Глава 4. Совершенствуй свою санкиртану — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Глава 4. Совершенствуй свою санкиртану

2022-10-10 28
Глава 4. Совершенствуй свою санкиртану 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Заключительное наставление, которое Махараджа Прахлада дал своим школьным друзьям, сыновьям демонов, состояло в том, что они должны посвятить себя преданному служению, проповедуя всем науку сознания Кришны. Проповедь — лучшее служение Господу. Господь чрезвычайно доволен теми, кто служит Ему, проповедуя сознание Кришны. Он Сам подтверждает это в „Бхагавад-гите“ (18.69): на ча тасман манушйешу кашчин ме прийа-криттамах — „Нет для Меня в этом мире слуги дороже, чем он, и никогда не будет“. Если человек искренне изо всех сил старается распространять сознание Кришны, если он объясняет другим верховное положение Господа и прославляет Его, то, будь этот человек даже недостаточно образован, он становится самым дорогим слугой Верховной Личности Бога. Это и есть бхакти. Тот, кто на благо всех людей, не деля их на друзей и врагов, проповедует сознание Кришны, доставляет Господу удовольствие и тем самым исполняет свое предназначение. Вот почему Шри Чайтанья Махапрабху призывал всех становиться преданными-гуру и проповедовать сознание Кришны (йаре декха, таре каха ‘кришна’-упадеша). Это самый простой способ постичь Верховную Личность Бога. Когда преданный проповедует, и он сам, и те, к кому он обращается, чувствуют удовлетворение. Так можно принести мир и покой всему человечеству». ( Бхаг., 7.6.24, комментарий)

 

Чтобы улучшить свое служение в санкиртане, нам необходимо в целом стать более совершенными преданными. Санкиртана проявляет результат всей нашей духовной практики — мы делимся с другими тем, что взращиваем сами, что воспитываем в себе. И если мы не продвигаемся в собственной духовной жизни, то чем будем делиться?

 

«Чистый преданный привязывается к Кришне, слушая о славе Господа. Слава Господа и Сам Господь суть одно. Чтобы понять эту абсолютную истину, нужно обладать определенной квалификацией; поэтому каждый должен иметь возможность общения с чистым преданным. Наше Движение сознания Кришны предназначено именно для этого. Мы хотим воспитать чистых преданных, чтобы другие люди получали благо от общения с ними. Таким образом число чистых преданных растет. Профессиональные проповедники не способны сделать из человека чистого преданного. Существует множество профессиональных проповедников „Шримад-Бхагаватам“, которые декламируют эту книгу ради того, чтобы заработать себе на жизнь. Они, однако, не способны привлечь материалистов к преданному служению. Лишь чистый преданный может побудить других заниматься чистым преданным служением. Поэтому очень важно, чтобы все проповедники в нашем Движении сознания Кришны прежде всего сами стали чистыми преданными и следовали регулирующим принципам, избегая недозволенного секса, мяса, азартных игр и одурманивающих веществ. Они должны ежедневно повторять маха-мантру Харе Кришна на четках, а также выполнять другие предписания, касающиеся преданного служения: подниматься рано утром, посещать мангала-арати и регулярно декламировать „Шримад-Бхагаватам“ и „Бхагавад-гиту“. Таким образом человек может освободиться от всей материальной скверны.

В преданном служении напоказ нет никакой пользы. Нужно стать чистым преданным, следуя путем преданности; лишь тогда человек обретает способность привлекать других, помогая им встать на путь преданного служения. Шри Чайтанья Махапрабху занимался преданным служением и проповедовал (апани ачари’ бхакти карила прачара). Если проповедник правильно ведет себя в преданном служении, он сможет убедить других. В противном случае его проповедь будет безрезультатной». (Ч.-ч., Мадхья, 24.98, комментарий)

Стабильность, дисциплина и обретение полномочий

Для нас очень важно культивировать правильное умонастроение, понимать, что мы ходим распространять книги не с желанием насладиться результатами, а как слуги, причем не только Кришны, нашего духовного учителя и всех вайшнавов, но и с глубоким осознанием себя слугой всех живых существ. Кришна, Сверхдуша, пребывает в теле каждого, ведь все являются Его частичками, поэтому каждый заслуживает уважения. Господь очень доволен нами, когда, общаясь с другими людьми, мы проявляем терпение, милосердие, дружелюбие и беспристрастие.

 

Как распространители книг, мы должны понять, что являемся слугами всех и каждого, быть простыми и смиренными, и стараться развивать сострадание. Но это ещё не все: действовать необходимо в знании — понимать, что значит приносить благо другим, и как приносить благо каждому. Без этого знания мы будем действовать на основе одних сантиментов, и это не приведет к хорошему результату.

 

Тот, кто развивает такое беспристрастие, становится очень стойким, и не только в распространении книг, но и в целом в духовной жизни. Господь Кришна объясняет это в «Бхагавад-гите» (6.18-19):

 

«Когда йог упорядочивает деятельность ума и, освободившись от материальных желаний, достигает духовного бытия, его называют утвердившимся в практике йоги. Подобно тому как пламя светильника горит ровно в тихом месте, йог, обуздавший ум, всегда остаётся погруженным в медитацию, устремив внутренний взор на духовное „Я“».

 

Распространитель, находящийся под сильным влиянием гуны страсти, может с необычайной решимостью распространять тысячи книг, однако рано или поздно ему придется столкнуться с обратной стороной страсти — вожделением, привязанностью, гордыней, из-за которых ему будет трудно продолжать. Или же он просто растратит всю свою энергию и в конце концов обессилит и погрузится в невежество: станет ленивым, тупым, депрессивным и так далее.

 

Без сомнения, распространение книг, пусть даже непродолжительное время, — это великое благо. Но гораздо лучше быть сияющей луной, чем падающей звездой. Лучший преданный санкиртаны — это не обязательно тот, кто распространяет много книг, но тот, кто продолжает распространять и учить других на протяжении всей жизни. Примером нам служат такие великие вайшнавы, как Вайшешика Прабху, Бхригупати Прабху, Виджая Прабху, Бхакти Ратнакар Амбариша Свами, Адхокшаджа Прабху и другие.

 

Чтобы добиться постоянных результатов, нужна упорядоченность, стремление к качеству благости. Речь идёт о дальнейшей перспективе. Результат за неделю важнее, чем за один день, а суммарный результат за месяц ещё более важен. Совокупный результат за год важнее, чем месячный, однако, общий результат за всю жизнь превосходит по важности все: сколько книг мы распространили, скольким людям помогли стать преданными и какого духовного прогресса достигли на своём жизненном пути. Вот что определяет успешность человеческой жизни.

 

Тот, кто обретает такое понимание, превращает свою санкиртану в марафонский забег, вместо 100-метрового спринта. Такой санкиртанщик рано ложится, чтобы встать пораньше и повторить свои круги. Он высыпается, чтобы строго поддерживать садхану. Его питание регулярное и упорядоченное. Он не переедает, особенно не злоупотребляет тяжелой пищей такой, как жареное и сладкое. Кришна объясняет в «Бхагавад-гите» (6.16–17):

 

«О Арджуна, человек никогда не станет йогом, если он ест слишком много или слишком мало, спит слишком много или спит недостаточно. Тот, кто умерен в еде, сне, отдыхе и труде, может, занимаясь йогой, избавиться от всех материальных страданий».

 

Одним из необходимых шагов является распорядок, не только в духовной садхане, но и в распространении книг и других видах деятельности. Как только привыкаешь к заведенному порядку, то ты просто его выполняешь без лишних размышлений, освобождаясь от необходимости сражаться с умом каждое утро. Распорядок становится второй натурой: подъем, утренняя программа, джапа, чтение, прасад, подготовка книг, начало и окончание санкиртаны в назначенное время, дорога домой, душ, чтение, отдых.

 

Конечно, на вечерних программах всегда нужны проповедники, но для тех, кто посвятил себя распространению книг, посещение таких программ не очень благоприятно. Это ведет к нарушению садханы и к усталости, что, в свою очередь, делает преданного уязвимым к дурному влиянию гуны невежества, не говоря уже о вреде для здоровья. Пусть лучше другие преданные посещают вечерние программы, позволяя преданным санкиртаны распространять книги и посещать дневные программы. Нужно помнить правило, чтораннее утро предназначено для духовной практики, день — для труда и проповеди, а ночь — для сна.

 

Это и есть самый главный секрет для распространителей книг: максимально упорядоченная жизнь, которая включает ранний подъем, внимательное повторение святых имен, изучение книг и развитие глубокой веры в них и, наконец, полное и безоговорочное предание своей жизни Кришне. По моему наблюдению, те, кто действительно осознал, что все материальные устремления тщетны, решают по-настоящему посвятить жизнь Кришне и постараться принести благо другим — проповедовать, не думая о себе; такие преданные очень быстро прогрессируют.

 

Часто через год или два они становятся сильными, утвердившимися преданными, и уже бывает трудно понять, на каком уровне они находятся. Поскольку они полностью предались, Кришна начинает лично заботиться о таких преданных. И так как они находятся в постоянной медитации на Господа, они получают полномочия менять жизни людей, превращая их в преданных. Царица Кунти молится:

 

«О мой Господь, достичь Тебя легко лишь тому, у кого нет ничего материального. Тот же, кто стоит на пути [материального] прогресса, пытаясь улучшить свою жизнь знатным происхождением, огромным богатством, хорошим образованием и телесной красотой, не может искренне обратиться к Тебе». (Бхаг. 1.8.26)

 

Переселяясь в разные тела животной формы жизни, душа может удовлетворять свои чувства всевозможными способами. Однако в человеческой форме жизни перед нами встает выбор: служить своим чувствам и в поисках временного счастья запутываться в материальной жизни или контролировать чувства и посвящать жизнь духовной деятельности, которая принесет нам высшее счастье и даст возможность и силы помогать другим в достижении этой же цели. Как объясняет Шрила Прабхупада, душа может вести материальную жизнь и пытаться быть героем для своей семьи, общества или нации, или она может стать духовным героем, взяв свои чувства под контроль. Как преданные санкиртаны, мы должны желать стать духовными героями.

 

«В „Према-вивартесказано, что, как только у живого существа возникает желание наслаждаться материальной природой, оно тут же становится жертвой материальной энергии. Никто не заставляет живое существо приходить в материальный мир. Оно само делает этот выбор, привлеченное женской красотой. У каждого живого существа есть право выбора: оно может либо поддаться обольщению материальной природы, либо остаться героем и противостоять её соблазнам. Все зависит от того, привлекают его материальные приманки или нет. Никто не заставляет живое существо вступать в контакт с материальной энергией. Тот, кто, сохраняя стойкость, не поддается соблазнам материальной природы, несомненно, является героем и заслуживает титула госвами. Госвами может стать только тот, кто обуздал свои чувства. В материальном мире живое существо стоит перед выбором: оно может стать либо слугой своих органов чувств, либо их хозяином. Служа чувствам, живое существо становится великим героем материального мира, а обуздав чувства, оно превращается в госвами, духовного героя». (Бхаг. 4.25.25. комментарий)

До тех пор, пока мы пытаемся держаться за множество материальных целей и строим планы, чтобы быть счастливым в этом мире и наслаждать свои чувства, очень сложно быть по-настоящему искренним в духовной жизни.

 

Е. С. Индрадьюмна Свами: «Квартира Рагалекхи состояла всего из одной комнаты в старом здании в центре города. Войдя, я был поражен духовной атмосферой. Мебели было совсем мало — стул, старая деревянная полка для книг, алтарь для её Божества, — но воздух был пропитан преданностью. Её Говардхана-шила по имени Лала восседал на небольшой подушечке в простом наряде, привлекательно украшенный цветами. На подносе перед Ним лежали разные сладости.

Рагалекха, одетая в старое сари, скромно сидела в углу. Вся обстановка напоминала мне маленький бхаджан-кутир во Вриндаване.

„Ты здесь живешь одна?— спросил я. „Я гость здесь, — ответила она, опустив взгляд. — Это дом Лалы. „А, понимаю, — сказал я. „Хорошая реализация, — подумал я и нетерпеливо посмотрел на часы. Следующая моя встреча была намечена через тридцать минут.

„А чем ты занимаешься каждый день?— спросил я. „Я распространяю книги Шрилы Прабхупады, — ответила она. „Ты занимаешься чем-нибудь кроме этого?— спросил я. „Нет, — ответила она. — Это наставление, которое Вы дали мне тринадцать лет назад “.

Я перестал смотреть на часы и с трудом мог поверить своим ушам. „Ты тринадцать лет распространяешь книги?— спросил я. Заговорил Джананивас: „Шрила Гурудев, — сказал он, — все преданные в Екатеринбурге знают, что Рагалекха выходит распространять книги на восемь часов в день шесть дней в неделю на протяжении уже тринадцати лет, за исключением времени, когда она болеет “.

Рагалекха смотрела на Лалу. „Почему ты мне раньше не сказала?— спросил я. „Она слишком стеснительная и смиренная, — сказал Джананивас.

Я почувствовал, как слезы наворачиваются на глаза. Я сидел и смотрел на нее. „Тринадцать лет, — подумал я, — каждый день на улицах Екатеринбурга, распространяя книги моего духовного учителя. Через какие аскезы, должно быть, прошла эта женщина!

Я внезапно вспомнил предыдущий день и то, как я жаловался Джананивасу на неудобства перелета. Мне стало стыдно.

„Она довольно известна среди городских жителей, — продолжил Джананивас. — Только представить, так много лет на улицах, в жару, дождь, ветер и снег. Она выходит и в двадцатиградусный мороз. Слезы начали скатываться по моим щекам.

„И она ни рубля не оставляет для себя, — продолжал он. — Я слышал, что всю прибыль она собирает для Вас “.

Рагалекха достала старый измятый конверт из-под алтаря и застенчиво вручила его мне. Открыв его, я увидел внутри доллары и отдал Джананивасу.

Джананивас вынул деньги из конверта. Его глаза покраснели и увлажнились. „Здесь 1500 долларов, — сказал он с дрожью в голосе. — Это равно двухлетнему заработку в этой стране“.

Я оглядел стул и книжную полку, заглянул в крохотную кухоньку. Внутри была старая плита и одна кастрюля. „У нее есть только одно сари, которое сейчас на ней, — сказал Джананиваса. — Я никогда не видел на ней другого“.

Я вернул лакшми Рагалекхе: „Вот, купи на эти деньги билет в Индию на осень. Я поведу преданных на парикраму по Вриндавану во время картики и хочу, чтобы ты присоединилась к нам“.

Её тело напряглось. „Нет, Шрила Гурудев! — сказала она, впихивая конверт обратно. — Пожалуйста! Люди, давшие эти деньги, получат гораздо больше пользы, если их использовать в служении Вам, а не мне. Подумайте об их благе“. Я онемел.

„Кто эта женщина? — Подумал я. — Живущая так просто, служащая на протяжении стольких лет миссии санкиртаны Господа Чайтаньи без желания почестей или славы и проявляющая такую заботу об обусловленных душах!“ Я вспомнил одно высказывание Тамал Кришны Госвами. „Хотя некоторые из нас становятся гуру для своих учеников, кажется, что эти ученики иногда более удачливы, чем мы… На самом деле многие из них — возвышенные личности“».

(Дневник путешествующего монаха, 5 том, 27 гл.)

 

Выходя распространять книги, мы стараемся распространить сознание Кришны, поэтому очень важно самим стать сознающими Кришну. Наша истинная способность распространять книги находится в нашем сознании. Чем больше мы сможем сохранять связь с Кришной и правильное умонастроение, понимая, что мы всего лишь слуги своего духовного учителя, и стараясь смиренно помогать ему в миссии распространения сознания Кришны и в очищении самих себя, тем больше мы сосредоточимся на распространении книг, за счет чего обретем полномочия менять жизни людей. Наше положение в обществе, уровень образования или даже пол не имеют никакого значения. Шрила Прабхупада говорил, что в материальном мире существует множество временных обозначений, но в духовном — равенство. Любой, у кого есть искренность, может распространять книги, нет никаких реальных препятствий.

 

«В Индии все ачарьи и их последователи действовали только по мужской линии. Их жены сидели дома, потому что такова традиция с незапамятных времен, женщины не обязаны выходить из дома. Но в „Бхагавад-гитемы читаем, что в вопросах Движения сознания Кришны женщины не менее компетентны, чем мужчины. Поэтому, пожалуйста, продолжайте эту миссионерскую деятельность и подтверждайте практическим примером, что в деле проповеди сознания Кришны нет препятствий ни для кого». (Письмо Шрилы Прабхупады Химавати от 20 декабря 1969 г.)

Идеальный баланс

Решимость — это хорошо, но ещё необходимо упорядочить свой график, а также поддерживать хорошую садхану. Нужен распорядок, который будет способствовать санкиртане, а не препятствовать ей. С другой стороны, важно не переусердствовать, будет ошибкой распространять книги слишком много часов подряд, до потери сознания.

 

По моему личному опыту, наилучшего баланса можно достичь, если выходить шесть раз в неделю и распределять часы санкиртаны равномерно на все дни, оставляя один день для отдыха. Например, если вы запланировали распространять книги 36 часов в неделю, то выходите шесть дней по шесть часов, а один день отведите для отдыха, других дел и подготовки к следующей неделе.

 

Если вы начнете ходить семь дней в неделю, то, скорее всего, это приведет не к росту санкиртаны, а к её спаду. Если не позволять уму отдохнуть, он становится беспокойным. В результате наступает сильная психическая или физическая усталость, которая вынудит взять отдых уже не на день, а на несколько. Кроме того, такая усталость ухудшает качество джапы, чтения книг и других составляющих практики, подвергая опасности всю духовную жизнь.

 

Интенсивный, но не слишком сложный, темп (шесть активных дней и один выходной) полезен в том смысле, что такой график реально поддерживать на протяжении долгого времени. Кроме того, это помогает дисциплинировать ум, он запомнит: мы распространяем книги шесть дней, а затем можно будет отдохнуть. Такой режим уму принять намного легче. Кроме того, у нас всегда накапливаются какие-то дела, и время от времени нужно брать выходной, чтобы решить их. Раз их все равно не избежать, то лучше уж иметь для этого специально выделенный день.

 

Вдобавок ко всему, один выходной в неделю оберегает здоровье тела — именно поэтому спортсмены раз в неделю отдыхают. Если бегун будет усердно тренироваться без выходных, он получит серьезную травму. Это происходит потому, что в течение ежедневных тренировок в мышцах и суставах возникает множество микротравм, и они не причиняют сильных беспокойств, но если заставлять тело дальше работать, не давая возможности восстановиться, то это выльется в серьезную проблему для здоровья и даже может привести к нетрудоспособности. Отдыхая один день в неделю, спортсмены дают телу возможность восстановиться, намного сокращая риск серьезных травм. Мы находимся в подобной ситуации, поскольку распространение книг — это деятельность, требующая физической активности. Запланированные дни отдыха помогают сохранить здоровье, благодаря чему мы сможем распространять книги на протяжении долгих лет.

 

Конечно, если вы думаете, что шесть дней в неделю это слишком, можете ходить пять, четыре, три или столько, сколько вам подходит. Но если вы хотите достичь наилучших результатов с точки зрения количества книг и часов, которые вы реально сможете распространять, обычно шестидневный график даёт наилучший баланс. Например, вы поставили цель распространять книги 36 часов в неделю. Если выходить шесть раз в неделю, то в день получится по шесть часов, что нелегко, но для большинства преданных вполне достижимо. Если эти часы разбить на два подхода по три часа и сделать перерыв, разделяя день на два подхода по три часа, то будет ещё легче. А седьмой день можно полностью посвятить восстановлению перед следующей неделей.

 

A если при тех же 36 часах вы предпочтете выходить каждый день, чуть больше пяти часов в день, то в долгосрочной перспективе поддерживать такой график без выходных будет гораздо труднее. Или наоборот, если вы решите ходить пять дней в неделю, тогда ежедневно вам придется выдерживать более семи часов, но даже с двумя выходными, продолжать в таком темпе будет сложнее. И при тех же условиях четырехдневный график будет ещё тяжелее, ибо тогда, чтобы за неделю набралось 36 часов, нужно будет выходить на санкиртану на 9 часов в день.

 

Кроме того, во время марафонов можно прикладывать дополнительные усилия, например увеличить часы санкиртаны и уменьшить выходные дни. Обычно количество распространяемых книг растет прямо пропорционально нашим усилиям. Но большие усилия также ведут к усталости и истощению. Пример наших ачарьев показывает, что чистые преданные могут выдерживать ошеломляющие физических аскезы, ни на каплю не снижая сосредоточенность на служении. Шесть Госвами совершали невероятные аскезы: отдыхали всего лишь час или два в день, спали под деревьями и почти не ели, но при этом они, исполненные энтузиазма, выполняли свое служение в совершенстве. Однако если неофит попробует сделать что-то подобное, он столкнется с серьезными проблемами. Поэтому нам дается наставление не имитировать аскезы великих личностей.

 

Тем не менее марафоны дают нам возможность выложиться на все сто, приложить дополнительные усилия и увидеть, в какой степени мы способны выдерживать возросший физический дискомфорт. Это хорошая возможность проверить свою решимость и уровень духовности, а также сделать что-то особенное для Кришны. Так мы получаем больше милости, а значит, способность выполнять ещё больше служения в следующем году.

 

Все же стоит помнить, что сверхусилия могут привести к обратному результату, особенно если ваше сознание не полностью чисто, если есть привязанность к результату или жажда славы. Например, преданные часто жалуются, что во время марафона трудно внимательно повторять джапу, читать или сохранять настроение преданности. Это признаки чрезмерных усилий, перенапряжения, попытки действовать за пределами своих возможностей. В таких случаях попробуйте довести начатое до конца марафона, молясь Кришне постараться выдержать все трудности или, принимая во внимание долгосрочную перспективу, немножко сбавить темп. Оба варианта правильны, если мы делаем это для Кришны.

 

Также раз в год необходимо брать отпуск — проводить месяц в дхаме или благоприятном месте, где мы сможем сконцентрироваться на воспевании, изучении книг и улучшении духовной практики. Когда мы занимаемся распространением книг несколько месяцев подряд, возникает тенденция к снижению стандартов, что в долгосрочной перспективе опасно для духовной жизни. А если брать отпуск для того, чтобы сконцентрироваться на садхане, то можно вернуть практику на должный уровень, изучить что-то новое, пообщаться со старшими, закрепить стандарты этого года и подготовиться к следующему.

 

Отпуск важен ещё и тем, что за это время тело может восстановиться от утомления инапряжения, накопившихся за год. Если телу давать передышку на восстановление, то оно само способно исцелиться от большинства проблем (даже многие виды рака можно вылечить правильной диетой и отдыхом, если вовремя начать). Многие нетрадиционные виды лечения основаны по большому счету на правильной диете и полноценном отдыхе, что даёт телу возможность к самоисцелению. Если научиться следовать этому самостоятельно, то можно сохранить много времени и денег на поддержании своего здоровья. Месяц отдыха в приятном месте в сочетании с простым питанием, основанном на фруктах и овощах, сотворит чудо с вашим здоровьем.

 

С возрастом рекомендуется посвящать часть своего времени обучению молодых преданных: проповеди и искусству распространения книг, а также духовной жизни в целом. Обучение преданных даже более важно, чем распространение книг на улице. Кришна устроил так, что по мере старения мы естественным образом становимся менее продуктивными в распространении книг на улице и более полезными в обучении и руководстве новых преданных. Можно заметить, что многие гуру и санньяси были стабильными распространителями книг большую часть своей жизни, но с возрастом и по мере обретения опыта они постепенно приняли роли лидеров и учителей.

 

Начать можно с того, чтобы несколько недель в году выделять на обучение новых преданных своей ятры или ездить в другие места с этой целью. Таким образом, постепенно, по мере того как тело стареет и становится сложнее распространять книги одиннадцать месяцев, можно уделять больше и больше времени этому служению.

 

Подводя итог и отвечая на частый вопрос о том, как сохранять энтузиазм в регулярном распространении книг, можно выделить два пути: вдохновение и дисциплина. Естественно, что вдохновение в служении — это здорово. Но на вдохновение нельзя положиться, поскольку оно непостоянно: сегодня оно есть, завтра его нет. Вот почему так важна дисциплина. Дисциплина — это двигатель, который работает, даже когда вдохновение подводит.

 

Садхана-бхакти по этой причине строится в большей степени на дисциплине, нежели на вдохновении. Для духовного прогресса от нас требуется ежедневная стабильность: воспевание, следование принципам и служение не только в дни, когда есть вдохновение, но каждый день. Если мы полагаемся на вдохновение, то наши действия будут основаны на капризах и прихотях, и поэтому серьезного духовного продвижения не будет. Вдохновение — не тот механизм, который должен быть основой нашего энтузиазма в духовной жизни, ибо вдохновение происходит из гуны страсти. Дисциплина же больше связана с гуной благости и поэтому больше обеспечивает стабильность.

 

Например, во время инициации мы обещаем повторять ежедневно не менее 16 кругов маха-мантры. Но в какие-то дни у нас может и не быть вдохновения повторять джапу, тем не менее мы повторяем, даже если сложно. Именно так совершается духовный прогресс — стабильная садхана. Это также относится к служению. Представьте себе пуджари или повара, который выполняет свое служение лишь в те дни, когда чувствует вдохновение… Но чтобы стать стабильным, необходимо выполнять свое служение на основе дисциплины: вдохновение может быть, а может и не быть, но дисциплина должна быть всегда.

 

Тот же принцип действует в проповеди. Нас никто не заставляет проповедовать и распространять книги, но раз уж мы приняли это служение, нужно постараться выполнять его стабильно, как в служении пуджари или повара. Это путь к духовному продвижению. Часто вдохновения совсем нет, и все же нужно выходить и стараться. Самое удивительное — что когда выполняешь обязанности из дисциплины, они превращаются в привычку, и тогда просто выполняются без лишних размышлений.

 

Например, мы же не забываем принять прасад и не ждем вдохновения, мы делаем это с привычной регулярностью. И так должно быть в любом служении. Господь объясняет в «Бхагавад-гите»(18.37): «То, что в начале кажется ядом, а в конце становится подобным нектару, состояние, в котором человек пробуждается к самоосознанию, называют счастьем в гуне благости».

 

Проповедь — это счастье в гуне благости. Вначале сложно, ведь приходится иметь дело с анартхами, но прелесть в том, что, однажды избавившись от той или иной анартхи, мы больше с ней не сталкиваемся. И по мере очищения от них, становится все легче и радостнее, и это признак приближения к духовной энергии. От нас лишь требуется продолжать следовать процессу, а для этого нужна дисциплина.

Экипировка и оснащение

Для находчивого распространителя книг не бывает плохой погоды, бывает неподходящая одежда и снаряжение. Естественно, если бы был выбор, мы бы все предпочли, чтобы каждый день была теплая погода, солнышко и приятный ветерок, но, к сожалению, нашему контролю это не подвластно. Иногда будет очень жарко, а иногда очень холодно, иногда будет палящее солнце, а иногда ливень, иногда пасмурное небо, а иногда снегопад. Просто предаваться и терпеть любые погодные условия — не всегда хорошая идея, пребывание на морозе или под проливным дождем без соответствующей одежды опасно для здоровья. Самое правильное — это быть готовым к разным погодным условиям, используя правильную экипировку.

 

В холодную погоду нужны теплая куртка, перчатки, ботинки, шапка, шарф, шерстяные носки и, может быть, даже грелка для рук. Если вы собираетесь регулярно распространять книги в таком климате, то не жалейте денег и купите всю необходимую одежду. Нельзя допускать того, чтобы вы подолгу мерзли. Человек способен выжить даже в очень экстремальных условиях, например в Антарктике при температуре ниже —90 ºС, это просто вопрос правильного подбора одежды и оснащения.

 

С другой стороны, бывают невыносимо жаркие дни. Когда солнце палит над головой, лучше всего найти какое-нибудь укрытие типа навеса над входом в магазин. Если все же приходится стоять под солнцем, носите широкополую шляпу или зонт, защищающий от солнца. Одежда должна подходить для жаркого климата: светлая и легкая. Однако совершать больше аскез, чем необходимо, — не очень хорошая склонность, ибо это тело не наша собственность, оно принадлежит Кришне, и поэтому мы должны как следует заботиться о нем, чтобы распространять книги долгое время.

 

В дождливые дни помимо экипировки, состоящей из зонтика, дождевика и непромокаемой обуви, ещё важно выбрать место. Лучше всего распространять где-нибудь под крышей и подходить к тем, кто там проходит. Обычно остановить человека под дождем не так-то легко, ведь они и так уже раздражены из-за дискомфорта. Но к счастью, редко случаются дни, когда льет с утра до вечера; чаще ливень быстро сменяется мелким дождем, а потом и вовсе останавливается. Если мы потерпим неудобства и продолжим прикладывать усилия, то как только дождь закончится, наши шансы сразу вырастут.

 

Если же альтернатив никаких нет и приходится распространять под дождем, то приобретите качественный зонт и водонепроницаемые ботинки и, общаясь с людьми, ведите себя легко и непринужденно, украсьте вашу речь шутками, чтобы растопить хмурую атмосферу. Если вы остановили человека без зонтика, пустите его под свой. Особенность распространения во время дождя в том, что одной рукой приходится держать и зонт, и (если, конечно, у вас пока ещё не проявились четыре руки) стопку книг, чтобы второй можно было оперировать: протягивать человеку книгу и т. д. Эта сноровка развивается с опытом. Или же можно держать книги в сумке через плечо, но тогда движения могут быть частично скованы.

 

К сожалению, часто так бывает, что с годами из-за травм от ношения тяжестей у распространителя книг возникают проблемы со спиной и плечами. В особенности в прежние годы спины преданных санкиртаны ломились под грузом книг, которые они набирали на весь день и все время носили на себе. Спину, конечно, можно укреплять специальными упражнениями, чтобы снизить риск травмы, но лучше просто не таскать тяжести. Если вы берете на санкиртану больше десяти-пятнадцати книг, то вам потребуется тележка. Оставьте все книги в тележке, а с собой носите стопку, которой вам хватит минут на 30–40; каждый раз, когда книги заканчиваются, возвращайтесь к тележке и берите ещё. Хорошо, если вы сможете завести дружеские отношения с продавцом из уличного ларька, чтобы оставлять тележку под его присмотром. Если нет такой возможности, то используйте цепочку с замком, чтобы пристегнуть её к столбу или дереву. Если с виду ваша тележка не кажется дорогой, то попыток её украсть не будет, т. к. обычно воры ищут сотовые телефоны и планшеты, а не книги. Однако, учитывая паранойю, связанную с террористическими актами, в наши дни оставленная тележка может вызвать подозрение. Поэтому важно проинформировать людей, которые работают в данном месте, что это ваша тележка и что вы поблизости.

Работа над результатом

Кришна все контролирует, поэтому в каком-то смысле от нас лишь требуется выполнять свой долг, не привязываясь к результату. В «Бхагавад-гите» (2.47) Кришна объясняет:

           

«Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом и не отказывайся от выполнения своих обязанностей».

Очень плохо ожидать плодов санкиртаны и рассчитывать на наслаждение результатом: славой, признанием или чем-либо ещё. Это в большей или меньшей степени тонкое осквернение служения корыстью. Поэтому, как правило, новых преданных мы учим не привязываться к результату. Однако желать грандиозных результатов для Кришны, желать прославить Господа великими достижениями или предложить их духовному учителю достойно похвалы.

 

Распространяя сознание Кришны, чистые преданные бывают безгранично амбициозны. Это можно видеть на примерах из жизни. Ученики Шрилы Прабхупады рассказывают, как иногда он делился своими грандиозными планами купить все острова Маяпура с целью объявить независимое государство, установить варнашраму по всему Индийскому полуострову, сделать Фиджи первой в мире сознающей Кришну страной и даже освободить всю вселенную! По словам Е. М. Хари Шаури Прабху, однажды Шрила Прабхупада сказал: «Это моя болезнь, я просто не могу мелко мыслить». Но особенность чистого преданного в том, что он хочет совершать что-то чудесное и восхитительное для Кришны. Он все посвящает Кришне без малейшего намека на желание собственной славы.

 

Если мы сможем развить такое умонастроение, оставив позади присущую обусловленному состоянию склонность наслаждаться плодами, то амбиции приобретут положительную характеристику, превратившись в качество, улучшающее наше служение. Как правило, Кришна не навязывает никому какое-то конкретное служение, Он ни к чему нас не принуждает. Скорее Он реагирует на наши желания, отвечая взаимностью и наделяя нас необходимым шакти, когда мы хотим сделать что-то для Него. Кришна не станет заставлять нас выходить на санкиртану на много часов и распространять тысячи книг. Однако Он склонен откликаться, и если у нас есть сильное желание проповедовать и помогать другим, желание преподнести Шриле Прабхупаде какой-то великолепный результат, — тогда Он даёт нам необходимые силы и возможности.

 

Если же наше сознание и ум все ещё осквернены, то Кришне сначала придется дать нам необходимое очищение, для того чтобы мы избавились от анартх и скрытых желаний. Обычно этот этап дается нелегко и болезненен для ума и ложного эго, но он необходим и служит проверкой, достойны ли мы этого дара. Даже чистые преданные перед совершением великих подвигов проходят такое испытание.

 

Шриле Прабхупаде пришлось пройти через столько трудностей. Много лет он искал разнообразные способы проповедовать в Индии, но безуспешно. Ему пришлось оставить семью, бизнес развалился, и много неудач постигли его в попытках организовать Лигу преданных, а потом он стал садху во Вриндаване без денег и почти без пропитания. Нескончаемые препятствия то и дело вставали на его пути: в издании первых томов «Шримад-Бхагаватам», с оформлением визы и других документов для поездки на З


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.26 с.