Почитание родителей, нации и Бога — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Почитание родителей, нации и Бога

2022-11-24 58
Почитание родителей, нации и Бога 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Триединый Бог, три гуны и почитание родителей. В человеческом теле, состоящем из пяти элементов, Бог присутствует в форме трёх гун. Мы знаем также, что индийцы поклоняются триединому Богу в лице Брахмы, Вишну и Махешвары. Эти трое не являются воплощёнными в конкретную форму Божествами. Никто никогда не видел воочию ни одного из них. Нет никакого способа ощутить их реальное присутствие. Эта троица пребывает в человеческом теле в виде трёх качеств, гун: благости, страсти и невежества (саттвы, раджаса и тамаса). Эти три качества – формы Божественного. Брахма ответственен за творение. Процесс сотворения очень тонок и не доступен ни одному из чувств. Этот трансцендентный процесс олицетворён матерью. Все существа – создания матери. Поэтому Упанишады учат: «Чти мать как Бога». Мать должна почитаться как Брахма, Создатель. Почитай мать, служи матери и доверяй матери. Это символизирует служение Богу.

       Затем следует отец. Он защищает ребёнка, заботится о его воспитании и о духовном развитии. Эта роль защитника отводится Вишну. Отец – олицетворение Вишну. Отсюда происходит предписание «Чти отца как Бога». Итак, мать и отец являются реальными образами Брахмы и Вишну.

       Третий «лик» – Ишвара. Его называют Болашанкара, ибо Он даёт то, о чём просят в молитве. Он никогда не отказывает просителю. Он, как воплощение истины, никогда не станет «скрываться». Гуна тамас – то средство, с помощью которого можно ощутить это воплощение благости. Тамас обычно ассоциируется с леностью и косностью. Но это неправильное толкование тамаса (как атрибута Шивы). Роль Шивы – указывать человеку правильный путь к постижению своей Божественности. Мы почитаем Шиву в наставнике.

       Триединое Божество в форме трёх гун присутствует в каждом существе. Это запечатлено в священных изречениях: «Ишварас сарвабхутанам» (Божественное пребывает во всех существах), «Ишварасьям идам джагатх» (Господь пронизывает весь космос). Когда усвоено значение гун, можно понять смысл триединого Божества.

       Бог не находится где-то снаружи. Он обитает в теле. «Кара» за грехи – результат ваших собственных действий. Поэтому глупо искать Бога где-то вовне. Человек хочет узнать всё об этом мире и даже вырвался в космическое пространство. Но он не способен ничего узнать о своей настоящей природе. Как ему постичь своё «Я»? Это «Я» иначе называется совестью. Духовный поиск состоит в том, что вы улавливаете вибрации совести и, извлекая из этого пользу, постигаете истину. Но сегодня человек прислушивается лишь к телу и уму и потому его преследуют всевозможные неприятности.

       Человеку пора обнаружить свою Божественность. Простой способ был дан Рамой в Рамаяне. Вместо того, чтобы тратить силы на поиски Бога, достаточно, если вы будете поклоняться живым воплощениям Бога – матери и отцу. Выполняя их желания и радуя их, вы заслужите их благословения. Не замечать божеств, находящихся у вас перед глазами в форме родителей, и упорно искать при этом невидимого Бога – большое заблуждение.

       Рама не раз демонстрировал эту истину. Он сказал царю Джанаке, что не сможет взять в жёны Ситу, пока не получит согласия родителей, несмотря на то, что «выиграл» её руку в состязании, подняв лук Шивы. Когда Бхарата и Васиштха пришли к Раме, жившему в лесном изгнании, и принялись умолять его вернуться в Айодхью и править царством, Рама решительно возразил, что не станет поступать вопреки обещанию, данному его отцом царице Кайкейи и не вернётся раньше, чем истечёт срок изгнания. Почтение к словам родителей – высочайшая добродетель. Все до единого должны помнить об этом.

       Поэтому вам нужно поклоняться Брахме и Вишну в живых образах своих родителей. У этих двух божеств нет формы. Образы на картинах, например, Рави Вармы – плоды воображения художника. Они не основаны на реальности.

       Вы тоже можете почувствовать бесформенное божество, сосредоточившись на процессе дыхания. Каждый раз звуком «со-хам» провозглашается единство индивидуального и космического «Я». Вдохом «со» и выдохом «хам» дыхание жизни напоминает вам: «Я – Бог», «Я – Бог».

       Рамаяна, Махабхарата и Бхагавата – самые священные книги для бхаратийцев. Рамаяна учит, как губительны последствия камы (вожделения, необузданного желания). Из Махабхараты мы изнаём, что лобха (алчность) приводит к полному краху. Бхагавата показывает, каковы результаты кродхи (ненависти) по отношению к Божественному существу.

       Люди почитают Раму и презирают Равану. Почему? Рама – кладезь всех добродетелей. Его эпитет – «Сарва бхутахитхе ратхах» – Тот, кто радуется, когда все существа счастливы. Он – средоточие всей мудрости. В любых ситуациях он оставался спокойным и безмятежным. Равана – воплощённое высокомерие. Его погубили вожделение и гордыня. Неукротимая страсть, жадность и гнев – демонические свойства. Когда саттва, раджас и тамас используются правильно и гармонично, они помогают человеку осознать свою высокую природу.

       Воплощения Любви! Ваш высший долг – почитать мать и родную землю. Где бы вы ни работали и ни жили, никогда не забывайте о родине. Студентам сегодня необходимо обратиться к доброму примеру древних мудрецов и провидцев и вести достойную жизнь. «Будем жить в согласии, вместе стремиться к цели и не питать друг к другу зла». Это призыв Вед. Обнимите своей любовью весь мир. Считайте всё человечество одной семьёй. Все нации заслуживают счастья и процветания.

       Поймите, что жизнь – всё равно, что птица с двумя крыльями. Эти крылья – любовь и жертва. Они помогут вам воспарить к высшим целям. Что должны делать люди, чтобы способствовать благополучию общества? Многие заявляют, что занимаются общественной работой, но на самом деле их мотивы эгоистичны. Им нужно помнить, как многим они обязаны обществу, и потому их служение должно быть полностью бескорыстным. Помните, что вы и общество – тождественны, неразделимы. Извлеките на поверхность свою духовную сущность и займитесь полезной деятельностью. Пусть служение станет символом вашей жизни. (9, с. 339–342)

 

       \ Извлекайте благо из триединого божества, пребывающего в вас. Сумейте увидеть Бога в матери, отце, учителе и проявляйте к ним уважение. Укрепляйте уверенность в том, что любимое и избранное вами Божество, перед которым вы преклоняетесь, находится у вас внутри. Это Божество – сатьям, шивам, сундарам (истина, добро, красота). Это венец философии Платона: Бог – истина, добро, красота. Эти три вечные ценности едины для всех стран. Заполните ими сердце и займитесь служением.

       Превратитесь в гирлянду из множества цветов, в которой Я стану связующей нитью. Считайте себя детьми одной матери, матери всех детей человеческих. Не придавайте значения кастовым, религиозным и национальным особенностям. Есть только каста человечества, религия любви и язык сердца. Есть множество названий для воды на разных языках. Так и Бог один, зовут ли Его Аллахом, Иисусом, Буддой или Рамой. Твёрдо верьте в это. Не нападайте ни на какую религию. Такой широкий взгляд доставит радость Бхагавану. (9, с. 344–345)

Заветы Вед для семьи. Мы должны стремиться к истинному пониманию священного смысла нашей культуры. Настройте свой ум на то, чтобы он был готов к восприятию ее святых традиций. В нашей древней культуре есть пять законов, составляющих ее основу. Это «Матру Дево бхава» – почитай как Бога мать свою. «Питру Дево бхава» – почитай как Бога отца своего. «Ачарья Дево бхава» – почитай как Бога учителя своего. «Сатьям вада» – говори правду. «Дхармам чара» – поступай по справедливости. Эти правила отражают сущность нашей культуры. Само наше тело, наши одежда и пища говорят о том, что мы – частицы плоти и крови своих родителей. Если у нас нет благодарности к родителям, что же есть в нас человеческого? Только если вы сами почитаете родителей, то можете надеяться, что ваши дети окажут вам почтение в будущем. Если же не отдаете дань уважения родителям сейчас, где гарантия, что ваши дети будут уважать вас?

       Будущее полностью зависит от настоящего и от того, что вы делаете сейчас. Каждое ваше действие найдет свой отзвук и свое отражение в будущем. Находясь сегодня во мраке невежества, вы можете проявить неуважение к старшим, следовать ложным идеалам и ложному пути. Возможно, вы делаете это в шутку, играючи, но пройдет время, и неизбежно придется встретиться с последствиями. Поэтому было сказано: «Будь добродетелен, твори добро, смотри на мир по-доброму – это путь к Богу». (17, с. 16–17)

 

       \ В Ведах сказано: «Матру Дево бхава, питру Дево бхава» (почитайте мать и отца как Бога). Я всегда повторяю студентам, что их кровь, пища, голова и деньги – это дар матери. Поэтому, прежде всего, человек должен быть благодарен своей матери. Вы всегда должны помнить о своей матери, которая выносила, родила и воспитала вас, окружив заботой и уютом, не обращая на себя внимания. Что бы она ни делала, она всегда думает о вашем благополучии. Даже если вы высокообразованны, а ваша мать неграмотна, вы должны уважать ее. К наставлениям матери следует относиться как к самим Ведам.

       Гаятри – это воплощение материнского принципа. Следует повторять Гаятри -мантру ежедневно: утром, днем и вечером. Это называется прата сандхья, мадхьяна сандхья и сайям сандхья (утренний, дневной и вечерний ритуалы). Если повернуться спиной к солнцу, тень будет впереди. Она останется позади, только если встать лицом к солнцу. Подобно этому, вы окажетесь во власти майи, иллюзии, похожей на тень. Ее можно победить, только обратившись к Богу. (10, с. 49–50)

 

       \ Среди священных индийских афоризмов есть, например, такие: «Матру Дево бхава! Питру Дево бхава!» (Почитай мать, как Бога; почитай отца, как Бога). Мать – главное божество для человека, она – видимое воплощение Бога, которое можно ощутить чувствами. Каждый сын знает о материнской привязанности и заботе. Он знает, как доставить матери удовольствие и принести ей счастье.

       Никто не знает, как непроявленный Бог проливает Свою милость или выражает Свое неудовольствие, что Он хочет, а чего не одобряет. Человек может вести святую жизнь, почитая мать, вместо того, чтобы поклоняться непроявленному Богу. Чайтаньям (Атмическое сознание), присутствующее в Боге, присутствует также и в других живых существах. (7, с. 328)

 

       \ Если система обучения в принципе не учитывает взаимоотношений детей и родителей, то все мы неизбежно будем страдать от этого в будущем. Один из важнейших аспектов индийской культуры – осознание богоравности своих родителей. Если вы не заслужили любви ваших матери и отца, то от кого еще можете вы ожидать подобной привязанности? Необходимо развивать в себе качества, достойные любви и уважения. Только если вы способны уважать своих родителей, ваши собственные дети будут почитать вас. (16, с. 18)

 

       \ У вас дома есть священные изображения, находящиеся в месте, предназначенном для поклонения Богу. Однако в каждом доме имеются и живые Боги, и мудрецы всегда призывали детей служить и поклоняться им. Это – ваши родители. Они дали вам жизнь, и вы обязаны им своим здоровьем и счастьем. Родители любят вас, заботятся о вас и дают вам столько, сколько могут, и даже больше. Им даже часто приходится недоедать, чтобы накормить вас досыта. Они экономят на всём ради того, чтобы вы могли учиться в школе, жить в общежитии, посещать различные праздники и ездить на различные экскурсии с другими детьми.

       В священных книгах вас призывают почитать родителей и поклоняться им. В них говорится «Матру Дево бхава, питру Дево бхава», что означает «Почитайте мать и отца как Бога!» Как ещё вы можете отблагодарить их? Что ещё, кроме любви и заботы, вы можете дать родителям взамен? Вспомните об их заботе и любви, а также обо всех тех лишениях, бессонных ночах и недоедании, которые они ради вас претерпели в прошлом и продолжают претерпевать сейчас. Будьте вежливыми, мягкими и ласковыми с родителями, никогда не грубите им и не проявляйте неуважения. Старайтесь сделать родителей счастливыми и слушайтесь их, поскольку они знают о мире и всех его опасностях намного больше вас. Подобное поведение и является поклонением родителям.

       Мудрецы также советуют почитать учителя. Они говорят «Ачарья Дево бхава», что означает «Почитайте учителя как Бога!», ибо именно учитель открывает вам глаза на красоту окружающего мира. Он рассказывает вам о звёздах и небе и говорит, как стать здоровым и счастливым, как научиться приносить людям пользу и обрести внутренний мир. Отец и мать произвели вас на свет, вырастили и затем передали в руки учителя. Учитель помогает вам стать умными и здоровыми, пригодными к жизни и полезными для общества. Поэтому почитайте его, слушайтесь его и уважайте его и своих родителей. (4, с. 69–70)

 

Почитание матери и родины. Мать может быть некрасивой. Но вы все равно зовете её мамой. Она вырастила вас. Разве вы считаете чужую мать своей только потому, что она красива и очаровательна? Вы называете свою страну бедной. В этом слабость молодежи. Помните о том, что Индия совсем не бедная страна. То, что нельзя найти в Индии, нельзя найти в другой стране. У Индии есть вся необходимая сила. Это страна йоги, добродетели. В наши дни люди пытаются превратить эту великую страну в страну преходящих удовольствий. Вы не должны стремиться к удовольствиям. Они ведут к болезням. Вы должны посвятить всё Богу через самопожертвование. Склоните своё тело и трудитесь с усердием. Руки должны быть заняты работой, а ум должен быть наполнен праведными мыслями. Если вы будете следовать этому, вы станете выдающимся человеком. Бог ищет таких людей. Верующим не нужно искать Бога. Он везде. Вместо поисков приложите все усилия, чтобы очистить свой ум. Вы должны стать не великим, а добродетельным человеком. (10, с. 81–82)

 

       \ Мать занимает важнейшее место в жизни человека. Бывают жестокосердные сыновья, но не бывает бессердечных матерей. Только благодаря матерям сыновья становятся добродетельными людьми и приобретают известность и славу. Веды провозглашают: «Матру Дево бхава, питру Дево бхава, ачарья Дево бхава, атитхи Дево бхава» – «Почитай как Бога мать, отца, учителя и гостя» (33, с. 49)

 

       \ Самое первое чувство, рождающееся в человеке, – это према, Божественная любовь. Все остальное приходит позже. В тот момент, когда ребенок появляется на свет, в нем рождается чувство любви к матери. Прежде всего каждый ребенок пытается узнать и запомнить отца и мать. Точно так же человек должен узнать все о земле, на которой родился, и о великом культурном наследии, доставшемся уму (санскрити). Свою нацию и культуру нужно почитать так же, как собственных родителей. Нация – это мать, а национальная культура – это отец. Эту глубочайшую истину провозгласил Рама: «Мать и родная страна дороже, чем рай небесный». Любите мать, любите культуру своей страны. Это первейший долг каждого человека. Это ваше главное предназначение в жизни.

       Когда люди следуют пути истины и праведности, любовь непременно дает росток в их сердце. Но если законом добродетели пренебрегают, то ни знания, ни ученость не принесут никакой пользы. Постарайтесь следовать хотя бы одной заповеди учения, и вы будете счастливы. (9, с. 29)

 

\Никогда не причиняйте боль родителям, которые дали вам жизнь и воспитали вас. Вот почему в Ведах есть такое наставление: «Матру Дево бхава, питру Дэво бхава» (Почитай мать и отца как Бога). Но сегодня дети не заботятся о своих родителях, они придают гораздо большее значение своей жене. Они забывают о том, что мать носила их девять месяцев в своём чреве, родила их, вырастила, воспитала их и перенесла все трудности. Вы можете любить свою жену, но вы должны скромно и уважительно относиться к своим родителям. Родителям необходимо придавать самое большое значение. Прежде всего, вам следует любить свою мать и следовать её указаниям. Ваша жизнь будет счастливой и мирной только тогда, когда вы сделаете её счастливой. Если она плачет, то вы будете страдать. Когда вы сделаете счастливой свою мать, то вся ваша жизнь наполнится счастьем. К сожалению, сегодня много людей, которые не понимают любовь своей матери. Когда их мать говорит им что-нибудь, они просят её замолчать, говоря, что они всё сами знают. Они говорят ей так: «Я получил много учёных степеней. Неужели ты думаешь, что я не знаю, что делать после того, что я обрёл так много степеней?» Возможно, вы получили много академических степеней, но эти знания ограничиваются только несколькими предметами. Как получить степень общих знаний о жизни? Только у своих родителей (громкие аплодисменты). Какие бы высокие научные степени вы не получили, прежде всего, вы должны служить своей матери и сделать её счастливой. Только тогда ваша жизнь будет счастливой. Вам следует научиться всему, что вы должны знать, и выполнять свои обязанности. Это послание – Мой подарок вам. (47)

 

       \ Не причиняйте боль своим родителям, которые дали вам жизнь. В Ведах уделяется особое внимание необходимости оказывать глубокое почтение родителям: «Матру Дэво бхава, питру Дэво бхава» (Почитай мать и отца как Бога). Сегодня дети не заботятся о своих родителях. Мужчины считают жену, «искусственную куклу», центром своей жизни. Они следуют указаниям своих жён и пренебрегают советами родителей, которые дали им жизнь, вырастили и воспитали их, несмотря на многие трудности. Вы можете любить свою жену, в этом нет ничего плохого. Но вы также должны слушаться своих родителей. Родители достойны вашей величайшей заботы. Все остальные идут после родителей. Прежде всего, любите свою мать и следуйте её указаниям. Вы будете жить счастливо только тогда, когда сделаете счастливой её. Если она по какой-либо причине плачет, то вы должны будете страдать всю свою жизнь. Сегодня очень немногие люди осознали ценность материнской любви. Если мать говорит что-либо, они пренебрежительно отвечают ей: «Помолчи, я все знаю». Другие резко говорят: «Замолчи. Мне не нужны твои советы. Я образованный человек. У меня несколько учёных степеней. Разве я не знаю, что делать?» Возможно, вы получили какие-то степени. Но получили ли вы отличительную степень здравого смысла, необходимую для гармоничной жизни? Только родители могут дать вам это знание. Необходимо не только получить научные степени, но и служить своим родителям, сделав их счастливыми. Только тогда вы сможете жить мирно и счастливо. Вы должны научиться этим принципам и неуклонно следовать им в своей жизни. («ПОЧИТАЙТЕ МАТЬ И ОТЦА КАК БОГА». Беседа Шри Сатья Саи Бабы. Санкранти. 15.01.2008 г. http://saiorg.ru)

       \ Вопрос Хислопа: Современные молодые люди говорят: «Как мы можем уважать родителей, если они сами поступают неправильно?»

Саи: Молодые люди не понимают, что родители беспокоятся за них. Не важно, насколько виноваты родители, но своим детям они желают только добра. Хотя бы это дети могли бы ценить, а также помнить, что родители подарили им саму возможность жизни, а затем жертвовали собой, чтобы ребенок выжил, заботились о нем и любили его. Все это нужно ценить и уважать, несмотря на то, что у родителей могут быть недостатки. Только в том случае, если дети уважают родителей, их дети будут уважать их самих. Ясный пример действия и противодействия. (31, с. 55)

 

       \ Кауравы уничтожили себя, ибо они забыли Бога и положились только на веру в материальный мир. Я не призываю вас отвергать этот мир. Просто не погружайтесь полностью в мирскую жизнь. Верьте в Бога, уважайте своих родителей и приносите им радость. В Ведах сказано: «Матру Дево бхава, питру Дево бхава» (Почитайте мать и отца как Бога). Не причиняйте им боли. Пусть все ваши действия станут подношением Богу. Тогда вы обязательно одержите победу во всех начинаниях. (10, с. 28)

 

Почитание и любовь к матери. Среди всех традиций нашей страны самая дорогая – это любовь к матери и преданность ей. На земле нет любви прекраснее и нежнее, чем любовь к матери, – и эта любовь издревле жила в сердцах жителей Бхараты. Мы отлично знаем, что наши внутренние качества гораздо важнее самой нашей жизни, и, тем не менее, допустили, что наш национальный характер сильно изменился в худшую сторону. Мы дошли до того, что заимствуем у других стран моральные нормы и критерии поведения. Наше представление о свободе принимает соответствующий образ – непостоянной и легкомысленной женщины. (17, с. 183)

 

       \ Человек, в сущности, является воплощением Пурнапремы (совершенной Божественной любви). Но эта Любовь постоянно изменяется из-за привязанности к формам. Когда человек рождается, он зависит от матери и глубоко привязан к ней. Когда он подрастает, место привязанности к матери занимает привязанность к друзьям во внешнем мире. Он считает своих друзей главным содержанием своей жизни. Проходят годы и он женится. Считая жену дыханием своей жизни, он отказывается от друзей. Когда рождаются дети, жена ему надоедает. Он больше привязывается к детям и заботится об их образовании. В это время появляются разногласия между отцом и сыновьями. Привязанность, которая начиналась любовью к матери, заканчивается любовью к деньгам. После этого человек становится игрушкой жадности.

       Отсюда очевидно, что изменения объектов привязанности вызывают печальные последствия. Такая любовь – не настоящая Любовь. Любовь, появляющаяся в один момент и увядающая в следующий момент – вообще не Любовь. Настоящая Любовь чистым Божественным пламенем сияет в сердце человека, душа которого не знает ни рождения, ни смерти. Настоящая Любовь не растет и не увядает. Все, что растет и разрушается, связано с эго.

       Однажды император Джанака пришел к мудрецу Яджнавалкье и спросил его: «О мудрец! Расскажи мне о моей предыдущей жизни». Мудрец ответил: «Прошлое прошло. Нет смысла воскрешать его. Ты завершил путь. Не беспокойся о дороге, которую ты прошел. Это не поможет твоей славе». Хотя мудрец приводил много аргументов, чтобы отговорить Джанаку, тот настаивал на своей просьбе. Яджнавалкья тогда призвал на помощь свое Божественное в и дение и сказал императору: «Джанака, твоя нынешняя жена была твоей матерью в прошлой жизни». Услышав это, Джанака был потрясен. Он сказал: «Каким грешником я был, обращаясь со своей бывшей матерью, как с женой! Я должен положить конец такой грешной жизни». С этого момента он стал относиться к жене как к матери, и, отрекшись от всех земных привязанностей, вступил на духовный путь (духовная дисциплина, которой он придерживался, известна как раджа-йога). Когда человек, выполняя свой долг, испытывает духовные устремления и концентрируется на Боге, ведя целенаправленную жизнь, это называется раджа-йога. Этот вид преданности долгу, совмещаемой с практикой садханы, олицетворен императором Джанакой, который таким образом достиг освобождения. Каждому следует так относиться к своим обязанностям. Долг есть Бог. (7, с. 257–258)

Почитание предков. Одно из основных правил жизни заключается в том, чтобы не стыдиться своих предков. Если вы вчитаетесь в историю прошедших времен, пытаясь представить себе состояние человека тех эпох, вы почувствуете, что гордитесь ими! Пусть вера в высшие достижения ваших предков вливается в вас и наполняет вас энергией. Пусть сила этой веры в равной степени служит вашему телу, уму и духу. Результат истинной видьи (просветляющего знания) – осознание того, что каждое сообщество людей и каждая религия предлагает, наряду с общей идеей единства, нечто свое особенное. (12, с. 68)

 

Родителей следует почитать и уважать. Я не буду говорить с вами о сложных вещах, а укажу самые простые средства от болезней, которыми вы страдаете. Я вижу здесь много студентов. Это хорошо. Но для чего они учатся? Какова их цель? Как мы можем судить, что они учатся хорошо? По жалованию, которое они смогут заработать, или по положению, которого они смогут достичь? Нет! Результатом образования должно быть развитие мудрости (вивеки) и благородства (винайи). Образованный человек должен уметь видеть разницу между сиюминутным и действительно важным, между долговременным и живущим не дольше, чем искра на ветру. Он не должен гоняться за очаровывающей позолотой, но вместо этого стремиться к благому и действительно золотому.

       Он должен знать, как поддерживать тело в хорошем состоянии, а чувства держать под строгим контролем, он должен иметь хорошие мысли, острый и ясный интеллект, неподвластный предрассудкам и ненависти, а чувства его должны быть свободны от эгоизма. Он должен знать также и Атму, ведь это – сама его суть; это свет, озаряющий его внутреннее Я и внешнюю личность. Такое знание, несомненно, привнесёт радость, мир и мужество во всю его жизнь. Студентам также следует развивать искусство того, как избежать причинения боли другим (винайя).

       Ещё Я хочу сказать студентам, что они должны быть благодарны родителям, ибо сейчас они могут испытывать радость только потому, что родители пожертвовали ради них всем. Да, перед родителями следует поклоняться, как перед видимыми представителями Высшей Божественной силы. Они подарили вам само ваше существование, все радости и все приключения, что вы испытываете как в физической, так и в духовной сферах. Уже за одно это их следует любить и поклоняться им.

       Был когда-то мальчик, что просил подаяние на улицах, так как он должен был содержать больную мать и двух маленьких сестёр. Однажды вечером, когда он просил у дома богача, хозяин вышел на его жалобный голос. А мальчику в этот день очень не повезло, он собрал всего только несколько кусочков еды, а было уже около девяти часов вечера. Поэтому он просил очень громко, что и разозлило богача. Он вышел и отшвырнул мальчика в канаву. Мальчик был очень слаб, так как сам он голодал, чтобы накормить мать и сестёр. И вот, упав и еле дыша, он собрал последние силы и крикнул: «Мамочка, здесь есть немного еды для тебя!» Даже когда его рука стала безжизненной, она всё ещё крепко сжимала чашку.

Родители должны показывать хороший пример детям. Вот какую преданность заслужила эта мать за всю боль, которую она терпела, за все жертвы, которые она вынесла для того, чтобы сын мог стать здоровым, счастливым и хорошим. Поэтому, мальчики, будьте благодарны родителям и платите им дань уважения, по крайней мере, слезами в годовщину их смерти. Делайте это с верой (шрадхой), не случайно это слово напоминает шраадху – религиозную церемонию в память усопших. Смысл её не в том, что вам предлагают как бы соприкоснуться с ними, или что они ожидают вас в другом мире. Это – дань, которую вы предлагаете им в благодарность за величайшую возможность пребывания в этом мире, обладающем всем необходимым для самореализации.

       Родителям следует поощрять детей, когда те проявляют интерес к духовному росту и обучению, также они должны подавать детям хороший пример. Среди детей, которые находятся здесь передо Мной, многие могут оказаться Вивеканандами или Тьягараджами. Детям должны быть предоставлены все возможности, необходимые для развития Божественных талантов, заложенных в них. Родители должны чувствовать, что они слуги, избранные Господом для заботы о маленьких душах, рождённых в их семьях. Как садовник заботится о деревьях в саду хозяина, так и они должны окружить вниманием всё доброе, дремлющее пока в их крошечных сердцах, рассказывая истории о святых и мудрецах прошлого. Они должны следить, чтобы у их детей не развивался страх и чтобы они не боялись идти прямым путём. (1, с. 81–83)

 

 

Примеры почитания родителей и старших

Памятование и почитание родителей и Бога. Однажды Шива и Парвати шли по Небу и увидели человека, который рубил ветку, на которой сидел. Он вот-вот должен был упасть, и Парвати стала молиться Шиве, чтобы Он спас человека: «О, Господь, пожалуйста, спаси его, когда он будет падать на землю».

Но Шива ответил Парвати: «Ты первая увидела его. Ты поняла, что когда он упадет, он умрёт. Поэтому ты и должна спасти его».

Парвати ответила: «Дорогой Господь, когда человек падает на землю, он произносит или амма (мать) или аппа (отец). Если этот человек произнесет амма, тогда Я буду спасать его, но, если он скажет аппа, то Тебе следует спасти его». Ишвара согласился с этим предложением.

Когда ветка сломалась, Шива и Парвати приготовились спасать человека. Но когда человек падал, он не произнес ни амма, ни аппа; он сказал «аййо!» (увы!). Хотя и Шива, и Парвати хотели спасти человека, но он не позвал их.

Эта история учит нас тому, что нам всегда следует помнить о своих родителях. Человек, который не помнит о своих родителях даже во время трудностей, поистине является глупцом. Господь Ишвара и Мать Парвати – это вселенские родители. Если человек постоянно помнит о них, он никогда не будет страдать и сталкиваться с трудностями. К сожалению, сегодня люди не помнят о своих родителях. Вот почему они утратили защиту.

Божественность Рамы расцвела благодаря любящей заботе Каушальи.

Благодаря нежным чувствам отца и аскезе Ситы

Лава и Куша обрели доброе имя и славу.

Ганди стал великой душой благодаря любви своей матери Путлибай.

Шиваджи стал великим воином благодаря любящей заботе Джиджабай.

(стихотворение на телугу)

Прежде всего, человек должен помнить о своей матери. Ишварамма воплощала в себе Божественное материнство. Она является матерью Ишвары. Подобно этому Венкама означает Господь семи холмов. Так Ишварамма и Педда Венкаммараджу* вместе представляют Божественных родителей. Сегодня оба они обитают на Вайкунтхе. (29)

 

       \ Прежде всего, следует относиться с уважением к своим родителям. Почитая своих родителей, вы будете вправе ожидать уважения к себе и своей жене от ваших будущих детей. «Матру Дево бхава, питру Дево бхава, ачарья Дево бхава, атитхи Дево бхава» – вот предписания, завещанные нам нашей древней традицией. Прежде всего, нужно отдать дань уважения матери, отцу, учителю и гостю, и только затем вознести хвалу Господу. Вы можете спросить: «Почему Богу отведено последнее место? Почему на первом месте не Бог, а родители?» Бог одинаков для всех, и к Нему одному обращены наши просьбы и молитвы, но каждый отдельный человек должен признавать неоспоримый авторитет своих родителей. Бог – Творец всего мира, а родители – творцы своих детей.

       Господь Ишвара и Богиня Парвати – создатели этого мира. Я расскажу вам прекрасную легенду, в которой провозглашается первозначность для нас родителей над прочими людьми. Первый сын Ишвары и Парвати – это Ганапати, или Вигнешвара. Второй их сын – Субраманьешвара. Родители обратились к сыновьям: «Дети, мы решили устроить для вас состязание. Вы должны обойти кругом весь мир, и тот, кто вернется первым, получит особый приз». Как только Субраманья услыхал подобные слова, он тотчас же вскочил на свою вахану – павлина. Павлин – большая и сильная птица, способная к быстрому полету. Субраманьешвара – маленький мальчик, ему не составит труда облететь мир верхом на павлине. Вигнешвара, наоборот, был огромным и неуклюжим, а его вахана – крыса – совсем мала. Он был совсем не готов к такому путешествию. Поэтому Вигнешвара просто присел у ног своих родителей. Мать спросила его, почему он не отправляется в путь. Он отвечал ей на это: «Я сейчас пойду. Я скоро отправлюсь». Тем временем Субраманья, обогнув мир, уже возвращался назад. Ганапати еще издали приметил брата, быстро обежал вокруг своих родителей, уселся на прежнее место и заявил: «Я уже вернулся». Отец сказал ему: «Субраманья обошел кругом весь мир, а ты всего лишь обошел вокруг нас. Поэтому Я считаю, что Субраманьешвара несравненно более велик, чем ты». Вигнешвара ответил: «Обойти вокруг родителей – все равно, что обойти мир. Мои родители дали мне это тело, с помощью которого я могу увидеть весь мир. Поэтому мои родители – это весь мир для меня и, обойдя их кругом, я тем самым обошел мир». Бог был очень доволен такими словами и наградил сына еще одним именем – Ганеша, или Повелитель ганов, служителей Бога. Если дети радуют своих родителей, то одновременно они доставляют удовольствие и Богу. (16, с. 172–173)

 

Почитание Бога как отца Прахладой. Дорогие студенты! Вы не должны бояться никаких «проплывающих облаков». Они не должны беспокоить вас. Выполняйте свой долг. Оправдывайте надежды своих родителей. Ваши родители отправили вас сюда, возлагая на вас большие надежды. Если вы пойдете наперекор их желаниям, то сами можете представить себе, как плохо они себя будут чувствовать. Если вы причините боль своим родителям, это значит, что вы причините боль Свами. Разве вы не молитесь каждый день такими словами:

Твамева мата ча пита Твамева,

Твамева бандусча сакха Твамева,

Твамева видья дравинам Твамева (шлока на санскрите).

(Только Ты являешься моим отцом и матерью,

другом и родственником, мудростью и богатством).

       Нет никакой разницы между Богом и родителями. Поэтому делайте своих родителей счастливыми. Свами всегда счастлив. Твердо верьте в это. Только тогда вас можно будет называть настоящими студентами.

       Однажды Хираньякашипу позвал своего сына Прахладу и спросил его: «Дорогой сын! Я отдал тебя в руки гуру. Я попросил их обучить тебя хорошим вещам. Чему они научили тебя?» Тогда Прахлада ответил:

Отец! Учителя научили меня многому.

Я понял четыре главные цели жизни – дхарму (праведность),

       артху (богатство), каму (желание) и мокшу (освобождение).

Я изучил множество предметов;

На самом деле я понял саму суть образования (стихотворение на телугу).

       Хираньякашипу очень понравился ответ сына, и он сказал: «Сын! Пожалуйста, объясни мне, в чем заключается смысл образования». Тогда Прахлада ответил: «Дорогой отец! Всё, что мы видим и чувствуем в этом мире, является нереальным и непостоянным. Реальна и истинна только Божественность». Отец разгневался. Он схватил сына за шею и бросил его на землю. Он приказал своим офицерам бросить его в море и сказал: «Сын, который не подчиняется приказам своего отца, не достоин того, чтобы находиться в моем присутствии. Уведите его и немедленно бросьте в море». Демоны отвели Прахладу на вершину скалы и сбросили его в море. Даже тогда Прахлада продолжал повторять имя Бога: «Нараяна! Нараяна!» Тогда Господь Вишну появился из моря и спас Прахладу. Хираньякашипу охватил приступ гнева, когда он увидел, что Прахлада остался жив. Тогда он приказал бросить Прахладу в огонь. Но огонь тут же потух. Даже огонь не хотел поглощать его. В чем заключается смысл этого эпизода? Хорошие люди всегда будут сталкиваться с проблемами, которые создают им плохие люди. Но эти проблемы не побеспокоят хороших людей. Камни кидают только в дерево, на котором есть плоды. Подобно этому, на пути хороших людей всегда будут появляться препятствия. Тем не менее, человек должен с верой в Бога мужественно встречать подобные трудности.

       Дорогие студенты! Вы должны беспрекословно следовать указаниям своих родителей и Бога. Культивируйте хорошее поведение. Тогда всё для вас будет хорошим. Ничто не помешает вам. Никакие трудности не побеспокоят вас. Во время празднования Дасары совершаются богослужения в честь Богинь Дурги, Лакшми и Сарасвати только для того, чтобы научить вас применять на практике такие хорошие мысли. Не думайте, что Дурга – беспощадная Богиня. Она первая спешит прийти вам на помощь.

       Лакшми является воплощением богатства. Сарасвати – Богиня красноречия. Хорошие мысли, хорошие слова и хорошие дела являются таттвой (природой) этих трех Богинь. Тот, кто учит вас хорошему, поистине является воплощением Богини Сарасвати. Тот, кто учит плохому, поистине является демоном. Дурга уничтожает только таких демонов. Дурга, Лакшми и Сарасвати, на самом деле, не отличны от вас. Они находятся в вашем сердце. Они призывают вас жить как человек, ведь вы были челове


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.