Богослужение праздника Пасхи. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Богослужение праздника Пасхи.

2022-10-28 26
Богослужение праздника Пасхи. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Величайший из всех христианских праздников по важности воспоминаемых событий и по торжественности богослужения есть праздник Пасхи, установленный в воспоминание Воскресения Иисуса Христа из мертвых (Рис. 202—204, л. 49).

       До начала службы верующие в храме назидаются чтением Деяний Апостолов. Богослужение начинается совершением Полунощницы, во время которой поется канон: “Волною морскою.” Во время пения 9-й песни “Не рыдай Мене, Мати,” после каждения, плащаница уносится в алтарь. По окончании Полунощницы начинается пасхальная Утреня. Священнослужители в блестящих ризах, с крестом, Евангелием и иконами в предшествии крестного хода выходят из храма и обходят вокруг него с пением стихиры: “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити.” Крестный ход напоминает мироносиц, шедших глубоким утром ко гробу, чтобы помазать Тело Иисуса Христа. Крестный ход останавливается у западных дверей, которые бывают затворены: это напоминает положение мироносиц, получивших первую весть о воскресении Господа у дверей гроба. Священник, окадив иконы и присутствующих, полагает начало Утрени возгласом: “Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице.” Храм освещается множеством светильников. Священно- и церковнослужители поют тропарь праздника: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” (с особыми пасхальными стихами-припевами). Этот же тропарь повторяют певчие. После этого священнослужитель с крестом в руках, подобно Ангелу, отвалившему камень от дверей гроба, отверзает затворенные двери храма, и крестный ход, священнослужители и верующие входят в храм с пением той же радостной песни “Христос Воскресе.” Далее, после великой ектении, поется торжественным и радостным напевом пасхальный канон “Воскресения день”… составленный св. Иоанном Дамаскиным и являющийся по своему содержанию торжественным гимном в честь Воскресения Господа нашего Иисуса Христа и Его Божественного величия. Тропари пасхального канона не читаются, а поются с припевом: “Христос Воскресе из мертвых”… Во время пения канона священник кадит св. иконы и народ, приветствуя его радостным восклицанием: “Христос Воскресе.” Народ отвечает: “Воистину Воскресе.” Выходы священнослужителей для многократных каждений и радостные приветствия напоминают о многократных явлениях Господа Своим ученикам и радости их при виде Его. После каждой песни канона читается малая ектения. После окончания канона поется следующий утренний экзапостилларий:

       “Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама воздвиг от тли, и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение.” После утреннего экзапостиллария поется: “Всякое дыхание да хвалит Господа” и стихиры на хвалитех. К ним присоединяются стихиры Пасхи с припевом: “Да воскреснет Бог и расточатся враги Его.” Во время пения пасхальных стихир верующие дают друг другу братское лобызание, т.е. “христосуются,” с радостным приветствием “Христос Воскресе!” “Воистину Воскресе” и дарят друг другу крашеные яйца, которые служат символом новой, вечной, блаженной жизни, открывшейся из гроба Спасителя. После пения пасхальных стихир бывает чтение слова св. Иоанна Златоуста (начинается это слово так: “Аще кто благочестив и боголюбив да насладится сего светлого торжества”…), затем произносятся две обычные ектении — сугубая и просительная — и следует отпуст Утрени, который священник совершает с крестом в руке, возглашая: “Христос Воскресе.”

       Пасхальные часы состоят из пения пасхальных песнопений. Начинаются часы возгласом: “Благословен Бог наш.” Затем поется три раза тропарь: “Христос Воскресе”… и следующие песнопения:

 

“Воскресение Христово видевше”… (вместо трех псалмов, поется поэтому три раза).

 

Предварившия утро яже о Марии и обретшия камень отвален от гроба, | слышаху от Ангела: | во свете присносущнем Сущаго, | с мертвыми что ищете, яко человека; | видите гробныя пелены; | тецыте и миру проповедите, | яко воста Господь, умертвивый смерть; | яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий. |   Прибывшие жены Мироносицы с Мариею до рассвета и нашедшие камень отвален от гроба, услышали от Ангела: “зачем вы Живущего во свете вечном (незаходящем) ищете, как человека среди мертвых. Посмотрите на погребальные пелены. Пойдите скорее и возвестите миру, что восстал Господь, уничтоживший смерть, потому что Он есть Сын Бога, спасающего человеческий род.”

 

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертие, | но адову разрушил еси силу, | и воскресл еси, яко Победитель, Христе Боже, | женам мироносицам вещавый: радуйтеся, | и Твоим Апостолом мир даруяй, | падшим подаяй воскресение. | Хотя Ты, Бессмертный, и во гроб сошел, но Ты уничтожил могущество ада и, как Победитель, воскрес, Христе Боже, сказавши женам мироносицам: “Радуйтесь!” Апостолам Своим преподал мир, падшим подаешь воскресение.

 

Во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог, | в раи же с разбойником и на престоле был еси, Христе со Отцем и Духом, | вся исполняй Неописанный.| Христе, во гробе Ты был плотью (телесно), в аду с душою как Бог, в раю с разбойником и на престоле с Отцом и Духом, все наполняя, Неописуемый.  

 

Слава:

Яко живоносец, яко рая краснейший, | воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, | источник нашего воскресения.| Гроб Твой, Христе, по живоносности благотворнее рая и поистине светлее всякого царского чертога. Он — источник нашего (будущего) воскресения.

 

И ныне:

Вышняго освященное Божественное селение, радуйся, | Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: | Благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.| Как священное вместилище Вышнего (жилище), Богородице, радуйся! Через Тебя дарована радость нам, взывающим: “Благословенна Ты между женами, Пренепорочная Владычица.”

 

Затем “Господи помилуй” (40 раз) и отпуст часов.

В таком же порядке поются 3-й, 6-й и 9-й часы. По окончании пасхальных часов совершается пасхальная Литургия. В начале Литургии, после обычного возгласа, священнослужители в алтаре поют трижды “Христос Воскресе” с припевами, и далее обычный порядок. Вместо изобразительных псалмов на Пасхе праздничные антифоны. Вместо “трисвятого” на пасхальной Литургии поется “Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.” Апостол берется из Деяний Св. Апостолов (Деян. 1:1-8). Евангельское чтение берется из первой главы Евангелия Иоанна (1:1-17), где говорится о воплощении Сына Божия Иисуса Христа, называемого “Словом” [150]). Евангелие в первый день Пасхи может читаться священнослужителями на разных языках в ознаменование того, что слава Воскресшего Господа распространяется между всеми народами и возвещается на разных языках Задостойник Пасхи:

Ангел вопияше благодатней | Чистая Дево, радуйся! | и паки реку: радуйся! | Твой Сын воскресе, | тридневен от гроба,| и мертвыя воздвигнувый: | людие веселитеся! |

Светися, светися | новый Иерусалиме, | слава бо Господня на Тебе возсия: | ликуй ныне и веселися Сионе: | Ты же Чистая красуйся, Богородице | о востании Рождества Твоего. |

Вместо “Видехом свет истинный” и в начале отпуста поется также “ Христос Воскресе. ” После Литургии бывает освящение артоса. Под именем артоса разумеется хлеб или просфора с изображением на ней Христа или Воскресения Христова. Артос с одной стороны служит напоминанием того, что Иисус Христос крестною смертью и воскресением сделался для нас истинным Хлебом Животным, а с другой — напоминает Спасителя, неоднократно преломлявшего хлеб и вкушавшего с Апостолами пищу для уверения их в истине Своего воскресения. В субботу на пасхальной неделе артос раздробляется и раздается верующим после Литургии вместо антидора.

       Благословением после Литургии “брашен,” т.е. сыра, мяса и яиц дается верующим разрешение от поста.

       Вечером совершается Пасхальная Вечерня. Особенность ее следующая: настоятель облачается во все священные одежды и после вечернего входа с Евангелием читает, оборотясь лицом к народу, Евангелие, повествующее о явлении Господа Иисуса Христа Апостолам вечером в день Своего воскресения из мертвых (Иоанна 20:19-23). В течение 40 дней до праздника Вознесения Господня поются за богослужением пасхальные тропари, стихиры и каноны, и на Литургии вместо: “Видехом свет истинный” и перед отпустом поется “Христос Воскресе.” Молитва Св. Духу, “Царю Небесный” не читается и не поется до праздника Св. Троицы [151]).

 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.