Особенности правового регулирования договора морской перевозки — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности правового регулирования договора морской перевозки

2022-10-10 15
Особенности правового регулирования договора морской перевозки 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Регулирование отношений, возникающих в связи с морскими грузовыми перевозками, осуществляется на основе Кодекса торгового мореплавания РФ 1999 г. (далее по тексту — КТМ), а также международных морских обычаев.

Правила, установленные КТМ, распространяются на: морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законом; суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река-море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при перевозках грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

Правила, установленные КТМ, за исключением случаев, прямо в нем предусмотренных, не распространяются на:военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им и используемые только для правительственной некоммерческой службы;некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

Статья 115 КТМ предусматривает два вида договоров перевозки: 1) с условием предоставления всего судна или отдельных его помещений (чартер);  2) без такого условия.[13]

Чартер должен содержать наименование сторон, название судна, указание на род и вид груза, размер фрахта, наименование места погрузки груза, наименование места назначения или направления судна. По соглашению сторон в чартер могут быть включены иные условия и оговорки. Чартер подписывается перевозчиком и фрахтователем или их представителями.

Договор морской перевозки груза должен быть заключен в письменной форме (ст. 117 КТМ). Наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Согласно ст. 119 КТМ, отношения между перевозчиком и не являющимся стороной договора морской перевозки груза получателем определяются коносаментом. Условия чартера обязательны для получателя, если коносамент содержит ссылку на них.

Основным документом, при помощи которого оформляется перевозка грузов в международном судоходстве, является коносамент. Коносамент — документ, подтверждающий принятие товара для морской (или речной) перевозки и обязывающий перевозчика выдать товар законному владельцу.[14]

Коносамент является: распиской, подтверждающей принятие к перевозке товара, обозначенного на лицевой стороне этого документа; контрактом на перевозку товара на оговоренных в нем условиях; товарораспорядительным документом.

Существуют несколько видов коносамента: коносамент на предъявителя, который предоставляет право каждому, кто является его владельцем, распоряжаться товаром. Применяется крайне редко, поскольку не может гарантировать получение товара именно тем лицом, которому он действительно предназначен; именной коносамент, выписываемый на конкретного получателя товара. Передача владения товаром другому лицу возможна только посредством специально оформленного заявления о переуступке(цессии); ордерный коносамент, согласно которому перевозчик должен доставить товар по указанию обозначенной стороны. Этот коносамент может передаваться получателем третьему лицу посредством индоссамента, т.е. передаточной надписи на этом документе. Индоссамент может быть именным и на предъявителя; бортовой коносамент, оформляемый на погруженный на борт судна груз; коносамент на груз, принятый к отправке, который применяется, если товар сдан на склад для последующей отгрузки. В ряде случаев после отгрузки он заменяется на бортовой коносамент; долевые коносаменты — деливери-ордера, выписываемые при необходимости выдачи грузополучателю части груза и представляющие собой фактически не коносамент, а распоряжение получателя капитану о выдаче части груза после предъявления оригинала коносамента на всю грузовую партию; сквозной коносамент — документ, на основе которого грузы транспортируются из порта погрузки в порт назначения двумя и более судоходными линиями, действующими в соответствии с соглашением; чистый коносамент, если перевозчик не сделал в нем замечаний относительно состояния перевозимого товара; нечистый коносамент, если в нем сделаны соответствующие оговорки. В коносаменте должно быть указано, законодательным актам какой страны он подчиняется, юрисдикции какого суда подлежат споры.

В коносаменте также указываются район плавания, перевалка, погрузка, выгрузка, хранение, складирование, срок исковой давности, правила осмотра груза, условия обращения с ним.[15]

Грузы, нуждающиеся в таре и упаковке для обеспечения их полной сохранности при перевозках, должны предъявляться для перевозки в исправной таре и упаковке. Тара и упаковка, на которые установлены государственные стандарты или для которых установлены технические условия, должны соответствовать им. Такие требования применяются и к предъявляемым отправителем контейнерам.

Отправитель обязан надлежащим образом маркировать груз и представлять перевозчику необходимые сведения о нем.  После приема груза для перевозки перевозчик по требованию отправителя обязан выдать отправителю коносамент.

Коносамент, подписанный капитаном судна, считается подписанным от имени перевозчика. После того, как груз погружен на борт судна, перевозчик по требованию отправителя выдает ему бортовой коносамент, в котором должно быть указано, что груз находится на борту определенного судна или судов, а также указываются дата или даты погрузки груза.

Обязанности перевозчика:перевозчик с момента принятия груза для перевозки до момента его выдачи надлежаще и старательно должен грузить, обрабатывать, укладывать, перевозить, хранить груз, заботиться о нем и выгружать его;если принятый для перевозки груз в силу его свойства требует особого обращения и указания об этом содержатся в договоре морской перевозки груза и на грузовых местах, перевозчик должен заботиться о грузе в соответствии с такими указаниями;перевозчик обязан подать судно в указанный в чартере порт погрузки или в указанный фрахтователем порт в соответствии с условиями чартера;при перевозке груза по чартеру перевозчик обязан в письменной форме уведомить фрахтователя или отправителя, если он указан фрахтователем, о том, что судно готово или будет готово в определенное время к принятию груза.[16]

Подпунктом 4 ст. 1 ФЗ № 16 определено, что транспортная безопасность обеспечивается реали­зацией определяемой государством системы право­вых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешатель­ства. С нашей точки зрения, в настоящее время остро стоит вопрос несоответствия имеемой нормативной правовой базы комплексной системе обеспечения транспортной безопасности в целом и системе выпол­нения контрольных (надзорных) функций в частности: не принят административный регламент проведе­ния мероприятий по контролю (надзору) за обеспече­нием транспортной безопасности; не определены права и полномочия государственных транспортных инспекторов; не разработан механизм привлечения нарушителей требований российского законодатель­ства и международных обязательств к административ­ной ответственности.

С учетом вышеизложенного предлагаем внести изменения в ст. 4 ФЗ № 16, дополнив ее п. 4 следую­щего содержания: «4. Права и полномочия контрольных (надзорных) органов в сфере обеспечения транспортной безопас­ности.

1)  Должностные лица федеральных органов испол­нительной власти, наделенные контрольными (надзор­ными) полномочиями в сфере обеспечения транспорт­ной безопасности, при осуществлении возложенных
на них функций вправе: по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помеще­ния подконтрольных (поднадзорных) объектов транс­портного комплекса на транспортные средства, иметь доступ к их документам и материалам, проверять ис­полнение обеспечения транспортной безопасности в связи с поступившей в федеральные органы исполни­тельной власти, уполномоченные в области контроля в сфере обеспечения транспортной безо­пасности, информацией о фактах нарушения действу­ющего законодательства; требовать от руководителей и других должност­ных лиц представления необходимых документов, ма­териалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в об­ласти контроля (надзора) в сфере обеспечения транс­портной безопасности, материалам и обращениям; вызывать уполномоченных должностных лиц для объяснений по поводу обеспечения транспортной бе­зопасности.

2) Руководитель федерального органа исполни­тельной власти, уполномоченный в области контроля (надзора) в сфере обеспечения транспортной безо­пасности, и его заместитель, руководитель территори­ального (межтерриториального, окружного) управле­ния федерального органа исполнительной власти,


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.