Изучение внешнего строения моховидных растений — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Изучение внешнего строения моховидных растений

2022-11-24 131
Изучение внешнего строения моховидных растений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

L Лабораторная работа

Цель: познакомиться с внешним строением мхов, сравнить строение сфагнума и кукушкина льна.

Ход работы:

1. Изучите внешнее строение кукушкина льна:

§ Рассмотрите мужские и женские растения кукушкина льна. Найдите длинные прямые стебли, густо покрытые жёсткими удлинёнными мелкими листьями.

§ Рассмотрите оголённую нижнюю тёмно-коричневую часть стебля. Найдите ризоиды, собранные в пучки из тонких нитей.

§ Рассмотрите коробочку со спорами. Обратите внимание на её форму. Где располагается коробочка? Сколько коробочек находится на одном растении: одна или много? Подумайте, почему коробочки имеются не на всех растениях?

§ Результаты наблюдений занесите в таблицу на следующей странице.

2. Изучите внешнее строение сфагнума:

§ Рассмотрите ветвистый стебель сфагнума. Найдите отходящие в сторону ветви, свисающие вниз ветви и ветви, образующие на верхушке побега подобие головки.

§ Найдите и рассмотрите очень мелкие чешуйчатые листья, располагающиеся на ветвях.

§ Есть ли на стебле сфагнума ризоиды?

§ Рассмотрите коробочки со спорами. Где и как (группами или одиночно) они расположены?

§ Результаты наблюдений занесите в таблицу на следующей странице.

 

 

 


Сравнительная характеристика сфагнума и кукушкина льна

Признаки для сравнения Кукушкин лён Сфагнум
Цвет растения      
Наличие стебля, особенности строения (разветвлённый или нет)    
Наличие листьев, относительные размеры (крупные, мелкие, очень мелкие)    
Наличие ризоидов      
Наличие коробочки со спорами      
Расположение коробочек (группами или одиночно)      
Форма коробочки (сделайте рисунок)      

3. Ответьте на вопросы:

1) Какие усложнения имеются у мхов по сравнению с водорослями?

2) Почему там, где появляется сфагнум, почва заболачивается?

*3) Почему у сфагнума коробочки со спорами бывают на всех растениях, а у кукушкина льна только на некоторых?

**4) Объясните, почему мхи называют земноводными в мире растений.

………………………………………….……………………………………………………………........

………………………………………….……………………………………………………....................

………………………………………….……………………………………………………………........

………………………………………….……………………………………………………....................

………………………………………….……………………………………………………………........

………………………………………….……………………………………………………....................

………………………………………….……………………………………………………………........

………………………………………….……………………………………………………………........

………………………………………….……………………………………………………....................

………………………………………….……………………………………………………………........

………………………………………….……………………………………………………....................

………………………………………….……………………………………………………………........

………………………………………….……………………………………………………....................

………………………………………….……………………………………………………………........

………………………………………….……………………………………………………....................

………………………………………….……………………………………………………………........


Общие признаки папоротников, хвощей, плаунов

Обитают ……………………………………….……………………………………………………..........................................................................

Имеют органы: ………………………………………….………………………………………………………………………………….…........

Хорошо развиты ………………………………………….………………………………………………………………………………………..

Размножаются ……………………………………………………………………………………………………………………………………...

  ПАПОРОТНИКИ ХВОЩИ ПЛАУНЫ
Число видов      
Есть ли среди современных видов деревья?      
Листья: крупные, мелкие, узкие клиновидные, чешуевидные, рассеченные      
Особенности побегов: членистые, ползучие, с укороченным стеблем      
Место образования спор: спороносные колоски, спорангии на листьях      
Представители      
Значение      


Особенности размножения растений разных отделов

 

 

 


                                                                                                        Размножение папоротника

 

                                                                                                        Размножение голосеменных

                                                                                                       

Жизненный цикл одноклеточной водоросли

 

                                      Размножение покрытосеменных

 Жизненный цикл многоклеточной водоросли

 


Высшие семенные растения

Отдел _______________________  ……….. видов

………………………………………….……………………………………………………........................

………………………………………….……………………………………………………………............

………………………………………….…………………………………………………….......................

………………………………………….……………………………………………………........................

………………………………………….……………………………………………………………............

Размножаются …………………………………….…………………………………………………….

………………………………………….……………………………………………………........................

Преимущества семян по сравнению со спорами:

§ ………………………………………….……………………………………………………......................

§ ………………………………………….……………………………………………………......................

Многообразие голосеменных

Названия Особенности + признаки, по которым можно отличить от других растений
Ель  
Сосна  
Пихта  
Лиственница  
Можжевельник  
Кедр  
Кипарис  
Тисс  
Гинкго  

Значение голосеменных: ………………………………………….……………………………………………………....................

………………………………………….……………………………………………………………........

………………………………………….……………………………………………………………........

………………………………………….……………………………………………………....................

………………………………………….……………………………………………………………........

………………………………………….……………………………………………………....................


Информационно-поисковые и творческие задания

Викторина по теме «Высшие споровые растения» (на «5» – 11 вопросов, на «4» – 9)

1. Почему мхи считают тупиковой ветвью развития растительного мира?

2. К каким экологическим последствиям может привести осушение болот или нарушение мохового покрова тундры?

3. Какие растения называют конскими хвостами и почему?

4. Плауны на Руси еще называли плывунами. Объясните, как возникло такое название.

5. Какой из плаунов можно назвать путешественником и почему?

6. Что такое вайя? Почему ее иногда называют побегом, а не листом?

7. Вараби – национальное блюдо Японии. Какое отношение это блюдо имеет к высшим споровым растениям?

8. Анабена, азолла, рис. Какая связь существует между этими организмами?

9. Почему папоротник птичье гнездо получил такое название? Как его называют ученые?

10. Перечислите, где можно использовать споры плаунов.

11. Что такое «земляные шишки» и «песты»? Можно ли их использовать в пищу?

12. Почему садоводов не радует появление хвощей на своих участках?

13. Какие высшие споровые растения охраняются в Кировской области?

Творческие шестиклассники могут найти дополнительную интересную информацию о мхах, папоротниках, хвощах, плаунах и представить ее в любой необычной форме. Можно написать необычные биографии торфа и каменного угля или сделать рекламу «профессий» этих полезных ископаемых.

Викторина по теме «Голосеменные» (на «5» – 15 вопросов, на «4» – не менее 10)

1. Какое из голосеменных растений называют хлебным деревом? Почему?

2. Почему гинкго получил название «серебряный абрикос»?

3. С какой целью листья гинкго кладут в книги и кидают в пруды?

4. Почему в ботанических садах выращивают в основном мужские растения гинкго?

5. Почему вельвичию называют вельвичией, растением-проростком и растением-осьминогом?

6. Какое растение содержит эфедрин? Где используется это вещество?

7. В каких лесах – еловых или сосновых – больше бурелома? Почему?

8. Кто такая кедровка? Почему она получила такое название?

9. Название «кедровые орешки» содержит две биологические ошибки. Какие?

10. Как немцам, закупающим кедровое масло в России, удавалось значительно увеличить свой доход?

11. Что такое живица? Где она применяется?

12. Что такое янтарь? Где он применяется?

13. Что такое камфара? Где она применяется?

14. Что такое канифоль? Где она применяется?

15. Откуда произошло выражение «бальзам на рану»? Что оно означает?

16. Какое из хвойных деревьев называют железным и красным деревом, а также негниючкой?

17. Зачем в России натирали полы и стены в домах ветками и шишкоягодами можжевельника?

18. Почему секвойю называют «мамонтовым деревом»? А почему – секвойей?

19. Почему для выживания секвой необходимы периодические пожары?

20. В Кировском ботаническом саду была богатая коллекция хвойных деревьев, но уже к середине 20 века большая часть этой коллекции погибла, а лиственные деревья сохранились. Как это можно объяснить?

 


Задание для обязательной творческой работы:

1. Выберите цветковое растение, близкое лично вам по каким-то признакам. Объясните свой выбор.

2. ФИО растения (его систематическое положение).

3. Место рождения, место жительства, национальность.

4. Словесный портрет (внешний вид, особые приметы).

5. Возможные профессии (применение).

6. Сведения о ближайших родственниках.

 

Работа выполняется на аккуратных листах (в рукописном или печатном варианте) или в виде компьютерной презентации. Возможны и другие варианты оформления.

Приветствуются оригинальность и творческий подход!

 

Высшие семенные растения

Отдел _____________________________________    ……….. видов

………………………………………….……………………………………………………........................

………………………………………….……………………………………………………………............

………………………………………….…………………………………………………….......................

………………………………………….…………………………………………………….......................

………………………………………….…………………………………………………….......................

Размножаются ………………………………….…………………………………………………….

………………………………………….……………………………………………………........................

Значение покрытосеменных:

………………………………………….…………………………………………………….....................

………………………………………….…………………………………………………………….........

………………………………………….…………………………………………………………….........

………………………………………….…………………………………………………….....................

………………………………………….…………………………………………………………….........

………………………………………….…………………………………………………….....................

………………………………………….…………………………………………………………….........

Отдел покрытосеменнные

Классы

___________________                                 ____________________

Признаки

  число семядолей в зародыше семени  
  корневая система  
  листья: простые или сложные  
  жилкование листьев  
  число частей цветка  
  преобладающие жизненные формы  
  примеры растений  

Семейства цветковых растений

семейство, число видов, жизненные формы тип соцветия, формула цветка тип плода примеры растений

КЛАСС ДВУДОЛЬНЫЕ

       
       
       
       
       

КЛАСС ОДНОДОЛЬНЫЕ

       
       
       

Развитие растительного мира

Эволюция –  ……………………………………………………………………………………………....

Палеонтология – …………………………………………………………………………………………

Палеоботаника – ………………………………………………………………………………………...

Время Эволюционные события Организмы
Наше время Господство ……………………………. разнообразие жизненных форм и приспособлений к опылению  
140-125 млн. Появление ……………………………. Покрытосеменные
240-250 млн. Появление ………………… растений  
350 млн. Господство споровых растений Разделение тела на корень и побег  
450 млн. Выход растений на сушу  
600 млн. Многоклеточность  
1,3 млрд. Первые растения  
  Появление хлорофилла àфотосинтез  
3,5 млрд. Первые живые организмы на Земле  

Эволюция растений объясняется ………………………………………………………………………….

ЭР шла в направлении увеличения приспособленности к ………………………………………………

Реликтовые растения – ……….……………………………………………………............................

………………………………………….…………………………………………………….........................

………………………………………….…………………………………………………….........................

Происхождение культурных растений

Культурными называют растения, которые ………………………………………….……………….

……………………………………….…………………………………………………….............................

Искусственно выведенные формы растений называются ………………………………………………

Наука о создании новых сортов растений и пород животных называется …………………………….

Многообразие культурных растений – результат ………………………………………………………..

Центр происхождения культурного растения – это ……………………………………………………..

Центры происхождения изучал русский ученый ………………………………………………………...

Домашнее задание:

– выберите любимое вами культурное растение: ………………………………………………………..

– узнайте (с. 150), из какого центра оно родом: ………………………………………………………….

– запишите названия 3-5 сортов этого растения: ………………………………………………………...

……………………………………….…………………………………………………….............................

Дары Нового и Старого света

Название Родина растения Чем интересно и полезно
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Природные сообщества

Природное сообщество (биогеоценоз) – ………………………………………………………......

……………………………………….…………………………………………………….............................

……………………………………….…………………………………………………….............................

Природное сообщество (биогеоценоз) является также ………………………………………………….

Примеры природных сообществ: ………………………………………………………………….

Структура природного сообщества:

             
   
     
Абиотическая среда:


Для любого сообщества обязательны ……………………………………….……………………

……………………………………….…………………………………………………….............................

! Это главный признак биогеоценоза и обязательное условие его существования.

Биотоп – это ………………………………………………………………………………………………

……………………………………….…………………………………………………….............................

Жизнь организмов в сообществе

q Главный вопрос урока: почему в природном сообществе на одной территории может обитать множество различных организмов?

………………………………………….…………………………………………………….........................

………………………………………….…………………………………………………….........................

………………………………………….…………………………………………………….........................

………………………………………….…………………………………………………….........................

………………………………………….…………………………………………………….........................

………………………………………….…………………………………………………….........................

………………………………………….…………………………………………………….........................

………………………………………….…………………………………………………….........................

………………………………………….…………………………………………………….........................

………………………………………….…………………………………………………….........................

& Творческое задание

Напишите сочинение-миниатюру от имени любого растения на одну из следующих тем: «Я и другие организмы», «Другие организмы в моей судьбе», «Мои друзья, враги, соседи».

Смена природных сообществ

Внешние причины – естественные:

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

Внешние причины – искусственные (под влиянием человека):

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

Внутренняя причина:

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

Примеры конечных (коренных) устойчивых сообществ:   Примеры временных (промежуточных) неустойчивых сообществ6

Сукцессия – ………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.101 с.