Македонская Н. М. ЕвфросиноваКурженская (Куржинская) Троицкая мужская пустынь. — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Македонская Н. М. ЕвфросиноваКурженская (Куржинская) Троицкая мужская пустынь.

2022-11-27 61
Македонская Н. М. ЕвфросиноваКурженская (Куржинская) Троицкая мужская пустынь. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Македонская Н. М. ЕвфросиноваКурженская (Куржинская) Троицкая мужская пустынь.

Другое название: ЕвфросиноваАндомская (Андоморецкая) Троицкая мужская пустынь.

Описание Зверинского В.В. № 1707

«Куржанская, мужская пустынь, ныне часовня и памятник иноку Евфросину на острове озера Куржанского, при деревне Курженское озеро, Олонецкой губернии Вытегорского уезда, в 89 верстах к северо-востоку от Вытегры. Существовала в 17 столетии».

Уточнения и дополнения к описанию

Евфросинова пустыня основана в Обонежской пятине на острове Курженского озера. Ныне – островок на озере Куржинском в Вытегорском районе Вологодской области.

 

 

Фото Александра Старицына, 2013 год.

 

В «Церковно-историческом атласе Вологодской области» место Курженской пустыни показано на листе карты № 5, шифр – 18-9.

Основатель пустыни

Пустынь возникла в 17 веке. Название своё Курженская пустынь получила от названия озера. Недалеко от Куржинского озера начинается река Андома. По административно-территориальному делению Курженское озеро относилось к Андомскому погосту. Поэтому второе название пустыни – Андомская (Андоморецкая).

Основатель пустыни – преподобный ЕвфросинКурженский (Куржеский, Андомский, Каргопольский), пустынник. Евфросин Андомский не канонизирован, почитание его было местным.

В «Книге глаголемой» о нем написано: преподобный Евфросин пустынник Куржеский чудотворец. Преставился в Андогской (это ошибка!) пустыни летом 1652 года.

Зверинский Василий Васильевич в описании Андогской пустыни также упоминает, что здесь покоятся мощи преподобного ЕфросинаКуржеского.

В «Книге глаголемой» информация взята из книги Александра Ратшина [см. библиографию ниже - ред.]. Но речь там идет о другом Евфросине - блаженном Евфросине, настоятеле Усть-Андогской пустыни на Андозере.

Из-за похожих названий пустыней, отличающихся одной буквой, и одинакового имени настоятелей произошла путаница и стала перемещаться из книги в книгу.

Основатель Андомской пустыни похоронен в своей пустыни на Курженском озере. Память о Курженском отшельнике долго сохранялась в народе.

В середине 19 века над могилой его стоял памятник.

Евфросин, по словам ЕпифанияВиданьского, поселился на Куржинском озере, спасаясь от «никоновой ереси».

Патриарх Никон

В 1652 году 22 июля новгородский митрополит Никон избран на патриарший престол.

Митрополит Макарий в своей книге писал: «Недолго управлял Церковью патриарх Никон: всего 6 лет. Но надобно удивляться, как и 6 лет мог он устоять на высоте своей святительской кафедры. С самого вступления на неё он принялся за исправление церковных книг и обрядов на основании древних греческих и славянских рукописей и вёл дело с такою горячею ревностью и непреклонностию воли. Но истинное значение этого дела, его важность и настоятельную нужду для церкви понимали тогда у нас вполне кроме самого Никона только весьма немногие. Все другие или мало понимали, или вовсе не понимали и покорялись Никону кто лишь из чувства страха пред ним, кто по чувству уважения к церковной власти, в частности – к власти Восточных патриархов и Соборов, принимавших участие в этом деле. Некоторые же тотчас открыто протестовали против предприятия Никонова и говорили, что наши церковные книги, изданные при прежних патриархах, вовсе не требуют исправлений и содержат истинную православную веру, которой спасались наши предки, что Никон не правит, а портит книги, искажает старую веру и вводит новую, что он еретик – враг Божий. И при том грубом невежестве, какое господствовало у нас, при всеобщей слепой привязанности к церковным обрядам, как будто в них заключается самая вера, этот протест нашёл себе тайное сочувствие во всех слоях нашего общества и всюду возбуждал всеобщую неприязнь и ненависть к Никону».

Первые шаги в деле реформирования церковной службы сделаны Никоном в 1653 году. И сразу же выявились противники никоновых новшеств, и главный из них – протопоп Иоанн Неронов.

Никон понял, что ему нужна опора в лице собора – собрания авторитетных церковных правителей. Собор состоялся в 1654 году и поддержал Никона. На нём присутствовал и Вологодский архиепископ Маркелл. Не согласиться с Никоном из 36 человек осмелился только один – епископ Павел Коломенский.

На Московском Соборе 1655 года было принято решение о печатании нового «Служебника». В конце года «Служебник» напечатан.

В 1656 году состоялся Собор, который проклял Ивана Неронова и его единомышленников, как непокоряющихся Церкви. Это было начало раскола в Русской церкви.

С 1656 года некоторые монахи, противники реформы богослужения, стали уходить из больших монастырей в отдаленные малонаселенные места.

Курженский приход в 19 веке

С целью борьбы с расколом в конце 19 века по указу властей из Спасо-Маткозерского прихода выделен самостоятельный Курженский приход.

Деревни нового прихода располагались по речке Хмелевице, Пертручью, в окрестностях Куржинского озера, на реке Андома, на озерах Ладвозеро и Габозеро.

В 1905 году в населенных пунктах Курженского прихода в Андомской волости проживали: село Куржинская Пустынь – 15 человек, деревни Березовец – 32, Габозеро – 20, Ганина – 71, Гурово – 19, Корелы – 87, Кошкина – 110, Курмина – 3, Кузнецово – 63, Кульша – 19, Миронова – 53, Осиновец – 24, Старкова – 27, Пертозеро-93, Петухова Гора – 19, Шлямино – 72 человека.

В 1893 году на средства благотворителей построена деревянная церковь в одной связи с колокольней. Престол освятили во имя Святой Троицы. Ограды вокруг церкви не было, не было в ней нужды: церковь стояла на островке.

В приходе в 1900 году имелись 4 деревянные часовни:

1. святителей Афанасия и Кирилла Александрийских на Ладвозере - старая,

2. Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста на Удебном озере - старая,

3. Иконы Божией Матери «Казанская» на Пертозере - старая,

4. Святой Троицы при деревне Куржинская Пустынь (в клировой ведомости написано при деревне, вероятно, имеется в виду та часовня, что стояла на острове).

Примечания

1. Патриарх Никон 12 декабря 1666 года лишен священства, теперь он стал простым монахом и должен был удалиться в Ферапонтов монастырь, чтобы там «в совершенном безмолвии оплакивать свои грехи». Собор 1666 года осудил яркую личность Никона, его тиранство, некоторые распоряжения, но главное дело Никона – реформирование церкви - Собор одобрил. Через 6 лет бывший патриарх писал царю из Ферапонтова: «Теперь я болен, наг и бос. Со всякой нужды келейной и недостатков оцынжал, руки больны, левая не поднимается, на глазах бельма от чада и дыма, из зубов кровь идет смердящая… Ноги пухнут. Никто ко мне не ходит и милостыни просить не у кого». Алексей Михайлович пожалел Никона, с лета 1672 года ему разрешили выходить из кельи, читать книги, принимать посетителей. Перед смертью в 1676 году царь Алексей Михайлович просил прощения у Никона и хотел вернуть ему патриарший сан. Желание отца исполнил царь Федор Алексеевич. Патриарх Иоаким – единомышленник Никона в деле реформирования церкви и, вместе с тем, личный враг Никона - не мог допустить его освобождения. В 1676 году патриарх Иоаким созвал Собор, на котором Никона осудили вторично, теперь - за неисправление. Он переведен в Кирилло-Белозерский монастырь в закоптелую келью, снова Никону разрешено выходить только в церковь, снова к нему никого пускать не велено. В 1681 году царь Федор Алексеевич лично просил патриарха Иоакима о смягчении наказания Никону. Иоаким был непреклонен. В этом же году патриарх Никон тяжело заболел, Федор Алексеевич своей царской властью распорядился привезти его в Никонов Воскресенский монастырь, основанный недалеко от Москвы в 1657 году. Но было уже поздно. В дороге, под Ярославлем, 17 августа 1681 года патриарх Никон скончался.

2. Епископ Павел Коломенский в 1656 году переведен в Новгородский Хутынский монастырь, где был замучен.

3. Странствующий монах Кирилл Сунарецкий три года прожил в Соловецком монастыре, где подружился с Епифанием. Вернулся в родные места на Суну, жил в келье на Виданьском острове. После ухода Епифания основал Троицкую пустынь. В 1684 году, спасаясь от преследования, ушел на Выг. Первый Выгорецкий пустынножитель. Умер в возрасте 82 года.

4. Старообрядческий проповедник и писатель ЕпифанийВиданьский в 1666 году в Москве схвачен и сослан в Пустозерск. В 1670 году ему отрезали язык и пальцы. Сожжен в 1682 году в Пустозерске.

5. Соловецкий инок Варлаам после ухода Епифания остался у Кирилла на Суне, уморил себя голодом.

6. Служебник – книга с текстами, по которым совершается служба в церкви.

7. В клировой ведомости 1916 года нет упоминания о часовне на острове при Троицкой Куржинской церкви.

Источники информации

1. ГАВО. Клировые ведомости церквей Вытегорского уезда.

2. Барсов Е.В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии с их настоятелями. // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1868 год. – Петрозаводск, 1867.

3. Зеньковский Сергей. Русское старообрядчество. Репринтное издание. – М., 1995.

4. Зверинский В.В. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины. – Спб.,1897. Описание №1707.

5. Книга глаголемая. Описание о российских святых… - М., 1888.

6. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Том 2. – М., 1992.

7. Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Книга 7. – издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, М., 1996.

8. Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 годов. – Ленинград, 1930.

9. Преподобный ЕвфросинКурженский. // ОЕВ за 1903 год.

10. Петров К. Муромский монастырь. // Олонецкий сборник. Выпуск 2. – Петрозаводск, 1886.

11. Ратшин Александр. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях в России. – М., 1852.

12. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания. Исследования и тексты. – М., 1963.

13. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе в 17 веке. – СПб, 1898.

14. Старицын А.Н. Курженская пустынь. // «Вестник церковной истории» за 2009 год.

15. Старицын А.Н. Сопротивление церковным реформам 17 века в монастырях Северо-Запада. // Историко-культурный ландшафт северо-запада – 2. Пятые Шёгреневские чтения. – СПб, 2012.

16. Строев Павел. Списки иерархов и настоятелей монастырей РПЦ. – СПб, 1877.

17. Список населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год. - Петрозавод

 

Македонская Н. М. ЕвфросиноваКурженская (Куржинская) Троицкая мужская пустынь.

Другое название: ЕвфросиноваАндомская (Андоморецкая) Троицкая мужская пустынь.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.