Общая характеристика системы противодействия коррупции — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общая характеристика системы противодействия коррупции

2022-11-27 97
Общая характеристика системы противодействия коррупции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

    История свидетельствует о том, что общества и государства в целях самосохранения издревле вынуждены бороться с коррупцией. При этом основные ресурсы затрачиваются на противодействие наиболее опасным коррупционным проявлениям - коррупционным преступлениям[186]. 

    Коррупция была, есть и будет в каждом обществе и государстве. Но, как показывают различные исследования, уровень ее распространения в разные исторические периоды и в разных государствах существенно отличается. Некоторым странам удалось снизить уровень коррупции до социально терпимого. 

              Способы и средства воздействия на коррупционную преступность с развитием цивилизации менялись и совершенствовались. В нашем государстве системное и поступательное противодействие коррупции началось сравнительно недавно.

              Все средства противодействия коррупции по большому счету можно свести к двум: стимулирование бескорыстного служения обществу и ограничение использования своего публичного статуса для извлечения личной выгоды и вопреки интересам общества.

              Судя по правотворческой деятельности последних лет, россияне питают иллюзии, что справиться с коррупцией можно, главным образом, за счет ограничительно-репрессивных мер.

              Стимулирование бескорыстного служения народу остается на втором или даже на третьем плане, хотя именно поощрительная составляющая должна стать главным рычагом успешного противодействия коррупции. Труд педагога необходимо достойно оценивать, в том числе материально.

              Главной заботой тех, кто трудится на ниве образования, должно стать не выживание, а выполнение высокой миссии, которая на них возложена. Это существенно снижает коррупционные риски. 

              В 2008 году в России была заложена правовая основа предупреждения коррупции - принят Федеральный закон «О противодействии коррупции». В этом законе определено понятие «коррупция», сформулированы принципы, правовые и организационные основы, меры предупреждения коррупции, а также ряд антикоррупционных обязанностей, запретов и ограничений для лиц, замещающих государственные должности, государственных и гражданских служащих, организаций и пр. С этого момента началось активное развитие российского законодательства о противодействии коррупции. 

              Федеральный закон «О противодействии коррупции» внес также правовую определенность в соответствующую терминологическую дискуссию применительно к реагированию на коррупционные проявления. Так, общим термином, характеризующим всю совокупность, мер реагирования на коррупцию, является «противодействие». 

Противодействие коррупции - это «деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий [187]:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и по-

следующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и рас-

следованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных

правонарушений» (часть 2 статьи 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

              Соответственно противодействие коррупции включает в себя следующие виды деятельности[188]:

– предупреждение коррупции (профилактика);

– борьба с коррупцией;

– минимизация и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Субъектами противодействия коррупции являются:

– федеральные органы государственной власти; 

– органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

– органы местного самоуправления;

– институты гражданского общества; - организации; – физические лица.

              Субъекты предупреждения коррупции[189] - это все субъекты противодействия коррупции (федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, институты гражданского общества, организации и физические лица в пределах их полномочий).

    Основными субъектами борьбы выступают правоохранительные органы, поскольку именно в их полномочия помимо предупреждения входят такие виды деятельности, как пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений.

 

              Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией, а также реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами (часть 6 статьи 5 Федерального закона «О противодействии коррупции»)[190].

              Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

· признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

· законность;

· публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

· неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

· комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

· приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

· сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами (статья 3 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

              Принципы противодействия коррупции - это нормативно-руководящие основы (начала) государственной антикоррупционной политики. 

    Первым принципом противодействия коррупции названо «признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина».

    Как следует из статьи 2 Конституции РФ: «Признание, соблюдение и защитаправ и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Возведение данного положения Конституции РФ в принцип противодействия коррупции не случайно, поскольку коррупция зачастую создает непреодолимые препятствия в реализации прав и свобод человека и гражданина. Системное противодействие коррупции позволит обеспечить защиту таких прав и свобод.

              Принцип законности сводится к требованию строгого и неукоснительного исполнения всеми субъектами права действующего законодательства. Четкая правовая регламентация общественных отношений, общее неукоснительное соблюдение законодательства, а также обеспечение справедливой защиты нарушенных прав и свобод – залог эффективного противодействия коррупции. С одной стороны, не должен допускаться произвол, то есть использование запрещенных законом средств при выявлении и привлечении к ответственности правонарушителей.

              С другой - надо уходить от типичного для российской практики избирательного реагирования на коррупционные правонарушения. 

              С принципом законности тесно связан принцип неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

    Коррупционное правонарушение – высоко латентное, то есть скрытое, незарегистрированное, а соответственно, оставшееся без надлежащей негативной оценки и реакции общества. Типичным примером такого правонарушения является взятка. Обе стороны этой преступной сделки не заинтересованы в обнаружении совершенного преступления и тщательно скрывают содеянное. 

              Низкий процент раскрываемости коррупционных преступлений приводит к эффекту «самодетерминации преступности», «когда одно удачно совершенное и нераскрытое преступление часто порождает другое»[191].                        Такое положение формирует у населения ощущение допустимости совершения коррупционного преступления, а также безнаказанности.

              Еще в далеком 1764 году молодой итальянский гуманист Чезаре Беккариа в работе «О преступлениях и наказаниях» отметил, что «тесная взаимосвязь между свершившимся преступлением и быстро следующим за ним наказанием имеет чрезвычайно важное значение, если хотят, чтобы в умах грубых и невежественных соблазнительная картина сулящего выгоды преступления непосредственно ассоциировалась с мыслью о предстоящем наказании». 

              Принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления,или, как его еще называют, принцип транспарентности, несет превентивную антикоррупционную нагрузку - «во-первых, открытость деятельности власти сокращает коррупционные возможности, во-вторых, высвечивает любые отклонения и нарушения, помогая работе правоохранительных органов, в-третьих, позволяет гражданам и организациям включиться в процесс противодействия коррупции»[192].

              Указание в числе принципов противодействия коррупции на комплексное использование политических, организационных, информационно пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер свидетельствует о несистемном подходе к противодействию коррупции.                       Создание надлежащей нормативно = правовой базы очень важное, но не единственное средство, обеспечивающее эффективность антикоррупционного противостояния.

    Более того, например, увлечение запретительным правотворчеством при отсутствии соответствующих ресурсов для их неукоснительной реализации приведет к еще большему росту правового нигилизма. Синергетический эффект будет достигнут только в том случае, когда правовое регулирование будет обеспечено соответствующей политической, идеологической информационно-пропагандисткой поддержкой и соответствующими финансовыми и кадровыми ресурсами. 

              Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции -важнейший принцип противодействия коррупции. В России, как и других странах, преимущественно установлена уголовная ответственность за совершение коррупционных правонарушений.

              Вместе с тем граждане и служащие далеко не всегда имеют необходимые знания об антикоррупционных запретах, обязанностях и ограничениях.

    Общеизвестно, что незнание закона не освобождает от ответственности. Однако привлечение к уголовной ответственности врачей, педагогов, служащих нередко связано с отсутствием должной антикоррупционной информированности. Именно поэтому государством затрачиваются серьезные ресурсы на осуществление антикоррупционного просвещения населения.

              Сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами как принцип противодействия коррупции подчеркивает необходимостьпринятиясовместных, объединенных усилий государства и общества, их взаимодействия в вопросах противодействия коррупции.

              Противодействие коррупции «верхов» при отсутствии поддержки «низов» не может быть эффективным. Вместе с тем «для подлинного сотрудничества государства и общества необходимо немало условий, многие из которых не до конца сложились в нашей стране.

              К таким условиям следует отнести высокий уровень развития демократических институтов, политическую и гражданскую активность населения, подлинный плюрализм мнений, настоящую свободу и независимость прессы, реальную прозрачность действий власти и ее подконтрольность институтам гражданского общества»[193].

              Профилактика коррупции осуществляется путем применения основных мер, закрепляется в статье 6 Федерального закона «О противодействии коррупции»[194].

1. Формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

2. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

3. Рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики, по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.

4. Предъявление в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

5. Установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

6. Внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении.

7. Развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.

8. Первоочередной мерой по предупреждению коррупции федеральный законодатель называет формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, а одним из принципов – сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами. И это не случайно. Одобрение коррупционной модели поведения населением, высокая степень готовности вступать в коррупционные отношения существенно снижает эффективность принимаемых мер по предупреждению коррупции.

              Организуя противодействие коррупции, нужно всегда отдавать себе отчет в том, что[195]: 

– вся система и любой субъект управления действуют в условиях ограниченных ресурсов; 

– особенно ресурсоемкими являются ограничительно-репрессивных меры.

 

 

              Поэтому в предупредительной деятельности необходимо руководствоваться принципом «основного звена», который позволяет найти главную задачу деятельности по предупреждению преступлений, вычленить ключевую проблему или несколько проблем и сконцентрировать на их решении имеющиеся ресурсы.

              Полагаем, что таким «основным звеном» в предупреждении коррупции на современном этапе развития нашего общества и государства должно стать массовое антикоррупционное просвещение граждан.

    Несмотря на некоторую внутреннюю противоречивость законодательства о противодействии коррупции, в настоящее время в России сформирована достаточно прочная основа для комплексного противодействия коррупции.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.