Виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций

2022-10-28 26
Виды деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Подпункты 10 и 11, предусматривающие такие виды деятельности социально ориентированных НКО, как формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, а также развитие межнационального сотрудничества, сохранение и защита самобытности, культуры, языков и традиций народов РФ, включены в пункт 1 комментируемой статьи Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 325-ФЗ. Как отмечалось авторами проекта указанного Закона, виды деятельности социально ориентированных НКО расширяются с учетом опыта реализации постановления Правительства РФ от 23 августа 2011 г. N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" (см. ниже) и анализа практики деятельности НКО, занимающихся решением социальных проблем и развитием гражданского общества в России.

2. Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает возможность установления федеральными законами, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований для признания НКО социально ориентированными наряду с предусмотренными данной статьей видами деятельности других видов деятельности, направленных на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России.

В качестве примеров таких "других" видов деятельности, направленных на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, в Методических рекомендациях органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, утв. Минэкономразвития России, названы развитие институтов гражданского общества и общественного самоуправления, содействие занятости и самозанятости населения, содействие патриотическому и гражданскому воспитанию личности, защита семьи, детства, материнства и отцовства и др.

3. В положениях п. 3 комментируемой статьи определен перечень форм, в которых осуществляется оказание поддержки социально ориентированным НКО, а именно:

1) финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников и добровольцев социально ориентированных НКО;

2) предоставление социально ориентированным НКО льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;

3) размещение у социально ориентированных НКО заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

4) предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным НКО материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

4. Пункт 4 комментируемой статьи предусматривает право субъектов РФ и муниципальных образований наряду с установленными пунктом 3 данной статьи формами поддержки оказывать поддержку социально ориентированным НКО в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Соответствующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления предусмотрены изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ (Законом, которым введена комментируемая статья) в Федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (см. коммент. к ст. 31.3 Закона).

5. В пункте 5 комментируемой статьи предусмотрено, что оказание финансовой поддержки социально ориентированным НКО может осуществляться в соответствии с законодательством РФ за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов путем предоставления субсидий. При этом предусмотрено, что Правительством РФ устанавливается порядок предоставления бюджетных ассигнований федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных НКО (в т.ч. на ведение реестра социально ориентированных организаций - получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов РФ.

На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 23 августа 2011 г. N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям"*(159), которым утверждены:

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций;

Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с названным Постановлением издан Приказ Минэкономразвития России от 8 сентября 2011 г. N 465 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям"*(160), которым (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 23 августа 2012 г. N 523*(161)) утверждены:

- порядок конкурсного отбора субъектов РФ для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию программ поддержки социально ориентированных НКО;

- форму соглашения между Минэкономразвития России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на реализацию программы поддержки социально ориентированных НКО;

- значения уровня софинансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки социально ориентированным НКО, по субъектам РФ на 2011 г.;

- порядок конкурсного отбора социально ориентированных НКО для предоставления субсидий из федерального бюджета;

- форму соглашения между Минэкономразвития России и социально ориентированной НКО о предоставлении субсидии из федерального бюджета;

- форму отчета о расходах бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на реализацию программы поддержки социально ориентированных НКО;

- форму отчета о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на реализацию программы поддержки социально ориентированных НКО;

- форму отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных НКО;

- форму отчета о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку социально ориентированных НКО.

6. Пункт 6 комментируемой статьи регламентирует оказание органами государственной власти и органами местного самоуправления имущественной поддержки социально ориентированным НКО: оказание такой поддержки осуществляется путем передачи во владение и (или) в пользование таким НКО государственного или муниципального имущества. При этом установлено, что указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению. Последствия нарушения данного правила предусмотрены в п. 11 комментируемой статьи.

В целях обеспечения реализации рассматриваемого пункта Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ (Законом, которым введена комментируемая статья) в Федеральный закон "О защите конкуренции" внесены следующие изменения:

- пункт 4 ч. 1 ст. 17.1 названного Закона дополнен положением, согласно которому предоставление прав на государственное или муниципальное имущество социально ориентированным НКО при условии осуществления ими деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, а также других видов деятельности, предусмотренных комментируемой статьей, отнесено к исключениям из общего правила о том, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров;

- часть 1 ст. 19 названного Закона дополнен пунктом 13.1, предусматривающим, что государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации в целях поддержки социально ориентированных НКО в соответствии с комментируемым Законом.

7. В пункте 7 комментируемой статьи предусмотрено право федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местных администраций утверждать перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав НКО).

В соответствии с данным пунктом государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в т.ч. по льготным ставкам арендной платы) социально ориентированным НКО.

Пункт 7 комментируемой статьи также устанавливает необходимость обязательного опубликования этих перечней в средствах массовой информации, а также размещения их в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местных администраций. Организация доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемой в сети "Интернет" регламентирована положениями ст. 10 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"*(162).

8. Согласно пункту 8 комментируемой статьи порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней, предусмотренных пунктом 7 данной статьи, а также порядок и условия предоставления во владение и (или) в пользование включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами.

На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. N 1478 "Об имущественной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций"*(163), которым утверждены:

- Правила формирования, ведения и обязательного опубликования перечня федерального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав некоммерческих организаций, не являющихся государственными и муниципальными учреждениями и некоммерческими организациями, учрежденными Российской Федерацией), которое может быть предоставлено социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе;

- Правила предоставления федерального имущества социально ориентированным некоммерческим организациям во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе.

9. В пункте 9 комментируемой статьи установлен запрет отчуждения государственного и муниципального имущества, включенного в перечни, предусмотренные пунктом 7 данной статьи (т.е. в утвержденные органами государственной власти и органами местного самоуправления перечни государственного и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц), в частную собственность, в т.ч. в собственность НКО, арендующих это имущество. Соответственно, данный пункт запрещает приватизацию указанного имущества. Под приватизацией государственного и муниципального имущества согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"*(164) понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности России, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

10. В соответствии с п. 10 комментируемой статьи запрещаются продажа переданного социально ориентированным НКО государственного или муниципального имущества, переуступка прав пользования им, передача прав пользования им в залог и внесение прав пользования таким имуществом в уставный капитал любых других субъектов хозяйственной деятельности.

Таким образом, указанное имущество является ограниченно оборотоспособным. Оборотоспособность объектов гражданских прав определяется положениями п. 1 и 2 ст. 129 части первой ГК РФ: объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте (п. 1); виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе; виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом (п. 2).

11. На случай использования переданного социально ориентированным НКО государственного или муниципального имущества не по целевому назначению и (или) с нарушением запретов и ограничений, установленных комментируемой статьей, пункт 11 данной статьи предусматривает право федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и местных администраций, оказавших имущественную поддержку социально ориентированным НКО, обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении прав владения и (или) пользования социально ориентированными НКО предоставленным им государственным или муниципальным имуществом. Каких-либо особенностей рассмотрения таких исков АПК РФ не предусматривает.

12. Пункт 12 комментируемой статьи регламентирует оказание органами государственной власти и органами местного самоуправления информационной поддержки социально ориентированным НКО: оказание такой поддержки осуществляется путем создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях реализации государственной политики в области поддержки социально ориентированных НКО.

 

Статья 31.2. Реестры социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки

1. Комментируемая статья, введенная Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ (см. коммент. к ст. 31 Закона), предусматривает и регламентирует формирование и ведение реестров социально ориентированных НКО - получателей поддержки. В пункте 1 данной статьи предусмотрены федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных НКО - получателей такой поддержки, которые формируют и ведут соответственно федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным НКО.

2-3. В пункте 2 комментируемой статьи определен перечень сведений о НКО, которые подлежат включению в реестр социально ориентированных НКО - получателей поддержки. В остальном пункт 2 данной статьи в рамках определения порядка ведения реестров социально ориентированных НКО - получателей поддержки и хранения представленных ими документов, требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами наделяет соответствующими полномочиями уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Минэкономразвития России, что следует из изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2011 г. N 276*(165) в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации"*(166).

На основании полученных полномочий издан Приказ Минэкономразвития России от 17 мая 2011 г. N 223 "О ведении реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, хранении представленных ими документов и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами"*(167), которым утверждены:

- Порядок ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки и хранения представленных ими документов;

- Требованиями к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки.

Названный Порядок, утв. Приказом Минэкономразвития России от 17 мая 2011 г. N 223, включает в себя следующее:

- данный Порядок определяет правила ведения реестров социально ориентированных НКО - получателей поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местными администрациями (далее соответственно - реестры, органы, поддержка), а также порядок хранения представленных ими документов (п. 1);

- реестры ведутся в электронном виде с соблюдением требований к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования реестрами, утвержденных Минэкономразвития России (п. 2);

- реестры ведутся органами по рекомендуемому образцу согласно приложению к данному Порядку (п. 3);

- информация, содержащаяся в реестрах, подлежит размещению на официальном сайте органа в сети Интернет в течение трех рабочих дней со дня включения соответствующей информации в реестр (п. 5);

- при внесении в реестр сведений о получателе поддержки указываются сведения, перечисленные в п. 2 комментируемой статьи (п. 6);

- основанием для включения сведений о получателе поддержки в реестр является решение органа об оказании такой поддержки (п. 7);

- сведения о получателе поддержки включаются органом в реестр в течение 30 дней со дня принятия решения об оказании поддержки или о прекращении оказания поддержки и образуют реестровую запись, которая должна быть подписана представителем органа, имеющим соответствующие полномочия, с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи (п. 8);

- в случае изменения сведений, предусмотренных пунктом 6 данного Порядка, орган вносит изменения в реестровую запись (п. 9);

- реестровая запись, содержащая сведения о получателе поддержки, исключается из реестра органом по истечении трех лет с даты окончания срока оказания поддержки на основании решения органа (п. 10);

- сведения о получателе поддержки, исключенные из реестра, а также электронные журналы учета операций, выполненных с помощью информационной системы, хранятся органом в соответствии с законодательством РФ об архивном деле (п. 11);

- документы, представленные социально ориентированными НКО - получателями поддержки, хранятся в органе в соответствии со сроками хранения, предусмотренными законодательством РФ об архивном деле (п. 12);

- хранение данных документов осуществляется в условиях, при которых обеспечивается предотвращение утраты, искажения, подделки информации в соответствии с законодательством РФ (п. 13).

Названные Требования, утв. Приказом Минэкономразвития России от 17 мая 2011 г. N 223, предусматривают следующее:

- реестры социально ориентированных НКО - получателей поддержки, оказываемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и местными администрациями (далее соответственно - реестры, органы, поддержка), ведутся на государственном языке РФ (п. 1);

- в целях защиты сведений, включенных в реестры, орган должен обеспечить бесперебойную работу по ведению реестра, защиту информационных ресурсов от взлома и несанкционированного доступа, а также разграничение прав пользователей информационной системы. В целях защиты сведений, содержащихся в реестре, осуществляются ведение электронных журналов учета операций, а также формирование резервных копий реестра на электронных носителях, которые хранятся в местах, исключающих их утрату одновременно с оригиналом (п. 2);

- информационная система должна обеспечивать: а) поиск сведений о получателях поддержки; б) формирование по запросу посетителя официального сайта в сети Интернет справки о нахождении в реестре сведений о получателе поддержки (п. 3).

4. Пункт 4 комментируемой статьи определяет, что информация, содержащаяся в реестрах социально ориентированных НКО - получателей поддержки, является открытой для всеобщего ознакомления. В отношении порядка представления такой информации данный пункт отсылает к Федеральному закону "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", в ст. 6 которого перечислены способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Как говорилось выше, согласно п. 5 Порядка ведения реестров социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки и хранения представленных ими документов, утв. Приказом Минэкономразвития России от 17 мая 2011 г. N 223, информация, содержащаяся в реестрах социально ориентированных НКО - получателей поддержки, подлежит размещению на официальном сайте органа в сети Интернет в течение трех рабочих дней со дня включения соответствующей информации в реестр.

 

Статья 31.3. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций

1. В комментируемой статье, введенной Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ (см. коммент. к ст. 31 Закона), определены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных НКО.

В рамках реализации таких полномочий, как организация официального статистического учета социально ориентированных НКО, определение порядка проведения выборочных статистических наблюдений за их деятельностью в России (подп. 8 п. 1) издано Постановление Правительства РФ от 25 июня 2012 г. N 633 "Об организации официального статистического учета социально ориентированных некоммерческих организаций"*(168), которым утверждены Правила проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций. Во исполнение названного Постановления издан Приказ Росстата от 12 октября 2012 г. N 531 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций", которым утверждена годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-СОНКО "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации" с указаниями по ее заполнению. Указанная форма введена в действие с отчета за 2012 г.

Как упоминалось выше (см. коммент. к ст. 31.1 Закона), Приказом Росстата от 18 декабря 2012 г. N 638 утверждены Методологические положения по организации статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных некоммерческих организаций. Целью названных Методологических положений является обеспечение организации статистического наблюдения за деятельностью социально ориентированных НКО, позволяющего получать официальную статистическую информацию о финансовых, экономических, социальных и иных показателях деятельности указанных НКО, осуществлять оценку эффективности мер, направленных на их развитие, а также прогнозировать перспективы дальнейшего развития указанных НКО.

В рамках реализации такого полномочия, как методическое обеспечение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных НКО в субъектах РФ и на территориях муниципальных образований (подп. 10 п. 1) Минэкономразвития России разработаны и утверждены:

- Методические материалы по разработке региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций,

- Методические рекомендации органам государственной власти и органам местного самоуправления по вопросам реализации механизмов поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (упоминались выше, см. коммент. к ст. 31.1 Закона).

Названными Методическими материалами по разработке региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в отношении приоритетных направлений государственной поддержки социально ориентированных НКО отмечено следующее.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года*(169), утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, к приоритетным направлениям долгосрочной политики социальной поддержки населения отнесено развитие сектора негосударственных НКО в сфере оказания социальных услуг, в т.ч.:

- преобразование большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в НКО и создание механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг;

- обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных НКО;

- создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных НКО, оказывающих социальные услуги населению, реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных НКО, сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных НКО, введение налоговых льгот для негосударственных НКО, предоставляющих социальные услуги;

- содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).

Согласно Концепции содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации*(170), одобренной распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2009 г. N 1054-р, основной целью государственной политики в области содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности является активизация потенциала благотворительности и добровольчества как ресурса развития общества, способствующего формированию и распространению инновационной практики социальной деятельности, позволяющего дополнить бюджетные источники для решения социальных проблем внебюджетными средствами и привлечь в социальную сферу трудовые ресурсы добровольцев.

Основными задачами содействия развитию благотворительной и добровольческой деятельности, связанными с реализацией конституционного принципа поощрения благотворительной деятельности, названной Концепцией определены:

- обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности, а также повышение доверия граждан к благотворительным организациям;

- формирование условий для расширения объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций;

- обеспечение роста числа благотворительных организаций, в т.ч. частных и корпоративных фондов, обеспечивающих устойчивость благотворительной деятельности;

- содействие повышению эффективности и профессионализма деятельности благотворительных организаций;

- развитие инфраструктуры информационно-консультационной и образовательной поддержки благотворительной и добровольческой деятельности;

- формирование условий для эффективного использования потенциала благотворительной и добровольческой деятельности на этапах планирования и реализации социальных программ государства и бизнеса в деятельности государственных и муниципальных учреждений и НКО.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет перечень полномочий органов государственной власти субъектов РФ по решению вопросов поддержки социально ориентированных НКО. Соответственно данным положениям Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ, которым введена комментируемая статья, внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"*(171). В частности:

- пункт 2 ст. 26.3 названного Закона дополнен подпунктом 9.1, которым к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов поддержки социально ориентированных НКО, благотворительной деятельности и добровольчества, организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных НКО, благотворительной деятельности и добровольчества;

- пункт 2 ст. 26.11 названного Закона дополнен подпунктом "я2", предусматривающим, что для осуществления полномочий, указанных в п. 2 ст. 26.3 названного Закона, в собственности субъекта РФ может находиться имущество, необходимое для оказания поддержки социально ориентированным НКО.

Названными выше Методическими материалами по разработке региональных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, утв. Минэкономразвития России, предусмотрено, что поддержка социально ориентированных НКО осуществляется по следующим приоритетным направлениям:

а) профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства;

б) повышение качества жизни людей пожилого возраста;

в) социальная адаптация инвалидов и их семей;

г) развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии;

д) развитие межнационального сотрудничества;

е) иные направления деятельности, мероприятия по которым осуществляются субъектом РФ в соответствии с утвержденной им программой поддержки.

Согласно названным Методическим материалам в число иных направлений деятельности могут быть включены:

- социальная поддержка и защита граждан (проекты поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, реабилитации бездомных, содействия трудоустройству лиц, освобожденных из мест принудительного заключения, программы профилактики алкоголизма и наркомании;

- профилактика и охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни;

- охрана окружающей среды (проекты в области поддержки деятельности заповедников и других охраняемых природных территорий, экологического образования, а также иные проекты в области экологии);

- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;

- оказание правовой поддержки гражданам на безвозмездной основе;

- деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества, развития инфраструктуры сектора социально ориентированных НКО и др.

В рамках определения направлений реализации региональной программы поддержки социально ориентированных НКО в целях обеспечения поддержки деятельности социально ориентированных НКО на местном уровне названными Методическими материалами в состав программы рекомендовано включать мероприятия по содействию муниципальным программам поддержки социально ориентированных НКО, благотворительной деятельности и добровольчества, включая:

- предоставление субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ на цели реализации муниципальных программ поддержки социально ориентированных НКО;

- методическое обеспечение органов местного самоуправления, оказание им содействия в разработке и реализации мер по поддержке социально ориентированных НКО на территориях муниципальных образований;

- содействие развитию социально ориентированных НКО, благотворительной и добровольческой деятельности на базе организаций территориального общественного самоуправления;

- содействие повышению квалификации муниципальных служащих по вопросам поддержки социально ориентированных НКО, благотворительности и добровольчества.

3. В пункте 3 комментируемой статьи определены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов поддержки социально ориентированных НКО, в целом обозначенные как создание условий для деятельности социально ориентированных НКО.

Аналогично сказанному выше следует отметить, что соответственно данным положениям Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. N 40-ФЗ, которым введена комментируемая статья, внесены изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"*(172). В частности:

- часть 1 ст. 14 названного Закона дополнена пунктом 34, относящим к вопросам местного значения поселения оказание поддержки социально ориентированным НКО в пределах полномочий, установленных статьями 31.1 и 31.3 комментируемого Закона;

- пункт 25 ч. 1 ст. 15 и пункт 33 ч. 1 ст. 16 названного Закона дополнены положениями, относящими к вопросам местного значения муниципального района и вопросам местного значения муниципального района оказание поддержки социально ориентированным НКО, благотворительной деятельности и добровольчеству;

- часть 2 ст. 50 названного Закона дополнена пунктом 22, а часть 3 указанной статьи - пунктом 23, в результате чего предусмотрено, что предусмотрено, что в собственности поселений, муниципальных районов и городских округов может находиться имущество, предназначенное для оказания поддержки социально ориентированным НКО, осуществляющим деятельность на территории соответственно поселения, муниципального района и городского округа.

 

Статья 32. Контроль за деятельностью некоммерческой организации

1. Комментируемая статья регламентирует контроль за деятельностью НКО. Открывает данную статью положение, предусматривающее, что НКО ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством РФ. Как говорилось выше (см. коммент. к ст. 24 Закона), на НКО распространяется действие Федерального закона "О бухгалтерском учете", что непосредственно указано в п. 1 ч. 1 его ст. 2. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности определяется статьей 14 названного Закона. Общественные отношения, возникающие при осуществлении официального с<


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.072 с.