Глава 1. Конструктивизм. Возникновение и основные стилевые особенности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Глава 1. Конструктивизм. Возникновение и основные стилевые особенности

2022-10-10 31
Глава 1. Конструктивизм. Возникновение и основные стилевые особенности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3

Глава 1. Конструктивизм. Возникновение и основные стилевые особенности.......................................................................................................................... 4

1.1 Предпосылки возникновения конструктивизма..................................................................................................... 4

1.2 История конструктивизма................................................................................................................................................ 5

1.3 Отличительные черты конструктивизма в архитектуре....................................................................................... 7

1.4 ВХУТЕМАС и его влияние на развитие конструктивизма................................................................................. 8

1.5 Конструктивизм в разных областях искусства...................................................................................................... 10

Глава 2. Анализ произведений эпохи конструктивизма.............. 12

2.1 Архитектура......................................................................................................................................................................... 12

2.2 Фотография и плакат....................................................................................................................................................... 14

2.3 Живопись.............................................................................................................................................................................. 14

2.4 Скульптура........................................................................................................................................................................... 16

2.5 Предметы быта и одежда................................................................................................................................................. 17

Глава 3. Проектное предложение использования конструктивизма в современной городской среде............................................................. 18

Заключение................................................................................................ 19

Список литературы................................................................................. 20

Приложение................................................................................................ 21


ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на то что нашу страну нельзя назвать законодателем и основателем направленийв искусстве, есть один ярко выраженный стиль, наиболее широко проявивший себя в советское время. Конечно же, речь пойдет о конструктивизме.

Традиционно конструктивизм отождествляется с архитектурой Советской эпохи, пережившей расцвет в 1920-30-е гг. Этот стиль объединил передовую технологию и проектирование с прямо коммунистической социальной целью.

Возникновение и развитие конструктивизма происходило в условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

«Производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к текущим российским реалиям 1920-х.

Архитектура как наиболее фундаментальное воплощение принципов конструктивизма до сих пор является его ярким образчиком, прекрасно сохранившимся и доступным массовому зрителю. Однако не только в архитектуре проявился конструктивизм. Его отражение можно проследить так же в изобразительном искусстве, в полиграфии, в декоративно-прикладном искусстве и даже в фотографии. Таким образом, конструктивизм оказал свое влияние на многие сферы жизни своей эпохи.

Цель работы: выявить стилевые особенности конструктивизма и его основные приемы

Задачи: проанализировать главные и основные произведения направления конструктивизм

Продуктом будет являться эскиз проектного предложения по использованию элементов конструктивизма в современной городской среде.

 

Глава 1. Конструктивизм. Возникновение и основные стилевые особенности

 

История конструктивизма.

Ранний конструктивизм. Большое влияние на проектирование конструктивистских общественных зданий оказала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг.

Впервые архитекторы-конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных (Приложение 1) выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций. Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения) (Приложение 2). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6×6 метров на Страстной площади. Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Гинзбург. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни», а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.

Рассвет конструктивизма. Архитекторы зрелого конструктивизма использовали функциональный метод, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Таким образом, идейно-художественные и утилитарно-практические задачи рассматривались в совокупности. Каждой функции отвечает наиболее рациональная объёмно-планировочная структура (форма соответствует функции).В эти же годы происходит увлечение конструктивистов идеями Ле Корбюзье: автор и сам приезжал в Россию, где плодотворно общался и сотрудничал с лидерами ОСА.

В среде ОСА выдвигается ряд перспективных архитекторов, таких, как братья Илья и Пантелеймон Голосовы, Иван Леонидов, Михаил Барщ, Владимир Владимиров. Конструктивисты активно участвуют в проектировании промышленных зданий, фабрик-кухонь, домов культуры, клубов, жилых домов.

Наиболее распространённым типом общественных зданий, воплотившим в себе основные принципы конструктивизма, стали здания клубов и домов культуры. Примером может служить дома культуры Пролетарского района Москвы, более известного как Дворец культуры ЗИЛа; строительство осуществлялось в 1931—1937 годах по проекту братьев Весниных. При создании проекта авторы опирались на известные пять принципов Ле Корбюзье: использование опор-столбов вместо массивов стен, свободная планировка, свободное оформление фасада, удлинённые окна, плоская крыша. Объёмы клуба подчёркнуто геометричны и представляют собой вытянутые параллелепипеды, в которые врезаны ризалиты лестничных клеток, цилиндры балконов

Характерным примером воплощения функционального метода стали дома-коммуны, архитектура которых соответствовала принципу, высказанному Ле Корбюзье: «дом — машина для жилья». Известным примером зданий такого типа является общежитие-коммуна Текстильного института на улице Орджоникидзе в Москве (Приложение 4). Автором проекта, реализованного в 1930—1931 годах, был специализировавшийся преимущественно на промышленной архитектуре Иван Николаев. Идея дома-коммуны предполагала полное обобществление быта. Концепция проекта была предложена самими студентами; функциональная схема здания была ориентирована на создание жёсткого распорядка дня студентов. Утром студент просыпался в жилой комнате — спальной кабине размером 2,3 на 2,7 м, вмещавшей только кровати и табуретки — и направлялся в санитарный корпус, где проходил как по конвейеру последовательно душевые, помещения для зарядки, раздевалки. Из санитарного корпуса жилец по лестнице или пандусу спускался в низкий общественный корпус, где проходил в столовую, после чего отправлялся в институт или же в другие помещения корпуса — залы для бригадной работы, кабинки для индивидуальных занятий, библиотеку, актовый зал. В общественном корпусе находились также ясли для детей до трёх лет, а на крыше была устроена открытая терраса. В результате проведённой в 1960-е годы реконструкции общежития первоначальный замысел строгого распорядка дня был нарушен. Другой известный пример — дом наркомата финансов в Москве (Приложение 5). Он интересен как пример дома «переходного типа» от традиционного квартирного жилья к дому-коммуне. Подобных домов было построено шесть — четыре в Москве, по одному Екатеринбурге и Саратове; до настоящего времени сохранились не все.

Закат конструктивизма. В начале 1930-х годов визменилась политическая ситуация в стране, а следовательно, и в искусстве. Новаторские и авангардные течения подвергались резкой критике и гонениям. На смену революционному аскетизму пришли пышность и избыточность сталинского неоклассицизма.

 

Архитектура

 

Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик». Чернихов (Приложение 16).

Для «Красного гвоздильщика» в 1930–1931 годах Чернихов выстроил канатный цех — длинное здание площадью более 7 тысяч квадратных метров и верти­кальную доминанту-водокачку. Цилиндрический бак вознесен на тонких железобетонных ногах и нависает над проезжей частью улицы. Это уже не ода каркасу конструкции, но победа над силой земного тяготения: тонкие столбы несут массивный, лишенный членений объем бака. Отсутствие декоративных элементов, привычных для дореволюционной архитектуры с ее заводскими водокачками, стилизованными под башни кампанилы итальянских городов, подчеркивает простоту форм и сбивает масштаб — бак кажется больше и тяже­лее: таким образом достижения современных строительных технологий выгля­дят значительнее.

Гараж «Интуриста». Мельникова (Приложение 17).

Своим внешним видом Мельникову обязано и здание гаража "Интуриста" на Сущевском валу, построенное в 1934 году. Мельников смело работает над композицией фасада, создавая динамическую композицию из простых геометрических фигур. Правую частью фасада он решает большими остекленными плоскостями – круг и трапеция, которые являются доминантами в композиции. Левая часть – равномерное членение вертикальными окнами, создавая ритмический ряд. Основная композиционная ось – диагональ, именно она «разрезает» плоскость фасада на две части.Диагональная структура композиции фасада придает внешнему виду гаража больше динамики. Начинаясь от низа круга, она «летит» вверх и огибает здание слева полуциркульной консолью, намекая на символ бесконечности.

Дом Культуры имени И. В. Русакова. Мельников (Приложение 18).

Необычное объёмно-пространственное решение здания тесно взаимосвязано с планировкой внутренних помещений, предполагавшей возможность трансформации основных залов. Балконы зрительного зала в виде динамичных выбросов своеобразных срезанных консолей, разделённых остеклёнными вертикалями лестниц, составляют основу композиционного решения фасада. Важную часть образного решения здания составляли светотеневые контрасты и цветовые сочетания. Стены угловой части и верха портала сцены сохраняли красный цвет неоштукатуренного кирпича, боковые грани консольных выступов были белыми с меняющимися крупными надписями на торцах, а обрамления остеклённых вертикалей и нижние поверхности консолей демонстрировали тёмно-серый цвет штукатурки. Динамика достигалась за счет наклона крыши здания, а другие композиционные средства, прямоугольные окна, подчиненные строгому ритму, оконные решетки, поддерживающие его, делали постройку строгой и законченной.

Дом Наркомфина. Гинзбург (Приложение 5).

Дом Наркомфина (или 2-й дом Совнаркома) на Новинском бульваре, построенный в 1928–1930 годы, — это программное произведение главного архитектора и теоретика конструктивизма М. Я. Гинзбурга. Здание было спроектировано в соавторстве с архитектором И. Ф. Милинисом и инженером С. Л. Прохоровым.

Дом-коммуна воплощает экспериментальную форму быта 1920-х годов, и является одной из вершин подобного строительства. М. Я. Гинзбург считал его «домом переходного типа» (о чем писал в своей книге «Жилище», 1934), поскольку жильцы располагали достаточно большой свободой в выборе занятий.

Квартиры-ячейки разных типов были предназначены как для больших семей (ячейки типа K на втором и третьем этажах), так и для одиночек (ячейки типа F и 2F).Одной из самых важных функций здания “переходного типа” по замыслу Гинзбурга была общественная. Поэтому там была устроена столовая, солярий на крыше, а пространство между колоннами должно было быть использовано для встреч и прогулок. Все это способствовало проектированию нового конвеерного общества.

Также, как и для всех остальных строений конструктивизма, постройке Гинзбурга характерны строгий геометризм, ритмичность элементов. Это можно проследить на фасаде здания: большие прямоугольные горизонтальные формы, их членение мелкими, вертикальными, ритмичными формами – все это служит для создания целостной композиции здания. Дополнением и разнообразием образа служат полукруглые открытые балконы и ровные цилиндрические колонны. Цвет также подобран в соответствии со временем: это холодные белые и, соответствующие им тусклые серые оттенки.

 

Таким образом, архитектура конструктивизма приобрела простые и лаконичные композиционные решения. Отдельное внимание уделялось новым планировкам помещений. Они должны были служить для обычного рабочего человека тех лет. Архитекторы ныне проектировали не только здания, но и делали попытки создать новый тип общества, а вместе с ним и новый тип человека социалистического будущего.

Фотография и плакат.

 

Лестница. А.Родченко (Приложение 19).

Один из самых известных — «Лестница».эта фотография — один из так называемых «ракурсных снимков», ставших визитной карточкой Родченко, пытавшегося подать обыденные сюжеты и образы в новом, неожиданном ключе.Это создавало небывалую динамику, ломало привычные представления о фото-образе.Здесь все подчинено цели передать движение: верхний ракурс съемки, отсутствие горизонта, чередование ступенек по диагонали, резкий контраст тени и света, предающие снимку ритмичности.

Портрет Маяковского. А.Родченко (Приложение 8).

В этой работе Родченко экспериментирует с возможностями фотопленки и открывает нечто новое для фотографии того времени. Двойная экспозиция – это прием, когда на уже отснятую пленку делают снимки, получая в итоге эффект наложения. Таким образом, Родченко иначе осмысливает портретную фотографию, показывая Маяковского на своей работе с двух ракурсов.

Плакат Ленгиз. А.Родченко (Приложение 10).

Плакат «Ленгиз: книги по всем отраслям знаний» — один из символов авангардной рекламы со всеми ее излюбленными приемами. Тут есть и фотомонтаж, и жесткая геометрическая конструкция, и яркие пятна. В основе плаката — фотография Лили Брик, которую сделал сам Родченко. Текст служит теперь не только с точки зрения удобства чтения, но и работает на композицию. Он так же приобретает геометрические формы, разделяясь на доминанты композиции и средства, способствующие ощущению динамики и ритмичности.

 

Фотография конструктивизма стала отражать быт простых людей, простых рабочих. Так же использовались те же композиционные методы, что и в живописи того времени, однако техничекие открытия помогли разнообразить эти методы и сделать работы поистине уникальными.

Живопись

 

Женщина с граблями. К.Малевич (приложение 14).

Это картина из второй серии крестьянского цикла работ Казимира Малевича.На картине изображена женская фигура, которая составлена из геометрических элементов.Основные цвета полотна – белый, красный и черный. Они являются доминантными. Остальные цветацвета имеют спокойный и плавный переход – они предназначены для упорядочения цветовой гаммы и созданию впечетления целостности. Женская фигура, как и на других работах художника, лишена лица: вместо него мы видим бело-черное пятно. Задний фон состоит из полосок цветных полей и строений, форма которых напоминает городские здания. Для ранних супрематических работ Малевича еще остается характерной предметность и сюжет, позже художник откажется от этого.

Супрематическая композиция. К.Малевич (приложение 14).

Данная картина хорошо характеризует работы Малевича за которые он был признан всем миром. Здесь художник отходит от всех образов и диктует новую философию безпредметности в живописи. Данное полотно является абстрактым и более походит на современный дизайн. композиция сводится к нескольким простым фигурам, которые имеют свой символический смысл. Геометрические изображения словно погружаются в пространство белой бездны, и господствуют в ней над законами статики и динамики. Художник все еще использует простые, доступные цвета. Работа выглядит целостной за счет правильного расставления контрастов, как цветовых, так и контрастов размеров.

 

Proun 4 B. Л.Лисицкий (приложение 15).

В отличие от супрематизма Малевиача несколько иное значение имеют проуны Лисицкого. Проун (проект утверждения нового) – неологизм, изобретённый Л.М.Лисицким для обозначения изобретённой им новой художественной системы, соединявшей идею геометрической плоскости с законами конструктивного построения объёмной формы. Теперь геометрия привязана не только к одной плоскости, а сразу к трем, т.е некоторые формы в композиции имеют объем. Так же Лисицкий использует несколько другие оттенки в своей работе: блеклые, холодные оттенки голубого желтого и красного являются доминантными, а черные и серые тона являются дополнением в композиции.

Конструкция. А.Родченко (приложение 15).

Живописные работы Родченко так же отличаются от работ Малевича и Лисицкого. В своих работах художник нередко обращает внимание на фон делая его цветным и, в отличие от Малевича использует в композиции более одного типа геометрических фигур. Так, например в данном полотне переплетаются, взаимодополняя друг друга, круги и прямоугольные формы, создавая совершенно другие контрасты нежели у Малевича. Так же отличаются работы и по цвету – Родченко использует сложные намешанные в палитре цвета.

 

Таким образом можно сказать, что живопись потихоньку отошла от образности и стала иметь геометрический характер. Разные художники разными средствами решали вопросы композиции. Фигуры имели разные контрасты и цветовые решения. В целом живопись в привычном ее понимании перестала существовать для мастеров конструктивизма и стала родоначальницей современного дизайна.

Скульптура

 

Угловой котррельеф. В.Татлин (приложение 13).

Эта абстрактная объемно-пространственная композиция должна была восприниматься как закономерное продолжение и развитие идеи беспредметности, которая ранее выражалась в „живописных рельефах" Татлина, построенных на сочетании контрастных по фактуре материалов (бумага, стекло, гипс, дерево, жесть). Принципиальная новизна „Углового контррельефа" заключалась в желании художника порвать с традиционной „картинной" плоскостью, вынести беспредметные конструкции в пространство, специально образованное двумя стоящими под углом плоскостями. Последние были необходимы не только для того, чтобы „подвесить" композицию, они создавали необходимый абстрактный фон, подчеркивающий ее объемность. Не менее существенным был и другой момент, обусловленный стремлением максимально раскрыть возможности применяемых материалов, которые как бы символизируют здесь противоположные и в то же время неразрывно связанные между собой понятия — гибкость и жесткость, свободу и напряжение, движение и покой.

Проект башни III Интернационала. В.Татлин (приложение 20)

Проект башни представлял собой совокупность двух наклонных металлических спиралей, состоящих из расположенных одно над другим зданий различной геометрической формы, но при этом гармонично связанных между собой. Посредством механизмов здания вращались вокруг своей оси. Нижнее, самое крупное здание имело форму куба, вращалось со скоростью одного оборота в год, по задумке архитектора предназначалось для конференций и съездов. Над ним располагалось здание в форме пирамиды, скорость вращения один оборот в месяц, предназначалось для исполнительных органов Интернационала. В цилиндре, скорость вращения которого составляла один оборот в день, должны были размещаться информационные бюро, издательство, типография, телеграф. Четвёртый объём — полусфера, скорость её вращения один оборот в час. О назначении этого «тела» сведений не осталось, хотя известно, что в башне, кроме помещений для трёх властей (законодательной, исполнительной и информационной) предполагалось место и для художников.

К сожалению проект так и не был осуществлен – так и остался всего лишь макетом, который можно рассматривать как скульптуру.

Таким образом в скульптурах эпохи конструктивизма использовались те же материалы, что и в строительстве архитектурных сооружений, а точнее их остатки и отходы. Котррельефы стали не только скульптурными произведениями, но и дали ощутимый толчок развитию живописи. Они вывели живопись за грань полота и дали ей жизнь в пространстве. А башня Татлина и по сей день остается вечным символом конструктивизма.

Предметы быта и одежда.

 

Одежда (Приложение 11, 12).

Конструктивисты предложили беспредметный орнамент для набивных тканей. Внедрение в быт тканей с новыми рисунками было одним из направлений организации социалистического быта. В 1924 г. Л. Попова и В. Степанова на Первой ситценабивной фабрике разрабатывали образцы тканей, которые были запущены в производство и поступили в продажу. Летом 1924г. конструктивистские ткани носила вся Москва: рисунки конструктивистов были, в сущности, первой советской модой. Попова и Степанова проектировали рисунки с советской символикой, но наиболее интересными были ткани с рисунками из простых геометрических форм. Конструктивисты заимствовали из «беспредметной» живописи тщательный анализ пропорциональных и пространственных соотношений, ритмические построения, динамические, оптические и пространственные эффекты, сдвиги и смещения форм, сочетание плоскостных и объемных элементов, что позволило предложить новаторские решения.

Владимир Татлин разрабатывал образцы повседневной одежды -- «нормаль-одежды», стараясь усовершенствовать традиционные вещи -- пальто, куртки, брюки и т.п. Его модели в отличие от многих проектов «московских конструктивистов» были удобны, тщательно продуманы и вполне подходили для реальной жизни, так как Татлин руководствовался лозунгом «Ни к новому, ни к старому, а к нужному».

Таким образом, одежда приобрела интересный геометрический орнамент, удобный и практичный фасон.

Предметы быта (Приложение 21).

Свои проекты в решении проблем предметов была были предложены студентами ВХУТЕМАСа

Конструктивистка Быкова предложил свое решение раскладной полки для книг (приложение). Налево полка в сложенном виде, направо — в разложенном. Конструкция из дерева и металла. В сложенном виде ее можно использовать как ящик для упаковки и перевозки книг. Кроме того, всю конструкцию можно разобрать для наиболее легкой переноски.

Алексей Ган.Складной станок (приложение) с лотком для уличной торговли папиросами или бумагой и писчебумажными принадлежностями. Улица так же как и квартира требует рабочей обстановки. Конструктивизм и сюда должен направить свое внимание и наблюдать за бытом улицы.

Проект разборного стола (приложение).Стол предназначен для письменной работы, черчения и обеда. В нижнюю часть стола могут убираться 4 складные стула, а также из нижней части (подставка) выдвигаются с обеих сторон конверты для журналов, газет и бумаг. Крышка одной половины стола поднимается вместе с боковыми сторонами и, занимая вертикальное положение, открывает стол для обеда, на котором имеется передвижная в прорезах дорожка (скатерть).В поднятой вертикальной доске имеются откидные полки, а ниже кольца и ремни для обеденного и чанного сервиза. Опускаясь, верхняя крышка накрывает обеденный стол, не касаясь посуды, и ее обратная сторона может быть использована для работы. Вторая часть стола приподнимается около крайнего ребра и может дать любой наклон для черчения. Кроме того, стол имеет ряд ящиков, предназначенных для хранения чертежей, рабочих материалов и принадлежностей. Ножки стола поставлены на шарики, и весь стол может быть легко передвинут и вовсе разобран. Проект конструктивиста Морозова.

Складная металлическая посуда для похода и экскурсий (приложение я). В сложенном виде это небольшой котелок с ремнем, который может пристегиваться к поясу. В разложенном виде получается несколько предметов, необходимых для приготовления горячей и жидкой пищи, а также является посудой и прибором во время еды. Выполнила конструктивистка Быкова.

 

Заключение

 

В заключении о проделанной работе, я отмечу, что мной были выполнены все задачи для достижения главной цели проекта: выявление особенностей конструктивизма. На основе данных, полученных из разных источников, и их анализе мне удалость предложить свой вариант использования приемов и методов конструктивизма в современной городской среде.

Так же хотелось бы сделать небольшой акцент на моем восприятии конструктивизма и рассказать почему для меня он имеет большое значение.

Мой преподаватель по рисунку как-то раз сказал мне, что задача настоящего архитектора заключается не только в проектировании зданий, но и в проектировании будущего человека. Архитектор должен обращать внимание так же и на эпоху, и на человека в этой эпохе, должен четко видеть будущее развитие нашего мира, нашего общества и через архитектуру вести людей к этому будущему. Именно эти идеи отразились в конструктивизме. Каждый раз, когда я сажусь за работу над новым проектом, я вспоминаю эти слова. Поэтому для меня по сей день произведения этой эпохи являются источником вдохновения и толчком к творческому развитию. И я думаю, что на многих архитекторов и дизайнеров конструктивизм повлиял также.

 

Список литературы

 

Литературные источники:

1) «Авангардисты: Русская революция в искусстве. 1917-1935»/ Шенг Схейен (2019)

2) ​«Архитектура советского авангарда» / Селим Хан-Магомедов (1996)

3) ​Russian constructivism / Кристина Лоддер (1983)​

Интернет источники:

1) www.museum-online.ru

2) www.archiline.narod.ru

3) www.countries.ru

4) www.slova.org.ru

5) https://pushkinmuseum.art

6) https://arzamas.academy

7) https://www.culture.ru

8) https://ru.wikipedia.org

9)


Приложение

 

Приложение 1

Братья Веснины. Конкурсный проект Дворца труда в Москве.

 

 


 

Приложение 2

Братья Веснины. Конкурсный проект здания московского филиала газеты «Ленинградская правда».

 

 

Приложение 3

 

Дом Культуры ЗИЛ. Архитекторы братья Веснины.

 

 

Приложение 4

 

Общежитие-коммуна текстильного института на улице Орджоникидзе в Москве.Иван Николаев.

 

Приложение 5

 

Дом Наркомфина в Москве. М. Я. Гинзбург

 

Приложение 6

Конкурсные работы И. Леонидова.

 

Приложение 7

Фотографии А.Родченко

 

Приложение 8

Портрет Маяковского. А.Родченко

 

Использование двойной экспозиции

 

Приложение 9

Техника фотомонтажа


 

Приложение 10

Плакат Ленгиз. А.Родченко


 

 

Приложение 11

 

 

Приложение 12

 

Приложение 13

Угловой контррельеф. В.Татлин

 

Приложение 14

Супрематическая композиция. К.Малевич.

Женщина с граблями. К.Малевич.

 

 

Приложение 15

Проун 4 В. Л.Лисицкий

 

 

Конструкция. А.Родченко

 

 

Приложение 16

 

Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик». Я.Чернихов.


 

Приложение 17

Гараж Интурист. К. Мельников


 

Приложение 18

Дом культуры имени Русакова. К.Мельников

Приложение 19

Лестница. А.Родченко


 

Приложение 20

Проект башни IIIИнтернационала. В.Татлин.

 


 

Приложение 21

Приложение 22

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................ 3

Глава 1. Конструктивизм. Возникновение и основные стилевые особенности.......................................................................................................................... 4

1.1 Предпосылки возникновения конструктивизма..................................................................................................... 4

1.2 История конструктивизма................................................................................................................................................ 5

1.3 Отличительные черты конструктивизма в архитектуре....................................................................................... 7

1.4 ВХУТЕМАС и его влияние на развитие конструктивизма................................................................................. 8

1.5 Конструктивизм в разных областях искусства...................................................................................................... 10

Глава 2. Анализ произведений эпохи конструктивизма.............. 12

2.1 Архитектура......................................................................................................................................................................... 12

2.2 Фотография и плакат....................................................................................................................................................... 14

2.3 Живопись.............................................................................................................................................................................. 14

2.4 Скульптура........................................................................................................................................................................... 16

2.5 Предметы быта и одежда................................................................................................................................................. 17

Глава 3. Проектное предложение использования конструктивизма в современной городской среде............................................................. 18

Заключение................................................................................................ 19

Список литературы................................................................................. 20

Приложение................................................................................................ 21


ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на то что нашу страну нельзя назвать законодателем и основателем направленийв искусстве, есть один ярко выраженный стиль, наиболее широко проявивший себя в советское время. Конечно же, речь пойдет о конструктивизме.

Традиционно конструктивизм отождествляется с архитектурой Советской эпохи, пережившей расцвет в 1920-30-е гг. Этот стиль объединил передовую технологию и проектирование с прямо коммунистической социальной целью.

Возникновение и развитие конструктивизма происходило в условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству. Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

«Производственное искусство» не стало более чем концепцией, однако, термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Помимо вышеуказанного направления на становление конструктивизма оказали огромное влияние футуризм, супрематизм, кубизм, пуризм и другие новаторские течения 1910-х годов, однако социально обусловленной основой стало именно «производственное искусство» с его непосредственным обращением к текущим российским реалиям 1920-х.

Архитектура как наиболее фундаментальное воплощение принципов конструктивизма до сих пор является его ярким образчиком, прекрасно сохранившимся и доступным массовому зрителю. Однако не только в архитектуре проявился конструктивизм. Его отражение можно проследить так же в изобразительном искусстве, в полиграфии, в декоративно-прикладном искусстве и даже в фотографии. Таким образом, конструктивизм оказал свое влияние на многие сферы жизни своей эпохи.

Цель работы: выявить стилевые особенности конструктивизма и его основные приемы

Задачи: проанализировать главные и осн


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.211 с.