Описание Зверинского В.В. № 1707 — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Описание Зверинского В.В. № 1707

2022-11-27 36
Описание Зверинского В.В. № 1707 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Куржанская, мужская пустынь, ныне часовня и памятник иноку Евфросину на острове озера Куржанского, при деревне Курженское озеро, Олонецкой губернии Вытегорского уезда, в 89 верстах к северо-востоку от Вытегры. Существовала в 17 столетии».

Уточнения и дополнения к описанию

Евфросинова пустыня основана в Обонежской пятине на острове Курженского озера. Ныне – островок на озере Куржинском в Вытегорском районе Вологодской области.

 

 

Фото Александра Старицына, 2013 год.

 

В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Курженской пустыни показано на листе карты № 5, шифр – 18-9.

Основатель пустыни

Пустынь возникла в 17 веке. Название своё Курженская пустынь получила от названия озера. Недалеко от Куржинского озера начинается река Андома. По административно-территориальному делению Курженское озеро относилось к Андомскому погосту. Поэтому второе название пустыни – Андомская (Андоморецкая).

Основатель пустыни – преподобный ЕвфросинКурженский (Куржеский, Андомский, Каргопольский), пустынник. Евфросин Андомский не канонизирован, почитание его было местным.

В «Книге глаголемой» о нем написано: преподобный Евфросин пустынник Куржеский чудотворец. Преставился в Андогской (это ошибка!) пустыни летом 1652 года.

Зверинский Василий Васильевич в описании Андогской пустыни также упоминает, что здесь покоятся мощи преподобного ЕфросинаКуржеского.

В «Книге глаголемой» информация взята из книги Александра Ратшина [см. библиографию ниже - ред.]. Но речь там идет о другом Евфросине - блаженном Евфросине, настоятеле Усть-Андогской пустыни на Андозере.

Из-за похожих названий пустыней, отличающихся одной буквой, и одинакового имени настоятелей произошла путаница и стала перемещаться из книги в книгу.

Основатель Андомской пустыни похоронен в своей пустыни на Курженском озере. Память о Курженском отшельнике долго сохранялась в народе.

В середине 19 века над могилой его стоял памятник.

Евфросин, по словам ЕпифанияВиданьского, поселился на Куржинском озере, спасаясь от «никоновой ереси».

Патриарх Никон

В 1652 году 22 июля новгородский митрополит Никон избран на патриарший престол.

Митрополит Макарий в своей книге писал: «Недолго управлял Церковью патриарх Никон: всего 6 лет. Но надобно удивляться, как и 6 лет мог он устоять на высоте своей святительской кафедры. С самого вступления на неё он принялся за исправление церковных книг и обрядов на основании древних греческих и славянских рукописей и вёл дело с такою горячею ревностью и непреклонностию воли. Но истинное значение этого дела, его важность и настоятельную нужду для церкви понимали тогда у нас вполне кроме самого Никона только весьма немногие. Все другие или мало понимали, или вовсе не понимали и покорялись Никону кто лишь из чувства страха пред ним, кто по чувству уважения к церковной власти, в частности – к власти Восточных патриархов и Соборов, принимавших участие в этом деле. Некоторые же тотчас открыто протестовали против предприятия Никонова и говорили, что наши церковные книги, изданные при прежних патриархах, вовсе не требуют исправлений и содержат истинную православную веру, которой спасались наши предки, что Никон не правит, а портит книги, искажает старую веру и вводит новую, что он еретик – враг Божий. И при том грубом невежестве, какое господствовало у нас, при всеобщей слепой привязанности к церковным обрядам, как будто в них заключается самая вера, этот протест нашёл себе тайное сочувствие во всех слоях нашего общества и всюду возбуждал всеобщую неприязнь и ненависть к Никону».

Первые шаги в деле реформирования церковной службы сделаны Никоном в 1653 году. И сразу же выявились противники никоновых новшеств, и главный из них – протопоп Иоанн Неронов.

Никон понял, что ему нужна опора в лице собора – собрания авторитетных церковных правителей. Собор состоялся в 1654 году и поддержал Никона. На нём присутствовал и Вологодский архиепископ Маркелл. Не согласиться с Никоном из 36 человек осмелился только один – епископ Павел Коломенский.

На Московском Соборе 1655 года было принято решение о печатании нового «Служебника». В конце года «Служебник» напечатан.

В 1656 году состоялся Собор, который проклял Ивана Неронова и его единомышленников, как непокоряющихся Церкви. Это было начало раскола в Русской церкви.

С 1656 года некоторые монахи, противники реформы богослужения, стали уходить из больших монастырей в отдаленные малонаселенные места.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.