Выявление умственной работоспособности учащихся 9 класса по методике Э. Крепелина — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Выявление умственной работоспособности учащихся 9 класса по методике Э. Крепелина

2022-10-11 42
Выявление умственной работоспособности учащихся 9 класса по методике Э. Крепелина 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С целью выявления показателей работоспособности и утомляемости исследование проводилось 3 раза.

В ходе исследования были получены следующие данные: был рассчитан среднегрупповой коэффициент работоспособности на основании анализа данных анкет.(приложение 3)

Также представлена диаграмма изменения степени работоспособности у учащихся 10 класса(приложение 4)

Определение избирательности и концентрации внимания по методике Г. Мюнстерберга

В ходе исследования устойчивости и концентрации внимания учащихся 9 класса были получены следующие данные(приложение 5)

И диаграмма изменения уровня внимательности в 10 классе(приложение 6)

Рекомендации по снижению уровня утомляемости у учащихся

На основе полученных данных мы предлагаем ввести описанные ниже меры для профилактики утомляемости в учебном процессе.

Меры профилактики утомляемости в учебном процессе

В качестве мер, восстанавливающих работоспособность школьника, на уроках необходимо регулярно использовать:

  • физкультминутки,
  • зарядку для глаз,
  • смену вида деятельности в учебном процессе

При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности обучающихся:
3—5 минут — врабатывание;
5—10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
2—3 минуты — период перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
5—10 минут — период средней работоспособности;
оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.

Эффективным способом предупреждения утомления является умение учащихся правильно организовать свой учебный труд в течение дня, предоставить организму полноценный отдых. С этой целью было проведено анкетирование учащихся 9 класса.

По результатам анкетирования (приложение 7) больше половины учащихся (%) ложатся спать после 23.00. Причину этого учащиеся объясняют общением с друзьями и (или) с родителями, выполнением домашних заданий, подготовкой презентаций, докладов и др. Около x  части учащихся играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, по телефону. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, накопленное утомление сказывается не только на здоровье, но и на результатах обучения. Учащиеся, которые постоянно недосыпают, часто испытывают сонливость, особенно на первых учебных занятиях, плохо воспринимают учебный материал.

Помимо мер снижения утомляемости во время учебного процесса рекомендуются также следующие меры:

  • соблюдать режим сна и отдыха. Школьник должен спать не менее 9—10,5 часов.
  • сбалансировано и регулярно питаться. Школьник должен питаться не менее 4-х раз в день и обязательно получать горячее питание в школе. Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным (каши, творог), составляя четверть от суточной потребности ребенка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не нужно во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак, который ребенок получает в школе, должен составлять 10—15% суточной калорийности. Обед (соответственно, 40%) проходит в 13—14 часов. Ужин (20 —25%) — не позднее 19.30, должен быть легче завтрака.

Учет физиологических закономерностей изменения функционального состояния организма и работоспособности позволяет обеспечить благоприятные условия обучения, сохранить высокую и устойчивую работоспособность, т.е. обеспечить рациональную организацию учебного процесса, не создающую условий для нарушения здоровья детей.

 

 

Заключение.

Основной объективный признак утомления - снижение работоспособности. В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводят к переутомлению и перегрузке учащихся.

2. Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма является период адаптации к учебным нагрузкам- это начало учебного года, четверти; окончание четверти, учебного года и недели.

3. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения.

С целью поддержания здорового образа жизни и предупреждения переутомления необходимо учителям не отменять короткие перерывы на уроках, а учащимся соблюдать правильный режим дня с учетом их возрастных особенностей. Предлагаю использовать данный материал на родительских собраниях.

 

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

1 2 3
среднегрупповой коэффициент работоспособности      

 

Приложение 4

Приложение 5

1 2 3
Среднегрупповой показатель успешности внимания      

Приложение 6

Приложение 7

 

1

Выполняете ли вы утром физическую зарядку?

всегда иногда никогда
     

2

Завтракаете ли вы утром?

всегда иногда никогда
     

3

В какое время вы обычно учите уроки?

сразу, как прихожу из школы после отдыха после обеда
30% 60% 10%

4

Сколько времени вы затрачиваете на приготовление домашних заданий?

до 1 часа 1 - 2 часа 3 и более часа
40% 50% 10%

5

Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?

Постоянно Иногда Никогда
10% 60% 30%

6

Вы ложитесь спать

в 21-22.00 в 22-23.00 после 23.00.
10% 10% 70%

7

Как часто вы просыпаетесь не выспавшись?

всегда иногда никогда
70% 30% 0%

8

Сколько часов в день вы смотрите телевизор или сидите за компьютером?

1-2 часа 3-4 часа Все свободное время
20% 20% 60%

 

Список литературы.

 

1. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006

2. Практикум по возрастной психологии  Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вызов. – СПб.: Питер, 2006.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. – М.,2003.

5. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991

6. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. – М.: Аркти, 2008.

7. Каптерев П.Ф. Детская педагогическая психология. М: Воронеж, 1999г.

 

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.