Удовлетворенность истинным «Я» — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Удовлетворенность истинным «Я»

2022-10-10 25
Удовлетворенность истинным «Я» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В «Шримад-Бхагаватам» (4.31.19) есть очень важное наставление для преданных санкиртаны:

 

«Тот, кто проявляет милосердие ко всем живым существам, при всех обстоятельствах остаётся удовлетворенным и удерживает чувства от чувственных наслаждений, может очень быстро доставить удовлетворение Верховной Личности Бога, Джанарданы».

 

В комментарии Шрила Прабхупада объясняет:

 

«В этом стихе даются некоторые из способов, при помощи которых преданный может удовлетворить Верховную Личность Бога. Первый из перечисленных здесь — дайайа сарва-бхутешу — милосердие ко всем обусловленным душам. Лучший способ оказать милость другим живым существам — распространять философию сознания Кришны. Весь мир страдает из-за отсутствия духовного знания. Люди должны знать, что изначальной причиной всего сущего является Верховная Личность Бога. Это знание побуждает человека заниматься преданным служением Господу. Те, кто действительно обладает знанием, кто глубоко постиг духовную науку, должны проповедовать философию сознания Кришны по всему миру, чтобы дать каждому возможность встать на путь преданного служения и достичь цели жизни.

Особого внимания заслуживает слово „сарва-бхутешу“, так как оно относится не только к людям, но и ко всем живым существам, принадлежащим к 8 400 000 форм жизни. Преданный способен помочь не только людям, но и всем остальным живым существам. Повторение Харе Кришна маха-мантрыприносит каждому огромное духовное благо. Слушая трансцендентные звуки мантрыХаре Кришна, даже деревья, животные и насекомые получают пользу, поэтому тот, кто громко повторяет Харе Кришна маха-мантру, оказывает милость всем живым существам. Чтобы распространить сознание Кришны по всему миру, преданные должны оставаться удовлетворенными при любых обстоятельствах: нарайана-парах сарве на куташчана бибхйати сваргапаварга-наракешв апи тулйартха-даршинах (Бхаг., 6.17.28).

Ради того, чтобы проповедовать, чистый преданный готов отправиться даже в ад. Верховный Господь обитает на Вайкунтхе, но также живет и в сердце свиньи. Даже проповедуя в аду, преданный остаётся чистым благодаря постоянному общению с Верховной Личностью Бога. Но, чтобы достичь этого уровня, необходимо обуздать свои чувства. Способность управлять своими чувствами приходит к человеку, когда его ум поглощен служением Господу». (Бхаг., 4.31.19, комментарий)

Когда Шрила Прабхупада говорит: «Чтобы распространить сознание Кришны по всему миру, преданные должны оставаться удовлетворенными при любых обстоятельствах», он не имеет в виду, что мы должны жить роскошной жизнью и исполнять все свои мечты о материальном комфорте, — как раз наоборот. В стихе дается объяснение: «при всех обстоятельствах остаётся удовлетворенным и сдерживает свои чувства от материальных наслаждений». Это значит не то, что наши материальные устремления должны обязательно исполняться, а то, что мы должны быть удовлетворены в духовном «я» в любой ситуации. Это и есть признак продвинутого преданного: он понимает, что Кришна все контролирует, а раз так, то все, что с ним случается, он воспринимает как план Кришны. Иногда Он посылает приятные ситуации, иногда неприятные, но преданный может понять, что и то, и другое приходит от Кришны для его же очищения. И при этом он не просто терпит все это, скрипя зубами, совсем нет — онсамоудовлетворен, он уже достиг Кришны, поэтому его удовлетворение не зависит от каких-либо материальных факторов. Вот определение понятия «самоудовлетворение»: удовлетворение в истинном «я». Вне зависимости от ситуации и при любых обстоятельствах он счастлив, и, так как он счастлив, он способен проповедовать и распространять сознание Кришны.

 

Без этого мы не сможем быть удовлетворены при любых обстоятельствах, как раз наоборот. Возьмем материалистов — они всегда несчастны и недовольны, в каких бы условиях ни находились. Попытка найти материалиста, который полностью удовлетворен и счастлив, сравнима с поиском розового слона: их просто-напросто в природе не существует. Богатые или бедные, красивые или нет, высокого роста или низкого — все материалисты обладают общей чертой:неудовлетворенность. Не удовлетворены как богатые, так и бедные, а порой богатые даже более не удовлетворены, чем бедные, поэтому именно они принимают антидепрессанты и порой лишают себя жизни. Статистика самоубийств среди богатых людей обычно выше, чем среди бедных, что в пух и прах разбивает общее представление о том, что деньги приносят счастье.

 

Вот реальная проблема: если человек не контролирует свои чувства, он будет неудовлетворен в любых обстоятельствах. И наоборот, тот, кто способен контролировать чувства, в любых условиях удовлетворен. Поэтому счастье не зависит от материальных достатка и условий. Счастье зависит от того, насколько мы можем контролировать свои чувства, и, в конечном счете, насколько мы сознаем Кришну. Конечно, так как мы ещё новички, мы слабы, нам требуется определенный уровень комфорта, без которого мы не способны функционировать, но нам необходимо понять, в чем заключается настоящая проблема. Если мы чувствуем неудовлетворение, проблема не в материальных условиях, а в том, что мы не способны в достаточной мере контролировать свои чувства.

 

Например, в книге «Шри Бхактисиддханта Вайбхава» описывается, что, когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати строил храмы, он целенаправленно выбирал дешевые материалы для комнат брахмачари. Как правило, для них использовался просто кирпич без отделки, в отличие от алтарной и всего храма, которые были построены и декорированы по высшему классу. Для брахмачари нарочно создавалась скудная, спартанская атмосфера, да ещё к тому же через несколько лет все начинало осыпаться, требуя постоянного ремонта. За счет этого достигалась следующая цель: брахмачари учились аскетизму и отреченному настроению, а также отсеивались те, кто стремился к материальному комфорту и хотел поселиться в ашраме на основе неверных мотивов. Так Бхактисиддханта Сарасвати держал только искренних, а ищущие комфорт не присоединялись. И вторая цель была в том, чтобы брахмачари всегда были заняты, в том числе ремонтом ашрама, и не ленились.

 

Мы видим на практике, что часто, когда преданные окружены чрезмерным комфортом, они становится ленивыми, медлительными и теряют мотивацию. Ум начинает проповедовать: «Здесь так уютно, а на улице холодно. Если я задержусь допоздна, то пропущу прасад. И вообще, завтрак был не очень, поэтому я не чувствую прилива сил и не могу проповедовать». Обычно таково влияние излишнего комфорта.

 

«Очень важно обеспечить им полную занятость. Не превращайте это в отель с бесплатным проживанием и питанием. Все должны быть полностью заняты, и наилучшее занятие для них — продажа книг. Это будет очень хорошо. Не позволяйте никому просто есть и спать. Все должны посещать лекции два или три раза в день, воспевать шестнадцать кругов и выходить на санкиртану. Еда должна быть сведена к минимуму. Объедание ведет к чрезмерному сну и вызывает сексуальное желание. Поэтому все должно быть очень хорошо устроено, чтобы не было легкомысленного отношения и лени, которые заканчиваются только падением». (Письмо Шрилы Прабхупады Рупануге от 9 января 1975 г.)

Есть два вида чистых преданных, оба очень возвышенные, не имеющие и тени какого-либо материального осквернения, но они отличаются в своём поведении. Представителем первого вида является Колавеча Шридхар из Чайтанья-лилы. Он остерегается материальных богатств, опасаясь привязаться к роскоши и забыть Кришну. Конечно же, такой преданный никогда не падет, но в силу своего смирения он думает: «для меня лучше ничего не иметь, тогда не будет шансов пасть в майю». Колавеча Шридхар занимался очень простым делом —продавал бананы, коренья и чашки из банановых листьев. Жил он в хижине без мебели и с дырявой крышей, которая протекала во время дождя, но он ничего не делал, чтобы улучшить свое материальное положение. Он сосредоточил всю энергию на духовной практике, чтобы развиваться все больше и больше.

 

«Верховная Личность Бога зависит от Своих чистых преданных, но от тех, кто не предан Ему, Господь не принимает никаких подношений. Чистым преданным называют того, кто не ощущает себя владельцем каких бы то ни было материальных богатств. Преданные всегда счастливы только от того, что владеют даром преданного служения Господу. Иногда, кажется, что преданные в материальном отношении бедны, но, поскольку преданные владеют огромными духовными богатствами, они очень дороги Верховной Личности Бога. Такие преданные не привязаны к семье, обществу, друзьям, детям и т. д. Отрешившись от всего материального, они всегда счастливы, поскольку обрели прибежище у лотосных стоп Господа». (Бхаг., 4.31.21, комментарий)

 

Второй вид — это преданные наподобие Пундарики Видьянидхи или царя Пратапарудры. Эти преданные обладают всеми богатствами и достояниями, и естественно, ведь Лакшми-деви стремится облагодетельствовать чистых преданных. Эти вайшнавы просто принимают все, что приходит само собой, и без привязанности используют это для Кришны. Таким образом, первый тип чистых преданных целенаправленно отвергают все, что ведет к материальному комфорту, и посему Господь им его не навязывает, позволяя им жить, как они того желают. Однако, преданные другого типа беспристрастны — они не стремятся к материальным благам, но и не отвергают их, поэтому Кришна посылает им богатства, и они принимают их и используют для служения Кришне.

 

Однако для новичков роскошь представляет опасность. Поэтому нужно быть очень осторожным и использовать все, что у нас есть, для Кришны. Можно быть богатым, это не проблема, но необходимо быть очень внимательным, поскольку все, что мы не используем для Кришны, мы используем для чувственных наслаждений, что, в свою очередь, может привести к падению. Есть примеры, когда искренние преданные в силу своих прошлых благочестивых поступков получают богатство и отвлекаются от преданного служения. В таких случаях иногда Господь проявляет особую милость, ставя их в сложную ситуацию, чтобы они с головой погрузились в преданное служение.

 

«На таких преданных, как Махараджа Дхрува, которому были дарованы несметные богатства, лежит особая милость Верховной Личности Бога. Однажды Кувера предложил Махарадже Дхруве исполнить любое его желание, но Дхрува, вместо того чтобы попросить о несметных материальных богатствах, стал молить его о возможности и дальше служить Верховной Личности Бога. Если преданный стоек в своём служении, Господу незачем лишать его материальных богатств. Верховный Господь никогда не отбирает у человека богатства, которые тот обрел, служа Ему, но Он может забрать богатства, обретенные благодаря мирскому благочестию. Господь делает это, чтобы избавить преданного от гордыни или помочь ему в его преданном служении. Если преданный избран для проповеднической миссии, но не спешит ради нее отказаться от семейной жизни и материальных богатств, Господь непременно отбирает у него материальные богатства и полностью занимает его служением. Тогда чистый преданный все свои силы отдает проповеди сознания Кришны». (Бхаг., 8.22.27, комментарий)

Принцип в том, чтобы отдать все лучшее Кришне. Вот что значит быть слугой. Например, у преданного большой дом, но он не берет себе самую лучшую комнату, а делает из нее алтарную, использует для программ и пр. Такое настроение проявлял Шрила Бхактисиддханта Сарасвати, когда строил храмы: для Божеств — мраморный алтарь, пышность, роскошь и великолепие, а для жизни преданных — простые условия, чтобы было ясно, кто Господь, а кто слуга. Давайте задумаемся: если мы забираем самую большую и лучшую комнату себе, а Господа размещаем в маленькой, то кто тогда хозяин, а кто слуга? Все самое лучшее нужно использовать для Господа, а для своей жизни довольствоваться простым.

«Где бы ни находилось Божество, в доме или в храме, мы всегда должны помнить, что все принадлежит Ему, и все считаются Его вечными слугами. Господь трансцендентен, ибо Он не является частью материального творения. Слова „пракрите парам“, употребленные в данном стихе, указывают на то, что все в материальном мире создано внешней, материальной энергией Господа, но Сам Господь не является творением этой материальной энергии. Согласно „Бхагавад-гите(9.10) Господь осуществляет высший надзор над всеми творениями материальной энергии». (Бхаг., 4.22.51, комментарий)

Если мы занимаем какое-то привилегированное положение в жизни, то все накопления мы должны использовать для проповеди и другого служения (распространение прасада, организация программ, распространение книг и т. д.). Свой доход нужно направлять на всестороннее распространение сознания Кришны. В этом случае материальные богатства не будут помехой для преданного служения.

 

С другой стороны, тот, у кого нет материальных средств, может задействовать свои энергию и таланты в распространении книг и проповеди. На самом деле он даже в более выгодном положении. Он может просто предаться Кришне и посвятить свою жизнь распространению миссии. Если кто-то живет просто, принимая только то, что приходит само по себе, без страстных желаний и без сетований, со временем он обретет большую духовную силу:

 

«Брахман, довольствующийся тем, что послано ему провидением, обретает все большую духовную силу, но, если он не доволен тем, что приходит само, его духовная сила идёт на убыль, подобно огню, который заливают водой». (Бхаг., 8.19.26)

В любом случае по мере духовного роста нам нужно развивать отречение и удовлетворение в истинном «я». С таким умонастроением продвигаться в сознании Кришны станет легко, не будет препятствий. На этом уровне деятельность по распространению книг естественна, а служение — стабильно. В «Бхагавад-гите» (6.20–23) Кришна объясняет:

«Когда йог достигает этой ступени совершенства, именуемой трансом, или самадхи, его ум благодаря практике йоги полностью отстраняется от материальной деятельности. Благодаря чистоте ума он обретает способность видеть свое истинное „я“, и оно становится для него источником радости и счастья. В этом радостном состоянии йог своими духовными чувствами ощущает безграничное духовное блаженство. Постигнув истину, он уже никогда не отклоняется от нее и считает, что нет ничего превыше нее. Такой человек не теряет самообладания, даже сталкиваясь с величайшими трудностями. Вот подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром».

По-трудному или по-умному?

В жизни все можно делать двумя способами: трудным и разумным. Многие преданные (и я один из них) привыкли распространять книги по-трудному: выходить на санкиртану под палящим солнцем, дождем или снегом. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы просто выходить и изо всех сил стараться дать людям сознание Кришны. Но талантливые преданные могут использовать свои профессиональные навыки и врожденные способности в поиске творческих путей распространения книг.

 

Например, кому-то удастся установить торговые автоматы с книгами в метро (какое-то время стояли в Бразилии) и таким способом распространять тысячи книг, даже не вручая их покупателям лично. А кто-то распространит не меньше, расставив в разных местах смартбоксы. Идею со смартбоксами впервые осуществили преданные из Северной Америки. Сматрбокс — это открытый стенд с красиво и привлекательно расставленными книгами, на котором указано, что человек может взять любую книгу, опустив пожертвование в специальную коробочку (рекомендованная цена также указана). С разрешения владельцев смартбоксы расставляют в магазинах, ресторанах и подобных местах таким образом, что они продают книги сами по себе на основе доверия, а преданный просто регулярно обновляет полки книгами и забирает пожертвования.

 

В Индии преданные находят спонсоров и так распространяют огромные партии книг. Иногда крупные предприниматели соглашаются профинансировать несколько тысяч «Бхагавад-гит» для своих сотрудников или школьников и т. д. В США при поддержке индийской общины это также практикуется, и наверняка можно придумать больше способов.

 

Бывает, что преданным удается получить разрешение руководств университетов или заводов на продажу книг студентам и работникам. В этом случае представляется редкая возможность обратиться к тысячам готовых слушать людей. Преданные, которые проводят различные курсы и семинары, придумывают, как преподнести философию и книги своим студентам.

 

Если налаживать связи с представителями власти и влиятельными людьми, то можно открывать новые области распространения книг. Если рассказывать им о значении нашей литературы и богатом наследии ведической культуры и угощать прасадом, это будет хорошая презентация нашего Движения. Просите разрешение для проведения некоммерческих проектов, связанных со знакомством с древней ведической культурой, распространением книг и сбором пожертвований, а также на проведение харинам. Можно открывать новые места распространения для себя и других преданных, налаживая отношения с влиятельными людьми, и искусно рассказывать им философию. Попробуйте делать это как в государственных организациях, так и в частных, включая туристические точки, торговые центры, парки, университеты, оживленные улицы и т. д. Для таких целей идеально подходит столик с палаткой или зонтиком от солнца, у которого одни преданные демонстрируют книги, а другие прогуливаются с книгами рядом, останавливая людей, как мы обычно это делаем. В тех местах, на которые выдали разрешение всего лишь на одну программу в неделю, можно проводить санкиртану выходного дня. А в тех, где разрешено чаще, — повседневную санкиртану.

 

Есть новые и оригинальные способы распространения книг, поэтому не стоит лишать энтузиазма талантливых преданных, подавляя их идеи. Распространять книги, используя разум, даже более ценно, чем простое упорство. Часто Шрила Прабхупада говорил, что мы должны напрягать мозги и искать новые пути распространения книг и сознания Кришны.

 

«В особенности я хочу, чтобы мои книги и другая литература распространялись как можно шире, однако, насколько я понимаю, это не делается достаточно хорошо. Поэтому я хочу, чтобы вы все, мои ученики, решительно взялись за это дело. Без колебаний используйте свои американские и европейские мозги, чтобы наращивать распространение, ведь это особый дар вам от Кришны, так воспользуйтесь же им. Всякая деятельность, направленная на удовлетворение Кришны, должна приниматься позитивно, и её нужно выполнять, таков наш основной принцип. Применяй этот принцип, делая все, что только можно, чтобы распространить литературу о сознании Кришны, и знай наверняка, что Кришне это приятно». (Письмо Шрилы Прабхупады Киртираджу от 27 ноября 1971 г.)

 

«Ум беспокоен и все время чего-то хочет… Поэтому самый лучший способ контроля ума — это желать распространить сознание Кришны. Вы напрягаете мозги — как распространить сознание Кришны, как убедить людей поверить в Кришну. Если вы будете строить планы, как распространить сознание Кришны, ваш ум будет под контролем». (Лекция Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам» (3.26.27) от 4 января 1975 г.)


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.