Наставления Христа Спасителя, данные Апостолам, остаются руководящими на все века и для всех христианских пастырей-проповедников. — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наставления Христа Спасителя, данные Апостолам, остаются руководящими на все века и для всех христианских пастырей-проповедников.

2022-11-24 25
Наставления Христа Спасителя, данные Апостолам, остаются руководящими на все века и для всех христианских пастырей-проповедников. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Евангелист Матфей подробнее других излагает наставления Спасителя Апостолам: «И призвав двенадцать учеников Своих… Сих двенадцать (по еванг. от Луки — семьдесят) послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 10:1-6).

Эти слова Господа относятся исключительно к Апостолам. Христос во время Своей земной жизни запрещает Апостолам идти с проповедью к язычникам и самарянам. Это требовалось божественным планом Домостроительства спасения человечества: Евангелие, прежде всего, должно быть возвещено древнему народу Божия завета, которому обещан был Мессия, Который приготовлялся к принятию Его и в сердце которого Он и явился. Только уже после Своего Воскресения, когда смертью Христа разрушено было средостение между иудеями и язычниками (Ефес. 2:14), Господь послал Апостолов и к последним, во весь мир с проповедью Евангелия (Мф. 28:19). «Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное».

Об этом проповедовал Предтеча Господень (Мф. 3:2), об этом проповедовал Сам Христос (Мф. 4:17), об этом же проповедать Он завещает и ученикам Своим. Это же самое — главный предмет проповеди и всякого христианского пастыря. Речь о наступлении на земле царства Божия, об Основателе этого царства, об условиях вступления в это царство, о жизни в этом царстве — вот что, и только это, должно составлять предмет его проповеди. Он при всяком виде учения должен вливать познание Христа Иисуса, внедрять учение о Нём, понимать крайнее милосердие Его.

Христос повелевает Апостолам во время путешествий с проповедью Евангелия не иметь при себе ни золота, ни серебра, ни меди (что в это время носилось в поясах), ни сумы, ни двух одежд (одной запасной), ни обуви (запасной), ни посоха (также запасного).

Мысль Христа здесь заключается в следующем: Апостолы не должны, во время своего дела, заботиться ни о чём, что могло бы их самих отвлечь от главной их обязанности, а других навести на подозрение, что они трудятся лишь из-за корысти; они должны вполне предаться воле Божией. Лишений же страшиться нечего, ибо всякий честный делатель получит свою награду — его оценят и наградят. Если же это возможно было для Апостолов, то для современных пастырей — ещё более.

Господь запрещает Своим ученикам произвольно менять места для жительства в одном и том же городе или селении, куда они придут с проповедью. Такая перемена жительства с целью, конечно, найти лучшее помещение, была бы, оскорбительна для прежнего домохозяина, могла бы навлечь на Апостолов подозрение в чревоугодничестве и вообще была бы несообразна ни с их достоинством, ни с их призванием, так как препятствовала бы им безраздельно предаться их главному делу. При такой смене места жительства тратилось бы даром драгоценное время, между же тем, Апостолам нужно было спешить. Отсюда и пастырь Церкви, во-первых, должен иметь более или менее близкое общение с людьми достойными. От него, для поддержания достоинства его сана, особенно требуется осторожность и благоразумие в выборе знакомых и друзей. Этим наставлением Спасителя пастырь обязывается смотреть на свой приход, не как на временное место, следующее лишь переходом на другое, более выгодное, но как на место постоянное, выпавшее ему по божественному определению, а потому и всю душу свою полагать за этот приход свой.

«А входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему».

Обычное у иудеев приветствие, вырающее благожелание счастья: мир дому сему, в приложении к христианскому пастырю, может получить особенное значение. Священник есть служитель мира, как служитель Иисуса Христа, принёсшего на землю людям мир с Богом и ближними, а отсюда и внутренний мир с самим собою — душевное спокойствие. Вот почему, где бы ни являлся священник, везде он должен быть вестником и проводником этого мира. Он также должен всюду вносить мир людям с Богом, ближними, с самим собою и, прежде всего, самого себя поставить в такие отношения с прихожанами, чтобы его всегда встречали с любовью, именно как миролюбца, отца и друга…

«И если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится» (13).

Господь указывает на высшую благодатную силу, которою облечены Апостолы, которая присуща и пастырям, хотя и в меньшей степени. Сила эта вместе с пастырским благословением изливается на всех, кто только будет достоин этой силы и способен восприять её: на них исполнятся пастырские благожелания, споспешествуемые их молитвою и проповедью. Если же в душе пасомых нет места к восприятию этой силы, тогда она остаётся без действия и как бы возвращается к своему источнику, т. е. к пастырю; следовательно, пастыри оттого не терпят никакой потери.

«А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших» (14).

Продолжается и усиливается мысль предыдущего стиха. В том случае, если кто не хочет слушать и принимать пастырей, пастыри должны и отрясти и самый прах их от ног своих, чем символически указывается на то, что они уже не могут иметь ничего общего с непринявшими их, как с язычниками, и слагают с себя всякую ответственность за их погибель. Так пастырь, употребивший все силы на обращение грешника, должен, наконец, оставить его, чтобы силы эти употребить на дело, более полезное — нечего убеждать того, кто не хочет принимать убеждений.

«Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» (15).

Пастырь и за бесплодный (не по его вине) труд свой, но труд честно исполненный, всё-же получит награду от Бога и от собственной совести. Не то — с непослушавшими его: они понесут наказание, тягчайшее наказание Содома и Гоморры; это основывается на том нравственном законе, что виновность, а, следовательно, и наказание, тем более, чем яснее и полнее выражена воля Божия, против которой сделано преступление — и таким образом отвергшие проповедь о Христе виновнее отвергших требование естественного закона совести, которым руководствовались указанные города.

«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (16).

В образном и сильном выражении Господь ясно и наглядно показывает Апостолам их отношение к миру и мира к ним: Апостолам, действительно, и пришлось быть в таком положении, в каком находятся овцы (символ невинности, кротости и терпения), окружённые отовсюду волками (символ жестокости и кровожадности). Как же они должны были действовать в таком случае, гонимые и внешне — беззащитные? Христос внушает им пользоваться мудростью и осторожностью змия; но как в слове Божием змий часто служит образом не одной мудрости, но иногда — ещё хитрости и лукавства, то Спаситель присоединяет, что Апостолы с мудростью змииной должны соединять непорочность и чистоту голубя.

«Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (17-20).

Слова: «остерегайтесь же людей» составляют вывод из предыдущих слов Спасителя — итак, нужно остерегаться тех людей, которые выше названы волками, нужно быть мудрыми в обращении с ними, не идти без нужды на опасности, не вызывать без необходимости вражды и преследований, ибо жизнь Апостолов дорога и необходима для Церкви Христовой. Как же должны были вести себя Апостолы, предстоя на судилищах, в синагогах иудейских, пред правителями и царями языческими? «Cвидетельства перед ними и язычниками», исповедание Христа и обличение противников Его — вот только что, и ничто другое, должно занимать все мысли их и в эти самые критические моменты их жизни. При этом бедным и необразованным рыбарям иудейским естественно было смутиться пред людьми образованными, пред сильными мира сего, смутиться и беспокоиться о том, как и что, говорить им. Господь успокаивает их, повелевая не заботиться об этом, ибо Сам Дух Отца, т. е. исходящий от Отца Святой Дух тогда будет говорить в них.

«Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется» (21:22).

Сильный переворот произойдёт в мире, благодаря проповеди Апостолов; к самой же проповеди, к проповедникам и исповедникам Христа ненависть и злоба людей мира будет так велика и сильна, что под влиянием этой ненависти и злобы, рушатся самые крепкие и дорогие для человека связи родства. Но по словам Спасителя, только тот спасётся, кто до конца претерпит все выпавшие на его долю страдания.

«Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (23).

«Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: довольно для ученика, чтобы он был, как учитель его, и для слуги, чтобы он был, как господин его. Если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его?» (24:25).

С одной стороны, здесь продолжается предсказание Господа об участи, имеющей постигнуть Апостолов, причём объясняется и естественность такой участи. Нет ничего удивительного в том, что скорби и гонения ждут их в мире; Апостолы и пастыри суть продолжатели того же самого дела, за которое преследовали всю жизнь и, наконец, предали крестной смерти его Совершителя, следовательно, и они должны, продолжая это дело, ждать такого же отношения к себе.

«Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» (26).

Новое ободрение и утешение: не должно бояться людей мира сего, продолжая дело Самого Христа, ибо дело это есть истина, а истина всегда восторжествует. Учение и деятельность Апостолов сначала не поймут и не примут, подвергая их самих всевозможным гонениям, но настанет время, когда их назовут спасителями и благодетелями вселенной.

«Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях» (27).

Уверяя учеников Своих в истине и силе евангельской, Господь повелевает везде и открыто возвестить то, что теперь пока внушается им одним, как единственно-способным воспринять учение Христа.

«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (28).

Еще ободрение для Апостолов. Люди, среди которых придётся им действовать, при всей своей злобе и ненависти, не могут сделать ничего больше, как только убить тело, лишить их временной жизни. Но что значит временная смерть тела пред вечною смертью души, которой (смерти) подвергнет их Бог за измену Своему делу?

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц» (29-31).

Для нового одушевления Апостолов Спаситель пользуется двумя поразительными примерами Промысла Божия, без воли Которого ничего не совершается и Который простирается на самые, повидимому, маловажные, незначительные предметы.

«Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (32:33).

Пастырь Церкви исповедует Христа, когда словом и делом, всею жизнью своею свидетельствует открыто людям, что только Христос есть путь к спасению, что только то, что дал Он и что содержит основанная Им святая Церковь, есть истина. Такой только пастырь и может ожидать для себя исповедания Христом, им исповедуемым, пред Отцем небесным.

«Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня; кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (40-42).

В этих заключительных словах Господь уже указывает на награду, которая ждёт и тех, кто даже окажет незначительное дело любви ради Христа ученикам Его, кто будет принимать и слушать Апостолов и пастырей. Косвенным образом это служит новым ободрением для пастырей, внушая им сознание высоты и важности их служения, находящегося под особым покровительством Самого Бога.

Важнейшим источником в этой области являются наставления Иисуса Христа относительно проповеднического служения. Христос говорил о благодатной помощи Святого Духа провозвестникам слова Божия (Ин. 14,26), об условиях нравственной силы проповеди (Мф. 10,8), о внутренних качествах и жизни проповедника: «от избытка сердца говорят уста» (Мф. 12,34), «кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5,19).

Речи Спасителя содержат указания на предмет христианской проповеди: «проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное» (Мф. 10,7). К этому предмету следует отнести также все то, чему учил Христос во время Своего общественного служения. Наставления Спасителя о проповедничестве не исчерпываются учением о проповеди и личности проповедника. Христос говорит о значении благовестия для слушающих: Посредством проповеди они должны познать истину и эта истина сделает их свободными              (Ин. 8,32).


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.