Б№1 1 Проповедь Христа Спасителя. — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Б№1 1 Проповедь Христа Спасителя.

2022-11-24 28
Б№1 1 Проповедь Христа Спасителя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ГОМИЛЕТИКА - 4 курс ОЗО

Б№1 1 Проповедь Христа Спасителя.

Б№2 1 Наставления Христа Спасителя Апостолам при отправлении их на проповедь.

Б№3 1 Проповедь святых Апостолов.

Б№4 1 Наставления св. Апостола Павла проповедникам.

Б№5 1 Проповедь мужей апостольских.

Б№6 1 Учение св. двенадцати Апостолов

Б№7 1 Второе послание св. Климента еп. Римского к Коринфянам.

Б№8 1 Проповедничество в III веке. Влияние Орнгена на проповедь третьего века.

Б№9 1 Проповедничество св. Григория Чудотворца.

Б№10 1 Проповедничество св. Киприана Карфагенского.

Б№11 1Прочие проповедники третьего века и общее заключение о проповеди данного века.

Б№12 1 «Золотой» период христианской проповеди.

Б№13 1 Проповедничество св. Кирилла Иерусалимского

Б№14 1 Проповедничество свт. Василия Великого

Б№15 1 Проповедничество свт. Григория Богослова

Б№16 1 Проповедничество свт. Иоанна Златоуста

Б№17 1 Гомилетические наставления свт. Иоанн Златоустого

Б№18 1 Проповедничество прп. Ефрема Сирина

Б№19 1 Проповедничество свт. Амвросия Медиоланского

Б№20 1 Проповедничество блж. Августина

Б№21 1 Теоретическое учение блж. Августина о проповедничестве

Б№22 1 Общая характеристика проповедничества VI – X вв.

Б№23 1 Проповедничество св. Григория Двоеслова

Б№24 1 Проповедничество свт. Григория Двоеслова из книги «Правило пастырское»

Б№25 1 Проповедничество прп. Аввы Дорофея

Б№26 1 Проповедничество прп. Феодора Студита

Б№27 1 Проповедничество прп. Симеона Нового Богослова.

ГОМИЛЕТИКА - 4 КУРС ОЗО

Б№1 1 Проповедь Христа Спасителя.

Проповедь Христа Спасителя

 

Иисус Христос во все времена был, есть и будет не только идеалом для пастырей-проповедников, но и предметом христианской проповеди. Он «Альфа и Омега, начало и конец» (Откр. 22:13) всему, в том числе и христианской проповеди. По словам св. апостола Павла, в проповеди «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11).

Содержание христианской проповеди кратко можно выразить словами: наше спасение в Господе Иисусе Христе. Второе Лицо Святой Троицы, чтобы спасти людей, стало плотью и в слове человеческом, в проповеди Спасителя нашло своё выражение откровение человечеству Божественной истины и воли Божией.

В течение трёх с половиной лет Своего общественного служения Иисус Христос постоянно учил народ, постоянно беседовал о Царствии Божием. Сам Он неоднократно указывал, что пришёл на землю для проповеди Царствия Божия. Так, после проповеди на сонмище в Капернауме, когда народ удерживал Господа, Спаситель сказал: «… и другим городам благовествовать Я должен Царство Божие, ибо на то Я послан» (Лк. 4:43). Своим ученикам Он говорил: «Пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел» (Мк. 1:38).

Проповедничество Христа Спасителя неотделимо от Его Богочеловеческой личности. И как бесконечно велик и никогда неисчерпаем образ Богочеловека, так бесконечно высоко и непостижимо Его проповедничество.Говоря о каком-нибудь известном проповеднике, в его проповедничестве, обычно отмечают какие-то особые свойства. У одного отмечают глубину мысли, у другого — ясность и чёткость суждений, у третьего — проявление в проповеди самоотверженной пастырской любви и т. д. Каждый из витий в меру своих дарований, в большей или меньшей степени, стремится к идеалу. В образе же Божественного Учителя видим полное всеобъемлющее совершенство, беспредельное море, в котором слились все отдельные человеческие совершенства.

В проповеди великого Учителя, прежде всего, поражает отсутствие всякой искусственности. Учение Христа, по Его собственному определению, было «дух и жизнь» (Ин. 6:63), которое нельзя было заключать в рамки системы. Дух и жизнь выражаются в слове, но не объимаются им вполне. Действуя на ум и сердце, они пробуждали в нём много ростков, давали чувствам много нового, открывая бесконечную перспективу к перерождению человеческой души.

Учение Иисуса Христа было величайшим откровением, и оно неотразимо действовало на сердца людей глубиной, не человеческой, а божественной истины. Проповедь Господа по своему содержанию была, прежде всего, свидетельством божественной истины. Он Сам говорил о Себе: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18:37). «Истинно, истинно говорю вам», — так неоднократно подтверждал Господь Своё учение.

По своему содержанию проповедь Христа Спасителя, обнимая собой всё Домостроительство нашего спасения, была многосторонней. Подтвердив истину о Единстве Божества, Господь открывает людям неведомое в Ветхом Завете учение о Троичности Божества и о любви Божией. Он возвещает человечеству о личном бытии Лиц Святой Троицы, особенно о Святом Духе (Ин. 14:26; 15:26) и Единство их между Собой (Ин. 10:30; 17:21; 14:11; Мф. 28:19).Одновременно с этим Божественный Учитель свидетельствует о предвечной любви в Самом Боге, ибо «Отец любит Сына» (Ин. 3:35; 5:37; 10:17) и, говоря, что «Сын в Отце и Отец в Сыне» (Ин. 14:11),Он открывает, что эта любовь предвечна, ибо Отец возлюбил Сына «прежде создания мира» (Ин. 17:24).

Истины Троичности Божества и любви Божией не являются отвлечёнными идеями для человечества, они имеют непосредственное отношение к каждому человеку, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Любовь Божия творит людей «детьми Божиими» (Ин. 3:2; Римл. 8:16; Ин. 1:12 и др.), и, по слову апостола Павла, Сам Единородный Сын Божий «не стыдится называть их братьями» (Евр. 2:11:12 ср. Ин. 20:17). Господь Иисус Христос открыл это людям, называя Бога их Отцом Небесным и научив их обращаться к Богу, как к ОТЦУ (Мф. 6:9; Лк. 11:2; Мф. 5:48; 6:4:8:15; Мк. 11:25:26; Лк. 6:36; и др.).

Поэтому каждый человек имеет великую ценность — спасение одного человека доставляет радость на небесах (Лк. 15:7); душа человека больше пищи и одежды, она дороже всего мира, «ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит» (Мф. 16:26; Мк. 8:36; Мф. 6:25; Лк. 12:23 и др.).

Поэтому и воля Божия о человеке заключается ни в чём другом, как в его спасении:

«Нет воли Отца вашего, чтобы погиб один из малых сих» (Мф. 18:14; 1 Тим. 2:4 и др.).

Осуществителем этой воли Отца о человеке явился Сын Божий, Единородный — Он «пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11; Лк. 19:10; ср. 1 Тим. 2:6 и др.). «Ибо Я, — свидетельствовал Он, — сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Пославшего Меня Отца. Воля же Пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он дал Мне, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий видящий Сына и верующий в Него имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:38-40).

И Господь Иисус Христос в разных образах приближает к человеческому разумению то «дело», которое Отец поручил Ему исполнить. Он пришёл «взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18:11; Лк. 19:10), «не губить души, но спасать» (Лк. 9:56), «не судить мир, но спасти мир» (Ин. 17:47). И это спасение мира «чрез Него» (Ин. 3:17) должно совершиться не одним Его пришествием, не одним словом, но Ему «должно пострадать» (Мф. 17:23; Мк. 8:31; Лк. 9:22 и др.), «послужить и отдать душу Свою для избавления многих» (Мф. 20:28; Мк. 10:45), «жизнь Свою за овец» (Ин. 10:11), «Плоть за жизнь мира» (Ин. 6:51).

Поэтому и Сам Он — «Свет миру» и «Единый Учитель», «Дверь овцам», «Путь и Истина», «Врач» и «Пастырь», «Истинная лоза виноградная» и «Хлеб жизни», «Воскресение и жизнь» (Ин. 8:12; Мф. 23:8; Ин. 10:7; Ин. 14:6; Мф. 9:12; Ин. 10:14; Ин. 15:1; 6:35; 11:25 и др.).

Но для спасения человека недостаточно только сообщить ему истину. Сам человек должен участвовать в своём спасении (Мф. 11:12). И проповедь Иисуса Христа не только открывает истину, но и призывает человека выйти из того состояния, в котором он находится.

Причиной «схождения с небес» и воплощения Сына Божия была предвечная Любовь Божия к человеку, так и началом Его проповеди явилась та же любовь, но уже в виде «жалости.» «Видя толпы народа, Он сжалился над ними, ибо они были изнурены и рассеяны, как овцы, не имеющие пастыря» (Мф. 9:36 ср. Мф. 14:14;15:32; Мк. 6:34; 8:2 и др.). В своей проповеди воплотившийся Сын Божий как бы ещё больше снисходит к человеку, в самую глубину его греховного сознания, как врач к больному (Мф. 9:12), и указывает выход из этого положения — спасение.

Все евангельские притчи, образы и подобия заставляют человека «войти в себя», внутренне ставят его пред жизнью и смертью, пред Богом и вечностью. Человек должен сознавать своё бедственное положение и изменяться. Слово Христово указывает ему выход: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13; Мк. 2:17; Лк. 5:32). Покаяние и есть изменение.

 

Поэтому началом проповеди Господа Иисуса Христа было возвещение о приближении Царства Божия, призыв к покаянию и вере в Евангелие, в возможность спасения чрез Господа Иисуса Христа каждого человека (Мк. 1:15; ср. Мф. 4:17).

Поэтому всё содержание Евангелия имеет непосредственное отношение к душе человека. В Евангелии рассказывается, как Бог спасает душу человека и как человек воспринимает это спасение.О чём бы ни проповедовал Иисус Христос, Его слова всегда имели поразительное влияние на слушателей. Евангелие сохранило много примеров, подтверждающих это.

Проповедь Св. Апостолов

 

Постоянное пребывание Апостолов со Христом Спасителем, Его наставления о проповеди, самостоятельная проповедь Апостолов в городах и весях Иудеи в дни жизни их Божественного Учителя — всё это было наилучшей подготовкой Апостолов к всемирной проповеди о Христе.

Но выступили на эту проповедь Апостолы только после того, как в день Пятидесятницы они приняли Силу Духа Святого, нисшедшую на них (Деян. 1:8). Предмет и способы их апостольской проповеди только с этого момента уразумеваются ими во всей полноте. Находясь под непосредственным воздействием Св. Духа, Апостолы обладали чрезвычайными проповедническими дарованиями. Дух Святый исполнял Апостолов особой силой и дерзновением, вдохновлял их на проповедь, уяснял и напоминал им учение Самого Господа Иисуса (Ин. 14:26).

Проповедь св. Апостолов была непосредственным продолжением проповеди Иисуса Христа и поэтому имела с ней много общего. Как при жизни Спасителя, по Его повелению, они проповедают Царствие Божие, так и после Воскресения Христова Царство Божие остаётся основной темой их проповеди (Деян. 8:12; 19:8; 20:25; 28:23 и т. д.).

Основным предметом их проповеди становится Христос распятый и воскресший. Св. апостол Павел так писал коринфским христианам: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия… Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие; для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:18-24).

В книге Деяний св. Апостолов читаем, что «Апостолы… с великой силой свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» (Деян. 4:33; см. ещё Деян. 5:30; 17:18; Рим. 10:9).

Свидетельство о Христе Апостолы считали важнейшим свойством своей проповеди. Св. апостол Иоанн Богослов пишет: «что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наша, [то возвещаем вам:] о Слове жизни, — ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем эту вечную жизнь» (1 Ин. 1:2).

Когда Апостолы избирали, вместо отпавшего Иуды, апостола Матфея, то непременным условием поставили, чтобы избранный был, как и все они, «свидетелем Воскресения Христова» (Деян. 1:22). Апостол Павел дважды говорит, что он не имеет этого отличительного апостольского признака — быть свидетелем (Деян. 22:15; 26:16).

Проповедь для Апостолов была особым служением«служением слова» (Деян. 6:4). В этом служении Господь давал им особые благодатные силы и Сам всегда незримо для телесных очей, но реально для очей духа, соприсутствовал им согласно Своего обещания: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Зная, что сила Божия всегда содействует его проповеди, св. апостол Павел ни во что считал слово человеческой мудрости. Он писал к Коринфянам: «И слово мое, и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4).

Как слово Божие, слово апостольской проповеди было «живо и действенно» (Евр. 4:12), принятое сердцами уверовавших оно «действовало» в них и приносило обильные плоды, располагая людей, прежде всего, к покаянию и исправлению своей жизни (Деян. 2:37; 2:41 и др.).

Из книги Деяний св. Апостолов известно, какое глубокое действие имела апостольская проповедь. В день Пятидесятницы, после первой проповеди апостола Петра, «охотно» принявших слово и присоединившихся к Апостолам было около трёх тысяч (Деян. 2:41). После же второй проповеди в Иерусалимском храме уверовало во Христа около пяти тысяч (Деян. 4:4).

 

Но не только в Иерусалиме плодотворна была апостольская проповедь. Во всех уголках необъятной Римской империи и даже за её пределами, куда только ни вступали Апостолы, их слово всюду обращало множество людей ко Христу. И поистине, «во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их» (Прокимен Апостолам).

Другое обстоятельство, содействовавшее быстрому распространению апостольской проповеди было политическое объединение древнего мира под владычеством римлян. Широкая веротерпимость римского правительства первоначально способствовала миссионерской деятельности Апостолов. Известно, что когда иудеи в Ахаии напали на апостола Павла и привели его пред судилище, то проконсул Галлион сказал им: «Иудеи! Если бы какая-нибудь была обида, или злой умысел, то я имел бы причину выслушать вас. Но когда идёт спор об учении, и об именах, и о законе вашем, то разбирайтесь сами: я не хочу быть судьёю в этом. И прогнал их от судилища» (Деян. 18:11-16). Такое отношение к делу апостольской проповеди со стороны римских чиновников, было весьма благоприятно для её беспрепятственного распространения.

Хорошие римские дороги и непрестанные торговые связи с самыми отдалёнными уголками империи также способствовали быстрому передвижению Апостолов и распространению их учения. Указанные внешние причины безусловно оказали влияние на распространение апостольского благовествования, но они имели, конечно, второстепенное значение.

Главные причины успеха и действенности проповеди Апостолов заключались во внутренних причинах: 1) В характере христианского учения и в его отношении к миросозерцанию и жизненному строю древнего мира и 2) В личном характере самих праведников.

История представляет состояние мира пред пришествием Христа самым жалким и безотрадным. Всюду царило какое-то изнеможение и сознание необходимости полного обновления мира. Люди потеряли веру в свой разум и в силу нравственных начал. Крайняя испорченность и извращённость нравов проникла во все слои общества. Во всей своей неприглядности состояние древнего мира изображено апостолом Павлом в послании к Римлянам (1-я гл. 19-32 ст.). Повсюду царили преобладание плоти над духом. Лучшие умы того времени искали истину в различных философских системах, но истина не в мудрованиях человеческих…

Что же несло миру учение Апостолов? Оно сообщало человечеству истинное учение о Боге и Его отношении к миру и человеку, о целях и назначении человеческой жизни, о взаимных отношениях людей друг к другу и о их будущей участи. Проповедь Апостолов давала точные и ясные ответы на все вопросы, которые оставались неразрешимой загадкой в течение целых тысячелетий и над которыми издавна мучился пытливый человеческий разум. Апостолы своею проповедью отвечали самым живым и насущным потребностям людей того времени, затрагивали самые тонкие струны их душевных чаяний. Многие из слушателей Апостолов были угнетены горем и страданиями, — Апостолы указывали им на непродолжительность их бедственного земного существования и воспитывали в них твёрдую надежду на жизнь будущего века, которая уготована всем верующим во Христа. Такая проповедь вливала в сердца людей утешение и давала земной, многотрудной жизни иной смысл и значение — как времени для приготовления к жизни будущей.

Не вмешиваясь в политическую, гражданскую и социальную жизнь общества, всегда придерживаясь принципа учения Иисуса Христа, который Он выразил в словах «Царство Мое не от мира сего»(Ин. 18:36) и «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21), св. Апостолы обращались к жизни духовной, указывали способы созидания и устроения благодатного царства в душах людей. Они, по словам св. Иоанна Златоуста, «оставили землю… говорят все о небесном, предлагают… другую жизнь, и иной образ жизни, иное богатство и иную бедность, иную свободу и иное рабство и иную смерть и иной живот, другой мир и другое общество, — всё иное.» Не касаясь вопросов внешней жизни человека, христианское учение со временем, по мере своего распространения проповедью всеобщей духовной свободы и равенства, любви и братства, оказало существенное влияние и на многие стороны внешней жизни, смягчив жестокие нравы общества.

Огромное значение в деле распространения апостольской проповеди имели личности самих проповедников и их отношение к слушателям. Прежде всего, обращает на себя внимание полная убеждённость их самих в истинности проповедуемого ими учения, удивительная гармония между их проповедью и жизнью и необычайная любовь Апостолов ксвоим слушателям.

Глубокое убеждение Апостолов в истине того, что они проповедовали, сообщало их речам вдохновенный характер и придавало им неотразимую силу, увлекавшую их слушателей. Без этого внутреннего убеждения ни благоприятные исторические обстоятельства, ни новость христианского учения не принесли бы успеха.Необходимым условием успеха является полное согласие жизни с проповедуемым учением. Между словом и делами Апостолов всегда существовала неразрывная связь. Они проповедовали о самоотвержении ради Господа и сами оставили свои родные домашние очаги и отказались от всех житейских привязанностей, чтобы следовать за Господом. Учили о любви к Богу и ближним и сами показывали высочайший образец этой добродетели. Проповедовали о терпении и сами безропотно переносили все бедствия, гонения и болезни. Говорили о смирении и свои собственные великие труды вменяли ни во что. Не было ни одного вопроса возвещаемого ими учения, которого бы они не осуществили в своей жизни. Поэтому и слова Апостолов принимались слушателями без колебаний, как выражение действительного факта, неоспоримой истины, осуществление которой слушатели видели своими глазами в лице самих проповедников. В этом заключается источник силы и необычайной действенности апостольской проповеди.

Учение Апостолов — христианство не есть отвлечённая философская теория, дающая пищу одному только уму, но оно есть живой дух, живая сила, которая проникает всё существо человека, просвещая его ум, очищая сердце и направляя его волю к деятельности, согласно с волей Божией и нравственными законами. Но ни одна из добродетелей не оказывает столь могущественного действия на других людей, как любовь. Любовь, по словам апостола Павла, есть совокупность совершенства (Колос. 3:14). Любовь Апостолы проявляли в своей проповеднической деятельности в наивысшей степени. Они любили своих слушателей, как отцы детей, как матери своих младенцев. С полным усердием они заботились о спасении каждого человека, не забывая о его материальных нуждах. Апостолы помогали бедным и угнетённым, собирали милостыню на вдов и сирот. Взаимопомощь всех членов христианского общества времён Апостолов служила важной причиной быстрого распространения христианства в обществе.

По своей целенаправленности и по форме проповедь св. Апостолов может быть разделена на несколько видов. Посылая Своих учеников на проповедь, Господь заповедал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). В первом слове «научите» имеется в виду проповедь миссионерская, во втором — «уча» — проповедь внутрецерковная. Уже в апостольское время имели место оба эти вида проповеди. Обходя с миссионерской проповедью различные страны, Апостолы проповедовали на площадях, улицах, в синагогах и даже в ареопаге. Здесь проповедь их имела характер ораторской речи, обращённой ко многим. В книге Деяний св. Апостолов запечатлены подобные речи апостола Петра (Деян. 7:14-39) и апостола Павла в Афинах (Деян. 17:22-31). Сравнивая эти речи, можно видеть как мудро Апостолы приспособляли свои слова к внутреннему состоянию слушателей. К иудеям и язычникам Апостолы обращались не одинаково. Пример проповеди внутрицерковной также можно найти на страницах Деяний св. Апостолов. В Троаде «в первый день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел беседовал с ними и продолжил свое слово до полуночи» (Деян. 20:7). Эта проповедь (беседа) среди учеников, несомненно, была проповедью для членов Церкви. Постоянно занимались Апостолы и частным учительством отдельных лиц.Итак, по целенаправленности апостольская проповедь была миссионерской и внутрицерковной; по форме — речь перед многими, беседа с учениками (могла быть и в форме диалога) и частная беседа (беседа с одним лицом).

Из Посланий св. Апостолов видно, что право учить и проповедовать в первенствующей Церкви принадлежало далеко не всем членам Церкви. Свидетельствовали о Христе действительные свидетели, имевшие особое право — посланничество, ибо, по словам Апостола Павла, «как проповедать, если не будут посланы?» (Рим. 10:15). Однако, наряду с Апостолами в собраниях христиан проповедовали и их приемники и так называемые харизматики, имевшие особые дары — дар языков, пророчества и учительства.

Проповедуя Евангелие Христово, апостолы столкнулись с неприятием этого учения теми, кто жил по началам плотского мудрования и не мог возвыситься до принятия истин духовной жизни. «Иудеи требуют чудес, — говорит ап. Павел, — Эллины ищут мудрости» (1 Кор. 1, 22). В ответ на это Апостолы проповедуют Христа распятого, настаивая лишь на одном — принятии богооткровенного учения верой (1 Кор., 1,23–25).

Поступая так, Апостолы следовали примеру Самого Христа Спасителя, Который от слушателей всегда требовал безусловной веры в Него. Эго требование основано на особенностях человеческой природы: божественная истина, в глубинах своей премудрости непостижимая для ума человеческого, удобно воспринимается сердцем — седалищем веры человека. «Сердцем веруется к праведности», — говорит Апостол (Рим. 10,10). Этим определяется главный принцип апостольской проповеди и всего церковного учительства: Учение Евангелия, являясь Божественным Откровением, должно возвещаться как достоверная и непреложная истина, воспринимаемая верой слушателя.

Примечание.

 

Кроме Дидахи и Второго послания св. Климента к Коринфянам, от второго века сохранились ещё проповеднические произведения Климента, пресвитера Александрийского (†217 г.) и Тертуллиана (160-243 г.)

Из дошедших до нас сочинений Климента Александрийского имеются все основания рассматривать как проповеди в литературной переработке два его произведения:

1) «Слово о том, какой богач спасется»

2) «Педагог» В том и другом произведениях с достаточной ясностью сохранились следы их проповеднического происхождения. Текст «Слово о том, какой богач спасется»

Собственно проповедей от Тертуллиана не сохранилось. Но, будучи пресвитером, он, по церковным правилам, не мог не быть проповедником. Как человек редкого ума и образования Тертуллиан.без всякого сомнения, был выдающимся проповедником. По складу мысли и речи близко к проповеди подходят его нравоучительные сочинения, например: «О покаянии», «О молитве», «О терпении.» Их содержание и форма обнаруживают в Тертуллиане выдающегося автора по природе и по образованию. Смотри в приложении выдержки из прекрасного во всех отношениях трактата «О покаянии»

Своей проповеднической деятельностью Ориген внёс в общехристианское сознание много новых идей, экзегетических, догматических, нравоучительных и способствовал плодотворному возбуждению и обновлению христианской мысли.

В проповедничестве Оригена можно отметить и некоторые отрицательные стороны. Прежде всего, введение в проповедь аллегорического и таинственного понимания Свящ. Писания. Этим он лишал проповедь евангельской простоты и открывал путь к нецерковному, бесплодному фантазёрству. Слабо развит в его проповедях нравоучительный и увещательный элемент. Многие изего гомилий отличаются сухостью и холодностью. Читая его проповеди, невольно чувствуется прежде всего учёный муж, а затем уже пастырь-проповедник. Проф. Н. Барсов пишет, что Ориген «способен сообщать религиозное экзегетическое знание, но не умеет и не заботится придать своей речи такие свойства, которые способствовали бы могущественному действию на чувство и на всю совокупность духовных сил слушателей.»

Язык проповедей Оригена простой, понятный, но нередко небрежный и недостаточно отработанный.

Многие из учеников Оригена впоследствии стали знаменитыми церковными учителями, усвоив гомилетические принципы Оригена, они со временам сделали их достоянием всей Церкви.

 

Заключение о Проповеди данного Века

Кроме Оригена, св. Григория Чудотворца и св. Киприана Карфагенского, в третьем веке были ещё следующие знаменитые учители Церкви Восточной и Западной:

Св. Ипполит Римский (первая половина 3-го века), св. Дионисий, епископ Александрийский (†264 г.), св. Мефодий Патарский (†312) и пресвитер Пиерий (†283 г.).

От св. Ипполита сохранились: два слова — «На Богоявление» и «На еретика Ноэта» и отрывки из слов «Об Елкане и Анее»; на слова книги «Песнь Песней»; на слова Псалма «Господь пасет мя»; на псалом 23-й; на начало книги пророка Исаии; из слова «О разделении талантов», из слова «О двух разбойниках» и др.

От св. Мефодия Патарского сохранилось всего лишь две цельных проповеди: «Слово в неделю Ваий» и «Слово о Симеоне и Анне» (в день Сретения) и отрывок из «Слова о мучениках.»

От св. Дионисия, епископа Александрийского и пресвитера Пиерия проповедей не сохранилось, но их современники единогласно говорят о том, что это были знаменитые проповедники-ораторы.

Все перечисленные проповедники в большей или меньшей степени усвоили проповедническую традицию Оригена. Сохранившиеся в полном составе проповеди не только однородны по предмету, но и во многом схожи по внешней форме.

Чтобы убедиться в этом, нужно сличить «Слово на Богоявление св. Ипполита со словом на тот же день св. Григория Чудотворца и слово «На Сретение» св. Мефодия (все три проповеди помещены в приложении). Сходство этих произведений ясно указывает на прочно установившийся уже в это время в Церкви новый вид проповеди, который имел тесную связь с проповедничеством предшествующего периода (мужей апостольских), но в то же время имел много нового, поступательного.

Связь с проповедничеством предшественников выражалась в необыкновенной силе чувства и истинно-профитийной одушевлённости проповедников 3-го века.Поступательное движение выразилось в окончательном закреплении проповеди за библейским текстом, в оригинальном, глубоком богословствовании и в более стройном композиционном построении проповедей.

В Афинах св. Василий изучил грамматику, риторику, астрологию, геометрию, математику, философию и медицину и настолько постиг эти науки, что никто не мог с ним сравняться в знании этих наук. Особенно преуспел он в диалектике.

После нескольких лет пребывания в Афинах (4-х или 5-ти) св. Василий возвращается на родину, имея намерение удалиться в пустынное уединение. Жители Кесарии и Неокесарии усиленно просили молодого учёного быть у них учителем и адвокатом. Св. Василий сначала принял их предложение, но вскоре отказался от светской службы, принял св. крещение и степень чтеца Кесарийской Церкви.

Желая ближе ознакомиться с жизнью пустынножителей, св. Василий посещает Египет, Палестину, Месопотамию и другие места, где подвизались великие пустынножители. Возвратившись из паломнического путешествия, св. Василий поселился в уединённом месте и весь отдался подвигам молитвы, поста и физического труда. В это время к нему часто приходил его друг св. Григорий, вернувшийся также из Афин, и тогда жизнь их в уединении становилась ещё строже. Они обрабатывали пустыню, насаждали и поливали деревья, обтёсывали камни, так что руки у них были покрыты мозолями. В тоже время они занимались непрестанным внутренним деланием, изучением Свящ. Писания и творений своих знаменитых предшественников: свв. Климента Римского, Иринея Лионского, Дионисия Александрийского, Григория Неокесарийского и других. Изучали подвижники и сочинения Оригена по изъяснению Св. Писания; из них они выбрали лучшие места и составили сборник, назвав его «Филокалии.»

Живя в пустыне св. Василий не терял связи с миром, охотно оказывал содействие своим словом тем, кто просил его об этом, особенно когда вопрос касался защиты православной веры от еретиков. Так в 360 году он был на соборе в Константинополе и, будучи ещё только чтецом, поражал ариан силою своего слова.

В 364 году св. Василий был рукоположен во пресвитера. С того времени он начал непрестанно проповедовать с церковного амвона. Ревность его в деле учительства не знала усталости; он проповедовал иногда не только каждый день, но не редко и дважды в день. Говорил св. Василий с таким воодушевлением, что слушателям казалось время остановилось, настолько они были поглощены вниманием к слову; и только поздний час или крайняя усталость полагали конец проповеди кесарийского пастыря. Будучи пресвитером, св. Василий произнёс свои знаменитые беседы на Шестоднев и на псалмы.

Св. Василий удовлетворял не только духовным нуждам своих пасомых, насущные телесные нужды были также предметом его забот.Сила его пастырской любви особенно ярко проявилась во время голода в Кесарии. Своим властным красноречивым словом он заставил богатых открыть для голодающих житницы и не повышать цены на хлеб. В это время им было произнесено знаменитое слово, полное силы и убеждения, озаглавленное «Во время голода и засухи.» Но не только одним словом облегчал участь нуждающихся св. Василий; «он, по словам Григория Богослова, собирает в одно место уязвлённых гладом… испрашивает всякого рода снеди… выставляет котлы, полные овощей и солёных припасов… потом… при содействии своих… слушателей удовлетворяет телесным потребностям нуждающихся, удовлетворяет и потребностям духовным…»

От св. Григория сохранилось 63 проповеди; 40 бесед «на Евангелия», 20 бесед «на пророка Иезекииля» и одна «о смертности.» Эти проповеди получили высокую оценку на Западе. Римский собор 852 года вменил каждому пресвитеру в обязанность прилежно изучать проповеди св. Григория, а беседу о 72-х учениках, посланных Спасителем на проповедь, — даже знать наизусть.

Проповеди св. Григория имеют нравственно-практическое направление. Мысль Спасителя постоянно сосредоточивается на нравственном долге, на необходимости воплощения его в своей жизни и деятельности. В нравоучительных словах св. Григория нередко заметна аскетическая строгость, отражавшая его личное аскетическое направление.

Основанием всех нравственных наставлений св. Григория Двоеслова служило Св. Писание. Он изъяснял его в буквальном смысле, если же из буквального смысла не следовало прямых нравственных выводов, св. Григорий прибегал к аллегориям. Особенно много аллегоризма в его беседах на «пророка Иезекииля.» Аллегорическое толкование следовало у римского первостоятеля всегда после буквального. В одной из бесед он говорил: «В словах Св. Писания, возлюбленнейшая братия, сперва должна быть сохраняема историческая истина, ибо плод с аллегории приятно срывается тогда, когда прежде она исторически на корне истины.

Внешняя сторона проповедей св. Григория отличается безыскусственностью и простотой изложения. Она вполне доступна даже самым малообразованным слушателям. Общедоступности проповедей немало способствовало то, что многие свои мысли святитель Григорий излагает, прибегая к рассказам, заимствованным из жизни знакомых для слушателей лиц.

Св. Григорий Двоеслов известен не только как выдающийся проповедник, но и как опытный наставник проповедников. В своём знаменитом сочинении «Пастырское правило» св. Григорий изложил много ценных наставлений пастырю-проповеднику. В этом труде св. Григорий продолжил дело, начатое блаженным Августином в его «Христианской науке.»

Книга «Пастырское правило» разделяется на четыре части. Первая часть говорит о том, каков должен быть тот, кто хочет сделаться пастырем. Вторая содержит в себе наставления, как должно вести себя принявшему звание пастыря. Третья, самая обширная по содержанию часть, заключает в себе наставление пастырю о том, как он должен учить других. Св. Григорий требует, чтобы проповедник был чистой и святой жизни. Это самое первое условие успешности его проповеди. Затем от проповедника требуется знание веры и Евангельского закона, т. е. теоретическое образование.

Содержанием проповеди могут быть как догматы, так и самая жизнь человеческая. Внутренние качества проповеди должны соответствовать, с одной стороны самому предмету проповеди и, с другой, — нравственному состоянию слушателей. Чтобы проповедник не был слишком суров в отношении своих слушателей, ему советуется чаще вспоминать о собственных греховных немощах. Св. Григорий советует обращать внимание и на внешние качества проповеди. Проповедник должен, по его мнению, приготовляться к каждой проповеди, тщательно обдумывать предмет её и заботиться о порядке в развитии и соответственном выражении мыслей. Проповедь всегда должна применяться к полу, возрасту, разным званиям и состояниям пасомых.

В четвёртой части сочинения внушается пастырю внимательнее смотреть за самим собою, чтобы, врачуя других, не остаться больным самому и не заразить других. «Пастырское правило» высоко ценилось как на Западе, так и на Востоке. На Востоке оно сделалось известным ещё при жизни автора.

Преподобный Феодор оставил много сочинений, писем, канонов и стихир церковных, которые писал он «ради назидания душевного.» Все они проникнуты ревностью о спасении ближних. Церковный писатель преподобный Феостарик назвал его «пламенным учителем Церкви.»

Оглашения преподобного Феодора составляют «Большой» и «Малый» катихизисы. «Большой катихизис» насчитывает 254 оглашения, «Малый катихизис» — 135 оглашений. «Большой катихизис» был написан после «Малого» и в него вошли почти все оглашения из «Малого катихизиса.»

Один из учеников преп. Феодора пишет: «Малый катихизис» — из 134 оглашений. Их произносил сам он братии, приспособляя каждое ко дню. С мысля


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.