Конструктивизм в разных областях искусства. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Конструктивизм в разных областях искусства.

2022-10-10 36
Конструктивизм в разных областях искусства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конструктивизм — направление, которое, прежде всего, связывают с архитектурой, однако он существовал в дизайне, полиграфии, художественном творчестве. Конструктивизм в фотографии отмечен геометризацией композиции, съёмкой в головокружительных ракурсах при сильном сокращении объёмов (Приложение 7). Такими экспериментами занимался, в частности, Александр Родченко. Яркими композиционными решениями в фотоискусстве явилось наличие четкого ритма, и динамичность кадра. Примером может служить “Девушка с лейкой”, “Лестница” все того же автора. Также для фотографии характерны бытовые сюжеты. В кадре оказывались рабочие на стройке или на производстве, парады, шествия, марши, портреты людей, в частности известных для того времени поэтов и художников, новые предметы быта, например, пишущая машинка и др (Приложение 7). Новым открытием явилась двойная экспозиция, когда уже на отснятую пленку делали еще один снимок, после чего создавался эффект наложения. Эту технику Родченко использовал, когда фотографировал Маяковского (Приложение 8).

В графических видах творчества (плакат и пр.) конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа(Приложение 9) вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого (Приложение 10). В области моды также существовали определённые конструктивистские тенденции — на волне общемирового увлечения прямыми линиями в дизайне одежды, советские модельеры тех лет создавали подчёркнуто геометризированные формы.

Среди модельеров выделяется Варвара Степанова, которая с 1924 года вместе с Любовью Поповой разрабатывала тканевые рисунки (Приложение 11) для 1-й ситценабивной фабрики в Москве, была профессором текстильного факультета ВХУТЕМАСа, проектировала модели спортивной и повседневной одежды. Так же выделился В.Татлин, который придал одежде простой, удобный фасон. Все усилия в разработке рабочей одежды были направлены на то, чтобы легко ее пустить в производство (Приложение 12).

Еще одной особенностью периода конструктивизма стало появление рельефов и контррельефов. Татлин после поездки в Париж, вдохновленный работами Пикассо, начал работу над новыми идеями. Результатом этой работы стали так называемые контррельефы. Они представляли собой арт объекты, объемные имеющие текстуру и фактуру. Выполнялись они из тех же простых строительных материалов, которые использовались при строительстве зданий, а именно: металл, дерево, металлические гвозди, лески, проще говоря производственные отходы. Его идеи быстро подхватили Л. Попова, Ю. Аненков и др. Они, наравне с Татлином создали несколько прекрасных работ(Приложение 13).

Что касается живописи, то изображения состояли из геометрических фигур, нарисованных на чистой поверхности холста. Термин «конструктивизм» не описывает конкретное движение, это скорее тенденция в пределах области живописи, скульптуры, архитектуры, прикладного искусства. Основной особенностью конструктивизма является то, что он способствовал новому советскому направлению развития искусства, которое использовали художники и для информирования общественности. Наиболее ярко философию стиля передавали супрематические работы Малевича (Приложение 14), где художник постепенно отказался от предметности и образности. Так же большое значение имеют работы А. Родченко и Л. Лисицкого (приложение 15).

 


 

Глава 2.  Анализ произведений эпохи конструктивизма

 

Эпоха конструктивизма дала по- настоящему мощный толчок развития для творческих людей того времени. Произведения этой эпохи стали отправной точкой в развитии современной архитектуры и дизайна. Чтобы понять какие именно новые средства решения композиции зданий, живописных полотен, фотографии эта эпоха преподнесла в наш мир проанализируем некоторые важные произведения того периода, а так же предметы быта и одежду.

Архитектура

 

Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик». Чернихов (Приложение 16).

Для «Красного гвоздильщика» в 1930–1931 годах Чернихов выстроил канатный цех — длинное здание площадью более 7 тысяч квадратных метров и верти­кальную доминанту-водокачку. Цилиндрический бак вознесен на тонких железобетонных ногах и нависает над проезжей частью улицы. Это уже не ода каркасу конструкции, но победа над силой земного тяготения: тонкие столбы несут массивный, лишенный членений объем бака. Отсутствие декоративных элементов, привычных для дореволюционной архитектуры с ее заводскими водокачками, стилизованными под башни кампанилы итальянских городов, подчеркивает простоту форм и сбивает масштаб — бак кажется больше и тяже­лее: таким образом достижения современных строительных технологий выгля­дят значительнее.

Гараж «Интуриста». Мельникова (Приложение 17).

Своим внешним видом Мельникову обязано и здание гаража "Интуриста" на Сущевском валу, построенное в 1934 году. Мельников смело работает над композицией фасада, создавая динамическую композицию из простых геометрических фигур. Правую частью фасада он решает большими остекленными плоскостями – круг и трапеция, которые являются доминантами в композиции. Левая часть – равномерное членение вертикальными окнами, создавая ритмический ряд. Основная композиционная ось – диагональ, именно она «разрезает» плоскость фасада на две части.Диагональная структура композиции фасада придает внешнему виду гаража больше динамики. Начинаясь от низа круга, она «летит» вверх и огибает здание слева полуциркульной консолью, намекая на символ бесконечности.

Дом Культуры имени И. В. Русакова. Мельников (Приложение 18).

Необычное объёмно-пространственное решение здания тесно взаимосвязано с планировкой внутренних помещений, предполагавшей возможность трансформации основных залов. Балконы зрительного зала в виде динамичных выбросов своеобразных срезанных консолей, разделённых остеклёнными вертикалями лестниц, составляют основу композиционного решения фасада. Важную часть образного решения здания составляли светотеневые контрасты и цветовые сочетания. Стены угловой части и верха портала сцены сохраняли красный цвет неоштукатуренного кирпича, боковые грани консольных выступов были белыми с меняющимися крупными надписями на торцах, а обрамления остеклённых вертикалей и нижние поверхности консолей демонстрировали тёмно-серый цвет штукатурки. Динамика достигалась за счет наклона крыши здания, а другие композиционные средства, прямоугольные окна, подчиненные строгому ритму, оконные решетки, поддерживающие его, делали постройку строгой и законченной.

Дом Наркомфина. Гинзбург (Приложение 5).

Дом Наркомфина (или 2-й дом Совнаркома) на Новинском бульваре, построенный в 1928–1930 годы, — это программное произведение главного архитектора и теоретика конструктивизма М. Я. Гинзбурга. Здание было спроектировано в соавторстве с архитектором И. Ф. Милинисом и инженером С. Л. Прохоровым.

Дом-коммуна воплощает экспериментальную форму быта 1920-х годов, и является одной из вершин подобного строительства. М. Я. Гинзбург считал его «домом переходного типа» (о чем писал в своей книге «Жилище», 1934), поскольку жильцы располагали достаточно большой свободой в выборе занятий.

Квартиры-ячейки разных типов были предназначены как для больших семей (ячейки типа K на втором и третьем этажах), так и для одиночек (ячейки типа F и 2F).Одной из самых важных функций здания “переходного типа” по замыслу Гинзбурга была общественная. Поэтому там была устроена столовая, солярий на крыше, а пространство между колоннами должно было быть использовано для встреч и прогулок. Все это способствовало проектированию нового конвеерного общества.

Также, как и для всех остальных строений конструктивизма, постройке Гинзбурга характерны строгий геометризм, ритмичность элементов. Это можно проследить на фасаде здания: большие прямоугольные горизонтальные формы, их членение мелкими, вертикальными, ритмичными формами – все это служит для создания целостной композиции здания. Дополнением и разнообразием образа служат полукруглые открытые балконы и ровные цилиндрические колонны. Цвет также подобран в соответствии со временем: это холодные белые и, соответствующие им тусклые серые оттенки.

 

Таким образом, архитектура конструктивизма приобрела простые и лаконичные композиционные решения. Отдельное внимание уделялось новым планировкам помещений. Они должны были служить для обычного рабочего человека тех лет. Архитекторы ныне проектировали не только здания, но и делали попытки создать новый тип общества, а вместе с ним и новый тип человека социалистического будущего.

Фотография и плакат.

 

Лестница. А.Родченко (Приложение 19).

Один из самых известных — «Лестница».эта фотография — один из так называемых «ракурсных снимков», ставших визитной карточкой Родченко, пытавшегося подать обыденные сюжеты и образы в новом, неожиданном ключе.Это создавало небывалую динамику, ломало привычные представления о фото-образе.Здесь все подчинено цели передать движение: верхний ракурс съемки, отсутствие горизонта, чередование ступенек по диагонали, резкий контраст тени и света, предающие снимку ритмичности.

Портрет Маяковского. А.Родченко (Приложение 8).

В этой работе Родченко экспериментирует с возможностями фотопленки и открывает нечто новое для фотографии того времени. Двойная экспозиция – это прием, когда на уже отснятую пленку делают снимки, получая в итоге эффект наложения. Таким образом, Родченко иначе осмысливает портретную фотографию, показывая Маяковского на своей работе с двух ракурсов.

Плакат Ленгиз. А.Родченко (Приложение 10).

Плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний» — один из символов авангардной рекламы со всеми ее излюбленными приемами. Тут есть и фотомонтаж, и жесткая геометрическая конструкция, и яркие пятна. В основе плаката — фотография Лили Брик, которую сделал сам Родченко. Текст служит теперь не только с точки зрения удобства чтения, но и работает на композицию. Он так же приобретает геометрические формы, разделяясь на доминанты композиции и средства, способствующие ощущению динамики и ритмичности.

 

Фотография конструктивизма стала отражать быт простых людей, простых рабочих. Так же использовались те же композиционные методы, что и в живописи того времени, однако техничекие открытия помогли разнообразить эти методы и сделать работы поистине уникальными.

Живопись

 

Женщина с граблями. К.Малевич (приложение 14).

Это картина из второй серии крестьянского цикла работ Казимира Малевича.На картине изображена женская фигура, которая составлена из геометрических элементов.Основные цвета полотна – белый, красный и черный. Они являются доминантными. Остальные цветацвета имеют спокойный и плавный переход – они предназначены для упорядочения цветовой гаммы и созданию впечетления целостности. Женская фигура, как и на других работах художника, лишена лица: вместо него мы видим бело-черное пятно. Задний фон состоит из полосок цветных полей и строений, форма которых напоминает городские здания. Для ранних супрематических работ Малевича еще остается характерной предметность и сюжет, позже художник откажется от этого.

Супрематическая композиция. К.Малевич (приложение 14).

Данная картина хорошо характеризует работы Малевича за которые он был признан всем миром. Здесь художник отходит от всех образов и диктует новую философию безпредметности в живописи. Данное полотно является абстрактым и более походит на современный дизайн. композиция сводится к нескольким простым фигурам, которые имеют свой символический смысл. Геометрические изображения словно погружаются в пространство белой бездны, и господствуют в ней над законами статики и динамики. Художник все еще использует простые, доступные цвета. Работа выглядит целостной за счет правильного расставления контрастов, как цветовых, так и контрастов размеров.

 

Proun 4 B. Л.Лисицкий (приложение 15).

В отличие от супрематизма Малевиача несколько иное значение имеют проуны Лисицкого. Проун (проект утверждения нового) – неологизм, изобретённый Л.М.Лисицким для обозначения изобретённой им новой художественной системы, соединявшей идею геометрической плоскости с законами конструктивного построения объёмной формы. Теперь геометрия привязана не только к одной плоскости, а сразу к трем, т.е некоторые формы в композиции имеют объем. Так же Лисицкий использует несколько другие оттенки в своей работе: блеклые, холодные оттенки голубого желтого и красного являются доминантными, а черные и серые тона являются дополнением в композиции.

Конструкция. А.Родченко (приложение 15).

Живописные работы Родченко так же отличаются от работ Малевича и Лисицкого. В своих работах художник нередко обращает внимание на фон делая его цветным и, в отличие от Малевича использует в композиции более одного типа геометрических фигур. Так, например в данном полотне переплетаются, взаимодополняя друг друга, круги и прямоугольные формы, создавая совершенно другие контрасты нежели у Малевича. Так же отличаются работы и по цвету – Родченко использует сложные намешанные в палитре цвета.

 

Таким образом можно сказать, что живопись потихоньку отошла от образности и стала иметь геометрический характер. Разные художники разными средствами решали вопросы композиции. Фигуры имели разные контрасты и цветовые решения. В целом живопись в привычном ее понимании перестала существовать для мастеров конструктивизма и стала родоначальницей современного дизайна.

Скульптура

 

Угловой котррельеф. В.Татлин (приложение 13).

Эта абстрактная объемно-пространственная композиция должна была восприниматься как закономерное продолжение и развитие идеи беспредметности, которая ранее выражалась в „живописных рельефах" Татлина, построенных на сочетании контрастных по фактуре материалов (бумага, стекло, гипс, дерево, жесть). Принципиальная новизна „Углового контррельефа" заключалась в желании художника порвать с традиционной „картинной" плоскостью, вынести беспредметные конструкции в пространство, специально образованное двумя стоящими под углом плоскостями. Последние были необходимы не только для того, чтобы „подвесить" композицию, они создавали необходимый абстрактный фон, подчеркивающий ее объемность. Не менее существенным был и другой момент, обусловленный стремлением максимально раскрыть возможности применяемых материалов, которые как бы символизируют здесь противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой понятия — гибкость и жесткость, свободу и напряжение, движение и покой.

Проект башни III Интернационала. В.Татлин (приложение 20)

Проект башни представлял собой совокупность двух наклонных металлических спиралей, состоящих из расположенных одно над другим зданий различной геометрической формы, но при этом гармонично связанных между собой. Посредством механизмов здания вращались вокруг своей оси. Нижнее, самое крупное здание имело форму куба, вращалось со скоростью одного оборота в год, по задумке архитектора предназначалось для конференций и съездов. Над ним располагалось здание в форме пирамиды, скорость вращения один оборот в месяц, предназначалось для исполнительных органов Интернационала. В цилиндре, скорость вращения которого составляла один оборот в день, должны были размещаться информационные бюро, издательство, типография, телеграф. Четвёртый объём — полусфера, скорость её вращения один оборот в час. О назначении этого «тела» сведений не осталось, хотя известно, что в башне, кроме помещений для трёх властей (законодательной, исполнительной и информационной) предполагалось место и для художников.

К сожалению проект так и не был осуществлен – так и остался всего лишь макетом, который можно рассматривать как скульптуру.

Таким образом в скульптурах эпохи конструктивизма использовались те же материалы, что и в строительстве архитектурных сооружений, а точнее их остатки и отходы. Котррельефы стали не только скульптурными произведениями, но и дали ощутимый толчок развитию живописи. Они вывели живопись за грань полота и дали ей жизнь в пространстве. А башня Татлина и по сей день остается вечным символом конструктивизма.

Предметы быта и одежда.

 

Одежда (Приложение 11, 12).

Конструктивисты предложили беспредметный орнамент для набивных тканей. Внедрение в быт тканей с новыми рисунками было одним из направлений организации социалистического быта. В 1924 г. Л. Попова и В. Степанова на Первой ситценабивной фабрике разрабатывали образцы тканей, которые были запущены в производство и поступили в продажу. Летом 1924г. конструктивистские ткани носила вся Москва: рисунки конструктивистов были, в сущности, первой советской модой. Попова и Степанова проектировали рисунки с советской символикой, но наиболее интересными были ткани с рисунками из простых геометрических форм. Конструктивисты заимствовали из «беспредметной» живописи тщательный анализ пропорциональных и пространственных соотношений, ритмические построения, динамические, оптические и пространственные эффекты, сдвиги и смещения форм, сочетание плоскостных и объемных элементов, что позволило предложить новаторские решения.

Владимир Татлин разрабатывал образцы повседневной одежды -- «нормаль-одежды», стараясь усовершенствовать традиционные вещи -- пальто, куртки, брюки и т.п. Его модели в отличие от многих проектов «московских конструктивистов» были удобны, тщательно продуманы и вполне подходили для реальной жизни, так как Татлин руководствовался лозунгом «Ни к новому, ни к старому, а к нужному».

Таким образом, одежда приобрела интересный геометрический орнамент, удобный и практичный фасон.

Предметы быта (Приложение 21).

Свои проекты в решении проблем предметов была были предложены студентами ВХУТЕМАСа

Конструктивистка Быкова предложил свое решение раскладной полки для книг (приложение). Налево полка в сложенном виде, направо — в разложенном. Конструкция из дерева и металла. В сложенном виде ее можно использовать как ящик для упаковки и перевозки книг. Кроме того, всю конструкцию можно разобрать для наиболее легкой переноски.

Алексей Ган.Складной станок (приложение) с лотком для уличной торговли папиросами или бумагой и писчебумажными принадлежностями. Улица так же как и квартира требует рабочей обстановки. Конструктивизм и сюда должен направить свое внимание и наблюдать за бытом улицы.

Проект разборного стола (приложение).Стол предназначен для письменной работы, черчения и обеда. В нижнюю часть стола могут убираться 4 складные стула, а также из нижней части (подставка) выдвигаются с обеих сторон конверты для журналов, газет и бумаг. Крышка одной половины стола поднимается вместе с боковыми сторонами и, занимая вертикальное положение, открывает стол для обеда, на котором имеется передвижная в прорезах дорожка (скатерть).В поднятой вертикальной доске имеются откидные полки, а ниже кольца и ремни для обеденного и чанного сервиза. Опускаясь, верхняя крышка накрывает обеденный стол, не касаясь посуды, и ее обратная сторона может быть использована для работы. Вторая часть стола приподнимается около крайнего ребра и может дать любой наклон для черчения. Кроме того, стол имеет ряд ящиков, предназначенных для хранения чертежей, рабочих материалов и принадлежностей. Ножки стола поставлены на шарики, и весь стол может быть легко передвинут и вовсе разобран. Проект конструктивиста Морозова.

Складная металлическая посуда для похода и экскурсий (приложение я). В сложенном виде это небольшой котелок с ремнем, который может пристегиваться к поясу. В разложенном виде получается несколько предметов, необходимых для приготовления горячей и жидкой пищи, а также является посудой и прибором во время еды. Выполнила конструктивистка Быкова.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.