатировал свои «заморские колонии», то есть европейские[795]. Доброе согласие между братьями ордена, латинскими иммигрантами и греческим населением было необходимо для выживания этого государства. Госпитальеры это понимали, и поэтому, в отличие от венецианцев на Крите, им не пришлось иметь дело ни с какими восстаниями – ни греческого населения, ни своих латинских подданных. Конечно, именно по требованию греков, мало склонных биться до конца, Филипп де Вилье де Лиль‑Адан в 1522 г. решился на капитуляцию; солидарность и доверие были поколеблены. Однако, когда госпитальеры 2 января 1523 г. покидали остров, с ними отплыло около 4 тысяч уроженцев Родоса, не все из которых были латинянами. А в последующие годы произошло несколько антитурецких манифестаций и возник даже один заговор, в котором приняли участие греки и янычары‑христиане из турецкой армии. Он был раскрыт и последствий не имел[796].

 

Оплот христианства?

 

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.