Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Дисциплины:
2022-10-27 | 22 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Рекомендовано
Министерством культуры Российской Федерации
В качестве учебного пособия в высших учебных заведениях искусств и культуры
Печатается в редакции издания 1935 года
Н. Збруева
Ритмическое воспитание актера: Методическое пособие. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2003. – 144 с.: нот.
КОРОТКО ОБ ЭТОЙ КНИГЕ
Предлагаемая вниманию читателя книга является переизданием книги Н.П. Збруевой «Ритмическое воспитание», вышедшей в 1935 году в качестве пособия для высших и средних театральных школ и студий.
В русской театральной школе наших дней учебная дисциплина «Ритмика» (или «Музыкально-ритмическое воспи- тание») входит в цикл специальных предметов, направленных на формирование пластической культуры актера. Ритмичность - психофизическое качество телесного аппарата актера, чрезвычайно важное для успешного сценического творчества: понятие темпо-ритма, введенное К.С. Станиславским, стало ключевым для характеристики сценического действия в «искусстве переживания». Отсюда вытекает то огромное значение, которое в театральных школах придается развитию качества, именуемого ритмичностью. Так, бывшие студенты режиссерского факультета, окончившие курс под руководством выдающегося режиссера и педагога А.Д. Попова, вспоминают: мастер мог снисходительно отнестись к студентам, по лености пропускавшим те или иные занятия, но категорически требовал неукоснительного посещения уроков Н.П. Збруевой.
Н.П. Збруева имела прекрасное музыкальное образование. В 1914-17 годах она училась в Петроградской консерватории, а в 1924 году окончила Институт Ритма, основанный в 1918 году группой музыкантов, прошедших стажировку у Э.Жак-Далькроза - прославленного реформатора системы музыкального образования. По окончании института Н.П. Збруева начала работу в театральных учебных заведениях: преподавала «Ритмику» в студии под руководством Ю.А. Завадского (1924-1928 годы), в ГИТИСе (с 1930 года до конца жизни), в театральном училище им. М.С. Щепкина (1932-1955 годы). Итогом десятилетнего педагогического опыта и стало пособие «Ритмическое воспитание».
|
Книга Н.П. Збруевой переиздается практически без сокращений: только из списка рекомендуемой музыкальной литературы исключено несколько модных в 30-е годы, а ныне устаревших произведений. Воспроизводится и предисловие к книге, написанное в 1935 году Н.Г.Александровой, которая первой из русских учениц Далькроза, прошедших у него полный курс обучения, начала применять его метод в педагогической практике. Оно может представлять интерес для тех педагогов нового поколения, кто о Далькрозе, его методе, об Институте в Хеллерау знает лишь понаслышке; из предисловия исключено всего несколько абзацев текста, продиктованных автору идеологией тридцатых годов и поэтому отмеченных чертами казенно-обязательного стиля.
Книга Н.П. Збруевой рекомендована к переизданию Гильдией режиссеров и педагогов по сценической пластике. Наше профессиональное объединение считает необходимым всемерно пополнять библиотеку специальной литературы, в том числе - и за счет возвращения в педагогический обиход незаслуженно забытых книг. На наш взгляд, «Ритмическое воспитание» Н.П. Збруевой будет реально способствовать повышению профессиональной культуры преподавателей театральных школ, причем не только тех, кто ведет курс музыкально-ритмического воспитания.
Г.Морозова
Гильдия режиссеров и педагогов
По сценической пластике
Предисловие
Книга Н. П. Збруевой по ритмике для теашколы является первой попыткой суммирования и опубликования опыта в данной области. В основу книги легла программа по ритмике, разработанная театральной секцией Московской ассоциации ритмистов в составе В. А. Гринер, Е. В. Коноровой, Е. В. Чаяновой и автора этой книги. Исходя из собственного педагогического опыта, автор дает на базе этой коллективно разработанной программы развернутую картину занятий по ритмике в теашколе.
|
Цели и задачи ритмического воспитания в теашколе, материал занятий, его систематизация и описание, установление последовательности прохождения, методы преподнесения этого материала, а также ряд конкретных примеров - вот содержание данной книги.
Трудности, стоявшие перед автором, могут быть вполне понятны только тем, кто знаком со всей многогранной сложностью системы ритмического воспитания. Кроме того, необходимо помнить, что ритмика в теашколе введена сравнительно не так давно, что перед преподавателями ритмики открываются громадные возможности совершенствования метода, что каждый новый год опыта обогащает педагога новыми творческими идеями и что поэтому всякая фиксация опыта сегодняшнего дня, имея в виду день завтрашний, представляет собой очень ответственную и сложную задачу.
Система ритмических упражнений, изложенная в данной книге, вытекает из системы ритмического воспитания швейцарского музыканта Эмиля Жак-Далькроза. В процессе работы русские ритмисты (Н.П. Збруева в том числе) давно уже отошли от учения Далькроза в его чистом виде, добиваясь метода приближения ритмической тренировки к специфике тех областей, в которых протекает их работа. Не может существовать ритмики «вообще», ритмики «универсальной»: она должна соответствовать требованиям каждой данной области и сообразно этому менять и свое содержание и свой творческий метод.
Автор данной книги разработал свой собственный творческий метод, сильно отличающийся от далькрозовского как в смысле тематики, так и в отношении переноса центра тяжести с отвлеченных, беспредметных упражнений на упражнения, связанные с работой будущего актера. Незыблемо далькрозовскими остались лишь его принцип воспитания ритмичности посредством музыки и движения и применение системы музыкальной метроритмики в качестве регулятора движения.
Тут уместно упомянуть о том, что преподавание такой сложной и новой дисциплины, как ритмика, вообще не укладывается в рамки какого-либо единого стабильного метода. В ритмике имеется ряд упражнений и даже целые отделы упражнений, ставшие общепринятыми, как бы канонизированными, но в основном ритмика есть дисциплина, покоящаяся в огромной мере на творчестве, часто даже на импровизации. Творческая личность преподавателя играет в данной дисциплине громадную роль, что неминуемо является причиной различия в методах ведения занятий у различных педагогов, хотя бы и крепко объединенных одной и той же системой. В частности, можно указать, например, на предлагаемый в данном пособии принцип тематической последовательности. Ряд преподавателей работает по этому принципу с большим успехом, но есть и другие преподаватели, не менее талантливые, которые работают с не меньшим успехом, концентрическим методом, захватывая несколько тем одновременно, как бы комплексно, расчленяя в сознании учащихся отдельные элементы этого целого, как то: темп, метр, динамика, ритмический рисунок, фразировка, форма и т.п., уже впоследствии, добившись сперва некоторого музыкально-ритмического развития своих учащихся.
|
Трудно себе представить в наше время педагога по движению, который прямо или косвенно, в той или иной мере, так или иначе не испытал бы на себе влияния идей Далькроза. Система ритмического воспитания Эмиля Жак-Далькроза имеет мировую известность и мировое распространение. Летом 1935 года Швейцария праздновала тройной юбилей: семидесятилетие Далькроза, тридцатилетие его системы и двадцатилетие Института ритма в городе Женеве, где живет и работает изобретатель.
Жизненный путь и творческое развитие Жак-Далькроза чрезвычайно интересны. Родился он в 1865 году в Вене. С детства обнаружил яркие музыкальные способности. Учился в консерваториях Вены и Парижа по классам фортепиано, органа и композиции. Учителями его были Брукнер и Делиб. В 1892 году он становится преподавателем музыкально-теоретических дисциплин в Женевской консерватории. В Женеве широко развернулась его активная творческая деятельность одновременно на трех поприщах: педагогическом, литературном и композиторском. Он выступает со статьями в различных музыкальных и литературных журналах, пишет крупные симфонические сочинения, оперу, скрипичный концерт, разрабатывает интересную систему сольфеджио и завоевывает большую популярность своими многочисленными песнями, написанными на собственные тексты и проникшими в самые широкие массы швейцарского населения. Огромный успех, выпавший на долю его цикла детских песен с движениями, предопределил дальнейший творческий путь Далькроза, так как направил его внимание на область взаимоотношения между музыкой и движением.
|
К началу девятисотых годов, наблюдая за своими учениками по сольфеджио, он окончательно убедился, что для повышения музыкальной культуры учащихся необходимо тренировать, воспитывать и развивать специальными упражнениями не только слух, но и ритмические способности: так как ритм по существу своему есть организованное движение, то и воспитывать чувство ритма лучше всего через движение. Исходя из этих соображений, Далькроз заставил своих учащихся ходить, бегать, прыгать, ложиться, вставать, гнуться, бороться с препятствиями, чувствовать ритм движения всеми мышцами своего тела. Движения эти регулировались музыкой. Музыкальная терминология, музыкальная теория, музыкальная метроритмика, архитектоника и форма легли в основу метода занятий.
Очень скоро он убедился в том, что ритмические дефекты зависят от целого ряда причин и физического и психического порядка. Могут быть, например, такие физические недостатки, как мускульная слабость, вялость или же, наоборот - перенапряженность. Борясь с этими недостатками, удается восстановить нормальную ритмичность. Могут быть недочеты в работе нервной системы, например, заторможенность или, наоборот, излишняя возбудимость. Соответствующие упражнения, регулирующие и тренирующие точные и целесообразные реакции, восстанавливают уверенную, четкую ритмичность. Недостатки в способности к координации движений могут гибельно отражаться на внешнем ритме человека. Тренаж координации движений приводит к положительным результатам. Слабая способность внимания, слабая память представляют собой также тормоз для выявления хорошего, четкого ритма. Работа над укреплением внимания и памяти способствует появлению точности и уверенности в ритмических движениях, будь то игра на рояле, читка стиха или танцевальное выступление.
Оказалось, что, борясь с ритмическими неточностями, восстанавливая в учащемся способность, казавшуюся ему ценной с точки зрения профессионально-музыкальной, Далькроз боролся с целым рядом психических недостатков, стало быть, воздействовал на психику, на характер, поведение, настроение и жизнеощущение своих учеников.
|
Призвав в постоянные консультанты профессора Женевского университета Жюля Клапареда, Далькроз устанавливает факт общевоспитательного значения ритмической гимнастики. Начинается новая стадия в истории системы. В чисто музыкальную дисциплину вкрапливаются все новые и новые упражнения, имеющие определенные цели общевоспитательного характера: для развития быстроты и точности реакции, для увеличения объема внимания, для тренировки памяти, для развития центров торможения и т.д. и т.д. Система, имевшая целью развитие в учениках ритмичности, обратилась в воспитание человека при помощи ритма. С этого времени Далькрозом начинают заинтересовываться, кроме музыкантов, педагоги, врачи, невропатологи.
Дальнейшим этапом в развитии системы было то, что сам Далькроз выразил в следующих словах: «Сначала у меня вовсе не было намерения добиваться художественности в наших физических упражнениях. Я рассматривал их только с психофизической точки зрения. Но скоро мне стало ясно, что не может быть совершенных и легких по форме телодвижений без того, чтобы они не удовлетворяли требованиям естественной гармонии и красоты. Воплощенный ритм должен непременно представлять красивое зрелище. Наши занятия являются общей подготовкой к искусству...» «...Пластика и музыка - сестры, обе они - дети ритма, регулирующего и стилизующего всякое художественное возбуждение». Он начинает вводить в занятия упражнения гимнастического, танцевального и выразительного характера, начинает увлекаться интерпретацией в движении музыкальных произведений. С этого времени к нему стремятся поступать в ученики профессиональные танцовщики, им заинтересовываются режиссеры, певцы, актеры. К этому же моменту, именно к 1909 году, он получает приглашение переехать в Германию с предоставлением ему хороших условий для педагогической и художественной деятельности. Далькроз принимает это предложение и покидает Женеву.
В окрестностях Дрездена, на высоком холме, в центре рабочего города-сада Хеллерау, известного своими замечательными художественными мастерскими, был построен по проекту архитектора Тессенова величественный дворец - Институт музыки и ритма, окруженный целой сетью домиков - общежитий для учащихся. В этом Институте стали заниматься дети рабочих Хеллерау и сотни взрослых учащихся, съезжавшихся со всех концов мира для изучения системы ритмического воспитания. Скромный Хеллерау внезапно стал одним из интереснейших культурных центров Германии. Основатель города-сада Хеллерау доктор Вольф Дорн, пригласивший Далькроза, сказал следующее: «Я думал дать детям только музыкальное воспитание, а получил несравненное обогащение жизни». Далькроз всегда говорил так: «Я не хочу воспитывать гениев. Я имею в виду всех тех, которые станут специалистами в какой-либо области, будь то ученый, художник или кто-либо другой. и думаю, что воспитание их должно быть таким, чтобы будить в них стихийное творческое начало, укреплять его и развивать». Далькроз, действительно, развивал творческие силы в каждом ученике, и в этом ценность его системы.
Радостно кипела в Хеллерау повседневная работа, руководимая и вдохновляемая педагогом-энтузиастом. Каждую весну устраивались празднества, во время которых большой зал Института с его системой переносных кубов, лестниц, колонн, дающих возможность быстро и легко менять сценическую площадку, с его амфитеатром для зрителей и люком для оркестра, превращался в замечательнейший театр. К услугам Далькроза был симфонический оркестр, ближайшими советчиками были известные художники и поэты. Открылись возможности постановки крупных сценических форм. Так, например, с большим своеобразием был поставлен «Орфей» Глюка. Имя Далькроза становилось все популярнее, число последователей возрастало, окончившие ученики, вернувшись каждый в свою страну, деятельно распространяли систему. Между прочим, к этому времени начинается знакомство с системой и в России. Мировая война смела все это блестяще поставленное дело самым беспощадным образом. Далькроз вернулся в Швейцарию и, водворившись опять в Женеве, основал там в 1915 году новый Институт, который является и до сегодняшнего дня рассадником далькрозовской системы в ее чистом виде.
Можно не принимать некоторых далькрозовских положений и практических приемов, можно оспаривать его систему в целом, можно предлагать другие, совершенно противоположные принципы ритмического воспитания, но нельзя не признавать за Далькрозом неоспоримую и высоко ценную заслугу, заключающуюся в том, что он первый в наше время заговорил о необходимости вернуть человечеству постепенно утрачиваемые им, вследствие отхода от ручного труда к механизированному, ритмические способности, так как без ритма жизнь делается менее полной и менее радостной.
Он сигнализировал эту опасность одновременно с немецким экономистом Карлом Бюхером, который в своем труде «Работа и ритм» пишет о том, что работа современного человека «не является более ни музыкой, ни поэзией», что деятельность, обусловленная определенной профессией, уже не есть веселая игра и радостное наслаждение; «искусство и техника в своем современном развитии чрезвычайно далеко отошли друг от друга». Но заканчивает свой труд Бюхер следующими словами: «...нельзя терять надежду на то, что некогда техника и искусство сочетаются в более высоком ритмическом единстве, которое возвратит духу веселую жизнерадостность, а телу - гармоническое развитие, каким отличались лучшие из первобытных народов». Как бы в ответ на эту высказанную надежду Далькроз создает свою систему ритмического воспитания.
Цель ритмики в теашколе заключается в том, чтобы дать будущему актеру уменье свободно и непринужденно, с одной стороны, и совершенно сознательно, с другой, распределять и планировать свои движения и действия во времени и пространстве в полном контакте с поставленной ему сценической задачей. Данная учебная книга намечает пути к достижению этой цели.
Н. Г. Александрова
Раздел первый
Планирование материала
В условиях теашколы ритмика является одним из звеньев общего комплекса дисциплин, помогающих воспитанию актера.
Как это явствует из самого названия предмета, основная задача ритмики в том, чтобы развить необходимую для актера «ритмичность».
Прежде чем расшифровывать смысл этого навыка, следует разобраться в самом явлении ритма и осознать его сущность.
Ритм - понятие чрезвычайно многообъемлющее. Можно прочесть и услышать о «ритме спектакля», «ритме образа», «ритме здания», «ритме картины», «ритме песни», «ритме трудового процесса» и т.д. Очевидно, что под этим термином подразумевается некое явление, действующее в самых разнообразных областях, но сохраняющее притом свои основные свойства, а потому объединяемое одним и тем же понятием. В чем же заключаются основные свойства этого сложного и многообразного явления?
Всякий процесс организации материала заключается в том, что различные элементы этого материала приводятся в определенные соотношения друг с другом. При этом самые соотношения элементов определяются направленностью всего процесса, в результате чего материал приобретает органическое единство.
Звуки - это элементы музыки, но только тогда можно воспринять ряд звуков как мелодию (то есть как некое органическое целое), когда звуки находятся в определенных закономерных соотношениях друг с другом.
Материал стройки - это кирпич, дерево, стекло, железо и т.п. Когда части этого материала приводятся в закономерно организованное соотношение, - например, строится дом, - то получается некое единство. Когда элементы того же материала находятся в случайном соотношении, то это просто груда строительного материала и ничего больше. Сами соотношения частей материала определяются направленностью всего процесса в целом. Соотношения звуков диктуются музыкальным замыслом композитора, создающего мелодию, соотношения частей постройки - замыслом архитектора, проектирующего здание.
«Ритм песни», «спектакля», «здания» и т.п. и есть закономерность соотношения частей, образующая органическое единство целого. Ритм одной мелодии отличается от ритма другой, ритм одного спектакля - от ритма другого, потому что в каждой мелодии звуки организуются в особый, ей одной присущий рисунок и в каждом спектакле осуществляется особое соотношение его компонентов.
Итак, явление, называемое словом «ритм», можно определить как закономерность соотношения частей материала, организованного в единое синтетическое целое.
И наоборот, «аритмия», то есть отсутствие ритма, - это неорганизованное состояние материала, когда его отдельные элементы находятся в случайном соотношении друг с другом.
Ритм проявляется не только в процессах деятельности человека (труд, быт, искусство). Процесс любой области жизни природы заключает в себе ритм. Например: кровообращение, дыхание организма; явления морского прилива и отлива; движение тел солнечной системы, - словом, всякий процесс существования материи.
Речь и движение являются тем «материалом», который актер организует, выявляя свой творческий замысел, и в этом процессе организации материала, как во всяком другом, огромное значение имеет ритм как закономерность соотношения, соразмерности и сообразности частей, закономерность, образующая единство и гармоничность целого.
«Ритмичность» у актера должна быть чрезвычайно развитой, чтобы он мог строить свое сценическое поведение в соответствии с творческим замыслом. В первоначальный период работы актера, когда он имеет дело с сырым материалом, который необходимо преобразовать в стройное целое, большую роль играет степень развития у актера чувства ритма.
На следующих этапах работы актера, когда созданный им образ выявляется в речи и в движении, роль ритма особенно существенна.
Конкретные ритмические соотношения частей определяются направленностью и характером процесса. Человек работает. Строгает доски. Направленность трудового процесса определяет комплекс необходимых движений и их взаимоотношение. Кроме того, конкретные ритмические соотношения обусловливаются характером материала. Доска - сосновая или дубовая, суковатая или ровная. В зависимости от свойств материала движения работающего несколько изменяются в смысле соотношения сил, нажима, скорости и т.п.
Кроме свойства материала, существенное значение имеют свойства инструмента (инструмент острый, тупой, легкий, тяжелый и пр.). Играют роль, наконец, и особенности работающего человека: свойства его физического аппарата, его умение, его состояние в момент работы, его отношение к работе и т.п.
Эти специфические свойства материала, орудия и двигателя определенным образом влияют на ритм того или иного трудового процесса. Наиболее сложны свойства живого двигателя (человека), ибо они определяются не только его биологической, но и его социальной природой.
Ритм как закономерность, помогающая организации сценического материала, может быть раскрыт и развит только при условии полного овладения сценическим материалом во всех его особенностях. Поэтому работа над сценическим ритмом должна быть составной частью преподавания мастерства актера.
Задача ритмики и как тренирующей дисциплины заключается в том, чтобы максимально развить и обострить присущую человеку «ритмичность» и подготовить, таким образом, почву для дальнейшей, уже гораздо более сложной, работы актера над сценическим образом.
Чувство ритма
Так называемое «чувство ритма» - «ритмичность» - отнюдь не является каким-то необъяснимым и необычайным «шестым чувством». Название это образное и обозначает оно умение человека устанавливать и воспринимать соотношения отдельных моментов движения, образующих законченное органическое целое, то есть умение создавать, выявлять и воспринимать «ритм».
В основном это умение сводится к учету конкретных ритмических соотношений, в которых протекает какой-либо процесс (бытовой, трудовой или творческий). Несомненно, что чем полнее человек осознал смысл и воспринял содержание данного процесса, тем легче ему воспринять конкретные ритмические соотношения, то есть раскрыть и воспринять ритм, присущий данному процессу.
Но в работе над выявлением своего замысла человек часто встречается с целым рядом препятствий, возникающих или на почве присущих ему органических недостатков, или вследствие неразвитости навыков к работе с данным материалом. Полная «аритмия», то есть полное отсутствие способности восприятия соотношений (временных, пространственных и пр.), невозможна в живом организме. Явления же частичной «аритмии» встречаются довольно часто и происходят в результате нарушения нормальной деятельности нервно-мышечного аппарата. Это нарушение может быть органическим, - в таком случае методами одной только воспитательной работы помочь делу нельзя и требуется лечебное воздействие. В случае же, если такое нарушение возникло под влиянием тех или других специфических условий развития организма, воспитательная работа - и в первую очередь устранение дурно влияющих условий - может успешно содействовать восстановлению нормальных свойств человеческого организма, одним из которых является «чувство ритма».
Примеры частичной аритмии
1. Слабое ощущение времени и поэтому плохая ориентировка во времени. Примеры такой «аритмии» можно постоянно наблюдать на перекрестках городских улиц, когда пешеход обнаруживает свое неумение учесть время, в течение которого переход через улицу еще свободен.
2. Слабое ощущение пространства - неумение распределить то или иное движение в данных пространственных условиях. В трамвае, в магазине, на лестнице можно наблюдать случаи, обнаруживающие беспомощность того или иного человека в смысле ориентировки в пространстве.
3. Неумение учитывать количество мускульной энергии, необходимой для выполнения движения. Например, чтобы отрезать кусок хлеба, человек иногда затрачивает гораздо больше усилий и напряжения, чем это нужно, - поэтому или прорезает вместе с хлебом и скатерть, или мнет хлеб.
Такой тип людей в быту обычно называют «увальнями», «медведями» и т.д. Между тем, причина неловкости этих людей и их «неумения ориентироваться» сплошь и рядом заключается именно в такой частичной «аритмии».
Задача ритмического воспитания актера не столько в том, чтобы бороться с явлениями «аритмии», потому что, как правило, в теашколы принимаются люди, обладающие нормальным развитием, сколько в том, чтобы повысить и обострить присущую человеку «ритмичность» и развить у будущего актера предельную ритмическую ориентировку и чуткость к ритму.
Так называемое «чувство ритма», то есть ощущение соразмерности и сообразности отдельных элементов целого, над развитием которого работает ритмическое воспитание, определяется, как уже сказано выше, комплексом навыков. В основе этого комплекса заключаются следующие пять элементов:
1. Ощущение времени.
2. Ощущение пространства.
3. Ощущение веса.
4. Ощущение объема.
5. Ощущение мускульной энергии.
В работе актера развитие этих элементов особенно важно, потому что в сценических условиях конкретные ритмические соотношения - временные, пространственные и прочие - чрезвычайно многообразны и изменчивы.
Сценические условия резко отличаются от условий бытовых, поэтому актеру необходимо развить в себе умение быстро учитывать эти условия и легко переключаться при каждом их изменении. Например, вес и объем вещей сценического реквизита сплошь и рядом не соответствуют натуральным весу и объему изображаемых вещей (рояль из фанеры, тачка из картона и т.д.). Обыгрывая эти вещи, актер должен уметь соразмерить свое движение соответственно назначению вещи, а не ее бутафорскому весу и объему.
Помимо этих пяти основных элементов, вырабатывается целый ряд других навыков, необходимых актеру в его работе:
1. Внимание- умение сосредоточиться на необходимом объекте в любых условиях и обстоятельствах.
2. Координация- умение одновременно сочетать различные самостоятельные движения.
3. Ориентировка в пространстве и в коллективе - умение быстро соразмерить данное движение с пространственными условиями, а также соразмерить движение с движением группы.
4. Устойчивость в данном темпе и метре движения.
5. Быстрое и легкое переключение из одного темпа в другой.
6. Учет соотношения скоростей.
7. Правильный учет мускульной нагрузки движения.
8. Умение планировать движение на основе данного ритмического рисунка.
9. Умение логически планировать движение (учитывая сценическую задачу и органический ритм).
Из этих навыков координация движения является главным специфическим навыком, развиваемым системой ритмического воспитания.
Учет условий
Так как ритмика сочетает в качестве средств воспитания музыку и движение, которые представляют собою различные виды искусства, то часто возникают досадные недоразумения, и педагогический метод органического слияния музыки и движения рассматривается как новый вид искусства. На самом деле цель метода ритмики - это воспитание и развитие комплекса навыков, слагающих «ритмичность», необходимую актеру в его работе.
Планирование материала
Материал курса располагается по темам, которые определяются основной задачей работы, то есть задачей развития соответствующих навыков. Темы мы устанавливаем в их логической последовательности, учитывая процесс восприятия и руководствуясь основным методическим принципом системы: от инстинктивного восприятия - путем последовательного анализа - к сознательному усвоению.
Примерная схема планирования материала
1-я тема. Внимание. Координация. Ориентировка.
2-я тема. Темп. Точное соотношение скоростей.
3-я тема. Метр.
4-я тема. Длительности.
5-я тема. Ритмический рисунок.
6-я тема. Фразировка.
Музыкальное сопровождение
В качестве музыкального материала в работе по ритмическому воспитанию применяется несложная, так называемая «учебная» музы литература, а по мере усложнения задач - и художественная (классическая и современная) музыкальная литература. В тех случаях, когда это необходимо (например, когда музыка строится в связи с уже зафиксированным рисунком движения), музыкальное сопровождение импровизируется или специально сочиняется.
При оформлении упражнений конкретным музыкальным примером и конкретным рисунком движения применяются различные приемы.
Устанавливается тренировочная задача и ее условия (например, ускорение и замедление темпа), и выбирается соответствующий музыкальный пример, в котором ускорение и замедление оправдано его содержанием.
Данный музыкальный пример берется за основу, и строится движение, органически ему соответствующее.
Органическое соответствие может быть достигнуто только, если учтены все данные музыки и все данные движения. Если в музыкальном примере четыре предложения, в каждом предложении три фразы, причем первая и вторая - двутакты, а третья - четверотакт, то планировка движения должна соответствовать этой структуре, то есть каждой фразе должна соответствовать «единица» движения. Если в первых двух предложениях идет нарастание, а в следующих - ослабление динамики, то объем и мускульная нагрузка движения должны отражать эту кривую динамических оттенков. Если музыка легкая и веселая, то должны быть найдены такие условия, которые оправдывали бы характер и рисунок движения.
Другой прием: устанавливается тренировочная задача и ее условия (например, раскрыть органический ритм движения). Выбирается законченный трудовой процесс, и на основе ритма и динамики этого процесса подбирается соответствующая музыка. Найти в музыкальной литературе всецело подходящий пример почти невозможно. Поэтому в таких случаях применяется или импровизация, или монтаж музыкального сопровождения.
Чему же научится человек, прошедший курс ритмического воспитания? Что он получит в результате этой работы?
Он развивает в себе навыки, вспомогательные для его деятельности, то есть для актерского мастерства. Он создает условия, благодаря которым становится возможной специальная работа в области сценического ритма, или иначе - ритма сценического поведения. Он преодолевает те многие препятствия, которые мешают этой специальной работе, а в некоторых случаях делают ее невозможной.
Эти препятствия заключаются, во-первых, в явлениях так называемой «частичной аритмии», то есть в неумении человека ориентироваться даже в обычных, а не только в более сложных сценических условиях. Во-вторых, эти препятствия возникают от недостатка «ритмической культуры», то есть от недостаточно сознательного и волевого владения ритмом.
Может ли каждый человек приобрести в результате тренировочной работы навыки «ритмичности» и «ритмическую культуру»? Несомненно, может, если он обладает здоровым психофизическим аппаратом и работоспособностью. Но это не значит, что каждый «ритмичный» человек непременно будет хорошим актером. Наличие «ритмичности» еще не определяет полностью профпригодности актера. Обратное положение, однако, несомненно: «неритмичный» человек не может быть полноценным актером.
Итак, ритмика - это звено в общей цепи дисциплин, слагающих комплекс воспитания актера.
Методика построения урока
В зависимости от материала урока степень физической нагрузки может быть различной, и эта нагрузка должна распределяться применительно к кривой обычного урока гимнастики. Что же касается психической нагрузки, то есть главным образом работы внимания, то здесь именно в силу сложности задач, специфичных для системы ритмического воспитания, возможна более высокая ее степень.
Кривая урока в первую очередь определяется подготовленностью аудитории, легкостью усвоения предмета учащимися, общим культурным их уровнем, состоянием дисциплины и пр. Нужно учесть все эти условия, а также принять во внимание, какой урок предшествовал занятию по ритмике. На основе всех этих данных строится кривая.
Если общие условия развития аудитории нормальны и если уроку по ритмике не предшествовало занятие, требовавшее усиленной работы внимания, то урок начинается с упражнения, организующего внимание. Второй момент урока - повторение уже знакомого материала, не требующего особого напряжения внимания. Третий момент - проработка нового материала (усиленно сосредоточенное внимание) и четвертый момент - разрядка, отдых. В зависимости от конкретных условий работы могут происходить всевозможные изменения кривой урока.
Целью урока является проработка стержневой темы. Материал темы оформляется в различных видах упражнений, а планировка упражнений, то есть кривая урока, как уже сказано выше, определяется конкретными данными аудитории. В некоторых случаях аудитория настолько легко и быстро усваивает задание, что нет никакой необходимости задерживаться на постепенном развитии основного упражнения при помощи ряда подсобных. В других случаях усвояемость у учащихся настолько слаба, что весь урок протекает на одних только подсобных упражнениях, и разрешение основной задачи приходится переносить на следующий урок. Для наибольшей четкости работы и наиболее устойчивого закрепления приобретенных ранее навыков в урок включаются уже знакомые упражнения, так как путем систематического повторения достигается столь необходимая в развитии «ритмичности» четкость и устойчивость.
Принципы и приемы построения упражнений определяются спецификой системы ритмического воспитания. Очень трудно создать «комплекс ритмических упражнений», применимых в каждом данном случае, потому что в основе методики развития навыков ритма лежит условие бесконечного разнообразия конкретного материала тренировки. Оформление упражнений, то есть конкретная музыка и конкретное движение, с ней связанное, определяется таким многообразием условий, которое нет никакой возможности, а главное нет никакого смысла заключить в тесные рамки «рецептуры». Конкретный характер упражнений зависит и от аудитории, и от музыки, и от изобретательности педагога, строящего соответствующие движения, и от помещения, и от целого ряда подобных условий, которые немыслимо заранее предвидеть.
Несомненно, что каждый педагог в процессе длительного опыта вырабатывает круг фиксированных упражнений и пользуется ими в качестве готового материала в соответствующих случаях. Педагоги, работающие в одной области (теашколы, музшколы и др.), сплошь и рядом заимствуют друг у друга такой готовый материал, но этим кругом готового материала ни в какой мере не исчерпывается все многообразие применяемых на практи<
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!