Богослужение праздника Рождества Богородицы. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Богослужение праздника Рождества Богородицы.

2022-10-28 25
Богослужение праздника Рождества Богородицы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы установлен в воспоминание Рождества Пресвятой Девы Марии от Св. и праведных “Богоотец” Иоакима и Анны. начало празднования относится к IV веку.

       В стихирах (на “Господи воззвах,” на стиховне, на литии и на хвалитех), с одной стороны, содержится вероучительная мысль, что в лице Девы Марии Господь приготовил Себе земной Престол и Царский чертог, что Матерь Божия Своим величием превосходит всех жен, потому что от Нее родился Сын Божий; что прекращение бездетной жизни родителей Матери Божией указывает нам на то, что и наша духовная бездеятельность, т.е. неимение добра, “разрешится,” т.е. уничтожится. С другой стороны, в этих же стихирах все люди — и ветхозаветные (Адам и Ева, Давид, Иоаким и Анна), и новозаветные (присутствующие в храме) — приглашаются возрадоваться и прославить Матерь Божию, потому что через Нее небо соединилось с землею, ад посрамился, двери рая (Царства Небесного) снова открылись людям, мы обновились и “обожились,” т.е. сделались причастными Божией благодати и святости. Помимо сравнения с царским чертогом и престолом, Матерь Божия сравнивается еще в стихирах с небом, на которое взошел Иисус Христос, — с садом живоносным, — дверью, через которую прошел Великий Спаситель (Спаситель), — с купиной, от которой возжегся Божественный огонь, т.е. Иисус Христос, — с храмом Божиим одушевленным.

       В паремиях праздника Рождества Богородицы высказываются следующие мысли: в первой паремии (Быт. 28:10-17) говорится о видении Иаковом лествицы, которая прообразовала собою Богоматерь, соединившую небо с землею; во второй паремии (Иез. 43:27) читается пророчество пр. Иезекииля, назвавшего Матерь Божию вратами, через которые прошел Святой Старейшина и Святой Домостроитель; в третьей паремии (Притч. 9:1-11) говорится об Обиталище, уготованном Ипостасной Премудростью, т.е. Иисусом Христом. (Обиталище — это Матерь Божия, Пресвятая Дева Мария, в которую вселился Господь).

 

       Тропарь:

Рождество Твое, Богородице Дево, | радость возвести всей вселенней: | из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш | и, разрушив клятву, даде благословение, | и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.| Рождение Твое, Богородица Дева, возвестило радость всему миру, ибо из Тебя воссияло солнце правды, Христос Бог наш. Он, уничтожив проклятие, дал благословение, и, низложив смерть, даровал нам жизнь вечную.

 

Кондак:

Иоаким и Анна поношения безчадства, | и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, | Пречистая, во святем Рождестве Твоем: | то празднуют и людие Твои, | вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: | неплоды раждает Богородицу| и Питательницу жизни нашея. Через Твое святое рождение, Пречистая Дева, Иоаким и Анна избавились от поношения за бесчадство, Адам же и Ева празднуют и все люди, избавившиеся от наказания за грехи, взывая пред Тобою: неплодная (Анна) рождает Богородицу и Питательницу жизни нашей.  

 

В каноне на Рождество Богородицы вспоминаются обстоятельства рождения Пресвятой Девы Марии, ублажаются Она и Ее родители и возносится благодарность Богу, благоволившему услышать молитву праведных и даровавшему им благословенный плод — Марию. В каноне говорится также, что в лице Богоматери родилась миру жена, издревле обетованная Богом людям, ожидавшим утехи Израилевой, явилась Дева, которую таинственно прообразовали: виденная Иаковом лествица; неопалимая купина, виденная Моисеем; скиния свидения с ее священными принадлежностями; прозябший жезл Ааронов; гора в видении Даниила, от которой нерукотворенно отторгся камень; халдейская пещь, орошаемая и не опалившая божественных отроков; врата и дверь, виденные пр. Иезекиилем, которыми прошел один только Господь Бог Израилев…

       Прокимен: “Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем,”

       В Апостоле (Филипп. 2:5-11) говорится о самоуничижении и смирении Сына Божия, сказавшемся в рождении Его от жены, и о последовавшем затем прославлении Его.

       В Евангелии (Луки 10:38-42. 2:7-28) содержится хвала Материнству Божией Матери.

       Задостойник. Задостойник (т.е. молитва, которая поется на Литургии вместо “Достойно есть, яко воистину”…).

       Величай душе моя, преславное Рождество Божией Матери.

 

Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе Богородице, обоя устроишася, тем Тя вся племена земная непрестанно величают. Чуждо для матери девство, и несвойственно (невозможно) для дев деторождение; на Тебе же, Богородице, то и другое совершилось, потому все племена земные непрестанно величают Тебя.

 

Причастен. “Чашу спасения прииму и имя Господне призову” (Пс. 115:4).

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.