Особенности правового регулирования договора автомобильной перевозки — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Особенности правового регулирования договора автомобильной перевозки

2022-10-10 14
Особенности правового регулирования договора автомобильной перевозки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эффективное регулирование отношений не возможно без определения правового положения лиц, участвующих в них. Однако конструкции далеко не всех существующих договоров позволяют сделать это достаточно чётко и однозначно, что порождает пробле­мы, как теоретического, так и практическом характера.

Из содержания ч. 1 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) следует, что субъектами договора перевозки груза являются перевозчик груза, отправитель груза и «управомоченное на получение груза лицо (получатель)». Но если признание сторонами грузоотправителя и грузоперевозчика не подвергается сомнению, то относительно статуса грузополучателя единого подхода нет[24].

В.Т. Смирнов, рассматривая ситуацию, при которой грузополучатель, не высту­пающий в качестве грузоотправителя и тем самым не принимающий участия в заключе­нии договора, несмотря на это приобретает права и несет перед перевозчиком опреде­ленные обязанности, приходит к выводу, что это договор в пользу третьего лица. [25]Как от­мечается, недостатком данной точки зрения является то, что на третье лицо не могут быть возложены какие-либо обязанности, тогда как у грузополучателя они имеются.[26]

К.К. Яичков, анализируя этот же вопрос, разделял перевозочный процесс на две части. Первая – возникающая непосредственно из договора перевозки, вторая – обяза­тельственное отношение между перевозчиком и получателем, вытекающее исключи­тельно из закона. Тем самым делается вывод о том что, получатель груза – третье лицо находится «…вне правоотношений с участниками договора перевозки…», а договор стоит рассматривать с позиций договора об исполнении третьему лицу. Действующий ГК РФ (ст. 785) предусматривает, что грузополучатель имеет определенные права и обязанно­сти, основанные на договоре, а потому факт правоотношения с участниками договора на лицо и применение данного подхода видится весьма сомнительным.[27]

Л.И. Рапопорт и М.К. Александров-Дольник высказывали мнение, что грузоот­правитель и грузополучатель представляют одну сторону, а перевозчик – другую, т.к. гру­зополучатель вправе передавать грузоотправителю свои права по требованию к перевоз­чику, и что при полной утрате груза и переборе провозных платежей право требования в одинаковой мере принадлежит как грузоотправителю, так и грузополучателю, в зависи­мости от того, кто из них располагает необходимыми для его предъявления документами.[28] Но, рассматривая указанную позицию, В.А. Егиазаров справедливо отмечает, что данное утверждение не может быть принято в силу различия прав, обязанностей и ответ­ственности грузоотправителя и грузополучателя.[29]

М.Г. Масевич, В.А. Егиазаров обосновывают позицию, по которой грузополуча­тель выступает в качестве самостоятельной стороны договора, указывая на то, что «…права и обязанности грузополучателя в этом соглашении основаны на его собственном волеизъявлении», которое выражается в принятии грузовой квитанции (коносамента).[30] Хотя неучастие в заключении договора, определении его условий ставит под сомнение полноценность грузополучателя как стороны.

По нашему мнению существующий договор перевозки груза действительно ближе всего стоит к конструкции договора в пользу третьего лица, но вопрос в том, насколько обосновано её применение к грузоперевозкам в современной России.

Дискуссия по вопросу определения статуса грузополучателя была направлена лишь на объяснение и констатацию уже существующего определения договора перевозки груза и не ставила своей целью выработку его оптимальной конструкции. Хотя В.А. Егиа­заров и замечал, что современная формулировка договора, которая содержится в ст. 785 ГК РФ полностью соответствует определению договора о перевозке грузов ст. 377 ГК РСФСР и ст. 99 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик.[31]

В связи с этим имеет смысл рассмотреть и соотнести правомочия грузоотправите­ля и грузополучателя с их целями участия в договоре в момент заключения договора гру­зоперевозки. Так грузоотправитель заинтересован в том, чтобы выдать груз в срок и в надлежащем состоянии грузоперевозчику на погрузку. Дальнейшая судьба груза, грузоотправителя по большому счету не интересует, так как ответственность за сохранность груза на момент выдачи, своевременную доставку и т.п. по общему прави­лу несёт уже грузоперевозчик.

Что касается цели участия в договоре грузополучателя, то он как раз-то заинтере­сован в получении груза в установленном пункте назначения, в срок, в надлежащем со­стоянии, т.е. фактически его цель - полная реализация условий договора, а потому было бы логично и обосновано предусмотреть его участие в процессе заключения договора. Однако на настоящий момент договор с грузоперевозчиком заключает только грузоот­правитель, по своему усмотрению выбирая контрагента, оговаривая условия договора, порядок оплаты предоставленной услуги. Получается, что договор заключает лицо, кото­рое изначально имеет в договоре только «усечённый» интерес.Необоснованно слабые позиции имеет грузополучатель и уже в самом процессе осуществления грузоперевозки. Грузоотправитель, который при заключении договора самостоятельно выбирал грузоперевозчика и, следовательно, имел для этого определён­ные основания (наличие опыта взаимного сотрудничества, хорошая репутация) помимо этого обладает таким действенным способом обеспечения своих интересов как оплата ус­луги по перевозке. Грузоперевозчик также имеет возможность обеспечения своих инте­ресов, путём удержания груза в обеспечение причитающихся ему провозной платы и пла­тежей согласно ч. 4 ст. 790 ГК РФ. У грузополучателя аналогичный инструмент воздейст­вия на контрагентов для стимулирования их надлежавшего поведения отсутствует.[32]

Условия перевозки грузов отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон определяются соглашением сторон, если Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно пункту 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Исходя из смысла указанных норм для освобождения от ответственности перевозчик должен доказать, что он проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения своих обязательств, и с его стороны к этому были предприняты все необходимые меры.

Ответчик, являясь профессиональным перевозчиком, не мог не предполагать того обстоятельства, что при транспортировке дорогостоящего груза возможно его хищение.

Таким образом, хищение груза в данном случае не может рассматриваться как обстоятельство, избежать которого перевозчик не мог и последствия которого не могли быть им предотвращены, например, путем страхования ответственности.

Отдельные грузы перевозятся в сопровождении проводников, и транспортное законодательство освобождает перевозчиков в этих случаях от ответственности за недостачу либо повреждение груза, если предъявитель претензии не докажет, что повреждение, порча груза произошли по вине перевозчика. Как показывала практика государственных арбитражей, наиболее распространены были факты освобождения автотранспортных предприятий от ответственности в связи с прибытием в пункт назначения в исправном автомобиле (контейнере) за исправными пломбами грузоотправителя. В первой группе обстоятельств закрепляется презумпция виновности автомобильного транспорта, где, перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины, в противном случае на него возлагается ответственность за несохранную перевозку. К этим обстоятельствам относятся: причины, зависящие от грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя); особые естественные свойства перевозимых грузов; недостатки тары или упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре груза, либо применения тары, упаковки, не соответствующих свойствам груза или принятым стандартам, при отсутствии следов повреждения тары, упаковки в пути; сдача для перевозки груза, влажность которого превышает установленную норму.

Заключение

На основании проведенного исследования по теме “Договор перевозки можно сделать следующие выводы”:

1. Понятие, особенности и виды договора перевозки груза. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель - уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК). Договор перевозки груза относится к числу возмездных и реальных. Статья 115 КТМ, определяя договор морской перевозки груза, допускает возможность его квалификации в качестве консенсуального. Сторонами по договору перевозки груза являются транспортные организации – перевозчик и грузоотправитель. Договор перевозки грузов государственных и общественных организаций заключается на основании плана, обязательного для обеих сторон. Виды договора перевозки зависят от вида транспорта, осуществляющего перевозки. Различают железнодорожные, морские, речными, воздушные и автомобильные перевозки. В качестве перевозчиков выступают юридические лица: управления железных дорог, морские и речные пароходства, автотранспортные предпиятия и др. Каждый вид перевозки регулируется специальными нормативными актами. Классификация договоров производится тактике в зависимости от числа транспортных предприятий, участвующих в перевозке. Различают местные, прямые и прямые смешанные перевозки.

Правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации установлены Воздушным кодексом РФ 1997г.

Согласно ст. 101 ВК, воздушные перевозки делятся на внутренние и международные воздушные перевозки.

Внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории РФ.

Международная воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены на территориях двух государств, на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.

Перевозчик при выполнении воздушных перевозок обязан соблюдать общие правила воздушных перевозок грузов и требования обслуживанию грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правила воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания грузоотправителей, грузополучателей.

По договору воздушной перевозки груза или почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель — оплатить воздушную перевозку груза или почты.

Необходимо отметить что существует проблема правового статуса сторон договора перевозки.

На наш взгляд, одним из способов решения про­блемы правового положения грузополучателя в дан­ном договоре может быть признание его полноправ­ной стороной договора перевозки груза с момента поступления с его стороны груза.

Как известно, согласно п. 1 ст. 428 ГК РФ дого­вором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом. В случае согласия грузополучателя получить по­ступивший в его адрес груз он, таким образом, согла­шается участвовать в качестве стороны в договоре перевозки, заключенном между грузоотправителем или перевозчиком, и следовательно, соглашается выполнять определенные обязанности, предусмо­тренные договором перевозки груза. В том числе грузополучатель принимает на себя обязанность по принятию груза от перевозчика и другие связанные с договором перевозки груза и предусмотренные транспортным законодательством обязанности. Если исходить из данной точки зрения, то в случае прибытия в адрес грузополучателя не за­казанного им груза обязанности по его принятию от перевозчика у грузополучателя не возникнет, поскольку в этом случае он не выразит согласия на получение груза от перевозчика и соответственно не станет стороной данного договора перевозки груза. Таким образом, в данном случае не будет и осно­ваний для привлечения такого грузополучателя к ответственности за непринятие и невывоз груза от воздушного перевозчика.

По нашему мнению, применительно к договору воз­душной перевозки груза можно предложить следующее определение договора воздушной перевозки груза как трехстороннего договора: «По договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), который обязуется принять и вывезти груз, выполнив связанные с этим обязанности, а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты».

На наш взгляд, данная правовая конструкция договора воздушной перевозки груза позволяет объ­яснить наличие обязанностей у грузополучателя, так как предусматривает их появление только в связи с его вступлением в договор перевозки груза, заклю­ченный ранее грузоотправителем и перевозчиком.

 

Список литературы

I. нормативные акты

1)  Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993г. М., 2009.(с измен. и доп. от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)

2)Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта т 8 ноября 2007 г.№ 259-ФЗ. (с измен. и доп. от 6 ноября 2011 г. № 296-ФЗ)


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.