Особенности внимания подростков — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности внимания подростков

2022-10-11 46
Особенности внимания подростков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Внимание - важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Внимательность необходима человеку в его повседневной жизни - в быту, в общении с другими людьми, в спорте. Как известно, переходный возраст характеризуется существенными изменениями и в физиологических, и в психических процессах, происходящих у подростка. Это отражается и на их внимании.

Дело в том, что не только в физическом, но и в психическом отношении подросток, перестав быть ребенком, не стал и взрослым. Он как бы на грани между тем и другим. Эта двойственная природа подростка сказывается и на особенностях его внимания. С одной стороны, у него сильно развито непроизвольное внимание: все новое, интересное, вызывающее те или иные эмоции, привлекает подростка, но, с другой стороны, это - возраст более сознательного, чем у младших школьников, отношения к жизни, поэтому у подростка получает большое развитие и произвольное внимание. Благодаря этому ученик может уже отвлечься от того, что непосредственно заинтересовывает его, для решения поставленных задач. Все свойства внимания (объем, устойчивость и пр.) в подростковом возрасте развиваются, особенно умение подолгу на чем-либо сосредоточиваться. В случае необходимости они могут без особых усилий, и переключать внимание. Возрастает также и способность к его распределению. Поэтому подростки иногда не хуже взрослых справляются с работой, требующей данного качества внимания. В этом же возрасте получает сильное развитие послепроизвольное и привычное внимание, которое, как отмечалось выше, начинает формироваться еще в младшем школьном возрасте. Развитие внимания у подростков сдерживают такие качества, как повышенная впечатлительность, большая возбудимость и быстрая смена увлечений различными предметами и видами деятельности.

Внимание учащихся старшего возраста характеризу­ется дальнейшим его развитием на основе общего интел­лектуального роста школьника, формирования волевых и эмоциональных черт личности.

Ес­ли у детей младшего школьного возраста, а отчасти и у подростков внимание, прежде всего, привлекается тем, что ярко, красочно, интересно своей занимательностью, то у старших учащихся наиболь­шую сосредоточенность часто вызывают предметы, яв­ления и виды деятельности, не отличающиеся внешней впечатляемостью. Иногда старшие школьники бывают более вни­мательны тогда, когда учитель объясняет сложный материал, и плохо его слушают, когда им кажется, что все просто и ясно. Благодаря значительному развитию и интеллекту­альной и волевой основы внимания старшие школьники сравнительно легко сосредоточиваются на неинтересном, но нужном материале.

Произвольное внимание получает особенно сильное развитие у детей в старшем школьном возрасте, потому что в это время большинство юношей и девушек, за очень не­многими исключениями, ставят перед собой большие за­дачи подготовить себя к жизни. Многие свойства внимания (объем, концентрация, устойчивость, распределение и др.) в юношеском возрасте бывают, развиты даже лучше, чем у взрослых. Однако внимание юноши в большей степени, чем внимание взрослого человека, зависит от общей направ­ленности личности.

Наблюдательность в юношеском возрасте находится на значительно более высоком уровне, чем у младших школьников и подростков. Старшеклассник может не обратить внимания на какую-нибудь мелочь, которую заметят де­ти, но зато он увидит главное, существенное и будет наблюдать настойчиво, систематически, пока не удовлетворит своей любознательности. Вместе с тем благодаря лучшему пониманию людей и эмоциональной зрелости у старших учащихся внимание как психический процесс перерастает во внима­тельность как свойство личности, ста­новится своего рода чер­той характера. Внимательность, особенно по отношению к внутреннему миру человека, к его психическому состо­янию, возникает благодаря тому, что юноша способен стать на точку зрения других людей, поставить себя на их место.

Важным качеством юношеского возраста является внимание не только к другим людям, но и к самому се­бе, к своему внутреннему миру. Эта направлен­ность внимания обусловливает критическую самооценку человека, который стремится работать над собой.

Следует учитывать, что в пределах лю­бого возраста есть индивидуальные различия в свойствах внимания. У некоторых младших школьников хорошо развито произвольное внимание. Есть старшеклассники, которые плохо сосредоточиваются на трудном и неинте­ресном материале.

Продолжительность активного внимания у школьников:
7-8 лет – 15 мин.;
9-10 лет – 20 мин.;
13-14 лет – 30 мин.;
15-16 лет – 40 мин.;
у взрослых – 55-60 мин.


 Методика исследования умственной работоспособности Э. Крепелина

В 1895 г. Э. Крепелин предложил методику, представляющую собой таблицу, на которой в две строки напечатаны цифр подлежащие сложению.

Методика предназначалась для исследования волевых усилий, упражняемости и утомляемости.

В настоящее время она приобрела более широкое применение: ее можно использовать для изучения внимания (устойчивость и переключаемость), умственной работоспособности и психического темпа, для выявления утомляемости.

Цель занятия: Определение умственной работоспособности и выявление утомляемости.

Оснащение. Бланк методики (таблица Крепелина) (приложение 1), карандаш и секундомер.

Порядок работы. Испытуемому дают бланк таблицы Крепелина со следующей инструкцией: «Складывайте пары однозначных цифр, напечатанных одна под другой, и под ними записывайте результат сложения. Работайте быстро, старайтесь не допускать ошибок. Необходимо производить сложения в каждой строчке до тех пор, пока экспериментатор не скажет: «Стоп! Переходите к следующей строчке». Экспериментатор дает такой сигнал через каждые 20 с.

Методика позволяет получить коэффициент работоспособности как отношение суммы правильно выполненных сложений последних четырех строк к сумме правильно выполненных сложений первых четырех строк:

К(раб)=S2/S1

Если отношение приближается к единице, то это означает, что утомления практически не происходит.

При исследовании темпа интеллектуальной работоспособности увеличение количества выполненных сложений или вычитаний за единицу времени свидетельствует о врабатываемости, автоматизации интеллектуального навыка, отсутствии истощаемости внимания. Сокращение количества выполненных заданий, увеличение временных пауз говорит о явлениях неустойчивости активного внимания, его колебаниях, склонности к психической истощаемости.

Методика определения избирательности и концентрации внимания Г. Мюнстерберга

Методика направлена на определение избирательности и концентрации внимания. Тест разработан немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом (Hugo Munsterberg, 1863–1916).

В тексте содержится 25 слов.

Цель – изучение особенностей избирательности внимания.

Стимульный материал: буквенный текст (приложение 2), среди которого имеются слова, секундомер.

Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок (пропущенные и неправильно выделенные слова).

Ход выполнения работы.

Экспериментатор предлагает испытуемому буквенный текст,

среди которого имеются 25 слов. Испытуемый должен считывать построчно текст, его задача – найти среди букв слова и подчеркнуть их. Время выполнения задания — 2 минуты.

Обработка и анализ результатов.

1. Сравнивая с ключом, необходимо определить количество правильно выделенных слов испытуемым.

2. Определить количество ошибок (ошибками считаются пропущенные и неправильно выделенные слова).

3. На основании количества правильно найденных слов и количества ошибок сделать вывод об особенностях избирательности внимания испытуемого.

4. Оценить успешность внимания по следующей формуле:

В=с–m/(c+n);

с – общее количество выделенных слов;

m – количество ошибочно выделенных слов;

 n – количество пропущенных слов

Хорошими показателями считаются значения близкие к единице

 

 

2. Экспериментальные исследования влияния утомляемости учащихся 10-го класса на изменение показателей внимания.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.