Антикоррупционное просвещение как форма предупреждения — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Антикоррупционное просвещение как форма предупреждения

2022-11-27 350
Антикоррупционное просвещение как форма предупреждения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Коррупции

              Антикоррупционное просвещение является одной из форм предупреждения коррупции и призвано обеспечить формирование в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению. Действующее законодательство не раскрывает понятие «антикоррупционное просвещение».

    В Федеральном законе «О противодействии коррупции» данный термин вообще не упоминается, но в подзаконных нормативных правовых актах используется достаточно часто.

              Вместе с тем изучение содержания нормативных актов не позволяет уяснить содержание, формы и методы антикоррупционного просвещения граждан. Следует отметить, что данный вопрос еще не решен и в научной литературе. Просвещение - распространение знаний, образования, культуры[236].

              Соответственно, в самом общем виде, антикоррупционное просвещение - это распространение антикоррупционных знаний, осуществление антикоррупционного образования, формирование антикоррупционной культуры. Помимо антикоррупционного просвещения в системе предупреждения коррупции используют и такие средства, как «антикоррупционное образование», «антикоррупционное информирование», «антикоррупционное консультирование», «Антикоррупционная пропаганда», «Антикоррупционная реклама» и др. 

              В научной литературе единство мнений в вопросе соотношения понятий «антикоррупционное просвещение» и «антикоррупционное образование» отсутствует. Некоторые исследователи считают данные понятия тождественными, равными по объему.

Другие отмечают, что разграничение антикоррупционного образования и антикоррупционного просвещения необходимо осуществлять по таким признакам, как: 

– цели и задачи; 

– субъекты; 

– объекты; 

– средства; 

– правовое регулирование; 

– правовые последствия[237].

              В отличие об антикоррупционного образования, антикоррупционное просвещение, во-первых, не столь формализовано и, во-вторых, направлено на формирование антикоррупционного мировоззрения, а не на получение компетенций (знаний, навыков и умений). Одной из основных задач антикоррупционного просвещения является преодоление сложившихся в российскомобществе стереотипов: «Коррупция – не зло», «Подарок – не взятка», «Шоколадка – не взятка», «А пусть докажут» и др.[238].

              Антикоррупционное образование служит одним из наиболее эффективных и перспективных направлений противодействия коррупции в органах государственной власти, в том числе в правоохранительных органах и органах местного самоуправления[239]. Необходимость формирования предметных антикоррупционных компетенций у представителей государственной и муниципальной власти обусловлена наличием повышенных коррупционных рисков в данных сферах распространения коррупции.

              Антикоррупционное просвещение имеет особенно важное значение в сферах существования «бытовой» коррупции, а именно в образовании и здравоохранении.

              Антикоррупционное информирование как форма антикоррупционного просвещения - это целенаправленная управляемая деятельность субъектов противодействия коррупции, направленная на предоставление достоверной информации неопределенному кругу лиц, с использованием различных средств, методов и технологий, обеспечивающая достижения целей антикоррупционного просвещения - формирования антикоррупционного мировоззрения и основанного на нем антикоррупционного поведения[240].

              Антикоррупционное консультирование - это относительно самостоятельный вид антикоррупционного просвещения, осуществляемый уполномоченным на то лицом, которое имеет профессиональную квалификацию, в отношении неопределенного круга лиц, с использованием различных форм и средств в целях формирования антикоррупционного поведения, антикоррупционной культуры и антикоррупционного сознания у обратившихся за консультацией[241].

              Антикоррупционная пропаганда - это «популярное распространение и разъяснение правовых знаний, например о коррупционных правонарушениях, их последствиях; вариантов правовых решений, поступков, поведения и т. д.; практики использования, исполнения, применения антикоррупционного законодательства и т. п.»[242].

    Антикоррупционная реклама – «распространение антикоррупционной информации любым способом, в любой форме и с использованием любых средств в отношении неопределенного круга лиц, направленная на привлечение внимания населения к проблеме противодействия коррупции иформирование в обществе антикоррупционного мировоззрения и антикоррупционного поведения»[243].

              Антикоррупционное просвещение - «система распространения субъектами государственной политики противодействия коррупции достоверной информации любым способом, в любой форме с использованием любых коммуникативных средств в отношении неопределенного круга лиц, направленная на формирование в обществе антикоррупционного мировоззрения, антикоррупционного поведения, антикоррупционного сознания и антикоррупционной культуры»[244].

              Антикоррупционное просвещение имеет свои цели и задачи, формы и методы, а также своих субъектов. 

              Цель антикоррупционного просвещения в образовании – формирование у субъектов учебного процесса системы знаний, навыков и умений, достаточных для самостоятельного выявления признаков коррупции в конкретных отношениях в сфере образования, а также отказа от совершения коррупционных правонарушений. 

К числу основных задач антикоррупционного просвещенияв сфере образования нужно отнести:

– формирование у участников отношений в сфере образования системы знаний о признаках, типичных формах, видах и негативных последствиях существования коррупции в образовании; 

– закрепление правовых и организационных основ деятельности уполномоченных субъектов в сфере антикоррупционного просвещения в образовании; 

– организацию осуществления регулярного массового антикоррупционного просвещения участников отношений в сфере образования с учетом их социальных, гендерных, возрастных и иных характеристик. 

              Объект антикоррупционного просвещения – физические лица, государственные и муниципальные органы власти, организации, объединения и институты гражданского общества.

              Основными объектами антикоррупционного просвещения в сфере образования выступают работники образовательных организаций, а также обучающиеся и их представители. 

              К субъектам антикоррупционного просвещения в образовании представляется возможным отнести федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, средства массовой информации, институты гражданского общества, организации и физических лиц, обладающих достаточными познаниями и навыками для формирования негативного отношения к коррупции у участников отношений в сфере образования. 

              В целом следует признать, что осуществление антикоррупционного просвещения имеет положительное значение, однако анализ такой деятельности позволил выявить достаточно серьезную проблему. Антикоррупционное просвещение осуществляется в образовательных организациях преимущественно силами правоохранительных органов и общественных организаций. Однако такие мероприятия далеко не всегда достигают поставленных целей.

               Антикоррупционная проблематика – тема очень сложная по своему содержанию, и ее обсуждение с аудиторией в редких случаях воспринимается благожелательно.

При этом одним из ключевых и наиболее болезненно обсуждаемых вопросов становится тема разграничения подарка и взятки. Квалифицированное разъяснение этого и других вопросов требует углубленных знаний теории и практики применения уголовного, гражданского и административного права. Недостаточно компетентное или плохо подготовленное выступление «просветителя» может привести к обратному эффекту - совершению коррупционного правонарушения[245].

              Антикоррупционное просвещение осуществляется с использованием специфических форм и методов.

              Форма есть внешнее очертание, наружный вид предмета, это устройство, структура, внешнее выражение чего-нибудь, обусловленное определенным содержанием[246]. И если формы просвещения пока еще недостаточно исследованы, то формы образовательной деятельности обстоятельно раскрываются в педагогике. К основным формам обучения относят такие, как фронтальное, коллективное, групповое, индивидуальное обучение и др. Осуществление антикоррупционного просвещения возможно в каждой из названных выше форм. 

              Фронтальное антикоррупционное просвещение может осуществляться в форме классической лекции или лекции-дискуссии. 

              Коллективное антикоррупционное просвещение предполагает такую форму просвещения, где коллектив в процессе совместной деятельности просвещает одного участника коллектива, а участник в свою очередь просвещает коллектив.

              Данная форма может использоваться, например, в случае организации антикоррупционного клуба или кружка, в рамках которого объединится несколько заинтересованных в изучении коррупции лиц, которые не только будут постоянно делиться между собой новым знаниями, но и в последующем смогут самостоятельно осуществлятьантикоррупционное просвещение. 

              Групповое антикоррупционное просвещение, возможно, осуществлять при проведении деловых антикоррупционных игр в малых и больших группах, тренингов и пр. 

              Индивидуальное антикоррупционное просвещение возможно при проведении индивидуальных консультаций по антикоррупционной проблематике. 

              Соответственно, формы антикоррупционного просвещения в образовании разнообразны и представляют собой внешнюю организацию деятельности соответствующих субъектов просвещения с учетом характеристик объекта просвещения, а также использования обоснованных методов и достаточных ресурсов.

              Антикоррупционное просвещение реализуется посредством применения определенных методов. Метод - это способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь: способ действовать, поступать каким-нибудь образом, прием[247]. Методы антикоррупционного просвещения, как и формы антикоррупционного просвещения, в научной литературе практически не исследованы.

              В педагогике среди методов обучения традиционно выделяют объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный и др. В процессе антикоррупционного просвещения может использоваться каждый из названных методов. 

              Применительно к антикоррупционному просвещению в образовании могут использоваться все названные методы. Например, объяснительно иллюстративный метод антикоррупционного просвещения применим при такой форме антикоррупционного просвещения, как лекция, для устного разъяснения субъектом просвещения сущностных характеристик коррупции, ее особенностей в образовании с использованием наглядных средств (презентации, схемы, видеоматериалы и пр.). 

              Эвристический метод антикоррупционного просвещения используется для организации самостоятельного активного поиска объектами просвещения решения познавательной задачи и может применяться в различных формах антикоррупционного просвещения. 

              Программированный метод антикоррупционного просвещения предполагает поэтапное получение и закрепление объектом просвещения антикоррупционных знаний, навыков и умений.

              Данный метод может использоваться субъектом просветительской деятельности в виде заранее разработанного набора кейсов, последовательное решение которых позволит объектам просвещения выполнить общую познавательную задачу. 

              Проблемный метод антикоррупционного просвещения предполагает постановку проблемы, решение которой даст возможность сформировать у объекта просвещения необходимые знания. Например, в ходе проведения лекции-дискуссии слушателям может быть задан вопрос: «Коррупция в образовании - это позитивное или негативное явление?» При использовании такого метода объекты просвещения будут вовлечены в процесс самостоятельного осознания и выявления негативных последствий существования коррупции в образовательной среде. 

Значит, можно сказать, что методы антикоррупционного просвещения – это способы и приемы антикоррупционной просветительской деятельности, оптимально подходящие для избранной субъектом просвещения формы антикоррупционного просвещения с учетом характеристик объекта просвещения, а также имеющихся ресурсов, осуществляет комплекс мер по антикоррупционному просвещению, воспитанию и обучению студентов, магистрантов и аспирантов. Так, в вузе реализуется несколько образовательных программ по противодействию коррупции. В свою очередь функцию формирования негативного отношения к коррупции выполняет студенческаяорганизация – Антикоррупционный студенческий клуб[248].

              Самостоятельная инициатива студентов, магистрантов и аспирантов СФУ по исследованию и предупреждению коррупции. Деятельность клуба осуществляется в двух основных направлениях – это исследование коррупции как социально-правового явления, а также осуществление предупреждения коррупции, в том числе в формеантикоррупционного просвещения обучающихся, а также молодежи.

Координацию деятельности клуба осуществляют преподаватели. 

Актив клуба занимается исследованием коррупции как социально правового явления, ее особенностей, форм и видов существования, а также масштабов распространения в различных сферах жизнедеятельности общества.

Результаты исследований находят свое отражение в первую очередь в научных трудах членов клуба, а также в курсовых и дипломных проектах. 

              Антикоррупционное просвещение обучающихся осуществляется активом клуба в различных формах: лекции для студентов, антикоррупционные деловые игры, а также заседания клуба с приглашением представителей правоохранительных, государственных и муниципальных органов власти, а также институтов гражданского общества.

              Антикоррупционное просвещение в образовании – важное направление деятельности по предупреждению коррупции. Вместе с тем ключевое значение в достижении антикоррупционных просветительских целей имеет оптимальное сочетание формы и содержания просветительского мероприятия, а также достаточная подготовка лица, осуществляющего данную деятельность.

2.2.1Как говорить с детьми о коррупции (полезные советы) [249]

Уроки коррупции в школах

    Мне понравился сам факт работы с детьми. К тому же на это есть реальный запрос, в том плане, что они ещё не столкнулись с коррупцией. Они о ней слышали, но непосредственно не участвовали. Выйдут во взрослую жизнь - тогда столкнутся.

    Основная цель - чтобы они задумались. Чтобы, когда вырастут, не рассуждали так: «Да, я в этой ситуации обязательно дам взятку, ну а как иначе?».

    Сейчас в школах происходит так. Спускают разнарядку: вы должны просветить школьников о коррупции.

    А как это сделать - представления ни у кого нет. Кто-то реально что-то делает, кто-то - на бумаге, потому что, с одной стороны, конечно, антикоррупция - это хорошо. А с другой стороны, у нас на химию часов не хватает, а тут ещё ваша коррупция. Какие-то школы выполняют разнарядку, приглашают к себе и радуются, что потом можно будет отчитаться.

    В России нет методичек о том, как рассказывать о коррупции. А вот у прибалтов очень много русскоязычной литературы про то, как они говорят со школьниками.

    Как внедряют такие уроки в школьную программу по истории, литературе. При том, что они до девятого класса не говорят слово «коррупция».

              7 предметов, которые дополнили бы школьную программу[250]

    Я, кстати, писала в отделение Transparency International в Перу. Когда они свергли президента и премьера, то начали принимать меры по противодействию коррупции. В том числе просветительские. В Перу теперь чуть ли не с детским садом проводят такие уроки.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.