Точное соотношение скоростей — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Точное соотношение скоростей

2022-10-27 23
Точное соотношение скоростей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Во всех этих упражнениях скорость движения рассматривалась как условная величина, поэтому и соотношение скоростей устанавливалось произвольно. Например: темп данной музыки и данного движения несколько замедленный по отношению к среднему темпу, но в зависимости от различного характера музыки и движения этот темп может быть и более и менее замедленный.

Точное соотношение скоростей обозначает установление неизменных величин. Например: темп данной музыки средний; этот темп принимается за основной, по отношению к которому точно устанавливаются производные темпы - в два раза быстрее или медленнее (или в четыре раза); при этом музыкальное сопровождение может и не включать все производные темпы.

За основу берется темп, определяемый содержанием данного музыкального произведения, а производные темпы являются как бы отклонениями от данного основного темпа, но не случайными (немного замедлить, немного ускорить), а поставленными в точную зависимость.

В первом случае новый темп движения, отличающийся от предыдущего, возникает только в связи с изменением задачи движения. Во втором случае производные темпы берутся одновременно с основным. Наряду с основной задачей движения возникают и другие задачи, определяющие эти производные темпы движения.

Для установления производных темпов необходимо прежде всего определить основной темп, то есть выяснить чередование единиц музыкального движения и затем или дробить эти единицы на равные доли (в два или четыре раза быстрее), или объединять эти единицы по две или четыре в одну новую, становящуюся, таким образом, в два или четыре раза длиннее, отчего темп движения соответственно замедляется. Можно также дробить основную единицу и на три доли или объединять в одну по три основных единицы, то есть устанавливать темпы в три раза более быстрые или более медленные в том случае, если счет данного музыкального произведения трехчастный, или трехдольный.

Работа на материале данной темы развивает навык учета элементарных соотношений и углубляет навыки, приобретенные на предыдущем материале, поскольку выполнение новых тренировочных задач возможно только при выработанной устойчивости и смене темпа. Тренировочные задачи заключаются в следующем:

1. Определить основной темп движения.

2. Установить производные темпы.

3. Одновременно выполнить движения в точном соотношении скоростей: индивидуально и коллективно.

4. Найти задачи, характеризующие основной и производные темпы движения.

5. Оформить одновременно движение в основном и производных темпах в групповом построении.

Упражнения строятся так, чтобы учащийся самостоятельно находил возможность двигаться в различных темпах, связанных точным соотношением. Например: музыкальное сопровождение диктует основной темп. Устанавливаются три сигнала: раз! - основной темп; два! - в два раза быстрее; три! - в два раза медленнее. Учащиеся, выполняя движение (ходьба, гимнастический несложный комплекс, простая пляска, фигурное построение), изменяют темп по сигналу.

Самый существенный момент в такого рода упражнениях - это именно момент «включения» нового темпа, так как здесь нужен очень четкий учет мускульной подготовки и очень точный и легкий переход к новому темпу, без всякой лишней затраты энергии и лишних движений. Это же упражнение проводится и без музыки, благодаря чему чрезвычайно усложняются тренировочные условия. Такое упражнение является наивысшей степенью трудности по данной теме, а также очень показательным способом проверки.

Такого же типа упражнения, в которых основной темп дается кем-нибудь из учащихся без музыкального сопровождения, а остальные выполняют движения в производных темпах и по сигналу меняют темп.

Следующий этап - это упражнения на индивидуальное одновременное сочетание движений в различных темпах, связанных точным соотношением (ходьба, бег, прыжки и одновременно движения рук или корпуса в разных темпах). В такого рода упражнениях очень ярко выявляется тренировочная задача и на координацию движений.

Затем ведется работа над задачами движения, характеризующими различные темпы, причем для каждого темпа - и основного и производного - могут быть найдены самостоятельные задачи, логически не связанные. Например: основной темп - «взять ведро, налить воды, взять тряпку, щетку, мыть пол»; в два раза медленнее - «на вокзале прохаживаться в ожидании поезда, рассматривать плакаты, покупать газету»; в два раза быстрее - «опаздывая на работу, собираться, искать нужные бумаги и т.п.».

Или же задачи могут быть объединены одной темой: «Вокзал. Зал ожидания». Темп в два раза медленнее основного: «Входят несколько пассажиров, предусмотрительно взявших билеты, сдавших багаж и приехавших за час до отхода поезда. Прохаживаются по залу, заинтересовываются слегка буфетом, но бутерброды запасены, и денег жалко. Усаживаются на скамьи». Основной темп: «Входят по очереди несколько пассажиров. Пришли вовремя. Берут билет. Покупают журналы в киоске и проходят на перрон». Темп в два раза быстрее: «Бегут опаздывающие. По дороге роняют вещи, поднимают. Бросаются к кассе, лезут без очереди. Берут билет. Забывают сдачу. Несутся на перрон».

И, наконец, упражнение строится так, что все установленные в нем темпы (и основной и производные) выполняются в групповом построении. Учащиеся разбиваются на количество групп, соответствующее количеству установленных темпов. Одна группа выполняет движения в основном темпе, другая в два раза медленнее и т.д. Задачи движения каждой группы могут быть самостоятельны и не зависеть друг от друга, или же задачи всех групп объединяются одной общей темой. Упражнения на соотношение скоростей оформляются гимнастическим и танцевальным движением, а также движением, подчиненным сценической задаче.

Тренировочные задачи данной темы неизбежно включают элементы координации движения и ориентировки в коллективе.

Внимание учащихся во всех упражнениях по темпу и по соотношению скоростей должно быть направлено:

1. на правильную мускульную подготовку и нагрузку движения,

2. на устойчивость в данном темпе,

3. на четкое и легкое переключение из одного темпа в другой.

   

 

Тема III

Метр

 

Слово «метр» - древнегреческого происхождения и употреблялось для обозначения размера стиха. В буквальном переводе это слово обозначает «меру».

Коренное значение слова метр, то есть «мера», остается неизменным и для нашей области, определяя время, в течение которого протекает мелодия. Таким образом, метр неизбежно сопутствует явлению ритма, но выполняет иную функцию. Музыкальный термин «ритм» обозначает организацию звуков во времени, а «метр» - измерение этого времени, то есть установление определенных вех, благодаря которым и является возможным такое измерение.

Музыкальная мелодия, построенная из звуков различных соотношений и по времени и по силе, представляет собой определенный, фиксированный во времени рисунок. Если изменить в этом рисунке хотя бы незначительно, одну его часть, то есть ввести какое-то иное соотношение звуков, то общий рисунок мелодии по сравнению с первоначальным будет иным. Получится другая мелодия. Это соотношение звуков и называется ритмическим рисунком данной мелодии.

Мелодия звучит во времени, она имеет временную протяженность. Поскольку это звучание является не случайным чередованием звуков, а организованной последовательностью, имеющей определенный рисунок и форму, - в нем могут быть различены отдельные моменты, слагающие этот целостный рисунок. При этом некоторые моменты являются как бы опорными, главными, а некоторые - подчиненными. Эти опорные моменты рисунка мелодии располагаются в определенной последовательности и представляют собой акценты, то есть периодически повторяющиеся ударения, разделяющие время звучания мелодии на определенные отрезки.

Если отбросить в данной мелодии все звуки, кроме опорных или ударных, то получится равномерное чередование в определенные промежутки времени отдельных звуков или акцентов, называемых метрическими ударениями, потому что благодаря их чередованию и возникает деление времени на определенные отрезки, то есть возникает возможность измерения.

Таким образом, хотя природа метра тесно связана с природой ритма, неотделима от нее и возникает неизбежно в связи с ней, тем не менее, выполняя вполне самостоятельную функцию, она имеет самостоятельное значение. Взаимоотношение ритма и метра и их зависимость могут быть определены следующим образом: мелодия как органическое целое заключает в себе определенный ритм, то есть организацию звуков во времени, а потому неизбежно включает и метр, то есть возникающую в связи с данным ритмом меру этого времени.

Обратная зависимость непременно привела бы к механизации этого процесса. Например: установить равномерные отрезки времени, заполнить их сочетаниями звуков, различных по длительности, высоте и силе, означало бы механически повторить навыворот процесс возникновения мелодии.

Итак, метр выявляется опорными, или ударными, моментами ритмического рисунка мелодии. Определяемые таким образом равномерные отрезки времени (от акцента до акцента) заполнены звуками различной длительности и силы. Для того чтобы установить объем каждого отрезка времени, необходима единица меры. Можно было бы сосчитать все звуки, заполняющие каждый отрезок времени, но тогда была бы утрачена равномерность, так как количество звуков и их соотношение может быть различно в каждом отрезке, и поэтому такой путь выявления метрической природы данной мелодии был бы несостоятельным.

Каждой мелодии присущ основной темп, определяемый ее характером. В любой данной скорости движения возможна равномерность чередования единиц. Слушая любую мелодию, можно установить ее темп и двигаться в этом темпе равномерно (ходьба или отстукивание рукой), не выполняя всех различных звуков, слагающих данную мелодию. За основу берется единица, наиболее характерная для основного темпа движения музыкальной мелодии.

                         

Для того чтобы вполне выявить и точно установить метрическую природу данной мелодии, а также определить объем отрезков времени, нужно определить периодические акценты, взять в основу единицу темпа и сосчитать количество единиц от одного акцента до другого. Таким образом, в зависимости от строения мелодии, образуется группировка определенного количества равномерных единиц, возникающая благодаря периодически повторяющемуся акценту или метрическому ударению. Количество единиц, заключающихся в отрезке времени между двумя периодическими акцентами, определяет так называемый размер музыкального произведения.

Каждая мелодия представляет собой своеобразный ритмический рисунок. Многообразие мелодий и ритмов неисчерпаемо, поэтому невозможно точно классифицировать ритмы по какому бы то ни было признаку. Метр в силу своей природы (мера, измерение) выявляется в очень четких и единообразных формах, поддающихся точному учету.

Размер мелодии, то есть количество равномерных единиц, группирующихся вокруг периодического акцента, может быть в зависимости от ее строения или двухчастным, то есть слагается из одной ударной, сильной, и одной неударной, слабой части, или же он может быть трехчастным - то есть одна сильная и две слабых части.

В зависимости от единицы счета размеры могут быть двухдольными и трехдольными. Например: единица счета данной мелодии - четверть; количество единиц размера - два.

- 2/4. Каждая единица, (символ ноты) - двухдольна, так как может дробиться на две доли, на две восьмых. Или: единица счета - (символ ноты); таких единиц в размере две. Каждая единица - трехдольна, так как заключает в себе три восьмых (доли). Чтобы обозначить такой размер условным знаком, дробью, пришлось бы написать 2/(символ ноты), что внесло бы путаницу в единообразие обозначения размеров.

Поэтому в таких размерах обозначается не количество частей, а количество долей, то есть это двухчастный (счет на два) трехдольный размер 6/8.

Каждый отрезок времени, определяемый данным музыкальным размером, называется «такт». Слово это латинского происхождения (tactum) и в буквальном переводе обозначает «удар». Периодические акценты, или метрические ударения, разделяют движение музыкальной мелодии на равные отрезки - такты. Таким образом, такт - это отрезок времени, определяемый количеством единиц данного размера. Например: размер 3/4 -

                         

Вертикальная черта, отделяющая на нотном стане один такт от другого, называется «тактовой чертой».

Усвоение основ музыкальной метроритмики как области наиболее очевидной и наиболее разработанной чрезвычайно облегчает работу над разрешением вопросов метроритмики движения.

Движение человеческого тела подчиняется закономерности ритма и метра, но выявляет эту закономерность иными, чем музыка, своими специфическими средствами.

Метрическая природа движения выявляется особенно ярко во всех процессах, требующих в силу их условий периодически повторяющихся движений. Главным образом - в пляске и в трудовых процессах. Если проанализировать. с точки зрения метра любой трудовой процесс - производственный или бытовой, - то окажется вполне возможным установить периодические «метрические ударения», найти единицу счета, учитывая основной темп движения, и таким путем определить размер.

В музыке метрическая природа изучена очень основательно, и очень подробно разработана система записи метра, классификация размеров и соответствующая терминология. Это и не могло быть иначе, так как в момент записи мелодии неизбежно возникает необходимость изучения метра как непременного условия сознательного восприятия и фиксирования музыки.

В движении, несмотря на всю очевидность закономерности метра, нет такой же явной, как в музыке, необходимости фиксации, и поэтому область метрической природы движения еще мало разработана..

Ритмическое воспитание разрабатывает проблему метра с точки зрения его воспитывающего воздействия и использует метрику движения как средство для развития соответствующих навыков.

Планировка движения на основе метрического принципа, то есть на основе равномерности и периодичности, чрезвычайно существенна, так как развивает ориентировку во времени и приучает к четкости и экономии движения.

Тренировочные задачи упражнений на метр сводятся к трем основным:

1. Метрический анализ (определение размера).

2. Устойчивость в метре (ориентировка во времени).

3. Четкость движения (отбор наиболее существенных моментов движения).

Работа начинается с упражнений, в которых необходимо установить метрическое ударение: ходьба, бег, гимнастическое движение с периодическим акцентом, который дается или музыкальным сопровождением, или самими учащимися.

Следующий этап - это осознание и определение размера. Поскольку навык темпа уже несколько упрочен, определение основного темпа, а отсюда установление единицы счета, не представляет особых затруднений. Наиболее целесообразный путь определения размера заключается в следующем:

1. Определить основной темп и установить таким образом единицу счета.

2. Установить метрическое ударение.

3. Сосчитать количество единиц от одного метрического ударения до другого, всегда считая ударение первой единицей, то есть называя его «раз».

Определение размера проводится также на движении и на ходьбе, так как это облегчает и определение темпа и счет единиц. Ударение исполняется или более тяжелым шагом, или хлопком, или гимнастическим движением на месте или на ходьбе.

В дальнейшем идет работа над дирижерским жестом, причем дирижирование применяется, конечно, не со специальными целями, а как чрезвычайно полезное средство тренировки метрического чутья.

В начале работы дирижерский жест исполняется гимнастически, в полном объеме движения, а потому в очень медленном темпе. В дальнейшем применяются различные темпы, и соответственно изменяется объем жеста.

 

Схема дирижерского жеста

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.