Определите свои цели на                    учебный год — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Определите свои цели на                    учебный год

2022-11-24 41
Определите свои цели на                    учебный год 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тетрадь

Для работ по биологии

учени …….. 6 …… класса

………………………………………………………………………………………………………………

 

Уважаемые шестиклассники!

В этом году вы продолжите изучение биологии – удивительной науки о живых существах. Как и в прошлом году, мы будем знакомиться с обитателями нашей планеты, но в центре нашего внимания будут растения. В этом году мы с вами – самые настоящие ботаники!

Тетрадь, которую вы держите в руках, разработана специально для шестиклассников нашей гимназии. Эта тетрадь обязательно должна быть у вас на каждом уроке биологии.

В тетради вы найдете вопросы и задания, схемы и таблицы, инструкции для наблюдений и опытов – всё то, что поможет сэкономить время и успешно усвоить курс биологии шестого класса. В этом году нам будет непросто, потому что на каждом уроке нас ждет большой объем нового и довольно сложного материала. Чтобы успешно усвоить его, нужно быть очень внимательным вдумчивым, старательным и ответственным при выполнении любых заданий в классе и дома.

Если вы хотите, чтобы тетрадь стала для вас хорошим помощником при подготовке к проверочным работам, старайтесь записывать всё необходимое четко и аккуратно.

Если вы пропустили один или несколько уроков, необходимо самостоятельно проработать материал по учебнику и обязательно сделать все записи в тетради. В случае затруднений обращайтесь за помощью к учителю или к одноклассникам.

После окончания учебного года тетрадь нужно будет обязательно сохранить, так как в ней есть материал, который пригодится вам при изучении биологии в следующих классах, при подготовке к биологическим олимпиадам и даже к экзаменам по биологии в 9 и 11 классах.

При выполнении лабораторных и практических работ необходимо очень внимательно изучить инструкцию, осмыслить вопросы и задания, продумать последовательность действий. Обязательно соблюдайте правила техники безопасности и правила поведения в кабинете биологии!

В течение года вам будут предлагаться различные информационно-поисковые и творческие задания. В тетради они отмечены изображением совы.

Подобные задания и другая интересная полезная информация будет размещаться в нашей группе «Шестиклассники-46: изучаем биологию вместе» в социальной сети «ВКонтакте». Приглашаем в группу тех, кто пока не с нами.

Пусть радостным и увлекательным будет ваше путешествие в мир биологии!

И пусть вам будет интересно!

· Я думаю, что биология – это самый …………….……………………………………..… предмет, потому что ………………………………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

· Изучая биологию в 6 классе, я хочу …………………………………………………………………...

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

Определите свои цели на                    учебный год

  I четверть II четверть III четверть IV четверть год
Планирую          
Имею          

Наука биология изучает ………………………………………………………..

Живые организмы

_______________________             _______________________

 

              __________________           __________________

     
 


                               ____________________________     ______________

Царство растения

§ Наука о растениях называется ………………………………………………………..

§ Эта наука изучает ……………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

 


____________________ ____                              ____________________ ____

! Вспомните, чем растения отличаются от других живых организмов.

Отличительные особенности растений:

q ……………………………….……………………………………………………………………………

…………………………………….………………………………………………………………………….

q ……………………………….……………………………………………………………………………

q ……………………………….……………………………………………………………………………

! Вспомните, какие группы, различающиеся по строению, выделяют в царстве растений.

     


____________________    ___________________

—……………………………

                   ____________________      _____________________

                        — ……………………………    ……………………………….

                        — ……………………………    ………………………………..

§ Орган – это ……………………………………………………………………………

…………………………………….………………………………………………………………………….

Органы растений

   ____________________ _____      ____________________ _____

…………………………………….……………        …………………………………….……………

Тело низших растений –…………………………………… НЕ разделено на органы.

Культурные

Пищевые

Хлебные злаки     Зерновые и крупяные     Бобовые     Овощные     Бахчевые     Плодово-ягодные     Кормовые (для животных)

 

Технические

Масличные     Сахароносные     Крахмалоносные     Волокнистые     Декоративные       ?     ?    

Жизненные формы растений

§ Жизненная форма – это ….…………………………………….………………………………......

…………………………………….………………………………………………………………………….

Названия ЖФ Продолжительность жизни, особенности строения Примеры растений с такой ЖФ
Деревья    
     
     
     

Травы

Однолетние: живут 1 год (от семени – до семени)  
Двулетние: в первый год образуют только на второй год –  
Многолетние: подземные органы живут много лет, травянистые зеленые побеги …………………. ……………………………………………………  

Вопросы для размышления:

1. Почему в тундре и степи не встречаются деревья?

2. В чем главное отличие кустарника от дерева?

3.  Почему кустарники могут жить дольше деревьев?

4.  В чем главное отличие кустарничка от кустарника?

5.  Чем полукустарники отличаются от кустарничков?

6. Чем полукустарники похожи на многолетние травы?

7.  Почему мы обычно не видим плоды капусты, моркови, петрушки?

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

Клеточное строение растений

q Структурная единица организма растения – …………………………………………………………

Оболочка:

Снаружи – …………………………………….…………………………………………………………….

Под ней–…………………………………….……………………………………………………………

Свойство оболочки: ……………………………………………………………………………

Цитоплазма: …………………………………….……………………………………………………..

…………………………………….………………………………………………………………………….

Ядро: …………………………………….………………………………………………………………..

…………………………………….………………………………………………………………………….

В цитоплазме растительной клетки имеются:

……………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….…………………………………………………………………………. Процессы жизнедеятельности клетки:

q ……………………………….……………………………………………………………………………

q ……………………………….……………………………………………………………………………

q ……………………………….……………………………………………………………………………

q ……………………………….……………………………………………………………………………

q ……………………………….……………………………………………………………………………

q ……………………………….……………………………………………………………………………

Клетка – живая система (биосистема), потому что …………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….


Ткани растений

§ Ткань –это ……….…………..…………………………………………………………..................

…………………………………….………………………………………………………………………….

Ткани растений

Ткани Строение Функции Где находятся
       
Основная: фотосинтезирующая      
Основная: запасающая      
       
       
       

Подумайте! Проблемные вопросы и задачи по теме «Ткани»

1. Чем различаются покровные ткани стебля и листа? Чем можно объяснить эти различия?

2. Какие растения – водные или наземные – имеют более развитую механическую ткань? Дайте обоснованный ответ.

3. Какие пластиды можно обнаружить только в клетках фотосинтезирующей ткани, а каких будет много в запасающей?

4. Известно, что среди папоротников встречаются деревья высотой до 25 метров, а размеры самых крупных мхов не превышают 15-20 см. Предположите, какие ткани лучше развиты у папоротников по сравнению с мхами.

5. Назовите ткани растений, образованные мертвыми клетками. Чем можно объяснить такие особенности строения?

6. Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов? Ответ необходимо пояснить.

7. Возможно ли существование растений, у которых нет тканей, а все клетки имеют одинаковое строение? Ответ поясните.


Органы растений

§ Орган – это часть организма, выполняющая в нем определенную функцию и имеющая особое строение.

Органы цветкового растения

вегетативные (обеспечивают жизнедеятельность)               генеративные (связаны с размножением)

корень                 побег                                                    цветок   плод семя

              стебель + листья + почки                                           

Условия прорастания семян

Прорастание семян – это ……………………………………………………………………………...

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

Всхожесть – это …………………………………………………………………………….....................

Для прорастания семян необходимы:

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

Задания по теме «Прорастание семян и развитие растений»

1. Посеяв в почву семена редиса, огородник Лопухин так и не смог дождаться всходов. Предложите как можно больше причин, объясняющих это явление.

2. Выясните, какие приемы ускоряют прорастание семян, и подготовьте рекомендации для садоводов и огородников.

Функции корня

……………………………………………………………………………………………………................

……………………………………………………………………………………………………................

              ………………………………………………………………………………………………

Корни ………………………………………………………………………………………………

                   ………………………………………………………………………………………………

Корневая система – это ………………………………………………………………………………

_______________________________                            _______________________________

Хорошо развит ………………………..                         Образована ………………………………

………………………………………….                         и ………………………………… корнями

· Для двудольных растений характерна ………………………………………. корневая система.

· Для однодольных растений характерна …………………………………...… корневая система.

Зоны (участки) корня

Зоны корня Строение Функции
Корневой ………………. Клетки расположены …………… ……………………………………. ……………………………………
Зона …………………. Образовательная ткань, клетки постоянно ……………………….

……………………………………

Зона роста Клетки вытягиваются в длину
Зона …………………… Клетки имеют выросты – ……………………………………... ……………………………………
Зона …………………… Образована сосудами (проводящая ткань) Транспорт ………………………… ……………………………………..

 

Корни растут …………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………..................

Корни обладают геотропизмом – ………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………..................

Строение корня проростка

L Лабораторная работа

Выполните работу по инструкции на с. 42 учебника. Результаты наблюдений запишите в тетради.

 

Изучали корни проростка ………………………………. (название растения)

Длина главного корня – …………. Толщина – …………. Окраска – …………………………………..

Тип корневой системы ……………………………………………………………………………………..

Длина зоны корневого чехлика – …………………………………………………………………………

Длина зоны с корневыми волосками – …………………………………………………………………...

Рисунок корня проростка    

Видоизменения корней

Видоизменения корней Дополнительные функции Примеры растений
Корнеплоды – утолщения главного корня      
Корневые шишки (корнеклубни) – утолщения боковых и придаточных корней    
Корни-прицепки    
    Бромелии, орхидеи
  Дополнительная опора  
     

Побег и почки

Побег –это ……….…………………………………………………………………………................

Побег развивается из………….……………………………………………………………………..

 


Верхушечные почки обеспечивают ……………………………………………………………………....

Боковые почки обеспечивают ……………………………………………………………………………..

Почки, которые находятся в состоянии покоя много лет, называются ………………………………..

? Зачем садоводы иногда прищипывают у растений верхушечные почки или обрезают верхушки побегов?

………………………………………………………………………………………………………………..

Пасынкование – это …………………………………………………………………………………….

При пасынковании улучшается …………………………………………………………………………..

 

Строение почек

L Лабораторная работа

Цель: изучить строение почек; сравнить вегетативные и генеративные почки; доказать, что почка – зачаточный побег.

Ход работы:

§ Рассмотрите предложенные побеги. Найдите боковые и верхушечные почки.

§ Рассмотрите строение вегетативной (листовой) почки с помощью лупы. Найдите почечные чешуи, которые находятся снаружи. Под ними рассмотрите зачаточный стебель с расположенными на нём зачаточными листьями. Между зачаточными листьями можно обнаружить очень мелкие зачаточные почки.

§ Зарисуйте строение вегетативной почки, подпишите названия рассмотренных частей.

§ Изучите по рисунку и натуральному объекту строение генеративной (цветочной) почки. Обратите внимание на зачаточные цветки. Сравните генеративную почку с вегетативной.

Строение вегетативной почки ………………………………………………… ………………………………………………… ………………………………………………… …………………………………………………

§ Ответьте на вопросы:

1. Чем строение генеративной почки отличается от вегетативной?

2. Почему одни почки назвали вегетативными, а другие – генеративными?

3. Почему почку называют зачаточным побегом?

1. Генеративные почки, в отличие от вегетативных, имеют ……………………………………...

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

…………………………………….………………………………………………………………………….

Строение и значение листа

Лист – …………………………………………………………………………………………………….

Функции листа:

· ……………………………………………………………………………………………………........

· ……………………………………………………………………………………………………........

· ……………………………………………………………………………………………………........

· ……………………………………………………………………………………………………........

Строение листа:

  1. ……………………………………………………………….. 2. ……………………………………………………………….. 3. ……………………………………………………………….. 4. ……………………………………………………………….. 5. ………………………………………………………………..

Листья без черешка называют………………………………………………………………………

Прилистники – это ………………………………………………………………………..

Листья
(по количеству листовых пластинок на черешке)

___________________________                            ___________________________

 

 

ü…….…………………………………                                   ü…….…………………………………

ü…….…………………………………                                   ü….……………………………………

ü…….…………………………………                                   ü….……………………………………

Жилкование листьев

 


…………………………..          …………………………..               …………………………..

 

 

Клеточное строение листа

Части листа Какими тканями образованы Особенности строения Функции
Кожица      
Мякоть      
Жилки      

Видоизменения листьев

Растения Видоизменения листьев Значение видоизменений
Кактус   Уменьшение испарения, защита
Барбарис, верблюжья колючка    
Горох, чина, тыква    
Алоэ, молодило, очиток    
Росянка, пузырчатка, непентес    

Листья комнатных растений

Ò Домашняя лабораторная работа

Изучите листья 5-6 комнатных растений и данные занесите в таблицу:

Названия растений Простой или сложный Есть или нет черешок Есть или нет прилистники Жилкование
           
         
         
         
         
         

Строение и значение стебля

Стебель – …………………………………………………………………………………………………

Функции стебля:

· ……………………………………………………………………………………………………......

· …………………………………………………………………………………………………….......

· …………………………………………………………………………………………………….......

· …………………………………………………………………………………………………….......

Стебли

(по степени вытянутости междоузлий)

 

………………………………                                          ………………………………

 

Стебли (по направлению роста):

……………………………………………………………………………………………………..................

……………………………………………………………………………………………………..................

……………………………………………………………………………………………………..................

……………………………………………………………………………………………………..................

……………………………………………………………………………………………………..................

Внутреннее строение стебля

…………… …………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………

……………

………………………………………………………………………………………

…………………… …………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………

……………………

………………………………………………………………………………………

…………………… …………………………………………………………………………………………..

Годичное кольцо – это ……………………………………………

…………………………………….……………………………………

………………………………………………………………………….

Стебель растет в длину за счет ……...………………………………………………………………………………………………………...

Стебель растет в толщину за счет

……...………………………………………………………………………………………………………..

Видоизменения побегов

L Лабораторная работа

§ Изучите текст учебника на с. 57-58, рассмотрите рисунки.

§ Рассмотрите видоизмененные побеги – корневище, клубень, луковицу.

  Корневище Клубень Луковица
Стеблевая часть      
Листовая часть      
Почки      
В какой части побега откладываются в запас питательные вещества?      
Растения, имеющие такие видоизменения      

§ Обозначьте на каждом из рисунков:

  1. Стеблевую часть видоизмененного побега
  2. Листовую часть
  3. Почки
  4. Придаточные корни (если есть)

 


§ Какой вывод о корневище можно сделать на основе следующей информации?

Корневище внешне похоже на корень, но не имеет корневого чехлика и корневых волосков. Зато на нём имеются узлы, почки и плёнчатые чешуйки – видоизменённые листья, от корневища отрастают придаточные корни.

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

§ Почему корневище, клубень, луковицу называют видоизмененными побегами?

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..

§ Какие функции выполняют изученные вами видоизмененные побеги?

………………………………………………………………………………………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………..


Строение и значение цветка

Цветок – …………………………………………………………………………………………………...

……………………………………………………………………………………………………………….

Цветок развивается из ……………………………………………………………………………………..

Стеблевые части цветка: …………………………………………………………………………………..

Видоизмененные листья в цветке: ……………………………………………………………………….

Околоцветник

…….………………………………….                                      …….……………………………………

…….………………………………….                                      …….……………………………………

…….………………………………….                                 …….……………………………………

…….………………………………….                                      …….……………………………………

Голые цветки ……………………………………………………………………………………………….

Главные части цветка: …………………………………………………………………………………..

Мужская часть цветка ……………………………………………………………………………………

Женская часть цветка ……………………………………………………………………………………

В завязи пестика находятся …………………………………………........................ (один или много).

От их числа зависит......................................................................................................................................

Цветки

…….………………………………….                                      …….……………………………………

…….………………………………….                                      …….……………………………………

…….………………………………….                                      …….……………………………………

Растения

…….………………………………….                                      …….……………………………………

…….………………………………….                                      …….……………………………………

…….………………………………….                                      …….……………………………………

…….………………………………….                                      …….……………………………………

…….………………………………….                                      …….……………………………………

Опыление – это ………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………………..

                                                                                          Переносчики пыльцы:

                                                                       …….…………………………………

                                                                       …….…………………………………

                                                                       …….…………………………………

                                                                       …….…………………………………

                                                                       …….…………………………………


Соцветия

Соцветие – ………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………….

Простые соцветия:              Сложные соцветия:

…………………………………                                                …………………………………

…………………………………                                                …………………………………

…………………………………                                                …………………………………

…………………………………                                                …………………………………

Соцветия с утолщенной осью:

……………………….      ……………………….      ……………………….

Биологическое значение соцветий:

……………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………………….

Плоды

Плоды: ……………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………..

Плоды

…….………………………………….                                      …….…………………………………


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.217 с.