ТЕМА 8. Изучение лирических произведений — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

ТЕМА 8. Изучение лирических произведений

2022-11-24 37
ТЕМА 8. Изучение лирических произведений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В классах среднего звена

Вопросы к теме:

1. Особенности лирических жанров в науке о литературе (труды                  Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева, И. Ф. Волкова, А. П. Скафтымова,                        Л. Я. Гинзбург, Г. Н. Поспелова, В. Е. Хализева и других литературоведов).

2. Восприятие лирических произведений учащимися средних и старших классов. Создание установки на личностное сопереживание автору, лирическому герою, развитие эмоциональной отзывчивости, образного, ассоциативного мышления, эстетической реакции на художественное слово.

3. Специфика анализа поэтического текста. Автор как непосредственный субъект лирического переживания, лирический мотив, образ-переживание, композиция лирических стихотворений.

4. Методика аналитической работы над поэтической речью и особенностями ритмико-звуковой организации стихотворения.

5. Основные приёмы изучения лирики: выразительное чтение, оживление личных впечатлений учащихся, заучивание наизусть, составление лирических композиций, написание сочинений и др.

Задания к теме:

1.  Прочитайте в книге Г. К. Бочарова «За сорок лет. Записки словесника» (М., 1972, с.139-143) описание двух разных уроков, на которых изучалось стихотворение А. С. Пушкина «Зимнее утро». Дайте методически мотивированный сравнительный анализ этих уроков. Сопоставьте два методических решения одной и той же темы, для чего сравните второй урок по разбору «Зимнего утра» у Г. К. Бочарова и у               З. Я. Рез (см. Зепалова Т. С., Мещерякова Н. Я. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 5 класса. 3-е изд. М., 1983, с. 83-86). Какой путь выбрали бы Вы при изучении названного стихотворения. Мотивируйте свой выбор.

2.  Составьте рукописный сборник «Стихи русских поэтов» о «Слове о полку Игореве» (или о другом произведении, поэте, например, о Пушкине). Продумайте, как можно использовать этот материал при изучении соответствующей программной темы.

3. Составьте конспект урока по изучению стихотворения                           А. С. Пушкина «Памятник» в 9 классе.

4. Познакомьтесь с программой по литературе для 5 класса (раздел «Русская литература XX века», темы: «И. А. Бунин», «К. Д. Бальмонт»). Определите, с какими элементами поэтики стихотворения должны быть знакомы учащиеся к 5 классу.

5. Подготовьте выразительное чтение стихов И. А. Бунина «Детство», «Сказка» и К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи», «Осень».

6. Подберите материал о биографии и творчестве И. А Бунина (I вариант), К. Д. Бальмонта (II вариант); выпишите из «Словаря литературоведческих терминов» определения понятий «аллитерация», «ассонанс», «звукопись». Составьте конспект урока.

7. Сравните опыт анализа литературного произведения в статьях Кожинова    В. В. Разбор одного пушкинского творения, или Опыт толкования природы поэзии // Литература в школе. 2003. № 9 и Чалмаева В.А. «Горница» Николая Рубцова. Темы преодоления бездомности – растущие беды России в XXI веке // Литература в школе. 2003. № 10. Покажите практическую значимость для учителя-словесника работ подобного рода.

8.  Определите роль и значение интонационного анализа лирических произведений как инновационной технологии обучения по статье            Е. Н. Колокольцева «Интонационный анализ лирических произведений» в журнале «Литература в школе», №1, 2008.

 

Выполнить всем:

· Составить конспект урока по изучению лирического произведения в старших классах

· Контрольная работа по сопоставительному анализу стихотворений «Сожженное письмо» Пушкина и «Горящие письма» Некрасова.

Литература

Каганович, С. Л. Обучение анализу поэтического текста: метод. пособие для учителей-словесников / С. Л. Каганович. - М.: Русское слово, 2006. – 112 с.

Каплан, М. Е. Анализ произведений русской классики: школьный курс: кн. для учителя, старшеклассника, абитуриента / М. Е. Каплан. – М.: Новая школа, 1997. – 143 с.

Карсалова, Е. В. «Стихи живые сами говорят…»: кн. для учителя: из опыта работы / Е. В. Карсалова. – М.: Просвещение, 1990. – 208 с.

    Лотман, Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь: кн. для учителя / Ю. М. Лотман. – М.: Просвещение, 1988. – 179 с. 

Медведев, В. П. Изучение лирики в школе: учебное пособие для учителя / В. П. Медведев. – М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

Поэтика художественного текста на уроках литературы: сборник статей / отв. ред. О. Ю. Богданова. – М.: МПГУ, 1997. – 273 с.

Пути анализа литературного произведения: пособие для учителя / под ред. Б. Ф. Егорова. – М.: Просвещение, 1981. – 222 с.

Пути и формы анализа художественного произведения: межвузовский сборник научных трудов // Владимир. гос. пед. ин-т им. П. И. Лебедева-Полянского; ред. Г. С. Веселова и др. – Владимир: Изд-во Владимир. гос. пед. ин-та., 1991. – 131 с.

Рез, З. Я. Изучение лирических произведений в школе / З. Я. Рез. – Л.: Просвещение, 1968. – 176 с.

Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)).

Статьи ведущих ученых-методистов об анализе лирических произведений на уроках литературы в журналах «Литература в школе», «Русская словесность», «Русская литература», «Вопросы литературы», «Филологические науки»  и других за последние два года.

Тодоров, Л. В. Работа над стихом в школе / Л. В. Тодоров. – М.: Просвещение, 1965. – 184 с.

 

МАТЕРИАЛЫ К ТЕМЕ


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.