Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2022-11-24 | 41 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вопросы к теме:
1. Система теоретико-литературных понятий – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа читателя-школьника.
2. Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов средней общеобразовательной школы. Целенаправленность и последовательность работы по усвоению того или иного понятия учащимися.
3. Вопросы школьного изучения теории литературы в трудах М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова.
4. Системно-функциональный, функционально-воспитательный, концептуальный пути как основные подходы к школьному изучению теории и истории литературы, предложенные современной методикой преподавания литературы.
5. Анализ трудов Г. А. Беленького, М. А. Снежневской, О. Ю. Богдановой, А. В. Дановского, Н. И. Прокофьева по вопросам изучения теории литературы с точки зрения их проблемности и дискуссионности.
6. Роль теоретико-литературных знаний в формировании навыков анализа литературного произведения, овладении критериями оценок художественного явления.
7. Место знаний по теории литературы в процессе формирования речевой культуры учащихся.
8. Нерешенные проблемы изучения теоретико-литературных понятий в школе.
Задания к теме:
1. Проанализируйте школьные программы по литературе В. Я. Коровиной, В. Г. Маранцмана, А. Г. Кутузова с точки зрения представления в них сведений по теории литературы:
- как охарактеризован раздел по теории литературы в пояснительной записке?
- каков принцип распределения теоретико-литературного материала по разделам?
- как связан конкретный литературный материал с теорией литературы?
|
- предложены ли автором программы методические рекомендации для учителя по поводу изучения теории литературы в среднем звене и в старших классах?
2. Назовите основные этапы работы по усвоению теоретического понятия учащимися.
3. Проиллюстрируйте работу с энциклопедическими и терминологическими словарями на уроках литературы в старших классах конкретными примерами.
4. Составьте конспект «Литературного брифинга» в XI классе и опишите методику его подготовки и проведения.
5. Предложите приемы работы с опорными схемами-конспектами (ОСК) на уроках по изучению истории, теории литературы в IX и XI классах (например, при рассмотрении обзорных тем).
6. Разработайте систему творческих заданий для закрепления сведений по теории литературы учащимися среднего звена (1 вариант), и старших классов (2 вариант).
7. Ознакомьтесь со статьей Н. Л. Лейдермана «Об изучении теории литературы в старших классах» (Литература в школе. 2000. № 5). Обозначьте проблемы, поставленные автором.
Ответьте на следующие вопросы:
- какой принцип, по мнению Н. Л. Лейдермана, становится методологической основой курса литературы в старших классах?
- перечислите понятия, предлагаемые автором статьи, для освоения литературы в старшем звене?
- Составьте ОСК «Литературный процесс ХХ века» по материалам статьи Н. Л. Лейдермана.
8. Разработайте конспект урока литературы в 9 классе по изучению теории литературы, используя статью Л. В. Тодорова «Драматургический стих Грибоедова» в журнале «Литература в школе», № 9, 2007.
8. Разработайте фрагмент урока по изучению конкретного теоретико-литературного понятия в средних и старших классах, опираясь на материалы статей из еженедельника «Литература» (Приложение к газете «1 сентября») за последний год: сюжет, стиль, роман-эпопея, эпитет, сравнение, акмеизм, литературная сказка.
Выполнить всем:
· Составить глоссарий по теории литературы для 10 класса по материалам сайта http:// poetik. nm. ru
|
Литература
Амфилохиева, М. В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы: метод. пособие / М. В. Амфилохиева. - СПб.: Паритет, 2003. – 160 с.
Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: книга для учителя / Е. И. Анненкова и др.; под ред. М. Л. Семановой. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
Антипова, А. М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: учеб. пособие / А. М. Антипова. - М.: Флинта: Наука, 2003. – 264 с.
Беленький, Г. И., Снежневская, М. А. Изучение теории литературы в средней школе: (IV - X кл.): пособие для учителя / Г. И. Беленький, М. А. Снежневская. - М.: Просвещение, 1983. – 256 с.
Браже, Т. Г. О литературе в школе: кн. для учителя / Т. Г. Браже. - СПб.: МИРС, 2008. – 394 с.
Зинин, С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса / С. А. Зинин. – М.: Русское слово, 2006. – 240 с.
Каплан, М. Е. Русская классика в средней школе: анализ программных произведений в 9-11 кл.: учебное пособие / М. Е. Каплан. – М.: Антиква, 1999. – 222 с.
Каторова, А. М. Введение в литературоведение. Курс лекций. – 2-е изд., доп. и перераб.: учебное пособие для студентов-филологов национ. отд. вузов / А. М. Каторова. – Саранск: Мордов. ун-т, 2006. – 212 с.
Проблемы филологического образования в средней и высшей школе: Х Голубков. чтения / Моск. пед. гос. ун-т; под общ. ред. Богдановой О. Ю. - Южно-Сахалинск, 2002. - 125 с.
Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)).
Статьи ведущих ученых-методистов о преподавании словесности на историко-литературной основе в журналах «Литература в школе», «Русская словесность», «Русская литература», «Вопросы литературы», «Филологические науки» и других за последние два года.
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!