Тема 13: Изучение теории литературы в школе — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Тема 13: Изучение теории литературы в школе

2022-11-24 41
Тема 13: Изучение теории литературы в школе 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы к теме:

1. Система теоретико-литературных понятий – неотъемлемый компонент интеллектуального багажа читателя-школьника.

2. Базовые теоретико-литературные понятия, формирующиеся в каждом из классов средней общеобразовательной школы. Целенаправленность и последовательность работы по усвоению того или иного понятия учащимися.

3. Вопросы школьного изучения теории литературы в трудах                        М. А. Рыбниковой, В. В. Голубкова.

4. Системно-функциональный, функционально-воспитательный, концептуальный пути как основные подходы к школьному изучению теории и истории литературы, предложенные современной методикой преподавания литературы.

5. Анализ трудов Г. А. Беленького, М. А. Снежневской,                                     О. Ю. Богдановой, А. В. Дановского, Н. И. Прокофьева по вопросам изучения теории литературы с точки зрения их проблемности и дискуссионности.

6. Роль теоретико-литературных знаний в формировании навыков анализа литературного произведения, овладении критериями оценок художественного явления.

7. Место знаний по теории литературы в процессе формирования речевой культуры учащихся.

8. Нерешенные проблемы изучения теоретико-литературных понятий в школе.

 

Задания к теме:

1. Проанализируйте школьные программы по литературе                                В. Я. Коровиной, В. Г. Маранцмана, А. Г. Кутузова с точки зрения представления в них сведений по теории литературы:

- как охарактеризован раздел по теории литературы в пояснительной записке?

- каков принцип распределения теоретико-литературного материала по разделам?

- как связан конкретный литературный материал с теорией литературы?

- предложены ли автором программы методические рекомендации для учителя по поводу изучения теории литературы в среднем звене и в старших классах?

2. Назовите основные этапы работы по усвоению теоретического понятия учащимися.

3. Проиллюстрируйте работу с энциклопедическими и терминологическими словарями на уроках литературы в старших классах конкретными примерами.

4. Составьте конспект «Литературного брифинга» в XI классе и опишите методику его подготовки и проведения.

5. Предложите приемы работы с опорными схемами-конспектами (ОСК) на уроках по изучению истории, теории литературы в IX и XI классах (например, при рассмотрении обзорных тем).

6. Разработайте систему творческих заданий для закрепления сведений по теории литературы учащимися среднего звена (1 вариант), и старших классов (2 вариант).

7. Ознакомьтесь со статьей Н. Л. Лейдермана «Об изучении теории литературы в старших классах» (Литература в школе. 2000. № 5). Обозначьте проблемы, поставленные автором.

Ответьте на следующие вопросы:

- какой принцип, по мнению Н. Л. Лейдермана, становится методологической основой курса литературы в старших классах?

- перечислите понятия, предлагаемые автором статьи, для освоения литературы в старшем звене?

- Составьте ОСК «Литературный процесс ХХ века» по материалам статьи Н. Л. Лейдермана.

8. Разработайте конспект урока литературы в 9 классе по изучению теории литературы, используя статью Л. В. Тодорова «Драматургический стих Грибоедова» в журнале «Литература в школе», № 9, 2007.

8. Разработайте фрагмент урока по изучению конкретного теоретико-литературного понятия в средних и старших классах, опираясь на материалы статей из еженедельника «Литература» (Приложение к газете «1 сентября») за последний год:  сюжет, стиль, роман-эпопея, эпитет, сравнение, акмеизм, литературная сказка.

 

Выполнить всем:

· Составить глоссарий по теории литературы для 10 класса по материалам сайта http:// poetik. nm. ru

 

Литература

Амфилохиева, М. В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы: метод. пособие / М. В.  Амфилохиева. - СПб.: Паритет, 2003. – 160   с.

Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя: книга для учителя / Е. И. Анненкова и др.; под ред. М. Л. Семановой. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.

Антипова, А. М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы: учеб. пособие / А. М. Антипова. - М.: Флинта: Наука, 2003. – 264 с.

Беленький, Г. И., Снежневская, М. А. Изучение теории литературы в средней школе: (IV - X кл.): пособие для учителя / Г. И. Беленький,             М. А. Снежневская. - М.: Просвещение, 1983. – 256 с.

Браже, Т. Г. О литературе в школе: кн. для учителя / Т. Г. Браже. - СПб.: МИРС, 2008. – 394 с.

Зинин, С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса / С. А. Зинин. – М.: Русское слово, 2006. – 240 с.

Каплан, М. Е. Русская классика в средней школе: анализ программных произведений в 9-11 кл.: учебное пособие / М. Е. Каплан.  – М.: Антиква, 1999. – 222 с.

   Каторова, А. М. Введение в литературоведение. Курс лекций. – 2-е изд., доп. и перераб.: учебное пособие для студентов-филологов национ. отд. вузов / А. М. Каторова. – Саранск: Мордов. ун-т, 2006. – 212 с.

Проблемы филологического образования в средней и высшей школе: Х Голубков. чтения / Моск. пед. гос. ун-т; под общ. ред. Богдановой О. Ю. - Южно-Сахалинск, 2002. - 125 с.

Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)).

Статьи ведущих ученых-методистов о преподавании словесности на историко-литературной основе в журналах «Литература в школе», «Русская словесность», «Русская литература», «Вопросы литературы», «Филологические науки»  и других за последние два года.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.