Методика проведения физкультурных минуток и физкультурных пауз — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Методика проведения физкультурных минуток и физкультурных пауз

2022-11-24 19
Методика проведения физкультурных минуток и физкультурных пауз 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вынужденная статическая поза и длительная умственная работа во время занятий ведут к утомлению дошкольников, снижают их работоспособность. Это проявляется в ухудшении внимания, затруднении усвоения учебного материала, нарушении координации мелких движений, их замедленности, повышенной раздражительности, длительных отвлечениях, примитивных манипуляциях (постукивание, бросание предметов). Объясняется это тем, что относительно однообразная работа вызывает длительное раздражение отдельных участков коры головного мозга. Вследствие этого наступает внутреннее охранительное торможение, которое ведет к снижению внимания и работоспособности детей. Вместе с тем необходимо отметить и одновременное нарастание общего мышечного утомления. Из-за ограниченной амплитуды движений уменьшается подвижность плечевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов, ухудшается экскурсия грудной клетки, что изменяет частоту и глубину дыхательных движений, нарушает поступление кислорода к внутренним органам, мышцам, головному мозгу, появляются предпосылки к нарушению осанки.

Для того чтобы избежать этих негативных явлений и облегчить детям учебную деятельность, необходимо научить их чередовать умственное напряжение с физической работой. К таким формам физкультурно-оздоровительной работы можно отнести физкультурные минутки, физкультурные паузы и физкультурные мини-паузы.

Физкультминутки кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали).

Комплексы физкультминуток это упражнения, составленные из разных движений, направленных на активную работу различных мышечных групп, их расслабление; активизацию внимания, повышение возбудимости нервной системы, формирование и укрепление осанки, а также на дыхание.

Назначение физкультминутки предупредить и снять утомление на занятиях, связанных с большой сосредоточенностью, длительным поддержанием внимания, напряженными однообразными статическими положениями тела.

Физкультминутки могут проводиться в форме:

• общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используются 3 - 4 упражнения для разных групп мышц;

закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;

• подвижной игры подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами;

• дидактической игры с движением хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по формированию элементарных математических представлений. Например, игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «К названному дереву беги», «Разноцветные обручи» и др.;

• танцевальных движений. Используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии с умеренным ритмом, негромкие, иногда плавные;

• выполнения движений под стихотворный текст, что в практике дошкольных образовательных организаций используется чаще всего. При подборе стихотворений обращается внимание на следующее:

1) текст стихотворений должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;

2) преимущество отдается стихам с четким ритмом;

3) содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой занятия, его программной задачей;

• любого двигательного действия и задания, сочетающегося с содержанием занятия: отгадывание загадок не словами, а движениями; использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Особую группу упражнений составляют сказки — композиции изупражнений на развитие мелкой моторики кисти, так называемые «упражнения на пальчики». На физкультминутках можно широко использовать различные жесты руками с шарами, орехами, шестигранным карандашом, массажными мячами, ручными эспандерами и др. В физкультминутку целесообразно включать упражнения для глаз.Длительность физкультминуток 1,5—2 мин.

Основные требования к проведению физкультминуток:

• проводятся на начальном этапе утомления (8, 13,15-я минуты занятия — в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);

• упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

• упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;

• упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;

• содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;

• упражнения для физкультминутки подбираются с учетом активизации дыхания на различные группы мышц в исходном положении стоя у стола;

• комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида, характера предшествующих занятий, их содержания;

• комплекс физкультминутки обычно состоит из 2 - 4 (3 - 5) упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног, повторяемых 5 - 6 раз.

Физкультминутки необходимо проводить, начиная со средней группы на всех занятиях за исключением занятий по рисованию. Специальными исследованиями было установлено, что целесообразнее всего проводить физкультминутку перед занятиями изобразительной деятельностью или после нее. Непосредственно на занятиях по изобразительной деятельности физкультминутки неэффективны, так как отвлекают от творческого процесса.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений, развитию речи целесообразно использовать упражнения для мышц спины, потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос.

При планировании физкультминутки записывается только ее содержание.

Физкультурные паузы (двигательная разминка) — активный отдых детей, проводимый между занятиями, с использованием физических упражнений.

Назначение физкультурных пауз в том, что они предотвращают развитие утомления у детей и снимают эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей.

Физкультурные паузы отличаются от физкультминуток, прежде всего длительностью и проводятся в течение 6 - 10 мин. Но главное их отличие заключается в том, что во время проведения физкультминуток при помощи нескольких гимнастических упражнений локального воздействия решаются более частные задачи, например, снятие утомления с мышц спины, мобилизация нервной системы детей на определенную работу и др. При проведении физкультурных пауз,роме этих целей, обеспечивается некоторое снижение умственного утомления, улучшаются память и внимание у занимающихся.

Выделяются 2 формы организации детей для проведения физкультурных пауз:

1. Самостоятельное выполнение движений, физических упражнений, которое приучает детей целесообразно использовать время между занятиями в активном движении. Это способствует воспитанию привычек и умений саморегуляции. Для проведения двигательной разминки следует заранее подготовить оборудование и пособия. Необходимо следить за дозировкой физической и эмоциональной нагрузки. Примерные задания: разделить группу на 2—3 подгруппы. Первая выполняет набрасывание колец (игра «Коль- цеброс»), вторая — играет с кеглями, третья — выполняет упражнения с гимнастическим роликом.

2. Фронтальное выполнение физических упражнений под руководством педагога. Организованный (фронтальный) способ проведения физкультурных пауз может иметь комбинированный характер и состоять из комплекса физических упражнений, подвижных и музыкальных игр. Упражнения и игры должны быть хорошо знакомы детям. Физкультурные паузы не проводятся в дни занятий физической культурой.

Проводится физкультурная пауза в любом хорошо проветренном помещении во время перерыва между занятиями. Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности. Игровые упражнения должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее. Не следует предлагать детям игры с высокой интенсивностью движений, так как они могут их перевозбудить. В конце двигательной паузы можно предложить детям различные дыхательные упражнения.

Физкультурные мини-паузы — самая короткая форма отдыха, выполняется в течение 20 - 30 с (до 1 мин). Чаще всего физкультурные мини-паузы проходят по изометрическому типу, т.е. без особого перемещения. Мы расслабляем мышцы, совершаем движения головой, встряхиваем кистями, выполняем дыхательные упражнения, гимнастику для глаз или элементы массажа (трем глаза, брови, кисти рук, спину). На физкультурных мини-паузах можно использовать 1 - 2 упражнения типа потягивания, встряхивающих движении руками и ногами или наклонов в стороны, назад, элементов самомассажа рук, спины, головы, дыхательных упражнений и др.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.