Тема 20 О Пресвятой Богородице — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Тема 20 О Пресвятой Богородице

2022-11-27 25
Тема 20 О Пресвятой Богородице 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

                                      

 Божия Матерь, Приснодева Мария есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших ангелов, херувимов и серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она – Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она – Приснодева, то есть до рождения ею Богочеловека – Дева, в рождении Его – Дева, по рождении Его – Дева. Имя Мария дано ей по повелению Божию и значит Госпожа.

 Родителями Девы Марии были престарелые Иаким и Анна. По особому Божьему промыслу они не сподобились иметь детей для того, чтобы праведной жизнью, молитвой и слезами очистить себя и приготовиться к рождению Богородицы. В еврейском народе согласно пророчеству, все стремились к многочадию, надеясь, что именно в их семье родиться Мессия-Спаситель мира. Иаким и Анна очень скорбели, что Господь не благословил им дитя. И вот в преклонном возрасте, когда физическая природа становится не пригодной для рождения, Бог творит чудо и рождается ребенок. Лишь вера в обетование помогает им родить ребёнка. Дева Мария родилась особым Божием промышлением, от бесплодных престарелых родителей, но естественным образом. Деве Марии при естественном зачатии передался первородный грех с его последствиями. Своей праведной жизнью Иаким и Анна иссушили страсти, которые передались при зачатии Деве Марии. Но эти страсти так и остались сухими зёрнами в душе Девы Мари, ибо она своей праведной жизнью не дала им прорасти.

 В трехлетнем возрасте, ещё будучи младенцем, Мария была отдана в Иерусалимский Храм. Первое чудо на глазах у всех сопровождающих- трехлетний ребенок без посторонней помощи поднимается по очень высоким ступеням в Иерусалимский Храм. Младенец не плачет, будучи оставленной родителями, но по особому Божьему повелению заходит в Святая Святых, куда разрешалось заходить лишь первосвященнику и то один раз в году. Никто не посмел Её остановить по особому внушению Свыше. И пребывала Дева Мария в Храм до 14 лет.

 Возрастала Дева в чтении, рукоделии, молитве и Богомыслии. Добродетели, всеянные при рождении от благочестивых родителей, раскрылись в полную силу. Молитва для Девы Марии была не в тягость как большинству из нас, а в радость, это было её предназначение. У Девы Марии не было никакой наклонности к миру. Она не стремилась к развлечениям, удовольствиям, знаниям мирским. Всю Себя до конца без остатка Она посвящала Богу.

 При достижении 14 лет по закону еврейского народа каждая девица должна быть обручена. Но старейшины знали, что Дева Мария не хотела связывать себя с миром, тем более замужеством. И видя особое попечение Божие о девице, но не зная её предназначения, не решались нарушить Её волю. Но чтобы не нарушить закон старейшины нашли мудрое решение обручить с одним из благочестивых старцев. Бог чудесным образом через сухой посох, который за ночь расцвёл, указал на старца Иосифа из дому Давидова. Под защитой Иосифа Дева Мария могла безбоязненно продолжать проводить в чистоте жизнь, посвященную Богу. Праведному Иосифу было уже 80 лет. Он был уже вдов, а дети были уже взрослыми. И ему предстояло охранять то безценное сокровище, каким являлась Дева Мария, от влияния мира.

 Через 4 месяца после того, как Дева Мария переселилась в дом Иосифа, случилось необычное явление, раскрывающее предназначение Девы. Исполнилось обетование, появилась Та, которая предуготовлена для того, чтобы вместить в Себя Невместимого и стать Матерью Сына Божия.

 

 Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф из дому Давидова, имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: "радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Она же видевши смутися о словеси его и помышляше, каково будет целование сие. И сказал Ей Ангел: "не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус". (Как не смутиться было Деве Марии, ведь если Ангел послан от Бога, то он должен был знать, что Она решила посвятить Себя всецело Богу и не искала замужества и рождения детей.) "Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца". Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". Вот великая тайна, которую Ей открывает Архангел Гавриил. Какова же должна быть вера Пречистой Девы Марии, каково должно быть состояние Её души, какая должна быть чистота, чтобы так легко и просто поверить Архангелу. Тогда Мария сказала: "се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". И отошел от Нее Ангел. Вот удивительное смирение, удивительное согласие и то самое послушание, которое показывает Дева Мария, для нас является удивительным примером как легко исполняется Божия воля, как легко Она доверяет, что таков есть Божий промысел.

 

Постараемся глубже понять слова Архангела: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя". Мы уже говорили, что первородный грех передался Деве Марии. По этой причине как бы Она не была чиста и свята, как бы не развивала в Себе добродетели, но сила первородного греха всё-таки в Ней присутствовала. Как же Бог водворится в Её чреве, выдержит ли Она огонь Божества в своей утробе. Для этого и сходит на Неё Дух Святой, чтобы приготовить Её к принятию Сына Божия, к воплощению. Действие Святого Духа не понятно для нас, но оно благодатно. Если Дева Мария была чистой до этого момента, то становится благодатно чистой. Если была чистой, то становится пречистой, так, чтобы Её человеческое естество выдержало то действие благодати, когда вселиться Сын Божий в Её утробе. Под Силой Всевышнего надо понимать Бога Слова, Сына Божия. Он есть Сила, потому Словом Бог творит мир. Чтобы первородный грех не передался Сыну Божию, происходит таинственное непорочное зачатие. Сын Божий таинственно творит Себе начаток плоти из крови Пречистой. Дева Мария приносит кровь Свою как жертву от имени всего человеческого рода. Таким образом, произошло чудо: при зачатии Дева остаётся девой, зачинается без семени от Девы Пречистой Сын Божий, зачинается Бог в утробе Девы. И поэтому Она Богородица, потому что рождает Бог плотью. При рождении и по рождении Она остаётся девой. Удивительное явление, ведь где присутствует Бог, там все преображается, происходит освящение драгоценного сосуда, который становится божественным. Пречистая становится способной выдержать то благодатное действие Силы Всевышнего, Сына Божия.

 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, (здесь надо правильно понимать, что старец Иосиф был только обручником и попечителем Святой Девы) оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Увидев изменения у Девы Марии, старец Иосиф смутился, мысль о неверности опечалило Его. По закону Деву Марию необходимо было предать суду, через побитие камнями, но благодать ещё не рождённого Бога коснулось Его и праведность старца заключилась в том, что милость стала выше закона, потому Он хотел тайно отпустить Её.

Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Для чего же необходимо было это обручение? Ведь старец Иосиф был только обручником, а писание называет Его мужем. Родив сына, Пресвятая Богородица вне брака не избежала бы наказание как нарушительница закона. Поэтому Архангел Гавриил говорит: «приими жену Свою», т.е. считай Её своей женой и при всем народе называй Её женою, защити Её, прикрой Её своей праведностью. Старец Иосиф, будучи из царского рода Давидова, нарекая имя Иисус присоединяет Сына Божия к царскому роду.

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. Рождение произошло таинственным образом. Мария была девой, в зачатии осталась девой и в рождении осталась девой. В утробе Девы Марии был сам Бог, поэтому рождество не нарушило девство, а таинственным образом младенец оказался в руках Матери Божией. Из писания мы помним, что сказано Еве: "в муках будешь рождать детей". Но эти страдания не коснулись Девы Марии. Читаем из писания: "родила сына своего, повела его пеленами и положила в ясли". Вот доказательство того, что в рождении не присутствовал первородный грех. Не было страданий, не было усталости, но дух Её был наполнен состоянием блаженства. Мария родила не только Спасителя всего мира, но и своего Спасителя, т.к. и Она была повреждена первородным грехом, то тоже нуждалась в Спасителе.

 Поскольку Дева Мария рождает Сына Божьего по Его человеческому естеству, то справедливо сказать, что Она рождает Бога. Являясь творением Божием, рождает Своего Творца. Поэтому Она называется Богородицей. Христос как новый Адам заменяет собой ветхого Адама. Адам с Евой начальники человеческого рода. Иисус Христос как новый Адам от ветхого Адама, восприняв повреждённое первородным грехом человеческое естество, обожествив его в Себе, отдав его в жертву за наши грехи, становится начальником нового рода. Теперь мы все, христиане, принимая святое крещение, рождаемся от Господа Иисуса Христа в вечную жизнь. Происходит духовное рождение. Но если мы рождаемся от Христа, а Христос от Девы Марии, то Мария в духовном смысле заменяет ветхую Еву. Чтобы исправить последствия падения прародителей вместо ветхого Адама является новый Адам, вместо Евы Пресвятая Богородица. Пресвятая Богородица служила и ухаживала за младенцем, кормила, пеленала, держала на своих руках. И это всё прикосновение к Богу и непрестанное присутствие рядом с Богом. Учителя церкви говорят, что подобное никогда не было и не будет. Такого не сподобился никто из святых людей. Даже ни Херувимы и Серафимы, наиболее приближенные к Богу, такого не сподобились. Достоинство Пресвятой Богородицы выше не только всех людей, но и превыше Херувимов и Серафимов.

 Пресвятая Богородица слагает в сердце своём всё, что связано с Её Сыном. Из Евангелия мы узнаем, что Иисус Христос как сын смиряется перед родителями и во всем послушлив, но как Бог не дозволяет ни каких отклонений, ни каких малейших ошибок в отношениях. Это видим из примера, когда двенадцатилетний Отрок отстал, и Мария с Иосифом нашли Его в Иерусалимском храме. Мария, волнуясь и переживая, говорит Ему с укором: "чадо, что ты сделал с нами? Я и отец искали тебя." На что Отрок отвечает: "разве вы не знали, что надлежит Мне быть там, где дом Отца Моего." Кротко, с уважением к матери Иисус указывает на Его Божественное предназначение. На примере, когда Иисус вышел на проповедь, Ему сообщили, что пришли Матерь и братия Твоя и хотят видеть Тебя. Господь же говорит: "кто матерь и братия моя? Тот, кто слушает слово Божие и исполняет его. Тот Мне брат и сестра и матерь." Этим Он показывает, что Он пришёл в мир не для того, чтобы служить им, а для того, чтобы служить спасению рода человеческого. И тем не менее Он делает уважение и почтение Своей Пречистой Матери и выходит на встречу к Ней. Душевное и человеческое ещё проявляется в Богородице Марии, так как последствия первородного греха присутствуют в душе, но не подавляют в Ней главного предназначения быть Матерью Спасителя Мира.

 Особый момент крест и распятие. Когда Пресвятая Богородица стоит у креста и страдает вместе со своим Божественным Сыном, переживая Его боль как свою собственную боль. Недаром есть такая икона, называемая Семистрельная, где в сердце Пресвятой Богородицы воткнуты 7 кинжалов. Вот такая раздирающая материнское сердце боль одолевала Её в тот момент. По словам отцов церкви, такое страдание Матерь Божия переносила по причине того, что Ева когда-то втянула в грех Адама. Так и новый Адам, претерпевая страдания за грехи всех людей для исправления той трагедии первородного греха, также привлекает к своим страданиям и новую Еву Пречистую Богородицу. Чтобы Она своими страданиями при кресте Сына покрыла грех той самой Евы, которая погубила Адама и весь человеческий род.

 Успение Пресвятой Богородицы происходит тихо, очень блаженно. И сам Сын Божий является, чтобы принять Её душу. Предание говорит, что в третий день Она воскресла и вознеслась к Сыну Своему. И теперь вечно пребывает на небе как Царица неба и земли. Оставив землю, Она не оставляет своим представительством всех нас. Ещё вися на кресте, Господь сказал своему любимому ученику: "се мати твоя", а Матере Своей сказал: "се сын твой". И в лице любимого ученика Иоанна Господь всех нас соделал чадами Пресвятой Богородицы.

 Обратим внимание, что Дух Святой сходил на Пресвятую Богородицу дважды. Первый раз по слову архангела Гавриила тогда, когда Дух Святый только приготовил её душу для принятия Сына Божия. Пока жертва Иисуса Христа не была принесена, Дух Святой не смыл с Неё печать первородного греха. После смерти и воскресения Иисуса Христа, когда Матерь Божия молилась в горнице со всеми учениками, в день Пятидесятницы Дух Святой вторично сходит на Пресвятую Богородицу и на всех учеников. В этот момент происходит то чудесное исцеление от язвы первородного греха всех, на кого сошел Святой Дух. С того момента начинается Церковь Христова. Это благодать Духа Святого делает Пресвятую Богородицу совершенной по её духовному состоянию. Так что Она становится источником Света, источником Благодати. Она обладала всеми дарами благодати, Она могла пророчествовать, и исцелять, и изгонять бесов, и толковать Священное Писание и всё прочее, что было свойственно святым, было свойственно Ей.

 Приведём свидетельство ученика апостола Павла Дионисия. Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Вот то сияние и та слава, которые осиняли Богородицу при жизни. Тем более какая должна быть Слава и сияние сейчас, когда Она царствует на небе. Будем и мы с почтением и должным поклонением относиться ко Пресвятой Богородице и призывать её в молитвах наших о предстательстве и о нашем спасении.

 

Тема 21 Объяснение смысла Искупительной Жертвы Христа

 

 Со словом жертва у современного человека возникает ассоциация с жертвой каких-то злодеев, с жертвой войны. Под словом жертва мы понимаем какие-то страдания, какую-то даже гибель людей, в которой нет причины и вины пострадавших. Также слова жертва среди нас верующих людей употребляется и в таком смысле, что мы принесли Богу жертву, если, например, поставили свечу на подсвечник, или внесли какое-то пожертвование в храм, или сотворили особое молитвенное делание. Послушаем же слова пророка Давида: "жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит". Правильное понимание жертвы заключается в том, что мы приносим нечто Богу и ради чего-то. Если бы мы понимали состояние своей греховности, глубоко осознавали свою погибель, рабство сатане и плен, то тогда бы все наши жертвы, которые мы пытались бы приносить Богу, мы бы приносили их бы ради прощения наших грехов. Все наши труды, ограничения, подвиги должны основываться на покаянии и сокрушении сердца для прощения наших грехов.

 

 Но забыв о своей греховности и не понимая состояние своей души, эти же труды и жертвы будут приноситься как бы для угождения Богу, ради благодарения, но при этом испытывается некоторое самодовольство, некоторую самоуспокоенность. Такое состояние свт. Игнатий Брянчанинов называет мнимой праведностью. В состоянии тщеславного самодовольства человек считает, что он сделал нечто, что Бог принимает, что Богу надо и угодно. Богу же нужно самое главное: сердце наше сокрушенно и смиренно. Для ветхозаветного человека слово жертва имело только определённое значение. Жертва приносилась благодарственная (за всевозможные полученные благодеяния) и умилостивительная за прощение (искупление) грехов.

 

 Вероучение Церкви предлагает принять страдания Господа на кресте как искупительную жертву за грехи всего человеческого рода, чтобы мы могли понять, оценить и принять Господа Иисуса Христа как нашего Спасителя и Искупителя. И могли бы следовать за Господом и в последующем могли исполнять всю Его Божественную Волю, все Его слова, которые есть все Евангельские заповеди, и чтобы через это приобрести спасение.

 

 Рассмотрим на жизненном примере, когда человек не заметил, как на него на большой скорости мчится автомобиль и в последний момент какой-то человек безстрашно бросился и оттолкнул в сторону находящегося в опасности, но сам попал под машину и погиб. Вот тот человек, жизнь которого была сохранена благодаря такому действию смелого и мужественного человека, он будет до конца своей жизни помнить о нём, почитать его, уважать его и всем рассказывать о нём и своим детям и внукам накажет, что вот он живёт только благодаря тому, что тот человек спас ему жизнь, отдав свою жизнь.

 В древности существовал закон, по которому должник, не имеющий возможности погасить долг, мог быть посажен в долговую яму.

 

                 Долговая яма

 

Должник в долговой яме переносил холод, голод, зной и всевозможные страдания и мог надеяться лишь на то, что кто-то смилостивится над ним и погасит его долг. Представим, как в одной стране некий человек не смог вернуть очень большой долг самому царю. За это он был посажен в долговую яму и не имел уже никакой надежды на то, что живым выйдет из неё, так как никто ни мог помочь ему, потому что долг был очень велик. У этого царя был единственный и любимый сын. Сын был очень добрым, и он до такой степени проникся состраданием к должнику страдающем в долговой яме, что не только ходатайствует перед своим отцом за должника, но и спускается в саму яму и вместе с должником начинает переносить все тяготы, беря как бы страдания должника на себя. И уже из самой ямы сын умоляет отца: "отец мой дорогой, ты любишь меня, я уповаю на твою любовь. Я надеюсь, что ты услышишь моё слово. Я так сильно люблю раба твоего, которого ты посадил в эту самую долговую яму, я умоляю тебя прости его долги, выпусти его на свободу. Видишь я вместе с ним и за него страдаю в этой яме. Я как бы от его лица прошу тебя о милости. Помилуй, и меня, и ради меня и этого раба." Так сын великого царя, как бы отдавая себя в жертву, вместе с должником терпит голод, холод, зной и все лишения, не переставая умолять отца о помиловании. Конечно же отец, видя, как его любимый сын искренне переживает о должнике и страдает за него, не сможет безучастно смотреть на это. Сердце отца сжалиться над сыном, который страдает как будто он является должником. Примет мольбу сына и как имеющий власть простит должнику долг и выпустит на свободу. Попробуем представить, какое благодарение должен иметь должник к спасшему его от верной смерти царскому сыну? Какое будет почтение и уважение? Наверное, великое.

 На подобии этого примера все человечество после грехопадения попадает в долговую яму, не имея никакой возможности выкупить себя, обрекая себя на вечную смерть. И вот ради нашего спасения приходит Сын Божий, принимает наше естество, входит в такие же условия, как и мы, как бы спускается к нам в долговую яму, начинает умолять Отца о помиловании, и не только просит, но и делом доказывает свою любовь к людям, принеся своё человеческое естество в жертву. Отдавая Себя на смерть вместо нас.

 

 Попробуем образно представить, что же ждало нас в этой долговой яме. Вспомним, что первоначально Адам с Евой были сотворены в состоянии вечной жизни. Трагической чертой, разделяющей состояние вечной жизни от состояния вечной смерти, является первородный грех.

В.Ж. первор.                                             

……  грех

..…… страдания

…  смерть

 

..

       …  ад

    ……….

 

Человеческий род плодиться и заполняет долговую яму. Эту жизнь надо назвать страданием. Даже успешные и богатые люди подвергаются всевозможным страданиям, и в итоге во время старости можно лишь ослабить страдания и немного приукрасить оставшуюся жизнь. Результатом человеческой жизни на земле является смерть. В результате грехопадения, по состоянию вечной смерти, волею, неволею мы оказываемся в аду. Посмотрим на рисунок, он очень похож на песочные часы. Эти песочные часы просеивают нас в этой временной жизни и через смерть низводит нас на вечные муки в ад. Так теперь действует сатана и полное право у него есть на нас должников. Познав свою неминуемую участь, мы должны искать спасение. Только через искупительную жертву Сына Божия возможно наше спасение. Творец дал первым людям закон: "От дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь." Закон вечной смерти вступил в силу после того, как первые люди совершили первородный грех. Этот закон предполагает наказание вечное, ибо жизнь была вечная, потому что она зависела от вечного Бога. Адам с Евой своим преслушанием оскорбили вечного Бога, значит и наказание должно быть вечное. После грехопадения человечество перешло в другое состояние, в состояние вечной смерти. И своими силами человек не может вырваться из этих песочных часов, из рабства сатане, обратно в состоянии вечной жизни.

 

 Чтобы прекратить действие этого вечного закона, установленного самим Богом, для этого и воплощается Сын Божий и отдает Себя в жертву на крест.

 Обратимся к словам Евангелия: "На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит вот Агнец Божий который берет на Себя грех Мира." Как же так, как Сын Божий берёт на Себя грех мира? Он же безгрешный. Как агнцев приносили в жертву за грехи свои, так и сын Божий приносит свою человеческую природу за грехи всего человечества. Что подразумевается под грех Мир? Это тяжесть первородного греха, к которому прибавляются ещё и грехи, соделанные всеми поколениями в этой жизни. Вот этот страшный груз, страшную ношу всех этих грехов и пришёл взять на Себя Агнец Божий. Он должен их как-то покрыть, устранить, так как они являются препятствием человека к Богу. Положим эти грехи на левую чашу весов.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.047 с.