Как иметь дело с анимусом, но не попасть в его ловушку. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Как иметь дело с анимусом, но не попасть в его ловушку.

2022-11-24 27
Как иметь дело с анимусом, но не попасть в его ловушку. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В ранней юнгианской психологии тема идентификации с анимусом рассматривалась параллельно с преувеличением ценности мужского принципа. Эта тема все еще доминирует сегодня, потому что пока недостаточно четко определено, что есть мужское, а что – женское. Существует тенденция относиться к разговорам про анимус как к проявлениям сексизма. Это отношение восходит к несколько неодобрительной позиции Юнга в отношении анимуса. Современные женщины (конечно, не все) могут не знать о недавних серьезных исследованиях анимуса. Возможно, мы потворствуем новым установкам, которые видятся мне негативным анимусным поведением. Мы упускаем из виду тот факт, что идентификация с анимусом делает женщин более бессознательными. Одна женщина-аналитик средних лет с хорошей юнгианской подготовкой как-то объяснила, что ее анализанткам вместо конфронтации с давлением анимуса нужно идентифицироваться с ним для их же пользы, для движения к целостности. Она назвала женщин такого типа Воинственными Девами.

Это может быть нормальным для какого-то периода, но если Воинственная Дева застревает в своей роли и не может пережить свою неудовлетворенность, она будет безнадежно идентифицирована со своим негативным анимусом. Другими словами, она будет заигрываться в роли Воинственной Девы вместо того, чтобы действовать из своего женского эго. Она сражается с ветряными мельницами – воображаемыми препятствиями в своей жизни. Или, иначе говоря, ее носит ветер.

Некритическое подтверждение женского поведения может быть связано с наивной верой в андрогинность. Успешные в мужском мире женщины, хотя они и попадают под андрогинный идеал, переживают анимус в качестве части женского эго. Здесь для примера снова вернемся к моей подруге средних лет. Однажды она сказала, что ее эго является мужским (я встречала в литературе примеры того, что женское эго рассматривается как мужское). Моя подруга достигла всего, не осознавая анимуса. Ее фразу можно понять. Тем не менее, эта фраза является сексистской. Если женщина имеет достижения, почему ее эго обязательно должно быть мужским?

Другая молодая женщина, также юнгианский аналитик, говорила, что проблема анимуса возникает, когда достигнута уверенность в себе. Ее уверенность в себе была искажена ее тенью (комплексом неполноценности), которая скрепилась с ее анимусом в двойную констелляцию против эго. Подобные наблюдения подтверждают мою догадку, что женское эго, корни которого находятся в самости, необходимо отделять от анимуса, который также укоренен в самости. Только в очень поздний период жизни становится возможным достижение целостности, не имеющей пола. Но даже тогда отсутствие пола сомнительно.

В моей работе с Салли – молодой женщиной, умирающей от болезни [3] – меня удивило, что женский аспект ее самости был не менее важен, чем мужской. Во время Юнга считалось, что самость является мужской (например, Христос – символ самости как для мужчин, так и для женщин). Здесь видно, что термин «андрогинность» понимается неверно. Андрогинность, как я ее понимаю, должна относиться к женщинам, чей анимус интегрирован, или к мужчинам с интегрированной анимой. Я считаю, что анима и анимус не интегрируются должным образом до пожилого возраста. Это означает, что самость включает в себя в равной степени и маскулинность, и фемининность. Следовательно, я рассматриваю андрогинность в качестве символа самости, как раньше в качестве такого символа мы использовали гермафродита.

Для современных женщин важно стать сознательными и в конце концов интегрировать анимус. Сегодня женщины не только выполняют мужские обязанности по дому, но зачастую являются и кормильцами семьи. Для этого женщинам необходим развитый или, как мне хочется добавить, образованный и дисциплинированный анимус. Нам также нужно избежать риска попасть в его ловушку. У многих из нас нет альтернативы. Можно воспользоваться задатками биологического эго подчиняться анимусу. Но если вдруг появились сигналы, что наш любимый мужчина не слишком счастлив с нами, то вместо того, чтобы попрекать его, нужно подумать – может, что-то не в порядке с нами. Если мы достаточно чувствительны и хотим сохранить отношения с мужчинами на работе и в личной жизни, мы можем обнаружить, что иногда хорошо бы придержать свое мнение. Мы учимся высказывать его осторожно или как чисто субъективное. Можно найти способ растождествиться с анимусом, по меньшей мере, мы можем быть более открытыми. Или (в лучшем случае), поскольку большинство юнгианских аналитиков поднимает проблему анимуса, можно пойти к аналитику – разобраться с тем, что происходит.

Предыдущие параграфы могут служить основой для дальнейшей дискуссии и, надеюсь, помогут связать идеи Юнга с некоторыми современными юнгианскими концепциями.

Эту книгу я писала на основе своих заметок середины жизни – времени, когда для большинства женщин анимус становится проблемой. Ранее из-за тесных пут патриархальности женщины, которые находились во власти анимуса, не могли найти себе места в обществе. Я также хочу прокомментировать то, что я вижу в молодом поколении вокруг себя, и поразмышлять об анимусе в пожилом возрасте. В конце я представлю молодую женщину Наоми Джеймс, которая инстинктивно выстроила успешную связь с анимусом.

Я последовательно рассмотрю следующие вопросы: как анимус выглядел и ощущался мною в молодости; как теперь, будучи наученной прошлым опытом, мне удается распознавать идентификацию с анимусом или опасность таковой; какова динамика взаимодействия анимуса и эго; как освободиться из ловушки анимуса. Основная часть книги будет посвящена огромному позитивному и креативному ресурсу, который несет анимус. Но сначала я прокомментирую социальные аспекты этой проблемы в прошлом и в наше время, добавив несколько слов о том, как они проявляются во снах.

 

 

Глава 3


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.