Теоретические основы изучения влияния утомления организма на степень концентрации внимания подростков — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Теоретические основы изучения влияния утомления организма на степень концентрации внимания подростков

2022-10-11 73
Теоретические основы изучения влияния утомления организма на степень концентрации внимания подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Содержание

1. Введение

2. Теоретические основы изучения влияния утомления организма на степень концентрации внимания подростков……………………………………………...

2.1. Сущность утомления и его виды………………………………………………….

2.2. Функции и виды внимания………………………………………………………...

2.3. Особенности внимания подростков.............................................................

2.4. Методика исследования умственной работоспособности Э. Крепелина……………………………………………………………………

2.5. Методика определения избирательности и концентрации внимания Г. Мюнстерберга………………………………………………………………

3. Экспериментальные исследования влияния утомляемости учащихся 10-го класса на изменение показателей внимания……………………………

3.1. Выявление умственной работоспособности учащихся 9 класса по методике Э. Крепелина……………………………………………………………………

3.2. Определение избирательности и концентрации внимания по методике Г. Мюнстерберга…………………………………………………………….

3.3. Рекомендации по снижению уровня утомляемости у учащихся……………………………………………………………………..

4. Заключение…………………………………………………………………..

5. Список источников и литературы…………………………………………………………………...

 

 

Актуальность:

Посмотрев на своих одноклассников я увидела что многие утомляются в процессе обучения. В своем проекте я хочу разобраться почему это происходит и как это решить.

Цель: выяснить особенности различных факторов и их влияние на здоровье учащихся, а также выработать меры по увеличению работоспособности и снижению утомляемости школьников.

Задачи:

  • изучение особенности понятий «утомляемость» и «внимание» в подростковом возрасте в психологической теории;
  • проведение экспериментальных исследований влияния утомляемости учащихся 10-го класса на изменение показателей внимания;
  • выработка мер по снижению утомляемости и повышению работоспособности обучающихся.

 

Введение

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществить обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Внедрение и использование последних сопровождается некоторыми негативными тенденциями, одна из которых - ухудшение здоровья учащихся. Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводят к переутомлению и перегрузке учащихся. Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости является умственное переутомление школьников. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает. Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма является период адаптации к учебным нагрузкам-это начало учебного года, четверти; окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, cначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения.

Поэтому я заинтересовалась вопросом исследования работоспособности и утомляемости школьников, так как именно в этот период происходит закладка всех основных жизненных функций, которые в дальнейшем будут влиять на человека в течение всей его жизни.

Среди учащихся 10-го класса были проведены психологические измерения с целью выявления устойчивости и концентрации, переключения, избирательности внимания, а так же степени утомляемости по следующим методикам:

1) Методика выявления умственной работоспособности Э. Крепелина

2) Методика определения избирательности и концентрации внимания Г. Мюнстерберга

Данное исследование имеет большое практическое значение, так как показатель работоспособности и утомляемости напрямую влияет на здоровье школьников. В данной работе приведен расчет показателя работоспособности для группы, но может использоваться и для индивидуального исследования, а также для сравнения индивидуального показателя со среднегрупповым. Мы планируем в дальнейшем продолжить исследование работоспособности и утомляемости школьников и других возрастных групп с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Теоретические основы изучения влияния утомления организма на степень концентрации внимания подростков

Функции и виды внимания.

Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной бдительности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное вниманиедано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторов новизны.

Социально обусловленное вниманиескладывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное вниманиене управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное вниманиерегулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное вниманиене связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальноевнимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Рекомендации по снижению уровня утомляемости у учащихся

На основе полученных данных мы предлагаем ввести описанные ниже меры для профилактики утомляемости в учебном процессе.

Меры профилактики утомляемости в учебном процессе

В качестве мер, восстанавливающих работоспособность школьника, на уроках необходимо регулярно использовать:

  • физкультминутки,
  • зарядку для глаз,
  • смену вида деятельности в учебном процессе

При организации урока необходимо учитывать динамику работоспособности обучающихся:
3—5 минут — врабатывание;
5—10 минут — оптимум, период самой высокой работоспособности;
2—3 минуты — период перестройки: организму необходимо отрегулировать нагрузку, отдохнуть (продолжение интенсивной работы приводит к резкому снижению работоспособности, переутомлению организма);
5—10 минут — период средней работоспособности;
оставшаяся часть времени урока — период непродуктивной работы.

Эффективным способом предупреждения утомления является умение учащихся правильно организовать свой учебный труд в течение дня, предоставить организму полноценный отдых. С этой целью было проведено анкетирование учащихся 9 класса.

По результатам анкетирования (приложение 7) больше половины учащихся (%) ложатся спать после 23.00. Причину этого учащиеся объясняют общением с друзьями и (или) с родителями, выполнением домашних заданий, подготовкой презентаций, докладов и др. Около x  части учащихся играют в компьютерные игры, общаются в социальных сетях, по телефону. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, накопленное утомление сказывается не только на здоровье, но и на результатах обучения. Учащиеся, которые постоянно недосыпают, часто испытывают сонливость, особенно на первых учебных занятиях, плохо воспринимают учебный материал.

Помимо мер снижения утомляемости во время учебного процесса рекомендуются также следующие меры:

  • соблюдать режим сна и отдыха. Школьник должен спать не менее 9—10,5 часов.
  • сбалансировано и регулярно питаться. Школьник должен питаться не менее 4-х раз в день и обязательно получать горячее питание в школе. Завтрак обязательно должен быть горячим и довольно плотным (каши, творог), составляя четверть от суточной потребности ребенка. Прием пищи должен проходить в тихой, спокойной и доброжелательной обстановке. Не нужно во время еды читать книги и разговаривать. Второй завтрак, который ребенок получает в школе, должен составлять 10—15% суточной калорийности. Обед (соответственно, 40%) проходит в 13—14 часов. Ужин (20 —25%) — не позднее 19.30, должен быть легче завтрака.

Учет физиологических закономерностей изменения функционального состояния организма и работоспособности позволяет обеспечить благоприятные условия обучения, сохранить высокую и устойчивую работоспособность, т.е. обеспечить рациональную организацию учебного процесса, не создающую условий для нарушения здоровья детей.

 

 

Заключение.

Основной объективный признак утомления - снижение работоспособности. В результате проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводят к переутомлению и перегрузке учащихся.

2. Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма является период адаптации к учебным нагрузкам- это начало учебного года, четверти; окончание четверти, учебного года и недели.

3. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения.

С целью поддержания здорового образа жизни и предупреждения переутомления необходимо учителям не отменять короткие перерывы на уроках, а учащимся соблюдать правильный режим дня с учетом их возрастных особенностей. Предлагаю использовать данный материал на родительских собраниях.

 

 

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

1 2 3
среднегрупповой коэффициент работоспособности      

 

Приложение 4

Приложение 5

1 2 3
Среднегрупповой показатель успешности внимания      

Приложение 6

Приложение 7

 

1

Выполняете ли вы утром физическую зарядку?

всегда иногда никогда
     

2

Завтракаете ли вы утром?

всегда иногда никогда
     

3

В какое время вы обычно учите уроки?

сразу, как прихожу из школы после отдыха после обеда
30% 60% 10%

4

Сколько времени вы затрачиваете на приготовление домашних заданий?

до 1 часа 1 - 2 часа 3 и более часа
40% 50% 10%

5

Делаете ли вы перерывы при выполнении домашнего задания?

Постоянно Иногда Никогда
10% 60% 30%

6

Вы ложитесь спать

в 21-22.00 в 22-23.00 после 23.00.
10% 10% 70%

7

Как часто вы просыпаетесь не выспавшись?

всегда иногда никогда
70% 30% 0%

8

Сколько часов в день вы смотрите телевизор или сидите за компьютером?

1-2 часа 3-4 часа Все свободное время
20% 20% 60%

 

Список литературы.

 

1. Волкова Т. Н. Развитие памяти и внимания. - М., 2006

2. Практикум по возрастной психологии  Под редакцией Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2001.

3. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вызов. – СПб.: Питер, 2006.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для вузов. – М.,2003.

5. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991

6. Завьялова Т.Л., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения. – М.: Аркти, 2008.

7. Каптерев П.Ф. Детская педагогическая психология. М: Воронеж, 1999г.

 

 

Содержание

1. Введение

2. Теоретические основы изучения влияния утомления организма на степень концентрации внимания подростков……………………………………………...

2.1. Сущность утомления и его виды………………………………………………….

2.2. Функции и виды внимания………………………………………………………...

2.3. Особенности внимания подростков.............................................................

2.4. Методика исследования умственной работоспособности Э. Крепелина……………………………………………………………………

2.5. Методика определения избирательности и концентрации внимания Г. Мюнстерберга………………………………………………………………

3. Экспериментальные исследования влияния утомляемости учащихся 10-го класса на изменение показателей внимания……………………………

3.1. Выявление умственной работоспособности учащихся 9 класса по методике Э. Крепелина……………………………………………………………………

3.2. Определение избирательности и концентрации внимания по методике Г. Мюнстерберга…………………………………………………………….

3.3. Рекомендации по снижению уровня утомляемости у учащихся……………………………………………………………………..

4. Заключение…………………………………………………………………..

5. Список источников и литературы…………………………………………………………………...

 

 

Актуальность:

Посмотрев на своих одноклассников я увидела что многие утомляются в процессе обучения. В своем проекте я хочу разобраться почему это происходит и как это решить.

Цель: выяснить особенности различных факторов и их влияние на здоровье учащихся, а также выработать меры по увеличению работоспособности и снижению утомляемости школьников.

Задачи:

  • изучение особенности понятий «утомляемость» и «внимание» в подростковом возрасте в психологической теории;
  • проведение экспериментальных исследований влияния утомляемости учащихся 10-го класса на изменение показателей внимания;
  • выработка мер по снижению утомляемости и повышению работоспособности обучающихся.

 

Введение

Современная школа насыщена образовательными технологиями, которые помогают осуществить обучение, воспитание и развитие личности в максимально быстром темпе. Внедрение и использование последних сопровождается некоторыми негативными тенденциями, одна из которых - ухудшение здоровья учащихся. Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводят к переутомлению и перегрузке учащихся. Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости является умственное переутомление школьников. Избыток информации приводит к тому, что ребенок просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает. Наиболее уязвимыми моментами для возникновения утомления и переутомления организма является период адаптации к учебным нагрузкам-это начало учебного года, четверти; окончание четверти, учебного года и недели. Кроме того, утомление возникает ежедневно, к третьему или четвертому уроку, cначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня. Если организм систематически не получает возможности восстановить свои силы во время ночного сна, активного отдыха на свежем воздухе, полноценного питания, то утомление возобновляется и проявляется во все более яркой форме, осложняя работу нервной системы, и в конечном итоге негативно сказывается на состоянии здоровья, а следовательно, и на результатах обучения.

Поэтому я заинтересовалась вопросом исследования работоспособности и утомляемости школьников, так как именно в этот период происходит закладка всех основных жизненных функций, которые в дальнейшем будут влиять на человека в течение всей его жизни.

Среди учащихся 10-го класса были проведены психологические измерения с целью выявления устойчивости и концентрации, переключения, избирательности внимания, а так же степени утомляемости по следующим методикам:

1) Методика выявления умственной работоспособности Э. Крепелина

2) Методика определения избирательности и концентрации внимания Г. Мюнстерберга

Данное исследование имеет большое практическое значение, так как показатель работоспособности и утомляемости напрямую влияет на здоровье школьников. В данной работе приведен расчет показателя работоспособности для группы, но может использоваться и для индивидуального исследования, а также для сравнения индивидуального показателя со среднегрупповым. Мы планируем в дальнейшем продолжить исследование работоспособности и утомляемости школьников и других возрастных групп с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Теоретические основы изучения влияния утомления организма на степень концентрации внимания подростков


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.