Как иметь дело с анимусом, но не попасть в его ловушку — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Как иметь дело с анимусом, но не попасть в его ловушку

2022-11-24 45
Как иметь дело с анимусом, но не попасть в его ловушку 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анимус: что это?

Как иметь дело с анимусом, но не попасть в его ловушку

Как анимус проявляется в повседневной жизни и во снах

Анимус в прошлом и анимус сегодня

Динамика анимуса

Некоторые мысли о том, как растождествиться с анимусом

7. Трагедии анимусной идентификации у пожилых женщин: три примера

Пожилые женщины – модели для будущего

Анимус на службе эго

Наоми Джеймс

 

Глава 1

Анимус: что это?

 

Юнгу было примерно сорок лет, когда он пережил интенсивный опыт встречи с бессознательным. Кризис середины жизни заставил его признать существование внутренней женской фигуры, которая начала утверждать себя и требовать конкретного выражения. Он пришел к выводу, что это душа или анима в примитивном смысле. Как отметила Барбара Ханах [1] в своей биографии Юнга, он много лет интересовался ролями, которые, с психологической точки зрения, играют мужские гены в женщине и женские – в мужчине. Начав с наблюдения своей собственной женской внутренней фигуры, он понял, что она играет важную роль в бессознательном всех мужчин, и назвал ее анимой, бессознательным фемининным принципом. Соответствующую мужскую фигуру в бессознательном женщин он назвал анимусом. Так была сформулирована концепция контрасексуальности.

Как и все архетипы, эти компоненты или фигуры, по замыслу Юнга, - внеличностные и имеют как позитивные, так и негативные аспекты. В индивидууме эти контрасексуальные архетипы возникают из трех источников: 1) наследуемого коллективного образа противоположного пола; 2) личного опыта общения со значимыми фигурами противоположного пола, начиная с родителей; 3) врожденного биологического контрасексуального компонента личности.

Здесь важно отметить, что и унаследованный образ, и субъективный опыт общения с противоположным полом имеют культурные детерминанты, что является аргументом в пользу того, что архетип или комплекс анимуса не является константой, а меняется под влиянием культуры. Учитывая это, можно предположить, что некоторые изначально женские атрибуты стали считаться мужскими в результате двух тысяч лет владычества христианства. Это объясняет наши нынешние трудности в понимании того, «из чего сделана женщина».

Легче всего понять проявления анимы и анимуса в позитивных или негативных проекциях на человека противоположного пола – в отношении к личности и поведению фигур противоположного пола, а также фигур из сновидений. Юнг считал, что эти архетипические фигуры сначала проявляются в негативном аспекте, заставляя человека вести себя словно подражая противоположному полу. [2] Так, Юнг показал, что негативная анима, например, проявляется, когда мужчина становится слишком эмоциональным, ненадежным, капризным. Женщина под влиянием негативного анимуса описывается им как стремящая к доминированию, рациональная, навязывающая свое мнение. Юнг описывал одержимость анимой или анимусом – ситуации, когда человек попадает под власть архетипа, и тот начинает контролировать личность и управлять эго. Однако я заметила, что Юнг не считал спонтанность позитивным анимусным поведением. Возможно, это было бы слишком радикальным шагом для него; или он столкнулся с дилеммой, на которую мы только сейчас начинаем находить ответы. Надо отметить, что миссис Юнг не соглашалась с ним и выделяла ценность спонтанности, которая может быть (но не обязательно) выражением позитивного анимуса.

Обратимся к фигуре того же пола, то есть к тени – женской фигуре в сновидениях женщин. Юнг рассматривал тень в качестве ловушки для неприемлемых качеств. Тем не менее, я считаю, что он часто называл законные женские черты, например, настойчивость, неприемлемыми, и поэтому относил их к теневому поведению. Для людей его поколения эти характеристики часто воспринимались как атрибуты анимуса – фигуры противоположного пола. Если это качество в силу коллективных предрассудков отдалялось от осознания, оно появлялось в сновидениях в виде фигуры противоположного пола. Подобный процесс происходит и сейчас.

Доминантность, прямолинейность и активность – не обязательно неподобающие для женщин качества. Позитивный анимус позволяет женщине лидировать. Только проживая импульсы, она может обнаружить, что относится к ее женскому я, а что – к контрасексуальной инстинктивной внутренней противоположности. Познавая эту разницу, она расширяет свое сознание и жизнь.

По мнению Юнга, если человек будет прилагать усилия для осознания природы этой внутренней фигуры и ее силы и найдет способ обращения с ней, то он может освободить себя от доминирования негативного аспекта и пробудить позитивную сторону архетипа. (Он считал, что свобода приходит благодаря аналитическим инсайтам). В своем позитивном аспекте анима помогает мужчине в отношениях, воспитании и эстетических чувствах; анимус дает женщине объективность, настойчивость и духовность. Архетипы никогда не доступны сознанию полностью. В той степени, в которой они ассимилированы сознательной личностью, они могут, по Юнгу, функционировать в качестве психопомпов или проводников в бессознательное. Анима и анимус являются мостиками к творческим ресурсам коллективного бессознательного и посредниками самости – организующего принципа психики.

 

 

Глава 2

Динамика анимуса

 

После сорока лет аналитической практики я прихожу к мнению, что в поздний период детства анимус девочки развивается из природного ума, особенно если она не находится под влиянием анимы своего отца. Фон Франц [5] говорит, что природный ум дает что-то вроде интуиции, и я добавила бы, ощущение того, что из себя представляют вещи. Я бы пошла дальше и утверждала, что даже после выживания этого природного ума в процессе воспитания, особенно когда девочка получит образование, он будет основой ее психической активности. Он дает способность прорваться через поверхностность коллективных норм к тому, что является более важным. Сохранившись на протяжении жизни, природный ум становится подспорьем для сознания. Но если он перерастает в защиту маленькой девочки от негативной ситуации детства, он может по мере взросления превратиться в то, что мы называем негативным анимусом. Если анимус больше не нужен для защиты, и если он не находит своего места в межличностном выражении, то он отрезает ее от людей. Не являясь больше инструментом, приносящим прозрения, он поворачивается против нее и мешает развитию ее женской способности к отношениям. Она может даже сторониться людей. В наше время, имея больше возможностей для внеличностной (или межличностной) работы, можно значительно снизить эту опасность.

Присущий женщине природный ум может остаться ее естественным качеством на протяжении всей жизни, если она свободна в выражении своей субъективности. Особенно это может проявляться в прямом отношении к самой себе. Именно не-бессмысленное, прямое плодотворное выражение приходит из сферы вне эго и приносит особые инсайты. Люди, имеющие связь с этим источником, используют их в подходящей ситуации. Для остальных они могут казаться шокирующими, это в некотором смысле больше, чем привычные проявления анимуса. «В самую точку», «в яблочко» - эти выражения могут относиться к природному уму. «Устами младенца» - другое выражение. Я считаю, что эта функция анимуса у юных женщин отвечает за подобную оживляющую откровенность или прямоту.

Анимус, если он развился изначально из функции природного ума, следует рассматривать как полезный инструмент. Хотя он еще несет в себе природные качества, он служит средством достижения конечной цели, но это еще не все. Иначе женщина идентифицируется с архетипом анимуса или с этим комплексом и, достигнув взрослости, не будет жить в соответствии со своим женским я. При такой идентификации дальнейшее развитие женщины останавливается. При этом может продолжаться ее фактическое обучение, даже усиление навыков, связанных с этой идентификацией, но биологическое эго-ориентированное развитие будет остановлено. Обучение без участия женских инстинктов не имеет большой ценности. Например, социальный работник, которая не идентифицирована с анимусом, будет способна видеть ситуацию в обществе в целом и говорить себе: «Должно быть, что-то не в порядке с социальной системой» или «Случаи, с которыми я работаю, не должны существовать». Она будет видеть, что система делает с людьми, которым она пытается помочь. И она сможет найти выход, если на своем месте направит усилия на критический пересмотр общества. Если же она идентифицирована с анимусом, то упустит эту возможность. Она попадет в бюрократическую статистическую ловушку и при недостатке эмпатии и женского чутья, проникающего в суть проблемы, ограничится тем, что на практике облегчит положение людей. Короче говоря, она ограничится только тем, что требуется по должностным инструкциям.

Если женщина выполняет работу, не имея стабилизирующих ее отношений или семейной жизни, она рискует вкладывать в свою работу слишком много любви. Она становится слишком преданной и компульсивной, что может привести к снижению качества ее работы. Она может также жертвовать своим здоровьем. Влюбившись в свою работу, она становится пленницей своего анимуса. Это можно увидеть по появлению снов про захваченность сексуальными чувствами. Друг говорил мне, что современные женщины-профи из Беркли отличаются искусственностью поведения. Они ведут себя так, как, по их мнению, должны вести себя профи. Как современные феминистки, они выпрыгивают из огня да в полымя? То есть они поменяли внешнее мужское доминирование на внутреннее.

Реальная любовь вытесняется из анимуса, если женщина много работает, спешит или заставляет себя быть эффективной. Ее инстинктивная наблюдательная рецептивность теряется, а без этой рецептивности женское понимание и сознание не могут действовать. Она больше не видит, что вокруг нее, и не понимает свои собственные реакции. Адаптивность может быть женским атрибутом, но не может функционировать, пока женщина не расслабится и пока не включится ее личная субъективная натура. С другой стороны, некоторые женщины являются слишком адаптивными. Но это другая история.

Толкать, бороться, проявлять настойчивость – все эти действия могут быть позитивными проявлениями анимуса, но если они преувеличены настолько, что анимус уже не поддерживает женское эго, то они становятся автономными и формируют идентификацию. Если, с другой стороны, анимус отстал и должен быть активирован сознательно, то вероятность, что эти качества включатся, становится меньше. Следовательно, общество должно понять, что работа на неполный рабочий день идеальна для женщин, для их психологического здоровья. В дни моей молодости, когда анимус не привносил спонтанно или инстинктивно внутреннюю креативность в сознание, его можно было вызвать силой воли для завершения специфических задач. Если его вызывали слишком часто или на длительное время, женщины оказывались в опасности – превратиться в свой анимус. Если женщина перерабатывает до истощения и усталости, она рискует идентифицироваться с анимусом. Дисидентификация может прийти со сменой активности или с отдыхом. Следование своему настроению или внутренним наклонностям может помочь ей вернуться к себе, назад в эго-комплекс, который укоренен в женской части самости.

Некоторое количество активной деятельности, управляемой волей, будет формировать характер и тренировать ум. Активность наносит вред только тогда, когда заходит слишком далеко. К счастью, в пожилом возрасте эта опасность меньше. Болезни и немощь способствуют примирению. Для юных женщин и женщин среднего возраста есть некоторая опасность, потому что когда пройдена точка усталости, может возникнуть ошибочное чувство благополучия. Но при этом пропадает способность к верной оценке. Женщина отсоединяется от своего биологического эго и ловится на крючок чувства власти, силы анимуса, который ее захватил.

В дни моей молодости женщина, выходя за рамки естественного течения своего вдохновения и интереса, рисковала быть захваченной анимусом до точки, после которой нет возврата. Она невольно забывала, с чего начинала. К счастью, иногда общее напряжение и стресс, мешающие сну, заставляли ее искать помощи. В прежние времена зашедшая далеко женщина становилась всезнающей, жесткой, манипулятивной и какой-то высушенной (от нее люди отворачивались) или, наоборот, потерянной, неэффективной и сломленной.

Другой тип анимусной идентификации бывает у гламурной женщины. Ее макияж совершенен. Каждая прядка волос на своем месте. Ее поведение стилизовано, а ее одежда соответствует последней моде.

В дни моей молодости принцип удовольствия был хорошо знаком молодым мужчинам, особенно в отношении сексуальной жизни. Для них секс был «про удовольствие», а не «про отношения» или «про детей». Принцип удовольствия может все еще оставаться верным для мужчин, не осознающих потенциал своей анимы в отношениях. Подобным же образом анимус женщин тоже заключает в себе семена принципа удовольствия. Обычно до второй половины жизни женщины не могут приложить принцип удовольствия к отношениям и развить более либеральное отношение к сексу. Может быть, современные молодые женщины уже начинают понимать принцип удовольствия – через проживание позитивного анимуса или потому, что природа подталкивает их смотреть на вещи шире. Я надеюсь, что это так. Это пример тех женских качеств, которые были выброшены в категорию анимуса патриархальной христианской культурой. Если молодые женщины наслаждаются сексом, если перенаселение, дороговизна и неудобства отпугивают женщин от того, чтобы заводить детей, то времена изменились. Женщинам две тысячи лет говорили, что удовольствие от секса – это плохо, что оно позволительно только мужчинам, сбитым с пути плохими женщинами. Другими словами, наш Христианский отец отбросил в анимус естественную женскую сексуальную потребность, то есть позволил секс только мужчинам, а женщинам – лишь для материнства и продолжения рода. Женское эго должно было подходить под стандарты, сформулированные мужчинами. У поддавшихся этому женщин их здоровая земная часть была подавлена в тень, а у неподдавшихся – в анимус.

Ранее многие женщины теряли интерес к сексу после прохождения репродуктивной стадии, потому что не сумели прочесть послание анимуса. В одной телепрограмме спросили: «В каком возрасте сексуальная жизнь женщины начинает снижаться?». Правильный ответ был: в 40. Я уверена, что эта установка объясняет, почему так много женщин моего поколения становятся непривлекательными, безжизненными, дряблыми, скучными и неинтересными во второй половине жизни. Это также объясняет, почему 40 называли критическим возрастом. Вместо того, чтобы сдаться, некоторые женщины, которые были преданными женами, развивали любознательность. Они искали нечто новое.

Однако, есть женщины, которые уже в молодом возрасте искали удовольствие ради удовольствия, и их становится все больше с развитием контрацепции. Они попали под мужское влияние и стали женщинами-анимами. Они не уверены в своей точке зрения, потому что на самом деле она не является их собственной. (Для этих женщин в анализе метод свободных ассоциаций может быть плохим инструментом индивидуального само-исследования. Поскольку анимус отвечает за коллективные обобщения, он может ослеплять женщину предрассудками ее времени.) [6]

 

Глава 6

Анимус на службе эго

 

Меня просили рассказать о женском эго, на которое я постоянно ссылаюсь. Женское эго индивидуально для каждой женщины. Возникает вопрос об идеальном женском эго, и об этом я и хочу здесь поразмышлять.

Эго является центром сознания, через который весь опыт, внешний или внутренний, все мысли и импульсы соединяются и усиливают сознание. Это часть личности, которую мы называем Я. В состоянии острого психоза или смерти эго не существует.

Не относящиеся к эго структуры, например, анима или анимус, могут захватить эго. Находясь во власти комплексов, Я может содержать бессознательные элементы, которые к нему не должны относиться. По этим причинам трудно четко определить эго. Есть много различных фаз в его нормальном развитии и много его разновидностей, связанных с конфликтами и коллизиями его развития от младенчества к старости.

Тень является другой стороной по отношению к эго. Говоря о победах, не надо забывать и о поражениях, которые являются их обратной стороной.

Эго имеет корни в самости. Можно сказать, что самость является архетипом, содержащим эго. Но связь между ними такова, что самость может выходить на передний план в оболочке эго, вызывая инфляцию эго, а не рост сознания. В старости ось эго-самость функционирует так, что иногда человек может сказать: «Я не знаю, откуда это пришло!». Это голос чего-то большего или более мудрого. Эго тогда должно понимать, что это голос самости и не пытаться приписывать его себе.

Женское эго уравновешивает женскую тень; и это, и тень имеют корни в женском аспекте самости. Женское эго можно спутать с анимусом. Мужской аспект самости существует бок о бок с женским, и самость объединяет оба эти элемента. Следовательно, когда самость выходит на передний план, в женском эго возникают элементы, которые являются ни женскими ни мужскими, или одновременно и женскими и мужскими.

Ситуация с женским эго отражена во снах. Каждое женское Я во сне будет смешением разных элементов. Оно может выглядеть и как подросток, и как идеальная женщина, и как мать, и даже как псевдо-мужчина. Его поведение во сне может быть разнообразным, как и в жизни. Наблюдая эти вариации, можно понять ситуацию, в которой находится эго: соответствует ли оно возрасту или находится во власти прошлого, ищет новой адаптации или подвержено негативным состояниям. Сны предупреждают сновидца о бессознательных областях, требующих внимания.

Эго меняется на протяжении жизни. Оно проходит ряд фаз. По словам Розмари Гордон [9], эго формируется через сепарацию и обретение уникальности, проходя через состояния слияния и независимости. В течение жизни позиция эго колеблется между этими двумя крайностями. Есть надежда, что в конце жизни, на пороге смерти, эго сохранит сознание.

Тридцать или сорок лет назад подчеркивались различия между полами и необходимость сохранения этих различий. Мужчины и женщины должны были вести себя противоположным образом. А то, что считалось женским в мужчинах и мужским в женщина, обычно высмеивалось. Однако диапазон поведения, допустимого для мужчин, был шире, потому что оно связывалось не только с профессией, но и с активной социальной позицией. Женщины же были исключены из социальной жизни. С тех пор мы еще не до конца разобрались, в какой степени идеал женского эго моделировался через коллективную аниму мужчин.

В то время было мало профессионально успешных женщин, анимус которых был активирован и сформирован внешним профессиональным коллективом. Например, мои предрассудки и неуклюжие суждения развеялись, только когда мне пришлось вести публичную жизнь. Не только потому, что люди могли уличить меня, а потому, что анимус вообще лучше функционирует в коллективе.

Как уже отмечалось, многое из того, что изначально относилось к женскому эго, в западном обществе было отброшено в категорию анимуса и осуждено христианством как дьявольское. Сегодня, медленно и с трудом, женщины возвращают из анимуса себе, своему биологическому эго, эти отвергнутые характеристики, в попытках создать на практике новый тип женщины. Некоторые женщины сортируют качества и выбирают, какие из них будут принадлежать их эго, а какие – нет. Все больше женщин выбирают для себя именно то, что предопределено для них природой. Но многие другие ищут новый стиль поведения, с большим влиянием анимуса, как и в мои дни.

Женщины более образованного молодого поколения – в целом независимые, энергичные, активные и экспериментирующие. Они при необходимости проявляют свой обоснованный гнев, отстаивают свое мнение и могут выразить протест. В мое время женщин, которые вели себя подобным образом, осудили бы как захваченных анимусом, и весьма вероятно, что они действовали под влиянием коллективного общественного анимуса. Под давлением общества, которое произвольно относило женский потенциал к категории анимуса, женщину заставляли действовать через комплекс анимуса, а не исходя из требований своего биологического эго. Ее позитивные качества, управляемые и искажаемые анимусным комплексом, делали ее не независимой, а несогласованной, не энергичной, а компульсивной. Она становилась колеблющейся, но не решительной, полной страхов вместо желания экспериментировать, раздраженной, но не способной к справедливому гневу, внушаемой, но не способной выражать свою точку зрения. Можно сказать, что она не возражала, а вызывала возражения. Анимус изначально является инструментом творчества. Его второй задачей является придание стойкости для достижения любых целей. Когда анимус нагружают тем, что к нему не относится, он принимает негативный характер и разрушает отношения. Поэтому я считаю, что понимание своего анимуса важно для женщин любого возраста.

 

 

Глава 10

Наоми Джеймс

 

Я выбрала молодую женщину Наоми Джеймс в качестве примера идеальной современной женщины, интегрировавшей анимус. Многие другие женщины достойны внимания, но она похожа на меня по психологическому типу, и поэтому мне легче ее понять. В своей книге «В одиночестве вокруг света» [10] она рассказывает о кругосветном путешествии на корабле в 1977 г. Это заняло девять месяцев, которые были наполнены разными событиями. По указу британской королевы Елизаветы Второй за свои достижения она была названа Госпожой Командор. В далекой Новой Зеландии о такой чести не стоило умалчивать. Но вместо этого она больше говорила о себе, жаловалась на слабость и зависимость от удачи, а не хвасталась достижениями. Она избегала шумных приветствий, не поддавалась анимусному самообману, которому подвержены многие женщины, достигшие выдающегося мастерства.

Наоми Джеймс росла в малонаселенной новозеландской глубинке до двенадцати лет. Ей нравились вещи, которые она не могла контролировать в своем ограниченном пространстве, и ей помогало необычное ощущение реальности своих мыслей. Эти увлекательные мысли и ее интересы развивались интенсивным чтением, вкус к которому ей привили родители, которые увезли ее из провинциального городка, где она родилась. Она больше ценила собственные мысли, выношенные в уединении, чем то, чему ее учили, и очень хотела быть индивидуальностью. В конце концов она ушла из школы.

Мать понимала ее и помогла стать парикмахером. Эта профессия привела ее в Австрию. Она освоила немецкий и стала учиться у других людей тому, как они переживают столкновение с трудностями и выбором. У нее возникло реалистичное чувство своих собственных потребностей, и она выбрала Австрию (это было нечто среднее между ее дикой родиной и старой Европой). К счастью, природа там напоминала ей Новую Зеландию.

У Наоми были фантазии о выдающихся свершениях. Но в прошлом она пребывала в изоляции, была невероятно стеснительной и неразговорчивой, из-за чего ей сложно было устанавливать контакты. Если бы эти особенности были менее выраженными или подверглись искажающему влиянию цивилизации, то она скатилась бы в контрфобическую анимусную агрессивность или в анимусное само-принижение. Возможно, ее фантазии были компенсацией ее чувства незначительности. Она думала, что ее достижения каким-то образом повлияют на ее проблемы в отношениях с людьми. Трусость была ей не присуща, и она развила силу воли – чтобы реализовывать свои собственные решения, выбирать себе будущее и не быть жертвой случая. Другими словами, она инстинктивно научилась обуздывать анимус. Это управление дало ей силу, настойчивость и смелость, необходимую для одиночного кругосветного путешествия, побившего рекорд лорда Чичестера.

Я считаю, что ранние мечты Джейс о великих свершениях были первичными проявлениями мощного архетипа анимуса, который в результате реализации стал нормальным психическим атрибутом для женщины со способностями выше средних. Это не помешало ее романтическим намерениям в отношении свадьбы. Она переехала из Австрии в Англию и нашла работу в зоопарке, поскольку любила животных. Там она встретила молодого человека с репутацией хорошего моряка. Именно он научил ее управлять судном, и из общения с ним у нее родилась идея путешествия вокруг света. Без его помощи она не смогла бы это совершить. Он, должно быть, был вполне современным молодым человеком, имеющим хорошую связь с анимой, потому что не испугался особой силы и настойчивости ее анимуса.

Хотя Джеймс не была религиозной в формальном смысле, у нее была вера в стихии, которые человек не может контролировать, то есть в то, что выше его; это служит еще одним свидетельством того, что ее анимус не руководил ею. Иначе он бы занял позицию высшего авторитета. Она говорила, что эта вера в стихии давала ей чувство безопасности и (вместе с поддержкой ее матери) была высшей опорой в ее путешествии. Другими словами, она искала защиты в природе и своем женском наследии, а не в патриархальном христианском Боге.

То, что она выполняла обязательства перед самой собой, предполагает творчество и непрерывный диалог с анимусом. Невероятная смелость, физическая сила, интеллигентность, любовь к природе и естественная скромность поставлены ей в заслугу в комментарии к ее книге, где она названа «очень особенной женщиной».

То, что Джеймс прожила такую наполненную жизнь в соответствии со своими наклонностями, чувствами, интересами и вкусами, сделало ее совершенной женщиной, достигшей всего не за счет анимуса.

Без помощи психологии, образования, религии и установок общества Джеймс реализовала свой огромный потенциал и стала женщиной, которой должна была стать. Она является примером настоящей независимости, которая может возникнуть только из позитивных отношений с анимусом. Ее история поддерживает мое убеждение, что менее удачливые женщины, вынужденные бороться с коллективными мужскими предрассудками, среди которых они родились, могут продвинуться, следуя своим истинным желаниям и действуя внутри врожденных границ своей женской природы.

 

Примечания:

 

1. Юнгианский аналитик с практикой в Цюрихе.

2. Хотя согласно Юнгу современные мужчины и женщины более свободны в выражении себя. Их поведение в меньшей степени продиктовано жесткими патриархальными нормами. Что раньше казалось мужским (анимусным) поведением, теперь допустимо для женщин, хоть и оставляет у них чувство неуверенности.

3. Wheelwright, J. The Death of a Woman, N-Y: St. Martin’s Press, 1981.

4. Я полагаю, что проблемы анимы и анимуса в значительной степени относятся к краткосрочным отношениям, которые мы наблюдаем повсюду вокруг себя.

5. М-Л. фон Франц – аналитик с практикой в Цюрихе.

6. Когда анимус функционирует в качестве «должна», бесконечные свободные ассоциации представляются мне сомнительным средством самоисследования. Анимус стал коллективным общим инструментом. Он может ослеплять женщин предрассудками своего времени.

7. Кроме того, мужчина, которого любят, кажется более желанным, чем свой муж.

8. В прошлом проститутку видели как теневую женщину. Сегодня инстинкты и сексуальность больше не табуированы. Вероятно, сегодняшней тенью является жертвующая собой женщина или фригидная.

9. Юнгианский аналитик с практикой в Лондоне.

10. James, N., Alone around the World, N-Y: Dane Publishers, 1979

 

Опубликовано: Wheelwrihgt, J.H., The Animus. For Women Growing Older, 1984, C.G. Jung Educational Centre of Houston

 

Анимус: что это?

Как иметь дело с анимусом, но не попасть в его ловушку


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.