Раскрытие нашего Искупления смертью Иисуса Христа — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Раскрытие нашего Искупления смертью Иисуса Христа

2022-11-24 21
Раскрытие нашего Искупления смертью Иисуса Христа 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В Православно-Догматическом Богословии, которое было основным учебником в ХIХ – начале ХХ веках по этой дисциплине в духовных учреждениях (а поэтому этот учебник многократно проверялся духовной цензурой), читаем: «Вся тайна нашего Искупления смертью Иисуса Христа состоит в том, что Он, взамен нас, уплатил Своею кровью долг Правде Божией за наши грехи, который мы сами уплатить были не в состоянии: иначе, – в замене нас, исполнил и потерпел все, что только требовалось для отпущения наших грехов.

Возможность, вообще [то есть применительно не только к Человечес-кой Ипостаси Иисуса Христа], такого заменения одного лица другим пред судом Правды Божией, такой уплаты нравственного долга одним лицем вместо другого или других необходимо должна быть признана здравым смыслом:

· когда на эту замену есть воля Божия и согласие Самого верховного Законодателя и Судии;

· когда лице, принявшее на себя уплатить долг вместо других неоплатных должников, само не состоит перед Богом в таком же долгу;

· когда оно добровольно решается исполнить все требования долга, какие только предложит Судия;

· когда, наконец, действительно принесет такую плату, которая бы вполне удовлетворила за долг.

Искупителем может быть только тот, кто обладает властными (господскими) полномочиями и соответствующими ресурсами, ибо для принятия решения уплатить долг вместо другого и для реализа-ции этого решения необходимы соответствующие полномочия и ресурсы. Полнота же властных полно-мочий и ресурсов принадлежит царю соответствующего царства. Всей полнотой властных полномо -чий и ресурсов обладает только Царь царей – Господь Бог. Наибольшая же полнота властных полномочий и ресурсов на земле дарованы Богом Своему Помазаннику - Царю земному.

В искупительном подвиге происходит не только прощение долга должника, но именно искупление должника от его долга тем человеком, который несет ответственность за этого должника (а не каким-то посторонним человеком). Причем, в данном случае - царь (человек, который несет ответственность за своих подданных), ради правды Божией, может искупить только те грехи своих подданных, которые направлены против самого царя.

Итак, искупитель, будучи царем, добровольно выполняя волю Божию, своими кровью и смертью искупает грехи только своих подданных, при том только те грехи, которые направлены против него, и в которых он сам повинен быть не может.

Все эти условия, которые мы заимствовали с примера нашего Спасителя и только обобщили, совершенно выполнены в Его великом Подвиге ради нас.

1. Господь Иисус потерпел за нас страдания и смерть по воле и с соизволения Своего Отца, нашего верховного Судии. Для этого Он, Сын Божий, и приходил на землю, чтобы творить не Свою волю, но волю пославшего Его Отца (Иоан. 6,38); тем только и занимался, в продолжение всей Своей земной жизни, чтобы исполнить волю Отца (Иоан. 4,34). Нако-нец, когда, приближаясь к смерти, посреди величайших Своих страданий, в саду Гефсиманском молился ко Отцу: Отче Мой, аще возможно есть, да мимоидет от Мене чаша сiя, немедленно присовокупил: обаче, не якоже Аз хощу, но якоже Ты (Мф. 26,39), не Моя, но Твоя воля да будет (Лк. 22,42). И вслед за тем, действительно, испил за нас всю чашу гнева Божия на Кресте.

С другой стороны, Слово Божие ясно учит, что Сам Отец Сына Своего не пощади, но за нас всех предал есть Его (Рим. 8,32); Сам Бог предложи Его очищенiе верою в крови Его, в явленiе правды Своея, за отпущенiе прежде бывших грехов (Рим. 3,25), Сам Бог в Нем благоизволи всему исполненiю вселитеся, и тем примирити всяческая в Себе, умиротворив Кровiю креста Его, через Него, аще земная, аще ли небесная (Кол. 1,19-20).

2. Господь Иисус потерпел страдания и смерть за наши грехи, Сам будучи совершенно свободен пред Богом от этого нравственного долга. Его, неведавшаго греха, говорит апостол, Бог по нас грех сотвори, да мы будем правда Божiя о Нем (2Кор. 5,21). Он Духом Святым Себе принесе непорочна Богу (Евр. 9,14), пострадал праведник за неправедники, да приведет ны Богови (1Петр. 3,18), и потому-то искупил ны есть от клятвы законныя, быв по нас клятва (Гал. 3,13).

3. Господь Иисус потерпел за нас страдания и смерть совершенно добровольно, – от чего и могли они быть угодными небесному Судии. Сего ради мя Отец любит, говорит Христос Спаситель, яко аз душу мою полагаю, да паки прiиму ю. Никто же возмет ю от мене, но аз полагаю ю о себе: область имам положити ю, и область имам паки прiяти ю (Иоан. 10,17-18). [В этой власти отдать жизнь Свою и опять принять ее проявляется царское достоинства искупителя]

И потом, когда настало время, действительно, положить душу за овцы, Он добровольно пришел в Иерусалим, хотя наперед знал, что будет здесь предан, поруган и распят (Мф. 20,18); добровольно пришел в сад Гефсиманский, хотя предвидел, что туда же явится за Ним Иуда предатель с сообщниками (Мф. 26,30-31); добровольно предался в руки слуг архиерейских, хотя в состоянии был при этом одним словом Своим: Аз есть (это Я), повергнуть всех на землю (Iоан. 18,6), и хотя мог бы, если бы захотел, иметь в защиту Себе более дванадесяти легiонов ангел (Мф. 26,53).

4. Господь Иисус Своими страданиями и смертью принес за нас Правде Божией плату, не только совершенно полную и удовлетворительную за долг наш, но и преизбыточествующую, и, таким образом, не только искупил нас от греха, но и приобрел нам вечные блага.

Господь Иисус принес плату полную и совершенно удовлетворительную за долг наш. Этот долг наш пред Богом состоял в том, что мы не исполнили воли Его, которую должны были исполнить, и непослушанием своим безконечно оскорбили своего Создателя, и вслед за тем осуждены были Им на страдания и смерть, которая есть неизбежное следствие греха и справедливое возмездие за грех, по слову Писания: сделанный грех рождает смерть (Иак. 1,15); возмездие за грех – смерть (Рим. 6,23).

Но Господь Иисус всецело и совершенно исполнил за нас волю Божию в продолжении всей Своей земной жизни и особенно в крестных страданиях и смерти, когда Его самоотвержение, сми-рение, послушание воле Отца достигли самой высшей степени (Фил. 2,8); всецело и совершенно благоугодил за нас нашему Создателю; всецело и совершенно потерпел за нас и все те страда-ния и смерть, какие мы заслужили за все наши грехи. Ибо хотя Он страдал и умер за нас по человечеству, но это человечество и во время страданий было нераздельно соединено с Его Божеством, и есть собственное человечество Бога Слова. Хотя Он страдал и умер один за весь род человеческий, заключающий в себе милли-оны людей; но Он есть Божеское Лице, с которым не только все люди, но и все твари в совокупности не могут сравниться по дос-тоинству.

Хотя Он исполнял за нас волю Божию, и был послушлив в продолжение только тридцати трех с половиною лет, и хотя пострадал и умер за нас однажды; но и такое послушание воле Божией, и такие страдания и смерть Его, как Лица Божеского, без сомнения, в состоянии заменить собою все неисчислимо многократные наши непослушания воле Божией, все без-численные виды наших страданий и смерти, временных и вечных. Бог не мог остаться неудовлетво-ренным такою жертвою за наши грехи; потому что и удовлетворявший был Бог (Евр. 5,8-10;9,27-28;10,12.14]). Мысли эти выражали и раскрывали многие св. Отцы и учителя Церкви, например:

Муж апостольский, писавший послание к Диогнету: «Бог собственного Сына предал в выкуп за нас, Святого за беззаконных, Праведного за неправедных, Невинного за виновных, Нетленного за тлен-ных, Безсмертного за смертных. Ибо что другое могло прикрыть грехи наши, как не Его праведность? Кто другой мог оправдать нас беззаконных, кроме одного Сына Божия?»

Господь Иисус принес за нас плату преизбыточествующую. Ибо как бы ни были велики и многочисленны грехи всего рода человеческого, но все же они ограничены и по природе своей, и по числу; а самоотвержение, страдания и смерть Иисуса Христа, Лица Божеского и безпредельного, должны иметь безконечную цену, во всех отношениях, пред судом вечной Правды. Следовательно, как ни велико, как ни необъятно оскорбление, причиненное грехами нашими величеству высочайшего Существа; но удовлетворение, принесенное за них Иисусом Христом, несравненно больше.

А потому Он не только совершенно уплатил за нас долг безценною Кровью Своею, но и купил за нее, приобрел для нас вечные блага. Эту истину ясно проповедует св. апостол, говоря: не якоже прегре-шенiе, тако и дар: аще бо прегрешенiем единаго мнози умроша, множае паче благодать Божiя и дар благодатiю единаго человека Iисуса Христа во многих преизлишествова… Аще бо единаго прегре-шенiем смерть царствова единем, множае паче избыток благодати и дар правды прiемлюще, в жизни воцарятся единем Iисус Христом (Рим. 5,15.17).

Потому-то мы и веруем, что страдания и смерть нашего Спасителя имеют значение не только выкупа за нас и уплаты долга, но и значение величайших заслуг пред судом вечной Правды, ради которых Бог вся (всего) нам дарствует (Рим. 8,32). Или, скажем словами православного катихизиса: «Его вольные страдания и крестная смерть за нас, будучи безконечной цены и достоинства, как смерть Безгрешного и Богочеловека, есть и совершенное удовлетворение правосудию Божию, осудившему нас за грех на смерть, и безмерная заслуга, приобретшая Ему право, без оскорбления правосудия, подавать нам, грешным, прощение грехов и благодать для победы над грехом и смертью» (о чл. IV, стр. 54, Моск. 1840)».

Митрополит Макарий к словам «страдания и смерть нашего Спасителя имеют значение не только выкупа за нас и уплаты долга» делает пояснения, которое составитель посчитал необходимым привести в данной работе после общения с людьми, отвергающими Искупительный Подвиг Иисуса Христа. Эти люди, называющие себя православными, заявляют, что Иисус Христос наш Спаситель, а никакой не Искупитель, ибо в Православии торгашество недопустимо. О купле-продаже советуем внимательно прочитать беседу преподобного Серафима Саровского с Н. Мотовиловым “О цели христианской жизни”. Здесь же приводится пояснение митрополита Макария из Православно-Догматического Богословия.

«Кому принесен за нас этот выкуп? Некоторые представляли, будто он принесен князю мipa сего - дiаволу, у которого все мы находимся в плену… Но св. Григорiй и св. Iоанн Дамаскин ясно показали несообраз-ность такого мнения. Первый разсуждает так: «Кому и для чего пролита сiя излиянная за нас – кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолю-бием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти; спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому: то как cie оскорбительно!

Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но Самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить нас! А если Отцу: то, во-первых, каким образом? Не у него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, который не принял и Исаака, приносимого отцем, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна?

Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, которому оказывается Он во всем покорствующим» (слов, на Пасху, въ Тв. св. Отц. IV, 175–177). А вот слова и св. Iоанна Дамаскина: «Он умирает, приемля за нас смерть, и за нас приносит Себя в жертву Отцу; ибо мы согрешили пред Отцем, и Ему надлежало принять цену искупления за нас, чтобы таким образом нам освободиться от осужденiя. Но отнюдь не мучителю рода человеческого принесена кровь Господа» (Точн. Изл. пр. веры Ш, гл. 27, стр. 217–218)».

Жертва, принесенная за нас Христом на кресте, есть жертва всеобъемлющая. Сила ее и действия простираются:

 

1. На всех людей. Св. апостолы называют Иисуса Христа:

 

· ходатаем за всех: единъ есть Богъ, и единъ ходатай Бога и человековъ, человекъ Христосъ Iисусъ, давый Себе избавленiе за всехъ (1Тим. 2,5-6);

· Спасителем мiра: Той есть очищенiе о гресехъ нашихъ, не о нашихъ же точiю, но и о всего мiра (1Iоан. 2,2); и мы видехомъ и свидетельствуемъ, яко Отец посла Сына Спасителя мiру (1Iоан. 4,14);

· умершим за всех людей: Аще единъ за всехъ умре, то убо вси умроша, Христосъ же за всехъ умре, да живущiи не ктому себе живутъ, но умершему за нихъ и воскресшему (2Кор. 5,14-15).

Так же учили и св. Отцы и учителя Церкви. Приведем слова св. Афанасия Великого: “за весь мiр добровольно предал Он тело Свое, чтобы смертью Своего тела умертвить имеющего державу смерти, дiавола”.

Если же в Св. Писании иногда говорится, что Господь далъ душу Свою избавленiе только за многихъ (Мф. 20,28), или вознесъ на крестъ грехи многихъ (Евр. 9,28), то надобно помнить, во-первых, что, при выражении этой истины на свящ. языке, слово многие употребляется в значении всехъ, как часть вместо целого. А во-вторых известно, что хотя Христос умер за всех, и всемъ человекомъ хощетъ спастися, и въ разумъ истины прiити (1Тим. 2,4), но не все веруют в Него, не усвояют себе совершенное Им спасение, и, действительно, спасаются только многие (Мф. 20,16). Св. Иоанн Златоустый, при изъяс-нении слов апостола, замечает: «почему же сказал - многих, а не всех? Потому что не все уверовали. Он (Христос) с Своей стороны умер за всех, чтобы спасти всех: эта смерть вполне соответствовала погибели всех; но не всех истребила грехи, потому что сами не хотели».

 

2. На все грехи. Это подтверждает Слово Божие, когда говорит, что Христос избавил нас:

 

· вообще от всякого греха: иже далъ есть Себе за ны, да избавитъ ны от всякаго беззаконiя (Тит. 2,14); кровь Iисуса Христа Сына Его очищаетъ насъ отъ всякаго греха (1Iоан. 1,7), и в частности:

· от греха первородного: как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие (Рим. 5,19).

· от всех грехов прежних: егоже предположи Богъ очищенiе верою в Крови Его, в явленiе правды Своея, за отпущенiе прежде бывшихъ грехов (Рим. 3,25);

· от всех грехов будущих: Чадца моя, сiя пишу вамъ, да не согрешаете; и аще кто согрешитъ, ходатая имамы ко Отцу, Iисуса Христа праведника. И Той очищенiе есть о гресехъ нашихъ, не о нашихъ же точiю, но и о всего мiра (1Iоан. 2,1-2).

 

3. На все времена, т.е. от самого начала падения человеческого до кончины мiра: Христосъ пришедъ архiерей грядущихъ благъ, ни кровiю козлею ниже телчею, но Своею Кровiю, вниде единою во святая, вечное искупленiе обретый (Евр. 9,11-12). Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр. 7,24-25).


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.