Темп и точное соотношение скоростей — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Темп и точное соотношение скоростей

2022-10-27 20
Темп и точное соотношение скоростей 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

                         

 

Темп  

 

Термин «темп» происходит от латинского слова tempus, то есть «время». На итальянском языке это слово преобразовалось в tempo, но сохранило свое значение.

В музыкальной терминологии, пользующейся главным образом словами итальянского языка (поскольку начало современной теории музыки было положено в Италии), значение слова tempo суживается, и оно применяется для обозначения скорости музыкального движения. В системе ритмического воспитания слово «темп» употребляется как музыкальный термин, то есть как обозначение скорости движения и соответствующего навыка - умения воспроизводить и выдерживать эту скорость (переключение темпов, устойчивость в темпе).

Для обозначения различных темпов в музыке употребляются итальянские названия, определяющие отчасти характер музыкального произведения и указывающие на соответствующую ему скорость музыкального движения.

Например:

Largo - «широко» -очень медленный темп.

Adagio - «удобно» - несколько быстрее.

Andante - «идучи», «идя» - еще немного быстрее.

Moderato - «умеренный» -средний темп.

Аllegrо - «весело», «бодро» - быстрый темп.

Р r еstо - «торопливо» -очень быстрый темп.

На практике ритмической работы применяются следующие обозначения темпов:

Средний

Замедленный Ускоренный

Медленный Быстрый

Эти пять основных темпов, конечно, не являются абсолютными величинами. Представление о каждом из них условно. Тем не менее, говоря о «среднем» темпе, каждый человек может ясно представить себе соответствующую, обычную для данного процесса скорость движения и от этой средней скорости установить новые скорости или в сторону замедления, или, наоборот, в сторону ускорения. Темп музыкального произведения определяется его характером. Темп движения человека определяется его характерными особенностями и конкретными условиями, влияющими на его поведение. Каждому процессу свойственен наиболее удобный темп, зависящий от целого ряда условий.

Условия, определяющие темп движения человека в трудовом процессе:

Состояние психофизического аппарата.

Индивидуальные особенности темперамента.

Материал и его состояние (вес и объем предметов и пр. и пр.).

Качество инструмента при трудовом процессе (острый, тупой, тяжелый, легкий и пр. и пр.).

Часто бывает трудно изменить привычный темп движения, особенно если он выработался в результате постоянной, однообразной работы.

В процессе развития навыков темпа применяются два методических подхода. Один идет по линии раскрытия задачи, по существу ее требующей определенного темпа движения. Например: «нездоровье», «усталость», «долгое и томительное ожидание» и т.п. - задачи, неизбежно диктующие замедленный или медленный темп движения. И наоборот: «сборы в экскурсию», «запоздалое приготовление сцены к спектаклю» и т.п. - задачи, по существу требующие ускоренного или быстрого темпа.

Второй подход направлен по линии разработки чисто технических приемов движения в том или ином темпе путем осознания мускульной подготовки и мускульной нагрузки движения в различных темпах.

Оба эти подхода вполне равноценны и дополняют друг друга. Было бы неверным отрывать мысль (содержание задачи) от ее воплощения (оформление задачи, техника выполнения), то есть «внутреннее» от «внешнего», представляющих собой некое единство. Но подход к овладению этим единством как навыком возможен и с той и с другой стороны. Применение в каждом случае того или иного методического приема определяется конкретными данными аудитории, вплоть до индивидуальных особенностей каждого учащегося.

Навыки темпа, развиваемые ритмическим воспитанием, по существу сводятся к следующим двум:

1. Устойчивость в данном темпе, то есть умение выдержать определенную скорость движения в течение достаточно длительного отрезка времени, не ускоряя и не замедляя.

2. Переключение темпов - умение легко и четко изменить скорость движения, не постепенно ускоряя или замедляя, а внезапно переходя от одной условно установленной скорости к другой.

Для укрепления этих основных навыков ведется работа по развитию подсобных навыков, заключающихся в умении учитывать мускульную подготовку и мускульную нагрузку движения. Эти навыки в свою очередь являются основными в работе всех дисциплин, специально тренирующих технику движения. Поэтому в работе по ритмическому воспитанию эти уже отчасти приобретенные навыки связываются со специально тренировочными задачами по темпу (устойчивостью в темпе и переключением темпов).

Учитывать мускульную подготовку движения - значит уметь правильно распределять степень мускульного напряжения, необходимого для начала данного движения. В привычных условиях жизни эта подготовка совершается автоматически (бессознательно), в силу длительно вырабатываемых навыков приспособления. Если нужно поднять тяжелый ящик или взять со стола стакан, то в том или в другом случае нужна совершенно разная мускульная подготовка и различная затрата мускульной энергии, учитываемая автоматически.

Неумение учитывать и распределять мускульную энергию сказывается очень ярко и наблюдается довольно часто, когда человек, привыкший к большой затрате энергии (например, работа грузчика), поставлен в условия, требующие сравнительно малой затраты (отрезать кусок хлеба). Если навык легкого переключения не развит, движения этого человека во втором случае будут чрезвычайно неловкими или «неуклюжими».

Причина этой «неуклюжести» кроется именно в неумении рационально расходовать мускульную энергию, в неумении учитывать соотношение цели движения, его задачи и необходимой мускульной подготовки. Другими словами, это явление указывает на отсутствие элементарной «ритмичности».

Учет мускульной нагрузки движения обозначает умение рассчитать расходование мускульной энергии так, чтобы затрачивать на данное движение необходимый минимум энергии. Расточительность энергии во время движения (характеризованная вышеприведенным примером) также указывает на недостаток «ритмичности». Развитие всех этих необходимейших актеру навыков идет по линии осознания задачи движения и учета необходимой для его выполнения мускульной энергии и в момент подготовки и в момент «нагрузки».

Музыкальное сопровождение дает стимул к движению в различных темпах, благодаря чему появляется возможность большого разнообразия тренировочных условий. Упражнения строятся так, чтобы учащийся был поставлен в необходимость учитывать все новые и постоянно изменяющиеся условия движения, требующие быстрого и четкого приспособления. Первый этап работы - это применение к данному темпу музыкального сопровождения (слуховое восприятие). Затем следуют упражнения, где темп движения дается одним из учащихся, а вся группа применяется к этому темпу уже на основе не слухового, а зрительного восприятия. Дальнейшая работа идет по линии все усложняющихся тренировочных условий, сохраняя все те же тренировочные задачи (устойчивость и переключение). В «текучих» упражнениях, построенных на гимнастическом или танцевальном движении, а также на движении с предметами (стулья, мячи, книги и пр.), применяется «переменное» музыкальное сопровождение, то есть чередование различных темпов, а также чередование музыки с длительными паузами, во время которых движение продолжается. В данной теме возможны следующие примерные тренировочные условия:

1. Музыка прекращается, движение продолжается без музыки, сохраняя данный темп.

2. Несколько смонтированных музыкальных отрывков, различных по темпу. Найти задачу движения, определяющую каждый данный темп.

Например: «Сижу, читаю. Темнеет. Надо зажечь электричество. Комната незнакомая. Ищу выключатель. Нахожу. Поворачиваю. Осматриваю комнату, при электричестве она выглядит иначе. Возвращаюсь к книге. Снова принимаюсь читать».

Или: «Сижу в кресле. Устал. Нездоровится. Стемнело. Надо зажечь свет. Не хочется вставать. Совсем темно. Встаю нехотя. Иду осторожно. В темноте нащупываю выключатель. Сразу яркий свет. Ослепляет. Нужно садиться писать. Не хочется. Вижу газету. Иду к креслу. Сажусь. Нехотя берусь за газету».

Или: «Сижу. Читаю письмо. В комнате горит лампа. Слышу шаги. Не хочу показывать письмо. Вскакиваю. Тушу электричество. Ложусь и делаю вид, что сплю».

В этих трех примерных задачах - три различных, условных, конечно, темпа. Первый - средний, второй - несколько замедленный, третий - ускоренный.

Такие упражнения проводятся и индивидуально, и по группам, и всей группой одновременно. Сперва с музыкальным сопровождением, а затем «наизусть» (без музыки).

3. Монтаж музыкальных отрывков, различных по темпу. Соответствующее количество групп. Каждая группа самостоятельно оформляет темп своего отрывка движением. То же - наизусть. По сигналу группы меняются отрывками (момент внезапного, неожиданного переключения).

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.